Dot gain что это
Dot gain что это
РАСТИСКИВАНИЕ: КАК ПОВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ
Что такое растискивание и как оно взаимосвязано с качеством печати?
Игорь Вячеславович Щеголев, технолог, типография «Алмаз-Пресс» (Москва) |
Д ля того,чтобы ответить на эти вопросы, разберемся, что такое растискивание, как его измеряют, как его величина влияет на тоновоспроизведение и как при необходимости его можно изменить.
Если бумага обладает прозрачностью, то часть светового потока проникает в нее и рассеивается в толще бумажной массы. Часть рассеянного в бумажной массе света Fd поглощается красочным слоем. Таким образом, оптическая плотность измеряемых растровых полей, напечатанных на прозрачных бумагах, оказывается выше, чем оптическая плотность растровых полей с аналогичными по площади красочными элементами, напечатанных на непрозрачных мелованных бумагах, то есть печатные элементы оказываются оптически больше по площади, чем в действительности. В той или иной степени любая мелованная бумага обладает прозрачностью, а следовательно, оптическое растискивание есть всегда.
Измерение растискивания основанно на измерении относительной площади печатного элемента на печатной пластине (Sp) и на оттиске (Sr) и может осуществляться двумя способами.
Денситометрический метод является основным при измерении растискивания. Для этого достаточно иметь денситометр, в котором расчет растискивания производится автоматически. Но денситометрический метод имеет ряд серьезных недостатков.
При печати на высококачественных непрозрачных мелованных бумагах с низким светорассеиванием особых проблем с измерением растискивания не возникает, а вот при печати на бумагах легкого мелования, немелованных бумагах и бумагах с высокой прозрачностью и большими значениями светорассеивания ошибка измерения может достигать критических значений. Для получения адекватного результата необходимо придерживаться следующих правил:
Фотометрический способ измерения основан на регистрации (фотографической или электронной) увеличенного изображения растрового поля и определении количества ячеек измерительной матрицы, на которые приходятся красочные элементы.
Сейчас в производстве применяется только электронный метод регистрации, так как фотографический очень трудоемкий и занимает много времени.
Фотометрический способ измерения растискивания не имеет изъянов, свойственных денситометрическому. Хотя здесь тоже есть ряд принципиальных особенностей: процесс измерения более длительный по сравнению с измерениями денситометром, а точность получаемого результата сильно зависит от настройки прибора (которая производится автоматически).
Растискивание и Dot Gain
От чего зависит растискивание?
В производственных условиях кривые растискивания не строят. Измеряют растискивание в двух опорных точках: 40% или 50% и 75% или 80%. Растискивание 50% растрового элемента нормируется не только в типографии, есть госстандарт ОСТ 29.66-90 (еще с советских времен) и современный европейский ISO 12647–2. В стандартах даны рекомендованные зональные значения растискивания и величины отклонения от рекомендованного значения 50% растровых точек для различных типов бумаг и печатных машин. Заказчик вправе требовать от типографии выполнения требований стандарта.
В европейском стандарте кроме рекомендованных величин растискивания введено понятие «разброса полутона», или «растискивание в полутонах». Это разница между максимальной и минимальной величинами отклонения растискивания красок от рекомендованного:
S=max[(Ac-Aco), (Am-Amo), (Ay-Ayo)] – min[[(Ac-Aco), (Am-Amo), (Ay-Ayo)],
К орректная установка параметров растискивания является основным требованием к работе с изображениями. Если значение указано неверно или, например, «по умолчанию», то конечный результат может оказаться непредсказуемым, хотя на экране все выглядит прилично. Это элементарные действия, но о них часто забывают или просто не придают им значения. Тем не менее, в программе Adobe Photoshop есть все необходимое для установки параметров растискивания, причем доступны любые его виды, как по одному числу, так и по специальной кривой.
Простейший способ установки растискивания показан на рис. 1. Это стандартное растискивание для «Евростандарта». Оно в данном случае устанавливается одной цифрой. Но следует иметь в виду, что здесь устанавливается не растискивание как таковое, а параметр Dot Gain. Они хоть и похожи, но разница между ними есть. Впрочем, если здесь поставить и собственно параметры растискивания, то большой ошибки не будет, так как фотовывод стараются максимально линеаризовать, хотя это и не всегда возможно.
Впрочем, такой подход может оказаться слишком упрощенным. Растискивание может отличаться в печатных секциях, более того, кривая растискивания может иметь более сложную форму, чем при использовании только одного числа. В этом случае программа дает возможность вместо числа установить компенсацию по специальной кривой. Она получается при установке параметров в нескольких измеренных областях (в нашем случае это 10-, 40- и 80-процентные поля серой шкалы).
Необходимо отметить, что в случае использования числового значения растискивания в программе Adobe Photoshop, оно автоматически считается как растискивание на поле 50% (так принято в Америке, откуда родом Photoshop). В Европе обычно используется замер растискивания по двум полям (например, 40, 80 или 45, 75). Так что выясняя значение растискивания в типографии, и получив в ответ одну цифру (у нас 20%), неплохо бы поинтересоваться, по какому полю оно измерено. Если по 50-процентному, то его можно смело ставить в качестве числового значения, а если по какому-либо другому, то придется пользоваться кривой.
Кстати, любопытные могут на досуге попробовать «поиграть» со значением растискивания в поле на рис. 2. И посмотреть, что будет происходить с изображением.
Дело в том, что диапазон растискивания, определенный стандартом, довольно большой, к тому же, отклонения от рекомендуемых значений для различных цветов CMY могут быть разноными. В результате возможно появление серьезного цветового дисбаланса. Например, если величина растискивания одной из красок увеличится на максимально допустимую стандартом величину, и величина растискивания остальных тоже увеличиться, то в целом цветовой баланс изображения не изменится. Произойдет только небольшая потеря градаций в тенях. Но если отклонения одной или двух красок будут разнонаправлеными даже в пределах норм, то появятся заметные цветовые отклонения, которые в ряде случаев не удастся компенсировать и изменениями толщины красочного слоя.
|
Изменение размера растровой точки во время печати: |
слева – точка на дизайн-макете, справа – растискивание точки на бумаге
Точка растра в компьютерной программе (слева) и на материале (справа)
Визуально увеличение площади растровых точек выражается в пропорциональном росте оптической плотности оттиска. В качестве примера приведём следующий рисунок. Здесь в точках пересечения белых линий появляется оптическая иллюзия в виде серых квадратов. На самом деле на рисунке никаких квадратов нет.
Пример оптической иллюзии
То же самое происходит с точкой растра: её оптическое приращение кажется более существенным, чем геометрическое приращение.
Далее представлено сравнение растровой точки на печатной форме (слева) и растровой точки на бумажном носителе (справа). Точка на бумажном носителе имеет геометрическое и оптическое приращение.
Оценка геометрического и оптического приращения растровой точки
При осмотре изображения геометрическое приращение точки суммируется с оптическим, затрудняя оценку растискивания. Если же оператор для оценки растрирования использует не визуальный осмотр, а специальный инструмент денситометр, то оптическая иллюзия исчезает.
Денситометр для оценки растискивания растровых точек
Геометрическое и оптическое приращение точек растра увеличивает запечатанную область материала и уменьшает пробелы между растровыми точками. В результате изображение становится более тёмным, снижается его контрастность и ухудшается общее восприятие.
Если оператор не позаботится о компенсации растискивания, то в реальности оттиск будет значительно темнее, чем на экране.
Функция экранной компенсации растискивания не используется |
Экранная компенсация растискивания составляет 15% |
Оттиски с различными значениями экранной компенсации растискивания
Неверно думать, что растискивание появляется из-за изношенности офсетной машины или недоработок операторов. Отнюдь. Растискивание является непременным спутником любой технологии печати, в которой используются жидкие красители и бумага.
На растискивание точек растра влияет множество факторов, среди которых особое значение имеют:
а) впитывающая способность бумаги;
в) «вскипание» краски по окружности растровой точки;
г) офсетная машина и условия печати.
Рассмотрим перечисленные факторы подробнее.
Растискивание зависит от впитывающей способности бумаги. Газетная бумага без покрытия, к примеру, впитывает краску в несколько раз сильнее, чем мелованная, поэтому и растискивание на ней в несколько раз заметнее.
На растискивание офсетных красок существенное влияние оказывает их вязкость. Тяжёлые вязкие краски меньше впитываются в волокна бумаги и меньше растискиваются, чем лёгкие текучие краски, которые очень быстро впитываются в целлюлозу и растекаются по ней.
Точки растра имеют небольшой бугорок в центре, с которого краска стекает в периферийные области, образуя по краю точки тонкий ореол. Такое явление называют «вскипанием» офсетных красок по окружности растровой точки. Вскипание провоцирует растискивание точки растра.
Наконец, четвёртым фактором, провоцирующим растискивание, являются условия печати. Этот фактор включает в себя множество различных причин, но по сравнению с перечисленными выше тремя факторами эти причины оказывают не столь сильное воздействие.
Важнейшим условием работы с изображениями является корректная установка параметров растискивания. Если установлено значение «по умолчанию» или выбраны неверные параметры, то оттиск может сильно отличаться от оригинала.
Зависимость полутонов изображения от растискивания растровых точек
а – растискивание нормальное; б – растискивание допустимое;
в – растискивание завышенное; г – растискивание чрезмерное
Функцией корректировки растискивания оснащены все современные программы для обработки графики. На рисунке ниже представлено изображение диалогового окна программы Adobe Photoshop с необходимыми настройками растискивания.
Диалоговое окно графического редактора Adobe Photoshop с необходимыми настройками растискивания
Параметры могут выбираться как по отдельным числам, так и по специальным кривым. На рисунке показан простейший способ настройки растискивания для евростандарта при помощи отдельного числа. Впрочем, такой подход может показаться излишне упрощённым, так как в печатных секциях растискивание может отличаться. Кривая растискивания может иметь сложную форму. Она чувствительна к настройкам и является более гибким инструментом управления растискиванием растровых точек, так как позволяет установить вместо числа компенсацию по специальной кривой, которая формируется при установке параметров в нескольких измеренных областях.
Установка параметров растискивания в нескольких измеренных областях
Кстати, в различных странах мира для замера растискивания приняты различные параметры полей. В США при использовании единичного числового значения растискивания точки растра программа Adobe Photoshop автоматически принимает её за растискивание на поле 50 %. В Европе для оценки растискивания используются парные поля, например, 45 и 75 или 40 и 80 и т.д. Поэтому, при следующем посещении типографии неплохо было бы поинтересоваться, по какому полю измерено единичное значение растискивания. Если по пятидесятипроцентному, то его можно использовать в качестве числового значения, если же по какому-то другому – придётся пользоваться кривой.
Если денситометр выдаёт информацию о значительном растискивании точек растра, а визуальный осмотр показывает, что поле соответствует заданной оператором процентовке, то необходимо измерить растискивание другим способом. Если использовать другой способ для измерения растискивания невозможно. Повторяем печать с теми же настройками офсетной машины на плотной мелованной бумаге с высококачественным мелованным слоем.
Чаще всего причиной высоких значений растискивания является двоение растровых точек, которое имеет место на листовых машинах в цехах, не оборудованных системами климат-контроля, при печати на тонкой бумаге. При двоении растровых точек растискивание отличается в хвосте листа и на клапане. Полностью устранить возникший дефект без проведения серьёзных мероприятий и операций практически невозможно.
Что такое растискивание?
molmolmol
Участник
zmeionline
Ответ: Что такое растискивание?
molmolmol
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
А где найти dot gain?
zmeionline
Ответ: Что такое растискивание?
molmolmol
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
Это они получается в типографии увеличивают размер точки на 13%?
Smolniy
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
Ну не совсем так, в частности ответ в самом слове «растискивание». А на самом деле при печати (офсет) краска с формы передается на резину а потом на бумагу все это естественно под давлением, в результате растровая точка на бумаге на определенный процент становится больше чем на форме. Это и есть процент растискивания, при чем даже в одной типографии на разных машинах это значение разное. И компенсируется оно либо в Фотошопе, либо уже в типографии при формном процесе, хотя многие лавочки на это тупо забивают, а зря.
А вот теперь правильно: Допустим у вас в файле заливка 30% какой то краской. При печати, точки в следствии этого растискивания увеличиваются и в реальности вы имеете уже не заданые 30%, а визуально, например 43%.
igors
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
Smolniy
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
ch_alex
Погулять вышел.
Ответ: Что такое растискивание?
Кроме механической составляющей существует и оптическая составляющая эффекта. Т.е. если даже точки на отиске имели бы точно такой же размер (% занимаемой площади), как и заданный в макете, то всё равно возникло бы это растискивание. Например, аналоговая проба в зависимости от комплектации пигментами способна имитировать и 13%, и 15%, и 20% ростиска (если быть точным, то имитируются диапазоны, внутри которых проба приактически совпадает с результатом соответствующего процесса печати). И никакого физического размазывания точки в аналоговой пробе попросту не существует.
Есть общий компенсирующий эффект: подтравливание точки при экспозиции с плёнок. Вот он-то слегка компенсирует ростиск. Но съедает при этом мелкие процентовки.
Читайте http://rudtp.ru/icc.php?id=3 и документы на сервере rudtp.ru. Много полезного можно найти.
Ответ: Что такое растискивание?
Хочешь я тебе с нулевым растискиванием тираж напечатаю?
Только потом не удивляйся что потом будет с этими градационными и цветовыми искажениями
Это не дефект, это норма и растискивание на бумаге должно соответствовать нормам заложенным в ISO.
Впрочем Ch_Alex правильно написал. Это комплекс, но для простоты лучше не заморачиваться. В простых случаях это не имеет смысла, а с более сложными вы не сталкнётесь.
Ответ: Что такое растискивание?
Да, приведу цифры из ISO
Для офсетной бумаги соответственно
Для CMY 22% и 14%
Для K 25% и 14%
Повышенное растискивание на чёрной связано с тем, что она печатается первой, и бумагу на первой секции «расплющивает» в большей степени.
Smolniy
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
zmeionline
Ответ: Что такое растискивание?
Ответ: Что такое растискивание?
Я бы тоже
Впрочем мы прикалывались над заказчиками.
Показывали двойной прогон (это лист с приладки, который два раза отпечатан), листы с перепутанными секциями и пару раз были очень удачные «мухи», вписывающиеся в сюжет.
igors
Участник
Ответ: Что такое растискивание?
Добавлю информации. Если величина растискивания определяется печатным процессом, бумагой, то характер его поведения в зависимости от уровня тона определяется периметром печатного элемента. И здесь показательна зависимость отношения периметра к площади внутри его от уровня тона. Т.е. если для 10% точки это сам печатный элемент, то для 90% точки – это пробел. На рис. зависимость для 9 разных растров. Видно отличие регулярного растра от гибридов, стохастик 1 и 2 порядков (Blue & Green NoiseMask).
Видно, что на кривых есть особенности, которые грозят тоновым скачком. Разные рипы, по разному решают эту проблему. Agfa и Artwork System добавляют шум при пользовании растром, это пошло еще с ABS. StudioRIP, при генерации растра, использует low-pass фильтр (результат виден на рис SR_Euclidean_240_0-K и Euclidean_240_20-K).
Для получения этих зависимостей достаточно отрастрировать 256 патчей с разным тоном, выделить эти обрасти в 1-битном тифе и подсчитать отношение.