Древние законы отличало то что

§2. Основные черты древневосточного права (Законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. — Древний Вавилон, законы Ману ок. I в. до н. э. — Древняя индия)

Право — это зеркало, в котором отражается общество. Изучая те или иные правовые памятники, можно точно определить уровень экономического и социально-политического развития данного государства.

Главными отличительными чертами древневосточного права являются:

1) жестокость уголовного права, проявляющаяся в самой системе преступлений и наказаний. Законы Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н. э.) рисуют следующую картину:

— преступление против религии (колдовство, кража храмового имущества) — смертная казнь, осуществляемая через утопление, либо штраф в размере 30-кратной стоимости украденного;

— преступление против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование и т. д.) — смертная казнь, членовредительское наказание (по принципу талиона — «око за око, зуб за зуб») (ЗХ, ст. 196-197, 200, 210);

— имущественные преступления (кража, грабеж, уничтожение или порча чужого имущества) — штраф (нередко весьма высокий), а если человек не может заплатить штраф серебром — платит жизнью или свободой (обращение в рабство за долги) (ЗХ, ст. 8, 125, 259);

— должностные преступления (изменение судьей ранее вынесенного приговора) — отстранение от должности, бичевание плетьми, штраф в пользу потерпевшего (ЗХ, ст. 5);

— против семейных устоев (подмена младенца, прелюбодеяние жены, отказ сына от приемных родителей) — утопление, отрезание языка, вырывание глаз (ЗХ, ст. 129, 132, 135, 143, 192-193);

— против суда (лжесвидетельство) — высокий штраф (ЗХ, ст. 4).

Жестокость уголовного права проявлялась в использовании т. н. «объективного вменения» — наказания без вины (по законам Ману мятежник не только подвергался сам мучительной казни путем сожжения кистей рук и головы — такому же наказанию подвергались все его родственники до седьмого колена).

Основными целями наказания было устрашение потенциальных преступников и демонстрация мощи государства перед подданными (поэтому исполнение наказания проводилось публично), воспрепятствование дальнейшему совершению подобных преступлений этим же человеком (отрубание руки вору), возмещение вреда, если речь шла о штрафе, исправление тех, кого можно было исправить (позорящие наказания, например, нанесение рабского знака). Не имея возможности ликвидировать корни преступности: бедность, безделье, зависть, государство вело борьбу с преступниками (часто путем их физического уничтожения);

2) закрепление в праве пережитков первобытно-общинного строя:

— внесудебные расправы, самосуд (убийство ночного вора на месте преступления), объясняемые невозможностью содержания за государственный счет эффективного карательного аппарата, передача государством своих карательных функций законопослушным подданным;

— коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник не найден (штраф, взимаемый с общинников в пользу ограбленного, побуждал крестьян надзирать за порядком на своей территории) (ЗХ, ст. 23);

— использование при применении наказаний принципа талиона — за равное преступление равное наказание (применялся лишь в тех случаях, когда и преступник, и жертва относились к равным сословиям) (ЗХ, ст. 196, 200, 229, 230);

3) сословный характер права, проявляющийся особенно ярко в уголовно-процессуальной сфере. В Законах Хаммурапи указывалось, что если авилум (свободный, полноправный человек) сломает в драке руку другому авилуму, то пусть сделают ему то же самое, а если авилум искалечит вардума (раба), то пусть заплатит его хозяину штраф (ЗХ, ст. 196-197, 213). По Законам Ману самым тяжким наказанием для жреца брахмана (даже за убийство) являлось остри- жение и изгнание, а шудре-слуге, который начинает «учить брахмана его долгу», следовало залить в горло и уши кипящее масло.

4) приниженное, подчиненное положение женщин, объясняемое, по-видимому, небольшим значением женского труда для древневосточных обществ.

Зависимое положение женщин проявлялось в следующем:

— возможность для мужа иметь несколько жен (у брахманов до 4 жен), либо наложниц и суровое наказание за нарушение супружеской верности женой (по Законам Хаммурапи прелюбодейку топили);

— затрудненность развода по инициативе жены (по Закону Хаммурапи многократное прелюбодеяние мужа, его длительное безызвестное отсутствие, необоснованное обвинение жены в супружеской неверности) и легкая процедура развода для мужчины (ЗХ, ст. 141);

— отсутствие у женщин права на своих детей (при разводе дети оставались, как правило, с отцами) (ЗХ, ст. 135);

— возможность у мужа отдать свою жену в долговую кабалу вместо себя (ЗХ, ст. 117);

— процедура «сати» — обычай индусов, требующий от вдовы взойти на погребальный костер умершего мужа;

— ограничение при заключении сделок, составлении завещаний, фактическое отсутствие пассивного наследственного права (право принимать наследство) и многое другое (ЗХ, ст. 180-184);

5) тесная связь права и религии, особенно ярко проявившаяся в процессуальном праве — доказательствами в суде могли быть клятвы (если человек поклялся именем Бога, что искалечил другого в драке неумышленно, то он мог отделаться штрафом, а не членовре- дительным наказанием); широкое использование в процессе ордалии («Божьего суда») — обвиняемых в колдовстве, либо прелюбодеянии бросали в воду, и если они выплывали (с Божьей помощью), то считались оправданными (ЗХ, ст. 2).

По поводу ордалии очень точно сказано в Законах Ману: «Злодеи думают, что их не видит никто, а их видит Бог». По законам Ману преступнику, уже приговоренному судом к смертной казни, давался последний шанс, последняя надежда на Божью помощь — он мог добровольно стать движущейся мишенью для воина-лучника, и если стрелы не убивали и не ранили его тяжело, он считался помилованным самим Богом;

6) первые слабые, робкие попытки со стороны государства осуществлять правовое регулирование экономики (установление ставок заработной платы для определенных категорий трудящихся, максимального размера ростовщического процента, государственной монополии торговли на ряд товаров и т. д.).

Источник

Право в странах Древнего мира

Исторической обусловленностью обладает развитие права стран Древнего Востока. Долгое время право древнего мира было обычным и лишь с совершенствованием социума постепенно становится писаным. Включало в основном случаи из судебной практики того времени, которые накапливались и получались целые своды законов, правил.

В содержании четко прослеживается классовое разделение, но и видна общенациональная направленность. Яркими примерами являются законы Хаммурапи и законы Ману.

Древний Вавилон: Законы Хаммурапи

Еще в самом начале своего восхождения на престол царь составил свод законов и дал право стране. Однако первая редакция не сохранилась, а известные на сегодня правила относятся к завершающему периоду царствования Хаммурапи.

Текст законов был выбит на базальтовом столбе, а во главе изображен царь. Текст разбит на 3 части – введение (перечисляются благие дела царя и говорится о преемственности власти от бога), непосредственно законы, заключение. Состоит из 282 статей.

Право собственности

Приобретает распространение частная собственность. Различаются такие земли по владению:

Первые 2 вида находились под контролем царя и составляли ключевой источник дохода государства. Общинные владения уходили на последний план, поскольку в целом община вымирала. Умирание общины во многом сопряжено с развитием частной собственности на наделы, которые без каких-либо барьеров продавались, сдавались в аренду, переходили преемникам по наследству.

Обязательственное право

В своде есть ряд статей, регламентировавших сдачу наделов в пользование за плату. Оплата составляла 1/3 от урожая. Если же условием сдачи в аренду становилось обязательство по отдаче половины урожая, то владелец участка должен был сам принимать участие в затратах или труду по обработке.

СПРАВКА! Отдавали участок в эксплуатацию на небольшой период – 1-2 года. Исключением выступали неосвоенные наделы.

Закон древнего мира регулировал отношения между хозяином земли и пользователем, если последний не обрабатывал участок, то обязан уплатить владельцу по меркам урожая, выращенного соседями.

Свод регламентирует также наем вещей, животных, помещений, судов и прочее. Есть сведения о мерах наказания в случае потери или безвозвратной гибели вещи.

Семейные отношения

Действительность брачного союза определялась письменным соглашением между отцом невесты и будущим мужем. Девушка переходила под управление супруга. В случае неверности женщине грозило суровое наказание.

ВНИМАНИЕ! Если супруга не могла родить детей, то муж вправе иметь побочную жену.

Совсем бесправной замужнюю женщину назвать нельзя. Она обладала следующим перечнем прерогатив:

На расторжение союза.

Вправе быть преемницей имущества супруга после его кончины.

Отец имел сильное влияние на потомств. Ему разрешалось продавать своих детей, отдавать в качестве обеспечения долга, отрезать язык при сквернословии с родителями. Законом ограничивалась отцовское влияние – он не вправе лишить наследства, если преемник не совершил преступного деяния.

Уголовное право

В законах нет определения преступления и перечня деяний, относящихся к таковым. Из текста выделяются такие разновидности:

Упоминается лишение жизни по неосторожности. Детально расписаны различные членовредительства. Нарушителя в таких случаях ожидала участь потерпевшего, действовал принцип талиона.

Древние законы отличало то что. Смотреть фото Древние законы отличало то что. Смотреть картинку Древние законы отличало то что. Картинка про Древние законы отличало то что. Фото Древние законы отличало то что

Различают кражу и грабеж. Наказания довольно жесткие – смертная казнь, отрубание рук, взимание непомерной суммы штрафа.

Древняя Индия: Законы Ману

Повседневная жизнь индийцев была регламентирована этическими сборниками правил поведения – дхармы. Самым известным считается законы Ману. Предписания носили очень религиозный характер.

История права древнего мира не указывает точной даты появления этих правил. Включают 2625 статей.

Четко прослеживается понимание между собственностью и владением. Перечисляется 7 легальных способов возникновения права собственности – наследование, получение в качестве подарка или в результате находки, приобретение, завоевание, возмещение за долги, по исполнению работы, в качестве милостыни.

Древние законы отличало то что. Смотреть фото Древние законы отличало то что. Смотреть картинку Древние законы отличало то что. Картинка про Древние законы отличало то что. Фото Древние законы отличало то что

Среди обязательств распространение получили договорные, то есть вытекающие из соглашения. Законом твердо зафиксированы нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не вернул полученный заем в срок, то он обязуется отработать долг.

СПРАВКА! Если в качестве должника выступает лицо, занимающее более высокое происхождение, то ему разрешено отдавать долг постепенно.

В правилах есть упоминания о договорах купли-продажи, дарения, аренды участков.

Брак представлял собой один из видов имущественных сделок – будущий супруг покупал себе жену и она переходила в его собственность. Женщины не способны быть самостоятельными – вначале девочка пребывает под властью отца, после – мужа, а затем – сыновей.

ВНИМАНИЕ! Муж вправе иметь несколько жен, а также подать на развод. Женщине же не разрешалось покинуть семью даже после расторжения союза.

Уголовное право с одной стороны довольно развито – есть понимание рецидива, формы вины, соучастие. Однако все еще имеют место быть пережитки прежних порядков – талион, ордалии как средство доказывания, ответственность общины за совершенное деяние на ее территории, если преступник не найден.

Демократия и право античной Греции

В начале V в. до н.э. Фемистокл, глава демократического движения, заменяет прямые выборы архонтов жеребьевкой. Далее продвижением демократии занимается Эфиальт. Для снижения влияния олигархической партии в ареопаге он инициировал расследование о фактах коррупции против некоторых членов привилегированного органа. Факты были доказаны и народное собрание ликвидировало орган.

Эфиальт ввел новую принципиальную систему отчетов должностных лиц. Перед уходом в отставку чиновника любой гражданин Афин был вправе обратиться на него с жалобой. С именем этого правителя связывают введение обязательства выставлять законы для всеобщего ознакомления.

Далее правление перешло к Периклу, который уже более четко разделил ветви власти, установил денежное вознаграждение за труд судьям и другим госслужащим, провел гражданскую реформу.

Древние законы отличало то что. Смотреть фото Древние законы отличало то что. Смотреть картинку Древние законы отличало то что. Картинка про Древние законы отличало то что. Фото Древние законы отличало то что

Несмотря на процессы демократизации социум терзали противоречия. Все еще большую его часть составляли несвободные рабы. Полноправные граждане обладали перечнем прав:

свобода и личная независимость от другого человека;

на земельный надел и экономическое содействие в случае материальных трудностей;

участие в делах государства;

почитание и защиту богов;

участие в празднествах.

Также были и обязательства граждан – помощь полису при любой чрезвычайной ситуации, защита от внешних врагов, соблюдение законов, обработка своего надела. За совершенное преступное деяние граждане могли ограничиваться в правах, подвергнуться бесчестью.

Римское право: Законы XII таблиц

Свое название свод получил от того, что текст законов занял 12 таблиц из дерева, которые были выставлены на главной площади Рима для всеобщего обозрения. Основой послужили сформировавшиеся обычаи, что в целом характерно для развития государства и права древнего мира.

Древние законы отличало то что. Смотреть фото Древние законы отличало то что. Смотреть картинку Древние законы отличало то что. Картинка про Древние законы отличало то что. Фото Древние законы отличало то что

Особую нужду в таком кодексе имели плебеи, которых следовало хоть как-то защитить от произвола патрициев. Отличительной чертой свода является высокая степень формализма – невыполнение какой-либо бюрократической процедуры, ее упущение могло привести к проигрышу дела в суде.

Право собственности подразделялось на 2 типа:

Рес манципи – наделы, скот, рабы, сооружения.

Ре снек манципи- остальные вещи.

Для перехода прав собственности другому человеку в случаях с вещами первой категории соблюдалась особая процедура – манципация. После уплаты денег человек накладывал руку на вещи и произносил – «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов».

Наказания за преступления были суровыми. В основном применяли смертную казнь или обязательства по уплате огромных штрафов.

Таким образом, древнее право берет свое начало в обычаях и традициях каждой страны. У каждого народа были свои отличительные особенности, что отразилось на памятниках законов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *