Если клиент попросил посоветовать бутылку хорошего игристого зарубежного вина что вы предложите
Антирейтинг: 15 импортных вин с самыми низкими оценками
Роскачество рассказывает, какие импортные вина лучше обходить стороной.
Содержание
Роскачество завершает первое в России масштабное исследование самых популярных на нашем рынке импортных вин, полные результаты будут представлены в апреле. Эксперты Роскачества уже оценили более 120 вин из 13 стран в ценовой категории до 1500 рублей на полках российских магазинов и готовятся обнародовать полный рейтинг импортных вин. Однако уже сейчас мы можем огласить нижние строчки рейтинга – вина, которым экспертная комиссия присвоила самые низкие баллы.
Среди стран худшие результаты в исследовании показала Грузия. Кроме того, у экспертов возник ряд замечаний к винам двух мировых брендов – Asti Martini и Asti Mondoro.
Напоминаем, злоупотребление алкогольными напитками вредит вашему здоровью. Также информируем, что данный материал не рекомендован для ознакомления лицам младше 18 лет.
Данное исследование, как и все другие тесты алкогольных напитков, проводилось дегустационной комиссией аккредитованной лаборатории «вслепую»: эксперты не знали ни марок вин, ни стран происхождения и работали по международно признанному регламенту дегустаций, многократно апробированному ранее в проекте «Винный гид России».
Вина для анализа были отобраны по результатам работы аналитиков Роскачества, выявивших для каждой из стран – лидеров импорта вина в Россию – самые популярные образцы тиражом от 183 тысяч до 11 миллионов литров, которые поступили на наш рынок в течение последнего года.
Эти вина заняли последние позиции рейтинга импортных вин Роскачества
Среди 15 вин с самыми низкими оценками пять оказались грузинского происхождения. В лучшем случае полусладкие красные вина из Грузии – это вина среднего уровня качества с оценками ниже 80 баллов по 100-балльной шкале. Наиболее низкую оценку качества в исследовании (59,16 балла) получило именно грузинское вино – красное полусладкое «Киндзмараули» (винная компания «Дугладзе»).
Лишь немногим больше получило полусладкое красное сербское вино «Вранац» («Броjаница») – 67,7 балла. Стоит также отметить, что это вино имеет статус столового, а значит, его сербское происхождение не гарантировано. В целом столовые вина, то есть вина, которые могут быть сделаны из виноматериалов любого происхождения, в исследовании показали более низкое качество, чем вина с защищенными географическими индикаторами.
В нижней части рейтинга также оказалось игристое полусладкое вино «Лыхны» (Абхазия) – его эксперты оценили крайне невысоко. Низкие оценки получили по два вина из Франции и ЮАР, а также аргентинское Mariposa Chardonnay.
Неровными оказались результаты итальянских игристых вин. Наряду с винами высокого качества, занявшими первые строчки в исследовании вин «с волшебными пузырьками», на полках супермаркетов присутствуют и некачественные вина с низкой дегустационной оценкой. Неожиданно аутсайдером рейтинга игристых вин стало популярное Asti Mondoro (71,91). В тройку аутсайдеров категории игристых также вошло испанское Platino Pink Moscato и еще один крупный международный бренд из категории игристых вин Asti – Martini.
Полные результаты антирейтинга смотрите ниже. Все перечисленные вина получили оценки ниже 78 баллов из 100. Также читайте, что означают эти оценки.
Оценка винам дается по 100-балльной системе, принятой OIV и российским ГОСТом. В соответствии с национальным стандартом (Приложение Б к Межгосударственному стандарту ГОСТ 32051-2013 «Продукция винодельческая. Методы органолептического анализа») положительная оценка качества дается винам, набравшим более 71 балла по 100-балльной шкале. Роскачеством принят повышенный стандарт – на уровне 78 баллов.
Комиссия оценивает органолептические показатели вина по 100-балльной шкале Всемирной организации винограда и вина (OIV). Эти оценки впоследствии для удобства пользователей ресурсов Роскачества пропорционально переводятся в стандартный 5-балльный рейтинг.
Для простоты понимания прокомментируем эти уровни оценки:
Теперь дело за производителями и торговыми сетями.
– Роскачество уже уведомило производителей и импортеров о результатах исследования, все протоколы доступны на rskrf.ru и загружены в базу Федеральной службы аккредитации. Кроме того, по ряду брендов мы изучаем возможность их дополнительного исследования в рамках проекта «Двойное качество», где мы изучаем и стараемся исключить возможность попадания в Россию продукции заведомо более низкого качества, чем продается под теми же этикетками в странах происхождения товаров.
Почему такие низкие оценки?
– Все оценки выставляются кворумом экспертов аккредитованной лаборатории, обрабатываются компьютерной системой. Если оценки низкие, значит, с винами действительно что-то не так. В этом стоит разобраться производителям и импортерам. При этом я хочу особенно отметить, что члены дегустационной комиссии Роскачества работали с полной ответственностью и оценивали вина объективно, невзирая на личные предпочтения. Если вино сделано корректно в пределах своего стиля и сорта винограда, у него нет проблем и пороков, к вину нет явных замечаний, оценка всегда будет заслуженной.
Но есть и прекрасная новость!
Хорошие импортные вина в массовом ценовом сегменте на полках есть! И в этом вы сможете убедиться, ознакомившись с полным рейтингом импортных вин, составленным профессиональной дегустационной комиссией. Эксперты Роскачества завершают сведение протоколов исследования, и в начале апреля мы обнародуем полный рейтинг импортных вин, составленный Роскачеством на основе самого масштабного в России сенсорного исследования винодельческой продукции.
Cледите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
О чем расскажет этикетка российского вина?
Этикетка – это «паспорт» вина, который всегда предъявлен покупателю. Год, место рождения, «имя» и «фамилия», а также множество других полезных подробностей доступны в любой момент. Нужно только правильно их читать.
Содержание
Содержание информации на лицевой стороне этикетки и ее оборотной стороне (контрэтикетке) строго регламентировано ГОСТами и другими нормативными документами. Производитель, если он хочет сохранить свой продукт в правовом поле, должен неукоснительно соблюдать эти требования, поэтому информация, напечатанная на этикетке и контрэтикетке, отличается высокой степенью достоверности и информативна для покупателя.
Эту информацию можно узнать, изучив этикетку:
Сырье и происхождение
В первую очередь необходимо разобраться с категорией продукта, который стоит перед вами на полке.
Наряду с виноградными винами на российском рынке представлены так называемые винные напитки. Их производство законно, но требования к качеству гораздо ниже, чем для вина. В этой категории напитка может быть до 50% виноматериалов различного происхождения (в том числе не виноградных), а остальное – вода, ароматизаторы, сахар и другие добавки. Хотите настоящего вина – ищите надпись «вино столовое», «вино ЗГУ» или «вино ЗНМП».
Если на лицевой стороне этикетки слово «вино» не написано, переверните бутылку – там, скорее всего, вы увидите надпись «винный напиток».
Виноградные вина в нашей стране делятся на три категории качества:
Столовые вина – допускается использование импортных виноматериалов и российского вина из любого региона, без ограничений.
Вина защищенного географического указания (ЗГУ) – не менее 85% винограда конкретного региона (Крыма или Кубани, например), 15% винограда из других регионов.
Вина защищенного наименования места происхождения (ЗНМП) – 100% винограда из указанного региона, более высокие требования к качеству.
Термины «ЗГУ» и «ЗНМП» сопровождаются информацией о конкретном регионе производства вина (полный перечень зарегистрированных в России ЗГУ и ЗНМП – см. здесь). Например: «Вино защищенного географического указания «Кубань», «Вино защищенного наименования места происхождения «Кубань. Новороссийск».
Тип вина
В национальных стандартах существует общее понятие для всех типов вин, различающихся по технологии производства: «винодельческая продукция».
Основные типы винодельческой продукции, помимо вин столовых, вин ЗГУ и вин ЗНМП:
Вина игристые и жемчужные.
Вина ликерные и ликерные специальные.
Внимание! Вина игристые, жемчужные, ликерные и ликерные специальные могут быть изготовлены с использованием импортных виноматериалов либо, как и вина без газации, могут являться винами ЗГУ либо винами ЗНМП.
Также к категории винодельческой продукции относятся коньяки и бренди.
Вина игристые и жемчужные производятся по методу вторичного брожения в емкости-акратофоре (метод Шарма) или в бутылке (классический метод).
При производстве ликерных вин используется виноградный спирт для остановки брожения. В России при производстве вин такого типа допускается использование зернового спирта (так производятся известные крымские вина), эта категория имеет собственное название – «вина ликерные специальные».
На этикетке должен также указываться тип вина по цвету:
При производстве полусладких и полусухих столовых вин допускается добавление концентрированного виноградного сока (сусла). Путем выпаривания или вакуумной обработки получают очень сладкий сок, который может добавляться в изначально сухой виноматериал.
Для вин ЗГУ и ЗНМП добавление вакуум-сусла и других видов подсластителей запрещено. Такие вина могут быть только природно-полусладкими или полусухими. То есть виноград для такого вина собирают позже остальных сортов после достижения очень высокого уровня сахаров. Брожение в определенный момент останавливают холодом, а вино фильтруют. Крепость таких вин, как правило, невысокая – 10,5–12,5%.
По содержанию сахара (отраженному в информации на этикетке) вина (согласно ГОСТ-Р 55242-2012 и ГОСТ 32030-2013 ) классифицируют на:
Сухие (не более 4 г/дм 3 сахара).
Полусухие (от 4 до 18 г/дм 3 сахара).
Полусладкие (от 18 до 45 г/дм 3 ).
Сладкие (более 45 г/дм 3 ).
Информация о содержании алкоголя в вине является одним из обязательных элементов винной этикетки. В винах защищенного географического указания предельная объемная доля этилового спирта составляет 15%. Стоит отметить, что алкоголь в таких винах может быть получен только путем брожения виноградного сырья. Добавление спирта допускается только в одной категории – в ликерных винах.
Год и сорт винограда
На большинстве вин высокого качества указывается год урожая винограда. Информация об этом, как правило, размещается на лицевой части этикетки, реже на обороте. Информация о годе урожая важна при покупке недорогих вин. Они не предназначены для длительной выдержки и лучше всего пьются в течение полутора лет, следующих за годом урожая.
Если информации о годе урожая нет, значит, вино сделано из виноматериалов разных лет. В этом случае можно ориентироваться на дату розлива (эта информация также обязательна к размещению).
Если вино сделано не менее чем из 85% винограда одного сорта, он может быть указан на этикетке. Также производители могут указывать несколько сортов винограда, участвовавших в купаже.
Для вин из нескольких сортов могут выбираться и фантазийные названия или наименования по месту происхождения. В этом случае российские винодельни часто указывают сортовой состав на контрэтикетке. Наиболее педантичные виноделы даже пишут точную пропорцию сортов в процентах.
Многие производители сейчас используют международные термины, обозначающие выдержку вина: «резерв», «гранд резерв» и др. Эта терминология в России не регламентирована.
«Выдержанными», согласно российскому законодательству, могут именоваться только вина, выдержанные до розлива не менее 12 месяцев (выдержка может осуществляться как в дубовых бочках, так и емкостях).
«Коллекционными» называются вина, дополнительно выдержанные после окончания обязательного срока выдержки перед розливом не менее трех лет в стеклянных бутылках.
Для игристых вин принята другая классификация по выдержке.
«Выдержанные» – не менее шести месяцев после завершения брожения в емкости – для вин методом Шарма, не менее девяти месяцев – для «классического» игристого.
«Коллекционные» – не менее двух лет для вин, выдержанных в бутылках.
Информация на акцизной (федеральной специальной) марке
Вина столовые маркируются федеральной специальной маркой с обозначением «Вино виноградное». Для вин категорий ЗГУ и ЗНМП, игристых и ликерных вин разработан специальный тип федеральных специальных марок с дополнительным указанием («Особое»).
Российские покупатели внимательно читают состав виноградного вина на контрэтикетке. Два термина в этом разделе описания вина могут вызвать вопросы.
«Виноматериал» – согласно российскому законодательству, это любое виноградное вино до попадания в бутылку. В последнее время все больше производителей указывают на контрэтикетке в составе сырья виноград определенных сортов, но термин «виноматериал» также является абсолютно корректным для описания состава виноградного вина.
«Сульфит» (сернистый ангидрид, или SO2) – пищевая добавка, использование которой регламентировано ГОСТ 2918. Сульфитирование позволяет защитить вино в бутылке во время хранения и транспортировки. Помимо виноделия, сульфиты используют в других отраслях пищевой промышленности. Например, в сухофруктах содержание SO2 превышает предельные значения, допустимые для виноделия, в десятки раз.
Чтобы задать вопрос эксперту, зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ.
Право на ошибку. Какие оплошности совершают именитые сомелье?
Случалось ли вам, открывая шампанское, не совладать с его игристыми свойствами и окатить пеной собравшихся? Если вы любите шампанское, то наверняка что-то подобное хоть раз да имело место. Не переживайте, такое может произойти с каждым, включая профессионалов. И это еще самое безобидное, если верить опросу, который недавно был проведен среди лучших сомелье мира британским винным журналом «Декантер».
Техника пожарной безопасности, казалось бы, не первое, что надо иметь в виду, открывая бутылку. Однако, когда в руках у вас вино, требующее декантации, ситуация резко меняется. По свидетельству Стефано Петта, сомелье отеля Schweizerhof в швейцарском Берне, переливая вино в декантер — как положено, над зажженной свечой, — не рассчитал движение и поднес бутылку слишком близко к огню, отчего этикетка прекрасного Chateau Montrose 2001 года занялась пламенем…
Одна из самых распространенных оплошностей профессиональных сомелье — подать гостю не то вино, которое он выбрал в винной карте. Ситуация усугубляется, если речь идет о по-настоящему дорогой бутылке или о дорогом госте. Лондонский сомелье Гал Зохар признался, что однажды его угораздило сервировать «Сассикайю» 1998 года «самой Дженсис Робинсон» (Master of Wine и наиболее влиятельный винный критик Великобритании), которая это вино не заказывала и от неожиданности не успела сказать даже слова, прежде чем шеф-сомелье, вовремя заметив ошибку, не подошел к столу и с извинениями не унес «Сассикайю» на правильный столик.
Сложные названия известных вин могут запутать даже серьезных специалистов. Работающий в Беркли сомелье Майкл Дешам вспоминает, что однажды он принес Chateau Leoville-Las-Cases клиенту, попросившему «бутылочку Леовиля 1990 года», напрочь забыв, что в карте есть еще и Chateau Leoville Barton того же урожая. Конфуз был тем более неприятен, что поданное вино было дороже того, которое клиент имел в виду.
С ресторанными ценами на вино вообще особая история. Одному клиенту предложить вино ниже его уровня звучит как оскорбление, другому посоветовать дорогую бутылку — значит позариться на его кошелек. Работающий в Лондоне французский сомелье Давид Варей считает своей самой постыдной профессиональной оплошностью то, что однажды, когда один из клиентов, сидящих за большим и шумным столом, попросил бутылку «хорошего шабли», он представил ему свое любимое Chablis Grand Cru, но, рассказывая о вине, забыл упомянуть цену — £250. Вино было подано, сомелье отправился заниматься другими посетителями, а тем временем шабли имело успех, и веселая компания заказала у официанта еще семь таких же бутылок. Как нетрудно представить, все у этой компании было хорошо до момента получения счета.
Впрочем, это еще хорошо, когда в погребе ресторана есть семь бутылок одного (тем более — дорогого!) вина. Вейв Колевсон, сомелье престижного отеля на Мальдивах, рассказывает, что однажды он, не подумав, предложил романтически настроенной паре последнюю бутылку Chateau Cheval Blanc, и она, как по закону подлости, была испорчена пробкой… «Вы понимаете, что это остров и бежать за второй бутылкой было просто некуда! — вспоминает незадачливый сомелье. — Так что пришлось использовать все свое красноречие, чтобы не испортить гостям красивый вечер».
И, кстати, о красноречии. «Язык мой — враг мой» — эту древнюю истину должны были бы усвоить все практикующие сомелье. Спорить с клиентом вообще дело неблагодарное, но тем более обидно, когда оказывается, что ваш гость все-таки знает больше. Один московский сомелье рассказал мне, что потерял постоянного клиента после того, как безапелляционно заявил ему, что «белого мерло в принципе не бывает». О белых мерло из Тичино мой приятель тогда еще не знал.
И что только не встречается в озвученном потоке сознания, которым сопровождается подача вина! По винной Москве несколько лет назад гулял анекдот про сомелье, который, обслуживая даму в глубоко декольтированном платье и невольно заглядывая в это самое декольте, произнес: «К вашей утиной грудке прекрасно подойдет шираз из долины Роны». Это был бы хороший анекдот, если бы я лично не знал и того сомелье, и ту роскошную даму.
Как выбрать вино: учимся читать винную этикетку
Не дайте маркетологам себя обмануть и заставить вас купить некачественное вино.
Содержание
Винная этикетка – настоящий кладезь информации, важно лишь читать ее правильно. Это особенно важно в связи со вступлением в силу нового закона «О развитии виноградарства и виноделия в России», который в том числе регламентирует и информацию для покупателей.
«Винный паспорт»
Как правило, в нижней части этикетки размещается информация об объеме тары вина или другой винодельческой продукции. «Золотой стандарт» у виноделов – это бутылка объемом 0,75 литра.
Важные данные на винной этикетке:
«Продукция не является вином»
Если напиток сделан на основе виноградного сырья, но в него добавлены какие-либо ароматизаторы, красители или вода, на таких бутылках должна появиться крупная надпись «Продукция не является вином». Такая же надпись должна быть на полке розничного магазина, где выставлена «виноградосодержащая продукция».
«На этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова “вино” и производных от него слов и словосочетаний не допускается», – гласит закон.
То есть теперь в маркировке продукции, сделанной из вишни, сливы, яблок, любых других фруктов, а также из овощей, слов «вино» или «винный» быть не может. «Вино яблочное» или «Винный напиток из ревеня» будут считаться фальсификатом. Эти поправки вступили в силу в декабре 2020 года (сам закон начал действовать в июне прошлого года), и пока такие строгие меры не распространяются на фруктовые вина, выпущенные ранее. Но уже скоро полки российских магазинов очистятся от продуктов, имитирующих виноградное вино (в том числе вино игристое).
На этикетке должен быть указан сорт винограда
Раз уж вино должно быть сделано исключительно из винограда, потребителю будет полезно узнать, из какого именно, каких сортов. Эта информация также теперь указывается крупно на этикетке или контрэтикетке вина согласно закону.
Мелким шрифтом
На контрэтикетках любого вина также размещают достаточно большой объем обязательной, согласно требованиям Роспотребнадзора, информации о противопоказаниях алкоголя для беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с заболеваниями почек, печени и других органов. Там же можно найти точный адрес производителя, ссылку на ГОСТы. Для этой информации кегль не регламентирован, и пишут все строго одно и то же (согласно правилам), но очень мелко.
Виноматериал в составе – это плохо?
Всех обычно интересует состав любого продукта. В вине ничего, кроме винограда, быть не должно. Иногда производители пишут слово «виноматериал», пугая недоверчивых покупателей. Бояться нечего – это то же самое вино, только до попадания в бутылку, на любой технологической стадии. Также в любом вине присутствует разрешенная пищевая добавка – диоксид серы.
Легкое чтение
Вместе со строго обязательной информацией производители используют свои этикетки и контрэтикетки как настоящие «средства просвещения». Некоторые указывают точное количество выпущенных бутылок («тираж»). Небольшой объем выпущенного вина должен сказать о его эксклюзивности. На бутылке может быть даже помещен ее индивидуальный номер (поищите «счастливый»).
Оборотная сторона бутылки может порадовать пиктограммами, иллюстрирующими процесс производства вина (например, выдержку в бочках) или рекомендации по его употреблению (температура подачи и гастрономические сочетания). Большинство производителей стараются уместить на контрэтикетках краткое описание вкуса и аромата вина – верить им стоит «умеренно». Попадаются и очень качественные дегустационные описания, составленные профессиональными сомелье, и «сказки» о необыкновенных букетах и дивных послевкусиях, ничего общего с продуктом в бутылке не имеющие.
Цифровизация вина
Тренд последних лет – размещение на бутылках QR-кодов. Не поленитесь достать смартфон и навести его на код прямо у полки супермаркета. Так вы сможете получить большой объем дополнительной информации о производителе, вине, регионе его производства.
Увы, на этикетках всего не уместишь, как ни старайся. Обращайте внимание на главное – то, что указали эксперты Роскачества.
– Уже три года Роскачеством составляется рейтинг лучших российских вин «Винный гид России». Обращайте внимание на экспертные оценки и рекомендации, которые размещены на портале Роскачества. Так вы точно не ошибетесь в выборе вина, стоя у винной полки. Эксперты сделали всю работу по выбору лучшего вина за вас. А еще на портале умного покупателя вы попутно получите много интересной информации о вине и его производителе. Тогда вам точно будет о чем рассказать друзьям, наполняя бокалы.
Cледите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.