Дот что такое в учебе

Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным?

Разбираемся, по каким направлениям подготовка кадров возможна дистанционно и какие требования предъявляются к студентам.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в нашей стране применяются в сфере высшего и послевузовского образования с середины 2000-х годов. Сейчас, по данным Министерства образования и науки РК, их использует 71 вуз. Всего вузов в стране более 130.

№1. Что такое дистанционное образование?

Дистанционное образование – это обучение на расстоянии. По сути это очное обучение в режиме онлайн. Дистанционное образование нельзя путать с заочным, которое, кстати, в Казахстане отменили с 1 января 2019 года. Студенты-заочники, по данным МОН, осваивали только 65% от объёма, который осваивают очники. При этом и те, и другие получали одинаковые дипломы.

При дистанционном обучении студенты изучают все 100% объёма информации. Весь процесс построен на коммуникациях через интернет.

№2. Кто может рассчитывать на учёбу по ДОТ?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что на это имеют право:

№3. Кому нельзя обучаться дистанционно?

Выпускникам школ. Законодательство исключает такую возможность на базе программы общего среднего образования. В случае с выпускниками колледжей и средних специальных учебных заведений каждый вуз сам определяет возможность обучения на дистанции. Для этого необходимо, чтобы профили образовательных программ (пройденной и рассматриваемой) совпадали.

№4. Какие вузы в РК предлагают дистанционное образование?

В Казахстане ДОТ действуют в 71 учебном заведении. В частности, услуги оказывают такие крупные вузы:

Полный список можно скачать здесь.

№5. На кого можно и нельзя учиться в режиме ДОТ?

Полноценное дистанционное образование вузы дают по всем направлениям подготовки кадров. Исключение составляют лишь следующие:

№6. Как дистанционное обучение работает по программам MBA, EMBA и DBA?

Программа Executive MBA (магистр делового администрирования) ориентирована на подготовку топ-менеджеров: генеральных директоров, их заместителей и владельцев компаний. DBA – программа дополнительного образования Doctor of business administration (доктор делового администрирования), по ней готовят собственников бизнеса и управленческие кадры высшего уровня. Основная задача программы – обобщить личный и чужой опыт управления бизнесом, научиться более широко рассматривать управленческую деятельность, выходить за пределы знакомой отрасли.

По программам MBA дистанционное обучение возможно в общем объёме не более 30 академических кредитов за всё время учёбы. По программам EMBA и DBA – не более 15 академических кредитов.

№7. Куда и как записаться на дистанционное обучение?

Надо просто обратиться в приёмную комиссию учебного заведения, которое входит в список из карточки №4. Как правило, общий порядок действий таков:

№8. Сколько стоит учиться по ДОТ?

Суммы разные. Стоимость обучения рассчитывается по методике подушевого нормативного финансирования (приказ МОН РК от 27 ноября 2017 года №597). Учитываются следующие факторы:

Стоимость вузы устанавливают самостоятельно, но она, подчеркнули в МОН, должна быть меньше, чем стоимость классического обучения. Определённые расходы, как, например, на материально-техническое оснащение или коммунальные платежи, не включаются.

На стоимость влияет также выбор специальности и вуза, она варьируется от 200 до 650 тысяч тенге. А, скажем, обучение по специальности «Менеджмент» составляет 350-370 тысяч тенге (второе высшее, магистратура).

№9. Как проходит обучение?

Человек учится самостоятельно, посещает занятия (онлайн или офлайн), а все зачёты, тесты, срезы, письменные работы сдаёт строго в соответствии с академическим календарём вуза. Согласно государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО), полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует 60 академическим кредитам или 1800 академическим часам. При этом за один семестр студент осваивает 30 академических кредитов. Форму сдачи экзамена каждый вуз устанавливает сам.

№10. Кому выгодно дистанционное образование?

Эта форма удобна работающим студентам. Главное при этом – вовремя выполнять задания и сдавать все тесты, экзамены. Дистанционное обучение подходит:

№11. В чём главные плюсы?

Помимо явного плюса дистанционного обучения – возможности учиться без отрыва от работы – у него есть и другие преимущества, в их числе:

№12. Какие есть недостатки?

Наряду с преимуществами у дистанционного обучения есть и некоторые минусы. При выборе такого вида обучения необходимо учитывать следующее:

Для того чтобы учиться дистанционно, у студента должны быть жёсткая самодисциплина и самоконтроль, иначе должного эффекта не будет.

Источник

Рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий

Обновлено 06 Апр. 2020 г.

Консультации по BB

Консультации по Discord

Консультации по MS Teams

Консультации по Zoom

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ): общая информация

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Преимущества использования ДОТ:

Основные принципы использования ДОТ:

Необходимо объяснять студентам положительные стороны применения дистанционных образовательных технологи й:

Формы учебного процесса с использованием ДОТ

Все занятия проводятся по расписанию (графику проведения занятий, реализации онлайн-курсов) в дистанционном формате (трансляция лекции, размещение учебных и учебно-методических материалов, опросы и иные формы взаимодействия с обучающимися, проведение регулярного текущего контроля, консультаций и т.д.):

Занятия лекционного типа (в том числе «потоковые консультации») по учебному плану ОП проводятся:

Занятия семинарского типа (практические, семинарские занятия) по учебному плану данной ОП проводятся при дистанционном взаимодействии обучающихся и преподавателей (необходимо определить тип взаимодействия для каждого вида) дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет.

Обязательным видом учебной деятельности с применением ДОТ являются индивидуальные (или групповые) консультации, ответы на вопросы обучающихся, обсуждение выполненных заданий, проводимые преподавателем группы (потока). При реализации онлайн-курса, эта часть выполняется преподавателем-модератором онлайн-курса.

Текущий контроль: результаты текущего контроля фиксируются преподавателем в электронной форме и сохраняются преподавателем до завершения реализации дисциплины и проведения промежуточной аттестации (выставления окончательного результата (оценка; зачет/незачет).

Непрерывный контроль уровня подготовки является необходимым условием полноценного обучения.

Для взаимодействия преподавателя со студентами можно использовать любые средства коммуникации:

Для использования дистанционных образовательных технологий преподавателю необходимо:

1. Проанализировать перечень преподаваемых дисциплин и иных элементов учебного плана, которые еще не завершены и продолжаются до конца учебного года (далее – учебная дисциплина) по каждой из образовательных программ.

2. Изучить возможности онлайн-платформ

3. Совместно с руководителями образовательных программ провести тщательный анализ возможностей использования онлайн-платформ (ресурсов), оценить возможность полностью или частично заместить учебную дисциплину самостоятельным изучением студентом онлайн-курса. Результаты такого изучения будут зачтены студенту в качестве освоения дисциплины.

4. Если не для всех дисциплин найдена замена на онлайн-платформах, необходимо организовать освоение учебной дисциплины с помощью сервисов электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС) (включая самый простой вариант передачи учебных материалов по корпоративной электронной почте, но не ограничиваясь им):

При подготовке материалов можно воспользоваться электронным ресурсам и информационным сервисам библиотеки СПбГУ.

5. Выбрать вариант реализации дисциплины:

6. Спланировать разработку и загрузку всех материалов в ВlackBoard или иные электронные ресурсы.

7. Создать учебные материалы, включая материалы текущего контроля. Составить список учебных материалов и инструкций, доступ к которым должен быть у студентов (видеолекции, ридеры, памятки, объявления).

8. Проверить, все ли материалы можно выполнить дистанционно.

9. Довести информацию о канале реализации дисциплины до студентов, председателя учебно-методической комиссии и декана факультета.

10. В любом случае необходимо сохранять возможность консультирования и проведение контроля учебного продвижения студента с помощью информационных систем и средств электронной связи.

11. Определить, какие учебные дисциплины или их элементы требуют присутствия в строго определенное время студента перед компьютером, а какие могут осваиваться в асинхронном режиме. Преподавателям, запланировавшим такие элементы, напоминать студентам с помощью электронных сервисов заранее о предстоящем учебном событии.

12. Регулярно (не реже двух раз в неделю) с помощью электронных средств информировать студентов о том, что они должны были выполнить к текущему сроку, какие задания предстоят в следующий период, какие успехи у студентов, какие были проблемы и как они решились.

13. Организовать планирование своей рабочей недели и отчетность в простых электронных формах.

14. Обеспечить фиксацию хода образовательного процесса.

Использование электронных платформ для структурирования курса, загрузки материалов и учебно-методического сопровождения реализации дисциплины

Основные сервисы

I. Для дистанционных занятий

Blackboard Learn

Универсальные системы LMS (BlackBoard, Moodleи др.) предоставляют широкие возможности для реализации большинства задач, связанных с переходом на преподавание с использованием ДОТ.

Если для преподаваемой дисциплины создан курс в системе BlackBoard СПбГУ, Вы можете им воспользоваться для размещения материалов, организации доступа к ним студентов и решения других учебных задач.

Если курс в системе BlackBoard СПбГУ отсутствует, Вы можете направить заявку на его создание.

Онлайн курс для преподавателей по работе в системе BlackBoard: на главной странице системы BlackBoard.

II. Для проведения занятий онлайн

1. Сервис видеоконференций Zoom

Преимущество Zoom заключается в предоставлении широких возможностей для взаимодействия, максимально приближенного к реальному интерактивному занятию. Вы можете включать/отключать видео, микрофон, демонстрацию студентам Вашего экрана, в т.ч. презентаций по лекции, или любого приложения, запущенного в операционной системе, разбивать участников на отдельные «комнаты» для симулирования работы в малых группах и т. д.). Другие участники конференции в Zoom(студенты) также могут запускать демонстрацию экрана (например, студенческие доклады-презентации), имитировать поднятие руки, общаться в приватных и общих чатах и др.

Бесплатный аккаунт в Zoom допускает видеосессию, ограниченную 40 минутами. По истечении этого времени Вам следует заново запустить видеоконференцию, а студентам – заново войти в нее.

2. MicrosoftTeams

Microsoft Teams — это сервис, интегрированный с другими продуктами Microsoft, в котором можно создавать учебную среду, включив в нее чаты, различный обучающий контент и тесты. В одном интерфейсе можно создавать классы для совместного обучения, поддерживать оперативную связь с учащимися, предоставлять общий доступ к файлам, давать и оценивать задания. При этом все материалы, включая видеозаписи занятий, хранятся в облачном хранилище OneDrive, и у тех обучающихся, кто не присутствовал на занятии в режиме реального времени, есть возможность «нагнать» остальных, изучив все материалы.

Дополнительные сервисы

I. Для дистанционных занятий

1. Сервис Google Class

Бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и пользователей личных аккаунтов Google. В нем можно создавать курсы, а также назначать и проверять задания. Он экономит преподавателям время, упрощает организацию учебного процесса и коммуникацию с учащимися.

Преимущества Google Класса:

2. Облачные сервисы

В качестве альтернативного сервиса для размещения учебных, учебно-методических материалов и предоставления доступа к ним (как индивидуального, так и группового) могут использоваться различные облачные сервисы (сервисы онлайн-хранения файлового контента и управления им).

С помощью данных сервисов Вы можете создать целую структуру облачных папок и подпапок (с возможностью локальной синхронизации со своими устройствами), которая будет отражать или тематическую структуру курса, или структуру основных модулей, блоков и заданий. Наполнив облачные папки необходимыми материалами, Вы можете предоставить обучающимся доступ к этому содержимому с возможностью его редактирования или же только ознакомления и скачивания. Dropboxтакже предоставляет возможность создавать запросы файлов, посредством которого можно, например, собирать файлы с выполненными студентами заданиями или письменными работами (эссе, рефератами и т.д.).

II. Для занятий онлайн

1. Сервис Skype

Количество участников группового видеозвонка: от 3 до 50 (в зависимости от устройства и системных требований). Информация

2. Сервис Discord

Разработан для геймеров, но при этом удобен для проведения онлайн-занятий. С примером использования Discord для организации занятия по иностранному языку можно ознакомиться в видео ЦРЭОР СПбГУ.

3. Сервис BlueJeans

Англоязычный сервис с облачной службой видеоконференций. С основными возможностями можно ознакомиться по ссылке

Создание записей видеолекций для размещения онлайн

Для создания записи занятия или любой другой видеозаписи, которую Вы планируете использовать при онлайн-обучении, Вы можете использовать следующие инструменты и подходы.

Преобразование презентации в видео

Если Вы создали презентацию и хотите, чтобы студенты просмотрели ее в видеорежиме с Вашими комментариями, Вам нужно:

Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь).

Запись видео с помощью камеры компьютера

Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь).

Видео готово к загрузке на платформу (BlackBoard, Google Класс или та, которой Вы пользуетесь).

Создание, размещение и назначение заданий для самостоятельной проверки, текущего контроля или промежуточной аттестации

Для создания и оценивания тестов с возможностью автоматической проверки можно использовать Google Формы. GoogleФормы легко интегрируются с GoogleКлассом, что позволяет использовать данные сервисы как единый информационно-образовательный технологический комплекс, по функционалы равный LMS.

Для создания заданий к видеофайлам (в том числе к записанным Вами лекциям) можно использовать Edpuzzle. Инструкция по работе с сервисом представлена на сайте. Бесплатный тариф позволяет создать 20 видеоматериалов в месяц.

Formative — сервис для создания оценочных средств. Доступно 17 типов заданий (Аудио ответ, Рисунок, Текстовый блок, Видео, Эссе, Множественный выбор, Выбор нескольких верных ответов, Ввод числа/формулы,Верно/неверно и другие), большинство из которых доступны в бесплатной версии. Также допускает интеграцию с GoogleКлассом.

Surveymonkey — служба как для создания простых и небольших опросов и тестов, так и для массового анкетирования. Сервис позволяет вставлять опросы на сайты и в социальные сети, а также использовать базовые инструменты анализа полученных результатов как в общей совокупности, так и в части отдельных ответов. У бесплатной версии есть ограничения на выгрузку собранных данных с сайта для локального использования и анализа.

Инструкция по доступу к лицензионным электронным ресурсам и информационным сервисам библиотеки СПбГУ

Доступ к лицензионным электронным ресурсам и информационным сервисам открыт для пользователей СПбГУ в ЛЮБОЕ время с ЛЮБОГО компьютера с выходом в Интернет по индивидуальному логину и паролю, которые имеют все студенты, преподаватели и сотрудники СПбГУ: www.library.spbu.ru/help/ezpr.html.

Закладка «Начало поиска» — позволяет поводить интегрированный поиск по электронным источникам, находящимся в доступе СПБГУ, включая более 30 000 учебников в электронно-библиотечных системах, большинство подписных ресурсов, а также ресурсы открытого доступа. Поиск возможен на русском и английском языке.

Закладка «Базы данных» — позволяет проводить поиск ресурсов и сервисов, находящихся в доступе СПбГУ. Поиск можно проводить по названию, тематике и типу ресурса.

В случае установки в браузере расширения Lean Library вход на ресурсы возможен по прямым ссылкам, минуя сайт библиотеки.

После перехода по ссылке есть возможность производить поиск необходимого журнала или книги по названию/части названия, тематике, номеру ISSN/ISBN, а также по начальной букве русского и латинского алфавита в названии издания.

Google Class

Если для преподаваемой дисциплины курс в Blackboard не создан, Вы можете воспользоваться возможностями бесплатного сервиса Google класс.

Пример организации работы в Google класс:

А) для создания Google класса Вам необходим Google аккаунт. Пройдите по адресу google.ru и следуйте нижеприведенным инструкциям:

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Б) Ваш Google аккаунт создан. Теперь Вы можете создать класс. Инструкция:

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Для создания группы, в которую Вы пригласите студентов, следует нажать значок «+» в правом верхнем углу экрана. Внизу приведен пример созданного курса с названием «Мой курс в Google Класс». Теперь Вы можете создать задания для студентов.

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

Дот что такое в учебе. Смотреть фото Дот что такое в учебе. Смотреть картинку Дот что такое в учебе. Картинка про Дот что такое в учебе. Фото Дот что такое в учебе

В) Теперь Вы можете организовать доступ студентов в класс. Для этого выберите вкладку «Пользователи» в верхнем меню.

Вы можете либо пригласить учащихся с использованием адресов их корпоративной электронной почты, либо (если группа слишком большая) выслать старосте группы код доступа в класс. С использованием кода доступа запись студенты осуществят самостоятельно.

Чтобы выслать код курса, зайдите в настройки курса (знак шестеренки справа вверху).

Первый вариант записи студентов: Второй вариант записи (через код):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *