Дотационное питание что это
Питание на работе – дотации, оплата и время
Одним из способов обеспечения эффективности трудового процесса и лояльности сотрудников является питание на работе. Дотации на питание могут значительно повысить мотивацию сотрудников, стать хорошей социальной гарантией для работников, которая позитивно скажется на уменьшении текучести кадров, а также обеспечить общее повышение экономических показателей бизнеса. При этом работодателям следует учитывать и особенности регулирования питания на работе, его оплаты и времени.
Питание на работе по Трудовому кодексу РФ – нормативы и законы
Несмотря на то, что законодательство обеспечивает определенный пакет обязательных социальных гарантий для трудящихся лиц, питание на работе по Трудовому кодексу не является обязательным для исполнения работодателем требованием, а лишь возможной опцией дополнительных компенсаций и гарантий сотрудникам. Нормативные акты, регулирующие данный вопрос, предоставляют лишь минимальную базу, от которой и следует отталкиваться работодателям. Выглядят они следующим образом:
Это – общая база правового регулирования питания работников, и так как она обладает минимальным количеством обязательных предписаний или запретов, сейчас работодатели используют множество различных механизмов для обеспечения сотрудников возможностью полноценного приема пищи в процессе трудовой деятельности.
Зачем нужно организовывать питание на работе – преимущества и задачи
Обеспечение питания работников может иметь множество целей и осуществляться работодателем в различном виде. В первую очередь, к основным задачам и преимуществам кормления трудящихся на рабочем месте можно отнести:
Как организовать питание работников в организации
Сейчас у работодателей есть в распоряжении достаточно большое количество инструментов, позволяющих наиболее эффективно и быстро организовать питание сотрудников на работе. При этом различные способы могут быть актуальны в одних условиях, и неэффективны – в других, поэтому следует выбирать их исходя из предпочтений и особенностей коллектива и общего характера трудовой деятельности. Так, наиболее популярными способами организации питания работников могут быть следующие варианты:
Варианты оплаты питания могут подразумевать абсолютно разнообразный характер предоставления работником данных возможностей. Так, питание может обеспечиваться как неоднократно в течение одного дня, так и всего несколько раз в неделю. Работодатель может как компенсировать затрат на еду сотрудников полностью, так и частично.
Дотация на питание
Компенсация расходов на обеды сотрудникам встречается в описании вакансий все чаще, хотя, к сожалению, до сих пор не входит в обязательный социальный пакет. В западных странах работодатель повсеместно заботится о питании своих сотрудников. В России эта практика пока лишь набирает популярность. Преимуществ у нее предостаточно: взять, например, то, что у работника появляется возможность не тратить время на поиски обеда, потому как вопрос с тем, как и что съесть в рабочий полдень, уже решен.
Каким образом решаются вопросы организации корпоративного питания, зависит от компании. Структура дотации на питание может быть разной. Для российских компаний больше характерна монетизация льгот: работодатель переводит на зарплатную карту сотрудника сумму, исходя из расчета «количество рабочих дней в месяц умножить на среднюю стоимость обеда», а сотрудник использует их для оплаты обедов. В этом случае дотация на питание может быть полной и частичной. На практике наблюдается другая ситуация: сотрудник дотацию на питание на работе получил, а потратил все на билеты в театр. Театр — тоже хорошо, но он не относится к той цели, ради которой компания переводит эти деньги.
Более эффективной признается натуральная дотация — в виде талонов или специальных пластиковых корпоративных карточек. В начале месяца сотрудник получает определенное количество талонов, которые ежедневно по одному отдает в столовой. В конце отчетного периода заведение общественного питания выставляет счет компании. То же самое касается и пластиковых карточек. На каждой карте есть определенная сумма, которую сотрудник может потратить в любом из подключенных к системе кафе и ресторанов. Это удобно в случае, когда в бизнес-центре открыто несколько разных кафе, которые соглашаются сотрудничать с вашей компанией по такой схеме. У Обед.ру большой опыт подключения ресторанов и кафе и внедрения подобной системы для разных компаний.
А еще Обед.ру — отличная альтернатива талонам и пластиковым картам. Дотация на питание на работе перечисляется на корпоративный счет, доступ к которому вы получаете сразу после заключения договора с нами. С него сумма распределяется по числу сотрудников, у каждого из которых появляется свой доступ в личный кабинет. Коллектив выбирает себе поставщика обедов, и каждый сотрудник заказывает у него обед на завтра. В 16:00 ежедневно все заказы отправляются поставщику. А на следующий день вкусные готовые обеды, расфасованные по контейнерам, будут доставлены прямо к вам в офис.
Таким образом, расходы на обеды сотрудников находятся под контролем у руководителя. Дотация на питание с Обед.ру является наиболее выгодным способом организовать доставку горячих обедов в офис.
Оплата питания сотрудников
Довольно часто работодатели проявляют по отношению к сотрудникам заботу в виде предоставления бесплатных обедов или компенсации затрат на питание. Для персонала это всегда огромный плюс, а вот для бухгалтерии порой настоящая головная боль. Основная проблема заключается в том, как правильно оформить и отразить затраты на питание налоговом учете, чтобы не вызвать лишних вопросов со стороны представителей налоговых органов.
Вопрос: Может ли предприятие промышленности расходы, связанные с оплатой питания сотрудников, учесть при исчислении налога на прибыль организаций? Надо ли данные выплаты облагать страховыми взносами?
Посмотреть ответ
Регулируем питание персонала: коллективный договор
Как говорит Трудовой кодекс РФ, для правильного и своевременного регулирования взаимоотношений по части питания между руководством организации и сотрудниками в компании должен быть разработан коллективный трудовой договор. Именно он является основным документом, призванным решить все самые насущные внутренние вопросы предприятия, в том числе правила обеспечения сотрудников бесплатными обедами и условия частичной или полной компенсации питания.
Как показывает практика, существует несколько основных способов накормить сотрудников за счет компании:
В каждом конкретном случае, компания вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из предполагаемых затрат, количества сотрудников, налоговых обстоятельств и т.д.
Однако, стоит учесть, что везде есть свои тонкости: например, создание столовой – самый дорогой и сложный с точки зрения документального оформления путь, подходящий только для крупных предприятий.
А вот остальные способы – более распространены, поскольку подходят практически для всех коммерческих компаний, независимо от их размера и финансового состояния. Разберем их по порядку.
Компенсация питания в денежном эквиваленте
Всего есть три варианта денежных выплат сотрудникам на питание:
К сведению! Во многих компаниях работодатели проявляют лояльность по отношению к сотрудникам, разрешая им дневные чаепития за счет компании.
То есть, организация приобретает чай, кофе, воду, сладости на весь коллектив. Возникает вопрос надо ли начислять НДФЛ на стоимость приобретаемых в офис компании напитков и еды? Нет, не нужно! Поскольку доход в виде натуральных продуктов питания не прописан под каждого конкретного сотрудника, то отсутствует сам объект налогообложения. При этом НДС на все эти вкусности рассчитать все-таки будет необходимо, поскольку, со стороны работодателя, угощения считаются безвозмездной передачей товаров, а значит, являются объектом НДС.
Кейтеринг – доставка обедов в офис
Привоз обедов прямо на рабочее место приобретает в последнее время все большее распространение. Называется такая доставка – кейтеринг, и подразумевает под собой организацию питания соответствующими заведениями на выезде.
Чтобы правильно оформить такой тип питания на предприятии, нужно опять же закрепить это документально, на уровне коллективного договора. Существует три возможных варианта по проводкам кейтеринга:
Обеды по договору
Довольно часто предприятия и организации предпочитают заключать договоры на питание сотрудников с каким-то определенным заведением общественного питания. Как правило, это близлежащая столовая, кафе или буфет. При подобном сотрудничестве в договорах четко прописываются все условия предоставления услуг, в том числе время обеда, количество сотрудников, стоимость одного обеда и т.д. Денег на обеды на руки работники предприятия не получают, а для отчетности по обедам расписываются в специальных журналах и ведомостях или же предъявляют пропуск.
Расчеты между работодателем, обеспечивающим обеды персонала в данном учреждении и самим учреждением общественного питания нужно отражать в общем порядке по строке «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кухня в офисе
В последние годы многие компании стали перестраивать один из офисных кабинетов в кухню для общего пользования персонала. Такие кухни, как правило, оборудованы всем необходимым: мойкой, мебелью, бытовой техникой, кухонной утварью.
Требования к оснащению и содержанию подобных помещений прописаны в СНиП, в частности в них говорится о том, что использовать кухни на территории офиса можно только при условии, когда количество рабочего персонала на предприятии не выше 30 человек в смену.
Если компания выбрала именно этот путь для обеспечения питания сотрудников, то в коллективном договоре следует прописать пункт о предоставлении сотрудникам данного помещения в качестве кухни. Заодно он позволит обосновать расходы на переоборудование кабинета в обеденную комнату.
Что касается бухгалтерского учета, то все покупки и затраты на кухню нужно учитывать как «Прочие расходы». В тех случаях, когда цена кухонного оборудования выше 40 тысяч рублей, при сроке его службы более года, гасить ее придется через начисление амортизации.
Таким образом, существует несколько наиболее часто встречающихся способов организации питания сотрудников работодателем во время рабочего дня. Руководство каждой компании выбирает оптимальный путь с учетом собственных возможностей и интересов персонала. Но, независимо от того, какой способ выбран, главное – не забыть прописать его суть в коллективном трудовом договоре.
Почему работодателям выгодно кормить сотрудников
Если рабочим на производстве не компенсируют расходы на питание, в столовую обычно ходит только от 10 до 30% персонала, остальные питаются бутербродами и другой принесенной с собой едой, рассказал Олег Лобанов, гендиректор сервисной компании «Корпус групп», которая организует корпоративные столовые во многих крупных компаниях, например на «АвтоВАЗе», ГАЗе, в «Башнефти», «Русале», «Сибуре». Как только вводятся дотации на обед, в столовую начинают ходить до 90% сотрудников, количество больничных листов сокращается, замечает Лобанов, ссылаясь на исследования работодателей.
Кто работает, тот ест
После того как в компании «Русал» начала действовать программа дотаций на питание, посещаемость столовых выросла примерно с 40% в 2004 г. до более чем 90% в 2012 г. «Рабочие перестали носить с собой судочки, термосы и бутерброды для перекуса, — рассказали в пресс-службе компании. — “Русал” из собственных средств дотирует питание рабочих на предприятиях, и размер дотации — 70 руб. на человека в день — практически полностью покрывает стоимость комплексного обеда из трех блюд». Если такого обеда сотруднику мало, он может доплатить и докупить, например, вторую котлету или пирожное, в таких случаях средний чек составляет 82 руб. (т. е. доплата не превышает 12 руб.). «Всего по стране мы работаем с 14 компаниями — операторами питания, отобранными на тендерной основе, — объяснили в пресс-службе. — Меню в каждом отдельном регионе оператор определяет самостоятельно, учитывая пожелания рабочих предприятий. Качество еды у операторов контролируют профсоюзы: если оно не устраивает рабочих или оператор необоснованно завышает цены, то “Русал” расторгает договор и проводит новый тендер. Тендер проводится на ежегодной основе, и мы всегда наблюдаем большой конкурс среди операторов на получение столь крупного заказа. Поэтому при определении победителя мы учитываем и то, есть ли у оператора опыт работы именно с крупными промышленными предприятиями».
На одном металлургическом предприятии разработали необычную систему дотаций на питание: рабочим выделяют 5 руб. за каждый отработанный час, приводит пример Лобанов. После этого нововведения в корпоративную столовую начали ходить 88% персонала, и это довольно высокая посещаемость в сравнении с другими российскими заводами.
Если работодатели компенсируют менее 50% стоимости обеда, то посещаемость столовой обычно бывает не более 50-55%, как показывают исследования «Корпус групп». 76% сотрудников, которые не ходят в столовую, носят перекусы с собой, из чего следует, что 24% вообще не едят на работе. А пропуск обеда не лучшим образом отражается на их здоровье. Например, каждый десятый больничный лист работники российских добывающих предприятий берут в связи с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует из данных Росстата.
Суп-пюре из каштанов
«Мы оплачиваем сотрудникам ежедневно обед на 220 руб. в кафе, которое расположено на первом этаже нашего бизнес-центра. С июня дотация будет повышена до 250 руб.», — рассказывает Татьяна Андреева, HR-директор Volvo Cars Russia. Кстати, ближайший к офису пункт питания — это «Макдоналдс», и ежедневные походы туда могли плохо сказаться на здоровье сотрудников, замечает она. В кафе же довольно разнообразное меню, и каждый может выбрать подходящий обед. Такая организация системы питания удобна для всех, убеждена Андреева: «Во-первых, она позволяет сотрудникам легко уложиться в отведенное на обед время. Во-вторых, она позволяет избежать распространения запаха еды по офису, когда ее разогревают в микроволновках или заказывают доставку».
Однако некоторые компании, офисы которых расположены в городе с насыщенной инфраструктурой, предпочитают, чтобы сами сотрудники выбирали, где и как им питаться. «Мы не организовываем питание сотрудников, и своей столовой у нас нет, — говорит президент ГК «Корпорация «Газэнергострой» Сергей Чернин. — Особой необходимости в этом нет: офис находится в центре города, вокруг много ресторанов с недорогими бизнес-ланчами. Когда-то мы пытались заниматься организацией питания сотрудников, но пришли к выводу, что ничего хорошего в этом нет: постоянные запахи еды в офисе ни к чему. Кроме того, в компании многие сотрудники занимаются проектной работой, часто бывают в командировках и на встречах. Поэтому право выбора обеда мы оставили за ними, говорит Чернин.
Впрочем, организация работы столовой, продуманное меню и компенсация затрат на питание, как оказывается, вовсе не гарантия того, что сотрудники останутся сыты и довольны. Как правило, через полгода наступает усталость от услуги, даже качественная еда приедается, сотрудникам хочется чего-то нового и они начинают реже ходить в столовую, замечает Лобанов. Поэтому мы, например, регулярно меняем меню, предлагаем летние и зимние варианты питания, добавляет он. «Однако разнообразить меню приходится все-таки за счет традиционных рецептов — например, суп-пюре из каштанов, который “Корпус групп” предлагала на АТЭС, в рабочих столовых вряд ли оценят», — замечает Лобанов.
Дотация на обед как инструмент управления
Обычно доплата на питание воспринимается сотрудниками как прибавка к зарплате. Но возможности этого инструмента в работе с персоналом значительно шире.
Дотации на обед часто не попадают в цель, проходят мимо. И все потому, что во многих компаниях, практикующих выделение дополнительных средств на питание сотрудников, HR-службы предпочитают не добавлять себе хлопот и назначенные суммы выплачивают вместе с зарплатой. Результат печален: уже через месяц сотрудник успевает позабыть, что вот именно эти 2-3 тыс. руб. предназначены для обедов, и не являются прибавкой к зарплате. В итоге, либо в офисе по-домашнему пахнет котлетами, либо обеденное время растягивается на неопределенный срок: ведь до ближайшей столовой с вменяемыми ценами надо добираться 30 минут. HR-менеджеры недовольны. Сотрудники тоже испытывают мало радости. Дотации на обед вроде есть, но эффект от них нулевой. Возникает сакраментальный вопрос: что делать? Решение легко обнаружить, если исследовать цели и потребности обеих сторон.
Потребности HR-службы
Для HR-менеджера важно, чтобы все было как в армии: обед по расписанию, на дорогу к месту приема пищи и само питание уходит минимум времени, люди не стоят в очередях во время эпидемий гриппа, все сыты, довольны и весьма производительны, при этом организация процесса не требует хлопот. Однако если все делать по правилам, хлопот не оберешься: договор со столовой, еженедельные сверки, учет едоков, их аппетитов и ведение дополнительной документации отнимают много сил. Вот и идет HR-менеджер по проторенной дорожке монетизации дотаций на обед: и себя от дополнительной нагрузки избавляет, и заботу вроде как проявляет.
Потребности персонала
Для сотрудников важно сытно и вкусно поесть, желательно неподалеку от офиса и с гарантией свежести потребляемых блюд. Лучше бы заведения менять, потому как одно и то же меню вкупе с интерьером со временем надоедают. Еще желательнее иметь некоторую свободу выбора: например, возможность чередовать еду с доставкой с выходами в кафе\столовую.
Организованное использование дотаций на питание ― лучший компромисс
Я знаю, как объединить эти потребности и выдать компромиссное решение, которое устроило обе стороны. Собственно, решений два, все зависит от того, есть ли поблизости от офиса заведения общепита с хорошей репутацией, или нет. Важное замечание: компания привлекает специализированный сервис или фирму для организации питания сотрудников в качестве посредника-помощника.
Итак, первый вариант: каждому сотруднику выдается карточка наподобие кредитной. Такие карты могут предоставлять компании по организации корпоративного питания. На ней не хранятся деньги ― это своего рода персональный идентификатор. С этой карточкой сотрудник идет в проверенное, надежное заведение и с удовольствием обедает. Карточка используется для оплаты вместо обычной пластиковой карты в столовой/ кафе/ресторане, списанная сумма включается в общий счет компании. Одновременно с этим в облачном сервисе в личном кабинете сотрудника отображается сумма израсходованных средств и сумма доступного остатка. HR-служба имеет возможность установить временной промежуток и регион активности карточки и, посредством этого, время и длительность обеденного перерыва. Например: дотацию с карты можно потратить только с 13-00 до 15-00, лишь в рабочие дни, в заведениях не более чем в 500 метрах от офиса. Таким образом, можно следить за целевым расходованием средств, поддерживать дисциплину и регулировать время, отведенное на обед. Человек может планировать и контролировать свои расходы.
Второй вариант пригодится, если поблизости от офиса нет заведений общепита с хорошей репутацией. В этом случае речь идет о доставке обедов в офис. HR-менеджер на свой вкус и сообразно имеющемуся бюджету отбирает нескольких поставщиков или никак не ограничивает выбор персонала (комплексные обеды, популярные блюда вроде пиццы, суши, пирогов и кулинарные изыски). Сотрудники каждый день выбирают и заказывают обед через свой личный кабинет сервиса по организации офисного питания. Доставка привозит обед, все счастливы. Подводный камень в виде бесплатности доставки только при заказе выше энной суммы легко могут преодолеть сами сотрудники: несколько человек кооперируются и делают заказ в одном заведении. Также, сотрудники в преддверии какого-либо праздника могут перевести деньги из своего личного кабинета наиболее инициативному (или имениннику) и заказать вскладчину небольшой офисный банкет. Единственное, что им недоступно ― вывод наличных денег.
Преимущество для персонала: не надо отправляться на поиски подходящего кафе, имеется широкий выбор блюд в случае доставки еды в офис. У сотрудников нет вариантов, кроме как использовать дотацию по назначению, а, значит, их не мучают искушения, они сыты и вполне эффективны. Компания, которая берет на себя роль посредника в организации питания, обеспечивает строгий контроль над «качеством» заведений общепита, мониторит отзывы клиентов и рейтинг кафе и ресторанов.
Плюсы в использовании единого сервиса, а не набора ресторанов-подрядчиков: оплата питания проводится централизованно один-два раза в месяц на счет одной компанией, подключение к сервису осуществляется за один день и предоставляет доступ к большому количеству ресторанов. HR-менеджер практически полностью освобожден от дополнительных действий.
Выгоды от организации офисного питания
К сожалению, наша страна пока еще сильно отстает от европейских стран по количеству компаний, которые уделяют внимание социальному пакету, в частности, дотациям на обед сотрудников. Между тем стремление к сытости ― один из основных инстинктов, его довольно просто можно обратить на пользу компании.
У нас есть примеры, когда привычные утренние опоздания и «полчаса на раскачку» очень быстро удалось победить с помощью бесплатных завтраков, которые предлагались за час-полчаса до начала рабочего дня. Мало того, что опоздания прекратились, фактически, люди начинали рабочий день раньше: уже за завтраком понемногу включались в обсуждение текущих процессов. Кстати, снизилась заболеваемость: видно, сказалось наличие полноценного завтрака, хотя специальных исследований мы не проводили. Другая компания поступила иным образом: она стимулировала сверхурочную работу бесплатным ужином. И эффективность повысилась, и сотрудники были приятно удивлены заботой руководства.