Dts декодер что это в телевизоре
В телевизорах Samsung поддержка DTS отсутствует. Что делать?
Как мы знаем, компания Samsung не поддерживает кодек DTS Audio в своих телевизорах, начиная с модельного ряда 2018 года. Модели, произведённые до 2018 года, естественно, по-прежнему поддерживают DTS. Многие покупатели задаются вопросами, когда новый телевизор показывает фильм без звука, «Почему новый телевизор Samsung не воспроизводит DTS?», «Почему в видео нет звука?»
Пока нет окончательного решения этой проблемы. Во всяком случае на сайте разработчика в таких случаях предлагается лишь выбрать другую аудиодорожку. Попробуем разобраться, что можно сделать, если нужно воспроизвести многоканальный звук DTS на Samsung TV 2018 и выше, несмотря на отсутствие поддержки кодека. Кроме того, попытаемся раскрыть возможные причины и методы устранения отсутствия поддержки DTS на моделях Samsung 2019 года.
Почему DTS не воспроизводится на телевизоре Samsung?
Компания Samsung прекратила поддержку DTS для всех моделей телевизоров с 2018 года. DTS – это компания «Digital Theater System», разработавшая многоканальную цифровую звуковую систему для кинотеатров. Применительно к телевидению DTS – это многоканальная аудиосистема, которая поддерживает, например, 5.1 каналов.
При этом звук для двух фронтальных, центрального, двух тыловых динамиков и сабвуфера кодируется индивидуально. Существует альтернативный формат звукового сопровождения от компании Dolby, например, Dolby Digital. В обеих системах звук в фильме записан в виде множества каналов. И теперь можно управлять не только двумя общепринятыми стереодинамиками, но и 5.1-канальной системой с дополнительными динамиками.
Это позволяет реалистично воспроизводить звук. Для создания саундтреков DTS необходим кодер DTS. Он кодирует многоканальный звук, а декодер DTS считывает и воспроизводит эту информацию. Любое устройство, которое должно воспроизводить DTS, нуждается в декодере DTS. С некоторых пор за использование декодера DTS в бытовой электронике необходимо платить лицензионный сбор разработчику DTS.
Эта плата оговаривается самим производителем индивидуально, т.е. стоимость лицензии на одно устройство не является общедоступной информацией. Если предположения верны (лицензия DTS стоит определённых денег), то для Самсунг каждый новый телевизионный модельный ряд выливается в кругленькую сумму. Зачем тратить столько денег на поддержку DTS, если их тоже можно ввалить в рекламу, которой у Самсунг и без того предостаточно?
Неудивительно, что Samsung в телевизорах 2018 года и старше отменила поддержку DTS. Но с другой стороны у производителя остается поддержка кодека Dolby. Так что возможность воспроизвести многоканальные звуковые треки осталась. В случае телевизоров Samsung есть функция Dolby Digital Plus (DD+), которая поддерживается до схемы 5.1.
Итак, проблема. Если у вас есть фильм со звуковой дорожкой DTS, Самсунг может начать воспроизведение, но появится сообщение об ошибке. Видео воспроизводится, но только без звука.
Телевизор Samsung DTS не воспроизводит – что делать?
Если вы располагаете большой коллекцией видео (на внешнем USB накопителе/флешке или в домашней системе NAS) со звуковыми дорожками только в формате DTS, то отсутствие поддержки DTS будет постоянно раздражать. Теоретически самый простой вариант – «установить» кодек DTS на свой 4K телевизор Samsung.
Многие, безусловно, согласились бы это сделать за небольшую плату. Но, к сожалению, Samsung не предлагает такую возможность и поэтому забудем об этом варианте. Однако в зависимости от источника видеоконтента существуют различные возможности обойти этот недостаток.
Проблему можно решить, заменив аудиотрек DTS на AC-3 или любой другой формат, перекодировав звуковую дорожку фильма с помощью одной из компьютерных программ – аудиотранскодеров. Вариантов существует множество. Мы рассмотрим «PopCorn MKV Audio Converter» в версии для Windows.
Программа позволяет преобразовать саундтрек в формате DTS в дорожку Dolby Digital за несколько шагов. Ваш телевизор Samsung с радостью проглотит такой формат и сможет декодировать и воспроизводить аудио. Правда, это уже далеко не самый простой вариант обхода самсунговской экономии.
Как конвертировать DTS
Скачайте PopCorn MKV Audio Converter в директорию, название которой состоит только из латинских символов. Программа скачается со всеми необходимыми компонентами. Запустите исполняемый файл. Затем выберите файл, в котором хотите конвертировать аудиодорожку. Этот файл также должен находиться в директории, не содержащей русских или специальных символов.
Иначе впоследствии всё время будет вываливаться ошибка. То же самое относится к названию файла. Преимущество аудио-конвертера PopCorn MKV заключается в том, что можно конвертировать файлы в один приём. В качестве файла назначения выберем тот же каталог и имя файла.
Конвертер создаст копию файла. Поэтому на жёстком диске должно быть как минимум столько же свободного места, сколько «весит» конвертируемый файл. После того, как файл будет выбран, в окне программы ниже вы увидите информацию о используемом кодеке. В файле примера есть одна звуковая дорожка DTS 5.1. На следующем шаге поставьте галочку «Convert DTS tracks?» (Преобразовать треки DTS) на вкладке кодека DTS справа вверху.
Там же выбираем пункт «Convert to Dolby Digital» (Преобразовать в Dolby Digital). Если желаете, то можно сохранить в будущем файле фильма обе звуковые дорожки – для этого отметьте галочкой пункт «Preserve DTS track» (Сохранить трек DTS). Битрейт лучше выбирать максимально возможным. В качестве библиотеки декодера DTS оставим libav.
Всё готово и теперь можно нажать на кнопку «Run», чтобы запустить конвертацию. Для 90-минутного фильма это займёт несколько минут, в зависимости от мощности компьютера. Если загрузить созданный файл в PopCorn MKV Audio Converter, то увидим, что теперь в нём 2 аудиодорожки – AC3 и DTS. Подключаем флешку к телевизору, выбираем аудиодорожку Dolby Digital и наслаждаемся просмотром.
Применение DVD или UHD Blu-ray проигрывателей
С проигрывателями дисков DVD, Blu-ray и 4K Blu-ray всё немного проще. Обычно на самом диске есть дорожка, отличная от DTS, и её можно выбрать в меню. Если же в редком случае на диске имеется только одна дорожка DTS, то проигрыватель Blu-ray (если он с поддержкой DTS) может на лету преобразовать такой формат в простое «стерео».
Посмотрите в меню вашего проигрывателя – этот пункт часто называется «понижающая дискретизация». Идеальным вариантом будет подключение внешнего плеера к DTS-совместимой аудиосистеме. Это может быть AV-ресивер или саундбар. Слушать многоканальный звук DTS будет намного приятнее. Для этого можно использовать цифровой выход проигрывателя, который передаёт звук без потери качества.
Стриминг от Netflix, Amazon Video и Youtube
Обычно стриминговые сервисы предоставляют звуковое сопровождение в многоканальном формате Dolby, а это стандарт Dolby Digital. Звуковые дорожки Dolby сильнее сжаты (меньше объём), чем звуковые дорожки DTS, поэтому они предпочтительнее для потоковой передачи, где важна пропускная способность. С такими источниками обычно проблем нет.
Что в итоге?
Линейки телевизоров Samsung с 2018 года теряют привлекательность в звуковом плане. Телевизоры Samsung со встроенным медиаплеером были заслуженно популярны, чего не сказать об этих моделях теперь. Внутренний медиаплеер воспроизводил видео с любыми аудиодорожками. Но из-за лицензионной политики Samsung с 2018 года сдаёт позиции.
Теперь вам придётся обращать внимание – не содержит ли фильм лишь аудиотрек в формате DTS. И если это так, то придётся применить программный конвертер, а ещё лучше – купить отдельный медиаплеер. Тогда появится возможность не только воспроизводить DTS со сжатием без потерь, но и файлы с кодеками Xvid и DivX, которые плеер телевизора Samsung тоже отказывается воспроизводить.
Конечно, было бы проще, если бы кодек DTS был встроен в телевизор. То, что это не так даже с премиальными телевизорами QLED, к сожалению, многих разочаровывает. Об этом можно прочитать на форуме поддержки Samsung.
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS, DTS Neo:6, DTS-ES, DTS-HD, наконец, DTS:X – в поколениях форматов окружающего звучания компании DTS несложно запутаться, а если добавить в компанию DTS Virtual:X, DTS Neural: X и DTS Play-Fi, то задача ещё более усложнится. Помочь не заблудиться в таком лесу терминов поможет эта статья.
Самым мощным локомотивом технического прогресса является конкуренция. Среди топовых игроков рынка в какой-либо сфере всегда находится пара (иногда больше), претендующих на безоговорочное лидерство – и их схватка становится мощнейшим катализатором прогресса. Благодаря противоборству сверхдержав СССР и США в 50-е – 70-е годы прошлого века человечество вышло в космос, за какие-то четверть века пройдя путь от экспериментальных полетов с животными на борту до выхода человека в открытый космос, многомесячной работы космонавтов на орбитальной станции, пилотируемого полета на Луну и беспилотного исследования соседей по Солнечной системе. Спускаясь с небес на Землю можно найти массу аналогичных примеров, пусть и не столь масштабных, но определяющих нашу повседневную жизнь в гораздо большей степени. Intel vs Motorola (процессоры), Canon vs Nikon (фототехника), Apple vs Microsoft (операционные системы для рабочих станций), Apple vs Google (операционные системы для мобильных гаджетов), HP vs Epson (принтеры), JVC vs Sony (проекторы для домашнего кинотеатра), Samsung vs LG (телевизоры) – перечисление можно продолжать бесконечно. И в этот же ряд можно поставить конкуренцию компаний Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS) в области форматов окружающего звучания, благодаря которой мы имеем сегодня впечатляющее звуковое сопровождение кинофильмов в больших кинозалах и прямо у нас дома.
1. Что было до DTS:X?
Обмен «любезностями» начался с появлением цифрового многоканального формата Dolby Digital, пришедшего на смену матричному аналоговому Dolby ProLogic. Компания Digital Theater System в ответ предложила формат DTS. Как и конкурент, формат поддерживал конфигурацию системы окружающего звучания 5.1 (позже 7.1 – DTS-ES) с шестью или восемью дискретными каналами, кодируемыми со сжатием с потерями. Запуская альтернативу, компания DTS должна была предложить нечто, чего не было у конкурента – и таким преимуществом стала поддержка более высокого битрейта. В формате DTS цифровой поток мог достигать 1 536 кбит/с, в то время как Dolby Digital на старте поддерживал лишь 448 кбит/с (в варианте для дисков Blu-ray этот параметр возрос до 640 кбит/с). Кроме того, DTS использовал более эффективные алгоритмы сжатия звуковой информации. В результате формат DTS в то время смог предложить более качественное звучание, хотя и требовал для хранения больше места на дисках.
С появлением дисков Blu-ray, отличающихся кратно большей ёмкостью, компании Dolby Digital и DTS предлагают новые форматы окружающего звучания Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно, отличающиеся использованием для компрессии аудиоинформации алгоритмов сжатия без потерь (lossless). Отличия по сути схожи с преимуществами DTS относительно Dolby Digital – если Dolby TrueHD поддерживает битрейт до 18 Мбит/сек, то DTS-HD Master Audio предлагает максимальный битрейт, достигающий 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обратно совместимы с Dolby Digital и DTS соответственно. То есть, если компоненты вашей системы не поддерживают новые форматы саундтреков, то они смогут использовать так называемое «ядро» дорожки, закодированное в Dolby Digital и DTS соответственно с обычными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.
2. Что такое DTS:X?
Пионером в области 3D-звука стала компания Auro Technologies, предложившая формат Auro 3D, в котором был реализован объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля с использованием верхних каналов в системе окружающего звучания. Основная идея заключалась в том, чтобы вместо поканальной раскладки звукового полотна фиксировать положение виртуальных источников звука в пространстве, когда каждый такой источник в саундтреке сопровождается трехмерными координатами с изменениями во времени, а задача трансляции этой информации на структуру конкретной системы окружающего звучания ложится на декодирующий процессор. В реальных реализациях таких форматов всё несколько сложнее – фактически это симбиоз поканальной раскладки, в которой закодированы фоновые шумы, и метаданных о положении виртуальных источников звука.
Новая технология 3D-звука не получила широкого распространения, пока не подключились гранды индустрии – Dolby Labs и DTS. Первые предложили 3D-формат Dolby Atmos, вторые – DTS:X. Оба новых формата на транспортном уровне (для записи на диски Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используют существующие поканальные форматы со сжатием без потерь Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. Таким образом, реализована обратная совместимость с этими форматами, что позволяет воспроизводить дорожки в Dolby Atmos или DTS:X даже на системе, не поддерживающей новые форматы.
Чем же отличается DTS:X от Dolby Atmos? Главным отличием стало отсутствие у DTS:X конкретных требований к конфигурации системы окружающего звучания. Адаптированная для домашнего кинотеатра реализация формата Dolby Atmos теоретически поддерживает конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы вокруг зрителей, 10 колонок, смонтированных на потолке, а также один или несколько сабвуферов). Но в современных AV-процессорах или ресиверах реализуется поддержка конфигураций от 5.1.2 до 9.1.4.
В отличие от Dolby Atmos, DTS:X четко не декларирует количество и тип акустики в вашем кинозале. Подразумевается, что процессор DTS:X распределит звуковую информацию оптимальным образом, опираясь на заданную конфигурацию системы окружающего звучания. В компании DTS подчеркивают, что объектно-ориентированный подход отличается тем, что абстрагирован от конкретной конфигурации акустики. То есть, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – трифоник (2.1). Правда, здесь нужно учитывать один момент – чудеса случаются редко, и получить четко выраженную трехмерную звуковую картину на трифонике очень тяжело. То есть, чем более сложная по структуре система окружающего звучания реализована в вашем кинозале, тем более реальной будет трехмерная звуковая картина.
3. Так, все же, сколько нужно каналов в домашнем кинотеатре для реализации поддержки DTS:X?
В этом отношении рекомендации совпадают с аналогичными советами для Dolby Atmos. Минимальная конфигурация состоит из стандартного варианта 5.1, дополненного двумя потолочными колонками для увеличения вертикального разрешения звуковой картины. Максимальный вариант – 9.1.4 с четырьмя «верхними» каналами. Напомним, что при покупке AV-процессора или ресивера стоит обратить внимание на реализацию многоканального аналогового выхода с предварительного усилителя – именно этот выход определит максимально возможную конфигурацию акустики в вашем домашнем кинозале. При этом, к примеру, если ваш AV-ресивер оснащен семью каналами усиления, но имеет выход с предусилителя 9.2.4, то при желании в будущем можно будет добавить внешний усилитель мощности с необходимым числом каналов и соответствующее количество колонок.
4. Насколько обязательно для DTS:X располагать колонки на потолке?
Действительно, во многих случаях, особенно когда инсталляция системы домашнего кинотеатра проводится в существующем интерьере, установка акустических систем на потолке крайне сложна, а подчас и вообще невозможна. Решением проблемы может стать использование специальных колонок для новых 3D-форматов, работающих на отражение звуковых волн от потолка. Такие модули обычно устанавливаются сверху фронтальной пары акустики и тыловых колонок, что значительно проще реализовать.
Кроме того, производители стали предлагать модели акустических систем со встроенными модулями «верхних» каналов. Единственный момент, который необходимо учитывать – поверхность потолка должна обладать хорошей отражающей способностью. Впрочем, это вряд ли будет проблемой – нужные свойства демонстрирует большинство используемых отделочных материалов – штукатурка, гипсокартон, дерево, фанера, и тому подобное. Лишь бы высота потолка была не слишком большой.
5. Придется ли обновлять оснащение домашнего кинотеатра для поддержки DTS:X?
Поскольку на транспортном уровне DTS:X использует распространенный формат DTS-HD Master Audio, то заменять источник в вашей системе скорее всего не придется – он лишь должен уметь вывести на AV-ресивер или процессор по HDMI цифровой поток DTS-HD Master Audio, что способны делать практически все современные мультимедийные плееры и проигрыватели Blu-ray и UltraHD Blu-ray. Учитывая, что процесс декодирования саундтрека происходит в AV-процессоре или ресивере, эти компоненты должны поддерживать DTS:X. То есть, этот элемент системы придется заменить. Единственный момент – если ваш AV-процессор или ресивер поддерживает формат Dolby Atmos, но не поддерживает DTS:X, то, прежде чем искать им замену, стоит проверить, нет ли на сайте производителя компонента свежей системной прошивки с поддержкой DTS:X. Вполне вероятно, вас будет ждать приятный сюрприз. Про нюансы апгрейда системы окружающего звучания было рассказано выше.
6. Что такое DTS Virtual:X и как он связан с DTS:X?
В отличие от DTS:X, DTS Virtual:X не является форматом саундтреков. По сути, это алгоритм постобработки, позволяющий с помощью DSP, с одной стороны, адаптировать саундтреки в обычных (не 3D) форматах для воспроизведения на системах окружающего звучания с потолочными каналами, увеличивая вертикальное разрешение звуковой картины. С другой стороны, эта технология позволяет эмулировать трехмерное звучание не только на обычной системе 5.1 или 7.1, лишенной «верхних» каналов, но даже в саундбарах, не оснащенных направленными вверх излучателями. Как всякая система виртуального объемного звучания, технология DTS Virtual:X для эффективной работы подразумевает установку акустики в помещении правильной формы со стенами и потолком, способными хорошо отражать звуковые волны.
DTS:X: что это за формат и как его воспроизвести?
Технология объемного звука на основе объектов является преемницей DTS-HD и конкурентом Dolby Atmos.
Сохранить и прочитать потом —
Технология DTS:X была представлена в январе 2015 года и поначалу предназначалась главным образом для применения в системах ДК. Позднее она была развернута в кинотеатрах, пройдя путь в обратном направлении, если сравнивать с конкурирующим форматом объемного звучания Dolby Atmos, который начал жизнь в коммерческих кинозалах и только потом отправился по домам.
Сегодня большинство производителей аудио- и видеотехники включают поддержку этого формата в стандартную комплектацию; среди них Anthem, Arcam, Denon, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Pioneer, Sony, Trinnov и Yamaha.
Что же представляет собой DTS:X, и что требуется для того, чтобы он «прописался» в вашем доме? Сейчас расскажем.
Что такое DTS:X?
DTS:X – это аудиокодек, основанный на обработке звуковых объектов и предназначенный для формирования объемного звука, «который движется в пространстве, как в реальной жизни».
Может показаться, что описание очень напоминает Dolby Atmos, и это действительно так. Отличие DTS:X заключается в требованиях к конфигурации колонок.
Если для функционирования Dolby Atmos к 5.1- или 7.1-канальному комплекту необходимо добавить дополнительные потолочные АС, то DTS:X вполне хватает стандартного набора, который у вас уже наверняка есть. Впрочем, система поддерживает до 32 позиций колонок и до 11.2 каналов.
DTS утверждает, что этот гибкий кодек способен работать «с любой конфигурацией АС при их полусферическом размещении».
Эту возможность обеспечивает использование платформы DTS:X для обработки многомерного звука – Multi-Dimensional Audio (MDA). Открытая и не требующая приобретения лицензии, она позволяет кинопродюсерам управлять расположением, перемещением и громкостью акустических объектов.
DTS также предоставляет пользователям возможность отдельно регулировать громкость диалогов в саундтреке, устраняя давнюю проблему их плохой слышимости.
DTS:X в домашних условиях
К счастью, большинство компонентов систем ДК совместимы с DTS:X; многие производители либо предлагают прошивки для уже купленных AV-ресиверов, либо выпускают новые модели.
Одной из первых свои AV-ресиверы обновила компания Denon. Список обновлений можно найти по указанной ссылке. Arcam, Marantz, Onkyo и Pioneer также выпустили новые прошивки для более старых моделей.
В более поздних компонентах, которыми сегодня уставлены полки магазинов, поддержка DTS:X включена в стандартную комплектацию, также как и Dolby Atmos. Среди них можно найти удостоенные в 2019 году Award журнала What Hi-Fi? AV-ресиверы, в том числе Denon AVR-X4500H и Sony STR-DN1080.
Как уже упоминалось ранее, не обязательно добавлять верхние колонки, чтобы воспользоваться преимуществами нового формата, однако дополнительные каналы помогут создать более убедительное трехмерное звучание. На сайте DTS можно прослушать образец саундтрека в формате DTS:X.
Еще один способ получения DTS:X обеспечивает IMAX Enhanced – один из самых новых сертификатов аудио- и видеотехники, который обещает максимальные впечатления от просмотров в домашнем кинотеатре. Компании DTS и IMAX объединились с «удостоенными наград голливудскими специалистами по звуку» для разработки специального варианта кодека DTS:X для домашней аудиоаппаратуры, позволяющего воссоздать особенную акустическую картину, присущую залам IMAX.
Является ли DTS:X обратно совместимым?
Да, DTS:X обеспечивает полную обратную совместимость и способен работать с любой имеющейся 5.1- или 7.1-канальной системой. Вам не придется для этого покупать другой комплект АС и даже новый Blu-ray-проигрыватель.
DTS:X накладывается поверх саундтрека в формате DTS-HD Master Audio, уже сформированного для Blu-ray-диска (точно так же, как Dolby Atmos кодируется поверх Dolby TrueHD), так что любой фильм со звуком в DTS:X можно будет воспроизвести на имеющейся у вас системе.
Если ваши Blu-ray-проигрыватель и AV-ресивер способны обрабатывать Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio (а если им не больше шести-семи лет, это наверняка так), все в порядке.
Что такое DTS Virtual:X?
Аналогично системе виртуализации Dolby Atmos Height Virtualization, DTS Virtual:X представляет собой способ получения полноценного объемного звучания без дополнительных колонок. Это название вы вполне могли встретить в списке характеристик AV-ресивера или саундбара.
Virtual:X, в отличие от DTS:X, не используется при кодировании аудио для Blu-ray-дисков; это технология постобработки, которая стремится воссоздать эффект звучания комплекта 7.1.4 (включающего 11.1 каналов, в том числе четыре верхних) при помощи саундбара или стандартной 5.1-канальной системы АС. Virtual:X не требует наличия направленных вверх динамиков у саундбара или колонок.
Компания DTS утверждает, что Virtual:X достигает нужного эффекта независимо от стандарта источника звука, благодаря чему его можно использовать для повышения качества подачи традиционного контента в формате DTS.
Однако для этого необходимы компоненты со встроенным процессором Virtual:X.
Первым устройством с поддержкой Virtual:X стал Yamaha YAS-207, недавно удостоенный награды Award в категории бюджетных саундбаров. Также технология Virtual:X встроена в саундбары LG – SL5Y и SL6Y. AV-ресиверы, выпущенные за последние пару лет, как правило, поддерживают режим DTS Virtual:X.
Какой контент в DTS:X уже доступен?
С момента выхода DTS:X успел заработать достойную репутацию, и сегодня дорожки этого формата можно найти уже на сотнях Blu-ray- и 4K-Blu-ray-дисков – примерно столько же позиций в каталоге Dolby Atmos. Ищите соответствующий логотип на задней стороне обложки.
Такие стриминговые сервисы, как Netflix и Amazon Prime Video, не поддерживают ни DTS:X, ни Virtual:X. Возможно, в будущем это изменится.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», июнь 2020 г.