Драматургия симфонии что это

Симфоническая музыка

1. Запишите в тетрадь тему урока: «Симфоническая музыка»

2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение «симфония» и её строение.

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.

Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.

У Бетховена 9 симфоний. С его Третьей, Героической симфонией мы знакомились в 3 классе. Продолжая традиции классической симфонии, он привнёс новизну в этот жанр. Например в его 9-ой Симфонии в финале участвует смешанный хор, который исполняет оду «К радости» Шиллера.

Как строится симфония?

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).

2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.

3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.

4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.

Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.

3. Прочитайте текст

Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»

Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.

Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.

4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр», фрагмент 1-ой части»

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).

Источник

1.1 Симфония: особенности драматургии и формы

Симфонизм отразил процесс освоения музыкальным искусством и самой диалектики бытия, и диалектических принципов мышления. К наиболее ярким проявлениям симфонизма Асафьев относил симфоническое творчество Л. Бетховена и П. И. Чайковского, а также оперное творчество П.И. Чайковского и Р. Вагнера, где драматургическая роль оркестра велика в собственно музыкальном решении драмы. [2,498]

Так, Ф. Шуберт явился создателем лирико-эпического и лирико-психологического песенного симфонизма, традиции которого продолжали А.Брукнер, Г. Малер, П. И. Чайковский. В творчестве Г.Берлиоза, Ф. Листа и Р. Штрауса нашли развитие принципы программного симфонизма, предвосхищённого Бетховена («Пасторальная»).Программная симфония- музыкальное произведение, имеющее определённую, словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. [4] Ф. Мендельсон, Р.Шуман, И. Брамс стремились к органичному соединению в симфонии романтических и классических традиций.

Из композиторов различных школ большой вклад в развитие жанра внесли К.Сен-Санс, С. Франк, А.Дворжак, русские композиторы. В русской музыке 1-й половины XIX века к жанру симфонии обращались М.Ю. Виельгорский и А. Алябьев, однако расцвет русской симфонии приходится на вторую половину XIX века и связан прежде всего с творчеством А.П. Бородина (создателя эпического симфонизма) и П.И. Чайковского. Их достижения синтезировались и своеобразно развивались М.А. Балакиревым, А.К. Глазунов,С.И. Танеевым, В.С. Калинниковым, С.В. Рахманиновым,А.Н.Скрябиным.

Источник

Презентация по музыке на тему «Симфоническая драматургия» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Драматургия 40-й симфонии В.А. Моцарта

Основное действующее лицо и исполнитель симфонии это…

Великие симфонисты 18в. Л. Бетховен В.А. Моцарт Йозеф Гайдн

Среди современных ей симфоний 40-я выделяется чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех её частях. Сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в 18 в. трудно найти более скорбное произведение. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением. Симфония соль минор № 40

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты запевают ласковую мелодию — главную тему. Побочная тема — порхающий мотив. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть — менуэт, но не жеманный придворный танец. В нем проступают черты маршевости. Его мелодия, решительная и мужественная, под такой менуэт невозможно танцевать. Только в трио возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия.

. Итак, основное содержание симфонии № 40 – это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые.

Поразмышляем Кто изображён на портрете? О каком произведении шла речь на уроке? Что такое симфония? Из каких частей состоит симфония № 40? Какая из частей симфонии звучит? Основная идея симфонии?

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Номер материала: ДБ-1091090

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Драматургия симфонии что это. Смотреть фото Драматургия симфонии что это. Смотреть картинку Драматургия симфонии что это. Картинка про Драматургия симфонии что это. Фото Драматургия симфонии что это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Драматургия симфонии что это

3.8.2. Симфоническое творчество

Рекомендуемая литература

Чайковский вошел в историю мирового симфонизма как создатель лирико-драматических, лирико-трагедийных симфоний. В своих инструментальных произведениях он возродил на новой основе бетховенские принципы обобщения значительных идей и образов в больших симфонических масштабах. В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Аса­фьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно понимаемой программности, сближающие Чайковского с западноевропейскими композиторами-романтиками, выявлены средствами действенного и динамического симфонического метода.

В наследии Чайковского симфонической музыке принадлежит особенно значительное место (более 30 произведений). Признавая важнейшей сферой своего творчества театральную музыку, композитор отдавал свои личные симпатии инструментальному жанру. Это предпочтение обосновывалось его убеждением, что симфоническое творчество дает возможность с большей свободой и без всяких ограничений отразить процесс развития художественной идеи.

Симфонизм Чайковского многогранен; в нем отражены многие стороны жизни — лирика, народность, юмор, драматизм, трагизм. Он способен выразить самое важное в жизни эпохи, само движение времени во всех его контрастах. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора – о смысле жизни, о цели человеческого существования. С особенной полнотой и силой Чайковский выявляет идею напряженной жизненной борьбы, часто драматической по своему характеру. И процесс ее осмысливается композитором как одно из проявлений назначения человека.

В своём симфоническом творчестве Чайковский развивает следующие традиции :

Особенности симфонизма раннего Чайковского

Симфонии 1‑3 имеют свою логику содержания, развития, форму. Но имеют и ряд общих черт:

Однако в Третьей симфонии зарождается драматическое начало – переходит от повествовательности к конфликтности.

Особенности зрелого симфонизма

Асафьев назвал Четвёртую, Пятую и Шестую симфонии «тремя актами одной трагедии». Именно Асафьев вводит понятие симфонизма и выделяет его основные типы. Симфонизм «пафоса воли» – бетховенский героический симфонизм. Симфонизм «пафоса взрывчатой эмоциональности» – романтики первой половины XIX в. Симфонизм «организующей и комбинирующей мысли» – вторая половина XIX в. Чайковский, по мнению Асафьева, соединил «пафос воли» и «пафос страсти». Он создал симфонию-драму, в основе которой лежат следующие элементы:

Шестая симфония

В Шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в философском и эмоциональном плане главные тенденции классического и романтического искусства, как современнейший из композиторов своей эпохи. Признавая симфонию высшей формой музыкального искусства, Чайковский в этой области достиг совершенства.

Содержание симфонии – трагическая эпопея жизни человека с её сложными коллизиями, суровой напряжённой борьбой и неизбежным концом – уходом во мрак и небытие. Симфония – третий акт в трагедии «Человек и судьба».

Контрольные вопросы:

Вопросы для самостоятельной работы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *