Достоевский очень гордился тем что изобрел или

Достоевский очень гордился тем что изобрел или

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или(1)лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Пояснение (см. также Правило ниже).

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или, лучше сказать, ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал, как известно, целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Оба выделенные с двух сторон словосочетания являются вводными.

В за­да­нии 18 про­ве­ря­ет­ся уме­ние ста­вить знаки пре­пи­на­ния при сло­вах, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ных с пред­ло­же­ни­ем. К таким от­но­сят­ся и ввод­ные слова (кон­струк­ции, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния), встав­ные кон­струк­ции и об­ра­ще­ния

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть за­да­ний 18 будет пред­став­ле­на фор­мой по­вест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния с ввод­ны­ми сло­ва­ми

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Дру­гая часть (судя по де­мо­вер­сии и книге И.П. Цы­буль­ко Ти­по­вые эк­за­ме­на­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы 2017) будет вы­гля­деть вот так:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

По­слу­шай(1)быть может (2)когда мы по­ки­нем

Навек этот мир, где душою так сты­нем,

Быть может(3) в стра­не, где не знают об­ма­ну,

Ты (4) ан­ге­лом бу­дешь, я де­мо­ном стану!

Кля­ни­ся тогда по­за­быть (5)до­ро­гая(6)

Для преж­не­го друга все сча­стие рая!

Пусть (7)мрач­ный из­гнан­ник, судь­бой осуж­ден­ный,

Рас­смот­рим пра­ви­ла и по­ня­тия, не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния дан­но­го типа за­да­ний.

17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки. На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства ; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния.

К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ.

1. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

9. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие экс­прес­сив­ность вы­ска­зы­ва­ния: кроме шуток, смеш­но ска­зать, чест­но го­во­ря, между нами го­во­ря…

17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:

бук­валь­но, будто, вдо­ба­вок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в ко­неч­ном счете, едва ли, даже, имен­но, ис­клю­чи­тель­но, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, по­это­му, по­то­му, при­бли­зи­тель­но, при­мер­но, при­том, при­чем, про­сто, ре­ши­тель­но, слов­но… — в эту груп­пу вхо­дят ча­сти­цы и на­ре­чия, наи­бо­лее часто ока­зы­ва­ю­щи­е­ся оши­боч­но обособ­лен­ны­ми как ввод­ные.

по тра­ди­ции, по со­ве­ту…, по ука­за­нию…, по тре­бо­ва­нию…, по рас­по­ря­же­нию…, по за­мыс­лу…— эти со­че­та­ния вы­сту­па­ют в ка­че­стве не­обособ­лен­ных (не­вы­де­ля­е­мых за­пя­ты­ми) чле­нов пред­ло­же­ния :

По со­ве­ту стар­шей сест­ры она ре­ши­ла по­сту­пить в МГУ.

По рас­по­ря­же­нию врача боль­ной был по­са­жен на стро­гую диету.

По за­мыс­лу ав­то­ра роман дол­жен был охва­ты­вать пе­ри­од до 1825 года.

17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.

• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖ­НО БЫТЬ, КА­ЖЕТ­СЯ (КА­ЗА­ЛОСЬ) вы­сту­па­ют в ка­че­стве ввод­ных, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

Может, я приду зав­тра? На­ше­го учи­те­ля нет уже два дня; может быть, он за­бо­лел. Ты, долж­но быть, в пер­вый раз встре­ча­ешь­ся с таким яв­ле­ни­ем. Я, ка­жет­ся, его где-то ви­де­ла.

Эти же слова могут ока­зать­ся в роли ска­зу­е­мых:

• ОЧЕ­ВИД­НО, ВОЗ­МОЖ­НО, ВИДНО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Ты, оче­вид­но, хо­чешь из­ви­нить­ся за свой по­сту­пок? В сле­ду­ю­щем ме­ся­це я, воз­мож­но, уеду от­ды­хать. Ты, видно, не хо­чешь рас­ска­зать нам всей прав­ды?

Эти же слова могут войти в со­став ска­зу­е­мых:

Эти же слова ока­зы­ва­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­сто­я­тель­ства­ми) – Он верно (=пра­виль­но, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия) пе­ре­вел текст. На­вер­но не знаю (=на­вер­ня­ка, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия), но он дол­жен был сде­лать это назло мне. Уче­ник точно (=пра­виль­но) решил за­да­чу. Это есте­ствен­но (=есте­ствен­ным об­ра­зом) при­ве­ло нас к един­ствен­но пра­виль­но­му от­ве­ту.

• КСТА­ТИ яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он хо­ро­ший спортс­мен. Кста­ти, учит­ся он тоже хо­ро­шо.

Это же слово вы­сту­па­ет не как ввод­ное в зна­че­нии «за­од­но»:

Пойду про­гу­ля­юсь, кста­ти куплю хлеба.

• МЕЖДУ ПРО­ЧИМ ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным сло­вом, ука­зы­вая на связь мыс­лей:

Ее ро­ди­те­ли, по­дру­ги и, между про­чим, луч­ший друг про­тив по­езд­ки.

Это слово может упо­треб­лять­ся как нев­вод­ное в кон­тек­сте:

Он про­из­нес длин­ную речь, в ко­то­рой между про­чим от­ме­тил, что вско­ре ста­нет нашим на­чаль­ни­ком.

• ПРЕ­ЖДЕ ВСЕГО как ввод­ное слово ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Пре­жде всего (=во-пер­вых), нужно ли во­об­ще под­ни­мать столь ще­кот­ли­вую тему?

Это же слово может вы­сту­пать как об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни (=сна­ча­ла):

Пре­жде всего я хочу пе­ре­дать при­вет от твоих ро­ди­те­лей.

Нужно ска­зать, что в одной и той же фразе «пре­жде всего» может рас­смат­ри­вать­ся как ввод­ное, так и нет в за­ви­си­мо­сти от воли ав­то­ра.

• ДЕЙ­СТВИ­ТЕЛЬ­НО, НЕ­СО­МНЕН­НО, БЕЗ­УСЛОВ­НО, СОБ­СТВЕН­НО будут ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

С этого холма, дей­стви­тель­но (=точно, в самом деле, без вся­ко­го со­мне­ния), от­кры­вал­ся самый луч­ший вид. Не­со­мнен­но (=в самом деле, дей­стви­тель­но), ваш ре­бе­нок спо­со­бен к му­зы­ке. Он, без­услов­но, читал этот роман. – или на прием оформ­ле­ния мыс­лей – Вот, соб­ствен­но, и вся ис­то­рия.

Эти же слова не яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, если вы­сту­па­ют в дру­гих зна­че­ни­ях:

Я и дей­стви­тель­но таков, каким ты меня пред­став­ля­ла (=в дей­стви­тель­но­сти, на самом деле). Он был не­со­мнен­но та­лант­ли­вым ком­по­зи­то­ром (=без со­мне­ния, на самом деле). Она без­услов­но права, пред­ла­гая нам такой про­стой путь ре­ше­ния про­бле­мы (=очень даже, впол­не права). Я не имел ни­че­го соб­ствен­но про­тив школы, но в эту идти не хотел (=во­об­ще, имен­но). Слова «дей­стви­тель­но» и «без­услов­но» в за­ви­си­мо­сти от ин­то­на­ции, пред­ло­жен­ной го­во­ря­щим, может в одном и том же кон­тек­сте быть или ввод­ным, или нет.

• ТАКИМ ОБ­РА­ЗОМ, ДАЛЕЕ, ПОТОМ, НА­КО­НЕЦ, В КОНЦЕ КОН­ЦОВ в ка­че­стве ввод­ных слов ука­зы­ва­ют на по­сле­до­ва­тель­ность мыс­лей:

И, потом, она ока­за­лась зна­ме­ни­то­стью. Далее, мы ска­жем о своих вы­во­дах. Таким об­ра­зом (=итак), наши ре­зуль­та­ты ни­чуть не про­ти­во­ре­чат по­лу­чен­ным дру­ги­ми уче­ны­ми. Она умная, кра­си­вая и, на­ко­нец, она очень добра ко мне. Что же, в конце кон­цов, вы от меня хо­ти­те? Обыч­но пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ука­зан­ные выше слова, за­вер­ша­ют ряд пе­ре­чис­ле­ний, сами слова имеет зна­че­ние «и еще». В кон­тек­сте выше могут встре­тить­ся слова «во-пер­вых», «во-вто­рых», «с одной сто­ро­ны» и т.д. «Таким об­ра­зом» в зна­че­нии ввод­но­го слова ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко за­вер­ше­ни­ем пе­ре­чис­ле­ния, но и вы­во­дом.

Эти же слова не вы­де­ля­ют­ся как ввод­ные в зна­че­ни­ях: «таким об­ра­зом» = «таким спо­со­бом»:

Таким об­ра­зом он и смог пе­ре­дви­нуть тя­же­лый шкаф.

Далее слово предо­став­ля­ет­ся вто­ро­му оп­по­нен­ту.

Обыч­но в преды­ду­щем кон­тек­сте встре­ча­ют­ся об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни, на­при­мер «сна­ча­ла». «Потом» = «затем, после этого»:

А потом он стал из­вест­ным уче­ным.

«На­ко­нец» = «под конец, на­по­сле­док, после всего, в ре­зуль­та­те всего»:

На­ко­нец все дела были бла­го­по­луч­но за­вер­ше­ны. Обыч­но в этом зна­че­нии к слову «на­ко­нец» может быть до­бав­ле­на ча­сти­ца «-то», что не­воз­мож­но сде­лать, если «на­ко­нец» яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом. В тех же зна­че­ни­ях, что ука­за­ны выше для «на­ко­нец», не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «в конце кон­цов»:

В конце кон­цов (=в ре­зуль­та­те) со­гла­ше­ние было до­стиг­ну­то.

• ОД­НА­КО яв­ля­ет­ся ввод­ным, если стоит в се­ре­ди­не или в конце пред­ло­же­ния:

Дождь, од­на­ко, шел уже вто­рую не­де­лю, не­смот­ря на про­гно­зы си­ноп­ти­ков. Как я его ловко, од­на­ко!

«Од­на­ко» не ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным в на­ча­ле пред­ло­же­ния и в на­ча­ле части слож­но­го пред­ло­же­ния, когда оно вы­сту­па­ет в роли про­ти­ви­тель­но­го союза (=но): Од­на­ко люди не хо­те­ли ве­рить в его доб­рые на­ме­ре­ния. Мы не на­де­я­лись на встре­чу, од­на­ко нам по­вез­ло.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ино­гда слово «од­на­ко» может сто­ять и в на­ча­ле пред­ло­же­ния, но не вы­пол­нять функ­цию союза: Од­на­ко, это не­ве­ро­ят­но слож­но.

• ВО­ОБ­ЩЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «во­об­ще го­во­ря», когда оно ука­зы­ва­ет на спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей:

Его ра­бо­ты, во­об­ще, пред­став­ля­ет ин­те­рес толь­ко для уз­ко­го круга спе­ци­а­ли­стов. В дру­гих зна­че­ни­ях слово «во­об­ще» яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем в зна­че­нии «в целом, со­всем, во всех от­но­ше­ни­ях, при всех усло­ви­ях, все­гда»:

• ПО-МОЕМУ, ПО-ТВО­Е­МУ, ПО-НА­ШЕ­МУ, ПО-ВА­ШЕ­МУ яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, ука­зы­вая на ис­точ­ник со­об­ще­ния:

Ваш ре­бе­нок, по-моему, про­сту­дил­ся. Это, по-ва­ше­му, что-то до­ка­зы­ва­ет? Слово «по-сво­е­му» ввод­ным не яв­ля­ет­ся: Он по-сво­е­му прав.

• КО­НЕЧ­НО чаще всего яв­ля­ет­ся ввод­ным, ука­зы­ва­ет на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Мы, ко­неч­но, го­то­вы по­мочь тебе во всем.

Ино­гда это слово не обособ­ля­ет­ся, если ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ет­ся тоном уве­рен­но­сти, убеж­ден­но­сти. В этом слу­чае слово «ко­неч­но» счи­та­ет­ся уси­ли­тель­ной ча­сти­цей: Я ко­неч­но бы со­гла­сил­ся, если бы ты пре­ду­пре­дил меня за­ра­нее.

• ВО ВСЯ­КОМ СЛУ­ЧАЕ чаще яв­ля­ет­ся ввод­ным и упо­треб­ля­ет­ся для оцен­ки:

Я, во вся­ком слу­чае, не хотел бы вспо­ми­нать об этом. Эти слова, во вся­ком слу­чае, сви­де­тель­ству­ют о се­рьез­но­сти его от­но­ше­ния к жизни.

В зна­че­нии «все­гда, при любых об­сто­я­тель­ствах» это со­че­та­ние ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Я во вся­ком слу­чае дол­жен был встре­тить его се­год­ня и по­го­во­рить с ним.

• В СВОЮ ОЧЕ­РЕДЬ может быть ввод­ным, когда ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей или на спо­соб оформ­ле­ния мысли:

Среди мно­же­ства со­вре­мен­ных пи­са­те­лей ин­те­рес вы­зы­ва­ет Вла­ди­мир Со­ро­кин, а среди его книг, в свою оче­редь, можно особо вы­де­лить «Роман». По­про­сив меня по­мочь ему в ра­бо­те, он, в свою оче­редь, тоже не стал без­дель­ни­чать. Это же сло­во­со­че­та­ние может быть нев­вод­ным в зна­че­ни­ях «в ответ», «со своей сто­ро­ны» (= когда на­сту­па­ет оче­редь) – Маша в свою оче­редь рас­ска­за­ла о том, как она про­ве­ла лето.

• ЗНА­ЧИТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если оно может быть за­ме­не­но сло­ва­ми «сле­до­ва­тель­но», «стало быть»:

Со­об­ще­ние слож­ное, зна­чит, его нужно пе­ре­дать се­год­ня. Дождь уже кон­чил­ся, зна­чит, мы можем идти гу­лять. Если она так упор­но бо­рет­ся с нами, зна­чит, она чув­ству­ет свою право­ту.

Это слово может ока­зать­ся ска­зу­е­мым, близ­ким по смыс­лу к «озна­ча­ет»:

Оби­жать­ся — зна­чит при­зна­вать себя сла­бым. Дру­жить — зна­чит до­ве­рять сво­е­му другу.

• НА­О­БО­РОТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он не хотел оби­жать её, а, на­о­бо­рот, пы­тал­ся по­про­сить у неё про­ще­ния. Вме­сто того, чтобы за­ни­мать­ся спор­том, она, на­о­бо­рот, целый день сидит дома.

Не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «и на­о­бо­рот», ко­то­рое может вы­сту­пать в ка­че­стве од­но­род­но­го члена пред­ло­же­ния, оно упо­треб­ля­ет­ся как слово, за­ме­ща­ю­щее целое пред­ло­же­ние или его часть:

Вес­ною де­вуш­ки ме­ня­ют­ся: брю­нет­ки ста­но­вят­ся блон­дин­ка­ми и на­о­бо­рот (т.е. блон­дин­ки брю­нет­ка­ми). Чем боль­ше ты за­ни­ма­ешь­ся, тем более вы­со­кие оцен­ки по­лу­ча­ешь, и на­о­бо­рот (т.е. если за­ни­ма­ешь­ся мало, оцен­ки будут пло­хие; за­пя­тая перед «и» ока­зы­ва­ет­ся в конце части пред­ло­же­ния – по­лу­ча­ет­ся как бы слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, где «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет его вто­рую часть). Я знаю, что он вы­пол­нит мою прось­бу и на­о­бо­рот (т.е. я вы­пол­ню его, перед «и» нет за­пя­той, так как «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет од­но­род­ное при­да­точ­ное).

• ПО КРАЙ­НЕЙ МЕРЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если имеет зна­че­ние оцен­ки:

Миша, по край­ней мере, знает, как нужно себя вести, а не ко­вы­ря­ет­ся вил­кой в зубах.

Это сло­во­со­че­та­ние может упо­треб­лять­ся в зна­че­ни­ях «не мень­ше чем», «самое мень­шее», тогда оно не обособ­ля­ет­ся:

Она по край­ней мере будет знать, что её отец не зря про­жил жизнь. По край­ней мере пя­те­ро из клас­са долж­ны при­нять уча­стие в лыж­ных гон­ках.

• С ТОЧКИ ЗРЕ­НИЯ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «по мне­нию»:

С точки зре­ния моей ба­буш­ки, де­вуш­ка не долж­на но­сить брюки. Её ответ, с точки зре­ния эк­за­ме­на­то­ров, до­сто­ин самой вы­со­кой оцен­ки.

Тот же обо­рот может иметь зна­че­ние «в от­но­ше­нии» и тогда ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Ра­бо­та идет по плану с точки зре­ния сро­ков. Если оце­ни­вать по­ве­де­ние ге­ро­ев не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний с точки зре­ния со­вре­мен­ной мо­ра­ли, то его сле­ду­ет счи­тать без­нрав­ствен­ным.

• В ЧАСТ­НО­СТИ вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей в вы­ска­зы­ва­нии: Её ин­те­ре­су­ет, в част­но­сти, во­прос о вкла­де этого уче­но­го в раз­ви­тие тео­рии от­но­си­тель­но­сти. Фирма при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти и, в част­но­сти, по­мо­га­ет дет­ско­му дому № 187.

Если со­че­та­ние В ЧАСТ­НО­СТИ ока­за­лось в на­ча­ле или в конце при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, то оно от этой кон­струк­ции не от­де­ля­ет­ся (об этом более по­дроб­но будет идти речь в сле­ду­ю­щем раз­де­ле):

Я люблю книги о жи­вот­ных, в част­но­сти о со­ба­ках. Мои дру­зья, в част­но­сти Маша и Вадим, от­ды­ха­ли этим летом в Ис­па­нии. Ука­зан­ное со­че­та­ние не вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если оно со­еди­не­но со­ю­зом «и» со сло­вом «во­об­ще»:

Раз­го­вор зашел о по­ли­ти­ке во­об­ще и в част­но­сти о по­след­них ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ства.

• ГЛАВ­НЫМ ОБ­РА­ЗОМ яв­ля­ет­ся ввод­ным, когда слу­жит для оцен­ки ка­ко­го-ни­будь факта, его вы­де­ле­ния в вы­ска­зы­ва­нии: Учеб­ник сле­ду­ет пе­ре­пи­сать и, глав­ным об­ра­зом, до­ба­вить в него такие главы… Ком­на­та ис­поль­зо­ва­лась по тор­же­ствен­ным слу­ча­ям и, глав­ным об­ра­зом, для ор­га­ни­за­ции па­рад­ных обе­дов.

Это со­че­та­ние может вхо­дить в со­став при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, в этом слу­чае, если оно стоит в ее на­ча­ле или в конце, не от­де­ля­ет­ся от самой кон­струк­ции за­пя­той:

Мно­гие рус­ские люди, глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, не ве­ри­ли обе­ща­ни­ям пра­ви­тель­ства.

В зна­че­нии «в первую оче­редь», «боль­ше всего» это со­че­та­ние не яв­ля­ет­ся ввод­ным и не обособ­ля­ет­ся:

Он бо­ял­ся со­чи­не­ния глав­ным об­ра­зом из-за своей без­гра­мот­но­сти. Мне в нем нра­вит­ся глав­ным об­ра­зом его от­но­ше­ние к ро­ди­те­лям.

• НА­ПРИ­МЕР все­гда будет ввод­ным, но оформ­ля­ет­ся по-раз­но­му. Оно может быть вы­де­ле­но за­пя­ты­ми с двух сто­рон:

Павел Пет­ро­вич че­ло­век край­не вни­ма­тель­ный к сво­е­му внеш­не­му виду, на­при­мер, он тща­тель­но уха­жи­ва­ет за сво­и­ми ног­тя­ми. Если «на­при­мер» ока­зы­ва­ет­ся в на­ча­ле или в конце уже обособ­лен­но­го члена, то за­пя­той от этого обо­ро­та оно не обособ­ля­ет­ся:

Во мно­гих боль­ших го­ро­дах, на­при­мер в Москве, скла­ды­ва­ет­ся не­бла­го­при­ят­ная эко­ло­ги­че­ская об­ста­нов­ка. Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния рус­ских пи­са­те­лей, на­при­мер «Ев­ге­ний Оне­гин» или «Война и мир», по­слу­жи­ли ос­но­вой для со­зда­ния ху­до­же­ствен­ных филь­мом не толь­ко в Рос­сии, но и в дру­гих стра­нах. Кроме того, после «на­при­мер» может сто­ять двое­то­чие, если «на­при­мер» стоит после обоб­ща­ю­ще­го слова перед рядом од­но­род­ных чле­нов:

Не­ко­то­рые фрук­ты могут вы­звать ал­лер­гию, на­при­мер: апель­си­ны, ман­да­ри­ны, ана­нас, крас­ные ягоды.

17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.

Для вы­де­ле­ния ввод­ных слов и пред­ло­же­ний могут ис­поль­зо­вать­ся не толь­ко за­пя­тые, но и тире, а также со­че­та­ния тире и за­пя­той.

Эти слу­чаи не вхо­дят в курс сред­ней школы и в за­да­ни­ях ЕГЭ не ис­поль­зу­ют­ся. Но не­ко­то­рые обо­ро­ты, часто ис­поль­зу­е­мые, нужно за­пом­нить. При­во­дим при­ме­ры из Спра­воч­ни­ка по пунк­ту­а­ции Ро­зен­та­ля.

Так, если ввод­ное со­че­та­ние об­ра­зу­ет не­пол­ную кон­струк­цию (про­пу­ще­но какое-либо слово, вос­ста­нав­ли­ва­е­мое из кон­тек­ста), то оно вы­де­ля­ет­ся за­пя­той и тире: Ма­ка­рен­ко не­од­но­крат­но подчёрки­вал, что пе­да­го­ги­ка ос­но­ва­на, с одной сто­ро­ны, на без­гра­нич­ном до­ве­рии к че­ло­ве­ку, а с дру­гой — на вы­со­ких к нему тре­бо­ва­ни­ях; Чи­чи­ков велел оста­но­вить­ся по двум при­чи­нам: с одной сто­ро­ны, чтобы дать от­дох­нуть ло­ша­дям, с дру­гой — чтобы и са­мо­му от­дох­нуть и под­кре­пить­ся (за­пя­тая перед при­да­точ­ной ча­стью «по­гло­ща­ет­ся» тире); С одной сто­ро­ны, важно было при­нять сроч­ное ре­ше­ние, но тре­бо­ва­лась осто­рож­ность — с дру­гой.

17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.

Впер­вые вклю­че­но в за­да­ния ЕГЭ в 2016-2017 году. Уча­щим­ся пред­сто­ит ис­кать об­ра­ще­ния в сти­хо­твор­ных про­из­ве­де­ни­ях, что зна­чи­тель­но услож­ня­ет за­да­чу.

Об­ра­ще­ние вме­сте со всеми от­но­ся­щи­ми­ся к нему сло­ва­ми вы­де­ля­ет­ся (в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния) или от­де­ля­ет­ся (в на­ча­ле либо в конце пред­ло­же­ния) за­пя­ты­ми, если про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ции:

При­я­тель до­ро­гой, здо­ро­во!; Ва­си­лий Ва­си­льич, прошу вас оста­вить меня в покое; Поз­воль­те мне, чи­та­тель мой, за­нять­ся стар­шею сест­рой; Ты пом­нишь, Алёша, до­ро­ги Смо­лен­щи­ны; До сви­да­ния, бла­го­род­ней­ший гос­по­дин Глин­кин; И вы туда же, ста­рый бан­дит пера.

17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

1. Если об­ра­ще­ние, сто­я­щее в на­ча­ле пред­ло­же­ния, про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак (сле­ду­ю­щее за об­ра­ще­ни­ем слово пи­шет­ся с про­пис­ной буквы): Ста­рик! О преж­нем по­за­будь; Мо­ло­дой уро­же­нец Неа­по­ля! Что оста­вил в Рос­сии ты на поле?

2. Если об­ра­ще­ние стоит в конце пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся за­пя­тая, а после него — тот знак пре­пи­на­ния, ко­то­рый тре­бу­ет­ся со­дер­жа­ни­ем и ин­то­на­ци­ей пред­ло­же­ния: Думай же, ма­стер куль­ту­ры; При­вет вам, люди мир­но­го труда!; Ты здесь, ми­лень­кий?; Сви­нья ты, бра­тец

3.По­вто­ря­ю­щи­е­ся об­ра­ще­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком: Степь ши­ро­кая, степь без­люд­ная, от­че­го ты так смот­ришь пас­мур­но?; Здрав­ствуй, ветер, гроз­ный ветер, по­пут­ный ветер все­мир­ной ис­то­рии!; Вась­ка! Вась­ка! Вась­ка! Здо­ро­во!

4.Од­но­род­ные об­ра­ще­ния, со­еди­нен­ные со­ю­зом и или да, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся: Пойте, люди, го­ро­да и реки! Пойте, горы, степи и поля!; Здрав­ствуй, солн­це да утро весёлое!

5. При на­ли­чии не­сколь­ких об­ра­ще­ний к од­но­му лицу, на­хо­дя­щих­ся в раз­ных ме­стах пред­ло­же­ния, каж­дое из них вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми: Иван Ильич, рас­по­ря­дись, бра­тец, насчёт за­кус­ки; …Я по­то­му, Фома, не лучше ли, брат, рас­стать­ся?

6. Если рас­про­стра­нен­ное об­ра­ще­ние «разо­рва­но» дру­ги­ми сло­ва­ми — чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть об­ра­ще­ния вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми по об­ще­му пра­ви­лу: Креп­че, кон­ское, бей, ко­пы­то, от­че­ка­ни­вая шаг! ; За кровь и слёзы жаж­дав­ший рас­пла­ты, тебя мы видим, сорок пер­вый год.

Источник

Достоевский очень гордился тем что изобрел или

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Писатели (1) конечно (2) хорошо понимают, что в природе нет и (3) не может быть (4) ни прекрасного, ни безобразного.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я был(1)понятно(2)счастлив тоже,

когда влюблялся и любил

или у шумной молодежи

свое признанье находил.

Ты(3)счастье(4) мне еще являлось,

когда не сразу, неспроста

перед мальчишкой открывалась

лесов и пашен(5) красота.

Я также счастлив был довольно

не каждый день, но каждый год,

когда на празднествах застольных,

как колокол на колокольне,

гудел торжественно народ.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Осенний день в Сокольниках» — единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти-пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дай (1) Джим (2) на счастье (3)лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай(4) Джим(5)на счастье (6)лапу мне.

Пожалуйста(7) голубчик(8) не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь(9) ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь (10)ты, что жить на свете стоит.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды (1) я видел на плоском песчаном берегу моря большую белую чайку. Она (2) казалось (3) сидела неподвижно и только изредка медленно расправляла длинные крылья навстречу морю.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) вероятно (2) и его ум, ибо мыслит человек (3) как известно (4) только с помощью языка.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но (3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это покажется (1) вероятно (2) странным, но к Галине Улановой — одной из величайших танцовщиц за всю историю хореографического искусства — слово «балерина» не очень подходит. Уланова в танце — поэт, и (3) по мнению ценителей балета (4) у неё свой поэтический стиль и свой мир.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не было бы Пушкина — не определилась бы (1) быть может (2) с такою непоколебимою силой наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на народные силы, а (3) затем (4) и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вы плохо понимаете практический век, не совсем (1) верно (2) оцениваете происходящее. Словно кто голос подал, а никого не видать. Мне (3) верно (4) послышалось.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Цифры укажите в порядке возрастания.

Настоящее языкотворчество заключается (1) во-первых (2) в том, чтобы создать новое из слов готовых, во-вторых (3) в том, чтобы произвести тончайшее сцепление слов.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Трусость (1) несомненно (2) один из самых страшных пороков. Нет (3) философ (4) я тебе возражаю. Это самый страшный порок. (М. Булгаков)

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хорошая погода в горах установилась (1) видно (2) надолго и радовала всех. Внизу было (3) видно (4) долину, а ароматы трав чувствовались даже высоко в горах.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зайдёт (1) бывало (2) солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое (3) будто (4) тёплым сумраком, — ночь идёт.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или(1)лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весь день солнце (1) казалось (2) только и ждало того момента, когда ветер (3) вдруг (4) разорвал плотную пелену облаков.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Море в этом городке (1) видно (2) отовсюду. Местные жители (3) однако (4) не спешат на пляж.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Звук — это одно, а буква — это другое» — такой (1) кажется (2) безобидный языковедческий закон вызывает у людей немало огорчений. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии (3) конечно (4) не облегчило бы труд пишущего.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет наиболее ценную часть творческого наследия автора.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик был непоколебим и (1) по-видимому (2) с исключительным упорством добивался своего. Вот и в этот раз родители (3) наконец (4) уступили и сделали так, как хотел их сын.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *