Драгуны что это такое в бородине
Что такое редут? Кто такие уланы и драгуны? 4 класс
С уланами и драгунами мы познакомились при прочтении поэмы Лермонтова «Бородино», встречается в нём и упоминание так называемого редута и других, непосредственно связанных с войной слов. Разберёмся подробнее, что же означают эти слова.
Редут
Редутом называют отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, чаще всего земляное, имеющее вал и ров, которое предназначается для круговой обороны.
В большинстве случаев редут во времена его широкого распространения имел форму четырёхугольника, хотя также существовали и пяти- и шестиугольные редуты. Редут содержал в себе наружный ров, вал с земляной ступенью, в котором размещались стрелки и орудия, а также внутренний ров, использующийся для укрытия обороняющихся.
Редуты использовались с XVI века, широкое распространение имели в XVII—XIX вв. в качестве опорных пунктов. Утратили своё значение они в начале Первой мировой войны 1914-1918 годов из-за большой уязвимости от огня артиллерии.
Уланы
Уланы – кавалеристы, вооружённые пиками, саблями и пистолетами. Внешний отличительный атрибут формы уланов – высокий, четырёхугольный головной убор, иногда называемый уланкой или конфедераткой.
Драгуны
В статье «Что такое редут? Кто такие уланы и драгуны? 4 класс» использован материал из Википедии.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Когда-то это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. В России XVIII-XIX веков это была самая прославленная в боях конница. Пропиареннные в современных фильмах красавцы гусары, казаки-бородачи, уланы в квадратных шапках, знатные кавалергарды и прочие кирасиры уходили с их пути, когда драгуны шли в атаку.
Никто не мог противостоять натиску российских драгун.
Вообще-то драгуны – это не совсем кавалерия. Во всяком случае, первоначально они задумывались как мобильная пехота, посаженная на коней. Обычный дневной переход европейской армии составлял 20, в лучшем случае 30 кмв день. О переходах римских легионов, за день покрывавших 40-50 км, в XVII веке приходилось только мечтать. Но если пехотинцев посадить на лошадей, то этого вполне можно было достичь.
Во время одной из многочисленных итальянских войн (1542-46 гг.) в Пьемонте французский маршал Шарль де Брисак ради увеличения мобильности войск пересадил на коней всех солдат-аркебузиров. Превратив свою армию в конную, он получил преимущество над противником – армией Священной Римской империи. В итоге добился победы.
И хотя драгуны впервые появились во Франции, а свою популярность получили в шведской армии, никаких отличительных национальных черт в форме, подобно венгерским гусарам, польским уланам или русским казакам, они никогда не несли. А так как они считались конной пехотой, то имели отличия, свойственные конным и пешим войскам. Например, вместо кавалерийской каски носили пехотные кивера.
Считается, что в России первые драгуны появились при Петре I, создававшим армию нового европейского образца. Но это очередной миф. Еще в 1632 году при царе Михаиле Федоровиче был организован первый драгунский полк, набранный из европейцев-иностранцев. Правда, через год они все сбежали. В 1634 году была предпринята вторая попытка – создали несколько полков, каждый численностью в 1000 человек. На этот раз рядовыми служили русские, а вот офицерами были исключительно иностранцы. По сути, это была просто мобильная пехота, в кавалерийских боях не применявшаяся.
Петр I при создании армии нового образца принял решении о преобладании в кавалерии именно драгун. Все знают о Преображенском и Семеновском полках, но в то же время был создан и Московский драгунский полк, ставший одной из самых прославленных частей русской кавалерии. Лихо сражались московцы-драгуны в Северной войне, участвовали в Прутском, Швейцарском и Персидском походах, Семилетней войне и вообще во всех войнах Российской империи. Покрыли себя неувядаемой славой под Бородино, Фридландом и Красным.
В 1701 году русская армия имеет 12 драгунских полков, в 1708 – их уже 36. Им противостояла европейская армейская элита, шведские драгуны, прославленные своими неудержимыми конными атаками. Но русские драгуны научились их останавливать в пешем строю, залповым огнем из мушкетов. Когда шведы останавливались и поворачивали лошадей, наши драгуны заскакивали на коней и начинали жестокое преследование. Так они действовали под Полтавой.
Если вначале драгуны рассматривались, как легкая кавалерия, так как не имели защитного вооружения, то с появлением в XVIIIвеке гусар и улан стали считаться средней или линейной конницей. Вначале русские драгуны были одеты в форму синего цвета, но через 75 лет при Екатерине II их облачили в мундиры зеленого цвета, чем еще больше приблизили к пехоте. С тех пор цвет формы русских драгун оставался неизменным. В армиях европейских стран драгуны были одеты в форму разных цветов. Французы вначале носили красные, затем зеленые мундиры. Пруссаки – синие, австрийцы – белые, затем зеленые. Одни лишь англичане, чтящие традиции, неизменно облачали драгун в красные мундиры. Во времена Наполеона французские драгуны носили красивые каски со свисающим хвостом из конского волоса, что отметил в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов: «драгуны с конскими хвостами».
После Отечественной войны 1812 года стало ясно, что надо увеличивать количество кирасир, гусар и улан. Тем не менее, драгуны еще долго оставались в большинстве. Накануне Первой мировой войны в Русской армии насчитывался 21 драгунский полк. Все они были расформированы в 1918 году.
Свою карьеру в драгунских частях начинали многие известные полководцы и просто знаменитые люди – Г.К. Жуков, А.А. Брусилов, К.К. Рокоссовский, поэт Тютчев, даже самый лихой и знаменитый кавалерист ХХ века Семен Буденный служил действительную не в казачьем полку, а в драгунском.
В современной армии машин и моторов кавалерии уже нет места. Но во многих странах, как дань традиции, звание драгунских носят некоторые элитные части. В Британии есть Шотландский драгунский полк, шефом которого был русский император Николай II. Во французской армии есть три драгунских полка. Солдаты этих подразделений гордо называют себя бронекавалерией, разъезжая уже не на конях, а на танках и бронетранспортерах. Ведь армия сильна не только техникой, но и боевыми традициями.
Что такое редут? Кто такие уланы и драгуны? Значение слов в «Бородине» Лермонтова
Стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» написано в 1837 году и посвящено Бородинскому сражению 26 августа 1812 года. Тогда под Москвой сошлись французская армия Наполеона Бонапарта и русская армия под командованием М.И. Кутузова.
В стихотворении содержится ряд слов, плохо понятных современному читателю: редут, уланы, драгуны, булат, картечь, лафет, басурманы. О значении этих слов читайте в материале Anews Знания.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Значение слова редут. Что такое редут
Значение слова улан. Кто такие уланы
В стихотворении Лермонтова «Бородино» упоминаются уланы с пестрыми значками.
Значение слова драгун. Кто такие драгуны
Также упоминаются драгуны с конскими хвостами.
Вот как выглядел французский драгун в 1812 году:
Значение слова лафет. Что такое лафет
Также в произведении Лермонтова упоминается артиллерийский лафет.
Значение слов бивак и кивер. Что такое кивер и бивак
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито…
Значение слов булат и картечь. Что такое булат и картечь
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Картечь широко разлетается сразу после выброса из ствола, сметая солдат противника. Картечь эффективна только на ближней дистанции и только против живой силы.
Значения слова басурман. Кто такой басурман
«Бородино»: что нужно знать, чтобы понять стихотворение
+ ЗАДАНИЕ для детей «Проверь себя: «Словарь Бородинской битвы»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Серьезный повод
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом.
Особый 1837-й
1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен. В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Парадокс “Бородино”
Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.
Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.
Второе Бородино
«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина». Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали. » / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».
Громкая публикация
М.Ю. Лермонтов, автопортрет, фрагмент
«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшнго литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Упрек и похвала
В стихотворении можно выделить две ключевые темы:
Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.
Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».
«Бородино» – это диалог
Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям. В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором». Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».
Поэма или стихотворение?
Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.
Бородинская строфа
Текст Лермонтова написан семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино».
Зерно «Войны и мира»
«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Например, Лев Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» своего романа «Война и мир».
Военные словечки
Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин
«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.
Задание для детей: Проверь себя!
Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.
Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:
Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Бородино
100 лет русской славы. Русская кавалерия: уланы, драгуны, гусары
Для начала сразу опустим привычные уже рассуждения о том, что пулемет и магазинная винтовка низвели роль кавалерии до некоего вспомогательного вида войск. В Первую мировую войну, особенно на Восточном фронте, кавалерия была все еще мобильным ударным родом войск, способным оказать значительное влияние на ход сражения. Вопрос в основном заключался в умении ее применять.
Да, пулемет значительно осложнил действия кавалеристов в плане выполнения задачи открытого удара. Но по ходу войны тактика использования кавалерией постепенно изменялась, приспосабливаясь к существующим условиям.
Особенно на Восточном фронте, отличавшемся большой пространствами и невысоким уровнем огневых средств на единицу площади. Там конница использовалась более активно.
Кавалерию использовали для разведки, при преследовании отступающего противника, обходных маневров и ближнего боя. Кроме того, лошади в то время все еще являлись единственным средством быстрого развертывания войска при отсутствии дорог.
На Восточном фронте, в отличие от Западного, значение кавалерии в бою оставалось высоким. В качестве примера можно привести и русские удары в Восточной Пруссии, Галиции, Польше, и немецкие удары в Литве и Румынии.
Русская армия в начале войны получила 124 полка армейской кавалерии, а к концу 1917 года имела до двух с половиной сотен кавалерийских полков (в основном — казачьих, но казаки достойны отдельной темы).
Кавалерия Русской Императорской армии была самой многочисленной и подготовленной не только в Европе, но и в мире. Так считают многие эксперты, в том числе и зарубежные.
Если русская конница и не выполнила всех тех задач, что ставились перед ней, то тому виной не сокращение численности кавалерии или ее отсталость, а во многом несостоятельность конного командования.
Одной из главнейших задач конницы перед войной считалось ведение разведки. Причем не только ближней, перед фронтом своих общевойсковых соединений, но и дальней — в тылу неприятеля. Имеется в виду та разведка, что предоставляет командованию ценную информацию оперативно-тактического характера.
Развитие авиации фактически лишило кавалерию этого вида действий. Прогресс техники (фотоаппараты, дирижабли, самолеты) переломил ситуацию с получением разведданных в пользу технических средств. Авиация почти совершенно вытеснила кавалерию как средство дальней разведки.
Тем не менее, русская конница продолжала оставаться основным родом войск. Хотя бы и на последнем месте в триаде после пехоты и артиллерии.
С 1882 года кузницей кавалерийских кадров стала Офицерская кавалерийская школа. Первоначально эта подготовка ограничивалась обыкновенным набором — теорией тактики и практикой конной езды. Постепенно дело подтягивалось к обучению офицеров кавалерии умению действовать на войне.
С назначением на пост начальника школы А. А. Брусилова (1902 — 1906 гг.) дело было окончательно поставлено на основу подготовки кавалериста к войне. Генералу Брусилову школа, а потом и вся кавалерия, были обязаны введением новой системы выездки лошадей (системы Филлиса), имевшей вначале много недоброжелателей, новых тактических приемов. Энергия Брусилова вызывала зависть, и генерал приобрел репутацию беспринципного карьериста и интригана.
Последнее замечание относится к распространенному мнению, что именно А. А. Брусилов убрал с поста своего предшественника. Но, как показала практика, интриги зачастую принося немалую пользу.
«Наставление для занятий в кавалерии» 1912 года гласило, что кавалерийское подразделение считается подготовленным, если оно в состоянии выполнить все предстоящие ему в военное время задачи. Среди этих задач особо выделялись следующие умения:
атаковать в конном строю все рода войск противника;
подготовить успех конной атаки огнем;
свободно маневрировать на всякой местности, не нарушая порядка движения, преодолевая препятствия и применяясь к местности;
действовать в спешенном порядке наступательно и оборонительно;
совершать походные движения как днем, так и ночью;
нести службу охранения и разведки как на походе, так и на бивуаке.
Перед войной в русской армии числились двадцать один драгунский полк, семнадцать уланских полков, восемнадцать гусарских полков.
Но особенного отличия в видах кавалерии, за исключением парадной формы, к началу 20 века уже не было. Вся кавалерия РИА по сути своей превратилась в драгун — всадников, по внешнему виду похожих на пехоту, вооруженных винтовкой, пистолетом, саблей и пикой.
Исключением являлись казаки. Но о них повторюсь, поговорим отдельно.
Каждый конный полк состоял из шести эскадронов (сотен). Эскадрон по штату насчитывал пять офицеров, двенадцать унтер-офицеров, три трубача и сто двадцать восемь рядовых нижних чинов.
Согласно штатам при каждой дивизии состояла конно-саперная команда, которая должна была иметь восемь мотоциклов и один легковой автомобиль.
Конно-артиллерийский дивизион, придаваемый кавалерийской дивизии, имел в своем составе две батареи по шесть легких орудий (76-мм). Каждая батарея имела боекомплект в тысячу снарядов, в том числе 144 гранаты, а остальное — шрапнели. К началу войны в русской коннице насчитывалось шестьдесят пять конных батарей по шесть орудий. В 1914 — 1917 гг. было сформировано еще сорок две конные батареи, по преимуществу казачьих.
Кроме того, кавалерийская дивизия имела дивизионную пулеметную команду из восьми пулеметов. Пользу пулеметов для конных подразделений признали уже в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. На вооружении первоначально были пулеметы Мадсена, которые впоследствии были заменены на пулеметы Максима.
Кроме дивизионной пулеметной команды, были еще и полковые команды пулеметчиков, созданные по образцу пехотных и вооруженных пулеметами Максима. В 1912 году в кавалерийской дивизии числилось двенадцать пулеметов «Максим». Это были вьючные пулеметы системы Максима. Во вьюках перевозились и сам пулемет, и станок системы полковника Соколова, который специально разработал его для кавалерии в 1910 году.
Противники, немцы, тоже придавали пулеметам большое значение и придали каждой кавалерийской дивизии отдельную пулеметную батарею из восьми пулеметов. Вдобавок в состав каждой кавалерийской дивизии вошел егерский батальон вместе со своей пулеметной ротой (еще шесть пулеметов).
Конница Австро-Венгрии в начале войны пулеметов не имела вообще.
На вооружении русских кавалеристов были шашки и трехлинейные винтовки со штыком (у казаков винтовки до 1915 года были без штыка).
При императоре Александре II кавалерийская дивизия состояла из трех бригад — драгунской, уланской и гусарской. В эпоху императора Александра III в связи с общей унификацией конницы казаков было решено объединить с регулярной кавалерией. При последнем императоре Николае II, последняя организация сохранилась.
В то же время считали, что казачьи сотни не имеют той ударной силы, которая свойственна сомкнутым, стройным эскадронам регулярной кавалерии. На этом основании признано было за благо кавалерийские дивизии составить из четырех полков шестиэскадронного состава: драгунского, уланского, гусарского и казачьего. Такая организация должна была привести к тому, что от близкого единения с казаками регулярные полки усовершенствуются в сторожевой, разведывательной службе, партизанских действиях и вообще предприятиях так называемой малой войны. С другой стороны, ожидалось, что казаки приобретут навык к сомкнутым атакам, развивая для этого надлежащую силу удара, необходимую при встрече стройных неприятельских атак.
Хотелось бы еще сказать несколько слов о лошадях.
Для Восточного фронта лошадь явилась единственно доступным и единственно возможным в начале двадцатого века транспортным средством. Ни железная дорога, ни тем более автомобиль в 1914-1917 гг. не смогли заменить обычную лошадь в борьбе на Востоке. При этом чем больше затягивалась война, тем больше, вследствие изношенности вагонно-паровозного парка, возрастала роль лошади.
Общее же число лошадей в 1914 году предстает в следующих примерных цифрах: Россия — почти 35 000 000, США — 25 000 000, Германия — 6 500 000, Австро-Венгрия — 4 000 000, Франция — более 4 000 000, Великобритания — 2 000 000.
Как видно, количество лошадей в России превосходило их число во всех великих державах Европы, вместе взятых. И особенно характерно сравнение количества лошадей на душу населения в Европе. В России одна рабочая лошадь приходилась на семь человек, в Германии — на пятнадцать, во Франции — на двенадцать, в Австро-Венгрии — на двадцать девять человек.
И не надо рассказывать сказок о высокой механизации в этих странах. Не пахали в Европе на тракторах крестьяне.
Касаемо комплектования кавалерии конским составом.
Лошади в действующей армии подразделялись на несколько категорий, будучи предназначены для различных функций. Поставляемые в войска лошади, в зависимости от своих качеств, шли в кавалерию, артиллерию (считая здесь и пулеметные команды) и обозы.
Соответственно, цены на лошадей разных категорий также были различными: цены на верховых и артиллерийских лошадей в полтора раза превышали цены на обозных лошадей 2-го разряда. При этом цены военного ведомства, по которым лошадей брали в войска, могли существенно отличаться от рыночных цен на лошадь. Например, верховая лошадь стоила 355 рублей, артиллерийская — 355, обозная первого разряда — 270, обозная второго разряда — 195 рублей за голову.
В обозы шли обыкновенные крестьянские лошадки. В артиллерию — крестьянские и степные лошади, более выносливые по сравнению с основной массой лошадей.
Кавалерия должна была комплектоваться исключительно скаковыми породами лошадей. В начале века в России выращивали такие скаковые породы, как текинская (ахалтекинская), стрелецкая, орловская, скаковая, донская, кабардинская, терская. Основные поставщики строевых лошадей — частные степные донские конезаводы Воронежской и Ростовской губерний. Также верховых лошадей давали Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губернии.
Система ремонтирования в мирное время заключалась в следующем процессе: ремонтная комиссия покупала лошадь возрастом 3,5 года. Эта лошадь шла в запасной кавалерийский полк, где в течение года воспитывалась и обучалась. На пятом году жизни она поступала в регулярный полк: «Только пятилетняя лошадь складывается настолько, чтобы ее пустить в работу».
Через год лошадь проходила экзамен, после чего окончательно отправлялась в строй. При этом в год перед экзаменом нельзя было ставить лошадь в строй и посылать на учения с аллюрами.
Конечно, в условиях военного времени, данное положение нарушалось. Но это не дает права «экспертам» и «историкам» рассказывать о русской кавалерии, воевавшей на замученных крестьянских лошаденках. А нам дает полное право посылать таких «экспертов» куда подальше.
В качестве примера я предложил бы читателям ознакомиться с творчеством известнейшего российского и советского репортера Гиляровского. В те годы он как раз занимался отбором и перегонкой лошадей для армии. Кому интересно — книга называется «Мои скитания».
О форме кавалеристов РИА.
Говоря о форме военного времени, естественно, мы имеем в виду походную/полевую форму. Парадная форма у кавалеристов, конечно, различалась, но здесь мы касаемся только полевой.
Полевая (походная) форма для кавалерии была введена накануне Первой мировой войны. Для кавалеристов она включала:
фуражку или папаху (зимой);
китель (летом) или походный мундир (зимой) у офицеров и гимнастерку у нижних чинов; шаровары, заправленные в высокие сапоги со шпорами;
погоны (у нижних чинов походные погоны);
походное снаряжение (офицеры) или пояс (нижние чины);
коричневые перчатки (офицеры);
шашку на ременной портупее и револьвер с походным шнуром (офицеры) или
шашку, стальную пику без флюгера, револьвер, драгунскую винтовку и патронную сумку (нижние чины).
Защитная фуражка зеленовато-серого цвета, с защитным кожаным козырьком, кокардой, подбородным ремнем.
Драгунские, уланские и гусарские полки фактически ничем на фронте не отличались в плане формы.
Форма драгун напоминала пехотную, лишь мундиры отличались обшлагами с мысками. Погоны были обшиты кантом мундирного цвета: черным у нижних чинов и темно-зеленым у офицеров. Походные погоны кантов не имели, на них располагался номер и рядом с ним — прописная буква «Д» светло-синего цвета либо монограмма полка для именных полков.
Канты на шароварах были различного цвета, в соответствии с цветом полка.
Уланы носили форму, аналогичную драгунской, погоны были с темно-синим кантом у офицеров и без канта у нижних чинов. На погоне располагались номер полка светло-синего цвета и литера «У» или монограмма для именных полков.
Уланы носили серо-синие шаровары с цветными кантами, так же зависящими от номера полка. Снаряжение не отличалось от снаряжения драгун, за исключением того, что примерно четверть личного состава каждого полка была вооружена пиками без флажков.
Польские уланы носили бриджи с алыми лампасами.
В отношении походной формы гусары следовали стилю, принятому драгунами, хотя офицеры часто продолжали носить красные бриджи (чакчиры) и погоны с зигзагообразным галуном.
Погоны рядовых не имели канта, на них располагались номер полка и буква «Г» светло-синего цвета или монограммы именных полков.
Подводя некий промежуточный итог перед тем, как основательно взяться за рассмотрение действий русской армии и ее командования, стоит сказать только то, что мы имеем дело с глобальным переписыванием истории, к сожалению.
Столько лет нам вбивали в головы, что Русская Императорская армия была многочисленной, но слабо вооруженной всяким устаревшим хламом, что нельзя было не поверить.
Да, передовой в техническом плане РИА не была. Но и сборищем «пушечного мяса», отправленного на убой, тоже никак не являлась.
В принципе, весь этот цикл «100 лет русской славы» можно расценивать как извинение и признание в адрес солдат, офицеров и всех, кто стоял за их спинами в России.
Это была армия, которой можно и нужно гордиться.