Достоверность информации что это
Достоверность информации
Достоверность — верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.
В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др. (Викиучебник)
В соответствии с задачами, которые решаются при использовании информации, существуют различные подходы к определению достоверности информации. Например, в учебных целях можно использовать рекомендации по оцениванию надежности интернет-ресурсов, разработанные Л.А. Серых, руководителем отдела Интернет-технологий Центра развития образования г. Самара. О том, как их применять на практике, можно узнать из задания для старшеклассников, которое было предложено в ходе интернет-игры «Интернет:Доступность-Достоверность-Результат».
Для более серьезных задач подойдут рекомендации А.А. Шперха по определению достоверности результатов поиска. Он предлагает использовать пять основных принципов:
О.И. Подъяпольская, руководитель отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. Новокуйбышевска, в статье «Фейк как феномен современной медиасреды. Инструменты анализа «цифровой» информации» приводит алгоритм поиска доброкачественного медиаконтента и последующей работы с ним:
Дополнительные информационные источники:
Достоверность информации
Смотреть что такое «Достоверность информации» в других словарях:
достоверность информации — Свойство информации быть правильно воспринятой. Достигается: обозначением времени свершения событий, сведения о которых передаются; тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием… … Справочник технического переводчика
Достоверность информации — [reliability of information] соответствие принятого сообщения переданному. Количественное ее определение основывается на вероятности возникновения ошибок при передаче информации. Причем одни авторы считают, что достоверность величина,… … Экономико-математический словарь
Достоверность Информации — А. Адекватность передаваемой информации реальным событиям. Б. Идентичность полученного сообщения переданному. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
достоверность информации — 3.3 достоверность информации: Качество информации, характеризуемое ее полнотой и необходимой точностью. Источник: ГОСТ Р 53797 2010: Геологическая информация о недрах. Основные положения и общие требования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ — свойство информации на выходе системы соответствовать информации, поступившей на ее вход. Количественно Д. и. оценивается такими показателями, как наработка на информационную ошибку, интенсивность информационных ошибок, вероятность безошибочности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Достоверность информации — соответствие полученной информации действительной обстановке. Достигается: обозначением времени свершения событии, сведения о которых передаются; тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников; проверкой… … Словарь военных терминов
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ — 1. соответствие принятого сообщения переданному 2. объективное отражение информацией реальных процессов … Большой экономический словарь
Достоверность информации — базовое понятие теории информационных систем, характеризуемое отношениями правды, лжи и неопределенности трехзначности … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
достоверность информации о надежности — Свойство информации отражать истинные сведения о наблюдаемых объектах, используемые для оценок показателей надежности. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
достоверность — 2.17 достоверность (reliability): Свойство соответствия предусмотренному поведению и результатам. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Достоверность информации
Добавлено в закладки: 0
Что такое достоверность информации? Описание и определение понятия.
Достоверность информации является показателем качества информации, обозначающий её общую точность и полноту.
Критериями достоверной информации являются: отсутствие искажённых или ложных данных, разборчивость речи (как письменной, так и устной), низкая вероятность ошибочного употребления единиц информации (цифры, буквы, бита, символа).
Достоверность информации оценивают по шкалам, равно как и источник данной информации (чаще всего надёжный, полностью надёжный, довольно надёжный и так далее до абсолютно ненадёжного и того, у кого статус не определён).
Рассмотрим, более детально, что значит достоверность информации.
Достоверность информации — это характеристика ее неискаженности.
На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при ее получении. Недостоверность информации может означать то, что данные умышленно были подготовлены как ложные. Иногда бывает, что недостоверные данные в итоге дают достоверную информацию. Это происходит в том случае, когда на момент получения информации уже известна степень ее недостоверности. Однако, чем больше исходных данных, тем выше достоверность полученного результата. Из этого следует, что достоверность информации очень зависит от ее адекватности, объективности и полноты.
Свойство достоверности информации имеет очень важное значение особенно тогда, когда эти данные применяются для принятия решений. Поэтому недостоверная информация сулит принятию решений, имеющих негативные последствия с точки зрения экономики, социального строя и политической ситуации.
Как проверить достоверность информации
Так как достоверной информацией есть только та, которая соответствует действительности, важно уметь проверять полученные данные непосредственно на их достоверность. Таким образом можно избежать ловушки дезинформации.
Для начала необходимо выяснить какую смысловую нагрузку несет информация: факторную или оценочную. Первое, с чем приходится столкнутся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Информация, не проверенная или которую невозможно проверить, фактом не является. К фактами причисляют даты, числа, имена или события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Обычно факты могут быть представлены научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, статистики агентствами и т.п. Главное отличительное качество факта от оценки – это его объективность. Оценка всегда выражает чью-то собственную субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к определенным действиям. Факт не дает никакой оценки и ни к чему не призывает.
Во-вторых, при получении информации необходимо разобраться с источниками. Большинство фактов не представляется возможным проверить самостоятельно, поэтому полученные сведения во многом основываются на доверии к источникам. Каким образом можно проверить источник информации? Фактором истинности является практика, другими словами истинно только то, что помогает в решении определенной задачи. Главный критерий информация – это ее эффективность. Эту эффективность отражает число субъектов, которые успешно применили данные сведения. Чем выше количество определенных лиц, которые доверяют источнику либо ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая этим источником информация.
Полезным действием также есть сравнение источников информации, так, как популярность и авторитетность источника не гарантирует достоверность. Поэтому еще одним важным критерием является непротиворечивость достоверной информации. Таким образом каждый полученный факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, иными словами он должен повториться. В случае, если независимое исследование пришло к тем же выводам – значит непротиворечивость информации доказана. Это означает, что случайные единичные сведения не заслуживают высокого доверия. Чем выше число идентичных сведений, полученных из разных источников, тем эти сведения достовернее. Любой источник информации всегда несет морально-нравственную, а также вещественную ответственность за предоставляемые факты. Предоставляя сомнительные данные, источники, будь то организации или кто ни будь еще, могут легко лишиться положительной репутации, а в некоторых случаях и средств к существованию. Сюда включается потеря потребителей информации, штраф или даже тюремное заключение. Поэтому авторитетные источники, например солидные организации, никогда не станут рисковать своей репутацией, предоставляя недостоверную информацию. В случае, когда источником информации предстает не организация, а определенное физическое лицо, для определения степени доверия к предоставляемой им информации, важно узнать больше сведений о самом авторе. Чтобы такая информация не вызывала сомнений, можно ознакомится с другими работами автора, возможно известны его источники, либо выяснить имеет ли он свободу речи предоставлять определенного рода информацию (наличие научной степени, занимаемая должность, обладание опытом в конкретной сфере). Иначе сомнительная информация в конечном итоге может оказаться недостоверной, то есть бесполезной, либо вредоносной.
Информация, которую невозможно проверить на достоверность, является бессмысленной.
Прежде, чем искать информацию необходимо четко сформулировать проблему, которую нужно разрешить. Это уменьшит вероятность дезинформирования.
Мы коротко рассмотрели что такое достоверность информации и как проверить достоверность информации. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Что такое достоверность в информатике: определение и пример
Источники и получатели информации
Информатика и достоверность информации
В информатике как в образовательной дисциплине можно обнаружить множество определений достоверности.
Менее достоверное определение, но крайне популярное в школьных программах:
Как правило, по определению школьных вариантов понять, что такое достоверность в информатике, не представляется возможным. Но ассоциации с китом и очевидными примерами достоверности для ребенка более-менее понятны.
Высшее образование редко апеллирует к термину «информатика», а изучение информации равномерно распределяет по всем другим дисциплинам, превращая вопрос «что такое достоверность в информатике» в абсолютно точный спектр ответов.
По сути, каждый предмет вуза дает студенту достоверные знания, но в своем контексте. Общее понимание достоверности и примеры по информатике уходят в какую-нибудь дисциплину, связанную с компьютерами и программированием.
Информация и ее определение
«Википедия» считает, что:
Определений информации существует множество, причем академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.
Другой, не менее авторитетный источник (сайт биржи «Автор24») исходит из действующего законодательства и словаря Ожегова:
Нет особенного смысла дискутировать о точности приведенных и им подобных определений, ограничимся простым собственным: если есть вопрос, то на него должен быть ответ. Что такое вопрос и что такое ответ, зависит от конкретной ситуации.
Достоверность информации и ее определение
Что такое достоверность в информатике?
В принципе, такое определение можно считать приемлемым на основании теории вероятностей, которая по частоте того или иного события обосновывает его достоверность. С одной стороны, сам факт множества подобных утверждений говорит о чем-то, но этот же факт дает достоверное основание утверждать, что информация может «сама определять» свою достоверность.
Этот момент имеет существенное значение. Если сообщение или данное, ожидаемое получателем, можно достоверно расписать по критериям и принять в этом контексте обоснованное решение, то в случае множественности сообщений и данных теория вероятности и методы математической статистики превращают вопрос достоверности в математически определяемое число.
Итак, в информатике количество информации определяется как достоверность через математические методы. При наличии достаточного объема данных можно не фантазировать с определением достоверности, а положиться на математический метод. Это работает: например, статистика ежегодных наблюдений за климатом, статистика по социальным опросам, анкетирование при приеме на работу, обобщение результатов тестирования школьников и проч.
Вопрос = ответ
Оставляя за пределами анализа вопрос о том, что такое информация, и ограничиваясь собственно вопросом, на который необходимо получить достоверный ответ, мы концентрируем внимание на:
В каждой конкретной ситуации все три позиции имеют свое значение.
Пример 1. Ключ от замка
Пример 2. Ключ на поляне или в водоеме
Если на полянке бьет ключ, то получить достоверный ответ (где?) можно посредством простого наблюдения. Если ключ бьет под водой в болоте или другом водоеме, то без надлежащего приспособления не обойтись.
Если рядом с рядом с водоемом (болотом) есть деревня, а у ее жителей можно собрать нужную информацию, то путем исследования или анализа различных мнений можно определить наиболее вероятное местонахождение ключа (родника).
Объективность и достоверность
Достоверность в информатике по определению апеллирует к объективному восприятию действительности. Школьный курс информатики не включает в себя теорию вероятностей и математическую статистику, то есть вопрос математического определения достоверности не стоит.
Информатика и программирование
Таким образом, что такое достоверность информации в информатике, показывают на простых и понятных примерах. Это не полноценное знание, но достаточное для приобретения нужного опыта.
Так уж сложилось в современном образовательном процессе, что информатика ассоциируется с программированием и компьютерной техникой. При этом далеко не все учащиеся становятся программистами. Обычно в школьном или ином курсе информатики учат использовать готовые программы и компьютеры. Достоверность информации, получаемой учеником, не является абсолютной, но она является практичным фундаментом.
gekkon12
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
До настоящего момента не существует точного определения информации.
Есть множество теорий, порой противоречащих друг другу. «…Между двумя мнениями лежит истина. Нет, между ними лежит проблема». Эти слова И. Гете в полной мере относятся и к вопросу об информации.
Причинами недостоверности могут быть:
— преднамеренное искажение (дезинформация);
— непреднамеренное искажение субъективного свойства;
— искажение в результате воздействия помех;
— ошибки фиксации информации;
В общем случае достоверность информации достигается:
— указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
— сопоставлением данных, полученных из различных источников;
— своевременным вскрытием дезинформации;
— исключением искажённой информации и др.
Выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами работы
Рассмотренные выше критерии оценки качества информации носят общий характер. Иными словами, их можно свести в некий общий свод правил, которыми должен руководствоваться в работе с источниками информационно грамотный человек.
При работе над конкретной темой и подготовкой изложения ее итогов исследователь сталкивается с двумя проблемами: оценка качества информации по данному вопросу и максимально корректное представление собранных материалов.
Частные критерии оценки информации невозможно свести к общим правилам. Ученику приходится вырабатывать их самостоятельно. Значит, наша задача дать ему не набор правил, а инструмент, который помог бы ему в работе с информацией.
Самые трудные вопросы по качеству информации появляются в тех случаях, когда ученическая работа, для которой подбирается информация, носит проблемный характер или касается тем, имеющих неоднозначное освещение в печати (а тем более – в Интернете).
Примерный ряд вопросов, на которые ученик должен ответить себе в процессе работы над сложной темой (или формой презентации), может выглядеть так:
могло ли время создания (или публикации) данного материала повлиять на его полноту, достоверность, актуальность? (Учет исторического контекста).
какие цели ставил перед собой автор и не могли ли они повлиять на качество его работы? Если да, то как именно?
доступна ли данная информация той аудитории, которой я буду представлять работу (или слишком сложна, слишком проста)?
подходит ли данная информация под формат презентации работы?
Самое трудное в оценке информации – учет исторического контекста. Важно понимать, в какой степени время создания того или иного источника информации могло повлиять на достоверность содержащихся в нем сведений, а тем более – оценок. Это чрезвычайно трудный для понимания, но весьма важный аспект оценки достоверности информации. Он требует некоторого запаса знаний по исследуемому вопросу или хотя бы представления о том, что в разное время данные вопросы или события могли освещаться по-разному.
Очевидными примерами могут служить материалы разных лет и авторов, посвященные деятелям Октябрьской революции. Например, вопросы исторического контекста информации вполне можно обсуждать со старшеклассниками на базе материалов о Троцком. О последнем у нас писали много, печатались его работы, как периода революции, так и написанные в эмиграции; переводилось также немало зарубежных работ, посвященных Троцкому. Столь же очевидны примеры из истории освещения в отечественной литературе вопросов генетики или кибернетики. Бывают и не такие очевидные ситуации.
Вот почему нужно учить людей соотносить поиск той или иной информации со временем, о котором идет речь, с политикой или историей того времени. Необходимо задаваться вопросом: всегда ли автор мог писать то, что думал на самом деле, и не могли ли в его работе присутствовать конъюнктурные соображения или (само)цензура.
Цели создания информации. Очень хорошие вопросы предлагает О.Мяэотс: «С какой целью это написано? Какой реакции ждал от читателя автор? Где еще я могу проверить данную информацию?».
Современный человек, видящий вокруг себя множество рекламы, довольно быстро научается с осторожностью относиться к ней, поскольку понимает, что главная цель рекламодателя – не забота о его здоровье или удовольствии, а сбыт товара. Тем не менее, не стоит полагаться на опыт и понимание человека, а нужно все-таки обращать его внимание на скрытые цели автора. Кстати, второй вопрос поможет не только в оценке добросовестной или недобросовестной информации, но и в оценке эмоциональной окраски некоторых текстов. Например, в работе учителя, направленной на развитие у учеников толерантного сознания, очень важно научить их видеть, где факты, а где – провокационный текст, имеющий целью вызвать определенные эмоции.
Уровень доступности информации для целевой аудитории. Критерий, почти совсем не учитываемый в ученических работах. Это, видимо, часть нашей традиции трансляционного обучения, где работу ученика зачастую видят лишь он сам, да учитель, который ее оценивает. На самом деле, как мы уже говорили, направленность любой ученической работы на реальную пользу другим, а не только на получение оценки, очень повышает и престиж работы в глазах ученика, и интерес к ней, и эффективность усвоения материала. Во многих странах умение ориентировать свою работу на определенный круг слушателей, зрителей, читателей считается одним из обязательных навыков информационной грамотности. Ученик должен уметь оценить требуемую глубину раскрытия темы и изложить информацию в форме, соответствующей восприятию аудитории.
И последний вопрос в ряду наиболее типичных частных критериев оценки информации – пригодность данного материала для формы презентации, задуманной учеником. Здесь все критерии оценки будут зависеть от этой формы, но важно, чтобы человек научился помнить еще одно: нельзя объять необъятное, не надо пытаться вложить в одну работу все, что ты узнал. Но чтобы отобрать что-то действительно важное, нужно знать больше того, что ты в конце концов включишь в свою работу.
Приведем пример анкеты для оценки сайта в Интернете, а остальные ищите в брошюре О.Н.Мяэотс, вышедшей в 2005 году.
Критическая оценка источника информации – Интернет
1. Какую поисковую систему ты использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница?
5. Привлекательно ли она выглядит?
6. Легко ли читается?
7. Есть ли изображения? Какого качества?
8. Несут ли изображения дополнительную информацию?
9. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
10. Есть ли указание, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
11. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
12. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
13. Смог бы ты получить больше информации из печатного справочника?
14. Во всем ли ты согласен с автором?
15. Не попадалась ли тебе неверная информация?
16. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
17. Есть ли на сайте отсылки к другим сайтам с похожей информацией?
18. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
19. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей исследовательской работы?