Драконье стекло что за материал
Обсидиан
Обсидиа́н, или драко́ново стекло, — магматическая горная порода, образующаяся при быстром застывании излившейся на поверхность лавы. В мире Мартина обсидиан обладает магическими свойствами, ассоциируется с драконами и огнём, противостоящим холоду и тьме.
Содержание
Свойства и распространение
Оружие Детей Леса
Сэмвелл Тарли убивает Иного:
Валирийские свечи
Обсидиановая свеча Марвина:
Кроме огня, комнату освещает только высокая чёрная свеча, стоящая посередине.
Свет, идущий от неё, резал глаза, и было в ней что-то странное. Пламя не поколебалось, даже когда Марвин захлопнул дверь и со стола слетели листы. С красками этот свет тоже творил чудеса. Белое светилось как свежевыпавший снег, жёлтое сверкало как золото, красное полыхало огнём, тени же чернели словно врата в иной мир. Сэм уставился на свечу как заворожённый. В три фута длиной, стройная как меч, витая, ребристая, она излучала и свет, и мрак.
Самые глупые и упрямые, особенно те, что занимались так называемыми тайными науками, пробуют это сделать. При этом они часто ранят себе пальцы, ибо витки на этих свечах остры, как бритва. Так, с изрезанными пальцами, в размышлениях о своей неудаче, они и встречают рассвет. Те, кто поумней, просто ложатся спать или проводят ночь в молитве, но каждый год кто-нибудь да пытается. Пир стервятников, Пролог
Другие предметы
«Драконье стекло» или сталь каменного века: как древние мастера обрабатывали обсидиан
Спикер: Иван Семьян — археолог, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос», реконструктор древних технологий. Доклад прозвучал 15 июня 2019 г. на Форуме «Ученые против мифов-X» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).
Стенограмма: Анна Гребенникова, Екатерина Ускова (волонтёры SciTeam).
Александр Соколов: Иван, мне пару дней назад написали комментарий: «Высверливали обсидиан чем. Перфораторами с победитовыми свёрлами?» (пунктуация оригинала). Парируйте!
Иван Семьян: Они высверливали его трудом: использовали абразивы (мокрый песок, мокрый корунд) и лучковое сверло. В презентации я покажу, как этот процесс, собственно, выглядел, так что на вопрос мы ответим самым подробным образом.
Александр Соколов: Не убедил! [смех] Я ухожу.
Иван Семьян: Я так не считаю! [смеётся] Друзья! У меня для вас сегодня есть очень интересная тема. Мне кажется, она довольно актуальная. Во-первых, я хочу поблагодарить организаторов за моё многократное, ветеранское присутствие на этом форуме, который я очень люблю, тем более, сейчас он юбилейный. Всегда приятно здесь быть и зрителем, и участником. Я думаю, что вы разделяете это мнение. Давайте похлопаем организаторам!
Иван Семьян: А теперь я расскажу вам о таком материале, как обсидиан. Дело в том, что очень часто в наших экспериментальных демонстрациях, в нашей лаборатории экспериментальной археологии и в рамках каких-то фестивалей и выставок мы показываем людям разные виды пород, из которых делали каменные орудия. Когда показываешь кремень, люди говорят: «Да, кремень», показываешь роговик – та же реакция, но когда ты достаёшь обсидиан, все говорят: «Ах! Это же обсидиан! Это же драконье стекло!» – и так далее.
Когда ещё не было сериала «Игра престолов», люди окрашивали это мистическим флёром, но сейчас он вызывает особенный интерес. Поэтому я решил немного поговорить об обсидиане: что же это за материал такой, что из него делали, как он встречается в археологии и как он связан с древними технологиями производств.
То есть не очень понятно, колото оно или отлито, непонятно, как оно изготовлено. Видно, что сами создатели не понимают, как оно может быть изготовлено.
то у него есть какие-то бородки и заглубления, вроде как имитирующие сколы бифаса каменного орудия, но они плавные, как будто его отлили. Но если его отлили, то почему тогда он такой ущербный? Непонятно. Там есть серия, где кузнец в кузнечном горне расплавил драконье стекло и отливал эти замечательные предметы вооружения. Они даже продают вот такой вот сувенирный мерч с репликами этих вещей.
Посмотрите, здесь тоже какие-то непонятные вмятины. Впечатление как от куска пластилина, который лежал в целлофановом пакете, весь помялся – и получилась вот такая вещь.
Вот этот клинок с его вмятинами. Давайте же разберемся, как делают настоящие обсидиановые орудия.
Что такое обсидиан? Это порода вулканического происхождения, получается она «стеклянной»: имеет такие свойства. Когда расплавленная магма резко остывает и попадает в воду, получается такая структура – кристаллическая решетка, которая очень удобна для изготовления каменных орудий. У обсидиана очень хорошие сколы, он очень острый, как настоящее стекло.
У него довольно широкая география распространения. Довольно часто люди считают, что он использовался индейцами Южной и Центральной Америки, но на самом деле обсидиан очень широко встречался и в Греции, и у нас на Дальнем Востоке, в Японии огромное количество обсидиана встречалось в каменном веке.
То есть месторождений много. Вот смотрите: точками обозначены источники, месторождения обсидиана, но пунктиром – ареалы распространения. Они далеко не всегда совпадают, и, скорее всего, это говорит о транспортировке ценного сырья в какие-то центры производства. Это очень интересный момент.
Обсидиан бывает самых различных форм и конфигураций. Часто считают, что обсидиан чёрный,
но он бывает разнообразный: снежный,
красноватый, или красный, и дымчатый.
Обсидиан, по основной версии происхождения этого названия, – это материал, который, возможно, был привезён римским легионером Обсием или Обсидием из Африки, и от этого пошло название. Ещё есть версия, что это греческое слово «обсис», связанное с производством зеркал, то есть «зрелище» – материал, из которого делали зеркала. Обсидиан шлифовали до зеркальной поверхности и смотрелись. Такие археологические находки есть.
Переходим к мифам. Они бывают разных категорий. Первая – мифы традиционные, когда обсидиан в традиционной культуре одухотворяется. Здесь нужно помнить, что сознание древнего человека синкретическое: он не делит мир на рациональный и иррациональный, для него всё одно. Для него полезный материал просто наделён от природы какими-то волшебными свойствами.
Есть современные суеверия. В частности, если вы наберете «обсидиан» в браузере, вы найдёте шикарный список болезней, от которых «лечит» обсидиан, – от всего, на самом деле: там и болезни суставов, и болезни сердца, и диабет и так далее. Мы ещё к этому вернёмся.
Наконец, представления в массовой культуре, которые особенно активизировались сейчас, в связи с такими сериалами, как вышеупомянутая «Игра престолов», и огромным количеством роликов на YouTube.
Что же делали из обсидиана в действительности? Прежде всего, вот такие бифасиальные изделия, бифас – это двусторонне обработанное орудие. Сегодня как раз будет мастер-класс, и тем, кто захочет, я всё покажу и расскажу (так я вас заманиваю, чтобы вы не шли обедать и остались на мастер-класс). Посмотрите, вот такие бифасы,
вот такие ножевидные пластины, которые скалывали и вставляли в костяную или деревянную основу, то есть сменные лезвия.
Вот такие наконечники стрел, и очень интересная категория артефактов – это нуклеусы, такие заготовки, с которых эти пластины отжимали.
Это находка зеркал из анатолийского Чатал-Гуюка, которые были отполированы, и в них можно смотреться.
Даже в некоторые находки до сих пор можно смотреться – вот фотография 70-х годов, где археолог смотрит в это зеркало, и прекрасно видно отражение.
Из обсидиана изготавливалось большое количество довольно экстравагантных, по нашим представлениям, вещей. Дело в том, что он хорошо обрабатывается. Изготавливались вещи различных сложных форм из обсидиана, из кремния, словом, из любой хорошо расщепляемой породы. Вот американские ритуальные ножи.
Вот это знаменитый артефакт, который неоднократно подвергался оценкам: якобы это поздний новодел.
Вполне возможно, что это настоящее изделие XVI века н.э., его нашли в Мексике, то есть получено оно методом сверления, абразивной обработки обсидиана и полировки. Многие считают, что такое изделие можно было отлить. Это заблуждение связано с тем, что обсидиан часто называют вулканическим стеклом. Люди думают: «Раз стекло плавится при относительно низкой температуре (делают же стеклянные бусы!), может, и обсидиан можно так расплавить?» Именно этой логикой руководствовались многие экспериментаторы.
Однако, если мы посмотрим на такие вот топоры из Трои (а это бронзовый век), они сделаны из гораздо менее податливых материалов – таких, как лазурит или нефрит – и получены методом абразивной обработки. Они не менее совершенны, этот процесс хорошо известен, так как найдены «полуфабрикаты».
Собственно, мы решили проверить гипотезу – возможно ли расплавить обсидиан и формировать из него что-то, как из стекла. Первый опыт, который мы провели, был в лаборатории. Мы взяли кислородную горелку, расплавили обсидиан в стеклянистое состояние, и тут я подумал: «Я покажу это на форуме, и все скажут, что именно так в древности и плавили, прилетали пришельцы и плавили своими водородными горелками». Тогда я решил, что нам следует использовать аутентичный горн, благо мы занимаемся археометаллургией. Мы соорудили аутентичную печь, для верности и правильной выборки эксперимента мы взяли разные сорта обсидиана: образец из Южной Америки, из Армении.
Мы накололи мелкую фракцию, чтобы она лучше плавилась, вот такие хлопья,
и сразу скажу, что с обсидианом ничего особенного не произошло. Мы очень старались, мы с товарищем целый час качали воздух в этот горн, а до этого многократно выплавляли из руды – малахита и лазурита – медь. На одном из форумов я это показывал. Здесь ничего не произошло, так как температура плавления обсидиана довольно высокая – до 1500 градусов. Нашей температуры, которая была явно больше 1200 градусов, хватило только для того, чтобы чешуйки немного слиплись и спеклись. Сейчас я вам покажу процесс.
Например, Центр исследования обсидиана из Японии, Международная ассоциация исследования обсидиана и Всемирная организация экспериментальной археологии EXARC. Я обратился в эту организацию, так как в ней состою, и мне предоставили список материалов, где есть экспериментальные исследования по сверлению и шлифовке обсидиана. И мы ответим на вопрос, который прозвучал в начале лекции. Я специально выбрал исследования, которые связаны с мезоамериканскими материалами. Вот такие ритуальные резцы
производились индейцами. Очень часто говорят: мол, посмотрите, как они могли сделать это, наверное, каким-то лазером!
Тем не менее, вот магистерская работа студентки, довольно хрупкой девушки. С помощью лучкового сверла она сверлила различные породы и за контрольное время в 10 минут просверлила углубление в очень плотном кремне – он плохо поддается истиранию, а обсидиан – наоборот. В обсидиане у нее получилось сделать 5-миллиметровое углубление за 10 минут. То есть не составляет труда представить, что мужчина, который профессионально этим занимался и хорошо обеспечивался (либо ему вырезали сердце на пирамиде Солнца, если он плохо работал), – он мог просверлить гораздо глубже.
Теперь я хочу перейти к теме, которая ближе к моей теме научных исследований. Я занимаюсь военным делом бронзового века. Там часто присутствуют каменные предметы вооружения, например стрелы, поэтому тема обсидиана с точки зрения военного дела мне очень интересна. Неоднократно, когда я знакомился с работами об обсидиановом оружии, я встречал несколько тезисов, которые резали мне по сердцу.
Ровно с тем же арсеналом испанцы столкнулись на другом континенте, он был у индейцев, и к нему они были хорошо готовы: у испанцев был богатый опыт, они много лет воевали с гуанчами.
На основе этих изображений художники реконструируют воинов с таким аккуратным макуауитлем, как если бы европейцы делали, чтобы всё было ровно.
Вот правильная реконструкция макуауитля. Это воин-«ягуар», в деревянном шлеме, который был у ацтеков, и правильный макуауитль с острыми, различного калибра, зубчатыми лезвиями.
Я рекомендую к прочтению следующие источники, если вам интересно ознакомиться с этой темой.
С удовольствием выслушаю все ваши вопросы. И хочется побыстрее приступить к нашему эксперименту по поражающей способности.
Александр Соколов: Иван, спасибо. Я бы хотел, чтобы сейчас на экране появились результаты нашего голосования. Покажите, пожалуйста, их. Вот.
Так. Понятно, многие не хотят ни участвовать, ни помогать, но посмотрели бы. Ну что ж. и то хорошо. Сейчас у нас будет часть диалоговая, но перед этим краткое объявление. Я знаю, что многие уже настроились на обед. Наше выступление ещё не окончено, поэтому если кто-то несознательный сейчас побежит в столовую.
Голос: Помните, пингвинопитек следит за вами.
Александр Соколов: И следующие полгода в вашем меню будет только жидкая пища. А сейчас Ивану задаст вопрос наш эксперт из Франции Дэнис Соларо — представитель сообщества «Gollum Illuminati». Включите, пожалуйста.
Дэнис Соларо: Привет, меня зовут Дэнис Соларо, я говорю от имени французского сообщества «Gollum Illuminati», и мы бы хотели задать пару вопросов. Предметы из переплавленного обсидиана когда-либо находили? Если да, было ли это широко распространено? И что заставляет вас проводить подобные эксперименты? Спасибо.
Вопрос второй. Он, можно сказать, философский, фундаментальный. Заставляет, конечно, прежде всего, профессиональное занятие, потому что я заведующий лабораторией экспериментальной археологии, но в занятиях есть и хобби, и работа. В работе, конечно, это эксперименты именно по теме научных разработок — по военному делу эпохи бронзы: как изготавливалось вооружение, чтобы понимать, как функционировало древнее общество, откуда бралось сырьё, как оно обрабатывалось, насколько дорогим в производстве было вооружение и так далее. Но существует много просто интересных очень тем, потому что всегда волнует какая-то погоня, знаете, за ускользающей реальностью. Я часто думаю о том, что есть тонкая грань, когда есть мир вещей — и есть мир идей. Когда какая-то вещь утилитарно используется в повседневной жизни, никто её особо не ценит, она является частью жизни, незаметной такой, она в мире вещей, она служит. Но потом, когда она устаревает, — знаете, сейчас есть большая ностальгия, например, по восьмидесятым, целое retrowave-движение, и это быстро очень превращается в миф, появляется мистический флёр. Для охотника каменного века каменный наконечник — это совершенно утилитарная вещь, которая может сломаться, он её выкинет и не будет думать об этом. Но для современного человека это такой мистический предмет, очень интересный: его держал древний человек, это какая-то связь с прошлым. И вот очень интересно, где эта грань проходит, очень интересно поймать вот эту историческую повседневность, потому что, чтобы по-настоящему понять древность, по-настоящему понять, как жили люди, не мифологизировать, не делать из этого развлечение, а почувствовать их повседневное состояние, чтобы понять. Для этого нужно именно проводить эксперименты, делать их много, серийно, и тогда, только тогда вы начинаете понимать, как делать удобно, как делать, чтобы работало и так далее. Тогда вы по-настоящему понимаете прошлое.
Александр Соколов: Спасибо, Иван. Сейчас готовится задавать вопросы левое крыло, а пока что вопрос, присланный нашим делегатом. Обработка древних инструментов имела скорее развлекательный характер, во время посиделок, или это был направленный производственный процесс?
Иван Семьян: Отличный вопрос. Недавно мне задавали вопрос на одном из мероприятий по поводу детей. Вот как, делали ли детям специальные какие-то игрушки развлекательные, делали ли дети сами что-то для развлечения. Есть здесь очень тонкий момент, что в таком примитивном обществе процесс игры практически неотделим от процесса производства. Когда, например, отец делал какие-то изделия, ребёнок садился и пытался повторять, подражать отцу. Конечно же, и отец ему мог сделать какую-то игрушку, и ребёнок сам мог себе сделать игрушку, но это был очень важный процесс обучения, всегда обучения, потому что дети очень рано становились ценными в таком обществе, уже в десять лет точно. У нас есть тоже такая программа, мы в лаборатории нашей экспериментальной проводили, работали с детьми. Конкретно десятилетние девочки, например, которые за несколько занятий начинали делать наконечники стрел, рубила нормальные такие, массивные. У нас есть представление стереотипное, что должен сидеть какой-то Конан-варвар в пещере и это всё колоть, да. На самом деле это всё посильно [детям], в общем-то. У меня сыну пять лет, и он может сделать простую кремнёвую стрелу вполне, которой можно охотиться. Потому что он много раз видел, как я это делаю, много раз пробовал. Поэтому да, возможно, если это был ребёнок, это мог быть элемент развлечения, но он был очень полезен, в любом случае это было обучение в том числе.
Александр Соколов: Так, спасибо, Иван. Сейчас я прошу отдать микрофон в зал. Прошу, представляйтесь, пожалуйста.
Палпатин: Вы меня знаете.
Александр Соколов: О боже. Хорошо, только краткий вопрос. Крат-кий.
Палпатин: Да, давайте. Насколько легко этим чёрным гладким минералом повредить руку или ногу, если он на земле валяется?
Иван Семьян: Идеально можно повредить, просто великолепно распороть. И даже когда вы старательно работаете и, естественно, пытаетесь не порезаться, работа с камнем, с кремнём, и особенно с обсидианом — это в любом случае порезы. В любом случае у вас останутся [порезы]. Вот у меня сейчас конкретно, совершенно случайно, в пальце есть заросший, заживший уже кусок кремня, я просто забыл его вынуть, и он немножко подзажил. Ну, потом достану. Можно будет что-нибудь сделать из него. То есть очень острый материал, очень травматичный. Но другое дело, что, конечно, есть техники безопасности, в том числе традиционные. Например, если вы ретушируете наконечник, лучше взять какую-то толстую сыромятную кожу, положить её на ладонь и делать на ней. Если вы бьёте какое-нибудь рубило на бедре, тоже надо положить кожу и, естественно, защитить свой организм. Потому что очень сильно можно травмироваться.
[продолжение вопроса от Палпатина без микрофона]
Когда я в каких-то поездках; вот, например, недавно я был в Черногории, там очень богатые пляжи именно хорошим сырьём, кремнём. Я сидел, увлекался и начинал делать какое-нибудь рубило — не купаться же, конечно, я делал рубила. Потом я очень быстро думал: а если тут кто-то будет бегать потом на этом месте? Когда вы работаете, всегда используется камень, которым вы затираете кромку режущую, чтобы перехватить. Я эту кромку затирал, везде подтачивал, чтобы они не резались.
Александр Соколов: Спасибо. Пожалуйста, вот там вопрос, красный такой человек, да.
Русь: Красный человек, меня зовут Русь, я из Москвы. И мне было бы очень интересно узнать, когда пошло на спад изготовление теми же американскими индейцами орудий из обсидиана, потому что, я знаю, потом использовались гвозди, которые уже привозили европейцы, и использовались рукояти от ружей. То есть постреляли, потом оторвали всё ненужное и использовали уже вот эту вот штуку. Туда забивали гвозди, заклёпки, и это была такая очень классная мясодробилка. Использовать обсидиан перестали после этого или продолжали использовать, было ли это как ритуалистика?
Иван Семьян: Хороший вопрос. На самом деле индейцы в некоторых районах Амазонии до сих пор используют обсидиан и делают обсидиановые орудия, потому что это эффективно, потому что у них есть сырьё, почему бы этого не делать. Это так называемые неконтактные народы, с которыми сознательно не поддерживается связь, чтобы сохранить их, законсервировать в таком архаичном состоянии и дистанционно изучать. Но, конечно, когда европейцы пришли и, прежде всего, пришли с каким-то производством, сразу же индейцы начали всё полезное себе заимствовать. То есть уже в XVIII веке точно, например, использовался в том числе стальной прокат, из которого можно было просто вырезать ножницами по металлу треугольники и вставлять в стрелы. Есть огромное количество этнографических коллекций индейских стрел XIX века, и там традиционный набор воина, может быть какая-нибудь деревянная палица, ещё что-то, но стрелы будут все вырезаны из проката, потому что это просто быстрее, проще и в принципе против неодоспешенного противника разницы нет, чем его проткнуть, стальным прокатом или камнем. Поэтому очень быстро начали.
Александр Соколов: В самом заднем ряду, пожалуйста, Валентина, дайте микрофон человеку, он уже стремится вам навстречу.
Анастасия: Здравствуйте, меня зовут Анастасия, я из Москвы. Известно ли, для какого типа ран использовались эти обсидиановые кинжалы или ножи? Потому что если с более крупными палицами понятно, то с ними я не очень понимаю.
Иван Семьян: Для какого типа ран? В смысле, какие ранения наносились?
Александр Соколов: Давайте теперь балкон послушаем. Пожалуйста, вопросы на балконе, поднимайте руки смелее. Есть вопросы на балконе? Давайте! У нас там театр теней. Прошу.
Мария: Здравствуйте, меня зовут Мария. У меня вопрос по поводу плавления. Вы проводили какие-то более научные эксперименты, может быть, в лаборатории? Потому что сейчас звучит как «У нас с мужиками не получилось, значит, никто не мог».
Александр Соколов: Разоблачили вас.
Иван Семьян: На самом деле у меня там ещё были слайды с печкой, они куда-то пропали. В печи, в лаборатории, при температуре больше двух тысяч градусов он [обсидиан] плавится. Мы проводили, мы видели температуру, там 2052 градуса. Его можно расплавить, без проблем. Вопрос в другом. Он не стабилен, он пенится, он становится вязким, он не становится текучим, как бронза, чтобы его заливать в формочку, он просто довольно вязкий. Потом при застывании он лопается, то есть не становится монолитным. И ещё раз повторюсь, почему мы использовали металлургический горн: потому что у нас на Южном Урале самая такая серьёзная школа археометаллургии, и в таких горнах мы неоднократно выплавляли медь. И при археометаллургии меди это очень эффективно, этот процесс нам хорошо известен и понятен. Но такой горн — а это максимально технологичный горн, который могли собрать, например, и инки — в таком горне обсидиан расплавить невозможно. Чтобы расплавить обсидиан, нужна температура существенно более превосходящая, температура вулкана. Но если даже вы расплавите его, то вы не сможете из него сформовать обсидиановую обезьянку, вам всё равно придётся её шлифовать. Вот в этом был посыл.
Иван Семьян: Мне понравился вопрос про смену сырья, про спад интереса к обсидиану.
Александр Соколов: Автор вопроса про смену сырья получает книгу «Девять великих загадок физики». Иван получает специальный подарок от Проекта 111 — суперфлешку с кодовым замком. Ну и, конечно, пингвинопитека нашего.
Иван Семьян: Ничего себе, спасибо огромное. Я сюда поставлю.
Александр Соколов: Ты только не уходи, мы тебя не отпускаем.
Иван Семьян: Я сейчас принесу.
Александр Соколов: Да, мы Ивана не отпускаем. Во-первых, сейчас увидим скетч Юлии Родиной, вот. Да, драконье стекло. Я попрошу тебя, Иван, остаться, потому что ты меня не убедил. Требуем больше доказательств.
Иван Семьян: Хорошо.
Александр Соколов: После перерыва мы устроим тут маленькую испанскую инквизицию на сцене. Сейчас обед, а для тех, кто предпочитает духовную пищу, на сцене будет мастер-класс Ивана Семьяна. Встречаемся через пятьдесят минут. Прошу, Иван.