Драфтинг на велоэтапе что это

Что такое драфтинг и чем отличается от дрифтинга?

Автор: Дима Михалев · Опубликовано 11.07.2017 · Обновлено 27.08.2018

Что такое драфтинг? Драфтинг, реже слипстриминг — это способ передвижения друг за другом, прикрывая от аэродинамического сопротивления. Используется в автоспорте, велогонках, триатлоне. Также есть эффект в беге, плавании и лыжных гонках. Не путать с дрифтингом! Дрифтинг — техника прохождения поворотов при помощи заноса. Это принципиально разные вещи. Нет дрифтинга в триатлоне, нет дрифтинга в велогонках, есть дрАфтинг.

Драфтинг в велоспорте

Пользуясь драфтингом, даже на скорости около 25 км/ч можно сэкономить 10% сил при условии примерно одинаковых габаритов гонщиков. Если гонщик в хвосте значительно меньше по габаритам или скорость движение выше, то преимущество возрастает до 38%.

Интересный факт. Ученые заметили эффект и от «обратного» драфтинга. В движении передний гонщик принимает на себя все сопротивление воздуха, а за собой образует аэродинамический карман. Суть драфтинга и состоит в попадании в этот карман, меньше сопротивление воздуха — экономия сил при той же скорости. Но не все так просто. Из-за образования кармана появляется зона пониженного давления. Разница давлений тянет гонщика назад, создавая дополнительное сопротивление. Оказывается, гонщик, двигающийся позади, минимизирует это сопротивление и помогает впереди идущему. Замыкающий велосипедист загребает перед собой свою волну воздуха, которая подталкивает переднего. Конечно, эта помощь несоизмерима с движением в кармане, но в сравнении с одиночным движением, это неоспоримый плюс.

На 100 км гонке, машина, идущая сзади на расстоянии 10м, может дать фору около 8 сек. Если машина будет ближе, то фора может доходить до 30 сек. при скорости движения 50 км/ч.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Цветом заднего колеса обозначен коэффициент «толкания» велосипедиста

В правилах велогонок технички не должны приближаться к гонщикам ближе 10 м., но эти правила часто нарушаются, да и исследования показали, что машина может подталкивать гонщика на расстоянии до 30 м. Еще больше вопросов возникает к операторам на мотоциклах, двигающихся плотно с гонщиками. Операторы явно должны давать большее преимущество, а умелые велосипедисты этим пользуются.

Драфтинг в велогонках очень распространен. Велосипедисты движутся в группах, называемых пелотон. В маленьком пелотоне из 4 гонщиков первый прилагает 100% усилий, второй — 71%, третий — 64%, четвертый — 62%. То есть затраты энергии практически на 40% меньше!

Тактическая игра в пелотоне — это захватывающее зрелище, шахматы на велосипеде. Смотрите сами:

Драфтинг в командном спринте

Драфтинг в триатлоне

Драфтинг на велоэтапе

В триатлоне на олимпийской дистанции и спринт — триатлонах драфтинг разрешен, можно ехать в группе и играть тактически (правила могут меняться на коммерческих стартах).

На Ironman триатлоне драфтинг запрещен, нельзя приближаться на расстояние ближе 12 метров к велосипедистам, мотоциклам и машинам. За нарушение правила можно получить штрафные минуты.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Драфтинг на плавании в триатлоне

Движение вслед за ногами пловца позволяет сэкономить до 40% энергии при той же скорости. Очень важно на первых 100-150 метрах дистанции найти подходящего «тягача» и уцепиться за него. Трижды подумайте, когда покажется, что он плывет слишком медленно, не забывайте о преимуществе, которое получаете. Может, именно поэтому вам так легко.

Старайтесь не касаться руками ног пловца. Никто не любит надоедливый хвост, можно «случайно» получить ногой по лицу. Также не следует плыть слепо за ним: не факт, что он выбрал правильную траекторию движения, поэтому, периодически поднимайте голову из воды.

Некоторые профессиональные пловцы, приблизившись, начинают грести шире, пуская руки левее и правее ног впереди плывущего. Так удается еще больше приблизиться и сократить сопротивление. Но есть риск опять же получить ногой по лицу. Оптимальное расстояние драфтинга в плавании — около 50 см, рекомендуем его придерживаться.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Когда появляется конкуренция за место в кармане, не тратьте силы на борьбу, уступите и пристройтесь сзади. Сэкономленные силы дадут больше преимущества, чем 2 метра потерянного расстояния.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

В плотной группе выгоднее использовать другой вариант драфтинга — клином. Важно находиться не вровень с лидирующим пловцом, а позади на полкорпуса. Голова должна находиться на уровне пояса плывущего впереди. Суть такого типа драфтинга в том, что от первого пловца создается волна, за гребнем которой и нужно плыть. Дополнительный плюс: не нужно лишний раз поднимать голову, чтобы ориентироваться, ведущего видно при повороте на вдох.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Если плотно драфтуют сразу 2 спортсмена с 2 сторон, то лидер попадает в водную турбулентность, которая сильно замедляет. Драфтующим, конечно, хорошо, а вот лидеру лучше выйти из этой позиции.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Используя эти простые рекомендации, можно максимально экономично проплыть первый этап триатлона, оставив силы на велогонку. Конечно, с первого раза не получится драфтовать как профи, нетренированный новичок потратит на попытки драфтинга больше сил, чем если бы плыл один. Поэтому, рекомендуем периодически отрабатывать плавание в группе в бассейне.

Тренировка драфтинга в бассейне

Драфтинг в лыжных гонках

Исследования показали, что следование лыжников плотной группой также дает экономию энергии. Конечно, это не сравнится с плаванием и велогонками, но экономия лишней не будет. В среднем, движение в лыжне друг за другом дает преимущество замыкающему до 13%. При этом уменьшается сопротивление воздуха на 25%, и это при отсутствии ветра. Все это в совокупности понижает среднюю ЧСС на 6 ударов, — значительный запас в лыжных марафонах.

О преимуществах драфтинга на спусках знает каждый лыжник, эффект заметен сразу.

В гонках коньковым ходом драфтинг не дает особых преимуществ, т.к. спортсмены движутся размашистыми движениями и не так плотно, как в лыжне. Но на спусках и при сильном ветре эффект драфтинга одинаковый при любом ходе.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Драфтинг в беге

Драфтинг в беге — тема совсем не популярная. Оно и понятно, в беге нет скоростей велоспорта и сопротивления плавания. Однако, даже в беге драфтинг дает преимущество.

Показательным марафоном с драфтингом может служить Nike Breaking. Это проект фирмы Найк, где Элиуд Кипчоге (Кения), Лелиса Десиса (Эфиопия) и Зерсенай Тадесе (Эритрея) попытались пробить «барьер» и выбежать марафон из 2-х часов. У проекта 2 цели: реклама новых кроссовок Nike Vaporfly Elite и преодоление 2-х часового барьера в марафоне.

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что это

Выбежать не получилось, но мировой рекорд побили — 2:00:25, против 2:02:57 в Берлине в 2014 году. Результат не зафиксирован как мировой рекорд по ряду причин, одна из них — драфтинг. Группа бегунов — пейсмейкеров сопровождала Кипчоге на дистанции, держала его внутри группы, прикрывая от ветра. Кипчоге — талант, один из сильнейших бегунов планеты, но результат получен нечестно, от этого он даже не сдерживал улыбку.

Драфтите, где это разрешено 😉 будьте здоровы и занимайтесь спортом!

Источник

Драфтинг в триатлоне

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что этоТолько что завершились мои вторые соревнования по триатлону на короткую дистанцию — спринт (нужно проплыть 750 метров, 20км проехать на велосипеде, и 5км пробежать). И главное отличие от первого было в том, что на этих соревнованиях был разрешён драфтинг (но и горочки неплохие были). Это кардинально меняет если не всё, то многое! И для тех, кто знает что такое драфтинг и имеет опыт участия в групповых гонках, разрешение драфтинга — это всегда к лучшему (так же как не слишком тёплая вода — признак того, что организатор разрешит использование гидрокостюмов на плавательном этапе).

Гонки с групповым и раздельным стартами.

Обычно триатлон ассоциируется с гонками, когда каждый едет сам по себе, отдельно от соперников. Даже велосипеды для триатлона так и называются — разделки, разделочники (tt — time trial).
Но бывают и старты, на которых разрешены только велосипеды для групповых стартов (шоссейные велосипеды с «бараньим» рулём) — именно на таком мне довелось поучаствовать в минувшее воскресенье: разделочный велосипед опасен не только для того, кто решит «посидеть на колесе», но и для окружающих, особенно в случае завала.
В прошлом сезоне у меня был опыт езды на велосипеде в группе — я отрабатывал различные навыки для таких заездов под руководством тренера. И в этом году пару раз участвовал в чисто велосипедных гонках, где разрешено было «сидеть на колесе». Это оказалось намного круче, чем я ожидал. Но триатлон, где и без того имеет значение «какая-то тактика», превращается в настоящий «шахматлон», если разрешить драфтинг!

Что такое Драфтинг?

«Драфтить» на велосипеде — это и есть «посидеть на колесе». Это значит — ехать очень близко к заднему колесу впереди едущего велосипедиста, экономя тем самым свои силы за счёт отсутствия сопротивления встречного потока воздуха.

Для спортсменов, пришедших в триатлон из велоспорта, драфтинг — это банальная вещь. Для меня же, только начавшего бегать и почти сразу схватившегося за руль шоссейника, драфтинг оказался величайшим открытием. Даже гидрокостюм, облегчающий правильное положение тела в воде, меркнет по сравнению с тем, что даёт драфтинг на велоэтапе в триатлоне!
Конечно, драфтинг можно применять везде — и в плавании, и даже в беге. Но чем быстрее скорость движения, тем больше и эффективность драфтинга. Именно поэтому понятие драфтинга в основном используется в велосипедном спорте — там скорости в разы больше, чем в беге и в плавании.

Я не придавал этому должного внимания, пока сам на себе не испытал насколько это важно во время гонки. Для примера: на моём первом официальном заезде в 60км, пока я держался в середине группы, я почти не напрягаясь ехал со скоростью 35-40 км/ч. Но после того, как я «отвалился» от пелотона на последнем подъёме после 45км, хоть я и старался изо всех сил, но в одиночку с трудом «выкручивал» 32км/ч. Как видите, влияние драфтинга на результат может быть колоссально!

Почему драфтинг на некоторых стартах запрещён?

Драфтинг требует довольно большой концентрации и быстрой реакции. Кроме того, для длинных дистанций в триатлоне придумали специальную конструкцию разделочных велосипедов, включающих аэробары (лежаки), на которые можно «лечь» и принять при этом аэродинамическую позу. Но на аэробарах нельзя ездить за кем-то вплотную — резко снижается видимость и скорость реакции, а 90+ км очень тяжело ехать не давая отдохнуть рукам после 2+ км плавания.
Поэтому, как правило, на длинных дистанциях (half ironman, iron man) драфтинг запрещён — удобные, быстрые, но опасные для группы велосипеды, а также время велоэтапа — всё это снижает безопасность участников, если разрешить драфтинг.
На коротких дистанциях организатор сам решает разрешить или запретить драфтинг. Здесь тоже есть риски принятия положительного решения. Основной из них — новички. Всё-таки для групповой езды нужен хоть какой-то навык. Если у Вас уже есть хороший опыт езды на шоссейном велосипеде в одиночку, то полезно будет покататься какое-то время в группе с более опытными гонщиками и/или с тренером, потренировать смены, условные сигналы и жесты, которые используют велосипедисты.

«Смена» в групповых велогонках — это когда впереди едущий, устав, «скатывается» в конец или середину группы. Таким образом, он уступает место более «свежему» велогону, чтобы тот вёл пелотон дальше на той же скорости, пока сам не устанет и не придёт его черёд «сдавать смену». Слаженная и чёткая работа посменно позволяет пелотону развивать огромную скорость по сравнению с «одиночками».

Что меняется когда драфтинг в триатлоне разрешён?

Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть фото Драфтинг на велоэтапе что это. Смотреть картинку Драфтинг на велоэтапе что это. Картинка про Драфтинг на велоэтапе что это. Фото Драфтинг на велоэтапе что этоС одной стороны, ничего сложного нет — нужно просто плыть, ехать и бежать на пределе возможностей. Какая разница разрешён драфтинг или нет? Но не всё так просто, как кажется.
Умение ездить в группе и, самое главное, наиболее эффективно использовать силу других для экономии своих собственных (чтобы в нужные моменты выдавать максимальные усилия) — это целая наука в велоспорте.
А в триатлоне значение драфтинга усиливается, добавляя в этот вид спорта ещё больше элементов тактической борьбы. В зависимости от подготовки триатлета и его целей на старт, он выбирает стратегию и комбинацию тактик. Например, если триатлет не претендует на высокие места, то его задача на плавании — «сохранить ноги» для вело и бега. Если же драфтинг разрешён, то можно проплыть в темпе чуть выше среднего, рассчитывая на перспективу «посидеть на колесе».
Если же спортсмен претендует на высокие места и имеет хорошую велосипедную подготовку, то его задача выплыть в группе сильных триатлетов, очень быстро пройти Т1 (первая транзитка — переодеваемся для велосипедного этапа), чтобы успеть сесть в «сильный паровоз». Любое промедление — риск не догнать лидирующие группы. Вообще для лидеров всё сложно, это как шахматы — нужно знать соперников, их сильные и слабые стороны, трассу, прогнозировать свои и чужие ходы.
Новичкам проще. Но интереснее: драфтинг — это прекрасный шанс ощутить несравнимый драйв, удовольствие и погонять со скоростью, недостижимой при одиночном катании, а также получить ценный опыт и познакомиться с братьями-трикотлетами 😜

Источник

Сколько стоит заняться триатлоном

Я пока готовлюсь к своему первому «Айронмену», а моя одноклубница Маша уже его прошла.

Триатлон — это три вида спорта в одном. Сначала вы плывете, потом едете на велосипеде, в конце — бежите. Дистанция «Айронмен» — триатлон на 226 километров, поэтому иногда его называют «Триатлон 226».

Как заняться триатлоном и стать «Айронменом»

Почему «Айронмен»

Первый триатлон провели в 1978 году: лучшие пловцы, велосипедисты и бегуны решили выяснить, кто более выносливый. Они проплыли 3,8 км, потом проехали 180 км на велосипеде, а затем пробежали полный марафон — 42,2 км. Вся дистанция — 226 км. Победитель прошел ее за 11 часов, 46 минут, 58 секунд. Из 15 стартовавших спортсменов до финиша добрались 12. Трое других, видимо, нашли другое применение своим силам и времени.

среднее время прохождения дистанции для спортсмена-любителя

Дистанцию назвали Ironman — «Железный человек». Чтобы пройти любой из этапов, нужно быть выносливым и тренированным. Чтобы пройти без остановки все три, нужно быть железным.

Официальные старты

Официальные старты «Айронмена» организует только Всемирная корпорация триатлона, потому что она зарегистрировала его как торговую марку.

В России она не работает, поэтому у нас аналогичные старты проводит Российская федерация триатлона, а также частные организаторы, «Айрон-стар» и «Титан». Вместо «Айронмена» они обычно называют эту дистанцию «Триатлон 226» или «Длинная дистанция 226». Сами спортсмены чаще говорят о «железной дистанции» или «железке».

Слот для участия в соревнованиях

Чтобы попасть на соревнования, нужно купить слот — электронный документ, который подтверждает регистрацию. Слот «Айрон-стара» на полную дистанцию стоит 15 000 рублей, слот «Титана» — 8000. С участием в стартах Российской федерации триатлона все немного сложнее, потому что это, как правило, не отдельные дистанции, а этапы различных чемпионатов. Это стоит дороже. Например, участие в длинной дистанции в датском Оденсе, который проходит в рамках любительского чемпионата мира, стоит больше 30 тысяч рублей.

стоит слот для участия в стартах «Айрон-стара»

Чтобы сэкономить, можно дождаться скидок или купить слот с рук. Скидки бывают на праздники. Например, 8 марта 2017 года «Титан» продавал слоты со скидкой 20% — 6400 Р вместо 8000. Отличный подарок жене.

С рук слоты продают везде, где люди продают ненужные вещи. Но есть и специализированные доски, где они встречаются чаще. Например, Маша купила свой слот за 5000 Р на барахолке «Трилайфа».

Кроме слота для дистанции нужны снаряжение и хорошая физическая форма.

Снаряжение

Для каждого вида спорта из триатлона свое снаряжение. Профессиональные спортсмены придирчиво выбирают каждый элемент снаряжения, чтобы показать хороший результат.

Для любителя, который стартует в первый раз, важнее дойти до финиша, поэтому так тщательно выбирать не обязательно. Достаточно, чтобы снаряжение было удобным и привычным: нигде не натирало, ничему не мешало, быстро снималось и одевалось.

стоит снаряжение для триатлона. Больше половины суммы уйдет на велосипед

Мы не будем подробно разбирать каждый элемент снаряжения, а пройдемся по тем, где есть нюансы.

Снаряжение для триатлона — 59 100 Р

ЭтапТратаСтоимость
ПлаваниеГидрокостюм6000 Р
Купальник1000 Р
Очки800 Р
Антифог650 Р
Шапочка300 Р
ВелоэтапШоссейный велосипед35 000 Р
Велотуфли2500 Р
Педали1400 Р
Лежак1000 Р
Велофутболка1000 Р
Велоштаны1000 Р
Шлем1000 Р
Очки500 Р
Перчатки350 Р
БегКроссовки4000 Р
Кепка1000 Р
Компрессионные носки1000 Р
Шорты или легинсы600 Р

Гидрокостюм

Триатлеты плавают в открытой воде, в России это реки или озера. Если температура воды ниже 25 °С, то для первого этапа нужен гидрокостюм, который защищает от переохлаждения — без него не выпустят на дистанцию. Гидрокостюмы для триатлона сделаны из тонкого неопрена, который не набирает воду, поэтому они не раздуваются и не тормозят движение. Неопрен такого костюма шероховатый внутри и гладкий снаружи. На бирке костюма, как правило, есть крупная надпись «Триатлон».

При выборе гидрокостюма для триатлона важно не перепутать его с гидрокостюмом для серфинга. Костюмы для серфинга тоже из неопрена и обычно дешевле, но они устроены по другому принципу: неопрен там толще, поэтому хорошо набирает воду и тормозит спортсмена. А триатлету нужно наоборот.

Цены на гидрокостюмы сильно зависят от того, где их покупать. В спортивных магазинах для триатлетов или пловцов вроде «Арены» или «Тира» они начинаются от 20 тысяч рублей, а в интернет-магазинах можно найти тысяч за 5—6.

Гидрокостюм можно вернуть в магазин, только если вы его еще не надевали. Если он не подошел, скорее всего, придется продавать друзьям или на «Авито» с приличной скидкой. Поэтому «примерять» гидрокостюм приходится по таблице размеров, которая есть у продавца. По отзывам одноклубников, покупать гидрокостюм лучше на размер больше, чем выходит по таблице.

С гидрокостюмом самое сложное — научиться его надевать. Тонкий неопрен легко порвать, поэтому в комплекте идут специальные перчатки для надевания костюма. Надевать костюм проще на сухой купальник или плавки. После этого стоит налить внутрь немного воды и прогнать ее руками через весь гидрокостюм, чтобы он лучше прилип к телу. Правильно надетый гидрокостюм повторяет рельеф тела и ощущается как вторая кожа.

Иногда при плавании гидрокостюм натирает некоторые места — чаще всего это подмышки и задняя сторона шеи. Так бывает, даже если гидрокостюм впору. Обычно помогает намазать эти места вазелином или похожей мазью.

Если старты проходят в теплой воде, на дистанцию можно выйти без гидрокостюма, но совсем обойтись без него не получится. Чтобы подготовиться к плавательному этапу, тренировок в бассейне мало, а российские реки и озера большую часть года слишком холодные, чтобы плавать без гидрокостюма.

Моя подруга Маша просто купила самый дешевый гидрокостюм на «Вигле». Одноклубники советовали покупать на размер больше, но Маша купила свой размер, и костюм ничего не натер. Перчаток для надевания в комплекте не было, вместо них она использовала обычные полиэтиленовые пакеты.

Очки и антифог

Очки для плавания годятся любые, но перед покупкой их обязательно нужно померить. У всех своя анатомия переносицы и глазных впадин, поэтому одним размером не обойтись. В идеале очки должны держаться на лице как присоски, без охватывающей резинки. Если они сильно давят на переносицу или не хотят плотно прилегать к коже вокруг глаз, лучше поискать другие — в бассейне ничего не поменяется, такие очки будут только мешать.

Во время плавания очки запотевают, из-за этого легко сбиться с дистанции. Чтобы этого избежать, перед заплывом стекла покрывают специальной мыльной жидкостью — антифогом. Самый простой антифог — это слюна. Поплюйте на очки, размажьте слюну пальцем и сполосните их в воде. Магазинные антифоги эстетичнее, зато этот бесплатный. Стоимость антифога в спортивных магазинах начинается от 650 рублей за 60 мл.

Велосипед

Велосипедный этап дистанции спортсмены проходят на шоссейном велосипеде. Он легче, чем горный, дорожный или прогулочный, позволяет принимать во время езды обтекаемую позу. На таком велосипеде спортсмен едет быстрее всего.

Современные шоссейники делают с алюминиевой или карбоновой рамой. Карбоновый стоит дороже, но он на несколько килограммов легче, поэтому велосипедист быстрее разгоняется и тратит меньше сил.

Р с двумя запасными камерами и инструментами для шиномонтажа. После «железной» дистанции она продала велосипед за 34 тысячи» loading=»lazy» >

Цены на подержанные шоссейные велосипеды начинаются от 20 тысяч. Чтобы он не развалился посреди дистанции, нужно внимательно все проверить. Осмотрите его со всех сторон, переверните, покрутите все, что крутится. У хорошего велосипеда ничего не скрипит и не хрустит, колеса вращаются бесшумно и соразмерно усилию, с которым вы его раскрутили. Если продавец аккуратно обращался с велосипедом, на нем нет сколов и царапин.

При покупке велосипеда с рук нужно внимательно изучать все детали и торговаться за все, что кажется подозрительным или может потребовать замены. Как это сделать, мы написали в отдельной статье.

Велосипед подбирают по росту и размеру рамы. Если покупаете с рук, а в объявлении про него ничего нет, спросите о ней продавца.

Велотуфли и педали

Как правило, шоссейные велосипеды продают без педалей, чтобы спортсмены сами подбирали нужную модель. Друг от друга педали отличаются в основном весом — чем легче, тем дороже. Профессионалы борются за каждые 10 грамм.

заплатила Маша за педали для велосипеда

Как и гидрокостюм, педали с велотуфлями в интернет-магазинах в несколько раз дешевле, чем в обычных. Поэтому нормальный вариант — померить обувь в магазине, а потом заказать ее в интернете.

Заранее мерить велотуфли нужно обязательно, в этом я убедился на собственном опыте. Мне посоветовали популярную марку велотуфель — «Шимано». Судя по сайту, они подходили мне по всем параметрам. Но когда я надел их в магазине, выяснилось, что у них для меня слишком узкая и длинная колодка, поэтому носок не доставал до упора. Туфли продавали с хорошей скидкой, поэтому я все равно их купил, а зазор исправил самостоятельно. Я свернул комочком тонкий носок, и он заполнил пустоты между пальцами ног и носками туфель. Получилось мягко и удобно.

Шлем, очки, перчатки

Кроме самого велосипеда, педалей и велотуфель для велоэтапа нужны шлем, очки и перчатки. Шлем — это безопасность, без него вас не выпустят на трассы. Очки и перчатки — это комфорт. Очки защищают от ветра с мухами и яркого солнца, перчатки спасают ладони от мозолей и ссадин при падении.

Велофутболка и велоштаны

На велосипеде удобно кататься в специальной велофулболке, которую еще называют «велосипедкой». На ноги спортсмены надевают велошорты или велоштаны.

Главная особенность велофутболки — нашитый сзади карман, в который помещается банан или бутылка воды. Для бега она тоже подходит, поэтому после велоэтапа ее можно не менять.

Велоштаны и велошорты придумали, чтобы попа меньше уставала при долгой езде. В них вшит «памперс» — мягкие тканевые или силиконовые вставки, благодаря которым можно проехать много километров на жестком спортивном седле.

Со снаряжением для бега проще всего. Подойдут любые кроссовки, кепка от солнца, майка и шорты или легинсы. Некоторые спортсмены для улучшения кровообращения в ступнях надевают компрессионные носки.

Марки и модели могут быть любыми — главное, чтобы нигде ничего не терло и не мешало. Если на примерке вы почувствовали шов, не думайте, что потом вещь растянется и вы к ней привыкните. Бегать придется много, поэтому все кончится болезненными мозолями и покупкой новых вещей.

Со снаряжением пока все — теперь слово Маше. Она расскажет, как тренировалась и проходила «Айронмена».

Тренировка

Чтобы пройти «Айронмена», я год занималась бегом, а потом еще полгода целенаправленно готовилась к триатлону.

Вот как выглядел мой обычный тренировочный день. В 5:30 я вставала и ехала на беговую тренировку или в бассейн. К 9 я приезжала на работу и завтракала. После работы — велосипедные тренировки на клубной тренировочной базе. Велосипеды мы хранили прямо там, чтобы не возить их на работу. Домой я приезжала к 9 вечера, а в 10 уже спала.

При таком режиме в будние дни сна мне не хватало, поэтому по выходным я спала 10—11 часов вместо привычных 8.

тренировалась Маша в течение недели, чтобы подготовиться к «железной» дистанции

Во время тренировок мне казалось, что я уже хорошо подготовилась к бегу, поэтому лучше больше плавать и ездить на велосипеде. После дистанции я пришла к выводу, что лучше было одну тренировку в бассейне заменить на бег. На водной части дистанции много не выиграть, и показать нормальный результат вполне можно с двумя тренировками в неделю. А бег — самый тяжелый этап, во время которого можно отыграть практически любое отставание.

Триатлонные старты проводят в теплое время года, а тренироваться большую часть времени нужно зимой. Приходится выкручиваться.

Бассейн и открытая вода

Плавательный этап триатлона проходит на открытой воде, а тренироваться в основном приходится в бассейнах. Между ними большая разница.

Триатлеты плавают кролем, лицо обычно в воде. В бассейне вода прозрачная и разделена на дорожки. На дне хорошо видно разметку — ориентироваться легко. В реке или озере вода мутная — часто ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Приходится постоянно поднимать голову и смотреть, куда плывешь.

Кроме того, на открытой воде есть волны. Даже если они небольшие, с непривычки можно вдохнуть немного воды, запаниковать, захлебнуться и утонуть. Поэтому часть тренировок обязательно должна быть на открытой воде, и желательно с лодкой сопровождения.

Если вода попала вам в горло, а вы запаниковали, постарайтесь перевернуться на спину и расслабиться — так меньше шансов, что вы вдохнете еще больше воды. Плыть начинайте медленно — к обычному темпу возвращайтесь, когда полностью успокоитесь. Если это не помогает, помашите лодке сопровождения — к вам тут же приплывут.

На открытой воде триатлеты обычно начинают тренировки в мае, когда вода уже отошла ото льда, а температура позволяет тренироваться не менее часа.

Велосипед и бег зимой

Шоссейный велосипед не приспособлен для езды по снегу и льду, поэтому зимние велотренировки мы с одноклубниками проводили на велостанках. Это такой упор для велосипеда, который его фиксирует и создает сцепление с колесами, чтобы казалось, что вы едете по дороге. По сути, это велотренажер, только со своим рулем, сиденьем и педалями.

Бегать зимой тоже лучше в помещении, чтобы не простудиться. Мы тренировались на манеже местного вуза.

Спортивные часы

Готовиться к триатлону лучше всего под наблюдением тренера. Он поможет правильно распределить нагрузку, чтобы не выдохнуться к стартам и не навредить здоровью.

Во время тренировок главный параметр — пульс. Спортсмены измеряют его часами с пульсометром. Простые модели показывают только пульс, более навороченные — скорость, пройденное расстояние, время восстановления после тренировки и много чего еще.

стоят часы с нагрудной лентой — они точнее, чем оптические датчики

Часы замеряют показатели оптическим или нагрудным датчиком. Оптический измеряет пульс на запястье, нагрудный — биение сердца с помощью электродов. С датчиков на часы данные передаются по блютусу.

Часы с нагрудным датчиком точнее. По моему опыту, оптические датчики могут «врать» на холоде или если часы немного съезжают, например при резком движении.

Я тренировалась с простыми часами 2010 года, которые измеряют только пульс. Мне этого хватало. Со временем я научилась чувствовать, когда можно прибавить, а когда стоит замедлиться.

Плавать можно с любыми моделями — все они водонепроницаемые. Но у некоторых есть еще и режим плавательной тренировки — они считают темп и количество гребков на 100 метров дистанции.

Питание между тренировками

Триатлеты питаются немного иначе, чем обычные люди. На время тренировок я добавила в свой рацион белковые смеси, чтобы организму было проще наращивать мышечную массу. После тренировок я пила изотоники и принимала солевые препараты, чтобы восстанавливать водно-солевой баланс организма.

Белковые смеси организм усваивает быстрее, чем обычное мясо, и тратит на это меньше сил. Смесью можно заменить белковую часть рациона, но для полноценного питания ее не хватит.

стоит банка с белковой смесью весом 2,2 кг

Изотоник, или изотонический раствор — это напиток с небольшим количеством солей и сахаров. Он помогает организму восстанавливаться после нагрузок.

Солевые смеси. Во время физических нагрузок организм теряет соли с потом. Кроме того, спортсмены много пьют, это тоже снижает концентрацию солей в крови. Поэтому к солям особенное внимание, и одних изотоников для восстановления баланса бывает мало. Я пила препарат «Регидрон» — это смесь цитрата натрия, хлорида калия и хлорида натрия — обычной поваренной соли.

Питание на дистанции

Во время интенсивных тренировок и на дистанции спортсменам тоже нужно питаться. Организм быстро расходует воду и питательные вещества, снижается концентрация солей. Иногда из-за этого мышцы сводит судорога, а бывает и так, что организм просто отказывается двигаться дальше — это называется «поймать стенку». Чтобы этого избежать, каждые 30—40 минут нужно обязательно что-то съесть или выпить.

Самое популярное питание на дистанции — углеводные гели, потому что углеводы — основное топливо для мышц. В состав гелей также входят витамины и соли. Питаться ими удобно: съел, запил водой и забыл о питании на полчаса.

стоит пакетик импортного углеводного геля. Отечественный стоит на 100 Р дешевле

У разных спортсменов организм по-разному реагирует на гели: например, может заболеть живот или ускориться работа кишечника. Поэтому с углеводными гелями как со снаряжением — к ним обязательно нужно привыкнуть еще на тренировках. Непривычные марки гелей на дистанцию лучше не брать.

Препараты назначает тренер или врач

Кроме гелей и воды я брала на дистанцию солевые смеси, таблетки кофеина и две бутылочки энергетика гуараны. «Железная» дистанция — это испытание на грани моих возможностей, поэтому важна была любая мелочь.

Капсулы с солевыми смесями я делала сама: покупала дешевые препараты в желатиновых капсулах, высыпала содержимое и заполняла поваренной солью и «Регидроном». На старт я взяла 6 капсул, выпила 4.

Таблетки кофеина давали мне силы продолжать крутить педали. Я запивала их гуараной — в ней больше кофеина, чем в самом кофе, кроме того, считается, что она замедляет усвоение кофеина и подъем сил длится дольше.

Все препараты мы обсуждали с тренером и подбирали под мой организм. У каждого человека свой обмен веществ, поэтому слепо копировать мои препараты опасно для здоровья. Обязательно консультируйтесь со своим врачом или тренером.

Соревнования

Кроме слота, снаряжения, тренировок и питания в расходы на «Айронмена» входят дорога до места старта и проживание где-то поблизости.

Жилье нужно искать на две ночи — одна до старта, другая — после. В городе было всего две гостиницы: ТГК «Зарайск» и гостевой дом, у которого нет сайта, но можно забронировать комнату через «Букинг». Номера в этих гостиницах заканчиваются очень быстро, поэтому мы жили в палаточном городке.

Подготовка к старту

Мы приехали под вечер, поставили палатку и пошли смотреть трассу. Когда знаешь рельеф трассы, можно подстроить под него тактику прохождения. Например, если впереди крутая горка, можно заранее сбросить скорость и немного отдохнуть, чтобы остались силы на нее забраться.

После этого организаторы провели собрание, на котором рассказали о правилах и выдали стартовые пакеты. В моем стартовом пакете были рюкзак, футболка спонсора, брендированная бутылка для воды, номер, электронный чип и сертификат на массаж. После финиша все мышцы «деревянные», поэтому сертификат лучше использовать.

стоит сеанс массажа для участников соревнований

Электронный чип помогает организаторам отслеживать ваше положение на трассе и гарантирует точность финишного времени. Когда вы пересекаете контрольную точку с магнитным полем, система получает сигнал от чипа и передает эту информацию на компьютер организаторов. Мой чип был на ремешке, который надевается на ногу. Он не мешал проходить дистанцию и переодеваться.

На собрании спортсменов попросили подписать документ, который подтверждает, что мы понимаем и принимаем все риски для здоровья и жизни. И что мы умеем плавать.

Как устроена дистанция

Для смены вида спорта и снаряжения на дистанции устроили транзитные зоны. В первой спортсмены переодеваются из «плавательного» в «велосипедное». Во второй — из «велосипедного» в «беговое». На этих стартах две транзитки совместили в одну.

Доступ к транзитной зоне открыли накануне вечером, чтобы спортсмены успели подготовить снаряжение для всех этапов.

Плавательный этап

Старт был назначен на 6 утра, проснулись мы в 5. Позавтракала я овсянкой и выпила стакан какао. Из-за волнения есть не хотелось, но без завтрака никак.

Температура воды оказалась выше 25 °С, поэтому организаторы не настаивали на гидрокостюмах. Я решила обойтись без него.

дистанция на этапе плавания

Старт был общим, из воды: нас загнали в воду, и по сигналу мы начали плыть. Плыли два круга по 2 км. На старте я держалась примерно посередине толпы, и это позволило мне драфтить. Драфтинг — это когда один спортсмен «падает на хвост» другому. Это позволяет тратить меньше усилий, потому что за ведущим спортсменом меньше сопротивление воды.

Плавательный этап дался мне легко, но время я показала не очень хорошее — прежде всего потому, что сбивалась с курса. Когда я выходила из воды, за мной плыли всего 8 спортсменов, остальные уже крутили педали.

Велоэтап

Велоэтап проходил по прямому участку дороги в 4 круга по 45 км.

Для велоэтапа я полностью переоделась, потому что плавала без гидрокостюма и не хотела ехать в мокром. Часто триатлеты для экономии времени проходят все этапы в универсальном стартовом костюме. Для плавания на него надевают гидрокостюм, который потом просто снимают.

До выхода из транзитной зоны на велосипед садиться нельзя, поэтому примерно 50 метров я с ним пробежала. В начале велоэтапа волонтеры проверяют, застегнут ли шлем.

нужно проехать на велосипеде на «Айронмене»

На велоэтап я взяла 6 гелей и две бутылки с водой по 400 мл. Все это я положила в сумку, которую прикрепила к раме велосипеда. Кто-то поступал так же, у других все питание помещалось в карманах велосипедной футболки.

На дистанции работают так называемые «маршалы» — сотрудники организационного центра. Они следят за порядком на гонке и штрафуют за его нарушение. Мне выписали штраф за то, что я ехала посередине велосипедной трассы. Я боялась съехать с обочины в поле, поэтому случайно выехала на середину, хотя кроме меня в этот момент никого на дороге не было. Мне дали желтую карточку и объяснили, что я нарушила. Две штрафные минуты я простояла в штрафной палатке, которые расположены вдоль трассы.

Вторая транзитка и переход на бег

Для бега я снова полностью переоделась — в кроссовки, легинсы и футболку. Беговой этап я начала морской походкой: после велосипеда ноги меня слушались плохо.

Беговая трасса — это 7 кругов по 6 км. Мы бежали по тому же шоссе, где проходил велоэтап, но по другим участкам. Беговой этап проходил в частном секторе, и для местных жителей это тоже было событие: они за нас болели и обливали водой.

расстояние на беговом этапе — самом тяжелом из всех

Беговой этап — самый тяжелый. На моих глазах у одного спортсмена свело ногу: к нему подошел волонтер, дал какую-то таблетку, они поговорили, и он побежал дальше. К счастью, у меня судорог не было: наверное, помогли солевые смеси и то, что я много пила. Но ближе к середине дистанции, после второго десятка километров, мне уже все равно хотелось все бросить. Продолжать бежать помогала поддержка местных и одноклубник Стас, который менял мои бутылки с водой и выкрикивал: «Давай-давай!».

Финиш

Про финишный отрезок могу сказать только одно: что пережила, то мое. На финише волонтеры меня поздравили и повесили на шею медаль. Но мне уже хотелось только упасть и уснуть.

Мое итоговое время: 14 часов 33 минуты 34 секунды.

На официальных стартах есть лимит прохождения дистанции. На моем старте это было 16 часов, а, например на американском «Айронмене» — 11 часов 50 минут. После этого финиш закрывают: добежать можно, но медаль уже не дадут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *