Дремотная болтовня что это

Значение слова «болтовня»

Дремотная болтовня что это. Смотреть фото Дремотная болтовня что это. Смотреть картинку Дремотная болтовня что это. Картинка про Дремотная болтовня что это. Фото Дремотная болтовня что это

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БОЛТОВНЯ’, и́, мн. нет, ж. (разг.). Пустая, бессодержательная речь, беседа, пустословие. Скучная б. || Сплетня, выдумка, вздорные росказни. Ну, это — б.!

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

болтовня́

2. перен. неправда, глупость, чушь, белиберда ◆ По телевизору какие-то унылые люди давно уже бубнили про надвигающийся кризис, но его лично вся эта болтовня совершенно не задевала. Андрей Геласимов, «Дом на Озерной», 2009 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Дремотная болтовня что это. Смотреть фото Дремотная болтовня что это. Смотреть картинку Дремотная болтовня что это. Картинка про Дремотная болтовня что это. Фото Дремотная болтовня что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гай (существительное):

Источник

Значение слова дремотный

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

дремотная, дремотное (книжн.). Навеянный дремотой полусонный, вялый. Вдруг дремотные мысли Мартынова нарушил громкий стук в сенях. Либединский. Москва-река дремотною волной катилась тихо меж брегами. Рылеев.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Полусонный; вызванный, навеянный дремотой.

Вызывающий, навевающий дремоту; монотонный.

Преисполненный покоя, неподвижности.

перен. Находящийся в бездействии; вялый, пассивный.

Примеры употребления слова дремотный в литературе.

От нестерпимого блеска солнца болели глаза, и вся Кремона, отгородившись от палящих лучей резными жалюзи, погрузилась в дремотную сиесту.

То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

Иные его движения напоминали неуклюжее охорашивание совы в клетке, когда она чувствует, что на нее глядят, а сама едва видит своими огромными, желтыми, пугливо и дремотно моргающими глазами.

Забыв про женихов сбежавших с обрученья Весна ерошит пух расцветки голубой Качая кипарис под птицей голубой Под принцем нежных грез и первого влеченья Мадонна нарвала левкоев на букет И завтра на заре шиповником захочет Переложить гнездо голубок коих прочит За голубей что мчат в закат как Параклет В лимоновых кустах исполненные страсти Любезной нам звучат стенанья пылких дев Подобно векам их сады дрожат от счастья Лимоны их сердец висят среди дерев Сестрицы я люблю Мы все больны любовью Сестрицы мой Амур пропал на полпути Скорей сестра скорей бы нам его найти Забудем про сердца сочащиеся кровью А ветреный Амур порядком разозлясь На то что был в ночи застигнут у фонтана Когда стоял тайком на ирисы мочась Родник и горизонт взмутил дыханьем пьяным Красавицы за ним ударились вдогон Спустили голубей Проказник где-то рядом А он издалека пристроившись за садом Бьет золотой стрелой в качнувшийся лимон И пронзены сердца И стрелкой обозначен Тот час когда родник красоток встретил плачем В ночи и отомстив Амур вспорхнул

И только змей свистанье и шипенье Порою раздавалось в этой тьме, Да кто-нибудь в дремотное забвенье Впадал, поддавшись бешеной Чуме, В веселии она носилась диком, Свой путь в толпе отметив быстрым криком.

Стоячий, знойный воздух был перенасыщен сладким, терпковатым запахом кустарника, и они шли между растений никуда не торопясь, в том особом бездумье, которое способен навеять только дремотный, знойный летний полдень, что стоит над таким вот бесконечным, безлюдным простором, над жутковатым в своей безлюдности привольем.

Но пока он это делал, оратор снова переходил на абхазский язык, и взгляд престарелого джигита затягивался дремотной пленкой, голова опускалась на грудь, а рука, сжимавшая рукоятку кинжала, разжималась и сползала на колено.

Всегдашняя завеса забвения, разделяющая сон и бодрствование, раздвинулась, и он начал сознавать внутренние пейзажи, которые, несмотря на перемежающуюся дремотную дымчатость, были столь же достоверны и постоянны, как мир внешней образности.

Касьяну и самому никогда не наскучивало поглядывать в эти оконца, все, бывало, отвернет занавесочку, обежит сквозь стекло глазами, хотя виделось в общем-то одно и то же: однообразный до самой Остомли выгон, по-за которым курчавилось покосное займище, а уж потом, у края неба, дремотно и угрюмовато маячил матерый лес.

Полный чувственный рот, грациозная посадка головы и мечтательное, почти дремотное выражение смуглого, чуть тяжеловатого, словно высеченного из камня лица дополняли ее облик.

Я смыкаю глаза в истоме, дремотно, сквозь слабость слышу: то наплывает, то замирает торканье.

Пробивая провинциальную глушь, слухи о крушении русской монархии с первыми вешними ветрами, разбудили дремотно неторопливую жизнь Котельниково.

Кругами влагу бороздя, плеснется стая рыб дремотно, и этот трепет мимолетный, как рябь от легкого дождя.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

У природы нет плохой погоды (стр. 2 )

Дремотная болтовня что это. Смотреть фото Дремотная болтовня что это. Смотреть картинку Дремотная болтовня что это. Картинка про Дремотная болтовня что это. Фото Дремотная болтовня что этоИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Учитель показывает кадры из кинофильма.

– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьем, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и много-много других.

Учитель показывает книгу.

– Рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в «Записки охотника».

В этом рассказе описывается последнее свидание девушки-крестьянки Акулины с ее возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично: жених бросает ее. Конец безрадостной любви совпадает с моментом осеннего увядания природы. Автор случайно оказался свидетелем грустной сцены.

Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?

У. Какая она? Опишите ее.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи.

У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание».
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.

IV. Первичное восприятие текста

Учитель зачитывает отрывок.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.»

– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке?

У. Подтвердите это словами из текста.

Д. «. Около половины сентября»; «ясная и ласковая лазурь».

V. Словарная работа

У. Какие трудные и непонятные слова встретились вам в тексте?

Д. Заволакивалось, говор.

У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Д. Заволакивалось – закрывалось.

VI. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Свидание».

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи?

Дети читают отрывок.

– Итак, с какого же времени дня начинается описание?

У. Что происходило в роще утром?

Д. Перепадал мелкий дождик.

У. Что, по-вашему, означает слово перепадал?

Д. Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.

У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену?

Д. Теплое солнечное сияние.

У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?

Д. «Была непостоянная погода».

У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь?

Д. «Небо. все заволакивалось рыхлыми белыми облаками. «

У. Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не закрывалось?

Д. Потому что облака были рыхлыми.

У. Как выглядело небо, когда светило солнце?

Д. Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

У. Посмотрите, какие эпитеты и сравнения использует Тургенев при описании неба.

Д. Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз.

У. Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой?

Д. Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.

У. Что означает выражение «как прекрасный глаз»?

Д. Было приятно смотреть: красиво и тепло от «взгляда» лазури.

У. Итак, какие две картины описывает в начале рассказа Тургенев?

Д. Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем.

У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или нет?

Д. Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.

У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.
Чем же занимался Тургенев, находясь в роще?

Д. Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.

У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев?

Дети зачитывают от слов «Я сидел и глядел. » до слов «. едва слышная, дремотная болтовня».

– С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич?

Д. С едва слышной, дремотной болтовней.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Едва слышная – потому что ветра почти нет.

– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.

У. Как еще написал Тургенев об этом?

Д. Листья чуть шумели.

У. Всегда ли в роще листва шумит одинаково?

У. Прочитайте это предложение и заполните таблицу «Шум листвы».

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей проверки.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске открывается заполненная таблица.

весной
летом
ранней осенью
поздней осенью

веселый, смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье

У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?

Д. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) «робко и холодно».

Аналогично объясняется смысл остальных выражений.

У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще.

У. В какой период жизни листья трепещут?

Д. Когда листочки молоденькие, только появились на свет.

У. Когда слышен их говор?

Д. В полном расцвете.

У. Когда слышно лепетанье?

Д. Когда листья умирают.

У. Видите, как все эти процессы от рождения до смерти смог назвать одним словом Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня, лепетанье?

Д. Их общее значение – разговор.

У. Как называют такие слова?

У. Являются ли слова трепет, говор, шушуканье, болтовня, лепетанье синонимами в этом тексте? Почему?

Д. Да, являются, обозначают одно и то же – шум листвы.

У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. Можете ли вы, пользуясь данным фрагментом, подтвердить это?

Д. По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года.

У. Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это. Можем ли мы, читая текст, услышать шум листьев?

У. Помните, как называется этот прием в литературе?

У. Прочитайте этот фрагмент еще раз внимательно и заметьте, с помощью какого звука, часто повторяющегося в словах, можно как бы услышать шум листвы.

Д. С помощью звука [ш] в словах слушал, шумели, по шуму, шушуканье, слышная.

Ветер дует нам в лицо
(показывают движением рук),
Закачалось деревцо
(качаются вправо, влево).
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VIII. Работа над содержанием рассказа (продолжение)

У. Что пишет о ветре Тургенев?

Д. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.

У. Итак, ветер был слабый.
Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит солнце?

Д. Она озаряется, даже улыбается.

У. Что описывает в этот момент автор?

Д. Березы, листья, папоротники.

У. Как выглядят березы?

Д. Березы стоят не слишком часто, стволы берез Тургенев сравнивает с белым шелком.

У. Что сказано про листья?

Д. Листья пестрели и загорались червонным золотом.

У. Как описаны папоротники?

Дети зачитывают фрагмент текста.

– Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится?

У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?

Д. Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег.

У. Как пишет о дожде писатель?

Д. «. Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».

У. Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя?

У. Что значит это прилагательное?

Д. Очень-очень мелкий, почти незаметный.

У. Какие олицетворения использует автор?

Д. Украдкой, лукаво шептал.

У. С кем сравнивает дождь писатель?

У. Очень часто природа у Тургенева «оживает», то есть описывается как живое существо.
Сравним вначале «. перепадал мелкий дождик. «, затем «. украдкой, лукаво начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». Как описывает листву Тургенев?

Д. Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая.
– Когда светило солнце, ярко вспыхивала.

У. Какие картины увидел Тургенев в роще?

Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как шелк или как только что выпавший снег. Сверкающий дождь. Папоротник, как переспелый виноград.

IХ. Упражнение в разборе слов по составу

У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?

У. Зачитайте последнее предложение. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – колокольчиком, голосок?

Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.

У. Попробуйте прочитать предложение, убрав суффиксы -чик и -ок.

Дети зачитывают текст.

– Возможна ли такая замена?

У. Предложение получается некрасивое. Как видите, Тургенев не случайно использовал слова с такими суффиксами. Тщательный отбор слов, их словообразовательных частей помогает точно выразить и мысль, и настроение. Найдите в рассказе еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У. Какую же роль в тексте произведения играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Д. Они отражают отношение автора к тому, что он описывает.

У. Сделаем вывод. Одно из средств, помогающее нам выразить свои чувства, свое отношение к чему-либо, свое настроение, дать оценку тому, о чем мы говорим, – суффиксы.

ХI. Работа с изобразительно-выразительными средствами

У. Итак, мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Оказывается, природа становится еще как бы участницей всего происходящего. Как я уже сказала, на фоне описания осенней рощи автор повествует затем о горестных переживаниях бедной девушки Акулины. Давайте сравним, как меняется ветер на протяжении всего рассказа. Вначале: «Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам». Когда же после свидания брошенная девушка горько рыдает, все вокруг проникается ощущением тревоги. Затем: «Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие, покоробленные листья». С чем можно сравнить «покоробленные листья»?

Д. С разрушенными мечтами героини о счастье.

У. Вы видите, как меняется описание природы на протяжении всего рассказа. Рассказ завершается словами от автора: «Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы. «

Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы.

ХII. Упражнение в разборе слов по составу

У. Посмотрим еще раз, как менялась погода осенью в роще. Выпишите из текста только глаголы в два столбика: в один – с приставками, в другой – без приставок.

Дети выписывают глаголы.

– Каких глаголов в тексте больше?

У. Автор насытил свое описание такими глаголами именно потому, что эти приставки передают изменения в природе, что соответствует описанию изменчивого осеннего дня. Например, заволакивалось, расчищалось, показывалась, побледнела. Какую роль в тексте играют бесприставочные глаголы: сидел, глядел, звенел, тянул, стояла, слушал, светило и другие?

Д. Они называют действия, которые длятся во времени. Они не связаны со сменой событий.

У. Приставочные глаголы помогают передать динамику движения в явлениях природы, одна картина сменяет другую, нет постоянства, «была непостоянная погода».

ХIII. Работа над особенностями текста-описания

У. О чем говорилось в этом отрывке? Какова его тема?

Д. Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще.

У. Выделите главную мысль рассказа.

Д. Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня.

У. Сегодня мы с вами работаем с текстом-описанием. Возьмите в руки листы с таблицами. Подберите к существительным прилагательные из текста.

Учащиеся заполняют таблицу:

роща дождик сияние погода облака тучи лазурь глаз трепет шушуканье говор лепетанье болтовня ветер внутренность рощи стволы березы отблеск шелк листья золото стебли папоротники цвет виноград краски березы снег луч солнце дождь листва сетка ветки дождь колокольчик голосок

– Видите, как много прилагательных использует Тургенев!
Попробуйте найти в тексте предложения, в которых не было бы ни одного прилагательного.

Учащиеся приходят к выводу, что таких предложений нет.

– Именно использование имен прилагательных делает рассказ Тургенева таким красочным и образным. В тексте-описании просто невозможно обойтись без имен прилагательных, как в тексте-повествовании – без глаголов. К какому же типу текста относится этот рассказ?

У. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: какой предмет? Что является объектом описания в рассказе?

У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Вот что сказал по этому поводу Лев Николаевич Толстой: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты – и пахнет». Действительно, Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю?

Д. Он мог часами наблюдать за природой. Он «сидел и глядел вокруг, слушал». Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи.

У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас.

ХIV. Работа с приметами и поговорками

Над лесом синева – будет тепло.

У. Прочитайте примету. Подходит ли она к отрывку?

У. Правильно. Если мы прочитаем далее рассказ, то убедимся в этом.

Учитель зачитывает фрагмент рассказа.

«. Погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня».

У Тургенева есть словосочетание «сухая свежесть». Как вы думаете, что оно означает?

Д. Солнце светит, все высохло, но в воздухе свежо.

У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»?

Осень короткая – зима будет долгая.
Осень – припасиха, а зима – подбериха.
Осень – перемен восемь.

Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.

У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

Дети отвечают, опираясь на текст.

– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.

– Вспомните описание осеннего яблоневого сада у Бунина. Кому какое описание больше понравилось? Объясните почему.

Выслушиваются ответы детей.

– О чем говорится в тексте-описании?

Д. Описываются какие-то предметы и явления.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

Д. Какой предмет? Как выглядит?

У. Какая часть речи постоянно используется в тексте для создания образности и красочности описания?

Д. Имя прилагательное.

ХVI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру «Осенний день в лесу». Расскажите, какая погода была в тот день, как выглядел лес, какие звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем лесу.

Перед написанием сочинения учитель проводит экскурсию в лес.

Примечание. Рассказ «Осенний день в березовой роще» взят из книги: Тургенев И. С. Записки охотника. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1979. – 359 с.; с. 237–238.

Тема. «Л. Н. Толстой. «Сырость». Тип текста – рассуждение. Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение)».

Цели. Знакомство с текстом-рассуждением; совершенствование умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; расширение лексического запаса слов учащихся.

Оборудование. Портрет Л. Н. Толстого, иллюстрация с изображением лозины, паркета, кленовые листья.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с третьим типом текста – рассуждением. И снова на занятии вас ждет много нового и интересного.

III. Вступительная беседа

У. Лев Николаевич Толстой, с творчеством которого мы уже начали знакомиться, написал несколько рассказов-рассуждений на разные темы – «Кристаллы», «Солнце – тепло», «Для чего ветер», «Отчего в темноте видно», «Осязание и зрение», «Тепло», «Отчего бывает ветер» и др. Эти рассказы написаны специально для детей. В них писатель размышляет над различными явлениями природы. Сегодня на занятии мы поработаем с текстом-рассуждением Льва Николаевича Толстого «Сырость». Догадались ли вы, почему выбрано рассуждение на тему «Сырость»?

Дети. Потому что на дворе осень.

У. Все вы знаете, что с приходом осени погода начинает портиться, часто идут дожди, дует ветер, словом, становится сыро, холодно и грязно. Всегда ли осенью бывает сыро?

У. Когда чаще всего стоит сырая и мокрая погода?

Д. Когда часто идут дожди, а высохнуть земля не успевает. Много влаги – оттого и сырая погода.

У. В народе существует такая примета: «Осень дождливая – весна будет ясная». Видите, все друг с другом в природе согласовано: сыро осенью, зато весна будет ясная и теплая. Еще люди заметили, что если соль отсыреет, будет дождь.

IV. Первичное восприятие текста

У. А вот какие рассуждения привел на тему «Сырость» Лев Николаевич Толстой, мы сейчас узнаем. Слушайте внимательно.

Учитель читает текст.

«Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются?
Оттого, что осенью и зимою дерево насытится водой, как губка, и его разопрет, а летом вода выйдет паром, и оно съежится.
Отчего слабое дерево – осина – разбухает, а дуб меньше?
Оттого, что в крепком дереве – дубе – пустого места меньше, и воде некуда набраться, а в слабом дереве – осине – пустого места больше, и воде есть куда набраться. В гнилом дереве еще больше пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и больше садится.
Колоды для пчел делают из самого слабого и гнилого дерева: самые лучшие улья бывают из гнилой лозины. Отчего это? Оттого, что через гнилую колоду проходит воздух, и для пчел в такой колоде воздух легче.
Отчего сырые доски коробятся?
Оттого, что неровно сохнут. Если приставить сырую доску одной стороной к печке, вода выйдет, и дерево сожмется с этой стороны и потянет за собой другую сторону; а сырой стороне сжаться нельзя, потому что в ней вода, – и вся доска погнется.
Для того чтобы не коробились полы, их режут из сухих досок на куски и куски эти вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят, и они уже не коробятся (паркет)».

– Итак, что же вы узнали про сырость из рассуждений писателя?

Д. Мы узнали, почему двери осенью и зимою не закрываются, почему слабые деревья больше разбухают, чем сильные. Еще мы узнали, что колоды для пчел лучше делать из гнилого дерева. Мы узнали, почему сырые доски коробятся.

V. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст рассказа «Сырость».

У. Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько вопросов задает Толстой.

– Сколько вопросов ставит писатель и рассуждает, отвечая на них?

Д. Писатель задает четыре вопроса.

Д. Отчего осенью и зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются?
– Отчего слабое дерево – осина – больше разбухает, а дуб – меньше?
– Отчего колоды для пчел делают из самого слабого и гнилого дерева?
– Отчего сырые доски коробятся?

У. Как же Толстой отвечает на все эти вопросы? Поработаем для этого с текстом-рассуждением. Почему осенью и зимою двери разбухают и не затворяются?

Д. Весною и зимою дерево насыщается водой, как губка, и его распирает.

У. Как вы понимаете сравнение «насытится водой, как губка»?

Д. Если на губку налить воды, то она всю воду вберет в себя. Губка обычно полностью заполняется водой, не оставляя ни малейшего пространства пустым. Так же и дерево полностью впитывает в себя воду.

У. Что происходит летом с водой, которой насытилось дерево?

Д. Она выходит паром.

У. Как вы понимаете это выражение?

Д. Вода испаряется. Пар – мелкие частицы, капельки воды.

У. Как вы думаете, а откуда берется вода в дереве?

Д. Осенью идут дожди, а зимой – снег. От сырости и влаги двери насыщаются водой.

У. Автор при постановке вопроса использует следующие глаголы: «не затворяются», «притворяются». Как можно сказать по другому?

Д. Не затворяются – закрываются.

У. Правильно. Затворяться – устаревшая форма слова. Это слово вы можете встретить в сказках, написанных много лет назад. Например: «Внученька, затвори дверь». Как можно назвать слова не затворяются и затворяются?

У. Выпишите эту пару слов в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Дети записывают в тетрадях: затворяются, притворяются.

– А можно записать слово притворить с приставкой пре-?

У. Какое получится слово?

У. Что оно означает?

Д. Исполнить что-либо.

У. Запишем два предложения в тетрадь. Разберем их по членам предложения.

Дети записывают предложения в тетрадях, один ученик – у доски.

Я притворил дверь.
Я претворил свою мечту в реальность.

– Какое еще значение вам известно у слова притвориться?

Д. Прикинуться перед кем-то или чем-то.

У. Составьте с этим словом предложение и запишите его в тетрадь.

Д. Мальчик прикинулся больным и не пошел в школу.

У. Найдите в первом рассуждении Толстого еще пары слов, которые являются антонимами.

Д. Разбухают – ссыхаются, разопрет – съежится.

У. Определите, а какие слова в этих парах являются между собой синонимами?

Д. Разбухает, распирает.
– Ссохнется, съежится.

У. Видите, как мастер слова использует синонимы. Как вы думаете, почему?

Д. Чтобы в вопросе и ответе не повторялись одни и те же слова, писатель использует синонимы. Тогда и текст становится выразительным.

У. Интересный ответ находим в тексте на второй вопрос, заданный писателем. Зачитайте его.

Учащиеся зачитывают вопрос и ответ.

– На примере каких деревьев выстраивает свои рассуждения Лев Толстой?

Д. На примере дуба и осины.

У. Почему же дуб меньше разбухает?

Д. В нем меньше пустого места.

У. Какой вывод можно из этого сделать? Куда набирается вода?

Д. Вода заполняет только пустые места.

У. Почему в гнилом дереве больше пустого места?

Д. Дерево гниет и становится рыхлым.

У. Что значит «дерево разбухает и больше садится»?

Д. Под тяжестью воды оно уходит немного в землю, не выдерживает такой массы.

У. Теперь вы можете догадаться, почему так ценится дуб в мебельной промышленности?

Д. Из дуба получается красивая и прочная мебель, так как дуб крепкое, а не рыхлое дерево, почти не вбирает в себя воду.

У. Как бы мы ни хотели сохранить их, деревья гниют. В лесу очень много сухих и гнилых деревьев. Как вы думаете, следует ли очищать лес от гнилых деревьев?

Д. Они заражают другие деревья.

У. Можно ли с пользой применять сухие деревья?

Д. Можно, например, сделать колоды для пчел.

У. Что такое колода?

Д. Короткое толстое бревно, обрубок бревна, бревно с выдолбленной серединой.

У. По-другому это улей. Почему же колоды для пчел лучше делать из сухого и гнилого дерева?

Д. Через сухую колоду проходит воздух, а для пчел в такой колоде воздух легче.

У. Из какого дерева получаются лучшие улья?

Д. Из гнилой лозины.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением лозины (ивового прута).

У. Что интересного вы узнали из ответа на последний вопрос текста?

Д. Как делают пол и паркет.

У. Можно ли делать полы из сырых досок?

Д. Полы будут коробиться.

У. Как же поступить, чтобы полы не коробились?

Д. Нужно делать их из сухих досок либо делать паркет.

У. Расскажите, пользуясь текстом, как делают паркет.

Д. Сухие доски режут на куски, куски вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением паркета.

У. Как вы думаете, какой пол легче делать?

У. Паркет – очень красивый пол, но дорогой. Настилать его – работа очень трудоемкая. Ухаживать за паркетом тоже сложно. Раньше начищали паркет воском, затем полировали, то есть натирали щеткой. Сейчас паркет покрывают лаком. Из текста мы узнали, что часто сырость бывает и полезна. В каком случае?

Д. От сырости гниют деревья, и из них можно сделать улья для пчел.

У. И все-таки сырость – явление не очень приятное. Например, есть такая примета: «Если для постройки дома лес срублен в сыром месте, дом быстро сгниет». А вот «дом из сосны долго будет стоять, не сгниет». Значит, сосна – крепкое дерево. Помните, если вы разведете у себя дома сырость, могут завестись мокрицы, плесень. Как можно этого избежать?

Д. Нужно следить за чистотой в доме.

У. Срость – это враг нашего дома, и с ней нужно бороться.

У. Ребята, давайте немного отдохнем.

У детей в руках кленовые листья. Они выполняют различные движения руками. Стихи читает учитель.

У. Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осинку
В красном сарафане.

И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и кружится
Над колючей елкой.

Облетели листья клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.

VII. Выявление особенностей текста-рассуждения

У. Текст-рассуждение – это третий тип текста, с которым мы сегодня познакомились. Какие вам уже известны?

Д. Повествование и описание.

У. Вспомним, сколько рисунков (кадров) требуется для изображения текста-повествования?

У. А для текста-описания?

У. Возможны ли рисунки для текста-рассуждения?

У. В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют рассуждение. С чего начинаем строить рассуждение?

У. В рассказе Льва Николаевича Толстого вместо тезиса, то есть мысли, которую следует доказать, – вопрос. Запишите вопросы, встречающиеся в тексте, в виде тезисов. Например, вопрос «Отчего сырые доски коробятся?» замените тезисом «Сырые доски коробятся».

Учащиеся первый, второй и третий вопросы, встречающиеся в тексте, устно заменяют тезисами.

– Как же доказать тезис? Как подтвердить сказанное? Следует доказать, то есть привести факты, аргументы. Эта часть – основная.

Рассуждение заканчивается выводом, то есть итогом рассуждения.

– Какие же части мы выделяем в рассуждении?

Д. Тезис, доказательство, вывод.

У. Запишите схемы в тетрадях.

Учитель записывает образец схемы на доске, учащиеся – в тетради.

Текст-рассуждение
I
v
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
I
v
2. Доказательство (аргументы и факты).
I
v
3. Вывод.

– Обычно тезис совпадает с выводом.

– В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять. К такому типу текста можно поставить вопрос: почему это так?

– На примере второго вопроса проследим, соответствует ли ход рассуждения в тексте Толстого схеме.

Образец рассуждения учитель записывает на доске.

1. Слабое дерево – осина – больше разбухает, а дуб – меньше.

Ученики зачитывают доказательство, опираясь на текст. Учитель записывает на доске вывод.

3. Слабые и гнилые деревья больше разбухают и садятся, а крепкие – меньше.

VIII. Упражнение в составлении текста-рассуждения

У. Попытаемся с вами построить рассуждение. В слове сырость букв больше, чем звуков.

Учитель вместе с детьми выстраивает рассуждение.

1. Тезис. Я знаю, что в слове сырость букв больше, чем звуков.

2. Доказательство. В слове сырость семь букв. У буквы ь нет соответствующего звука, она только обозначает мягкость согласного, который идет перед ь. Следовательно, звуков на один меньше, то есть шесть.

3. Вывод. Значит, в слове сырость букв больше, чем звуков.

– В художественной литературе встречаются все три типа текста, чаще всего тексты бывают смешанных типов. Например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения. Посмотрите на первое рассуждение в тексте Толстого. Обратим внимание на то, какая часть речи чаще используется в тексте?

Д. Имя существительное встречается чаще, меньше – глаголы.

У. Есть ли имена прилагательные?

У. Как вы думаете, почему?

Д. Они не требуются: без них все ясно.

У. Если вы обратите внимание, то заметите, что во втором, третьем и четвертом рассуждениях имена прилагательные есть, но используются они не для выразительности описания, а в функции обозначения качества предметов, например: сырое дерево, гнилое дерево, лучшие ульи.

Таким образом, текст-рассуждение обычно обходится без имен прилагательных. Если же они есть, то у них исключительно назывная функция.

IХ. Упражнение в написании гласных и согласных в корне

У. На уроках русского языка мы повторяем правила, которые помогают грамотно написать корень слова. Вспомните их.

Учащиеся рассказывают три правила.

– Перед вами слова из текста Толстого с пропущенными безударными гласными в корне. Вставьте нужные гласные и подберите проверочные слова.

Д. Доска – доски, полы – пол, варили – варит, вода – воды, паркет – мы не можем проверить.

У. Для закрепления правил поработаем и с другими словами из текста Толстого. Закроем текст «Сырость» и посмотрим на доску. Перед вами слова из текста с пропущенными буквами в корне. Вы должны догадаться, в какие две группы следует распределить эти слова.

Д. В одну группу – слова с безударными гласными в корне, в другую – со звонкими и глухими согласными в корне.

У. Выпишите слова в два столбика, вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочное слово.

З. мою, дер. во, в. дой, гу. ка, ду. в кре. ком, в гн. лом, ле. че, с. рые, ст. р. ной.

Выполненная работа проверяется устно.

– Итак, как же проверять слова с безударными гласными в корне, с глухими и звонкими согласными в корне, с непроизносимой согласной в корне?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

У. Сегодня на занятии мы работали с текстом-рассуждением «Сырость» Л. Толстого. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?

Выслушиваются ответы детей.

– Советую вам прочитать и другие рассуждения Льва Николаевича Толстого.

Учитель показывает книгу.

– Какие типы текста вы знаете?

Д. Повествование, описание, рассуждение.

У. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

Д. Из трех частей: тезиса, доказательства, вывода.

У. Можно ли построить истинное рассуждение, не зная предмета рассуждения?

ХI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру (рассуждение) на тему «Почему синиц мы видим осенью и зимой, но не летом». При написании сочинения можете воспользоваться рассказом взрослых, личными наблюдениями, энциклопедическим материалом.

Примечание. Рассказ «Сырость» взят из книги: Толстой Л. Н. Детям. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»,» 1998. – 272 с.; с. 194.

Тема. «Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Осенние листья» (отрывок). Правописание приставок и предлогов (повторение)».

Цели. Знакомство с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка; раскрытие величия и красоты природы Урала; развитие эстетического восприятия природы, способности видеть и чувствовать ее красоту; совершенствование умения распознавать приставки и предлоги, определять роль приставок и предлогов в нашей речи, совершенствование навыка правописания приставок и предлогов.

Оборудование. Портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка; выставка книг писателя; фотоальбом (Милые зеленые горы. Уральская природа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка: Фотоиллюстрированный альбом. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990. – 182 с.); иллюстрации с изображением осины, березы, хвои, пихты; бумага белая, краски, кисточки, Физическая карта России.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы продолжаем читать тексты об осени. Сегодня мы мысленно отправимся в путешествие по Уралу.

Учитель показывает карту Урала.

– Урал – родина известного писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Рассказ, который мы сегодня прочитаем, поможет узнать нам, какая же бывает северная осень. Также на занятии мы будем совершенствовать умения и навыки по русскому языку, работать с акварелью.

III. Вступительная беседа

У. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился тоже осенью, как Бунин и Тургенев, – 6 ноября 1852 года.

Учитель показывает портрет писателя.

– Его детство прошло в далекой глуши Уральских гор. Картины родного поселка навсегда остались в памяти писателя. С зелеными окрестными горами связывались представления о красоте мира, о радостном широком просторе.

Учитель показывает фотоальбом с изображением зеленых гор.

– Воспитанием мальчика занимались не только родители. заложил в юной душе любовь к природе, ко всему живому, показывая пример, как надо ее беречь и охранять. Бывало, по дороге старик приводил в порядок буйную горную растительность. «Тут сухарина (сухое дерево) пала и придавила молодую поросль, там снегом искривило, там скотина подломила. Надо помочь молодым расти, а то зря погибнут», – говорил дьячок. У старика были тысячи знакомых молодых деревьев, которые он спас тем или иным образом. Разумеется, такие уроки учили любить и ценить природу.

Работая над последними уральскими произведениями, писатель все чаще обращался к воспоминаниям об Урале времен своего детства. Так постепенно рождалась книга «Из далекого прошлого», вышедшая в 1902 году. Она о детских годах мальчика в Висиме. Любовь к Уралу, его родине, проходит через все страницы воспоминаний писателя. Ими завершилась его работа над книгой для детей. В нее вошли рассказы «Зимовье на студеной», «Приемыш», «Емеля-охотник», «Серая Шейка», «Постойко», «Вертел» и другие.

Учитель показывает книгу.

– Также Мамин-Сибиряк написал «Аленушкины сказки». А какие произведения писателя вы читали?

Дети называют произведения.

– Мамин-Сибиряк очень любил родную природу. Послушайте, что он писал: «Милые зеленые горы. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и ясней, и люди там такие добрые, и сам я делаюсь лучше».

– Посмотрите, как выглядят горы летом.

Учитель показывает иллюстрации из фотоальбома.

– Особенно красивы эти же горы осенью. Мамину-Сибиряку приходилось бывать там главным образом осенью. Он смог запечатлеть все краски осени и передать их в рассказе «Осенние листья». Главную красоту, по его словам, составляли смешанные лесные насаждения, где встречались хвойные деревья, осина, береза, черемуха, липа, рябина, смородина.

Учитель показывает иллюстрации из фотоальбома.

– Особо привлекала к себе протекающая река Имос. «В некоторых местах реки было совсем не видно – так она зарастала прижавшейся к воде зеленью», – писал автор.

IV. Словарная работа

У. Перед чтением рассказа «Осенние листья», о котором я уже упомянула, мы выясним значения некоторых слов, которые встречаются в тексте. Как вы думаете, что означает слово транспарант?

Дети. Прозрачная картина, освещаемая сзади, просветная картина.

У. Что означает слово панорама?

Д. Круговая картина с объемным передним планом.

У. Какое значение у слова гобелен?

Д. Ковер с вытканными изображениями.

V. Первичное восприятие текста

У. Сегодня на занятии мы прочитаем только отрывок из рассказа «Осенние листья». Слушайте его внимательно и постарайтесь мысленно представить, какую картину изобразил Мамин-Сибиряк.

Учитель выразительно читает рассказ классу.

«Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зеленый тон сменялся осенними блеклыми красками, точно гобелены. Это была последняя красота короткого северного лета. Особенно хороши были березняки со своей яркой, лимонно-желтой листвой и хвойный лес, горевший кровавыми пятнами тронутых первой холодной ночью осин. Зелень сохранялась только у самой реки, где холод умерялся скрытой теплотой воды, да там наверху, где зубчатой стеной рвались в небо прорезные стрелки елей и пихт. Пред вашими глазами развертывалась бесконечная гамма этих осенних тонов умирающей зелени. Под ногами мягко шелестит облетевший лист. Трава побурела и сделалась жестче. Воздух пропитан каким-то особенным острым ароматом. Ели и пихты кажутся еще зеленее и манят своей полированной хвоей в какой-то сказочный мир.
Сухая, крепкая осень – самое лучшее и поэтическое время в году, и только одним охотникам доступна эта поэзия осенних листьев. Да, бродить по лесу с ружьем в это время – редкое и единственное удовольствие. Переживаешь такой прилив бодрого, хорошего чувства, и, вместе с тем, в глубине души щемит та грустная нотка, которая составляет отличительную черту северного характера. В жизни так мало красных дней, поэтому поэзия умирающей зелени особенно близка сердцу».

– Вам понравилось описание северной осени?

У. Что особенно привлекло ваше внимание?

Д. В этом описании одновременно изображены и березки с яркой лимонно-желтой листвой, и хвойный лес, и голубая река, то есть целая гамма осенних тонов.

У. Какую же картину вы представили себе, когда я читала отрывок?

Д. Слушая отрывок, представляешь следующую картину: горы, смешанный лес, окрашенный в разные цвета, внизу протекает река, трава уже побурела, чувствуешь тонкий аромат елей и пихт, сухо и тепло.

VI. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Осенние листья».

У. Прочитайте внимательно первый абзац.

– С чего начинается описание?

Д. С описания лиственного леса, который быстро редел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *