Дредноут это что за корабль
Энциклопедия флота. «Дредноут» первый своего имени (18 фото)
10 февраля 1906 года был спущен на воду Dreadnought — линейный корабль ВМС Великобритании начала ХХ века, ставший родоначальником особого класса кораблей, впоследствии названных дредноуты. Его особенностью стало однородное вооружение артиллерией главного калибра, получившее название «только большие пушки» (англ. all-big-gun). Обладал достаточно высокой скоростью благодаря впервые установленным на корабли такого водоизмещения паровым турбинам. Несмотря на прогрессивность использованных решений, быстро устарел и после окончания Первой мировой войны был списан на слом.
Общие сведения
Создание HMS Dreadnought (рус. Дредноут) стало результатом тщательного анализа перспектив развития артиллерийских флагманских кораблей. Рост дальности стрельбы вызвал необходимость использования не только мощного бронирования, но и применения принципиально новых подходов к схеме вооружения. На линкоре впервые была использована схема с орудиями единого главного калибра. Такое решение произвело настоящую революцию в кораблестроении. Благодаря такому построению вооружения, эффективность и точность ведения залповой стрельбы значительно повысилась. Даже невзирая на некоторые просчеты проекта, HMS Dreadnought стал образцом для подражания и спустя несколько лет все ведущие флоты мира ввели в строй аналогичные корабли, получившие название «дредноуты».
История создания
Предшественники
Развитие кораблестроения и военно-морской теории к концу XIX века привело к созданию эскадренных броненосцев. Эти корабли предназначались для ведения боя в составе эскадр и имели мощное поясное бронирование, обладали относительно невысокой скоростью и несли помимо орудий главного калибра среднекалиберную (203—254 мм) и противоминную артиллерию. В Великобритании корабли такого типа получили название battleship и первыми к нему были отнесены два броненосца типа Trafalgar. Последовавшие затем серии броненосцев не имели принципиальных отличий и несли полный набор пушечного вооружения.
Пика своего развития эскадренные броненосцы достигли при постройке кораблей типа King Edward VII. Они были вооружены орудиями главного калибра 305 мм, промежуточного 234 мм и вспомогательного 152 мм. Считалось, что такое разнообразие в вооружении позволяет вести бой с любыми типами кораблей противника. Однако в действительности, даже во время учений, управление разнокалиберной артиллерией имело массу сложностей, а бронебойность орудий калибра менее 203 мм была уже недостаточной против эскадренных броненосцев. Аналогичные проблемы возникли при постройке эскадренных броненосцев в США, Франции, России и Германии. Концепция разнокалиберного вооружения оказалась бесперспективной для создания кораблей, способных вносить решающий вклад в ход битвы против броненосных эскадр противника.
Предпосылки к созданию
Идея создания «сверхброненосца» впервые была предложена в проекте итальянского морского офицера и кораблестроителя Витторио Куниберти (итал. Vittorio Cuniberti) «An ideal Battleship for the British Navy» (рус. Идеальный линкор для британского флота). Проект описывал корабль водоизмещением 17 000 тонн, вооруженный двенадцатью 305-мм орудиями, защищенный 305-мм поясным бронированием и развивающий скорость 24 узла. При таких параметрах ни один существующий на тот момент времени броненосец не смог бы противостоять залповому огню такого корабля.
Схема идеального линкора для британского флота Витторио Куниберти
В США был разработан схожий проект, так же предусматриваюший орудия только единого главного калибра, впоследствии частично реализованный при постройке линкоров типа South Carolina. Согласно популярной на тот момент теории, исход боя определялся артиллерийской дуэлью на большой дистанции, на которой были эффективны орудия калибра не менее 254 мм, а использование однотипных орудий упрощало корректировку и повышало эффективность залповой стрельбы.
Позднее русско-японская война показала необходимость пересмотра традиционных для XIX века подходов к проектированию броненосцев, но еще до ее начала адмирал Джон Фишер (англ. John Fisher) практически доказал, что в ближайшей перспективе морские бои будут проходить на дистанциях, недоступных для орудий калибра менее 203 мм. Предложенный Фишером проект предусматривал вооружение, состоявшее из восьми 406-мм орудий, но без артиллерии промежуточного калибра. Последовавший за этим проект броненосца Unattainable (рус. Недосягаемый) нес двенадцать 305-мм и шестнадцать 102-мм орудий, последние предназначались для отражения атак миноносцев. Похожие проекты были предложены и другими военными кораблестроителями.
Таким образом, для создания корабля, превосходящего существовавшие на тот момент эскадренные броненосцы, требовалось дать ему достаточно высокую скорость, вооружить дальнобойной артиллерией единого главного калибра для ведения залпового огня, установить скорострельное противоминное вооружение и защитить с помощью мощного поясного бронирования. Назначение Фишера Первым Морским Лордом послужило отправной точкой в практической реализации этой революционной на тот момент концепции.
Проектирование
Проектирование нового линкора единого калибра началось в ноябре 1904 года. На первом этапе рассматривались эскизные разработки без предъявления конкретных тактико-технических требований. Первоначальные варианты (литеры A, B, С и D) предусматривали установку от 8 до 12 305-мм орудий и при форсировании обычных паровых машин тройного расширения на 10 % или установке паровых турбин должны были развивать скорость не менее 19 узлов.
Проекции HMS Dreadnought (1911)
Специальный Комитет Адмиралтейства по проектированию новых типов боевых кораблей впервые собрался 3 января 1905 года и разработал основные требования на основании предоставленных эскизных проектов. Линкор должен был нести 305-мм орудия главного калибра и 76-мм противоминное вооружение. Были разработаны два проекта, 12-пушечный литер E и 10-пушечный литер F с башнями, установленными линейно-возвышенным способом. Однако опасения, связанные с возможностью вывода из строя нижней башни при поражении башни верхнего яруса заставили отказаться от такой компоновки. Очередной вариант, литер G, предусматривал установку 12 орудий в шести башнях на оконечностях корпуса в одной плоскости, но и он был отвергнут из за снижения живучести корабля.
Продольный разрез HMS Dreadnought
Постройка и испытания
В мае 1905 года начались подготовительные работы, которые должны были обеспечить постройку корабля в рекордные сроки. Местом строительства была выбрана Королевская верфь в Портсмуте, которая отличалась высокой скоростью работ и позволяла соблюсти тщательные меры секретности, которые окружали проект. «Корабль номер 6» официально был заложен 2 октября 1905 года и, по заявлениям ответственных лиц, являлся эскадренным броненосцем. Фактически постройка была начата раньше указанной даты и до 2 октября уже работало свыше 1100 человек, а после официальной закладки их число было увеличено до 3000.
HMS Dreadnought через 2 дня после закладки
HMS Dreadnought через 36 дней после закладки
Тщательная технологическая проработка конструкции значительно повышала скорость постройки. Номенклатура листовой стали для сборки конструкций была ограничена, а различные элементы были, по возможности, унифицированы. Эти меры позволили значительно сократить простои при сборке из за ожидания нужных деталей, а так же уменьшить необходимость подгонки готовых изделий. Кроме того, при такой организации производства требовались меньшие объемы механообработки, что привело к снижению процента брака и меньшему объему отходов. Большую роль в постройке сыграл и адмирал Фишер, принимавший активное участие в организации и налаживании взаимодействия. Его усилия, а так же принятые меры по снижению веса на этапе проектирования, позволили значительно снизить водоизмещение корабля и уменьшить стоимость постройки.
Спуск на воду был произведен лично королем Эдуардом VII 10 февраля 1906 года, тогда же корабль именован HMS Dreadnought (рус. корабль Его Величества Неустрашимый), став шестым кораблем, носящим это имя. После спуска линкор был отбуксирован в док №15 для дальнейшей достройки, которая завершилась 1 октября 1906. Корабль развел пары и покинул верфь 3 октября, спустя ровно один год и один день после официальной закладки.
9 октября 1906 года HMS Dreadnought провел восьмичасовые испытания при максимальной мощности силовой установки в районе Полперро у побережья Корнуолла. Усредненная скорость на мерной миле в двух направлениях составила 20,05 и 21,6 узла. После установки вооружения ходовые испытания и стрельбы продолжались до конца ноября 1906 года. 2 декабря HMS Dreadnought был сдан заказчику, а 11 декабря начал подготовку к испытательному походу. Стоимость постройки составила 1 785 683 фунтов стерлингов.
5 января 1907 года полностью укомплектованный и снаряженный, линкор покинул Портсмут и посетил Ароса Бэй, Гибралтар и Гольфо-Аранчи, затем вышел в Атлантику и 5 февраля 1907 года прибыл в Порт-оф-Спейн, пройдя 3430 миль со средней скоростью 17 узлов. Проведя учебные стрельбы и тренировки экипажа, линкор 23 марта 1907 года вернулся в Портсмут. Капитан Реджинальд Бэкон (англ. Reginald Bacon) предоставил Комиссии доклад по результатам испытаний, в котором отмечал высокую скорость, которую удалось держать даже несмотря на поломку левого руля. Отмечая превосходные ходовые качества и надежность турбины, Бэкон так же просил обратить внимание на не совсем удачную работу рулевых машин при малых ходах, недостаточную вентиляцию снарядных погребов, задымление боевого марса и сильные крен
Описание конструкции
Корпус
Сечение корпуса по мидель-шпангоуту
Конструкция корпуса HMS Dreadnought не имела каких либо принципиальных новшеств, однако его обводы позволяли достигать высокой по тем временам скорости. Это стало возможным благодаря тщательной проработке возможных вариантов на многочисленных моделях. В результате корпус имел узкую, лишенную шпирона, носовую часть, а мидель был смещен к корме. Благодаря принятым мерам удалось до минимума снизить вихревые потоки, оказывающие негативное влияние на скоростные качества.
Наличие в носовой части полубака в сочетании с увеличенным развалом шпангоутов позволило улучшить мореходность корабля. Центральная часть корпуса для улучшения остойчивости имела прямоугольное сечение, для этой же цели были предусмотрены скуловые кили. Шпангоуты кормовой части так же имели значительный угол развала в нижней части для улучшения ламинарности обтекающего потока.
Корпус был разделен шестью водонепроницаемыми переборками на крупные секции, каждая из которых имела собственную систему борьбы за живучесть. Перегородки шли от двойного дна, которое перегородок не имело, до средней палубы. Число отверстий в перегородках было минимизировано, исключены были даже водонепроницаемые двери, а для передвижения экипажа в котельных и машинных отделениях было установлено пять лифтов Laurance-Scott.
Стремление максимально облегчить корабль отрицательно сказалась на броневой защите HMS Dreadnought, которая в целом уступала предшествующим эскадренным броненосцам и была слабым местом проекта. При проектировании никаких принципиальных требований по бронированию не выдвигалось, поэтому ему не уделялось должное внимание. По сравнению с другими характеристиками корабля, его защищенность была относительно слабой и непродуманной.
Бронепояс был разделен горизонтально на две части и целиком был выполнен из цементированной крупповской брони. Нижняя, главная его часть, начиналась на 1,52 м ниже ватерлинии и поднималась на высоту 4,06 м относительно неё, достигая средней палубы. С нижней стыковалась верхняя часть, которая имела уменьшенную длину. Недостатком использованной такой схемы было полное погружение под воду нижней, самой мощной части бронепояса, при полной загрузке и отсутствие бронирования выше главной палубы.
Бронирование в районе котельных отделений
В кормовой части между броневыми палубами находился траверз из цементированной крупповской брони толщиной 203 мм. Он располагался наклонно, начинался за кормовым барбетом и доходил до бортовой переборки. В носовой части траверз отсутствовал, что так же могло быть отнесено к недостаткам схемы бронирования. Для защиты от торпед между внутренним дном и главной броневой палубой напротив снарядных погребов были установлены броневые экраны. По расчетам, они должны были выдерживать попадание двух торпед, снаряженных стандартным 70-кг зарядом взрывчатого вещества. Полная противоторпедная защита не предусматривалась, но конструкция подводной части корпуса была разделена большим количеством продольных и поперечных переборок на небольшие отсеки, что исключало серьезную потерю плавучести при попадании торпеды.
Бронирование барбетов орудийных установок было выполнено полностью из цементированной крупповской брони. Барбеты начинались от главной броневой палубы, над верхней бронепалубой их толщина увеличивалась почти вдвое. Барбеты в зависимости от расположения со стороны оконечностей или бортов имели усиленное бронирование. Башенные установки имели схожие схемы бронезащиты, выполненные из цементированной крупповской стали переменной толщины. Дополнительное бронирование было предусмотрено у снарядных погребов орудийных установок. Боевые рубки имели круговое бронирование из крупповской нецементированной стали, при этом носовая рубка была защищена лучше по сравнению с кормовой.
Энергетическая установка и ходовые качества
Выбранная на этапе предварительного проектирования силовая установка с паровыми турбинами прямого привода имела как достоинства, так и недостатки, которые можно было минимизировать при выборе оптимальных конструкторских решений. Основной проблемой турбин была неустойчивость работы и высокий расход топлива на низких оборотах. С целью снижения этих негативных особенностей на корабле были установлены гребные винты уменьшенного диаметра, однако их эффективность на малых скоростях была невысокой. Для повышения экономичности при малых скоростях были предусмотрены две турбины крейсерского хода мощностью по 6 000 л.с., которые были включены параллельно основным турбинам низкого давления и соединялись с внутренними гребными валами. Однако уже в первые месяцы эксплуатации крейсерские турбины вышли из строя и в дальнейшем не использовались.
Каждый из комплектов турбин был оборудован тремя воздушными компрессорами G. & J. Weir Ltd., двумя центробежными водяными насосами с паровым приводом, двумя масляными насосами и вспомогательной помпой для подачи воды в систему охлаждения.
Отработанный пар поступал в пароконденсаторы, вынесенные в отдельный отсек позади машинного отделения, по одному на каждый комплект турбин. С помощью семи помп вода подавалась к котлам. Выработка пара давлением до 250 psi производилась 18 водотрубными котлами Babcock & Wilcox, которые были размещены в трех котельных отделениях. Каждый котел был оборудован шестью форсунками для впрыска сырой нефти производительностью 435,5 кг/час. Произведенный котлами пар через редуктор, понижающий давление до 185 psi, подавался в магистраль подачи и поступал на вентили, распределяющие и регулирующие давление на входе турбин.
Во время шестичасовых испытаний в начале октября 1906 года HMS Dreadnought развил скорость 21,05 узла, что соответствовало мощности 24 712 л. с. при 328 об/мин. Позднее, при ходе с двух направлений, средняя скорость была увеличена до 21,78 узла, что соответствовало мощности 26 728 л. с. при 334 об/мин и 27 899 л. с. при 336 об/мин.
За время первого похода из Портсмута до Порт-оф-Спейн и обратно у турбин не было зафиксировано ни одной поломки. По прибытии в доки была проведена ревизия внутренних узлов и поверхностей, которая подтвердила идеальное состояние турбин. Если бы на линкор были установлены поршневые машины, то после преодоления дистанции в 7000 миль они потребовали бы капитального ремонта. Практическое подтверждение превосходства турбин над поршневыми машинами и возможность их применения на тяжелых кораблях стали одной из причин невероятного успеха HMS Dreadnought, определившей пути дальнейшего развития нового класса кораблей.
Динамо-машина HMS Dreadnought
Использование турбин не позволяло осуществлять эффективное маневрирование с помощью гребных винтов. Чтобы компенсировать снижение маневренности, на линкоре было установлено два балансирных руля в плоскости внутренних гребных валов. Это позволило добиться диаметра циркуляции 190 м при перекладке рулей на 15° на скоростях выше 10 узлов. На меньшей скорости и при заднем ходе HMS Dreadnought отличался низкой управляемостью и проявлял склонность к вращению. Во время испытаний ситуация усугублялась недостаточно мощной паровой рулевой машиной Napier, что привело к заклиниванию привода при попытке отклонения рулей на 35°.
Две дистилляционных установки John Kirkaldy Ltd. обеспечивали корабль пресной водой. По две 75-тонных помпы G. & J. Weir Ltd. были установлены в каждом машинном отделении, еще три 50-тонных размещались в котельных отделениях. Помпы использовались для откачки воды и в качестве пожарных и суммарно могли откачивать 800 тонн в час.
Якорный шпиль был одной из немногочисленных гидравлических машин. Три гидронасоса Vickers Limited с паровым приводом помимо шпиля обеспечивали работу гидравлических подъемников Armstrong.
Вокруг задней трубы на рострах было размещено три паровых катера, парусные баркасы и вельботы, гребные ялы, шлюпки-динги и бальсовый плотик. По краям носового командного мостика на шлюпбалках также были подвешены шлюпки, причем из за нехватки места их устанавливали одна в другую. Спуск и подъем тяжелых катеров осуществлялся с помощью специального крана, установленного на фок-мачте.
Экипаж и обитаемость
Со времен парусного флота на британских кораблях офицерские помещения размещались в корме, а матросские кубрики к носу. Это было связано с кормовым расположением мостика и несмотря на изменения компоновки у кораблей с железным корпусом, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную непрактичность. Чтобы обеспечить офицерам возможность скорейшего доступа к рубке и пунктам управления, на HMS Dreadnought впервые офицерские каюты и кают-компания были размещены в носовой части, а кубрики младшего состава были вынесены за кормовой траверз, ближе к машинному и котельному отделениям. В определенной степени условия размещения офицеров оказались даже несколько хуже, чем матросов, так как носовая часть была сильнее подвержена качке. Адмиральские апартаменты были размещены под командной рубкой и оборудовались винтовыми трапами, соединенными с носовым мостиком.
Котельное отделение HMS Dreadnought
По состоянию на апрель 1913 года экипаж состоял из 780 человек, из которых офицеров 50, матросов 294, юнг 38, морских пехотинцев 95, инженерного персонала 220, вольнонаемного персонала 73, гражданских специалистов 10.
Башенная установка «Р»
Снаряды калибра 305 мм различных типов
Носовая, центральная и кормовая башни имели одинаковую конструкцию, а бортовые отличались компоновкой боевого отделения и уменьшенным диаметром погона. Снарядные погреба орудий размещались на уровне платформы, боеприпасы гидравлическим подъемником подавались в перегрузочное отделение, а затем тросовым зарядником доставлялись в башню. В башне комплект выстрела, состоявший из снаряда и двух картузных полузарядов, пробойником досылался в камору орудия. Примененная конструкция позволяла производить заряжание при любом угле возвышения ствола. Орудия внутри башенной установки были разделены траверзами. Расчет одной установки состоял из 13 человек, обслуживающих снарядный погреб, 13 человек, осуществляющих подъем выстрелов, и 18 человек расчета, находящихся непосредственно в боевом отделении башни.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Зенитные орудия 76-мм/45 QF 12-pdr/12cwt HA Mark I были установлены в годы Первой мировой войны.
Противолодочное и противоминное вооружение
76-мм орудия на крышах башенных установок «Х» и «Y»
Авиационное вооружение
В самом конце Первой мировой войны был разработан проект установки на крышах башенных установок A и Y авиационных платформ, но реального воплощения этот проект не получил.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Радиорубка находилась в надстройке, позади кормового боевого поста. При постройке на корабле была установлена станция беспроводного телеграфа Tune С Mark II. Она предназначалась для связи между флагманскими кораблями на фиксированных частотах «S» (298 КГц), «T» (234 КГц) и «U» (196 КГц). Радиоантенна ближней связи была растянута на стеньге фок-мачты, а для дальней связи использовалась Т-образная антенна, проброшенная с юта через мачту на полубак.
Корабль при постройке был оборудован мощными противоторпедными сетями, которые в сочетании со специальным бронированием должны были обеспечить надежную защиту от торпедных атак.
HMS Dreadnought под адмиральским флагом
В довоенные годы HMS Dreadnought главным образом проходил различные испытания и участвовал в маневрах Флота метрополии. После начала Первой мировой войны в качестве флагмана дивизиона Гранд Флита корабль патрулировал воды в районе берегов Англии и Шотландии, а так же выполнял задачи защиты портов от налетов авиации. Единственный за все время службы реальный бой HMS Dreadnought провел 18 марта 1915 года, когда наблюдателями был обнаружен перископ немецкой подводной лодки на дистанции 8 кабельтовых. Развив полную скорость, линкор открыл огонь из 76-мм орудий и затем пошел на таран. От удара лодка сразу же затонула, перед этим англичане смогли рассмотреть ее бортовой номер. Это была подводная лодка U-29 под командованием легендарного подводника Отто Веддигена, который в начале войны за один день смог потопить три британских крейсера.
После окончания войны корабль был выведен в резерв, а затем продан на слом и разобран 2 января 1923 года.
Дредноут
« | — буквально «неустрашимый». Так назвали англичане огромный по тем временам корабль с мощными машинами, с тяжелыми пушками, с прочной броней, построенный в 1906 году. Думали, и правда будут эти корабли неустрашимыми, а оказались они самыми трусливыми. Стоит такой корабль очень дорого. Выйдешь на нем в море, а там и на мине можно подорваться, и под торпедный залп попасть. Жалко! Вот и получалось, что дредноуты больше стояли в гаванях, а в море выходить боялись. | » |
— Капитан Врунгель |
Дредноут — буквально означает «неустрашимый». Формально — допотопная разновидность линкора, корабль, имеющий класс вооружения и бронирования, достаточный для сражения с кораблями аналогичного класса (иными словами, только хардкор, только офигенно большие пушки). Является дальнейшим развитием и приведением к общему знаменателю идеи броненосца — тяжелобронированного корабля, оснащенного пёстрым спектром вооружения: минно-торпедным, разнокалиберно-пушечным и пулемётным — против всего на свете. В ходе модернизации военно-промышленного комплекса появился способ резко увеличить мощность двигательной установки, а под шумок конструкторы посчитали, что будет куда лучше, если с броненосца снять всё лишнее и напихать побольше больших пушек, а чтобы всю эту конструкцию не уничтожили, забронировать весь корпус целиком, а не только там, куда предположительно будут попадать вражеские стрелки. В итоге вместо парочки крупных пушек, двух пар средних и кучи малых у дредноута полный борт напичкан большими пушками, что существенно упрощает ведение боевых действий с точки зрения пристрелки всего этого ассортимента стволов (можно ориентироваться по всплескам воды от попадания снарядов) и тяжести последствий попадания для цели этого корабля. История таких кораблей полна иронии, на что справедливо указано в эпиграфе: формально крутейшие корабли своего времени на практике балансировали между тропами «Круто, но непрактично», «Круто, но бесполезно», «Круто, но не так, как рассчитывалось» и «Круто, но жалко тратить».
Содержание
Классификация [ править ]
Дредноут встречается двух видов:
С чего всё повелось [ править ]
Силовая установка [ править ]
Поэтому моряки долго только горестно вздыхали. К 1895 году англичанин Парсонс сумел адаптировать конструкцию турбины под установку на корабли и турбины сначала получили миноносцы и только в 1905 году их решили дать и новому броненосцу «Dreadnought» и крейсеру «Invincible». К турбинам чуть позже добавилась и смена топлива — с угля на мазут и нефть. И флот отныне был избавлен ещё от адской работы по загрузке угля на корабли и адской работы кочегаров у топок (а заодно — скорость корабля перестала зависеть от умения кочегаров: опыт показал, что от их квалификации максимальная скорость зависит очень сильно, и речь тут не о двух-трёх узлах, а о десятках процентов).
Нужно учитывать, что турбины получили не все первые дредноуты — американцы на своих первых линкорах от «Мичигана» и до «Делавера» продолжали ставить паровые машины, так как они сумели довести их до такой степени конструктивного совершенства, что они не сильно уступая турбинам по удельной мощности, здорово их превосходили по экономичности и надёжности, точно так же поступили и немцы на дредноутах типа «Нассау» и «Остфрисланд», а так же на крейсере «Блюхер». Многие преддредноуты например японцы «Сацума», «Аки» и француз «Danton» получили паровые турбины (заложены либо одновременно, либо чуть позже «Дредноута»).
Вооружение [ править ]
С 80 годов XIX века практически все броненосцы имели вооружение из двух двухорудийных [1] башен с крупнокалиберными (240—330-мм) орудиями, и многочисленную среднекалиберную (8-20 орудий калибром от 120—155 мм) артиллерию. В ходе русско-японской войны выяснилось, что на реальных дистанциях боя реальный ущерб могут нанести только орудия главного калибра, а среднекалиберная артиллерия просто бесполезна. Ещё перед русско-японской войной многие страны начали артиллерию среднего калибра заменять на более крупные пушки калибра 190—254 мм, пусть уже и не столь бесполезных, но выяснялась другая проблема. В те времена корректировка артиллерийского огня велась по «всплескам» от снарядов, а всплески от 203—254 мм снаряда уже было почти невозможно отличить от орудий главного калибра и корректировка огня стала почти невозможной. Соответственно, в начале XX века были созданы несколько проектов броненосцев нового типа, вооруженных 8-12 одинаковыми крупнокалиберными орудиями. Тот же «Dreadnought» изначально планировалось вооружить 12-254 мм орудиями.
Система центральной наводки [ править ]
Её создателем стал английский адмирал Перси Скотт, который предложил вести огонь только одновременными залпами из орудий одного калибра, по выдаваемым с центрального дальномерного поста показаниям, сам же пост расположить на самом верху мачты. Незадолго до ПМВ дредноуты стали получать даже что-то вроде механических компьютеров для баллистических расчётов.
Проблема наименования [ править ]
В английском языке для обозначения основных боевых кораблей есть слово battleship, уточнения обычно нужны только в историко-технической литературе либо когда из контекста непонятно о чём идёт речь:
По отечественной стандартизации происходило следующее: сначала были парусные линейные корабли, разделяющиеся на ранги по размерам и количеству пушек. Новые железные бронированные корабли стали именоваться броненосцами, с появлением мореходных броненосцев их стали делить на собственно броненосцы и броненосцы береговой обороны. В 1908 году броненосцы официально были переименованы в линейные корабли. Но это по бумагам, моряки их звали броненосцы и дредноуты.
К чему пришли [ править ]
Вооружение [ править ]
Пушки это самое главное, без них дредноуты не круты! Итак все поняли к 1905 году, что орудия ГК должны быть:
Вооружение самых первых дредноутов качественно ничем не отличалось от последних броненосцев, например для самого «Дредноута» орудия и башни были взяты из заделов и ремонтных запасов для последней серии броненосцев типа «Лорд Нельсон». Зато были вопросы:
Решались крайне по разному исходя из финансовых, производственных возможностей и тактических воззрений моряков каждой страны. В общем разброс был: ГК 280—410 мм, число башен 3-7, число орудий 8-14. По способу группировки башен и орудий выделяются следующие школы:
Почти тоже самое относится и к итальянским кораблям. Хотя можно было применять всю артиллерию в бортовом залпе, в продольном залпе могла участвовать только одна башня, гигантские вырезы под башни орудий в центре корпуса очень плохо влияли на прочность корабля, сектора обстрелов орудий были ограничены.
Был ещё один щекотливый момент — а на каком расстоянии господа адмиралы хотят вести бой 😕 Это было немаловажно ввиду того, что мы живём не на плоской земле и от этого напрямую зависит и требуемая высота мачт и угол подъема орудий.
Бронезащита [ править ]
Англия [ править ]
Германия [ править ]
К вопросу бронезащиты подошли очень и очень ответственно, и в итоге даже самые первые дредноуты и линейные крейсера получили 300 мм броневой пояс, у линейных крейсеров типа «Мольтке» толщина броневого пояса вообще оказалась больше, чем калибр его же орудий. В ходе Ютландского сражения германские линейные крейсера неплохо держали даже 381 мм снаряды. Единственный потерянный в ходе Ютландского сражения «Лютцов», получив почти четыре десятка снаряда калибра 305—381 мм, не имел ни одного пробития бронепояса и ни одного внутреннего взрыва. Затоплен собственной командой, на обратном пути после боя, т. к. поймал несколько торпед, и набрал столько воды, что не прошёл бы поднятия дна около Скагеррака. Слишком много неточностей в предыдущем абзаце. Первые линейные крейсера немцев, «Фон дер Танн» и «Мольтке» имели пояса в 250-мм и 270-мм соответственно, пояс «толще, чем калибр пушек» был только на «Зейдлице» (300мм против 280мм). А «Лютцов» получил не «почти четыре десятка тяжелых снарядов», а «всего лишь» 24. Что, впрочем, тоже много. Но в бою он «несколько торпед» не ловил, а нахлебался воды именно от снарядов и потом уже был добит своими эсминцами ибо не смог двигаться (от дифферента на нос винты вышли из воды). Немцам огромные проблемы доставили побортные торпедные аппараты на дредноутах, мало того что они располагались за пределами броневого пояса так ещё и запас торпед был огромен, в итоге у отлично защищённых кораблей оказалась очень неприятная «ахиллесова пята».
США [ править ]
Янки в ходе ПМВ предпочитали линейные крейсера не строить вообще. Их линейные корабли строились с минимально допустимой скоростью и манёвренностью, зато с максимально возможным вооружением и защитой. Стали создателями схемы бронирования «всё или ничего» (а может и не стали, т. к. такая схема называется и «французской»). Идея заключалась в бронировании только самых жизненно важных элементов максимально возможной бронёй: Толстый броневой пояс в 330—343 мм по ватерлинии между башнями ГК, прямо поверх него главная броневая палуба в 50-75 мм толщиной, под ней противоосколочная. Бортовая броня с обеих сторон замыкалась перемычкой (траверзом) в толщину бортовой брони. Таким образом образовывалась сплошная броневая цитадель внутри корпуса. Башни и рубка имели броню до 406 мм. Квинтэссенция этого подхода — линкоры «стандартного типа», «Big Five», т. е. корабли типов «Теннесси» и «Колорадо». А самых монструозных монстров, тип «Саут Дакота», приговорило Вашингтонское соглашение. Одна из причин такого решения — не очень высокое качество американской корабельной брони, так как её тогдашний монополист-поставщик — Вифлеемская Сталелитейная компания ещё не имела необходимого опыта прокатки и закалки брони такой толщины.
Япония [ править ]
Имела доступ практически ко всем британским военно-морским новинкам до 1918 года и более-менее повторяла её технические достижения. Неудивительно — первенец японского дредноутного флота, «Конго», был спроектирован и построен в Великобритании, а все последующие дредноуты строились под влиянием его конструкции. Так что и «Фусо», и «Исэ», и «Нагато» получили и протяжённый в оконечности бронепояс, и броневую палубу со скосами, и неплохо защищённый каземат орудий противоминного калибра… Подобно британцам они тогда не сильно заморачивались толщиной брони и поэтому «Конго» имели броневой пояс всего 203 мм толщины, хотя очень многие японские адмиралы указывали, что это нонсенс при своих же орудиях ГК в 356 мм, а предполагаемое преимущество в скорости будет весьма скоро превзойдено новейшими кораблями иных стран и требовали хотя бы 254 мм. Но «английское лобби» их превозмогло. На «Фусо» это попытались исправить, дав ему 305 мм пояс по средней палубе. Японцы фактически привнесли только два крупных нюанса — их позднейшие дредноуты, типов «Амагии», «Кии» и «Тоса» превратились из полубачных в гладкопалубные, а противоторпедные переборки получили хитрую форму, для защиты цитадели от подныривающих снарядов главного калибра. В тридцатые годы японцы модернизировали все свои корабли с максимально возможным усилением бронирования. В итоге, схема бронирования модернизированных «Нагато», «Фусо» и «Конго» стала напоминать бабушкино лоскутное одеяло — так много плит совершенно различной толщины было присобачено на смежные объемы. Что поделать, — броня сорта KC (крупповская цементированная) японского производства уступала на 5-7 % по прочности аналогичным по сортаменту броневым сталям других наций.
Россия [ править ]
После Цусимской катастрофы отечественные адмиралы и инженеры начали дуть на воду — так, практически все проекты 1900—1910-х годов имели полностью забронированный надводный борт! В условиях ограниченного возможностями отечественной судостроительной промышленности размерами кораблей, это привело к тому, что толщина брони оставляла желать лучшего — от 178 (!) до 254 мм. Инженеры попытались скомпенсировать это довольно развитой многослойностью — так, на «Севастополях» за бронепоясом в 225 (. ) мм находились ещё скосы броневой палубы в 38 мм и броневые продольные переборки 32-50 мм. И, да, они тоже имели целиком (кроме небольшого участка в корме) бронированный борт. В итоге, получились идеальные корабли для предыдущей войны — которые совершенно не боялись японской шимозы. Вот только в новой, как показала практика, фугасные снаряды вообще не оказали никакого влияния на морские эскадренные бои тяжёлых кораблей, уступив пальму первенства бронебойным и коммонам.
Следует, однако, отметить, что русские дредноуты создавались с расчетом на ведение боя на острых курсовых углах — т. е. либо гоняясь за противником, либо убегая от него — и предполагалось, что попадания в их пояса будут идти под острыми углами, сильно снижая бронепробиваемость снарядов.
Но надо отдать должное кораблестроителям и адмиралам, результаты стрельб по «Чесме» (пусть и проведённых с огромным запозданием) были приняты во внимание и от указанной выше практики решительно отказались. Собственно уже при проектировании дредноутов типа «Императрица Мария» ситуацию чуть сгладили, корабль был короче на 13 метров, что позволило увеличить толщину главного пояса до 262 мм и усилить бронирование башен ГК. При постройке «Измаилов» внести существенные изменения в броневую конструкцию возможности уже не было (хотя тут и стоит заметить, что тяжелее их были бронированы только германские крейсера — даже у наиболее защищённых британских «Лайонов» и «Тайгера» пояс был тоньше почти на сантиметр, у японских «Конго» — на три сантиметра) и пришлось ограничиться полумерами (усовершенствование системы крепления броневых плит, усиление набора позади брони, внедрение 75 мм деревянной подкладки под поясом и изменение развесовки горизонтальной брони на верхней и средней палубах). Зато при проектировании последнего русского дредноута «Император Николай I» результаты стрельб были учтены в полной мере — суммарная толщина защиты (главный пояс и скосы/внутренний пояс) достигла 345 мм, кроме того радикально изменилась система скрепления и крепления пояса.
Франция [ править ]
Французская схема бронирования была… своеобразной. Подобно русским, французские инженеры уделяли очень много внимания площади бронирования (так как считали, что решающая фаза морского сражения будет все равно идти на сравнительно небольших дистанциях) и исходили из того, что броню все равно пробьют, и надо стремиться локализовать разрушения а не избегать их. Французские дредноуты имели полный броневой пояс по ватерлини — без траверзных переборок — толстый в середине и утоньшавшийся к концам, сверху над которым находились еще верхний броневой пояс и броневой пояс полубака. Казематы вспомогательной артиллерии были включены в общую систему защиты и прикрывали основания башен ГК. Имелось три средней толщины бронепалубы (нижняя со скосами), расчитанные в основном на то, чтобы останавливать пробившие пояс снаряды, а не защищать от снарядов, падающих под большим углом. Что аукнулось уже во Вторую Мировую в Мерс-Эль-Кебире…
Применение [ править ]
Как это закончилось [ править ]
Интересные факты о дредноутах [ править ]
Космический дредноут [ править ]
Использование дредноутов [ править ]
В эпоху «средней развитости» технологий, при Империях и королях всех мастей, дредноуты — обычное дело. В предвоенное время наличие флота суперброненосцев с суперпушками создаёт мощный психологический, политический и пропагандистский эффект (своего рода инструмент «доктрины сдерживания» при отсутствии ОМП). В эпоху крупных войн, а также после войны, в эпоху торжества федераций и республик, дредноуты уже сдают свои позиции более продвинутым кораблям и являются уже не кораблями основного класса, а недоразумением на поле боя — хотя при грамотном применении всё ещё способны вырвать победу из вражеских лап, если конечно ещё не устарели морально и физически (правильно дредноуты применял Гарм Бел Иблис из старой расширенной вселенной Star Wars [13] ).
Пользуясь игровыми терминами, дредноут — это «танк», способный выдержать очень большой урон и не развалиться, однако для сражения с более современными кораблями ему требуется или поддержка хорошовооруженных кораблей, или численное преимущество на поле боя, не дающее врагу использовать энергощиты и скоростные преимущества своего флота (например, заманить вражеский флот в астероидный пояс и вывести из строя генераторы щитов вражеских кораблей с помощью торпедоносцев — а дальше долго долбить изо всех стволов). Также хорошо работает таранная тактика в качестве последнего шанса на победу. Не совсем характерный пример такого использования (потому что вопрос о принадлежности корабля к классу дредноутов остается спорным [14] ) — таран кораблём типа «Экскалибур» супероружия дракхов из спин-оффа «Вавилона 5», произведенный после того, как у корабля вышли из строя орудия главного калибра, а второй однотипный корабль промахнулся по цели.
Важно помнить, что в отличие от линкоров, «кораблей более справедливой эпохи», дредноут не имеет романтического ореола и блеска, он суров и мрачен. Иногда может пахнуть прахом ещё более давних времен. Древние дредноуты могут быть заброшенными кораблями чаще, чем другие — наверное потому, что из-за размеров их не успевают распилить на металлолом при списании.