Дсд договор что это
Договор для совместного бизнеса с физлицом: как правильно оформить
Партнёры решают сделать проще: один оформляет ИП, а второй работает как физлицо с льготным налогом для самозанятых. Или другой вариант: оба работают как самозанятые. А между собой заключают договор о сотрудничестве.
Как заключить договор на сотрудничество ИП и физлицу или двум физлицам — читайте в нашей статье.
Договор на сотрудничество с физлицом
Партнёры со статусом ИП ведут общий бизнес по договору простого товарищества. Для такого договора есть правила из главы 55 Гражданского кодекса. Если предприниматели рассорятся, суд разберётся по правилам из закона и условий договора.
Физлицам нельзя заключать договоры простого товарищества — ни между собой, ни с ИП. А специального договора в Гражданском кодексе нет. Но для подобных случаев есть палочка-выручалочка — непоименованный договор из ч. 2 ст. 421 ГК РФ.
Непоименованный договор — это договор, условия которого стороны полностью придумывают сами, а обязательных правил в законе нет.
Нашим партнёрам с идеей про дизайнерские балконы придётся сочинить договор для сотрудничества с нуля. И прописать все нужные условия: что будут делать, как скидываются деньгами, распределяют обязанности, платят друг другу штрафы за нарушения и делят прибыль, кому на счёт будет платить клиенты. Шаблон такого договора вряд ли найдётся в интернете, для составления понадобится юрист.
Договор о сотрудничестве действует только между партнёрами. С заказчиками партнёры будут заключать отдельный договор подряда с двумя исполнителями на стороне подрядчика.
Налоги от сотрудничества каждый партнёр будет платить сам за себя со своей прибыли по своей системе налогообложения.
Договор о сотрудничестве физлиц и ИП — это самый настоящий договор. Если один партнёр нарушит условия, второй может подать в суд и взыскать убытки, неустойку или вообще расторгнуть договор из-за серьезного нарушения. Считается, что стороны подписались под гражданско-правовым обязательством, и съехать с него просто так нельзя — ст. 309 ГК РФ.
Спор между партнёрами будет решаться по условиям договора, который они же и придумали.
Вот реальный пример такого спора:
ИП и физлицо заключили договор о сотрудничестве для запуска студии печати. Вклады в общее дело распределили так: первый партнёр оформляет ООО и покупает оборудование, второй даёт деньги — полтора миллиона рублей. Партнёры свои обязанности выполнили, студию запустили, но бизнес не выстрелил. Второй партнёр решил забрать свои полтора миллиона, и спор дошёл до суда. Но суд сказал, что договор о сотрудничестве исполнен, и возвращать вклад на общее дело первый партнёр не обязан — дело № 2-159/2019.
Если договором о сотрудничестве один из партнёров сильно ущемлён в правах, суд может применить правила для договора простого товарищества. Например, когда прибыль делят поровну, но за качество перед клиентами отвечает только один. В таком случае суд может решить, что платить за плохую работу обязаны оба. Основание — п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 16.
Есть ещё три варианта договоров для ведения общих дел
В общем деле обязанности и ответственность могут быть разделены по-разному. И иногда партнёрам подойдут другие договоры.
Договор субподряда из главы 37 ГК РФ
Сотрудничество между партнёрами можно оформить договором субподряда. Вариант подходит, когда заказы от клиентов берет один партнёр и часть работы отдаёт второму. Например, мастер по ремонту заключает с клиентом договор на дизайнерский ремонт балкона. Ремонт сделает сам, а на дизайн заключит договор субподряда с дизайнером.
Деньги от клиентов будет получать подрядчик и оговоренную часть платить партнёру-субподрядчику. Отвечать перед клиентом за недостатки будет подрядчик. А субподрядчик за качество и сроки будет отвечать перед подрядчиком. Налоги каждый за себя платит сам.
Договор субподряда не подойдёт, если партнёры хотят скинуться деньгами на запуск общего дела.
Договор займа из главы 42 ГК РФ
По договору займа первый партнёр даст второму деньги под оговоренный процент на запуск общего дела. Вариант подходит, если партнёрство заключается только в инвестировании: один занимается делом, а второй только даёт деньги и получает часть прибыли в виде процентов. Налоги каждый платит за себя.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Агентский договор из главы 52 ГК РФ
В агентском договоре первый партнёр будет принципалом, а второй агентом. Брать заказы у клиентов и заключать договоры могут оба. Но первый будет работать от себя лично, а второй от имени партнёра как агент. Агентский договор подойдет, когда у первого партнёра уже есть клиентская база или раскрученный бренд.
Партнёр-агент будет получать агентское вознаграждение от принципала — это и будет его часть прибыли. Налоги каждый платит сам за себя.
Договор не подойдёт, если агент платит налог для самозанятых — для них такая деятельность запрещена.
Статья актуальна на 30.09.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности
Юридические лица вправе вступать в соглашения в целях получения коммерческой прибыли. Для того, что бы юридически оформить намерения к совместным действиям необходимо составить соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности.
Основные моменты соглашения о сотрудничестве
В типовом бланке соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности должно обязательно быть указанно следующее:
ВАЖНО! При заполнении бланка в пункте ответственности сторон и разрешении споров необходимо указать не только арбитражный суд, но и суд общей юрисдикции.
Порядок заключения соглашения о совместной деятельности
В большинстве ситуаций процедуре подписания соглашения предшествует этап переговоров, который может занимать довольно большое количество времени вплоть до нескольких месяцев. Особенно щепетильно к этому периоду подходят при соглашениях о сотрудничестве между крупными организациями.
После этапа переговоров одна из сторон формирует проект соглашения, на основании которого разрабатывается текст самого документа. После согласования и утверждения всех нюансов работ и ведения общей деятельности на соглашении ставят подписи.
Предмет договора и конфиденциальность
В тексте соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности обязательно необходимо указать предмет договора. В частности, им может быть те виды деятельности, которые стороны решили проводить совместно. Это может быть:
При заключении соглашения в первую очередь нужно обратить пристальное внимание на блок с конфиденциальной информацией. Ей могут быть определённые уникальные технологии, ноу-хау, которые применяются одной из сторон. В тексте документа необходимо перечислить области, попадающие под разряд конфиденциальной информации, и предусмотреть меры ответственности за её разглашение. При заключении соглашения о совместной деятельности не стоит забывать и про возможные налоговые обязательства, т.к. в результате общих усилий стороны получают прибыль, которая подлежит налогообложению. В тексте документа укажите порядок расчёта и выплаты налогов.
Участники соглашения о сотрудничестве
Кто может выступать в качестве сторон соглашения о сотрудничестве? Участниками (сторонами) договора могут являться коммерческие организации или индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются предпринимательством в соответствии с действующим законодательством.
Особенности соглашения
Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности может касаться и инвестиционной деятельности, в этих случаях руководствуются ФЗ от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об инвестиционном товариществе». Данный документ, предполагает ряд специфических особенностей, так:
ВАЖНО: В договоре обязательно нужно казать на долю и размер полученной, в результате соглашения прибыли. Обычно прибыль рассчитывается исходя из вклада каждого участника. (ГК Статья 1047, глава 55, п.1)
В договоре обязательно указывается основание для прекращения действия соглашения. Законом предусмотрены следующие причины для расторжения документа: ликвидация юридического лица по причине банкротства или по иному поводу, истечение срока давности договора.
Порядок подписания
Соглашение подписывают обе стороны с указанием реквизитов, юридических адресов, номеров ЕГРНИП/ЕГРНЮР всех заинтересованных сторон. Обязательно проставляются печати. Экземпляры соглашения должны быть предоставлены всем участникам.
Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.
Скачать в PDF Скачать В Word Печать Просмотр
Договор о совместной деятельности – объединить усилия и достичь общих целей!
Чтобы объединить финансовые и иные возможности для достижения общих целей, заинтересованные стороны заключают договор о сотрудничестве и совместной деятельности. В чем преимущество данного документа, когда и как он заключается, вы сможете узнать далее.
Законодательная база
Договор о совместной деятельности регламентируется ст. 1041-1054 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 180 и ст. 278 Налогового кодекса РФ. Согласно данным статьям, стороны заключают между собой соглашение, на основании которого договариваются объединить свои вклады для совместной деятельности, извлечения прибыли или достижения цели, которая не идет в разрез с законом.
Подписание такого договора позволяет избежать создания нового юридического лица, что всегда влечет за собой дополнительные финансовые расходы. Это означает, что контрагенты по этому договору извлекают двойную пользу – избегают расходов на регистрацию нового юр. лица и получают дивиденды от партнерства.
Сторон соглашения может быть два и более, причем они являются субъектами предпринимательства. Это могут быть следующие лица:
Согласно ст. 1042 ГК РФ, один из ключевых условий договора – внесение вклада в общее дело. Он может быть представлен в виде денежных средств, иного имущества, профессиональных навыков и умений, деловой репутации и связей. Стороны могут заранее определить стоимость вкладов и указать ее в самом договоре. Если этого не сделать, то автоматически предполагается, что вклады сторон равнозначны, то есть имеют одинаковую стоимость.
Когда заключается договор о сотрудничестве?
Чтобы более точно определить суть сотрудничества при коммерческой деятельности и необходимость заключения подобного договора, стоит рассмотреть пример:
Важно отметить, что цель подобного сотрудничества необязательно имеет коммерческий характер. Так, это может:
Порядок составления договора
Как правило, документ составляется в двух экземплярах, но если сторон-участников больше, то составляется с тем учетом, что каждый из них должен получить свой экземпляр.
Стоит отметить, что нет единой формы договора о совместной деятельности, но в нем обязательно нужно предусмотреть реквизиты, без которых договор будет недействительным. Так, чтобы ничего не упустить, рекомендуем оформлять договор в таком порядке:
Договор о добровольном безвозмездном сотрудничестве
Из названия очевидно, что такой договор заключают стороны, которые желают сотрудничать на добровольной безвозмездной основе, чтобы достичь единых целей. Как правило, в этом случае обязанности сторон выглядят следующим образом:
Как правило, подобные договора могут расторгаться по желанию одной из сторон.
Договор о совместной деятельности простого товарищества
Такой документ имеет возмездный характер, поскольку заключается между заинтересованными сторонами, которые объединяют свои вклады и пользуются общим имуществом.
При заключении такого договора внимание стоит уделить следующим моментами:
Соглашение о сотрудничестве между организациями
Соглашение о сотрудничестве между организациями имеют право подписывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: Роспотребнадзор, библиотеки, консалтинговые организации и т.д. Это достаточно удобно, так как для объединения усилий, капиталов, технического оснащения нет необходимости прибегать к созданию новой структуры подразделений, регистрации нового юрлица (что подразумевает большие затраты) и пр.
Предмет соглашения обычно тщательно обговаривается всеми сторонами. Целью соглашения могут быть какие-либо действия, которые компании решили предпринимать совместно. Причем на практике чаще встречается ситуация, когда выгодна такая сделка обеим организациям. Они совместно могут:
Этот перечень операций, которые организации могут осуществлять совместно, далеко не полный. Зачем и когда объединяться, организации или ИП решают в каждом конкретном случае самостоятельно. Перед объединением неизменно присутствует этап переговоров.
Составные части соглашения
Установленной формы этого документа нет и не предвидится, так как его содержимое напрямую будет зависеть от конкретных условий заключения соглашения и целей каждой из сторон. Их может быть и не две, а три и более. И все они должны быть согласны с условиями, которые прописаны в бумаге.
Элементов в прилагаемом образце соглашения несколько:
Вводная часть
В самом верху по порядку должно быть указано:
Предмет соглашения
В этой части должны быть перечислены все сферы взаимодействия, в которые обе стороны готовы вступить. Это может быть какая-то одна сфера, например, финансовая. Тогда стороны договариваются о ссудах, кредитах на определенных условиях и пр.
Две стороны могут описать в предмете договора практически все сферы. Сотрудничество при этом приобретает характер слияния двух организаций, но не является им. Кроме того, соглашение не подразумевает заключение никаких последующих договором. В этой части как раз и говорится, в каких сферах могут быть друг другу полезны организации.
Возможно, одна из сторон оказывает помощь другой в одной сфере, а вторая – в другой. Тогда в предмете соглашения должны быть указаны обе эти сферы.
Ответственность сторон
В этом пункте соглашения стороны договариваются о том, что не будут разглашать, к примеру, коммерческие тайны друг друга, а также оговаривается возможность оказания помощи в определенных сферах деятельности (маркетинг, получение патентов и пр.).
Порядок расчетов
Конкретных цифр в этом пункте обычно не приводится. Формулировка предполагает заключение насчет финансовой стороны вопроса других договоров. Если это возможно, то приводятся ссылки. Но в большинстве случаев организации ограничиваются общей фразой о том, что прибыть от сделок распределяется после достижения в этом вопросе согласия.
Профессионалы советуют составлять соглашение о сотрудничестве после каждого крупного распределения прибыли. Так порядок расчетов будет сразу понятен, не будет путаницы с датами.
Форс-мажорные обстоятельства
Оговаривается, какие обстоятельства являются форс-мажорными. Как при этом могут меняться условия достигнутых соглашений. Но основной момент этого пункта — в какой срок одна сторона обязана уведомлять другую о случившемся (и о невозможности выполнить прописанные в документе обязательства).
Заключение
После того как соглашение о сотрудничестве между организациями согласовано, в него внесены необходимые правки, на нем все участники оставляют свои реквизиты, подписи, печати, расшифровку подписей. Нелишним будет указать должности подписывающих сотрудников (в большинстве случаев – руководителей организаций), особенно если они упомянуты в начале документа.
Нюансы
Помимо общих интересов, одна организация может оказать помощь другой: финансовую, с техническим обеспечением и пр. В соглашении четко прописываются границы этой помощи, условия, при которых она оказывается. Важный момент – сроки заключения соглашения.
Важно, чтобы документ был оформлен юридически грамотно, иначе может случиться недопонимание между партнерами либо злоупотребление одним из участников соглашения своими правами.
Сколько экземпляров подписывать
Что же касается количества экземпляров соглашения о сотрудничестве между организациями, то минимальное количество – два. Если сторон три, то составляется минимум три экземпляра. Кроме того, для бухгалтерского отдела каждой организации может потребоваться оригинал или заверенная копия.
Словом, количество подписанных соглашений о сотрудничестве между организациями должно соотноситься с количеством сторон, которое его заключают. Количество экземпляров бумаги прописывается в нижней ее части.
Как правильно составить партнерское соглашение
При оформлении партнерских отношений важно обсудить все до мельчайших деталей, чтобы не допустить возможных конфликтов в будущем. Дмитрий Гриц, адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Гриц и партнеры», в своей книге «Адвокат бизнеса» подробно рассказывает обо всем, что нужно сделать при составлении партнерского соглашения.
Партнерское соглашение — это документ, но оно не заменяет устав компании, корпоративный или трудовой договор. Соглашение — это скорее об отношениях, целях и ожиданиях друг от друга, чем о судебной защите.
У соглашения нет жесткой формы. Вы можете обсудить с партнером все важное и записать итоги в свободной форме.
Для составления подходят ворд-документы или гугл-документы, но потом соглашение надо будет распечатать и подписать.
Требований к тексту соглашения тоже нет. Можно писать простыми словами, как говорите в жизни. Главное, чтобы договоренности были конкретными.
Чисто технически составить соглашение можно и на сложном юридическом языке. Правда, пользы от такого языка не будет: гораздо важнее, чтобы сами партнеры отчетливо понимали каждый пункт. И хотя соглашение во многих случаях можно использовать для судебных разбирательств, мой опыт показывает: когда оно составлено без юризмов, до суда не доходит.
У соглашения два принципиальных этапа: сначала обсуждаем совместную работу, потом фиксируем договоренности. Для себя я выделяю четыре шага на пути к устойчивому партнерскому соглашению:
Время и место. Договоренность на далекое будущее — это «важно, но не срочно», как говорят специалисты по тайм-менеджменту. Поэтому обсуждение будет откладываться: «Это отличная идея, но давай сначала первого клиента приведем». Потом: «Это круто, но сейчас кассовый разрыв, давай займемся продажами». И так до первого серьезного конфликта. А там уже вряд ли удастся договориться с холодной головой.
Поэтому я советую выделить время на обсуждение, пока конфликта нет. Выбирайте место обсуждения подальше от офиса, потому что вас постоянно будут «на минуточку отвлекать». А вам нужно сфокусироваться.
Детальное обсуждение. Суть соглашения не столько в том, чтобы составить некий документ. Суть в том, чтобы партнеры осознанно и внимательно обсудили все детали своей работы, в том числе возможные конфликты. Делать это лучше, пока все в миролюбивом настроении. Так больше шансов, что партнеры будут слушать друг друга, а не бороться только за свои интересы. Сравните:
Есть такое мнение: «Пока нечего делить, не надо и подписывать». А на самом деле все наоборот: пока нечего делить — это лучшее время, чтобы детально обсуждать и договариваться. А когда уже вложено время и деньги, то даже спор из-за мелочи может превратиться в войну.
Неудобные вопросы. Обсуждать надо все самое неудобное, болезненное и деликатное, потому что конфликты случаются именно из-за такого. Обычно это вопросы власти, денег, полномочий, семьи, несчастных случаев, ответственности за ошибки. Например: «Кому достанется доля в бизнесе, если один из партнеров умрет?» Или самый сложный вопрос: «Кто главный в компании?»
Есть способ облегчить жизнь. Для обсуждения неудобных вопросов приглашайте посредника: это может быть юрист, переговорщик или любой незаинтересованный человек. Главное условие — оба партнера доверяют его беспристрастности.
Посредник работает так: у него есть список вопросов, он их по очереди задает партнерам, следит за обсуждением и помогает отвечать конкретно, а не отделываться общими словами. Посредник не дает поссориться.
Одно дело — партнер спрашивает: «Кому достанется твоя доля, если ты разведешься?» Или: «Что будет, если ты вложишь деньги в продукт, а мы не получим прибыль?» Такие вопросы от друга или родственника могут звучать обидно, а если их задает посторонний человек, то что с него взять? Партнеры как бы занимают одну сторону напротив посредника, а не оказываются в состоянии спора.
Еще один сложный вопрос: как будут распределяться доли? И самое главное: почему такое распределение? Важно, чтобы все осознанно подошли к ответу. Часто предприниматели подходят к этому вопросу формально: поровну— 50 на 50 или всем по 25%, если их четверо. Такая схема выглядит справедливой, но в реальности это ловушка. Дело в том, что равное распределение долей будет справедливым только тогда, когда все партнеры вкладывают в бизнес равное количество сил, времени и денег. Причем не просто фактически вкладывают, а сами убеждены, что они вкладывают столько же, сколько и остальные. Как только у одного из партнеров появится чувство, что он вложил больше остальных, появится недовольство, которое может перерасти в конфликт.
Работающий способ облегчить обсуждение — заранее передать партнеру вопросы, например за неделю. Хорошо, если партнер поживет с этими вопросами, привыкнет к идее обсуждения. Вероятно, он придумает собственные вопросы. Это лучше, чем внезапно спрашивать: «Как быть, если ты ошибся на миллион рублей?»
Фиксация договоренностей без общих фраз. Вот партнеры обсудили, до чего-то договорились, и теперь время записывать договоренности. Фиксация на бумаге помогает перепроверить себя: «Точно ли я такое обещаю? Я именно это имел в виду, когда обещал?»
Письменные договоренности защищают от общих фраз. В разговоре слышишь: «Я отвечаю за рекламу». Вроде картинка в голове нарисовалась, ты согласен и обсуждаешь следующий вопрос. На самом деле это пустая фраза, за ней ничего нет.
Договоренность должна быть записана. Дело в том, что люди имеют свойство забывать, о чем они говорили, или по-своему интерпретировать слова. Со временем память начинает подстраиваться под сложившуюся в компании практику. Или старые договоренности начинают пониматься как-то по-новому. Все это может происходить даже без злого умысла. А вот когда все записано, всегда легко вернуться к тексту и руководствоваться именно им.
Во время обсуждения старайтесь избегать фраз вроде «Мы обсудим это потом» или «Мы пропишем это в приложении». Если что-то не записано сейчас — считайте, что это не запишется никогда. А потом именно по этому вопросу и возникнет конфликт. Поэтому никаких отсылок к несуществующим дополнительным документам. Обсуждаем максимально конкретно здесь и сейчас. Если вопрос объемный и ваша партнерская сессия состоит из нескольких дней, можно взять домашнюю работу и подготовить предложения. Но на момент подписания договора все условия должны быть записаны.
Мы почти у цели: вопросы обсудили, договоренности закрепили на бумаге, вроде всё. Последний шаг — распечатать копии и каждому расписаться. Подпись дисциплинирует. Ставить подпись абы куда не хочется, поэтому вычитываешь каждое слово в документе. Если есть вопросы, уточняешь и просишь что-то поправить. А подпись — только когда согласен со всем на сто процентов. Ценность соглашения — скорее в процессе обсуждения, чем в конкретном подписанном документе. Поэтому задавайте как можно больше вопросов, особенно неудобных и которые как бы неловко спрашивать. Но подписать документ в конце тоже важно.