Дрозды и скворцы налетали на рябины так что ветки трещали пунктуационный разбор
Диктант с грамматическим задание по русскому языку
Диктант с грамматическим задание по русскому языку для 5 класса (1 полугодие)
Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим задание по русскому языку»
Контрольный диктант за I полугодие по русскому языку.
Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)
1. Найдите в тексте слова с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с теми корнями, у которых они имеются:
(Ответ: расположились, растут, заросли, растительностью, располагаемся, растений)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи во 2-м предложении 1 абзаца: Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты.
4. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных. Корни выделить:
(Ответ: возвышаются- ввысь, берегам-бережок, река-речка, приближаемся-близко, подножию-нога, наслаждением-услада, вдыхаем-дышать, цветущих-цвести, много-множество, рассказывает-расскажет).
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (По А. Смирнову)
Грамматическое задание к диктанту:
1. Найдите во втором абзаце в 8 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
(Ответ: гусеницы, скворцы)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 4-м предложении 1 абзаца.
1. Найдите во втором абзаце в 10 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
2. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 5-м предложении 2 абзаца.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Пунктуационный разбор предложения
Различают три взаимосвязанных вида разбора предложения:
Пунктуация играет важную роль в составлении высказывания, наполняя его чувствами и выделяя важные моменты повествования.
Умение правильно разобрать предложение пунктуационно – залог грамотности, поскольку вероятность ошибиться в расстановке знаков препинания становится минимальной.
Пунктуационный разбор предложения разделен на несколько основных действий:
Когда текст содержит внутри прямую речь, то сначала выделяем слова автора, затем прямую речь. От ее местонахождения зависит расстановка знаков препинания. Если слова героя стоят перед или за словами автора, то для оформления прямой речи нужно 4 знака препинания. Если комментарии автора разрывают текст героя, то будет 7.
Образцы выполнения пунктуационного разбора предложения:
(1) — сложное двусоставное предложение с двумя придаточными (2).
(4) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – сложноподчиненное предложение, соединенное подчинительным союзом «что». Первая грамматическая основа с однородными сказуемыми, связанными союзом «и» – «смотрел» и «думал» — запятая в этом случае не ставится.
(2) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – простое двусоставное предложение, так как грамматическая основа одна. К нему присоединены причастные обороты.
(2,3) – перечисление словосочетаний, выраженных причастными оборотами.
(4) – вопросительное предложение, так как интонация и содержание предполагают вопрос.
(1) – простое двусоставное предложение, где «все привлекало» — обобщающее словосочетание, за которым идет перечисление. Поэтому здесь ставится двоеточие.
(2,3,4,5) – однородные дополнения, соединенные запятыми.
(6) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1,6) – кавычки, которые выделяют прямую речь в тексте.
(2,3,4,5) – оформление прямой речи в случае, когда комментарии автора разрывают слова героя.
(7) – повествовательное невосклицательное предложение, так как на конце предложения точка.
Слова автора – это простое двусоставное предложение.
Текст героя – сложноподчиненное предложение с причинным союзом «потому что».
Работа с клоуз-тестами обучающего характера. 5-й класс
Класс: 5
Цели урока:
– научить понимать смысл текста, устройство его смысловой организации;
– формировать навыки комплексного анализа текста;
– развивать контекстное мышление, коммуникативные способности;
– воспитывать культуру общения.
Тип урока – обучающий.
Форма урока – групповая.
Под бабочкой спокойно плавали головастики, завертывали свои петли на воде жучки, а щуренок у камня в тени стал палочкой.
(М. Пришвин.) 144 слова.
1. Вопросы на восприятие текста. Определите тему текста.
Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
3. Методические рекомендации.
Данный текст предназначен для работы в 5-6 классах по теме “Лексика”.
Работа носит обучающий характер.
* Из третьего абзаца выпишите все прилагательные и запишите к ним антонимы.
* В выделенном предложении подчеркните грамматические основы, начертите его схему.
* Объясните значение слова “омут”.
* Запишите синонимы к глаголам: свалилась, свесила, освежала.
* Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
(А. Смирнов.) 110 слов.
1. Вопросы на восприятие текста.
О чем этот текст? Озаглавьте его.
Почему в рябиннике появилось много птиц? Почему рябинам опять пришлось отступить на поляны?
2. Пропущенные слова: пихтовом, маленькие,гусеницы, съели, свет, много, почву, молодые, поляны.
3. Методические рекомендации: текст обучающего характера по теме “Морфемика. Орфография” для 5 класса.
* Разберите по составу самостоятельные части речи из выделенного предложения.
* Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
* Найдите слова с орфограммой “Буквы И-Ы после Ц”. Объясните написание. Запишите слова-исключения из этого правила.
(Ю. Куклачев.) 77 слов.
1. Вопросы на восприятие текста.
* Определите тему и главную мысль текста.
* Передайте в двух-трех предложениях содержание текста.
* Как вы понимаете выражение “гадкий утенок”?
2. Пропущенные слова: грязная, торчала, ежика, опух, помощи, хрип, жалостливым.
* Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать котенка? Подберите к ним антонимы.
* Первое предложение разберите по членам. Отметьте в нем известные вам части речи.
* Из предпоследнего предложения выпишите все глаголы и подберите к ним синонимы.
* Выполните морфологический разбор любого существительного.
Пропущенные (ключевые) слова обеспечивают развитие контекстного мышления. Они важны для понимания смысла всего текста, его главной мысли. Находятся во взаимосвязи с другими словами текста. Данные слова “вписываются” в предложения не только по смыслу, но и грамматически.
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли. Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. Задание 1)Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем. 2)Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после л». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила. 3)Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
Задание
1)Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2)Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после л». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.
3)Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА.