Досят сервер что это
DDoS-атаки: нападение и защита
Заголовки новостей сегодня пестрят сообщениями о DDoS-атаках (Distributed Denial of Service). Распределенным атакам «отказ в обслуживании» подвержены любые организации, присутствующие в интернете. Вопрос не в том, атакуют вас, или нет, а в том, когда это случится. Государственные учреждения, сайты СМИ и электронной коммерции, сайты компаний, коммерческих и некоммерческих организаций – все они являются потенциальными целями DDoS-атак.
Кого атакуют?
По данным ЦБ, в 2016 году количество DDoS-атак на российские финансовые организации увеличилось почти вдвое. В ноябре DDoS-атаки были направлены на пять крупных российских банков. В конце прошлого года ЦБ сообщал о DDoS-атаках на финансовые организации, в том числе Центральный банк. «Целью атак было нарушение работы сервисов и, как следствие, подрыв доверия к этим организациям. Данные атаки были примечательны тем, что это было первое масштабное использование в России интернета вещей. В основном в атаке были задействованы интернет-видеокамеры и бытовые роутеры», — отмечали в службах безопасности крупных банков.
При этом DDoS-атаки существенного ущерба банкам не принесли – они неплохо защищены, поэтому такие атаки, хотя и доставляли неприятности, но не носили критический характер и не нарушили ни одного сервиса. Тем не менее, можно констатировать, что антибанковская активность хакеров значительно увеличилась.
В феврале 2017 года технические службы Минздрава России отразили самую масштабную за последние годы DDoS-атаку, которая в пиковом режиме достигала 4 миллионов запросов в минуту. Предпринимались и DDoS-атаки на государственные реестры, но они также были безуспешны и не привели к каким-либо изменениям данных.
Однако жертвами DDoS-атак становятся как многочисленные организации и компании, на обладающие столь мощной «обороной». В 2017 году ожидается рост ущерба от киберугроз – программ-вымогателей, DDoS и атак на устройства интернета вещей.
Устройства IoT приобретают все большую популярность в качестве инструментов для осуществления DDoS-атак. Знаменательным событием стала предпринятая в сентябре 2016 года DDoS-атака с помощью вредоносного кода Mirai. В ней в роли средств нападения выступили сотни тысяч камер и других устройств из систем видеонаблюдения.
Она была осуществлена против французского хостинг-провайдера OVH. Это была мощнейшая DDoS-атака – почти 1 Тбит/с. Хакеры с помощью ботнета задействовали 150 тыс. устройств IoT, в основном камеры видеонаблюдения. Атаки с использованием ботнета Mirai положили начало появлению множества ботнетов из устройств IoT. По мнению экспертов, в 2017 году IoT-ботнеты по-прежнему будут одной из главных угроз в киберпространстве.
По данным отчета «2016 Verizon data breach incident report» (DBIR), в прошлом году количество DDoS-атак заметно выросло. В мире больше всего страдает индустрия развлечений, профессиональные организации, сфера образования, ИТ, ритейл.
Примечательная тенденция DDoS-атак – расширения «списка жертв». Он включает теперь представителей практически всех отраслей. Кроме того, совершенствуются методы нападения.
По данным Nexusguard, в конце 2016 года заметно выросло число DDoS-атак смешанного типа — с использованием сразу нескольких уязвимостей. Чаще всего им подвергались финансовые и государственные организации. Основной мотив кибепреступников (70% случаев) – кража данных или угроза их уничтожения с целью выкупа. Реже – политические или социальные цели. Вот почему важна стратегия защиты. Она может подготовиться к атаке и минимизировать ее последствия, снизить финансовые и репутационные риски.
Последствия атак
Каковы последствия DDoS-атаки? Во время атаки жертва теряет клиентов из-за медленной работы или полной недоступности сайта, страдает репутация бизнеса. Сервис-провайдер может заблокировать IP-адрес жертвы, чтобы минимизировать ущерб для других клиентов. Чтобы все восстановить, потребуется время, а возможно и деньги.
По данным опроса компании HaltDos, DDoS-атаки рассматриваются половиной организаций как одна из самых серьезных киберугроз. Опасность DDoS даже выше, чем опасность несанкционированного доступа, вирусов, мошенничества и фишинга, не говоря о прочих угрозах.
Средние убытки от DDoS-атак оцениваются по миру в 50 тыс. долларов для небольших организаций и почти в 500 тыс. долларов для крупных предприятий. Устранение последствий DDoS-атаки потребует дополнительного рабочего времени сотрудников, отвлечения ресурсов с других проектов на обеспечение безопасности, разработки плана обновления ПО, модернизации оборудования и пр.
Репутация атакованной организации может пострадать не только из-за плохой работы сайта, но и из-за кражи персональных данных или финансовой информации.
По данным опроса компании HaltDos, количество DDoS-атак растет ежегодно на 200%, ежедневно в мире сообщают о 2 тыс. атаках такого типа. Стоимость организации DDoS-атаки недельной продолжительности – всего порядка 150 долларов, а потери жертвы в среднем превышают 40 тыс. долларов в час.
Типы DDoS-атак
Основные типы DDoS-атак: массированные атаки, атаки на протокольном уровне и атаки на уровне приложений. В любом случае цель состоит в том, чтобы вывести сайт из строя или же украсть данные. Другой вид киберпреступлений – угроза совершения DDoS-атаки для получения выкупа. Этим славятся такие хакерские группировки как Armada Collective, Lizard Squad, RedDoor и ezBTC.
Организация DDoS-атак заметно упростилась: сейчас есть широко доступные автоматизированные инструменты, практически не требующие от киберпреступников специальных знаний. Существуют и платные сервисы DDoS для анонимной атаки цели. Например, сервис vDOS предлагает свои услуги, не проверяя, является ли заказчик владельцем сайта, желающим протестировать его «под нагрузкой», или это делается с целью атаки.
DDoS-атаки представляют собой атаки из многих источников, препятствующие доступу легитимных пользователей к атакуемому сайту. Для этого в атакуемую систему направляется огромное количество запросов, с которыми та справиться не может. Обычно для этой цели используются скомпрометированные системы.
Ежегодный рост количества DDoS-атак оценивается в 50% (по сведениям www.leaseweb.com), но данные разных источников расходятся, на и не все инциденты становятся известными. Средняя мощность DDoS-атак Layer 3/4 выросла в последние годы с 20 до нескольких сотен Гбайт/с. Хотя массовые DDoS-атаки и атаки на уровне протоколов уже сами по себе – штука неприятная, киберпреступники все чаще комбинируют их с DDoS-атаками Layer 7, то есть на уровне приложений, которые нацелены на изменение или кражу данных. Такие «многовекторные» атаки могут быть очень эффективными.
Многовекторные атаки составляют порядка 27% от общего числа атак DDoS.
В случае массовой DDoS-атаки (volume based) используется большое количество запросов, нередко направляемых с легитимных IP-адресов, чтобы сайт «захлебнулся» в трафике. Цель таких атак – «забить» всю доступную полосу пропускания и перекрыть легитимный трафик.
В случае атаки на уровне протокола (например, UDP или ICMP) целью является исчерпание ресурсов системы. Для этого посылаются открытые запросы, например, запросы TCP/IP c поддельными IP, и в результате исчерпания сетевых ресурсов становится невозможной обработка легитимных запросов. Типичные представители — DDoS-атаки, известные в узких кругах как Smurf DDos, Ping of Death и SYN flood. Другой вид DDoS-атак протокольного уровня состоит в отправке большого числа фрагментированных пакетов, с которыми система не справляется.
DDoS-атаки Layer 7 – это отправка безобидных на вид запросов, которые выглядят как результат обычных действий пользователей. Обычно для их осуществления используют ботнеты и автоматизированные инструменты. Известные примеры — Slowloris, Apache Killer, Cross-site scripting, SQL-injection, Remote file injection.
В 2012–2014 годах большинство массированных DDoS-атак были атаками типа Stateless (без запоминания состояний и отслеживания сессий) – они использовали протокол UDP. В случае Stateless в одной сессии (например, открытие страницы) циркулирует много пакетов. Кто начал сессию (запросил страницу), Stateless-устройства, как правило, не знают.
Протокол UDP подвержен спуфингу – замене адреса. Например, если нужно атаковать сервер DNS по адресу 56.26.56.26, используя атаку DNS Amplification, то можно создать набор пакетов с адресом отправителя 56.26.56.26 и отправить их DNS-серверам по всему миру. Эти серверы пришлют ответ по адресу 56.26.56.26.
Тот же метод работает для серверов NTP, устройств с поддержкой SSDP. Протокол NTP – едва ли не самый популярный метод: во второй половине 2016 года он использовался в 97,5% DDoS-атак.
Правило Best Current Practice (BCP) 38 рекомендует провайдерам конфигурировать шлюзы для предотвращения спуфинга – контролируется адрес отправителя, исходная сеть. Но такой практике следуют не все страны. Кроме того, атакующие обходят контроль BCP 38, переходя на атаки типа Stateful, на уровне TCP. По данным F5 Security Operations Center (SOC), в последние пять лет такие атаки доминируют. В 2016 году TCP-атак было вдвое больше, чем атак с использованием UDP.
К атакам Layer 7 прибегают в основном профессиональные хакеры. Принцип следующий: берется «тяжелый» URL (с файлом PDF или запросом к крупной БД) и повторяется десятки или сотни раз в секунду. Атаки Layer 7 имеют тяжелые последствия и трудно распознаются. Сейчас они составляют около 10% DDoS-атак.
Соотношение разных типов DDoS-атак по данным отчета Verizon Data Breach Investigations Report (DBIR) (2016 год).
Нередко DDoS-атаки приурочивают к периодам пикового трафика, например, к дням интернет-распродаж. Большие потоки персональных и финансовых данных в это время привлекают хакеров.
DDoS-атаки на DNS
Доменная система имен (Domain Name System, DNS) играет фундаментальную роль в производительности и доступности сайта. В конечном счете – в успехе вашего бизнеса. К сожалению, инфраструктура DNS часто становится целью DDoS-атак. Подавляя инфраструктуру DNS, злоумышленники могут нанести ущерб вашему сайту, репутации вашей компании и повлиять ее финансовые показатели. Чтобы противостоять современным угрозам, инфраструктура DNS должна быть весьма устойчивой и масштабируемой.
По существу DNS – распределенная база данных, которая, кроме всего прочего, ставит в соответствие удобные для чтения имена сайтов IP-адресам, что позволяет пользователю попасть на нужный сайт после ввода URL. Первое взаимодействие пользователя с сайтом начинается с DNS-запросов, отправляемых на сервер DNS с адресом интернет-домена вашего сайта. На их обработку может приходиться до 50% времени загрузки веб-страницы. Таким образом, снижение производительности DNS может приводить к уходу пользователей с сайта и потерям для бизнеса. Если ваш сервер DNS перестает отвечать в результате DDoS-атаки, то на сайт никто попасть не сможет.
DDoS-атаки трудно обнаружить, особенно вначале, когда трафик выглядит нормальным. Инфраструктура DNS может подвергаться различным типам DDoS-атак. Иногда это прямая атака на серверы DNS. В других случаях используют эксплойты, задействуя системы DNS для атаки на другие элементы ИТ-инфраструктуры или сервисы.
При атаках DNS Reflection цель подвергается массированным подложным ответам DNS. Для этого применяют бот-сети, заражая сотни и тысячи компьютеров. Каждый бот в такой сети генерирует несколько DNS-запросов, но в качестве IP источника использует один и тот же IP-адрес цели (спуфинг). DNS-сервис отвечает по этому IP-адресу.
При этом достигается двойной эффект. Целевую систему бомбардируют тысячи и миллионы ответов DNS, а DNS-сервер может «лечь», не справившись с нагрузкой. Сам запрос DNS – это обычно менее 50 байт, ответ же раз в десять длиннее. Кроме того, сообщения DNS могут содержать немало другой информации.
Предположим, атакующий выдал 100 000 коротких запросов DNS по 50 байт (всего 5 Мбайт). Если каждый ответ содержит 1 Кбайт, то в сумме это уже 100 Мбайт. Отсюда и название – Amplification (усиление). Комбинация атак DNS Reflection и Amplification может иметь очень серьезные последствия.
Запросы выглядят как обычный трафик, а ответы – это множество сообщений большого размера, направляемых на целевую систему.
Как защититься от DDoS-атак?
Как же защититься от DDoS-атак, какие шаги предпринять? Прежде всего, не стоит откладывать это «на потом». Какие-то меры следует принимать во внимание при конфигурировании сети, запуске серверов и развертывании ПО. И каждое последующее изменение не должно увеличивать уязвимость от DDoS-атак.
Защита DNS
А как защитить инфраструктуру DNS от DDoS-атак? Обычные файрволы и IPS тут не помогут, они бессильны против комплексной DDoS-атаки на DNS. На самом деле брандмауэры и системы предотвращения вторжений сами являются уязвимыми для атак DDoS.
На выручку могут прийти облачные сервисы очистки трафика: он направляется в некий центр, где проверяется и перенаправляется обратно по назначению. Эти услуги полезны для TCP-трафика. Те, кто сами управляют своей инфраструктурой DNS, могут для ослабления последствий DDoS-атак принять следующие меры.
В случае Unicast каждый из серверов DNS вашей компании получает уникальный IP-адрес. DNS поддерживает таблицу DNS-серверов вашего домена и соответствующих IP-адресов. Когда пользователь вводит URL, для выполнения запроса выбирается один из IP-адресов в случайном порядке.
При схеме адресации Anycast разные серверы DNS используют общий IP-адрес. При вводе пользователем URL возвращается коллективный адрес серверов DNS. IP-сеть маршрутизирует запрос на ближайший сервер.
Anycast предоставляет фундаментальные преимущества перед Unicast в плане безопасности. Unicast предоставляет IP-адреса отдельных серверов, поэтому нападавшие могут инициировать целенаправленные атаки на определенные физические серверы и виртуальные машины, и, когда исчерпаны ресурсы этой системы, происходит отказ службы. Anycast может помочь смягчить DDoS-атаки путем распределения запросов между группой серверов. Anycast также полезно использовать для изоляции последствий атаки.
Средства защиты от DDoS-атак, предоставляемые провайдером
Проектирование, развертывание и эксплуатации глобальной Anycast-сети требует времени, денег и ноу-хау. Большинство ИТ-организаций не располагают для этого специалистами и финансами. Можно доверить обеспечение функционирования инфраструктуры DNS провайдеру – поставщику управляемых услуг, который специализируется на DNS. Они имеют необходимые знания для защиты DNS от DDoS-атак.
Поставщики услуг Managed DNS эксплуатируют крупномасштабные Anycast-сети и имеют точки присутствия по всему миру. Эксперты по безопасности сети осуществляют мониторинг сети в режиме 24/7/365 и применяют специальные средства для смягчения последствий DDoS-атак.
Услуги защиты от DDoS-атак предлагают и некоторые поставщики услуг хостинга: анализ сетевого трафика производится в режиме 24/7, поэтому ваш сайт будет в относительной безопасности. Такая защита способна выдержать мощные атаки — до 1500 Гбит/сек. Оплачивается при этом трафик.
Еще один вариант – защита IP-адресов. Провайдер помещает IP-адрес, который клиент выбрал в качестве защищаемого, в специальную сеть-анализатор. При атаке трафик к клиенту сопоставляется с известными шаблонами атак. В результате клиент получает только чистый, отфильтрованный трафик. Таким образом, пользователи сайта могут и не узнать, что на него была предпринята атака. Для организации такого создается распределенная сеть фильтрующих узлов так, чтобы для каждой атаки можно было выбрать наиболее близкий узел и минимизировать задержку в передаче трафика.
Результатом использования сервисов защиты от DDoS-атак будет своевременное обнаружение и предотвращение DDoS-атак, непрерывность функционирования сайта и его постоянная доступность для пользователей, минимизация финансовых и репутационных потерь от простоев сайта или портала.
Что такое DDoS-атаки и как от них защищаться бизнесу
Что такое DDoS-атака
DDoS атака — это действия злоумышленников, направленные на нарушение работоспособности инфраструктуры компании и клиентских сервисов. Злоумышленники искусственно создают лавинообразный рост запросов к онлайн-ресурсу, чтобы увеличить на него нагрузку и вывести его из строя.
Для сравнения: «естественный DDoS» может происходить во время сезонных распродаж, когда онлайн-магазины сталкиваются с наплывом покупателей, не справляются с нагрузкой, и в итоге сервис работает с перебоями или становится полностью недоступным.
Таким атакам подвержены все организации, чье взаимодействие с пользователями и потребителями происходит через веб-ресурсы: онлайн-ретейл и маркетплейсы, финансовый сектор, госуслуги, телеком, онлайн-обучение, сервисы доставки, социальные сети, мессенджеры, видеоконферцсвязь.
Кроме сайтов хакеры могут атаковать, например, номер телефона. В этом случае на телефон будет поступать много спам-звонков, чтобы телефонная линия была занята для обычных пользователей. Этот вид атаки характерен для небольших бизнесов, связанных с онлайн-доставкой готовой еды, вызовом такси и так далее.
Как происходят DDoS-атаки
«Принцип работы подобного типа атак кроется в их названии — Distributed Denial of Service или «отказ в обслуживании, — рассказывает руководитель направления «Информационная безопасность» ИТ-компании КРОК Андрей Заикин. — Любое оборудование имеет ограничение по пропускной способности и по количеству обрабатываемых запросов».
Для атаки используют так называемые «ботнет-сети» — компьютерные сети с запущенными на устройствах ботами, которые управляются хакерами издалека. Киберпреступники активизируют запросы с помощью этих ботов, которые обращаются к сайту выбранной жертвы. Ботнет-сети могут состоять как из зараженных устройств пользователей (например, компьютеров с активированными на них вирусами, которые хакеры используют без ведома пользователя), так и, например, из IoT-устройств: «умных» колонок, пылесосов и так далее. Размер ботнета может составлять от десятков до сотен тысяч устройств.
«Каждый компьютер инициирует соединения, которые ничем не отличаются от действий легитимных клиентов. В совокупности все эти действия могут создать нагрузку, превышающую расчетную», — добавляет начальник управления технической защиты информации СКБ-банка Александра Цыпко.
В чем отличие DoS от DDoS?
В арсенале киберпрестпуников есть еще один вид атаки типа «Отказ в обслуживании» — DoS-атака. Ее главное отличие от DDoS-атаки в том, что для рассылки запросов на сайт используется только одно устройство, а не сеть.
Чем грозит DDoS-атака
Злоумышленники используют DDoS-атаки по нескольким причинам:
Цель злоумышленников — вывести из строя онлайн-ресурс и сделать его недоступным для конечного пользователя.
Эти действия несут две угрозы для коммерческого сектора:
Государственные компании не могут выполнять свои обязанности перед пользователями, например, предоставить госуслуги. «DDoS-атака на банк может привести к упущенной прибыли для самой компании, а также для пользователей. Кроме того, это потеря репутации среди потребителей», — приводит пример Заикин из КРОК.
Как защититься от DDoS-атак
По словам Заикина, основной способ защиты — фильтрация трафика на основе его содержимого, IP-адресов и других параметров. Реализовать его можно двумя путями:
Атаки могут возникать из-за уязвимостей в системных компонентах организации, поэтому необходимо регулярно следить за обновлением системы.
Также компаниям необходимо убедиться, что корпоративные веб-сайты и ИТ-ресурсы в состоянии обрабатывать большое количество трафика.
Недавние примеры DDoS-атак:
Какой вариант защиты выбрать
«Во всех трех случаях не стоит полагаться только на защиту, предлагаемую интернет-провайдерами. Как правило, они сосредоточены на защите от DDoS-атак собственной инфраструктуры. Это не полноценный клиентский сервис, при в первую очередь важно обеспечить доступность ресурсов клиента», — подчеркнул Киселев.
Статистика DDoS-атак
По словам Заикина из КРОК, в 2020 году число DDoS-атак в среднем выросло в два раза. Самый значительный рост показали онлайн-ретейл и образовательные сервисы. «Атаки на банки регистрируют на регулярной основе, но мощность 99% таких атак, как правило, не обращает на себя пристального внимания специалистов по безопасности», — добавляет Цыпко.
В 2020 году DDoS использовали и как инструмент для таргетированных атак на конкретные компании. Также такие атаки служили отвлекающим маневром для достижения других целей: внедрения вирусов-шифровальщиков и/или кражи корпоративной информации.
У двукратного роста есть несколько причин:
Что грозит за DDoS-атаку?
«Действия за DDoS-атаки квалифицируются по общим нормам о преступлениях в сфере компьютерной информации: это ст. 272 УК РФ (Неправомерный доступ к компьютерной информации) и ст. 273 УК РФ (Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ)», — рассказал управляющий партнер петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.
Максимальное наказание за совершение таких преступлений — до семи лет реального лишения свободы. В большинстве случаев суд назначает условное наказание или штраф. Размер штрафа может доходить до 500 тыс. руб., также хакер обязан возместить причиненный ущерб, который обычно является очень существенным. «Молодой человек, осужденный в 2014 году за DDoS-атаку на сайт Тинькофф-банка, был приговорен к условному сроку и штрафу в 20 тыс. руб. В то же время сумма исков от потерпевших превысила 11 млн руб.», — привел пример Добрынин.
В России, в отличие от США и европейских стран, количество возбужденных уголовных дел по фактам DDoS-атак очень низкое. «Выявить и раскрыть подобные преступления очень сложно. Сотрудники правоохранительных органов в России просто не обладают необходимой квалификацией в сфере компьютерных технологий. Расследования DDoS-атак могут эффективно проводиться только с постоянным сопровождением и помощью независимых ИТ-компаний, специализирующихся на компьютерной безопасности. Однако система такого взаимодействия в РФ пока не налажена», — объяснил Добрынин.
DDoS великий и ужасный
Знаете ли Вы, что по данным исследований, проведённых Arbor Networks, Verisign Inc. и некоторыми другими компаниями:
Какой ты, DDoS?
Все DDoS атаки можно разделить на три обширные группы:
Атаки, направленные на объём
Данная категория атак направлена на насыщение полосы пропускания, соответственно, сила атаки измеряется в битах в секунду. К этой категории разносятся различные виды флудов: UDP, ICMP и прочие потоки сфальсифицированных пакетов. Сила атаки растёт с каждым годом, и если в далёком 2002 году 400 Мбит/с казалось чем-то из ряда вон выходящим, то сейчас отдельные атаки превышают 100 Гбит/с и способны «сдуть» некоторые «карманные» дата-центры.
Пожалуй, единственный способ борьбы с такими атаками — фильтрация на уровне дата-центра (если он предоставляет такую услугу) или специализированных сервисов защиты. Они обладают достаточными канальными мощностями и вычислительными ресурсами, чтобы поглотить объём и передать на сервер пользователя уже отфильтрованный трафик. Для «выщипывания» остатков паразитного трафика можно также применить средства аппаратной защиты.
Атаки на уровне протоколов
Эта категория направлена на ограничения оборудования или уязвимости различных протоколов. Такие атаки забивают ресурсы сервера либо промежуточного оборудования (фаерволы, балансировщики нагрузки и т.п.) паразитными пакетами, в результате чего системы оказываются неспособны обрабатывать полезные. Сила атаки измеряется в пакетах в секунду. К этой категории относятся SYN флуд, «пинг смерти», атаки с фрагментированными пакетами и другие.
На этом уровне аппаратная защита становится ощутимо эффективнее. Специально разработанные производителями таких устройств алгоритмы помогают отсортировать и отфильтровать трафик. Естественно, любые алгоритмы несовершенны, и какая-то часть паразитного трафика всё-таки прорвётся к Вам, а какая-то часть полезного может быть утеряна. Сторонние сервисы фильтрации также могут быть вполне эффективны.
Атаки на уровне приложений
Как можно понять из названия, атаки направлены на уязвимости в приложениях и операционных системах (Apache, Windows, OpenBSD и т.п.). Они приводят к неработоспособности какого-либо приложения или ОС в целом. Среди таких атак: Slowloris, атаки нулевого дня и прочие. Как правило, состоящие из вполне невинных свиду запросов, такие атаки «ложат» веб-сервер. Интенсивность измеряется в запросах в секунду.
Данный тип атак наиболее «убийственный». Они чрезвычайно узко направлены, благодаря чему могут создать весьма серьёзные проблемы атакуемому при малых затратах ресурсов атакующего. За последние 3-4 года данный тип атак становится преобладающим, и простой флуд HTTP GET запросов является одним из наиболее распространённых видов.
К арсеналу борьбы с этой категорией атак, помимо упомянутых выше внешних сервисов и аппаратной защиты, можно также добавить встроенные программные алгоритмы, анализирующие запросы и создающие правила для фаервола по результатам такого анализа.
Немного подробнее
Существует немало видов DDoS атак, у каждой свой почерк и способы преодоления. Не все атаки можно ослабить или побороть. Иногда даже нет смысла пытаться, и проще переждать, грустно подсчитывая убытки. Изложить подробно механизмы противостояния каждому типу невозможно, об этом можно писать книги и защищать диссертации. Однако попробую представить описания сути наиболее распространённых видов атак и базовые принципы противодействия им.
UDP флуд
Этот вид атак использует простейший UDP протокол. Его характерные особенности — отсутствие необходимости в установлении сессии и отправки какого-либо ответа. На случайные порты хост-машины приходит бесчисленное количество пакетов, принуждая постоянно проверять, слушает ли данный порт какое-то приложение, и в случае ошибки возвращать пакет «ICMP Destination Unreachable». Естественно, такая активность поглощает ресурсы хост-машины, приводя к её недоступности. Один из простейших способов хотя бы частично защититься от данной проблемы — блокировка UDP трафика (если Ваше приложение его не требует, конечно). Для борьбы с более масштабными атаками подойдут аппаратные средства защиты и фильтрующие сети.
ICMP флуд
Схож с UDP флудом. На хост-машину с максимальной частотой посылаются ping-запросы, принуждающие её давать эхо-ответы. Невинный инструмент проверки доступности сетевого узла становится злобным пожирателем системных ресурсов. Именно поэтому некоторые системные администраторы напрочь блокируют ICMP запросы на уровне фаервола. Сервер или любое другое сетевое оборудование будет вполне доступным, но пропинговать его Вы не сможете.
SYN флуд
В этом виде атак используется один из базовых принципов, заложенных в протокол TCP — принцип «тройного рукопожатия». Машина, инициирующая соединение, отправляет хост-машине SYN пакет. Хост отвечает пакетом SYN-ACK, на что машина-инициатор должна ответить ACK пакетом. В случае SYN флуда ACK пакет не отправляется, в результате чего соединение некоторое время висит открытым и закрывается по тайм-ауту. Так как количество подключений, которые одновременно могут поддерживаться хост-машиной открытыми, ограничено, рано или поздно наступает насыщение, приводящее к отказу в обработке полезных пакетов.
MAC флуд
Весьма экзотический тип атаки, направленный в основном на сетевое оборудование. Атакующая сторона отправляет пустые Ethernet пакеты с разными MAC адресами. Свитч рассматривает такие пакеты как отдельные, и резервирует под каждый из них некое количество ресурсов. Насыщение ресурсов может привести к тому, что свитч перестанет отвечать на запросы, а в отдельных случаях — к полному сбою таблицы маршрутизации.
Пинг смерти
У этого вида разные имена: Ping of Death (пинг смерти), Teardrop (слезинка) и некоторые другие. На сегодняшний день он уже не является такой уж серьёзной угрозой, но в прежние времена всё было несколько иначе. Максимальный размер IP пакета — 65535 байт. Однако в процессе передачи по сети пакет дробится на части, соответствующие размеру окна. В результате манипуляций с получившимися субпакетами можно добиться, что при обратной «сборке» получится пакет, превышающий максимальный размер. Это может привести к переполнению выделенного буфера памяти и отказу в обслуживании для других пакетов.
Slowloris
Особо изощрённый и узко специализированный тип атаки, позволяющий относительно малыми ресурсами (достаточно одного сервера) положить веб-сервер, не затронув другие протоколы. Атакующий сервер пытается открыть как можно больше HTTP соединений и держать их как можно дольше, понемногу отправляя частичные запросы. Лимит одновременных подключений на атакуемом сервере весьма быстро заканчивается, и он перестаёт принимать полезные запросы. Лечится отлавливанием и блокировкой таких затягивающихся соединений.
Отражённые атаки
В данном типе пакеты с фальсифицированными IP отправителя рассылаются максимально возможному количеству машин. Ответы машин стекаются на IP жертвы, перегружая её сервер. Один из распространённых примеров — использование неверно настроенных DNS-серверов. DNS-серверам отправляются небольшие запросы якобы от IP жертвы. Размер ответа сервера в среднем в 10 раз превышает размер запроса. Таким образом, атакующий сервер, рассылающий 100 Мбит/с ложных запросов, может обрушить на атакуемый порядка гигабита паразитного трафика.
Деградация сервиса
Основная суть данного типа — множественная симуляция действий реальной аудитории. Самый примитивный вариант — частые запросы одной и той же страницы сайта. Лечится временной блокировкой страницы с отдачей сообщения об ошибке. Более сложные атакующие системы будут случайным образом ходить по Вашему сайту, запрашивать не только html документ, но и все сопутствующие картинки, скрипты и файлы стилей. В результате зомби-компьютеры будут истощать ресурсы сервера и приводить к деградации (или, по-простонародному, «тормозам»).
Общий принцип борьбы — поведенческий анализ и отсеивание подозрительных IP на уровне фаервола. Например, повышенная частота запросов, повтор маршрутов продвижения по сайту разными IP или запрос исключительно html документов выглядят подозрительными и свидетельствуют в пользу необходимости блокировки таких IP. Однако чем более сложный алгоритм заложен в атакующую программу, тем сложнее выявить паразитный трафик и тем больше ложноположительных срабатываний, блокирующих доступ к ресурсу реальным пользователям. Не все захотят с этим мириться.
Неумышленный DDoS
Собственно, это нельзя назвать атакой. Этот вид DDoS-а происходит, когда ссылка на какой-то сайт попадает, например, в топовый новостной ресурс или популярный блог, вызывая резкий рост посещаемости, к которому сайт оказывается не готов. Широко известным в узких кругах примером является хабраэффект. Бороться с этим не нужно, скорее нужно радоваться, что Ваш сайт растёт. Ну, и пора задуматься об апгрейде.
Атака нулевого дня
К этому типу относят атаки, которые фиксируются впервые. Как и в случае с новыми вирусами, новыми бактериями и новыми паразитами, понадобится время, чтобы проанализировать атаку и подобрать эффективное лекарство.
Многовекторные атаки
Наиболее сложный вид атак. Атакующая сторона использует несколько разных типов и инструментов атаки, что существенно усложняет или даже делает невозможным идентификацию составляющих и подбор средств борьбы.
Насколько это доступно?
Безмерно доступно. На сегодняшний день существует немало свободно доступных в интернете приложений для проведения DDoS атак. Некоторые из них используют механизмы атак, которым сложно противодействовать, другие позволяют объединить всех пользователей в добровольный ботнет, что даёт возможность пользоваться чужими ресурсами для проведения атак и раздавать взамен свои. При этом таким на первый взгляд аматорским атакам бывает сложно противостоять даже хорошо подготовленным коммерческим системам.
Зачем это нужно?
Думаю, ответ известен всем. Чаще всего причиной служит недобросовестная конкуренция. Спектр атакуемых сайтов и ресурсов чрезвычайно широк. На сегодняшний день это не только финансовые учреждения, игровые сайты и интернет-магазины, зафиксированы случаи атак даже на правительственные сайты и службы доставки пиццы.
Как с этим жить?
Мы совместно с нашими клиентами неоднократно сталкивались с проблемой DDoS разного типа и масштаба. Некоторые атаки лечились грамотной настройкой фаервола на сервере, другие же требовали аппаратной или внешней фильтрации. Бывало, что дата-центр просто нульрутил IP, т.к. входящий объём трафика внезапно превышал входящий канал не только сервера, но и всего шкафа в целом. Являясь провайдером услуг по аренде серверов, мы проповедуем политику, согласно которой пользователь и только он — главная заинтересованная в сохранности и доступности данных сторона. Таким образом, резервное копирование, своевременное устранение программных брешей в безопасности и наличие договорённости с сервисом защиты от DDoS — святые обязанности любого переживающего за свой проект человека.
Однако мы с удовольствием поделимся некоторыми полезными на наш взгляд рекомендациями. Если Ваш проект относится к тем категориям ресурсов, которые чаще всего оказываются под атакой, Вам стоит своевременно задуматься о нескольких простых и очевидных, но нередко игнорируемых шагах, которые помогут если не уберечься от атак, то хотя бы снизить их отрицательное влияние.
Изучите свою сеть. У любого сервиса есть некоторые характерные черты использования сети: типы и объём трафика, суточная кривая и т.п. Например, сайтам для взрослых характерен плавный рост трафика в вечернее время с постепенным спадом за полночь, плюс небольшой пик во время обеденного перерыва. Не поленитесь изучить стандартные характеристики и регулярно отслеживать текущую картину. Атаки редко приходят как по щелчку рубильника, чаще они приходят, как волна. Начинается всё с небольшого подъёма активности, который вскоре начинает активно нарастать. Если Вы сможете отловить начало волны, у Вас появится шанс заранее принять меры.
Знайте, с кем связаться. Вы должны чётко знать, к кому обратиться в случае, если Вы уже под атакой либо чувствуете её приближение. Это может быть внутренний отдел безопасности, удалённый сотрудник, инженер дата-центра, сервис сопровождения по вопросам безопасности и т.п. Лопатить поисковые результаты, читать наспех отзывы, обзванивать или списываться с представителями различных сервисов — это последнее, что Вам нужно, когда беда уже пришла. Пока Вы выберете исполнителя, атака может уже рассосаться сама по себе, а вопрос наличия гарантированного контакта помощи опять будет отложен до очередной критической ситуации. И так до бесконечности
.
Проработайте план действий. Несмотря на всю характерную славянской душе спонтанность, критичные бизнес-процессы нужно по возможности стандартизировать и документировать. Наличие контакта «службы спасения» — это немаловажно, но Ваши сотрудники должны знать, как с ней корректно и оптимально взаимодействовать. Если в проекте участвуют два-три человека, можно просто проговорить последовательность действий на словах. Но если у Вас достаточно большой штат, есть круглосуточные дежурные сетевики, лучше всего, чтобы краткая пошаговая инструкция была прописана на бумаге и висела рядом с планом эвакуации при пожаре. В момент атаки на смене может оказаться сотрудник с малой квалификацией или без практического опыта решения такой проблемы, и важно, чтобы у него не возникало необходимости много думать и искать решение.
Проводите «учебные тревоги». Особенно этот пункт актуален, если у Вас достаточно крупное и критическое приложение. На заводах (и не только) периодически проводят проверочные эвакуации в случае пожара или какого-либо другого стихийного бедствия. DDoS — это тоже своего рода стихийное бедствие. Почему бы не устраивать периодические проверки навыков оперативной обработки критических ситуаций? Это позволит закрепить навыки и выявить слабые места в процедурах. С поправкой на наш менталитет — необходимо также правильно подать эти тренировки сотрудникам, чтобы это не воспринималось, как «очередная корпоративная дуристика».
Знайте, что блокировать. Любой сервис обладает определённым набором основных портов, необходимых для его работы. Заблаговременно заблокируйте на фаерволе всё лишнее. Это позволит сузить поле для атаки. Если у Вас есть определённый список ключевых клиентов, позаботьтесь о добавлении их адресов в предопределённый белый список, чтобы в случае атаки не резать их запросы.
Знайте, где блокировать. Блокировать трафик на фаерволе или на роутере? Подключать аппаратный DDoS или внешний сервис фильтрации трафика? Если Вы предпочли не отдавать обеспечение защиты полностью на откуп сторонним сервисам, а проводить базовую диагностику и решать хотя бы часть проблем самостоятельно, не забудьте в плане ликвидации прописать диагностические процедуры и правила действий в тех или иных ситуациях. Это позволит избавиться от метода проб и ошибок тогда, когда на него совершенно нет времени.
Как я уже говорил, эти шаги не станут панацеей, но помогут свести к минимуму простой и убытки. Буду признателен за любые дополнения и рекомендации из личной практики.