Драма терапия что это
Драматерапия для лечения алкоголизма и наркомании
Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.
Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции и диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.
Сферы применения драматерапии:
Цели драматерапии
К основным целям относят устранение напряженности, развитие креативных качеств, воображения, умения сопереживать. После таких занятий пациенты становятся более уверенными в себе, повышается уровень ответственности, корректируются мысли и стремления. Кроме того, методы психологии, использующие драматерапию, решают и такие задачи:
Задачи драматерапии
К основным задачам драматерапии относят:
Процесс драматерапии — это не «срочный ремонт», это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие.
Используя волшебную силу искусства, драматерапия расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.
Виды и техники драматерапии
Психология личности наиболее полно раскрывается в работе c группой людей. Однако бывают и индивидуальные занятия, которые проводят дpaмaтepaпeвты. Существуют различные виды и техники метода драмaтеpaпии, которые через творческое самовыражение помогают понять причину и природу психологического расстройства.
Драмaтизация — разыгрывание, какого-либо сюжета, который чаще всего используется в психодраме, a также в тpaнзaктнoм анализе и некоторых других направлениях.
Терапевтический театр — метод терапии, который проводится специально подготовленным терапевтом и требует наличия музыки, танца, грима, рисования, сочинительства и многого другого.
Драмaтеpaпевтические группы поддержки — прекрасный метод терапии, который основывается на работе c группой людей. Благодаря этому виду расширяется диапазон поведенческих стратегий, отрабатываются новые способы взаимодействия c миром.
Драматизация сновидений проводится посредством превращения мыслей в различные образные ситуации.
Комедия масок «Дель артe» представляет собой процесс спонтанной игры, при которой участники перевоплощаются в героев театра «Дeль apтe». Проигрываются актуальные для него ситуации, a в участниках группы узнаются образы актеров. Кроме того, очень часто используется средневековый театр, группа поддержки и терапевтический театр.
Подходы к пониманию драматерапии
Системные взаимосвязи паратеатральных дисциплин
Существуют два подхода к системному пониманию драматерапии:
Драматерапия, претендующая на свое место в паратеатральной системе, дистанцируется от родственных арт-терапевтических дисциплин. Позицию драматерапии в этой системе можно определить, применяя различные подходы:
Драматерапия в лечении зависимостей
Сила и глубина воздействия драматерапии связана с возможностью вспоминать и переживать по — новому определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами. «Жизнь – игра, театр».
Драматерапия
Изложены теоретические и методические основы драматерапии – нового направления личностно-развивающей и коррекционно-оздоровительной работы с клиентами, страдающими умственной отсталостью и психическими заболеваниями, возрастными и поведенческими расстройствами, подверженными психосоциальной опасности, находящимися в ситуации социальной изоляции, отбывающими наказание, а также c геронтологическими клиентами. Книга, обобщающая опыт многолетней работы авторов, ведущих чешских драматерапевтов, предназначена для психологов, (специальных) педагогов, социальных работников и режиссеров, работающих с людьми с ограниченными возможностями.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Драматерапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Что такое драматерапия
Для начала приведем несколько определений драматерапии, которые могут помочь нам точно определить ее значение, цели и место в системе.
2.1. Определение драматерапии
Британская ассоциация драматерапевтов (The British Association for Dramatherapists) определяет эту дисциплину следующим образом (1979):
«Драматерапия помогает понять и смягчить социальные и психологические проблемы, психические заболевания и ограничения; она является инструментом упрощенного символического самовыражения, благодаря которому личность познает себя посредством творчества, охватывающего вербальный и невербальный компоненты коммуникации».
Национальная ассоциация драматерапии (The National Association for Drama Therapy, NADT) США предлагает следующее определение (Landy, 1985, с. 58):
«Драматерапия может быть определена как целенаправленное использование драматических/театральных методов для достижения терапевтической цели ослабления симптоматических проявлений, духовной и физической интеграции и личностного развития».
Наконец, приведем сформулированное чешскими исследователями интегративное определение драматерапии (Valenta M. еt al., 2006):
«Драматерапия — лечебно-воспитательная дисциплина, в которой преобладают групповые мероприятия, использующие театральные и драматические средства в групповой динамике для ослабления симптоматических проявлений, смягчения последствий психических расстройств и социальных проблем, а также повышения уровня социального развития и интеграции личности».
Под это определение попадает и театротерапия (ближайшая к драматерапии): в этой паратеатральной системе, помимо процесса, упор делается и на продукте, т. е. на театральной форме инсценировки и на театральных выступлениях перед публикой. Кроме того, публичные выступления ориентированы на такие позитивные моменты, как включенность (интеграция в общественную жизнь меньшинств, лиц с ограниченными возможностями или низов общества — бездомных, зависимых), социальная реабилитация актеров, регулирование и повышение уровня их стремлений, укрепление самоуважения и чувства собственного достоинства, удовлетворение высших потребностей (самореализация, жизненные цели и т. д.).
Словацкие драматерапевты (Majzlanová, 1998) определяют драматерапию в соответствии с американской NADT как художественный лечебно-воспитательный метод, который применяется в рамках индивидуальной и групповой работы, использует драматические приемы для решения специальных задач в импровизированных ситуациях «здесь и сейчас» и приводит к эмоциональным переживаниям, нахождению внутренней мотивации и интеграции.
Драматерапия занимает место в одном ряду с другими видами художественной терапии, такими как музыкотерапия, библиотерапия, поэтотерапия, танцевально-двигательная терапия и т. д.
Арт-терапию в целом мы понимаем как целенаправленное восстановление художественными средствами нарушенных функций организма (Valenta M., Krejcirova, 1997); отсюда можно вывести еще одно определение драматерапии как метода, восстанавливающего нарушенную деятельность организма драматическими (театральными) средствами.
2.2. Различия между драматерапией и психодрамой
Психодрама очень близка к драматерапии, но для нее в большей мере свойствен групповой характер. Она не занимается решением проблем и расстройств отдельной личности, не проникает в индивидуальные травмы прошлого с целью их трансформации, перевода в сознание или визуализации и вербализации. Драматерапия работает с символами и метафорами, допускает стилизацию и креативность в отличие от реализма психодрамы, где креативность направлена не на создание художественных метафор, а скорее на поиск альтернативной позиции, модели поведения и т. п. Для драматерапии более характерны сугубо театральные средства, включая вымышленный сюжет и изображение персонажей (ролевые игры). Обычное драматерапевтическое занятие по сравнению с другими театрально-терапевтическими встречами, проходит очень свободно, психотерапевт является скорее фасилитатором или проводником событий в группе; такая схема напоминает занятия по драматическому воспитанию (Valenta J., 1999).
Если спросить десять драматерапевтов и терапевтов, работающих с психодрамой, в чем они видят разницу между двумя методами, мы, вероятно, получим десять различных ответов, поскольку проблематика этих дисциплин еще не определена в полной мере. Исторически обе дисциплины разделились во второй половине ХХ в., в период, когда в Великобритании, США и Западной Европе возникли профессиональные ассоциации, которые обеспечили специальное обучение своих членов для получения терапевтической лицензии.
Морено после своей эмиграции в Соединенные Штаты (г. Бикон в штате Нью-Йорк) обосновал включение психодрамы в психиатрическую парадигму тем, что использовал форму психиатрического интервью, а поскольку театральный опыт не стал частью психодраматического тренинга, метод стал терять связь со своими театральными корнями. Поэтому драматерапия пошла путем поиска метода, который помог бы соединить театральную составляющую психодрамы и ее актуальную практику. На первых этапах своего развития драматерапия видела свою первоочередную задачу в том, чтобы помочь пациентам психиатрических отделений ставить инсценировки, в которых отражались бы их эмоциональные состояния (т. е. нечто вроде театротерапии).
Пытаясь установить разницу между современными определениями психодрамы и драматерапии, мы должны иметь в виду, по меньшей мере, восемь аспектов (Reisman, 1999).
1. Отличие теоретической базы. Ведя сегодня разговор о психодраме, мы все еще говорим о Морено. Хотя его работу продолжает широкий круг последователей во всем мире, они используют, по сути, идентичные формы психодрамы, базирующиеся на пяти основных элементах: сцена, субъект (протагонист), режиссер, статисты (вспомогательные артисты) и публика. В свою очередь, драматерапия в своих теоретических посылках использует несколько моделей и отправных точек:
• паратеатральную модель, которая приравнивает терапевта к художнику;
• ролевую модель, в рамках которой отдельная личность рассматривается как носитель множества биологических, семейных, профессиональных и других социальных ролей;
• мир мифов, легенд и народных сказаний, а затем ритуал;
• воспитательную и лечебную драму (в США, сверх того, еще и экспериментальный театр, танцевально-двигательную терапию, а также терапевтический метод Карла Роджерса).
2. Отношение к катарсису. Целью психодрамы Морено является достижение индивидуального катарсиса протагониста, катарсис же терапевтического сообщества рассматривается как вторичная цель. Образцом для психодрамы является использование Брейером и Фрейдом катарсиса для терапии психических расстройств. Как известно, чтобы вызвать катарсис, эти исследователи применяли гипноз или метод свободных ассоциаций, в результате чего пациенты вновь переживали свои травмы. Морено же достигал катарсиса в момент полного сознания клиентов. Поскольку катарсис достижим только при высоком уровне внутреннего осмысления, психодраматическое поле недоступно для некоторых пациентов с психотическими расстройствами и умственной отсталостью. В отличие от психодрамы, драматерапия эффективна для гораздо более широкого круга людей: от высокофункциональных личностей до лиц с нарушениями развития.
3. Акцент на уровне бессознательного. Если исходить из топографической модели отдельных слоев бессознательного, принимаемой глубинно ориентированной, прежде всего аналитической, психологией, то драматерапия больше сосредоточена на содержании коллективного бессознательного (на архетипах и архетипических моделях поведения и переживания, а также на работе по осмыслению символов бессознательного), в то время как психодрама скорее прорабатывает содержание на уровне индивидуального бессознательного.
4. Форма и содержание терапевтических сеансов. Психодрама, как правило, основана на специфическом случае, воспоминании, сне или представлении, которые демонстрируются с помощью методов Морено. Драматерапия в большей степени базируется не на воспроизведении специфических жизненных событий, а на темах, которые возникают спонтанно в процессе свободных ассоциаций во время импровизации.
5. Групповая активность и динамика. Драматерапия значительно чаще ориентируется на групповую активность и динамику, чем психодрама, которая в основном направлена на психологическое раскрытие отдельного персонажа. Что касается организационной формы, то, хотя в драматерапии и преобладает групповая работа, она располагает и индивидуальной формой, в то время как психодрама работает лишь как групповое мероприятие.
6. Трактовка роли психотерапевта, его включенности в игру. Джонсон (Johnson, 1992) оценивает терапевта и клиента с этой точки зрения. В вербальной терапии оба выпадают из роли (в драматическом смысле этого слова), в психодраме клиент играет роль, в то время как терапевт остается без актерской роли, подобно режиссеру в традиционном театре, в драматерапии же терапевт всегда играет роль в постановке и направляет клиента с помощью импровизации.
7. Типология ролей, в которых выступает клиент. В психодраме клиент, в первую очередь, играет самого себя, в то время как в драматерапии он в основном выступает в проективных ролях.
8. Набор средств, используемых в терапии. С точки зрения средств, драматерапия выглядит несравнимо более эклектичной системой, поскольку многие драматерапевты в своей работе часто используют кукол, маски, макияж, заранее записанный текст и элементы музыкотерапии или арт-терапии, в узком смысле слова.
2.3. Различия между драматерапией и драматическим воспитанием
Как уже было сказано, среди паратеатральных терапевтических систем драматерапия наиболее близка к психодраме (если, конечно, не принимать во внимание содержание, методы и цели практически идентичной ей системы театротерапии). Из области учебно-воспитательных систем наиболее близким к драматерапии является драматическое воспитание (драмика). Ниже мы попытаемся определить различия и параллели между драматерапией и драматическим воспитанием, используя при этом аналогию отношений между арт-терапией и художественным воспитанием.
Драматерапия, как направление арт-терапии
Одно из направлений, наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время. Видимо, одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии – постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.
Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 30-40 гг. «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Метод не прост, требует (впрочем, как все остальные виды арт-терапии) специальной подготовки терапевта и необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое.
В настоящее время существует много видов драматерапии (собственно драматизации, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр, комедия Дель арте и т.п.).
Драматерапия является прекрасным методом работы с группой. При использовании драматерапии происходит (помимо развития креативности, как во всей арттерапии) расширение сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими и многое.
Это набирающее темп направление арт-терапии использует такой широко распространенный технический прием, как драматизация, т.е.разыгрывание какого либо сюжета. Техника драматизация используется в психодраме (это основной, базовый прием), в транзактном анализе и ряде других направлений. Данное направление в арт-терапии иногда называют театротерапией. Это название более правильное (так как искусство театра в данном случае является основой, а не драматургия), но менее употребимое.
Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями. Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой.
Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т.е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, что дает возможность вспоминать и переживать иначе определенные жизненные события, посмотреть на них другими глазами. Я могу играть кого угодно. «Жизнь – игра, театр».
Уровень, на котором «работает» драматерапия, очень различен: от конкретной жизненной задачи (как это сделать) до глубинных экзистенциальных вопросов (зачем я живу, в чем мое предназначение).
Драматерапиякак направление современной арт-терапии. Виды драматерапии. Сценарирование в драматерапии (особенности выбора тематики и элементы использования библиотерапии при сценарировании). Драматерапия в кризисных ситуациях, при работе с посттравматическим синдромом, терминальными больными и пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями. Драматерапия и катарсические техники психотерапии. Драматерапия и психодрама (общее и различное). Драматерапия и креативность. Виды драматерапии.
К психотерапевтическим задачам драматерапии относятся:
Основные техники драматерапии:
Организационная информация:
чт с 15:00 до 21:00 впт – вс с 10:00 до 18:00, перерыв на обед 1 час. (40 акад.часов)
Стоимость:
Скидки:
Расписание семинаров:
Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220
Драматерапия
Кристина Рудзинская, магистр медицины, арт-терапевт и драматерапевт, рассказывает о том, что такое драматерапия, и как она помогает понять эмоции пациента, улучшает мотивацию, корректирует деструктивное поведение и развивает уверенность в себе и социальные навыки.
Что такое драматерапия?
В Латвии для создания и развития драматерапии была выбрана британская модель. В Великобритании эта терапия официально признана с 1976 года, а с 1999 года драматерапия была включена в число 14 медицинских профессий, контролируемых Британским советом медицинских профессий (HPC).
Когда рекомендуется драматерапия?
Применение драматерапии многосторонне, и этот метод может применяться для работы с самыми разными клиентами / пациентами и проблемами, такими как эмоции пациента, мотивация, коррекция поведения, развитие самосознания и социальных навыков. Драматерапевт работает с детьми, подростками, взрослыми как индивидуально, так и в группе.
Драматерапия также результативно используется в случаях поведенческих проблем, аутизма, нарушений мышления, расстройств пищевого поведения, у женщин с послеродовой депрессией и гериатрических пациентов.
Драматерапия используется и в терапевтической работе с клиентами, у которых сохранились эмоциональные травмы из-за прошлого опыта, проявляющиеся как дистресс. Драматерапия также подходит для клиентов, у которых есть неспецифические трудности и которые хотят улучшить качество своей жизни.
Драматерапия также подходит для клиентов с неспецифическими проблемами, которые хотят улучшить качество своей жизни. Этот метод можно успешно использовать для диагностики, моделирования и улучшения различных ситуаций в жизни / отношениях / бизнесе.
Работа с пациентами проходит индивидуально или в группе, в парах или семейной терапии. Подходит для детей, подростков, молодежи, взрослых, а также гериатрических пациентов.
Драматерапия помогает:
Реализуя эти цели в соответствии с результатами оценки пациента, драматерапия помогает пациенту стать соучастником и разделять ответственность за свое физическое и психическое здоровье. Достижение этих целей осуществляется в безопасной и поддерживающей терапевтической атмосфере, что помогает пациенту быстрее выздороветь.
Драматерапия — одна из возможностей избавления от различных вредных привычек. Техники драматерапии и психодрамы могут помочь людям, которые потеряли надежду улучшить или изменить что-то в своей жизни. Драматерапия позволяет дистанцироваться, поэтому есть возможность анализировать мысли до и после проявления агрессии. В драматической игре пациент может исследовать агрессивные сцены, увидеть раздражающие стимулы и осознать их. Клиент может понять свой внутренний конфликт, связанный со статусом и достоинством. Драматическая игра дает возможность развить способности регулировать агрессию.
Драматерапия может работать, чтобы:
Показания к драматерапии:
Противопоказания к драматерапии:
Важно сотрудничество драматерапевта в реабилитационной команде.
Действуя междисциплинарно, драматерапевты могут помочь развить у пациента понимание своих эмоций и чувств, ситуации, осознание своей идентичности, развить способность к концентрации, улучшить социальную адаптивность. Драматерапия в группе способствует развитию коммуникативных навыков пациента и социальной сети. Все эти эффекты помогают улучшить качество жизни клиента, поэтому они считаются важной частью процесса лечения.
Как происходят сеансы драматерапии?
В начале цикла сеансов драматерапии, в зависимости от потребностей клиента / пациента и характера проблем / трудностей, определяются цели терапии. Сеансы терапии проходят в безопасной, благоприятной атмосфере под руководством терапевта. Сеанс состоит из беседы и сбалансированной деятельности с использованием элементов драмы, что позволяет творчески выражать мысли, чувства и эмоции. В процессе используются различные реквизиты, объекты, аксессуары, фотографии, изображения, метафоры и т. д. Сеанс заканчивается беседой, обобщающей полученный опыт.
В процессе терапии сознательно создается чувство безопасности, и клиент защищается от угроз, возникающих от конфронтации с внутренним хаосом и переживаниями, которые могут нарушить душевное равновесие человека и сделать его неспособным решать проблемы повседневной жизни. Драматерапия дает возможность выявить неприемлемые для личности проявления и, контролируя их, безопасно выражать в процессе драматерапии.
Драматерапия, в зависимости от конкретных целей и потребностей, проводится индивидуально, в группе, с одним из родителей (или одним из родителей) и ребенком, со всей семьей, с парой.
Драматерапию можно посещать как по направлению врача, так и без него.
Кафедра психологии и конфликтологии
Институт философии
Драматерапия как направление арт-терапии
Драматерапия образовалась на стыке двух направлений: театра и психологии. Первоначально зародилось направление психодрамы, которое основал Якоб Морено. Но во второй половине ХХ века направление разделилось на психодраму и драматерапию.
Эти два вида терапии очень схожи, но все же имеют некоторые различия. Драматерапия более свободна и может представлять не только реальные картины прошлого, как в психодраме, но и фантазийные.
Когда актер играет роль, он проживает судьбу своего героя: все чувства, эмоции и мысли персонажа. Это помогает актерам глубже понять человеческую природу, стать мудрее, расширить восприятие.
Также человек может проживать истории прошлого, позицию своей матери или супруга, с которыми, например, был конфликт. То есть, проживая словно в театре, роль другого, мы начинаем воспринимать ситуацию совсем иначе. Мы видим жизнь более многогранно и уже не относимся к ней так критично. Нам становятся видны те вещи, на которые мы раньше не обращали внимания, обижались или злились.
В психодраме и драматерапии есть коррекционный эффект, когда человек может мысленно вернуться в ситуацию из прошлого и совершить поступок на который в тот момент «не хватило пороху»: сказать что-то или отстоять свою позицию, тогда, когда он не нашел в себе сил для активных действий.Проживание ситуации прошлого по-новому помогает человеку излечиться от гнетущей тяжести, освободиться от обид прошлого и других негативных чувств, которые могут не давать ему свободно двигаться дальше по жизни. Это могут быть ситуации из детства, когда мы не могли пойти против своих родителей, воспитателей или учителей. Драматерапия и психодрама очень сильные методы, которые широко применяются во всем мире, есть специалисты, которые работают исключительно с ними. Психодраму проводят в группах, где заявитель (протагонист) рассказывает о своей проблеме. В ходе предварительной работы выясняется какая ситуация в прошлом связана с сегодняшним запросом и дальше она может быть разыграна. Протагонист может играть себя, других персонажей из своей ситуации, а также посмотреть на все происходящее со стороны. Другие участники группы играют необходимые роли в разыгрываемой сцене. Заявителю это помогает переосмыслить, увидеть ситуацию с новых ракурсов, понять чувства других людей, отпустить свои переживания. В драматерапии может разыгрываться не только реальная ситуация, но и воображаемая, это могут быть сны, фантазии, мечты. Возможно разыгрывание сцен, где заявитель встретится сам с собой, сможет поговорить со своими внутренними персонажами. Драматерапия может проводиться в группе и индивидуально. Этот метод, имея большую свободу и вариативность применения, может использоваться и в работе с детьми, предпочтительнее школьного возраста.
История метода Такая лечебно-воспитательная дисциплина как драматерапия появилась благодаря Якобу Леви Морено. Именно он создал в Вене «Театр спонтанности», а в Нью-Йорке «Терапевтический театр», которые позволяют людям реализовывать игровой потенциал и справляться с психическими отклонениями.
В конце 19 столетия драматерапия стала широко распространяться, что повлекло за собой возникновение психотерапевтических театров в России, Германии, США, Франции и Австрии. В настоящее время театров становится все больше и они стремительно развиваются повсеместно. Кроме того, такая арт-терапия применяется в педагогике, социальной работе и бизнесе.
В чем суть драматерапии? Драматерапия позволяет человеку отвлечься, открыться на сцене и выпустить на волю свои эмоции. Кроме того данный вид терапии ослабляет симптомы расстройств психики, а людям, которые имеют проблемы с адаптацией в социуме, помогает найти себя и открыться внешнему миру.
Справка! Суть метода в том, что человек начинает играть на сцене и делать в мире драммы то, что недоступно ему в обыденном мире. Это позволяет добиться лёгкости и изменить поведение, которое является привычным для человека. Примерив на себя какую-либо роль человек как-бы начинает жить другой жизнью и отдаляется от обыденных проблем. Игра на сцене позволяет преодолеть собственные ограничения и даёт толчок человеку для новых свершений. Открывая перед собой на сцене огромные возможности, легче реагировать на то, что происходит в реальной жизни. Полученный в игре опыт чаще всего используется в жизни для достижения каких-либо целей, поиска жизненного места и избавления от проблем.
Погружаясь в игру драматерапия даёт способность чувствовать, самовыражаться и, самое главное, переживать по другому какие-то болезненные события, смотря на них Цели у методики самые различные: устранение чувства напряжения; помощь в развитии креатива; повышение ответственности; выявление качества сопереживания; развитие воображения; изменение мыслей; корректировка стремлений; развитие чувства уверенности. Данный метод решает огромное количество задач связанных с положением в социуме, способностью к расслаблению и изменением негативного поведения. Человек начинает контролировать свои эмоции, приобретает возможность к спонтанным действиям и решениям, а также развивает соображение и самоуверенность. Применяется драматерапия для решения межличностных и внутриличностных проблем, в семейной и детской терапии, в оргконсультировании, в психосоматике, пограничных расстройствах и для развития креативности в определенной сфере или профессии.
Полезная методика, как для здоровых, так и для ограниченных взрослых и детей. Она поможет овладеть теми навыками, которые пригодятся в жизни. Особенности драматерапии для детей Арт-метод драмы применяется не только для взрослых, но и для детей. Терапия широко применяет ролевые игры и через них учит детей общению с окружающими и внешним миром. Кроме того, драматерапия позволяет повысить самооценку ребёнка и потому часто применяется психологами. Навыки коммуникации с людьми, которые получает малыш во время игры, позволяют ему чувствовать себя увереннее и благодаря этому повышается его самооценка и изменяется восприятие мира. Разыгрывая различные проблемные ситуации и используя ролевые игры можно добиться кардинальных изменений в поведении ребенка. Виды и техники драматерапии Психология личности наиболее полно раскрывается в работе с группой людей. Однако бывают и индивидуальные занятия, которые проводят драматерапевты. Существуют различные виды и техники метода драматерапии, которые через творческое самовыражение помогают понять причину и природу психологического расстройства.
Драматизация — разыгрывание, какого-либо сюжета, который чаще всего используется в психодраме, а также в транзактном анализе и некоторых других направлениях. Терапевтический театр — метод терапии, который проводится специально подготовленным терапевтом и требует наличия музыки, танца, грима, рисования, сочинительства и многого другого. Драматерапевтические группы поддержки — прекрасный метод терапии, который основывается на работе с группой людей. Благодаря этому виду расширяется диапазон поведенческих стратегий, отрабатываются новые способы взаимодействия с миром. Драматизация сновидений проводится посредством превращения мыслей в различные образные ситуации.
Комедия масок «Дель арте» представляет собой процесс спонтанной игры при которой участники перевоплощаются в героев театра «Дель арте». Проигрываются актуальные для него ситуации, а в участниках группы узнаются образы актеров. Кроме того, очень часто используется средневековый театр, группа поддержки и терапевтический театр. Средства драматерапии Есть различные средства драматерапии. Ролевые игры предполагают собой разыгрывание группой людей какой-либо ситуации, произошедших в жизни. При необходимости существует возможность смены ролей и переведении определенного сценария на другого человека. Ролевая игра позволяет исправить ошибки, которые были допущены ранее и изменить тот исход событий, который не устраивает человека. Это средство используется как проекция будущих ситуаций и как способ моделирования определенных ситуаций. Актерский тренинг предполагает определенную актерскую подготовку с использованием театрального опыта. Драматические этюды иногда используют в своих постановках различные предметы. Часто этюды разыгрывают с маской, плащем, мечем или другими символическими вещами. Техника импровизации является одним из лучших средств драматерапии. Именно благодаря импровизированному сеансу драмы можно оценить внутреннее состояние человека, узнать о том, что он чувствует, какие конфликты и ситуации окружают его в жизни. С помощью импровизации можно экспериментировать с различными ролями и ситуациями. Именно эта способность техники делает её наиболее приближенной к реальной жизни. Различают несколько видов импровизации: запланированная, незапланированная и экспромт. Помимо перечисленных средств драматургами используются ещё и сценические постановки. Упражнения Драматерапия использует моделирование различных историй и ситуаций, а её герои разыгрывают нестандартные и непривычные для них роли. Самое главное в этой драме — процесс, а атрибуты, занавес и грим не имеют значения. Цель терапии — добиться определенного результата благодаря перевоплощению во время сеанса драмы. Важно! Самое главное, чтобы человек на вымышленной сцене чувствовал себя комфортно, а действительность и вымысел не создавали между собой конфликта. Клиент должен чувствовать себя в безопасности. Во время сеанса драматерапии важно, чтобы присутствовал телесный контакт. Это могут быть объятия, рукопожатия, поглаживания. Главное, чтобы это не вызывало дискомфорта у участников. Терапевт, который выполняет роль ведущего, должен поддерживать параллель между настоящим и драматизацией. Если это необходимо, то в сложные для участников моменты терапевт может вмешаться и сыграть роль заботливого родителя или хорошего друга, который успокоит и подбодрит.
Рассмотрим наиболее распространенные детские упражнения используемые для драматерапии «Летний дождь». Представляем шум дождя, он медленно утихает. Осадки закончились и малыши выходят гулять на улицу. Сначала они ходят осторожно, стараются не наступать на лужи и аккуратно их обходить. Через некоторое время детвора начинает баловаться и прыгать по лужам. Этому сопутствует звонкий детский смех, брызги, веселье. «Радостный пляс«. Ребята создают хоровод и начинают веселиться в танце. Представьте себя воробушками, которые греются на солнце и расправляют крылышки на встречу к темплу или котятами, которые подставляют мордочку солнцу. Малыши должны веселиться, вести себя свободно и открыто, при этом необходимо обязательно двигаться. «Фонтаны». Представьте, что вы оказались в месте, где собрано огромное количество самых разнообразных фонтанов. Они большие и маленькие, различных цветов и формы, вы слышите их журчание и следите за потоками воды. Детки должны рассматривать представленные в их фантазиях фонтаны, обходить их с разных сторон, подходить то к одному, то к другому. Упражнения для взрослых Хотите быть стройной? Правильно подобранный курс лекарственных трав, для эффективного похудения поможет вам.
«Морской закат». Группа людей сидит на побережье бескрайнего моря. Они чувствуют легкий бриз, который окутывает их своим теплом, слышат шум прибоя, который взрывается густой, морской пеной и пропадает вместе с лучами уходящего солнца. Все наблюдают за уходящим в закат горящим шаром и провожают его взглядом. При этом должна чувствоваться радость и умиротворение. «Ледяная вода». Группа людей отправилась в путешествие к горному озеру. Осмотритесь вокруг, что вас окружает? Живописные горы, небо, такое необъятное, но такое близкое и водоем, насыщенного синего цвета. Попробуйте опустить ногу в воду и тут же достаньте её, ведь вода невероятно холодная. Необходимо опускать ногу в воду и доставать её несколько раз подряд. \
«Живая скульптура». Представьте, что вы — скульптура. Найдите ту самую позу, которая соответствует вашему душевному состоянию именно в этот момент времени. Почувствуйте взгляды людей, которые направлены на вас и пусть тело начнет оживать, откроется окружающим. Снимите каменную маску, которая сковывает ваши движения.
Упражнения используемые для семейной драматерапии «После трудового дня». Отец возвращается с работы уставший. Дома его ждёт супруга и двое детей, каждый из которых требует к себе внимания. Отец хочет отдохнуть, а мать нервничает из-за сложившейся ситуации. Очень частая ситуация практически в каждой семье. Участникам требуется выйти из сложившейся ситуации без конфликтов, чтобы научиться избегать подобного в настоящей жизни. «Опасные приключения». Конфликтная семья отправляется в поход, но он оказывается совсем не таким, как им представлялось. Дорога полна опасностей и выжить они смогут только в том случае, если будут прислушиваться друг к другу и помогать на этом нелёгком пути. Музыкальные упражнения «Танец души». Упражнение направлено на то, чтобы обрести гармонию со своим телом и душой. Терапевт включает лёгкую, спокойную музыку, а участникам группы необходимо медленно воссоединиться с мелодией, двигаться так, как того хочет душа. Главное в выполнении этого упражнения — абстрагироваться от всех мыслей и от внешнего мира. Вы — наедине со своим телом. Вы — свободны и ничто не сковывает вас. «Актер на сцене». Музыкальную композицию выбирает тот человек, который и будет актером. Музыка выбирается из определенного душевного состояния и настроения участника. Под песню человек выходит на сцену и делает там все, что ему захочется. Он может петь, танцевать, говорить какую-либо речь, которую ему хочется говорить именно сейчас. Выражать свои эмоции можно и совсем без слов, используя только лишь движения. Драмотерапия видео Исцеляет все, что приносит радость, и искусство, в этом смысле, тот «антидепрессант», который не имеет побочных эффектов. Драмотерапия, как одна из разновидностей арттерапии – один из самых действенных способов разрешения внутренних конфликтов и духовного обновления. Заключение И взрослые, и малыши из драматерапии получают определенный опыт, что даёт возможность решать какие-либо психологические проблемы в реальной жизни. Кроме того, происходит эффект исцеления души, испытывающей страдания. Подойдёт драматерапия и для тех, кто просто напросто решил изменить что-то в своей жизни и хочет начать с себя. Войти в мир ролевой драмы стоит и для того, чтобы обрести уверенность в себе, в своих силах, а также для того, чтобы обрести силы на выполнение поставленных перед собой жизненных целей.
Литература, скачать на сайте
Строганов А.Е. Психотерапия на базе Строганов А.Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство. — СПб.: Наука и Техника, 2008. Stroganov_A_E_-_Transdramaticheskaya_terapia Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. М.: АСТ, 2009 Kipnis_M_Akterskiy_trening Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб: Речь, 2001 Gippius_S_V_-_Trening_razvitia_kreativnosti_G