Дпп что это в пятерочке
5 способов обмана, которыми пользуются продавцы «Пятёрочки» и «Дикси», чтобы забрать ваши деньги
Многие покупатели супермаркетов научились внимательно вчитываться в ценники и проверять актуальность скидок. Бдительность следует сохранять не только возле прилавков, но и на кассе, ведь там тоже может таиться подвох. Лайф выяснил, как продавцы обманывают и клиентов, и руководство торговых сетей ради собственной выгоды.
Виктория работала продавцом в сетях «Пятёрочка» и «Дикси» в течение трёх лет. Каждый месяц она зарабатывала 35–40 тысяч рублей. Но ещё пять – десять тысяч рублей получалось «делать» на клиентах с помощью нескольких хитростей: бонусных карт, незаметных товаров в чеке и выкупа продуктов «мимо клиентов».
1. У клиента карты нет, а у продавца — есть
Программы лояльности есть у большинства магазинов. За каждые потраченные десять рублей в «Пятёрочке» покупатель получает один балл на свою «Выручай-карту». Однако, если покупка совершена на 9,99 руб., балл зачислен не будет.
Но клиенты супермаркета далеко не всегда носят пластиковую карту с собой, а приложение «Пятёрочки», в которое встроена карта, очень часто вылетает, и воспользоваться им на кассе тогда невозможно. Это на руку продавцам, которые на свою карточку начисляют баллы покупателей.
— Спрашиваешь: «Есть ли у вас карта?» У клиента её нет. Быстро проводишь своей — и всё. Иногда покупатели задают вопрос, что за карта. Я всегда отвечала, что это менеджерская отметка, мол, необходимо провести, чтобы в системе отобразилось, что это именно я провела все покупки. Но, как правило, в суете вопросов не возникает, — говорит Виктория.
В супермаркеты привозят не только базовые товары — молоко, хлеб, масло, но и интересные подарочные наборы или новинки продуктового рынка перед праздниками. Сотрудники магазинов зачастую эти позиции не выставляют на витрины, а выкупают самостоятельно.
По словам Виктории, как правило, подарочные наборы перед Новым годом, 14 февраля и другими праздниками стоят дорого. Сотрудники эти товары держат на складе. Когда ажиотаж спадает, бренд решает снизить цены, ведь в середине марта наборы к Международному женскому дню уже неактуальны.
Еда с сюрпризом: продукты для повышения сексуального влечения, которые можно купить в «Пятёрочке» и «Ашане»
— Тут мы расчехляли свои сокровища со склада и выкупали их по низкой цене. Да, иногда мог прийти мерчандайзер и спросить, где его товар, почему его нет на полках. Мы отвечали: «Всё раскупили, привозите ещё», — рассказывает бывший продавец.
Мерчандайзер Оксана Гаврилова отметила, что иногда приходится требовать накладные и данные кассовых аппаратов, чтобы проверить, действительно ли всё распродано или магазин обманывает.
Фото © ТАСС / Артем Геодакян
Одна из самых распространённых схем обмана — пробить товар два раза. Если у покупателя полная тележка, он, как правило, не замечает, что колбасу или молоко продавец провела не единожды. Чек клиенты зачастую смотрят дома или вообще оставляют на кассе. А возвращаться с разборками в магазин далеко не все покупатели готовы.
— Если клиент увидел, что его пытаются обмануть, он вправе требовать возврата своих денежных средств. И неважно, произошло это в магазине или когда он пришёл домой и стал изучать чек. Если продавец отказывается возвращать деньги, следует написать претензию в администрацию магазина или составить жалобу в Роспотребнадзор, приложив все чеки, — говорит руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
4. Неликвид за копейки
Руководитель магазина «Дикси», в котором работала Виктория, продавала просроченный товар по сниженной стоимости каждую неделю в определённый день. Деньги с продажи руководительница клала себе в карман, покупателей просила рассчитываться наличными средствами, а по документам «просрочка» списывалась.
Пенсионеры, жившие вблизи супермаркета, об этой «акции» знали и всегда приходили в назначенную дату. Но по правилам Роспотребнадзора продажа просроченного товара строго запрещена — продукты и товары с истекшим сроком годности необходимо утилизировать.
Когда о проделках менеджера узнали вышестоящие руководители, ей сделали выговор. Однако спустя несколько месяцев после проверки «акция» возобновилась. Но теперь администрации магазина приходилось «делиться» вырученными деньгами со всеми сотрудниками, чтобы они не сообщили о незаконной торговле в Роспотребнадзор и руководству сети.
5. Акция (не) закончилась
Если продавцам нужно выполнить план продаж товаров, они выставляют их рядом с кассой. По словам Виктории, многие покупатели привыкли к тому, что на выходе им предлагают купить сладости, кофе, консервы или алкоголь по сниженным ценам.
Потребительские корзины в марте: как изменилась стоимость продуктов в «Пятёрочке», «Ашане» и «Перекрёстке»
— Например, у тортов вафельных срок истекает — и их нужно «сбыть», а акцию ни магазин, ни производитель не объявляли. Тогда мы ставим этот товар возле кассы и предлагаем его покупателю вместе со скидочными предложениями. Но за полную стоимость, — говорит Виктория.
На ценниках пишут выдуманную цифру, её перечёркивают, а крупно указывают обычную цену. Если потребитель замечает такую уловку, он может написать жалобу в Роспотребнадзор и призвать магазин к порядку.
Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках
«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.
Рабочий график
Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Несоответствие цены
В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.
Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.
Оплата труда
Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».
Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».
Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.
В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.
Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Работа в праздничные дни
Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.
Просроченные продукты и списание товаров
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.
По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работают заместители директора?
Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.
Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.
Кто кого контролирует?
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.
Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
«Афера века». Кто виноват в пропаже бонусных баллов «Пятёрочки»
Лайф рассказывает, как злоумышленники воруют баллы с бонусных «Выручай-карт» от «Пятёрочки». Там весь сок: взломы, воровство, банальное мошенничество и не только. Узнайте об уловках крохоборов и не попадайтесь на них.
Фото © ТАСС / Евгений Разумный
«Пятёрочка» — одна из самых больших розничных сетей в России. Разумеется, у неё есть программа лояльности — пластик «Выручай-карта». При его использовании люди получают кешбэк в виде баллов. Последними можно оплачивать товары.
«Выручай-карта» точно не лишняя, но, увы, не самая надёжная. В Интернете описана масса случаев, когда мошенники крали у людей разными способами баллы. Лайф рассказывает о самых известных схемах.
Ловкость рук и ничего более
К сожалению, угроза исходит даже от кассиров «Пятёрочки». Первый признак того, что вас хотят обмануть прямо в магазине, — округлившиеся глаза сотрудника предприятия при виде баланса на карте. Чем больше баллов, тем шире распахиваются глаза алчных кассиров.
Фото © ТАСС / Евгений Разумный
Что может произойти дальше? Например, сотрудник либо может уронить карту покупателя, либо любым другим способом скрыть её от глаз клиента. Пока посетитель «Пятёрочки» занят укладкой товаров в пакет, кассир кладёт карту клиента в карман, а возвращает ему пустую карту. До тех пор, пока покупатель не решит расплатиться баллами, он не узнает, что его обманули. А на это может уйти много времени. Баллы на «Выручай-карте» копятся медленно.
Мы не утверждаем, что подобные случаи — обычное правило для всех магазинов. Однако героиня этого рассказа именно так и лишилась своего пластика. По её словам, в первую очередь остаться без своей карты рискуют пожилые люди. Во-первых, именно они чаще всего пользуются физическими картами «Пятёрочки», а не их цифровыми копиями. Во-вторых, в силу физиологических особенностей человека к старости внимательность ослабевает.
Классика жанра: «Касса что-то зависла»
Ещё одну любопытную историю рассказала пользовательница сервиса irecommend под ником kristinka_malinka94. В главной роли — снова ушлый сотрудник магазина.
Фото © ТАСС / Егор Алеев
Схема следующая. Видя перед собой клиента с «Выручай-картой» и наличными в руках, продавец проводит картой по считывающему устройству, молча списывает баллы, а потом торжественно объявляет о зависании кассы. Клиент расплачивается наличными, получает сдачу из кармана сотрудника и уходит без чека. А в личном кабинете на сайте «Пятёрочки» обнаруживает, что ушёл он ещё и без баллов.
Что происходит, когда обманутый покупатель уходит? Пользовательница предполагает, что касса резко «отвисает». Баллами гасится большая часть покупки. Кассир добавляет недостающую сумму из наличных покупателя, а оставшиеся деньги оставляет себе.
Баллы и купоны за опрос от «Пятёрочки»
В начале года по Сети прокатилась волна жалоб на мошенников, которые от лица «Пятёрочки» призывали пройти незатейливый опрос и получить взамен либо купон, либо баллы на «Выручай-карту». Призывали посредством спам-рассылки на электронную почту с ссылками на подозрительные сайты. Суммы вознаграждения варьировались от сотен рублей до сотен тысяч.
Фото © ТАСС / Максим Коротченко
Получил ли кто-нибудь обещанное, не знаем. Но отзывы дают понять, что многие от опросов не только ничего не получили, но и понесли расходы. Ведь после их прохождения сайт с доменным именем вроде 5ka-dr.com просил за ссылку на купон или активатор баллов заплатить онлайн 100−150 рублей.
Разумеется, «Пятёрочку» здесь обвинять не в чем. Ну разве только в том, что она популярна и не предупредила пользователей о новом способе мошенничества. Хотя справедливости ради отметим, что иногда компания X5 Retail Group всё же реагирует на массовые мошеннические акции. Например, весной прошлого года компания открестилась от СМС-рассылки, которая обещала купон на 5000 рублей в честь дня рождения бренда. Для получения заветного бонуса нужно было лишь пройти по ссылке, которая дарила пользователям не купоны, а вирус для смартфонов.
Было ваше, стало наше
Пришло время поговорить непосредственно о «дырах» в самой системе лояльности. Одна из самых популярных жалоб на «Выручай-карту» посвящена таинственному исчезновению баллов. Мы нашли десятки прецедентов обнуления пластика. Что интересно, баллы в таких случаях списываются в несколько заходов и из разных точек России. Сегодня карта засветилась в Москве, завтра — в Белгородской области, послезавтра — в Перми и т.д.
Фото © ТАСС / Артём Геодакян
Так, у пользовательницы irecommend с ником hotlena2009 за пару недель увели 7810 баллов, что эквивалентно 781 руб. Юзер ФёдорAt лишился 135 цифровых наклеек, которые можно менять на акционную кухонную утварь. У kate_dale украли баллы на 350 руб. Marina-koti по воле мошенников лишилась 899 руб. Деньги ушли в Смоленск, тогда как сама она живёт в Нижегородской области.
X5 Retail Group, судя по тем же отзывам, реагирует на подобные жалобы неохотно. Сначала служба поддержки просит пять дней на рассмотрение заявки. Затем отправляет обманутого клиента в ближайшую «Пятёрочку» за новой картой с восстановленными баллами. А там его, как правило, встречает администратор, который, разумеется, знать ничего не знает про замену и разворачивает недовольного клиента. Последние два шага могут повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто упрямее.
В комментарии Лайфу начальник управления по связям с общественностью компании X5 Retail Group Денис Кузнецов ответил, что «Пятёрочка» в курсе исчезновения баллов с бонусных карт клиентов. Он подтвердил, что «какое-то время назад к ним обращались с подобными жалобами «.
— Мы рассматриваем каждое отдельное обращение клиентов и принимаем решения исходя из результатов проведённой проверки. С учётом постоянного развития мошеннических схем компетентные службы компании непрерывно работают для их предотвращения, внося соответствующие доработки в систему, а также в режиме реального времени обнаруживают и оперативно устраняют уязвимости, — объяснил Денис Кузнецов.
Почему так происходит?
Хакеры, в отличие от программистов компании X5 Retail Group, не дремлют. Например, в мае этого года telegram-канал «Денежный» опубликовал скрипт для сайта «Пятёрочки», позволяющий привязывать активированные карты лояльности к любым номерам. Даже временным. Приложение «Пятёрочки» позволяет визуализировать штрихкод номера украденной карты. А для списания баллов на кассе только он и нужен.
X5 Retail Group, конечно, проблему тогда решила оперативно. Но на месте одной отрубленной головы выросли две новые. Во всяком случае, даже сегодня в Интернете без труда находятся продающиеся штрихкоды украденных карт с баллами. Курс плюс-минус везде одинаковый: 1 рубль на карте продают за 50 копеек. То есть карту с 5000 баллами можно купить за 250 рублей.
Каким именно эксплоитом хакеры пользуются для добычи штрихкодов сегодня, мы не знаем. Да и, в сущности, острой необходимости в этом знании нет. Поскольку в тёмных закоулках Интернета продают программы, которые автоматизируют добычу чужих карт с баллами.
В начале года за подобную софтину просили копейки — две-три тысячи рублей. Ещё дешевле услугу автовзлома магазинного пластика можно купить у ботов в «Телеграме». «Пятёрочка», к слову, не единственная сеть супермаркетов, карты лояльности которой взламываются.
Разумеется, не стоит расценивать информацию о существовании подобных систем как призыв к их использованию. Как минимум потому, что есть вполне легальный способ разжиться чужой картой «Пятёрочки» с баллами. Подробнее о нём мы рассказывали в этом материале.
Почему Пятёрочкам и Магнитам не долго осталось и что будет после них?
Уже в ближайшие годы они могут потерять свои доминирующие позиции на рынке, а виной тому станут стремительные перемены в ритейле (которые уже во всю идут). Как в свое время Нокия и Блекебери, которые просто не успели перестроиться под рынок и разорились. Хотя за пару лет до краха никто о таком и подумать не мог.
Неповоротливость гигантских торговых сетей может закончиться стремительной потерей трафика и доходов. Например, только что Лента отчиталась о снижении своей чистой прибыли на сумасшедшие 43% за первое полугодие 2021 г.
Все это приведет не только к тому, что вы останетесь без вашего любимого магазина у дома, но и к тому, что много людей потеряют работу, если не смогут вовремя освоить новые навыки и перестроиться.
25 июля был день работников торговли. Знаете сколько человек у нас в стране работает в этой сфере? 13 млн человек. 13 млн человек связаны с торговлей и ближайшее время многие из них могут оказаться на бирже труда.
Знаком с женщиной, которая более 20 лет работает продавцом в одном и том же магазине. Не представляю, какой у нее будет стресс, когда он закроется. Причем не «если», а именно «когда». Сейчас объясню к чему это все идет.
Лет 20 назад было тотальная доминирование нецивилизованной торговли, но пришли сети и просто уничтожили все эти рыночки и лавки с вывеской «продукты 24».
Сети галопом пронеслись захватили всю страну. 80% населения России сегодня может дойти из дома до магазина менее, чем за 10 минут. Казалось бы, какие события могут остановить этих монстров? Достаточно двух вещей:
обнищание населения
деформация самой структуры рынка розницы
Малообеспеченные люди ищут альтернативы магазинов у дома, потому что они стали не по карману. «Светофор», «Доброцен», «Хлеб-Соль» сейчас не просто захватывают новые территории, но и являются фаворитами у многих покупателей.
Да, в Пятерочке новое оборудование, яркий свет, широкий ассортимент, но все это проигрывает цене. Людям в России с каждым годом все сильнее плевать на какие-то доп ценности, если где-то можно взять этот товар дешевле.
Крупные ребята тоже хотят участвовать в этом празднике жизни и срочно открывают свои «Чижики», магазины «Моя цена» и «365 дней». К сожалению, опыт подсказывает, что у них вряд ли получится создать что-то конкурентоспособное.
В свое время позавидовав оборотам «КрасноБелого», Пятерочка открыла 45 магазинов «Пятьница», а Магнит магазины «Магнит вечерний». Несмотря на колоссальные возможности федералов, оба этих пилота провалились. Так что есть сомнения в успехе крупных игроков на поле харддискаунтеров.
ОК. Бедные уйдут в «Светофоры», но останутся люди среднего и высокого достатка. Они же продолжат ходить в магазины у дома? Нет. Причиной этому послужат изменения структуры рынка ритейла, которые видны уже сейчас.
Например, заказывать пиццу и безделушки с алиэкспресс мы научились давно, а вот продукты с доставкой многие попробовали купить только год назад. И в этом сегменте сейчас есть только один «затык» – это логистика, но эту неприятность уже активно устраняют.
Представим себе, что через какое-то время дарксторов и курьеров будет столько, что ваши продукты будут привозить за 30 минут (как ту же пиццу) и не брать за доставку денег. Больше никаких очередей, никаких неправильных ценников, никаких бесконечных поисков товара по залу.
Уверен, что следующие поколение даже будет удивляться тому, что мы когда-то ходили в магазины своими ногами, а не просто делали заказ за 2 минуты из приложения. На самом деле многие люди уже сейчас живут именно так.
Мой товарищ, несколько лет живущий в Китае, заказывает продукты строго через доставку. Заказал воду – 25 минут и ее привезли. Рассчитался с курьером при помощи WeChat (такой аналог WhatsApp) и все. Не надо держать забитый холодильник. Все покупается исключительно свежим по мере необходимости.
Если же посмотреть дальше, то доставка не просто уничтожит «магазины у дома», но вообще поменяет нашу модель покупок. Например, представьте, что у вас в подъезде стоит специальный постамат, который может принимать и хранить продукты. Вы по пути домой с работы сравниваете цены у разных продавцов и заказываете самые привлекательные варианты. Причем этом могут быть даже прямые предложения от производителей, без посредников.
Это не какая-то фантазия из рассказа Азимова, а будущее, которое нас ждет буквально через 3-4 года. Бедное население уйдет в «нищемаркеты», а у кого останутся деньги будут пользоваться доставкой. В такой парадигме не останется места для привычных нам сейчас магазинов у дома. Зачем они будут нужны?