Драфт сценария что это

От идеи до первого драфта: 6 приёмов, которые помогут создать крутой сценарий

Кино — это искусство, в котором лучше всего работают неожиданные, парадоксальные приемы. Чтобы создать яркий сценарий, придётся проявить изобретательность и находчивость! Предлагаем вам немного потренироваться с курсом лекций опытного сценариста Олега Сироткина «Противоречие. Перевертыш. Парадокс».

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

Оспаривайте истины

Возьмите любую прописную истину и оспорьте ее. Спросите себя: а что если это не так, а наоборот? Вы получите основу для захватывающего сюжета.

Например, есть фраза: «Труд сделал из обезьяны человека». А что если наоборот? Что если существует планета, на которой люди остались дикими и примитивными, а обезьяны научились мыслить? И вот перед нами сюжет романа Пьера Буля «Планета обезьян», на основе которого снято девять кинофильмов, несколько телефильмов, мультсериал и серия компьютерных игр. Простое переворачивание афоризма породило плодотворную идею.

Превратите принца в нищего

Возьмите человека любой профессии и поместите его в другую отрасль — самую неподходящую. Вы можете даже поменять местами представителей этих отраслей как в книге «Принц и нищий» Марка Твена. Но хватит и одного «пересаживания», как в фильме «Мисс Конгениальность» с Сандрой Буллок. Женщина-агент ФБР — пацанка, которая терпеть не может всё женственное, а любит выпить пива и подраться — отправляется на подиум, в сад гендерных стереотипов и виляния бёдрами на подиуме. В этом сюжете есть простор и для шутки, и для пружины сюжета, и для того, чтобы играючи поднять несколько важных вопросов.

Реанимируйте мифы

Фильм «Назад в будущее» — на первый взгляд, просто весёлая научная фантастика о путешествиях во времени. Молодой человек отправляется в прошлое, а потом пытается вернуться назад. Но посмотрим повнимательнее, что происходит. В прошлом он встречает своих родителей — молодых папу и маму. И начинает учить стеснительного папу ухаживать за мамой. Но чем дальше, тем сильнее мама влюбляется… в него самого. И в результате сам юноша начинает медленно исчезать. А ведь это художественно переосмысленный миф об Эдипе — любовный треугольник между мамой, папой и сыном. Заодно сюжет работает и с распространённой фантазией о том, как можно было бы улучшить собственных родителей, научить их быть смелее, добрее и умнее.

Играйте на противоречиях

Почему у абсолютно всех сыщиков есть смешные черты? Пуаро носится со своими усиками, смешным тщеславием и гурманством. Холмс — кокаинист, да в придачу ничем не интересуется, кроме своего ремесла. (Он даже не знает, что Земля вращается вокруг Солнца — об этом ему сообщает Ватсон). Доктор Хаус — великолепный диагност, но он невыносим в общении. А недотёпа Коломбо? А простачок Анискин из фильма «Деревенский детектив»? Все дело в том, что детектив — это немножко сверхчеловек. Гораздо интереснее, когда сверхчеловек ещё и обладает смешными, нелепыми, странными особенностями. Ну а если взять простака и заставить его невероятным образом, путем серии совпадений отыскать иголку в стоге сена? Получатся «Невезучие» с Пьером Ришаром. Другой знаменитый недотёпа (скромняга, честняга и прекрасный работник) — угонщик Юрий Деточкин, советский Робин-Гуд.

Покажите злодея

Чем кошмарнее, тем лучше. Пример — Декстер. Он не просто маньяк и одновременно коп. Он ещё и мочит коллег-маньяков, а хорошие люди могут безнаказанно им помыкать. В нас есть потребность обретения нового жизненного опыта. Мы можем летать на парапланах и пробовать все что захотим, но безнаказанно стать убийцами или другими преступниками не получится. Вот почему на них так интересно смотреть на экране: мы хотим исследовать запретные формы жизни — и кино дает нам такую возможность.

Наполните идею деталями

Источник

Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

Аннотация

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя

Антагонист

— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту

Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.

Антигерой

— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста

Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории

— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

Аутлайн

— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов

Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.

Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам

Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.

Диалог

— обмен репликами между двумя и более персонажами

Драфт/Черновик/Набросок

— один из черновых вариантов сценария

Завязка

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия

В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.

Заявка/Сценарная заявка

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.

Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.

— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)

Катарсис

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма

Композиция

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)

Конфликт

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели

Кризис

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя

«Крючок»

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода

Кульминация

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом

В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки

Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.

Логлайн

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.

МакГаффин

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет

Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок

Монолог

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика

Линейное повествование

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия

Нелинейное повествование

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.

Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление

Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному

Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»

Пролог

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.

Протагонист

— главный герой, как правило, «положительный»

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.

Развитие

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие

Развязка

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт

Режиссерский сценарий

— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»

Синопсис

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).

Сеттинг

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.

Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы

Структура

— последовательность событий, происходящих в фильме

Сценарий

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.

Сценарный доктор/Скрипт-доктор

— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов

Сюжет

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле

Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации

— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)

Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться

Трехактная структура

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка

Фабула

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.

Финал

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)

Флэшбэк

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.

Флэшфорвард

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.

Экспозиция

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия

Эпилог

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.

Источник

Что обязательно должно быть в каждой сцене

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

Драфт сценария что это. Смотреть фото Драфт сценария что это. Смотреть картинку Драфт сценария что это. Картинка про Драфт сценария что это. Фото Драфт сценария что это

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Как бы тщательно не готовился автор к написанию сценария, как бы хорошо не прописывал идею, синопсис и поэпизодник, в первом драфте все равно будут появляться корявые, слабые или ненужные сцены. И это проблема не только начинающих авторов. С этим, так или иначе, сталкиваются все. Слишком уж много нюансов нужно предусмотреть и связать во едино, чтобы получился достойный сценарий.

Мелких ошибок портящих сцену может возникнуть бесконечно количество. Но есть четыре основных элемента, без которых, любая сцена в массовом кино будет выглядеть слабой и неполноценной:

В этом материале мы разберем эти элементы и расскажем, почему каждый из них так важен.

Изменение

В каждой сцене вашего фильма должно происходить какое-то изменение. Именно благодаря изменениям история двигается по сюжету.

Это может быть изменение персонажа. Причем любое. Изменение в характере: был взрывным, стал терпимее. Изменение в настроении: был веселым, а в конце сцены расстроился. Изменение в мировоззрении: не любил яблоки, попробовал, и вдруг понравились.

Также это может быть изменение в истории. Например, продвижение по сюжету: в начале сцены героям нужно было расшифровать карту сокровищ, и в конце им это удавалось. Или появление какой-то новой информации, которую до этого не знал герой или зритель. Например, до этой сцены герой не знал, что у него есть ребенок, а теперь узнал. Зритель не знал, что этот персонаж профессиональный кулинар, а теперь ему это показали.

Если в вашей сцене нет, хотя бы какого-то изменения, значит, сюжет в этот момент останавливается. А значит, и смысла в этой сцене нет. А значит, ее без потерь можно вырезать.

Обязательно проанализируйте каждую сцену своего первого драфта на эту ошибку.

Блейк Снайдер в своей книге «Спасите котика» указывает еще одно дополнительное изменение, которое по его мнению обязательно должно быть в каждой сцене. Это изменение настроения. Например, если сцена начинается позитивно, то закончиться она должна на негативе. Причем тогда следующая сцена начавшись на негативе должна опять привести к чему-нибудь хорошему и так дальше по цепочке. Такие взлеты и падения создадут достаточную палитру эмоций, чтобы зритель не успел заскучать.

Однако, на практике такое постоянное чередование положительных и отрицательных зарядов не всегда целесообразно. Возможно, в каком-то случае нужно дать несколько отрицательных сцен подряд, чтобы увеличить драматизм, или наоборот, даль персонажу и зрителю вдоволь навеселиться, что последующий за этим сюжетный поворот, почувствовался острее.

В любом случае, автору нужно отслеживать настроение каждой сцены и понимать как это настроение наслаивается друг на друга.

Ключевое событие

Вся история это набор ключевых событий, из которых и складывается сюжет. Обычно, такое событие очень простое и его можно описать одним предложением.

Например, в первых «Пиратах Карибского моря», после того, как Уилл Тернер помогает Капитану Джеку Воробью сбежать из темницы идет длинная, комедийная сцена.

В ней будущие приятели сначала воруют лодку, потом, перевернув ее вверх дном и используя как источник кислорода, по морскому дну добираются до английского брига «Разящий». И это не смотря на то, что управлять таким гигантским кораблем вдвоем невозможно. Разозленные англичане бросаются за ними на штурмовом «Перехватчике». Но когда солдаты высаживаются на бриге, выясняется, что на самом деле Джек и Уилл собирались угнать именно «Перехватчик». Который после высадки оказался совсем беззащитен. А англичане сами помогли им отшвартоваться и вывести корабль из гавани.

В фильме это длинная и увлекательная сцена, но если ее описать коротко, что именно в ней происходит? Тернер и капитан Джек Воробей угоняют самый быстрый английский корабль. Все. Это и есть ключевое событие, ради которого и создавалась вся эта сцена. Одно предельно понятное предложение. Только оно важно для дальнейшего сюжета.

Немного подумав, можно понять, что ключевое событие напрямую завязано на заложенное в сцене изменение. В данном случае именно благодаря этому событию изменение происходит: у героев не было корабля, а теперь он есть. То есть ключевое событие – это то, благодаря чему в сцене происходит изменение.

Ключевым событием может стать обнародование какой-либо информации. Например, в «Безумном Максе. Дорога ярости», ключом к сцене на болотах становится информация, что это и есть «Зеленые земли» к которым так рвалась Фуриоса.

Ключевое событие в американской терминологии называют Битом Истории. Так же по аналогии есть еще Бит Персонажа – ключевой факт о герое.

В целом, бит – это минимальная единица ключевой информации. В данном случае информации об истории или персонаже. Подчеркиваем: именно ключевой информации. То есть описание какой-либо незначительной детали – это не бит. Например, если ваш персонаж левша, но это никак не влияет на сюжет, просто интересный штрих, без которого можно обойтись – это не бит персонажа. А вот если герой обладает чутким слухом и благодаря ему узнает о готовящемся заговоре – это уже бит.

В сценарии не может быть сцены, написанной просто так, без вложенного в нее ключевого события. Хотя бы одного.

«Хотя бы», потому что в по-настоящему профессиональных авторов в сцену может быть заложено сразу и два, три ключевых события.

Например, в фильме «Назад в будущее» в сцене на парковке торгового центра «Две сосны», происходит сразу три важных для сюжета события:

Все три этих события ключевые для развития дальнейшего сюжета.

Но зачем нужно отслеживать ключевое событие, если мы уже проверили сцену на изменение? Дело в том, что здесь идет односторонняя связь. Если в сцене есть ключевое событие – в ней обязательно появится изменение. Но если в сцене есть изменение, не обязательно, что при этом в ней будет ключевое событие.

Например, давайте представим себе сцену, где Док Браун мастерит машину времени. И изначально, он пытается сделать ее стационарным аппаратом, как в фильме «Иван Васильевич, меняет профессию», а в конце сцены понимает, что ему действительно нужно установить свое изобретение на автомобиль. В остальном же оставим сюжет фильма неизменным.

Изменение в новой сцене есть. Но что насчет ключевого события? Влияет ли на дальнейший сюжет тот факт, что изначально Док хотел сделать машину стационарной? Поможет ли это как-то рассказать историю дальше? Это максимум какая-то интересная деталь, которая на самом деле ни на что не влияет. Поэтому сцены создания машины времени в этом фильме и нет.

Какой же из этого можно сделать вывод? Проверяя свои сцены на наличие изменений, обязательно обратите внимание, на каком событии завязано это изменение. Является ли оно ключевым для сюжета? Влияет ли на дальнейшее повествование? Если нет, значит, эта сцена не нужна.

Конфликт

Конфликт – основа драматургии. Это исходный постулат в работе сценариста. Конфликт пронизывает историю и вдоль и поперек.

На самом деле, какие-то единичные сцены в вашем фильме могут обойтись без конфликта. Но именно, что единичные, очень короткие и в редких случаях. Зритель не похвалит, но простить сможет. Но если таких сцен будет несколько…

Сцены без конфликта мгновенно становятся скучными. А так как главная задача фильма – развлечь зрителя, скучные эпизоды просто неприемлемы.

Давайте пересмотрим начало «Назад в будущее» до момента на парковке. Главная задача этой части фильма – подать зрителю экспозицию.

В первой сцене мы заочно через дом/склад/лабораторию знакомимся с Доком Брауном и узнаем, что у него есть друг — молодой парень Марти.

Представьте, что в этой сцене Марти просто приходил бы к Доку, видел что того нет дома и уходил бы. Мы все равно увидели бы все безумные изобретения дока, поняли бы, что он ученый, у точно также узнали бы о Марти. Но в этой сцене не было бы никакого даже примитивного конфликта. Пришел, постучался, ушел. Скучно.

Но что происходит в самом фильме? Марти из любопытства подключает гитару к усилителю Дока, ударяет по струнам и его звуковой волной отбрасывает на несколько метров. Марти на ровном месте находит себе неприятности. Фактически вступая в конфликт с изобретением Брауна. И сцена сразу становится интересней.

В дальнейшем все экспозиция строится по таким же принципам. Мы не просто узнаем, что Марти школьник и у него есть девушка. Потому что в этой сцене Марти опаздывает на урок и у него возникает конфликт с директором. Мы не просто слышим, что Марти не хочет быть таким же неуверенным как его отец, это происходит во время спора с Дженнифер: она уговаривает Марти отправить демо запись своей группы на радио, а он отказывается.

Конфликт всегда сделает сцену интересней. Но нужно постараться встроить его как-нибудь логично. Поймите правильно, сцена, где герои ругаются друг другом просто так, лишь бы внести конфликт все равно будет интересней, чем ее же вариант совсем без разногласий между персонажами. Но зритель все равно почувствует фальшь.

Так что, перечитывая свой первый драфт, обязательно отмечайте все «стерильные» сцены, чтобы позже подумать, можно лив них как-то органично привнести конфликт.

Развлечение для зрителя

Давайте вернемся к разобранной выше сцене из «Пиратов Карибского моря».

Мы уже знаем, какое там ключевое событие – герои угнали английский корабль. Мы понимаем, какое из этого следует изменение: были без корабля, теперь на корабле. Мы без труда можем проследить конфликт этой сцены: англичане явно не в восторге от действий Джека и Уилла.

Вот о чем мы пока не задумывались, так это о том, зачем нужны были эти ухищрения с лодкой и обманные маневры с «Разящим»?

Именно так эта сцена развлекала зрителя.

Согласитесь было бы довольно скучно, если бы герои просто подплыли к нужному кораблю, может даже без лодки, взобрались на палубу и под дулом пистолета заставили бы англичан сойти с «Перехватчика».

Номинально в такой сцене были бы те же самые элементы: изменение, ключевое событие, конфликт. Вот только выглядело бы это на экране не так эффектно и весело.

Изучая, каждую свою сцену подумайте, чем именно эта сцена будет развлекать зрителя. Чем она может быть интересна. Причем, это не обязательно каждый раз должны быть трюки или крутой экшен. В тех же «пиратах» есть несколько сцен развлекающих диалогами. Романтичными – Уилл и Элизабет. Смешными – Капитан Джек Воробей и даже философскими – Гектор Барбосса.

Как и в случае с конфликтом, ничего страшного, если какая-то сцена в итоге останется чисто функциональной и в ней не будет предусмотрено какого-то яркого развлечения. Но задача любого автора заботящегося о своих зрителях свести количество таких эпизодов к минимуму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *