Douglas engelbart что изобрел
Дуглас Энгельбарт: Усиление «коллективных IQ» общества
Сложность и срочность вопросов, стоящих перед лицом человечества, растут гораздо быстрее, чем наши способности совместного их понимания и решения. Это очень опасная проблема, но есть стратегические действия, которые мы можем предпринять, коллективно.
Введем «коллективный IQ» как показатель способности сообщества решать сложные вопросы: точно их понимать, выявлять наилучшие варианты решений, оценивать ресурсы и оперативные возможности, выбирать подходящее решение, эффективно организовывать и контролировать его исполнение, быстро и точно справляться с непредвиденными затруднениями.
Я утверждаю, что стратегия «содействия эволюции» коллективного IQ наших сообществ и есть наилучшая стратегия.
Гипертекст будет иметь принципиальное значение, а SIGWeb должна быть лидером.
«Коллективный IQ» – это сборка коллективных способностей из основных способностей человека, таких как ощущение, восприятие, познание, движение и т.д.
Любая значимая коллективная способность достигается «усилением» этих основных человеческих способностей путем освоения в практическом применении:
Моя гипотеза в том, что всё более эффективные «Динамические хранилища знаний» (ДХЗ) будут играть центральную роль в улучшении «коллективного IQ» – по сути, способности сообщества решать сложные задачи – обеспечивая наилучшее, своевременное понимание текущего состояния как проблемы, так и усилий по её решению.
Специально обученные команды будут вовлечены, например, чтобы помогать осваивать постоянный диалог, адаптироваться к соответствующим переменам, контролировать и укреплять «структуры аргументов», задействованные в поиске согласованности и доверия, и так далее. А также для обеспечения правильного соотнесения «представлений» структуры знаний с целью облегчения процесса обучения – возможно, различая формы представлений для различных категорий обучаемых.
Примем «Сообщество Совершенствования» (СС) как коллектив, вовлеченный в усиление согласованного набора индивидуальных или коллективных способностей – например, профессиональное сообщество. Введем новую категорию, «Сообщество Сетевого Совершенствования» (ССС): СС, которое осознанно и продуктивно ведет оптимальную разработку и использование ДХЗ.
Для подготовки к осуществлению стратегии мы учредили «Союз первичной настройки» как «Мета ССС», или Сообщество Сетевого Совершенствования ССС, для совместного усиления главной способности каждой СС – вести собственную деятельность по усилению способностей.
Таким образом, мы будем поддерживать запуск первого ССС, и вполне уверены, что лучшей стратегической формулой усиления его главной способности будет совершенствование разработки и применения ДХЗ.
Есть множество форм Усиливающей Системы, для которых открываются соблазнительные перспективы развития. Предлагаемая стратегия «содействия эволюции» могла бы обеспечить наилучшую «карту форм» – того, что происходит в других сообществах, использующих собственные подходы к повышению их коллективного IQ.
Совместно поддерживаемая «ДХЗ форм» обеспечит каждому сообществу наилучшее понимание того, что происходит c другими формами, позволяя принимать собственные решения, в частности, о направлении следующего жизненно важного шага по увеличению коллективного IQ.
Эта же стратегия ведения «ДХЗ форм» будет способствовать также всем прочим процессам коллективного развития в рамках ССС.
В годы моей борьбы за эту стратегию появилось много потенциально важных для Технической и Человеческой Систем новшеств, обсуждение которых я надеюсь продолжить с принимающими данную стратегию заинтересованными сторонами. Например, мы с коллегами наблюдаем много интересных вещей в экспериментальных студенческих классах – вдохновляющие результаты и потенциальные «Образовательные ССС».
Перевод на русский язык: А.Е.Шевченко, директор АНО «Инициатива Социального Творчества», sci.npo@gmail.com
Кто готов помочь переводить монументальный труд Энгельбарта «Augmenting Human Intellect:
A Conceptual Framework» — пишите в личку тут, на почту magisterludi2016@yandex.ru, в фб — www.facebook.com/stcnk
О проекте «Энгельбарт»
Невозможная задача для проекта «Энгельбарт» — «перезагрузить матрицу», «пересобрать» всю область информационных технологий, интернета и компьютерного железа, учитывая все ошибки первой (нынешней) версии.
Ближайшие действия — переводы и сбор в одном месте ключевых концептуальных документов и поиск единомышленников (проснись, Нео! То что ты ищешь, тоже ищет тебя.) Под прицелом — Ванневар Буш, Джозеф Ликлайдер, Поль Отле, Алан Кей, Дуглас Энгельбарт, Глушков, Лебедев, Ершов, WikiPedia, Web Archive, Knol, Quora, Cybersyn, Xanadu, DARPA, IARPA.
Материалы
Данила Медведев: «Силиконовый развод, или почему ПК революция так и не произошла»:
Брет Виктор: Несколько слов о Дугласе Энгельбарте
Люди часто сравнивают работу Энгельбарта с современными технологиями, но это неправильно. Забудьте про сегодня, просто подумайте о том, что он делал, с точки зрения его целей.
Дуглас Энгельбарт умер сегодня (July 3, 2013). Его труды всегда было очень сложно интерпретировать и объяснять.
Многие эксперты, к сожалению, часто упускают суть его работы, потому что они рассматривают всё как техническую задачу. Энгельбарт посвятил свою жизнь проблемам человечества, технологии были лишь частью их решения. Когда я читаю интервью экспертов с Энгельбартом, я представляю, как они брали бы интервью у Джорджа Оруэлла, задавая глубокие вопросы про его пишущую машинку.
Вот отличный пример того, как поверхностно воспринимают Энгельбарта – заголовок в газете «Нью-Йорк таймс»:
Дуглас Карл Энгельбарт – создатель компьютерной мыши, умер в возрасте 88 лет.
Это, как если бы вы взяли человека, который изобрёл письменность, и назвали бы его создателем первого карандаша. (Эта аналогия наиболее точно показывает суть проблемы.)
Здесь, например, есть перечень его достижений:
Его «Онлайн Система» (oN-Line System или NLS), продемонстрировала фактические примеры или прототипы гипертекста, совместной работы с экраном, нескольких рабочих окон, видеоконференций и мыши в качестве устройства ввода.
Это неверные утверждения.
У Энгельбарта было намерение, цель, миссия. Он изложил их чётко и подробно. Энгельбарт хотел увеличить человеческий интеллект. Он хотел усилить коллективный разум и дать возможность работникам умственного труда по-новому мыслить, чтобы они могли коллективно решать актуальные глобальные проблемы.
Проблема с утверждением, что Энгельбарт «изобрёл гипертекст» или «изобрёл видеоконференции», состоит в том, что вы пытаетесь осмыслить прошлое, опираясь на настоящее. «Гипертекст» — это понятие, которое имеет конкретное значение для нас сегодня. Говоря, что Энгельбарт изобрёл гипертекст, вы приравниваете это же значение работам Энгельбарта.
Практически каждый раз, когда вы интерпретируете прошлое как «то же, что и настоящее, но примитивнее и грубее», вы теряете смысл явления. Но в случае с Энгельбартом вы теряете суть особенно сильно.
Наш гипертекст не то же самое, что гипертекст Энгельбарта, потому что он предназначен для других задач. Современные видеоконференции не то же самое, что видеоконференции Энгельбарта, потому что они также созданы для другого. Они могут выглядеть внешне похожими, но имеют разный смысл. Их можно назвать омофоны, если вам так будет понятнее.
Допустим, вы найдёте его демонстрацию 1968 года на YouTube и немного посмотрите. В какой-то момент на экране появляется лицо удалённого сотрудника, Билла Пакстона. И Энгельбарт и Пакстон разговаривают.
«А, это как скайп!», говорите вы.
Затем Энгельбарт и Пакстон начинают одновременно работать с документом на экране.
«А, это как совместная работа с экраном!», говорите вы.
Нет, это совсем не как совместная работа с экраном.
Если вы посмотрите внимательнее, то заметите, что есть два отдельных указателя мыши. Энгельбарт и Пакстон контролируют каждый свой собственный указатель.
«Хорошо, — говорите вы, — »у них есть отдельные указатели мыши, и когда мы сегодня показываем общий экран, нам приходится бороться за один указатель. Это мелочь. В действительности, это одно и то же».
Нет, это не одно и то же. Совсем. Это не соответствует замыслу проекта, и для понимания это самое главное.
Видение Энгельбарта с самого начала было в совместной работе. Его идея в том, что люди работают вместе в общем интеллектуальном пространстве (shared intellectual space). Вся его система была разработана вокруг этого намерения.
С этой точки зрения, отдельные указатели были не столько фичей (feature), сколько симптомом (symptom). Это был единственно возможный осмысленный интерфейс. Это просто выпало. Оба сотрудника должны были указывать на информацию на экране так же, как они указывали на информацию на доске. Очевидно, что им нужны свои собственные указатели.
Это актуально для каждой детали в системе Энгельбарта. Вся система была разработана с конкретным намерением.
Наша современная совместная работа с экраном, с другой стороны, является похожей на «тяп ляп и в продакт», которая не меняет однопользовательский интерфейс наших нынешних компьютеров. Наши компьютеры принципиально разработаны именно для однопользовательского использования, и простое дистанционное зеркальное отображение чужого экрана не может волшебным образом преобразовать их в среду для совместной работы.
Если вы попытаетесь осмыслить идеи Энгельбарта, проводя аналогии с нашими современными системами, вы упустите смысл, потому что наши современные системы не реализуют идеи Энгельбарта. Энгельбарт ненавидел наши современные системы.
Если вы действительно хотите понять NLS, вы должны забыть сегодняшнюю реальность. Забудьте всё, что знаете о компьютерах. Представьте, что вы ещё не знаете, что такое компьютер. Вернитесь в 1962 год. А затем прочитайте, что он задумал.
Наименее важный вопрос, который вы можете задать об Энгельбарте: «Что он создал?» Задавая этот вопрос, вы можете начать восхищаться им, восторгаться его достижениями, боготворить его как героя. Но поклонение не нужно никому. Ни вам, ни ему.
Самый главный вопрос, который вы можете задать об Энгельбарте: «Какой мир он пытался создать?» Задавая этот вопрос, вы сможете сами создать такой мир.
Дуглас Энгельбарт — Мышиный король
В этом году мир отпраздновал скромную дату: 45 лет, как был выдан патент на «X-Y Position indicator for a display system», или попросту говоря «мышь».
Человек сделавший это открытие: Дуглас Карл Энгельбарт
(30 января 1925 — 2 июля 2013 ).
В ряду других его изобретений — графический пользовательский интерфейс, гипертекст, текстовый редактор, групповые онлайн-конференции.
Его судьба — жизнь человека, давшего миру много, но не получившего практически ничего — его просто забыли. Такова участь многих честных людей. Людей не умеющих себя продавать. Людей, полагающих, что рождены для некоего высшего служения. Всю жизнь он изобретает нечто, способное облегчить нелёгкую жизнь человеческую. Люди пользуются плодами его трудов изо дня в день, и его нисколько не огорчает, что при этом они не поминают его тихим добрым словом. Он делает своё дело, остальное его волнует мало.
Если бы лет тридцать тому назад Дуглас сказал себе “стоп, я славно потрудился, пора подумать и о хлебе насущном”, сейчас, вероятно, он мог бы быть богаче и известней таких парней, как Билл Гейтс, Стив Джобс или Марк Андриссен. И Microsoft, и Apple, и Netscape шли по путям, проторенным Энгельбартом.
Его предки были из числа первых пионеров Запада. Дуглас вырос на небольшой семейной ферме в окрестностях Орегона. В 42-м он окончил школу и поступил в местный университет, полагая впоследствии работать в качестве инженера-электрика. Война несколько спутала планы — трудовую деятельность сержант Дуглас Энгельбарт начал как радарный техник военно-морской базы где-то на Филиппинах. Уже тогда он всерьёз задумывался над перспективой использования сложнейшего армейского оборудования в мирной жизни. Вместо жутковатых петель и кривых на экране радара ему мерещились картины мирной жизни и великие творения человечества. Его настольной книгой в те годы стал полубредовый труд Ванневара Буша “Коль скоро мы способны мыслить” (As We May Think), раздобытый в библиотеке Красного Креста. Изложенная в ней теория одушевления неживой природы оказалась заразной.
Отставному сержанту Энгельбарту повезло: через три года после войны, сразу по окончании университета, комиссия по распределению направила его в лабораторию NACA Ames (предшественницу нынешнего супер-гиганта NASA). Однако в мыслях юный Дуглас витал далеко за пределами секретных стен. Ему виделись тысячи и тысячи сограждан, сидящими перед мониторами своих компьютеров и вдыхающими жизнь в бездушные машины. Его влекла идея создания искусственного интеллекта. Но для начала требовалось хотя бы заполучить вожделенный компьютер в собственное безраздельное пользование. Дуглас начал поиски такого места.
Место вскоре нашлось. Хотя на долгие свидания с компьютером один на один рассчитывать поначалу не приходилось. Новоиспечённый помощник профессора Д.Энгельбарт впрягся в коллективное ярмо по конструированию монструозного суперкомпьютера в стенах университета Беркли (сотрудники ласково именовали своё детище Неандертальцем, на коего оно весьма смахивало и габаритами, и рассудком). Дугласу пришлось на время притвориться обыкновенным исполнительным головастым технарём, ибо высказывание малопонятных идей о возможности постепенного выращивания из Неандертальца Человека могло лишить его столь “доходного” места. Он скармливал неразумному дитяти горы перфокарт и жил мечтой о чудесном превращении твёрдолобой железяки в разумное существо. Между делом им были изобретены с полдюжины “bi-устойчивых газообразных плазменных цифровых устройств”, что позволило получить докторскую степень.
С ворохом свежих патентов и устойчивой репутацией “странного малого” (от коллег ничего не скроешь) к середине 50-х Энгельбарт перебрался в Стэнфордский НИИ. Не смотря на равнинное (по сравнению с Беркли) расположение, дышалось там значительно легче. Дабы задобрить отцов Силиконовой Долины, за пару лет доктор Энгельбарт насочинял ещё с дюжину другую всякой разности и запросился на свободу. Свободы ему не дали (кто же станет разбрасываться столь ценными кадрами?), но позволили вести собственный проект. Постепенно вокруг Энгельбарта стала сколачиваться весьма приметная компания, всецело одобряющая его безумные идеи. Среди выдвигаемых компанией тезисов наиболее забавным (и одновременно отталкивающим) был тезис о необходимости “повышения интеллекта компьютерного пользователя ради создания поколения, сотрудничающего с компьютером, а не сосущего из него соки”. Вскоре команде Дугласа удалось вырастить из этого тезиса целую технологию, на основе которой происходил, для примера, и дополнительный набор в саму команду. Подход к кадровому вопросу был весьма примечательным: каждый новый претендент прежде всего тестировался на способность увеличить “коллективный IQ” (для непосвящённых, IQ — intelligence quotient — показатель интеллекта). В наши дни этот метод подбора кадров признан каноническим.
В 60-е годы судьба благоволила нашему герою. Он позволил “золотопогонным” втянуть свою лабораторию в военный проект ARPANet, чем полностью развязал себе руки в финансовом отношении и стал одним из отцов Интернета (ведь именно из ARPANet он и возник).
Его метод подбора кадров лёг в основу организации команды вокруг первой распределённой компьютерной сети. Энгельбарт и его парни стали основными разработчиками ядра системы управления информацией, гарантирующего, что накопленные знания не будут утрачены и не станут недоступными вследствие несовершенства технологии управления форматами и протоколами.
Именно тогда Дуглас предложил миру среду NLS (oNLine System), включающую в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделённые экраны телеконференций, систему контекстной помощи и многое другое. Увы, не смотря на очевидные достоинства, широкого распространения она так и не получила. Сетевые решения тогда казались нужными лишь узкому кругу трезво мыслящих учёных и генералов.
В то же время, совершенно неожиданно, всплеск общественного (но отнюдь не профессионального!) интереса к трудам лаборатории Энгельбарта проявился после демонстрации им на одной из технологических компьютерных конференций двух странного вида устройств, заменивших традиционное устройство ввода информации — клавиатуру. Под левой рукой докладчика покоился многокнопочный ёж, именуемый “аккордной клавиатурой” (chordal keyboard), а под правой — красавец на колёсиках из полированного дерева с коротким рядом кнопок по кличке “мышь” (mouse).
“Аккордная клавиатура” позволяла осуществлять набор “одной левой”, используя как отдельные клавиши, так и комбинации клавиш (по заверению посвящённых научиться этому не сложнее, чем “слепой” печати). Но настоящий фурор произвела неприметная “мышь” (или, на языке научного доклада, “индикатор позиций x и y”).
С её помощью можно было манипулировать объектами по всей плоскости экрана.
Но даже загнанный в угол Энгельбарт не отказал человечеству в новых идеях. “Жить в этом мире становится всё сложнее. Поэтому каждый день мне приходится изобретать очередное колесо, призванное принести вам некоторое облегчение”. Коллеги Дугласа называют это “нескончаемой революцией Энгельбарта”. Однако “вяло текущее забвение” затянулось почти на четверть века. То там, то сям оживали его идеи. В 80-х их охотно подхватывали джобсы-гейтсы. Меж тем Дуглас отсиживался в небольшой телефонной компании Tymshare, довольствуясь скромной зарплатой служащего. В 84-м компания была съедена крупным аэронавигационным конгломератом, которому неугомонный Энгельбарт (доставшийся новым владельцам в качестве бесплатного довеска) предложил от и до продуманную схему построения интрасети. Но тогда и слова такого “интрасеть” (intranet) никто не знал. Ответ руководства компании был ошеломляющим своей логичностью: “Этого нет даже в IBM или HP. На кой ляд нам это сдалось?” Дугласу казалось, что он достиг дна бездонного колодца, из которого ему не докричаться ни до кого. В том же году врачи диагностируют рак. (- Господи, за что мне эти муки?! — Ну, не люблю я тебя.) Доведённый до отчаянья Энгельбарт начал борьбу за жизнь. Быть может ему всегда не хватало именно этого отчаянного остервенения. Впервые в жизни он поплыл против течения. И выжил. И заставил о себе вспомнить. Даже заработал что-то около миллиона долларов на старости лет в виде весьма престижных премий. Боюсь, это один из самых дорогих миллионов в истории развития компьютерных технологий.
“Время жизни человека прямо пропорционально трудностям, которые он может себе позволить преодолевать. Я позволил себе немало”. Журнал, опубликовавший эту фразу Энгельбарта, заплатил ему за цитату больше, чем иной раз ему платили за очередное революционное изобретение.
Дуглас Энгельбарт: «Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework»
Представляю вам коллективный (хабра-) перевод основного документа (282 000 знаков), дела всей жизни Дугласа Энгельбарта. (Подробнее: 50 лет спустя. The Mother of All Demos)
Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework
By Douglas C. Engelbart
October 1962
1. Введение
А. Общие положения
Под «усилением человеческого интеллекта» мы подразумеваем/понимаем увеличение способности человека браться за сложные (complex) проблемные ситуации, достигать понимания с учетом своих потребностей, и находить решения. В данном контексте под увеличением (расширением) способности (возможностей) подразумевается совокупность следующих пунктов: ускоренное и улучшенное осмысление, возможность достигать полезного уровня понимания в ситуации, которая ранее была слишком сложна, принятие лучших решений с большей скоростью, а также возможность поиска решений для задач, которые раньше казались неразрешимыми. А под «сложными ситуациями» мы понимаем рабочие задачи дипломатов, руководителей, социологов, биологов, физиков, юристов и дизайнеров, т.е. существует ли данная ситуация на протяжении 20 минут или 20 лет. Мы не рассматриваем отдельные хитроумные трюки, которые помогают в определенных ситуациях.
Мы говорим о жизнедеятельности в интегрированных сферах, где догадки, принцип возьми-и-попробуй, нематериальные вещи и человеческое чутье обычно сосуществуют с мощными концепциями, упорядоченной терминологией и нотацией, сложными методами и электронными устройствами с большой мощностью.
Население мира и мировой валовой продукт растут значительными темпами, однако сложность стоящих перед человечеством проблем возрастает еще быстрее, и срочность нахождения решений неуклонно возрастает в ответ на растущий масштаб и все более глобальный характер деятельности человека. Возможность усиления человеческого интеллекта в том смысле, в каком он определен выше, стала бы основанием для полномасштабного проекта по достижению такой цели в просвещенном общества, если бы можно было продемонстрировать разумный путь к этой цели и вероятные выгоды.
Данный отчет охватывает первую фазу программы, нацеленной на развитие инструментов приумножения человеческого интеллекта. В эти «инструменты» может входить множество вещей, и все они на деле оказываются всего лишь дополнениями к инструментам, разработанным и используемым в прошлом для того, чтобы помочь человеку применить свои сенсорные, умственные и двигательные способности. Такая система очень важна для нашего общества, и, как и для большинства систем, самый лучший способ повысить ее производительность это применить концепцию, при которой целое рассматривается как совокупность взаимодействующих частей, и не рассматривать эти части отдельно друг от друга.
Такой системный подход к человеческой интеллектуальной эффективности не дает нам готовой концептуальной основы подобно той, что есть в установленных дисциплинах. До начала работы над исследовательской программой, которая с умом подошла бы к реализации данного подхода, где за приемлемое время можно было бы извлечь практическую пользу, а также получить результаты, которые не теряли бы актуальность долгое время, необходимо найти(определить) концептуальную основу, такую, что фокусировалась бы на важных элементах системы, на взаимоотношения между ними, на их изменения, которые выявляют возможные улучшения в производительности, а также на многообещающие исследовательские цели и методологию.
На первом (поисковом) этапе нашей программы мы разработали концептуальную основу (фреймворк), которая кажется удовлетворительной для текущих потребностей разработки этапа исследований. Раздел II содержит суть этой структуры (фреймворка), полученную в результате применения нескольких различных подходов к анализу системы, состоящей из человека и его средств для усиления интеллекта.
Процесс разработки этой концептуальной основы (фреймворка) позволил выявить (сделать) ряд важных предположений (выводов):
Раздел III легко читается. Если читатель устанет от чтения Раздела II, то он может перескочить с Раздела II-B сразу к третьему разделу. Если чтение Раздела III поможет сформировать необходимое представление, то читатель может вернуться назад и дочитать Раздел II с меньшими усилиями.
В Разделе IV (Рекомендации по исследованиям) мы представляем общую стратегию выполнения исследований, направленных на повышение интеллектуальной эффективности человека. Эта стратегия стала результатом эволюции идей из Разделов II и III; одним из её базовых принципов было фокусироваться на самых быстрых результатах в первую очередь, чтобы использовать полученный прирост интеллектуальной эффективности для получения дополнительных результатов. Мы считаем, что самые быстрые результаты будут получены за счет (1) предоставления человеку быстрых услуг цифрового компьютера, снабженного ЭЛТ-дисплеем, и (2) разработки новых методов мышления и работы, которые позволяют человеку использовать услуги такого компьютера. В соответствие с той же стратегией, мы советуем разработать прототип такой системы, направленной на повышение эффективности человека в программировании.
Чтобы дать читателю начальное представление о том, как может выглядеть система компьютерной поддержки работы, мы приводим ниже короткое описание возможной реализации такой системы. Не стоит рассматривать этот иллюстративный пример как описание реальной системы, которая будет создана в ходе программы. Его назначение – показать общее направление работы, а художественная форма выбрана для большей наглядности.
Рассмотрим «усиленного» архитектора за работой. Он сидит за рабочей станцией, у которой есть дисплей со стороной 3 фута; это его рабочая поверхность, которая управляется компьютером (его «электронным помощником»), с которым архитектор может коммуницировать с помощью небольшой клавиатуры и других устройств.
Он проектирует здание. Он уже придумал несколько планов и архитектурных форм, и вывел их на экран. Обзорные данные по текущему плану уже введены, и он отдает электронному помощнику запрос — показать в перспективе склон холма, на котором развернется будущая стройка, дорогу, символические обозначения разных деревьев, большая часть которых должна сохраниться, и пункты обслуживания техники. Вид занимает левые ⅔ экрана. Курсором он выделяет две точки, проводит левой рукой по клавиатуре, и на правой стороне экрана отображается расстояние и разница высот между выбранными точками.
Затем с помощью указателя и клавиатуры он задает линию уровня. Постепенно экран начинает показывать работу архитектора — аккуратные раскопки появляются на склоне холма, затем обновляется снова и снова. Спустя какое-то время архитектор выводит на экран вид раскопок сверху. Несколько минут изучения, и он задает с помощью клавиатуре список предметов для дальнейшего размещения, проверяя каждый из них, как только он появляется на экране.
Не глядя на экран, архитектор затем начинает вводить серию спецификаций и данных — шестидюймовое перекрытие пола, двенадцати дюймовые бетонные стены высотой восемь футов на месте земляных работ и так далее. Вот он закончил работу, и вид на экране изменился. Здание обрело форму. Архитектор проверяет ее, корректирует, время от времени останавливается и запрашивает у электронного помощника сведения из справочников и каталогов для различных точках, вносит необходимые поправки. Он часто находит в компьютере свои рабочие записи со спецификациями и заметками, чтобы ссылаться на них, изменять их или дополнять. Эти записи разрастаются во все более детализированную, взаимосвязанную структуру, которая представляет зрелую мысль, стоящую за проектом.
Размещая то тут, то там разные плоскости, изгибая поверхности и перемещая всю конструкцию примерно на 5 футов, он наконец получает примерный внешний вид здания, вписывающегося в окружающую обстановку, и он уверен, что этот вид совместим и с доступными стройматериалами, и с назначением здания.
Затем он начинает вводить подробную информацию об интерьере. Здесь бесценной окажется способность компьютера выводить на экран любой вид, который он хочет исследовать, будь то деталь интерьера или вид здания с автострады на холме. Он выбирает предметы интерьера и изучает, как они впишутся в конкретное помещение. Он проверяет, чтобы солнечные блики от окон не ослепляли водителя на проезжей части, а электронный помощник определяет, что одно из окон будет сильно отражать солнечный свет на дорогу между 6 и 6:30 утра в середине лета.
Затем он начинает функциональный анализ. У него есть список людей, которые будут занимать это здание, и ежедневные последовательности их действий. Электронный помощник позволяет ему следить за каждым по очереди, изучая, как открываются двери, где может потребоваться специальное освещение. Наконец, он приказывает компьютеру объединить все эти последовательности действий, чтобы указать места с интенсивным движением в здании или где может возникнуть перегрузка, и оценить наиболее вероятную максимальную нагрузку на коммуникации.
Вся эта информация (проект здания и связанная с ним «мысленная структура») может храниться на ленте и использована в качестве проектной документации для здания. Загрузив эту ленту в свой компьютер, другой архитектор, строитель или клиент сможет изучать документацию, найдя в ней необходимые подробности или ответы на вопросы – и сможет дополнить документы своими заметками, для собственного использования в будущем или для других читателей.
В подобном симбиозе между человеком, решающим проблему и компьютерным «помощником» по мере необходимости будут использоваться способности компьютера к выполнению математических расчетов. Однако компьютер дает множество иных возможностей для манипуляции и отображения информации, которые могут быть очень полезны для человека в не математических процессах, таких как планирование, управление, обучение и т. д. Каждый человек, который мыслит о концептах, выражая их символами (неважно, с помощью английского языка, пиктограмм, языка формальной логики или математики) сможет использовать эти возможности с огромной пользой.
B. Предмет исследования
Целью данного исследования является разработка концептуальной основы, в рамках которой можно было бы разработать скоординированную программу исследований и разработок, целями которой были бы следующие: (1) найти факторы, ограничивающие эффективность основных возможностей индивидуума по обработке информации для удовлетворения различных потребностей общества в решении проблем в самом общем смысле; и (2) разработать новые методы, процедуры и системы, которые будут лучше соответствовать этим базовым возможностям с учетом потребностей и прогресса общества.
Мы поместили следующие спецификации в эту структуру:
Здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, хоть концептуальная основа и определена, она все еще находится в зачаточном состоянии. И для ее развития необходимы дальнейший поиск и фактические исследования. Во-вторых, даже если бы наша концептуальная основа действительно обеспечивала точный и полный базовый анализ системы, из которой вытекает интеллектуальная эффективность человека, явная природа будущих улучшенных систем будет сильно зависеть от (ожидаемых) изменений в нашей технологии или в нашем понимании человек.
Другие переводы Энгельбарта
Материалы
Данила Медведев: «Силиконовый развод, или почему ПК революция так и не произошла»: