Драконье стекло игра престолов что это
Обсидиан
Обсидиа́н, или драко́ново стекло, — магматическая горная порода, образующаяся при быстром застывании излившейся на поверхность лавы. В мире Мартина обсидиан обладает магическими свойствами, ассоциируется с драконами и огнём, противостоящим холоду и тьме.
Содержание
Свойства и распространение
Оружие Детей Леса
Сэмвелл Тарли убивает Иного:
Валирийские свечи
Обсидиановая свеча Марвина:
Кроме огня, комнату освещает только высокая чёрная свеча, стоящая посередине.
Свет, идущий от неё, резал глаза, и было в ней что-то странное. Пламя не поколебалось, даже когда Марвин захлопнул дверь и со стола слетели листы. С красками этот свет тоже творил чудеса. Белое светилось как свежевыпавший снег, жёлтое сверкало как золото, красное полыхало огнём, тени же чернели словно врата в иной мир. Сэм уставился на свечу как заворожённый. В три фута длиной, стройная как меч, витая, ребристая, она излучала и свет, и мрак.
Самые глупые и упрямые, особенно те, что занимались так называемыми тайными науками, пробуют это сделать. При этом они часто ранят себе пальцы, ибо витки на этих свечах остры, как бритва. Так, с изрезанными пальцами, в размышлениях о своей неудаче, они и встречают рассвет. Те, кто поумней, просто ложатся спать или проводят ночь в молитве, но каждый год кто-нибудь да пытается. Пир стервятников, Пролог
Другие предметы
Драконье стекло против Белых ходоков: советы археолога
Обсидиан, военная экономика и оборона Винтерфелла: советы археолога по использованию драконьего стекла в главной битве «Игры престолов» на основе исторического опыта человечества.
Внимание! Текст содержит некоторые детали первых двух серий 8 сезона «Игры престолов».
Подготовка к сражению идет полным ходом, что не так?
До начала восьмого сезона многие искренне полагали, что драконье стекло – аналог «нашего», земного вулканического стекла или, по-научному и по-мейстерски, обсидиана. Аналог, обладающий дополнительной магической способностью «дезинтегрировать» Белых Ходоков, но по своим физическим свойствам очень близкий к известному нам обсидиану. В книге термины «обсидиан» и «драконово стекло» используются на равных:
Джордж Р.Р. Мартин, «Буря мечей»
В сериале эта сцена решена иначе, да и экранная «смерть» Ходоков выглядит по-другому: они не испаряются белым туманом, а эффектно взрываются тысячами ледяных осколков.
Известно, что в своих книгах Джордж Р.Р. Мартин старается соблюдать если не реалистичность, то хотя бы правдоподобие – во многом именно параллели с «нашей» историей делают сагу столь живой, эмоционально близкой и при этом внутренне логичной.
«Для работы с обсидианом требуется очень высокий уровень мастерства. Нужно точно знать, как сделать наконечник стрелы или бифас», – говорит Хирт.
Но это камень. Обсидиан, в отличие от камня, на дороге не валяется (хотя его месторождения есть практически на всех континентах), и в обработке это совсем другой, более сложный и хрупкий материал. Древнейшим орудиям из вулканического стекла около 320 тысяч лет, а по мере развития цивилизации, в эпоху неолита, обсидиан стал наиболее востребованным сырьем для производства колющих и режущих орудий – скребков, ножей, наконечников стрел и копий. Некоторые сообщества буквально построили свое благосостояние на добыче, обработке и «продаже» обсидиана – например, поселение Чатал-Хююк в Турции, процветавшее 9000 лет назад.
Наши предки эмпирически поняли то, что сегодня подтверждено наукой: «Режущая способность вулканического стекла – наилучшая из всего, что создано природой. Даже хирургические стальные скальпели намного уступают обсидиану по остроте», – говорит Кен Хирт.
Современная наука способна объяснить это уникальное свойство обсидиана. Обстоятельства его рождения напоминают название саги Мартина, «Песнь льда и пламени». В книгах упоминается, что в древней Валирии обсидиан называли «замороженным огнем» – и это вполне научное описание вулканического стекла из нашей вселенной: оно действительно представляет собой «быстрозамороженное» раскаленное содержимое земных недр. Магматический расплав, выходя на поверхность с 1500-градусной разницей температур, остывает так быстро, что не успевает обзавестись кристаллическим строением и сохраняет однородную, аморфную структуру.
Отсутствие внутренних «помех» объясняет невероятную остроту обсидиана. Кен Хирт не случайно упомянул хирургические скальпели – исследователи провели сравнение именно с этим современным инструментом, изучив режущий край лезвий под электронным микроскопом. На фото хорошо заметна разница структур – гладкая, аморфная у обсидиана и кристаллическая, неоднородная у стали.
Толщина обсидианового лезвия – всего 3 нанометра. Скальпель из обсидиана в 210-1050 раз острее стального, в 100-500 раз острее бритвенного лезвия и в 3 раза – алмазного. Возвращение обсидиановых ножей в медицину началось в 1975 году, но для этого производителям пришлось воссоздать и усовершенствовать древнюю технологию обработки природного стекла.
Далеко не каждый способен быстро освоить технику флинтнэппинга (от англ. Flintnapping, обработка и создание каменных орудий), которая применялась и для обработки обсидиана. Это отдельный навык, совершенно не похожий на работу с металлом и оружейное дело, которые хорошо развиты в Вестеросе.
Некоторые странности начались в первой же серии 8-го сезона. Это можно объяснить тремя причинами: 1) сценаристы не хотели тратить экранное время на «несущественные» мелочи, 2) драконье стекло не будет иметь решающего значения в битве и 3) по своим физическим свойствам драконье стекло все же не аналог обсидиана, несмотря на идентичное название.
По сериалу мы знаем, что нужные специалисты в Вестеросе существуют: это Дети Леса – представители древней расы, с помощью магии и обсидианового ножа создавшие первого Белого Ходока.
«Если бы мне пришлось сражаться с Белыми Ходоками, я бы начал с производства наконечников для стрел. Их гораздо проще изготовить, чем, например, обсидиановый нож», – советует Хирт.
В первой серии 8-го сезона Джендри занят именно этим, но в оружейной мастерской драконье стекло плавят, как металл, и заливают в формы. Это вполне допустимое обращение с обсидианом, только при этом он теряет свое уникальное свойство: остроту режущей кромки, которая достигается только путем последовательных сколов.
Кен Хирт, владеющий техникой флинтнэппинга, кратко изложил этапы этого выверенного веками процесса. Первый шаг – отколоть фрагмент стекла камнем. Получившийся осколок, или заготовку, потом можно довести до желаемой формы, будь то кинжал или наконечник стрелы.
«Есть два способа обработки обсидиана. Первый – ударный: мы в прямом смысле бьем по нему. Второй – давление, или отжим: это иной способ приложения силы», – говорит Хирт. Ударный способ хорош для получения первичной заготовки, но для более тонкой обработки и придания окончательной формы лучше использовать давление – отжим и ретушь. Типичный инструмент для обработки давлением – закругленная кость или олений рог: ими можно мягко обработать края, скосить углы и сделать на наконечнике стрелы выемки и уступки.
Такая работа требует если не таланта, то многолетнего опыта: нужно буквально чувствовать хрупкое вулканическое стекло, чтобы правильно применять силу.
Такой же предмет – палица с закрепленным на ней драконьим стеклом, точь-в-точь макуауитль ацтеков и майя – обнаруживается в прошлом, на одном из промокадров 7-го сезона в руках Тормунда.
Во второй серии 8-го сезона у драконьего стекла появляется еще одно неожиданное свойство: прочность, которой не обладает обсидиан из нашей вселенной.
«У них никогда не получится сделать обсидиановый меч. Достаточно одного бокового удара, и он расколется пополам», – пророчил Хирт. Хрупкость вулканического стекла – один из его главных недостатков, поэтому археологам никогда не попадались лезвия длиннее охотничьего ножа. Даже если за дело примется лучший мастер при наличии крупного фрагмента обсидиана, хрупкость материала станет естественным ограничителем.
Та же проблема касается и малых форм вроде современных обсидиановых скальпелей: они плохо выдерживают боковое давление. Это одна из причин, по которым применение обсидиана в современной хирургии не получило широкого распространения.
Арья, тем не менее, устраивает показательное метание обсидиановых лезвий в столб, и в сериале они магическим образом не разлетаются на куски.
«Если честно, на месте Дейенерис я бы отправил на битву с Визерионом двух других драконов», – подытожил Хирт, расписавшись в бессилии современной науки перед крупным противником из мира эпической магии.
Что ж, пожелаем удачи нашим в битве за Винтерфелл: теперь всё зависит от них и от фантазии сценаристов. Как могла происходить подготовка к битве в обычном мире, с обычным обсидианом, – мы рассказали.
Драконье стекло
Драконье стекло
Dragonglass
Материал
Содержание
История [ ]
Сезон 1 [ ]
Дорея говорит Визерису, что однажды видела человека из Асшая с настоящим кинжалом из драконьего стекла. (« Калеки, бастарды и сломанные вещи »)
Сезон 2 [ ]
Драконье стекло из тайника.
Гренн, Эдд и Сэм находят на Кулаке Первых Людей закопанный в снег тайник из наконечников стрел, сделанных из драконьего стекла. Сэм узнает материал, но не понимает, почему все это оказалось спрятанным в снегу. Эдд предполагает, что этот кто-то хотел, чтобы тайник нашли. (« Принц Винтерфелла »)
Сезон 3 [ ]
После побега из замка Крастера Сэм показывает Джилли найденный им кусок драконьего стекла. Он говорит, что не знает, зачем он нужен, но отмечает его красоту. (« Восхождение ») Позже на них нападает белый ходок, и Сэм убивает его драконьим стеклом. Сэм ударяет белого ходока клинком в плечо, тот начинает замерзать и в конце концов рассыпается на мелкие кусочки. (« Младшие сыновья »)
Сезон 5 [ ]
Сезон 6 [ ]
Будущий белый ходок.
После спасения Брана и Миры от вихтов Бенджен Старк рассказывает им, что во время похода за Стену на него напал белый ходок и проткнул ледяным копьем, после чего бросил умирать. Бенджена спасли дети леса, которые вонзили драконье стекло ему в сердце и таким образом спасли жизнь. (« Кровь моей крови »)
Сезон 7 [ ]
Проводя собрание лордов в Винтерфелле, король Севера Джон Сноу просит своих знаменосцев приказать всем северным мейстерам искать в записях упоминания о драконьем стекле, которое убивает белых ходоков и сейчас является ценнее золота.
Тем временем находящийся в Староместе Сэмвелл Тарли ищет информацию о белых ходоках и способах борьбы с ними. В одной из книг он неожиданно натыкается на карту Драконьего Камня с обозначением залежей драконьего стекла. Сэм вспоминает о словах Станниса Баратеона, которым он тогда не придал должного внимания. Тарли сразу же решает написать об этом Джону Сноу. («Драконий Камень»)
Это незавершённый раздел |
Он содержит неполную информацию. Вы можете помочь, дополнив его. |
В книгах [ ]
В книгах говорится, что большое количество драконьего стекла можно найти в Драконьем Камне и в развалинах Валирии, где его использовали даже при создании различных орнаментов, и даже специальных свечей. Драконье стекло экспортировали из Асшая.
Согласно легенде, дети леса умели изготавливать драконье стекло, они также снабжали им Ночной дозор, чтобы те могли сражаться с белыми ходоками.
Оружие из драконьего стекла острее, чем из стали, но оно также более хрупкое, поэтому из него не делают мечи. Кинжалы из драконьего стекла более эффективны, также из него получаются хорошие наконечники стрел.
В книгах закопанный тайник нашел не Сэм, а Джон Сноу.
В книге Мир льда и пламени говорится, что в Древней Валирии драконье стекло называли «замороженным огнем».
«Драконье стекло» из «Игры престолов» оказалось российским
Centre National de la Recherche Scientifique
Минералоги из Франции определили происхождение «драконьего стекла» из «Игры престолов».
Национальный центр научных исследований Франции показал фотографию «драконьего стекла», прибывшего из России. Ученые рассказали: то, что Джон Сноу назвал бы «драконьим стеклом» — это пламевидный коричневый обсидиан.
Об этом исследователи рассказали в Instagram-аккаунте Национального центра научных исследований Франции в преддверии выхода последнего сезона «Игры престолов», сопроводив пост фотографий камня, прибывшего прямо с Кавказа России.
Готовьте снаряжение, белые ходоки близко, — говорится в сообщении центра.
«Драконье стекло» в «Игре престолов» используют для борьбы с вымышленной нечеловеческой расой белых ходоков.
Создатели «Игры престолов» снимут новый фантастический сериал
Apple планирует снять сериал покруче «Игры престолов»
Фанаты обвинили «Игру престолов» в плагиате сцен индийского сериала
Учёный: «Игра престолов» закончится открытым финалом
Гарика Харламова возмутила критика финальной части «Игры престолов»
Заключительный сезон «Игры престолов» выйдет в апреле 2019 года
Рубрики
Информация
Учредитель и издатель — ООО «Агентство Бизнес Новостей». Главный редактор — Бойков Павел Дмитриевич. Телефон редакции +7 (999) 202-80-10, editor@abnews.ru
Свидетельства о регистрации СМИ ИА № ФС77-61133 Роскомнадзор, ЭЛ № ФС77-61123 Роскомнадзор
Оценки, высказываемые в рубриках «Колонки» и «Мнения», не являются позицией редакции
Материалы в рубрике «Пресс-релизы» размещаются на коммерческой основе
Оценки, высказываемые в рубриках «Колонки» и «Мнения», не являются позицией редакции
* Материалы в рубрике «Пресс-релизы» размещаются на коммерческой основе
«Драконье стекло» или сталь каменного века: как древние мастера обрабатывали обсидиан
Спикер: Иван Семьян — археолог, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос», реконструктор древних технологий. Доклад прозвучал 15 июня 2019 г. на Форуме «Ученые против мифов-X» (организатор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ).
Стенограмма: Анна Гребенникова, Екатерина Ускова (волонтёры SciTeam).
Александр Соколов: Иван, мне пару дней назад написали комментарий: «Высверливали обсидиан чем. Перфораторами с победитовыми свёрлами?» (пунктуация оригинала). Парируйте!
Иван Семьян: Они высверливали его трудом: использовали абразивы (мокрый песок, мокрый корунд) и лучковое сверло. В презентации я покажу, как этот процесс, собственно, выглядел, так что на вопрос мы ответим самым подробным образом.
Александр Соколов: Не убедил! [смех] Я ухожу.
Иван Семьян: Я так не считаю! [смеётся] Друзья! У меня для вас сегодня есть очень интересная тема. Мне кажется, она довольно актуальная. Во-первых, я хочу поблагодарить организаторов за моё многократное, ветеранское присутствие на этом форуме, который я очень люблю, тем более, сейчас он юбилейный. Всегда приятно здесь быть и зрителем, и участником. Я думаю, что вы разделяете это мнение. Давайте похлопаем организаторам!
Иван Семьян: А теперь я расскажу вам о таком материале, как обсидиан. Дело в том, что очень часто в наших экспериментальных демонстрациях, в нашей лаборатории экспериментальной археологии и в рамках каких-то фестивалей и выставок мы показываем людям разные виды пород, из которых делали каменные орудия. Когда показываешь кремень, люди говорят: «Да, кремень», показываешь роговик – та же реакция, но когда ты достаёшь обсидиан, все говорят: «Ах! Это же обсидиан! Это же драконье стекло!» – и так далее.
Когда ещё не было сериала «Игра престолов», люди окрашивали это мистическим флёром, но сейчас он вызывает особенный интерес. Поэтому я решил немного поговорить об обсидиане: что же это за материал такой, что из него делали, как он встречается в археологии и как он связан с древними технологиями производств.
То есть не очень понятно, колото оно или отлито, непонятно, как оно изготовлено. Видно, что сами создатели не понимают, как оно может быть изготовлено.
то у него есть какие-то бородки и заглубления, вроде как имитирующие сколы бифаса каменного орудия, но они плавные, как будто его отлили. Но если его отлили, то почему тогда он такой ущербный? Непонятно. Там есть серия, где кузнец в кузнечном горне расплавил драконье стекло и отливал эти замечательные предметы вооружения. Они даже продают вот такой вот сувенирный мерч с репликами этих вещей.
Посмотрите, здесь тоже какие-то непонятные вмятины. Впечатление как от куска пластилина, который лежал в целлофановом пакете, весь помялся – и получилась вот такая вещь.
Вот этот клинок с его вмятинами. Давайте же разберемся, как делают настоящие обсидиановые орудия.
Что такое обсидиан? Это порода вулканического происхождения, получается она «стеклянной»: имеет такие свойства. Когда расплавленная магма резко остывает и попадает в воду, получается такая структура – кристаллическая решетка, которая очень удобна для изготовления каменных орудий. У обсидиана очень хорошие сколы, он очень острый, как настоящее стекло.
У него довольно широкая география распространения. Довольно часто люди считают, что он использовался индейцами Южной и Центральной Америки, но на самом деле обсидиан очень широко встречался и в Греции, и у нас на Дальнем Востоке, в Японии огромное количество обсидиана встречалось в каменном веке.
То есть месторождений много. Вот смотрите: точками обозначены источники, месторождения обсидиана, но пунктиром – ареалы распространения. Они далеко не всегда совпадают, и, скорее всего, это говорит о транспортировке ценного сырья в какие-то центры производства. Это очень интересный момент.
Обсидиан бывает самых различных форм и конфигураций. Часто считают, что обсидиан чёрный,
но он бывает разнообразный: снежный,
красноватый, или красный, и дымчатый.
Обсидиан, по основной версии происхождения этого названия, – это материал, который, возможно, был привезён римским легионером Обсием или Обсидием из Африки, и от этого пошло название. Ещё есть версия, что это греческое слово «обсис», связанное с производством зеркал, то есть «зрелище» – материал, из которого делали зеркала. Обсидиан шлифовали до зеркальной поверхности и смотрелись. Такие археологические находки есть.
Переходим к мифам. Они бывают разных категорий. Первая – мифы традиционные, когда обсидиан в традиционной культуре одухотворяется. Здесь нужно помнить, что сознание древнего человека синкретическое: он не делит мир на рациональный и иррациональный, для него всё одно. Для него полезный материал просто наделён от природы какими-то волшебными свойствами.
Есть современные суеверия. В частности, если вы наберете «обсидиан» в браузере, вы найдёте шикарный список болезней, от которых «лечит» обсидиан, – от всего, на самом деле: там и болезни суставов, и болезни сердца, и диабет и так далее. Мы ещё к этому вернёмся.
Наконец, представления в массовой культуре, которые особенно активизировались сейчас, в связи с такими сериалами, как вышеупомянутая «Игра престолов», и огромным количеством роликов на YouTube.
Что же делали из обсидиана в действительности? Прежде всего, вот такие бифасиальные изделия, бифас – это двусторонне обработанное орудие. Сегодня как раз будет мастер-класс, и тем, кто захочет, я всё покажу и расскажу (так я вас заманиваю, чтобы вы не шли обедать и остались на мастер-класс). Посмотрите, вот такие бифасы,
вот такие ножевидные пластины, которые скалывали и вставляли в костяную или деревянную основу, то есть сменные лезвия.
Вот такие наконечники стрел, и очень интересная категория артефактов – это нуклеусы, такие заготовки, с которых эти пластины отжимали.
Это находка зеркал из анатолийского Чатал-Гуюка, которые были отполированы, и в них можно смотреться.
Даже в некоторые находки до сих пор можно смотреться – вот фотография 70-х годов, где археолог смотрит в это зеркало, и прекрасно видно отражение.
Из обсидиана изготавливалось большое количество довольно экстравагантных, по нашим представлениям, вещей. Дело в том, что он хорошо обрабатывается. Изготавливались вещи различных сложных форм из обсидиана, из кремния, словом, из любой хорошо расщепляемой породы. Вот американские ритуальные ножи.
Вот это знаменитый артефакт, который неоднократно подвергался оценкам: якобы это поздний новодел.
Вполне возможно, что это настоящее изделие XVI века н.э., его нашли в Мексике, то есть получено оно методом сверления, абразивной обработки обсидиана и полировки. Многие считают, что такое изделие можно было отлить. Это заблуждение связано с тем, что обсидиан часто называют вулканическим стеклом. Люди думают: «Раз стекло плавится при относительно низкой температуре (делают же стеклянные бусы!), может, и обсидиан можно так расплавить?» Именно этой логикой руководствовались многие экспериментаторы.
Однако, если мы посмотрим на такие вот топоры из Трои (а это бронзовый век), они сделаны из гораздо менее податливых материалов – таких, как лазурит или нефрит – и получены методом абразивной обработки. Они не менее совершенны, этот процесс хорошо известен, так как найдены «полуфабрикаты».
Собственно, мы решили проверить гипотезу – возможно ли расплавить обсидиан и формировать из него что-то, как из стекла. Первый опыт, который мы провели, был в лаборатории. Мы взяли кислородную горелку, расплавили обсидиан в стеклянистое состояние, и тут я подумал: «Я покажу это на форуме, и все скажут, что именно так в древности и плавили, прилетали пришельцы и плавили своими водородными горелками». Тогда я решил, что нам следует использовать аутентичный горн, благо мы занимаемся археометаллургией. Мы соорудили аутентичную печь, для верности и правильной выборки эксперимента мы взяли разные сорта обсидиана: образец из Южной Америки, из Армении.
Мы накололи мелкую фракцию, чтобы она лучше плавилась, вот такие хлопья,
и сразу скажу, что с обсидианом ничего особенного не произошло. Мы очень старались, мы с товарищем целый час качали воздух в этот горн, а до этого многократно выплавляли из руды – малахита и лазурита – медь. На одном из форумов я это показывал. Здесь ничего не произошло, так как температура плавления обсидиана довольно высокая – до 1500 градусов. Нашей температуры, которая была явно больше 1200 градусов, хватило только для того, чтобы чешуйки немного слиплись и спеклись. Сейчас я вам покажу процесс.
Например, Центр исследования обсидиана из Японии, Международная ассоциация исследования обсидиана и Всемирная организация экспериментальной археологии EXARC. Я обратился в эту организацию, так как в ней состою, и мне предоставили список материалов, где есть экспериментальные исследования по сверлению и шлифовке обсидиана. И мы ответим на вопрос, который прозвучал в начале лекции. Я специально выбрал исследования, которые связаны с мезоамериканскими материалами. Вот такие ритуальные резцы
производились индейцами. Очень часто говорят: мол, посмотрите, как они могли сделать это, наверное, каким-то лазером!
Тем не менее, вот магистерская работа студентки, довольно хрупкой девушки. С помощью лучкового сверла она сверлила различные породы и за контрольное время в 10 минут просверлила углубление в очень плотном кремне – он плохо поддается истиранию, а обсидиан – наоборот. В обсидиане у нее получилось сделать 5-миллиметровое углубление за 10 минут. То есть не составляет труда представить, что мужчина, который профессионально этим занимался и хорошо обеспечивался (либо ему вырезали сердце на пирамиде Солнца, если он плохо работал), – он мог просверлить гораздо глубже.
Теперь я хочу перейти к теме, которая ближе к моей теме научных исследований. Я занимаюсь военным делом бронзового века. Там часто присутствуют каменные предметы вооружения, например стрелы, поэтому тема обсидиана с точки зрения военного дела мне очень интересна. Неоднократно, когда я знакомился с работами об обсидиановом оружии, я встречал несколько тезисов, которые резали мне по сердцу.
Ровно с тем же арсеналом испанцы столкнулись на другом континенте, он был у индейцев, и к нему они были хорошо готовы: у испанцев был богатый опыт, они много лет воевали с гуанчами.
На основе этих изображений художники реконструируют воинов с таким аккуратным макуауитлем, как если бы европейцы делали, чтобы всё было ровно.
Вот правильная реконструкция макуауитля. Это воин-«ягуар», в деревянном шлеме, который был у ацтеков, и правильный макуауитль с острыми, различного калибра, зубчатыми лезвиями.
Я рекомендую к прочтению следующие источники, если вам интересно ознакомиться с этой темой.
С удовольствием выслушаю все ваши вопросы. И хочется побыстрее приступить к нашему эксперименту по поражающей способности.
Александр Соколов: Иван, спасибо. Я бы хотел, чтобы сейчас на экране появились результаты нашего голосования. Покажите, пожалуйста, их. Вот.
Так. Понятно, многие не хотят ни участвовать, ни помогать, но посмотрели бы. Ну что ж. и то хорошо. Сейчас у нас будет часть диалоговая, но перед этим краткое объявление. Я знаю, что многие уже настроились на обед. Наше выступление ещё не окончено, поэтому если кто-то несознательный сейчас побежит в столовую.
Голос: Помните, пингвинопитек следит за вами.
Александр Соколов: И следующие полгода в вашем меню будет только жидкая пища. А сейчас Ивану задаст вопрос наш эксперт из Франции Дэнис Соларо — представитель сообщества «Gollum Illuminati». Включите, пожалуйста.
Дэнис Соларо: Привет, меня зовут Дэнис Соларо, я говорю от имени французского сообщества «Gollum Illuminati», и мы бы хотели задать пару вопросов. Предметы из переплавленного обсидиана когда-либо находили? Если да, было ли это широко распространено? И что заставляет вас проводить подобные эксперименты? Спасибо.
Вопрос второй. Он, можно сказать, философский, фундаментальный. Заставляет, конечно, прежде всего, профессиональное занятие, потому что я заведующий лабораторией экспериментальной археологии, но в занятиях есть и хобби, и работа. В работе, конечно, это эксперименты именно по теме научных разработок — по военному делу эпохи бронзы: как изготавливалось вооружение, чтобы понимать, как функционировало древнее общество, откуда бралось сырьё, как оно обрабатывалось, насколько дорогим в производстве было вооружение и так далее. Но существует много просто интересных очень тем, потому что всегда волнует какая-то погоня, знаете, за ускользающей реальностью. Я часто думаю о том, что есть тонкая грань, когда есть мир вещей — и есть мир идей. Когда какая-то вещь утилитарно используется в повседневной жизни, никто её особо не ценит, она является частью жизни, незаметной такой, она в мире вещей, она служит. Но потом, когда она устаревает, — знаете, сейчас есть большая ностальгия, например, по восьмидесятым, целое retrowave-движение, и это быстро очень превращается в миф, появляется мистический флёр. Для охотника каменного века каменный наконечник — это совершенно утилитарная вещь, которая может сломаться, он её выкинет и не будет думать об этом. Но для современного человека это такой мистический предмет, очень интересный: его держал древний человек, это какая-то связь с прошлым. И вот очень интересно, где эта грань проходит, очень интересно поймать вот эту историческую повседневность, потому что, чтобы по-настоящему понять древность, по-настоящему понять, как жили люди, не мифологизировать, не делать из этого развлечение, а почувствовать их повседневное состояние, чтобы понять. Для этого нужно именно проводить эксперименты, делать их много, серийно, и тогда, только тогда вы начинаете понимать, как делать удобно, как делать, чтобы работало и так далее. Тогда вы по-настоящему понимаете прошлое.
Александр Соколов: Спасибо, Иван. Сейчас готовится задавать вопросы левое крыло, а пока что вопрос, присланный нашим делегатом. Обработка древних инструментов имела скорее развлекательный характер, во время посиделок, или это был направленный производственный процесс?
Иван Семьян: Отличный вопрос. Недавно мне задавали вопрос на одном из мероприятий по поводу детей. Вот как, делали ли детям специальные какие-то игрушки развлекательные, делали ли дети сами что-то для развлечения. Есть здесь очень тонкий момент, что в таком примитивном обществе процесс игры практически неотделим от процесса производства. Когда, например, отец делал какие-то изделия, ребёнок садился и пытался повторять, подражать отцу. Конечно же, и отец ему мог сделать какую-то игрушку, и ребёнок сам мог себе сделать игрушку, но это был очень важный процесс обучения, всегда обучения, потому что дети очень рано становились ценными в таком обществе, уже в десять лет точно. У нас есть тоже такая программа, мы в лаборатории нашей экспериментальной проводили, работали с детьми. Конкретно десятилетние девочки, например, которые за несколько занятий начинали делать наконечники стрел, рубила нормальные такие, массивные. У нас есть представление стереотипное, что должен сидеть какой-то Конан-варвар в пещере и это всё колоть, да. На самом деле это всё посильно [детям], в общем-то. У меня сыну пять лет, и он может сделать простую кремнёвую стрелу вполне, которой можно охотиться. Потому что он много раз видел, как я это делаю, много раз пробовал. Поэтому да, возможно, если это был ребёнок, это мог быть элемент развлечения, но он был очень полезен, в любом случае это было обучение в том числе.
Александр Соколов: Так, спасибо, Иван. Сейчас я прошу отдать микрофон в зал. Прошу, представляйтесь, пожалуйста.
Палпатин: Вы меня знаете.
Александр Соколов: О боже. Хорошо, только краткий вопрос. Крат-кий.
Палпатин: Да, давайте. Насколько легко этим чёрным гладким минералом повредить руку или ногу, если он на земле валяется?
Иван Семьян: Идеально можно повредить, просто великолепно распороть. И даже когда вы старательно работаете и, естественно, пытаетесь не порезаться, работа с камнем, с кремнём, и особенно с обсидианом — это в любом случае порезы. В любом случае у вас останутся [порезы]. Вот у меня сейчас конкретно, совершенно случайно, в пальце есть заросший, заживший уже кусок кремня, я просто забыл его вынуть, и он немножко подзажил. Ну, потом достану. Можно будет что-нибудь сделать из него. То есть очень острый материал, очень травматичный. Но другое дело, что, конечно, есть техники безопасности, в том числе традиционные. Например, если вы ретушируете наконечник, лучше взять какую-то толстую сыромятную кожу, положить её на ладонь и делать на ней. Если вы бьёте какое-нибудь рубило на бедре, тоже надо положить кожу и, естественно, защитить свой организм. Потому что очень сильно можно травмироваться.
[продолжение вопроса от Палпатина без микрофона]
Когда я в каких-то поездках; вот, например, недавно я был в Черногории, там очень богатые пляжи именно хорошим сырьём, кремнём. Я сидел, увлекался и начинал делать какое-нибудь рубило — не купаться же, конечно, я делал рубила. Потом я очень быстро думал: а если тут кто-то будет бегать потом на этом месте? Когда вы работаете, всегда используется камень, которым вы затираете кромку режущую, чтобы перехватить. Я эту кромку затирал, везде подтачивал, чтобы они не резались.
Александр Соколов: Спасибо. Пожалуйста, вот там вопрос, красный такой человек, да.
Русь: Красный человек, меня зовут Русь, я из Москвы. И мне было бы очень интересно узнать, когда пошло на спад изготовление теми же американскими индейцами орудий из обсидиана, потому что, я знаю, потом использовались гвозди, которые уже привозили европейцы, и использовались рукояти от ружей. То есть постреляли, потом оторвали всё ненужное и использовали уже вот эту вот штуку. Туда забивали гвозди, заклёпки, и это была такая очень классная мясодробилка. Использовать обсидиан перестали после этого или продолжали использовать, было ли это как ритуалистика?
Иван Семьян: Хороший вопрос. На самом деле индейцы в некоторых районах Амазонии до сих пор используют обсидиан и делают обсидиановые орудия, потому что это эффективно, потому что у них есть сырьё, почему бы этого не делать. Это так называемые неконтактные народы, с которыми сознательно не поддерживается связь, чтобы сохранить их, законсервировать в таком архаичном состоянии и дистанционно изучать. Но, конечно, когда европейцы пришли и, прежде всего, пришли с каким-то производством, сразу же индейцы начали всё полезное себе заимствовать. То есть уже в XVIII веке точно, например, использовался в том числе стальной прокат, из которого можно было просто вырезать ножницами по металлу треугольники и вставлять в стрелы. Есть огромное количество этнографических коллекций индейских стрел XIX века, и там традиционный набор воина, может быть какая-нибудь деревянная палица, ещё что-то, но стрелы будут все вырезаны из проката, потому что это просто быстрее, проще и в принципе против неодоспешенного противника разницы нет, чем его проткнуть, стальным прокатом или камнем. Поэтому очень быстро начали.
Александр Соколов: В самом заднем ряду, пожалуйста, Валентина, дайте микрофон человеку, он уже стремится вам навстречу.
Анастасия: Здравствуйте, меня зовут Анастасия, я из Москвы. Известно ли, для какого типа ран использовались эти обсидиановые кинжалы или ножи? Потому что если с более крупными палицами понятно, то с ними я не очень понимаю.
Иван Семьян: Для какого типа ран? В смысле, какие ранения наносились?
Александр Соколов: Давайте теперь балкон послушаем. Пожалуйста, вопросы на балконе, поднимайте руки смелее. Есть вопросы на балконе? Давайте! У нас там театр теней. Прошу.
Мария: Здравствуйте, меня зовут Мария. У меня вопрос по поводу плавления. Вы проводили какие-то более научные эксперименты, может быть, в лаборатории? Потому что сейчас звучит как «У нас с мужиками не получилось, значит, никто не мог».
Александр Соколов: Разоблачили вас.
Иван Семьян: На самом деле у меня там ещё были слайды с печкой, они куда-то пропали. В печи, в лаборатории, при температуре больше двух тысяч градусов он [обсидиан] плавится. Мы проводили, мы видели температуру, там 2052 градуса. Его можно расплавить, без проблем. Вопрос в другом. Он не стабилен, он пенится, он становится вязким, он не становится текучим, как бронза, чтобы его заливать в формочку, он просто довольно вязкий. Потом при застывании он лопается, то есть не становится монолитным. И ещё раз повторюсь, почему мы использовали металлургический горн: потому что у нас на Южном Урале самая такая серьёзная школа археометаллургии, и в таких горнах мы неоднократно выплавляли медь. И при археометаллургии меди это очень эффективно, этот процесс нам хорошо известен и понятен. Но такой горн — а это максимально технологичный горн, который могли собрать, например, и инки — в таком горне обсидиан расплавить невозможно. Чтобы расплавить обсидиан, нужна температура существенно более превосходящая, температура вулкана. Но если даже вы расплавите его, то вы не сможете из него сформовать обсидиановую обезьянку, вам всё равно придётся её шлифовать. Вот в этом был посыл.
Иван Семьян: Мне понравился вопрос про смену сырья, про спад интереса к обсидиану.
Александр Соколов: Автор вопроса про смену сырья получает книгу «Девять великих загадок физики». Иван получает специальный подарок от Проекта 111 — суперфлешку с кодовым замком. Ну и, конечно, пингвинопитека нашего.
Иван Семьян: Ничего себе, спасибо огромное. Я сюда поставлю.
Александр Соколов: Ты только не уходи, мы тебя не отпускаем.
Иван Семьян: Я сейчас принесу.
Александр Соколов: Да, мы Ивана не отпускаем. Во-первых, сейчас увидим скетч Юлии Родиной, вот. Да, драконье стекло. Я попрошу тебя, Иван, остаться, потому что ты меня не убедил. Требуем больше доказательств.
Иван Семьян: Хорошо.
Александр Соколов: После перерыва мы устроим тут маленькую испанскую инквизицию на сцене. Сейчас обед, а для тех, кто предпочитает духовную пищу, на сцене будет мастер-класс Ивана Семьяна. Встречаемся через пятьдесят минут. Прошу, Иван.