Дт 02 кт 01 проводка что означает бухгалтерская амортизация основных
Проводки Дт 02 и Кт 02, 01 (нюансы)
Амортизация имущества
Расчет амортизации позволяет постепенно переносить стоимость дорогостоящего имущества на производственные расходы и затраты на продажу. Правила формирования износа отражены в положениях ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательны к применению новые ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять эти стандарты можно и раньше. Для перехода на применение новых стандартов необходимо внести изменения или дополнения в учетную политику.
Что изменится в учете основных средств и капитальных вложений при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы нововведений.
Амортизационные начисления совершаются не только компаниями, использующими собственное имущество в производственных процессах, но и иными организациями – арендодателями и лизингодателями, а также получателями этого имущества (если это предусмотрено законом или условиями договора).
При наличии договора лизинга износ начисляет организация, на балансе которой числится имущество. При этом, если объект ОС при передаче в лизинг уже использовался ранее, при расчете амортизации за основу берутся его остаточная стоимость и установленные лизингодателем сроки полезного использования объекта.
Более подробную информацию об определении остаточной стоимости имущества можно узнать из материала «Как определить остаточную стоимость основных средств».
Если заключен договор аренды, имущество продолжает учитываться на балансе арендодателя, и именно последний начисляет износ. Однако в случае осуществления арендатором капвложений, приводящих к неотделимым улучшениям арендуемого имущества, возможны ситуации, когда износ будет начислять арендатор (ст. 258 НК РФ).
Выбор способа амортизации в бухучете и налоговом учете должен быть закреплен в соответствующих разделах учетной политики. При этом предоставляемое в аренду имущество и начисленную по нему амортизацию учитывают обособленно от прочих объектов ОС, которые используются в других видах хоздеятельности компании.
Что отражают проводки по Дт 02 и Кт 02
Стоимостное выражение объектов ОС, числящихся на балансе фирмы, фиксируется на счете 01 «Основные средства». Для учета размера произведенного износа (амортизации) обращаются к счету 02 «Амортизация основных средств».
Рассмотрим, как используются проводки по Дт 02 Кт 02. В Кт 02 фиксируется размер накопленного износа по объектам ОС. Возможны следующие корреспонденции со счетами учета затрат и расходов на продажу:
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали и отразили в бухучете амортизацию. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Если износ начисляется на сданное в аренду имущество (и при этом аренда не относится к основной деятельности фирмы), появляется проводка:
Организация также может прекратить дальнейшее эксплуатационное использование дорогостоящего имущества. Одна из основных причин этого – его продажа.
Тогда при списании имущества по Дт 02 отражают сумму накопленной амортизации по нему. Появляется следующая запись:
Та же проводка используется при наличии ситуаций:
О прочих нюансах при продаже имущества организации см. в материале «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».
Итоги
Счет 02 бухгалтерского учета
Для чего нужен счет 02
Основные средства (ОС) — это активы, которые компания использует для производства продукции или оказания услуг больше года. На ОС регулярно начисляют амортизацию — их стоимость по мере износа частями переносят на стоимость товаров, работ, услуг. Большинство объектов ОС очень дорогие, поэтому единовременное списание стоимости на затраты приведет к тому, что себестоимость продукции будет сильно завышена.
Счет 02 по плану счетов называется «Амортизация основных средств». На нем бухгалтеры ведут учет начисленной амортизации, ее увеличение и уменьшение, списание, через него же оформляют выбытие ОС.
Нельзя путать амортизацию и износ. Учет износа ведут на забалансовом счете 010, а начисляют его в конце года по объектам жилфонда, ЖКХ или основных средств некоммерческих организаций.
Пояснения по счету 02 даны в плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.
Как работает амортизация
Начать начисление амортизации нужно уже с первого числа месяца, следующего за тем, когда основное средство приняли к учету. Приняли ОС в августе — начисляем амортизацию с сентября.
Пока не закончится срок полезного использования, останавливать начисления нельзя. Приостановка работы или прекращение использования оборудования — не повод останавливать начисление. Приостановка разрешается только при консервации на срок более 3 месяцев или на период восстановления сроком свыше 12 месяцев.
Прекратить начисление нужно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором объект списали с учета или полностью погасили его стоимость. То есть амортизацию не нужно начислять на любые полностью самортизированные ОС с нулевой остаточной стоимостью, даже если ваша компания продолжает их использовать.
Амортизацию для отражения в учете, считают ежемесячно в соответствии со способом, который утвержден в учетной политике по отдельным группам или объектам ОС:
Для любого способа важен срок полезного использования — это период, в течение которого амортизируемый объект приносит доходы. Организация определяет срок, когда принимает ОС к учету. При ремонте или улучшении оборудования срок полезного использования увеличивают.
Счет 02 — активный или пассивный
Счет 02 относится к пассивным. Это значит, что начисление и накопление амортизации отражают по кредиту. Уменьшение или списание начисленных сумм проводится по дебету счета 02. Закрытие счета оформляется проводкой Дебет 02 — Кредит 01.
Хоть счет и пассивный, в разделах III-V бухбаланса он не отражается, но участвует в формировании актива — строки основных средств. Напомним, что ОС в балансе отражаются по остаточной стоимости, то есть уменьшаются на кредитовое сальдо счета 02.
Субсчета к счету 02
Чтобы детализировать учет по 02 счету и не запутаться, бухгалтеры открывают к нему субсчета и прописывают их в рабочем плане счетов. Так как амортизация начисляется именно на ОС, субсчета соответствуют их видам:
Аналитический учет по счету 02
Амортизация плотно привязана к объектам ОС, поэтому вся аналитика по 02 счету строится вокруг отдельных инвентарных объектов ОС. Они включают в себя как сам актив, так и все необходимые приспособления и принадлежности для его функционирования.
Ведут аналитический учет в одном из трех типовых документов, которые используются и для аналитики по ОС:
В них отражают сведения о поступлении, перемещении, выбытии, доработках, улучшениях основных средств, а также вносят записи о начисленной с начала эксплуатации амортизации.
Корреспонденция счета 02 с другими бухгалтерскими счетами
Счет 02 по дебету | Счет 02 по кредиту |
01 Основные средства 02 Амортизация 03 Доходные вложения в материальные ценности 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал | 02 Амортизация 08 Вложения во внеоборотные активы 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 44 Расходы на продажу 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал 91 Прочие доходы и расходы 97 Расходы будущих периодов |
Стандартные операции по счету 02
У любой компании есть основные средства — свои или арендованные. Поэтому 02 счетом пользуются практически все. Можно выделить типовые бухгалтерские проводки, которые встречаются чаще всего.
Проводка | Суть операции |
Дт 02-1 Кт 02-2 | Отражены суммы амортизации арендованных ОС, которые перешли в собственность |
Дт 02 Кт 01 | Начисленная за время использования амортизация списана |
Дт 02 Кт 83 | Уменьшена амортизация в результате уценки |
Дт 02 Кт 79 | Уменьшена амортизация по ОС переданным ОП на отдельном балансе |
Дт 20 (25, 23, 26, 44, 91) Кт 02 | Начислена амортизация по ОС |
Дт 79 Кт 02 | Начислена амортизация по ОС обособленного подразделения |
Дт 83 Кт 02 | Увеличена амортизация в результате дооценки ОС |
Дт 91 Кт 02 | Начислена амортизация организацией-арендодателем по арендованным ОС |
Воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия, чтобы автоматизировать расчет и начисление амортизации. Ведите учет, сдавайте отчетность, начисляйте зарплату и считайте больничные — 14 дней в подарок для всех новых пользователей.
Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)
Что такое основное средство?
Основное средство (ОС) — это внеоборотные активы, существование которых возможно при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):
При первоначальной стоимости объекта, равной 40 000 или менее, и одновременном выполнении указанных выше условий актив может быть признан материально-производственным запасом (п. 5 ПБУ 6/01).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.
Как организации перейти на учет ОС по новому ФСБУ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Как осуществляется выбытие основных средств в бухучете?
Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами:
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
О документах, которыми необходимо обосновать выбытие ОС, см. в материале «Документальное оформление списания основных средств».
Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию первоначальной стоимости и амортизации) будут аналогичными:
При этом сформированная на счете 01«Выбытие» остаточная стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например:
ООО «Авто-парк» реализовало автомобиль в августе. Стоимость реализации в соответствии с договором составила 472 000 руб. (в т. ч. НДС 72 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб., сумма начисленной амортизации за период эксплуатации — 130 000 руб. Организация учитывает поступившие ОС на счете 01.01, для выбывших ОС используется субсчет 01.02.
В августе ООО «Авто-парк» отразит в учете:
Дт 62 Кт 91.01 — 472 000 руб. — реализация автомобиля.
Дт 91.02 Кт 68.02 — 72 000 руб. — начислен НДС по реализации.
Дт 01.02 Кт 01.01 — 700 000 руб. — списание первоначальной стоимости.
Дт 02 Кт 01.02 — 130 000 руб. — списание амортизации.
Дт 91.02 Кт 01.02 — 570 000 руб. — остаточная стоимость учтена в расходах.
Подробнее о проводках, отражающих учет ОС, см. в статье «Проводки Дт 01 и Кт 01, 08 (нюансы)».
Как видно из примера, доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, учитываются в периоде осуществления указанных действий (п. 31 ПБУ 6/01), что нельзя сказать о налоговом учете таких операций.
Каковы особенности налогового учета выбытия основных средств?
Следует обратить внимание на порядок учета реализованных ОС, установленный гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, возникающий при превышении остаточной стоимости ОС над суммой выручки от продажи ОС, следует принимать в целях исчисления налога на прибыль равными долями в течение всего оставшегося срок полезного использования. Указанная особенность учета убытка в целях налога на прибыль формирует временные разницы, отражение которых производится путем применения ПБУ 18/02.
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении временных разниц, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Исходные условия — из примера 1. При этом оставшийся срок полезного использования ОС — 37 месяцев.
Определим сумму убытка 570 000 – (472 000 – 72 000) = 170 000 руб.
Убыток, который ООО «Авто-парк» может равномерно учитывать ежемесячно в целях исчисления налога на прибыль, — 170 000 / 37 = 4 594,59 руб. Начиная с 2021 года ООО «Авто-парк» будет отражать эту сумму в составе прочих расходов.
Таким образом, в учете ООО возникнет временная разница — отложенный налоговый актив, отражаемый в августе проводкой Дт 09 Кт 68 — 170 000 руб. В сентябре эта сумма будет уменьшена Дт 68 Кт 09 — 4 594,59 руб.
Итоги
В бухучете выбытие основных средств отражается проводками по списанию его первоначальной стоимости и амортизации, которые формируют остаточную стоимость объекта в бухучете. При реализации основного средства с убытком важно учесть возникающие в налоговом учете временные разницы, появление которых обусловлено наличием разных законодательно установленных подходов к отражению результатов выбытия.
Нюансы выбытия основных средств в бухгалтерском учете
Бухгалтерский учет выбытия основных средств ведется всеми субъектами, у которых числится на балансе указанный вид активов. О том, как правильно его вести, а также об особенностях налогового учета таких операций расскажем в статье.
Что такое основное средство?
Основное средство (ОС) — это внеоборотные активы, существование которых возможно при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):
При первоначальной стоимости объекта, равной 40 000 или менее, и одновременном выполнении указанных выше условий актив может быть признан материально-производственным запасом (п. 5 ПБУ 6/01).
С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.
Как осуществляется выбытие основных средств в бухучете?
Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами:
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию первоначальной стоимости и амортизации) будут аналогичными:
При этом сформированная на счете 01 «Выбытие» остаточная стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например:
ООО «Авто-парк» реализовало автомобиль в августе. Стоимость реализации в соответствии с договором составила 472 000 руб. (в т. ч. НДС 72 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб., сумма начисленной амортизации за период эксплуатации — 130 000 руб. Организация учитывает поступившие ОС на счете 01.01, для выбывших ОС используется субсчет 01.02.
В августе ООО «Авто-парк» отразит в учете:
Дт 62 Кт 91.01 — 472 000 руб. — реализация автомобиля.
Дт 91.02 Кт 68.02 — 72 000 руб. — начислен НДС по реализации.
Дт 01.02 Кт 01.01 — 700 000 руб. — списание первоначальной стоимости.
Дт 02 Кт 01.02 — 130 000 руб. — списание амортизации.
Дт 91.02 Кт 01.02 — 570 000 руб. — остаточная стоимость учтена в расходах.
Как видно из примера, доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, учитываются в периоде осуществления указанных действий (п. 31 ПБУ 6/01), что нельзя сказать о налоговом учете таких операций.
Каковы особенности налогового учета выбытия основных средств?
Следует обратить внимание на порядок учета реализованных ОС, установленный гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, возникающий при превышении остаточной стоимости ОС над суммой выручки от продажи ОС, следует принимать в целях исчисления налога на прибыль равными долями в течение всего оставшегося срок полезного использования. Указанная особенность учета убытка в целях налога на прибыль формирует временные разницы, отражение которых производится путем применения ПБУ 18/02.
Исходные условия — из примера 1. При этом оставшийся срок полезного использования ОС — 37 месяцев.
Определим сумму убытка 570 000 — (472 000 — 72 000) = 170 000 руб.
Убыток, который ООО «Авто-парк» может равномерно учитывать ежемесячно в целях исчисления налога на прибыль, — 170 000 / 37 = 4 594,59 руб. Начиная с 2021 года ООО «Авто-парк» будет отражать эту сумму в составе прочих расходов.
Таким образом, в учете ООО возникнет временная разница — отложенный налоговый актив, отражаемый в августе проводкой Дт 09 Кт 68 — 170 000 руб. В сентябре эта сумма будет уменьшена Дт 68 Кт 09 — 4 594,59 руб.
Итоги
В бухучете выбытие основных средств отражается проводками по списанию его первоначальной стоимости и амортизации, которые формируют остаточную стоимость объекта в бухучете. При реализации основного средства с убытком важно учесть возникающие в налоговом учете временные разницы, появление которых обусловлено наличием разных законодательно установленных подходов к отражению результатов выбытия.
01 счет в бухгалтерском учете (нюансы)
Счет 01 в бухгалтерском учете используется для синтеза стоимости основных средств. На счете группируются и обобщаются сведения о зданиях и сооружениях, машинах, оборудовании, приспособлениях и других активах, относящихся к основным средствам. Что и как относить на счет 01, рассмотрим далее.
Основные средства: понятие и нюансы
Обобщенная информация об основных средствах (ОС) предприятия собирается на счете 01 любой коммерческой организации, располагающей подобными средствами. ПБУ 06/01 дает несколько признаков, по которым материальный актив может быть отнесен к категории ОС:
При этом лимит стоимости активов в 40 000 руб. не является обязательным для бухучета. Если выполняются все указанные выше 4 параметра, то актив может быть отнесен к числу ОС, даже если его стоимость меньше 40 000 руб. Главное условие — параметры отнесения актива к числу ОС должны быть четко оговорены в учетной политике. Необходимо, чтобы соблюдались первые 4 признака, по которым актив относится к числу ОС.
В составе запасов можно отражать активы, имеющие стоимость менее 40 000 руб., если по каким-либо причинам предприятию удобнее учитывать их таким образом (п. 5 ПБУ 06/01). Тогда списание таких активов, отнесенных в разряд запасов, проводится в составе расходов периода.
ВАЖНО! П. 5 ПБУ 06/01 только допускает возможность отнесения активов стоимостью до 40 000 руб. к составу запасов, не делая это условие обязательным. Для целей бухгалтерского учета предприятие вправе самостоятельно решить этот вопрос в рамках своей учетной политики.
Учет основных средств на счете 01 ведется с разбивкой на группы, в зависимости от срока использования. Внутри каждая группа делится на подгруппы в соответствии с видами ОС (здания, оборудование, механизмы, транспортные средства и т. п.). С 1 января 2017 года вводятся изменения в классификацию основных средств (постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1», далее — постановление № 640).
Формирование стоимости основных средств на счете 01
Основные средства отражаются на счете 01 в бухучете предприятия по первоначальной стоимости, без НДС и прочих возмещаемых налогов. Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств предполагает, что в их стоимость, учитываемую по дебету счета 01, относят:
При определении первоначальной стоимости ОС нужно внимательно подходить к ее формированию, исключая из ее состава общепроизводственные или управленческие расходы, если они не имеют непосредственной связи с приобретением или возведением ОС.
П. 8.1 ПБУ 06/01 для организаций, применяющих упрощенную систему бухучета, облегчает правила формирования первоначальной стоимости ОС. Первоначальная стоимость ОС в таких организациях формируется или по договорной цене покупки имущества с учетом затрат на монтаж, или в пределах сумм, которые были уплачены по договорам подряда при возведении таких активов. Прочие затраты, сопутствующие приобретению или возведению ОС, относятся на расходы предприятия в том периоде, когда они были произведены.
Предприятие, работающее на ОСНО, приобрело станок токарный стоимостью 118 000 руб., в т. ч. НДС (18%) — 18 000,00 руб. Доставка станка до склада предприятия составила 25 000 руб. (НДС в этом случае отсутствует, т. к. поставщик — неплательщик НДС). Монтаж — 36 000 руб., а наладка станка — 20 000 руб. (подрядная организация также не является плательщиком НДС).