Дуализм что это такое
Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители
В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.
Что такое дуализм?
Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.
Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:
Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.
Основополагающие идеи дуализма
В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:
Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.
Главные направления
В дуализме выделяют три следующих направления:
В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.
Появление и развитие дуалистического учения
Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.
Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.
Воззрения Платона и Аристотеля
Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.
Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.
Концепция Рене Декарта
В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:
Разновидности дуализма
Основополагающими разновидностями дуализма являются:
1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.
2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:
3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).
4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.
Дуализм в философии как закон жизни
Философия просочилась в сознание широких масс в конце прошлого столетия. Тогда стали упоминаться первые сообщения о множественности миров, реальности существования микромира и его разветвленности. Дуальность в познании вопроса породила, как ни странно, квантовая физика. На протяжении своего существования философы старались избавиться от двойственности. В философии правил монизм, отрицающий наличие двух противоположных субстанций. Поэтому сторонники Декарта и он сам критиковались за приверженность двойственности мира. Постоянно делались попытки соединения монизма с диалектикой, что приводило к множеству парадоксов в философии.
В последнее время современными философами делаются попытки соединения диалектики и дуальности. Впервые в 90-х годах 20 века появилось понятие диалектического дуализма. Что же из себя представляет дуализм и что это такое?
Что такое дуализм
Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.
Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.
Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.
Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.
Виды дуализма
Рассматривая философское течение в контексте исторического материализма и диалектического материализма нужно учитывать другой не менее важный вопрос философии: «Что первично: материя или сознание?».
Дуализм в философии направлен на признание равноправия материального и идеального, но вот их относительность друг к другу отрицает. В западной философии по примеру Декарта приравнивались разум и самосознание на основе человеческой души и тела. В восточной же философии связали материю и сознание, так что материя стала включать в себя тело и сознание.
Дуализм и философия сознания
В физике дуализм выступает основой для колебательных процессов. Если рассматривать его в квантовой механике, то дуализмом тут будет двойственность корпускул и волн, а точнее, двойственная природа этих частиц. Как компромисс эта двойственность в квантовой механике стала описываться волновой функцией частицы.
Основные постулаты дуалистического закона в жизни
Постулатами закона о дуальности мира выделяются некоторые моменты, без которых невозможно существование:
Используя дуалистический закон на практике, каждый из нас может изменить своё мировоззрение по отношению к происходящим процессам. Даже в негативной ситуации можно найти частичку положительного. Философское отношение ко всему происходящему позволит легче переносить удары судьбы и жизнь станет намного проще.
Дуальность: что это такое простыми словами
В се мы помним детское стихотворение Маяковского о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Можно сказать, что это и есть яркий пример дуализма, то есть разделения целого на две разные, а чаще всего противоречащие друг другу части.
Каждая из этих религий зародилась в свой период. И если ведические знания пришли к нам в более благостные времена, то ислам появился в эпоху Кали-юги. То, что говорилось 5000 лет назад в «Бхагавад-гите», и то, что было передано 1500 лет назад в Коране, совершенно очевидно должно отличаться, потому что поменялись люди. То, что они были способы понять 5000 лет назад, они уже не способны были понять 1500 лет назад.
Итак, что же такое «дуальность человека» простыми словами? В повседневной жизни мы не воспринимаем события как единый поток, мы делим их на хорошие, плохие, приятные, неприятные, правильные, неправильные, выгодные, невыгодные, удобные, неудобные и так далее. И всё бы ничего, но дело в том, что данная дихотомия всегда субъективна. Примерно так же, как в вышеуказанном примере, то, что представитель одной религии считает грехом, в другой может считаться едва ли не богоугодным делом.
Понятие дуальности неразрывно связано с нашим умом. Именно он привык всё делить, причём чаще всего это происходит на автоматическом уровне. Тут речь даже не идёт о противостоянии каких-то концепций и верований. К примеру, мы с детства учимся тому, что боль — это плохо. Но если препарировать данное явление, то возникает вопрос: а что, собственно, плохого в боли? Разве могла природа заложить в нас то, что априори плохо, неправильно и причиняет вред? Увы, это всего лишь наше двойственное восприятие.
Боль сигнализирует нам о том, что с нашим здоровьем что-то не в порядке, что мы ведём неправильный образ жизни. Боль даёт нам сигнал, куда нужно обратить внимание, пока ещё не поздно. Если бы человек, вывихнув ногу, не почувствовал боли, он бы так и продолжал идти, усугубляя своё положение. Есть такое редкое заболевание, когда человек не чувствует боли; как ни странно, эти люди глубоко несчастны, ведь они не знают, когда и где у организма возникают проблемы.
Но мы привыкли всё делить на чёрное и белое. Причём в категорию белого чаще всего попадает не позитивное и полезное, а, скорее, приятное, удобное, понятное и так далее. А жизненные уроки (та же болезнь) воспринимаются как нечто негативное. В этом и есть проблема дуального восприятия и дуального мышления.
Дуальное мышление
Дуальность. Сразу на ум приходит ассоциация со словом «дуэль», то есть «противостояние». Дуальное мышление — это всегда противостояние. Мы становимся в оппозицию к миру, к природе, к другим людям. В сущности, все войны происходят только по причине дуального мышления. Можно вспомнить историю про Гулливера, где лилипуты воевали за то, каким концом разбивать яйцо — тупым или острым. Все дружно посмеялись, так и не поняв, что это ведь сарказм в адрес всего нашего общества и люди часто воюют по ещё более мелочным поводам: они спорят о том, как одеваться, как разговаривать, какие книги читать и так далее.
Дуальное мышление — это западня, в которую нас ловит наш собственный ум. Попробуйте сейчас честно себе ответить, являются ли ваши убеждения собственно вашими убеждениями? Мы созданы своей средой, мы воспитаны родителями, школой, обществом. И дуальность мышления — это, пожалуй, самое главное, что предыдущее поколение передаёт своим потомкам.
Нас учат делить мир на чёрное и белое в соответствии с субъективными представлениями о мироустройстве. А что в итоге? В итоге получается то, что у каждого своя дуальная система координат, где в категории «плюса» у одних — одни представления, а у других — другие. Но самое интересное далее: даже одно и то же явление у одного и того же человека может вызывать разную реакцию в зависимости от обстоятельств.
Если кондиционер включить летом, это будет блаженство, а если зимой — страдание. Так что же является причиной страдания — кондиционер или обстоятельства? А может быть, проблема ещё глубже, и причиной страданий является наше отношение к объекту?
Дуальность ума
Дуальность человека — это нормально. Такова природа нашего ума: с первых минут жизни мы начинаем разделять мир в соответствии со своими ощущениями. Принцип дуальности преследует нас повсюду. Например, Будда учил своих учеников тому, что страдание, в сущности, проистекает всего из двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Задумаемся, что лежит в основе этих двух желаний? Правильно: снова-таки дуальное восприятие.
Да, можно возразить, что, дескать, это не ум наш дуальный, это мир дуальный. Но дуальность бытия — это не более чем иллюзия. Вернее, в какой-то мере дуальность присутствует. Но если посмотреть глубоко в суть вещей, то всё едино. Как говорили наши предки, «сила ночи, сила дня — всё едино для меня». И речь тут идёт не о вседозволенности или нигилизме. Речь идёт о том, что всё имеет единую природу. И силу ночи, так же как и силу дня, можно использовать во благо.
К примеру, алкоголь. Можно ли сказать, что это абсолютное зло? В малых дозах алкоголь вырабатывается в нашем организме. Да, часто этот аргумент люди приводят как доказательство того, что можно пить алкоголь. Но это вовсе не свидетельствует в пользу употребления алкоголя. Если он вырабатывается в определённых количествах, значит, именно столько человеку нужно, и этот факт не говорит о том, что нужно добавлять алкоголь извне.
Алкоголь — это нейтральная вещь, ни плохая, ни хорошая. Это просто химический регент. Просто C2H5OH. И когда он естественным образом вырабатывается в организме, он приносит пользу, а когда он зашкаливает в крови несущегося по трассе водителя, он становится убийцей. Но виноват в этом не алкоголь, а те условия, при которых он использован. Поэтому дуальность бытия возникает там, где появляется совершающий действие. То есть мир нейтрален до тех пор, пока мы не начинаем с ним взаимодействовать. И это всегда наш выбор, что мы делаем и с какой мотивацией.
Дуальность мира: что это такое
Воспринимать мир дуально — это начальный уровень развития, первый класс. Как сказано в стихотворном переводе «Бхагавад-гиты», «несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Для этого и нужна йога, ведь один из переводов этого понятия — ‘гармония’.
Дуальность и дуализм тесно связаны. Дуальное восприятие породило целое философское мировоззрение — дуализм, то есть привычку всё делить на противоборствующие стороны. Так разделяются душа и тело, добро и зло, атеизм и вера, эгоизм и альтруизм и так далее.
Да, парадокс заключается в том, что двумя абзацами выше мы тоже прибегли к дуализму, противопоставив понятия «тело» и «душа». Иногда дуализм необходим для простоты понимания тех или иных вещей, но важно помнить, что любая дуальность является иллюзией. Душа воплощается в теле согласно своей карме, и она привязана к телу — можно ли сказать, что это две самостоятельные субстанции? Вовсе нет. Но чтобы разобраться в вопросе, иногда нужно «включить» дуальность. Важно не заигрываться в эту иллюзию.
Атеист — такой же верующий, просто верующий в то, что Бога нет. И чаще всего верит он в свою идею ещё более безосновательно и нелогично, чем религиозные фанатики — в своих богов. Так где грань между атеизмом и верой? Где провести черту дуальности?
А эгоизм и альтруизм? Часто бывает, что одно проистекает из другого. Если человек не хочет жить в грязи, он идёт и убирает в подъезде. И, может, кто-то подумает, что он альтруист. И даже не узнает о том, что в этот момент человек думал только о себе. Так где грань между альтруизмом и эгоизмом? Эту грань строит только наш ум, порождая дуальность бытия, которой на самом деле нет. Дуальность — это иллюзия нашего ума. И дуальность присутствует во всём: как в разделении мира на чёрное и белое, так и в обособлении себя от этого мира.
Но стоит только посмотреть на клетки нашего тела, и мы поймём, что единство — в многообразии. Ткани и органы различаются между собой, но разве хотя бы одной из клеток придёт в голову, что она существует отдельно от всего организма? Впрочем, иногда такое бывает; это мы называем онкологией. И это болезнь, но никак не норма. Почему же своё дуалистичное восприятие, восприятие себя как отдельного от всего мира мы считаем нормой?
Песчинка в пустыне может сколько угодно думать, что она существует отдельно от пустыни. И можно себе представить, как смеётся над этим пустыня. Впрочем, может быть, песчаные бури — это и есть её смех? Или негодование? Быть может, и наш мир проявляет нам такие «песчаные бури» испытаний, чтобы мы наконец-то избавились от дуальности и перестали считать себя отдельной песчинкой?
Значение слова «дуализм»
1. Философское учение, считающее первопричиной бытия два самостоятельных, отрицающих друг друга и борющихся друг с другом начала: материальное и идеальное; противоп. монизм.
[От лат. dualis — двойственный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Дуализм отличают от монизма и плюрализма.
ДУАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [латин. dualismus] (книжн.). 1. Философское учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. материю и дух, добро и зло); противоп. монизм (филос.). 2. Политическое объединение двух равноправных стран в одно государство (полит.). Политическая система Австро-Венгрии была основана на дуализме.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дуали́зм
2. филос. философское учение, признающее основой бытия два независимых противоборствующих начала — дух и материю
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неповинный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дуализм
Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Содержание
Дуализм в теологии
В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.
Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.
Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).
Дуализм в восточной мистике
Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».
Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.
Дуализм в философии
Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
Дуализм в философии сознания
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.
Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены. [2]
Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей. Каково направление причинной связи? Обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна? Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов. Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются. [3]
Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма, основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.
Дуализм отличают [4] от монизма и плюрализма.
Дуализм в физике
Является основой колебательных процессов.
Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).