Дуальное мышление что это
Дуальное мышление что это
Люди мыслят дуально: хорошо — плохо, правильно — неправильно, можно — нельзя, любовь — ненависть, добро — зло, правда — ложь.
Эти полярности созданы человеческим разумом. Разум же побуждает человека мыслить, что вот «это» верно, что «это» истина, а другое мнение — это неверно, это заблуждение.
Дуальное мышление — это праздник человеческого Эго! Это мышление, где не остается места Гармонии, Принятию, Единению, Безусловной Любви.
Такая дуальность порождает все конфликты, все проблемы, все беды на Земле.
Исламисты убивают «неверных», православная церковь устраивает гонения, фашисты очищают мир от евреев, евреи прогоняют со своих земель арабов, жена бросает мужа из-за измен, муж ищет счастье в пороках, учитель настойчиво обучает учеников мыслить строго в рамках своего тоннельного мышления.
Хочу выделить три аспекта в осознании необходимости выйти из дуальностей.
1. Дуализм — это принцип, ограничивающий успех человека.
Дуальности вгоняют человека в строгие рамки, препятствующие расширению сознания.
Эффективный человек мыслит по принципу: » и это, и это», а неэффективный, зажатый: «или то, или это».
2. Дуализм — причина конфликтов людей между собой. Конфликтов бытовых, семейных.
Это причина террактов, войн — конфликтов народов, государств, религий.
3. Дуализм — причина внутренних конфликтов человека.
Ибо все, что человек не принимает в других, присутствует в нем самом. Все, что человека задевает в другом — это то, что человек опасается принять в себе. Все, что цепляет человека в другом — это зона развития человека. А человеку всегда страшно выходить из зоны комфорта в состояние неопределенности.
Отказаться от дуализма — это значит достичь состояния Просветления, Гармонии, отказаться от Эго, от личности (не путать личность с индивидуальностью), излучать Безусловную Любовь.
Именно на это направлено большинство учений восточной философии. Именно об этом символ Инь-Ян — символ единства дуальностей.
Именно на выход из дуальностей направлено западное направление психологии — генеративный транс.
Дуальное мышление приводит к самозомбированию. Если у родителей, у наставников — дуальное мышление, то этому зомбированию подвергаются и подопечные.
Дуальность превращает человека в биоробота, в существо реактивное. Его задевают за один полюс его насущной дуальности, и он тут же реагирует: включается триггер раздражительности, триггер непринятия.
Любая ненависть — это лишь поиск любви, любое правило — это лишь призыв эти правила нарушать, любой садизм — лишь способ сделать приятное мазохисту.
Догматизм рождает фанатиков. Слепая вера дана одним, чтобы уравновесить неверие других.
Осознание этого ведет к нивелированию дуальностей, а значит миру во всем мире!
Это моя истина. У другого человека она, уверена, будет иной.
И как приятно, что можно принимать и тот, и другой вариант одновременно!
Подробнее о генеративном трансе здесь: Генеративный транс и его возможности.
Подключайтесь ко мне в скайп: marinasaburova
Рекомендую также поработать с принятием дуальностей, опираясь на голограмму голландского художника-трансформатора Яноша.
Каждый раз, когда я пишу статьи, я нахожу в его галерее код по теме. Сегодня это код «Дуальность». С Яношем у меня созвучие.
Мы живем в мире дуальности. Со времен нашей молодости мы привыкли оценивать все с точки зрения Хорошо и Плохо. Именно эта главная мысль мешает нам объединиться и заставляет нас жить в разделении.
Мы действуем индивидуально и смотрим на все глазами судьи. Это мешает нам прочувствовать силу, потому что мы думаем, что вынуждены выбирать одно или другое. Из-за этого чаши весов никогда не приходят в равновесие.
Чтобы найти свой путь в комсическом сознании и весело открывать жизнь, вам необходимо избавиться от осуждения себя и своего окружения.
Частота Дуальность поможет вам заменить двойственность внутри вас на единство и гармонию.
Дуальность: что это такое простыми словами
В се мы помним детское стихотворение Маяковского о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Можно сказать, что это и есть яркий пример дуализма, то есть разделения целого на две разные, а чаще всего противоречащие друг другу части.
Каждая из этих религий зародилась в свой период. И если ведические знания пришли к нам в более благостные времена, то ислам появился в эпоху Кали-юги. То, что говорилось 5000 лет назад в «Бхагавад-гите», и то, что было передано 1500 лет назад в Коране, совершенно очевидно должно отличаться, потому что поменялись люди. То, что они были способы понять 5000 лет назад, они уже не способны были понять 1500 лет назад.
Итак, что же такое «дуальность человека» простыми словами? В повседневной жизни мы не воспринимаем события как единый поток, мы делим их на хорошие, плохие, приятные, неприятные, правильные, неправильные, выгодные, невыгодные, удобные, неудобные и так далее. И всё бы ничего, но дело в том, что данная дихотомия всегда субъективна. Примерно так же, как в вышеуказанном примере, то, что представитель одной религии считает грехом, в другой может считаться едва ли не богоугодным делом.
Понятие дуальности неразрывно связано с нашим умом. Именно он привык всё делить, причём чаще всего это происходит на автоматическом уровне. Тут речь даже не идёт о противостоянии каких-то концепций и верований. К примеру, мы с детства учимся тому, что боль — это плохо. Но если препарировать данное явление, то возникает вопрос: а что, собственно, плохого в боли? Разве могла природа заложить в нас то, что априори плохо, неправильно и причиняет вред? Увы, это всего лишь наше двойственное восприятие.
Боль сигнализирует нам о том, что с нашим здоровьем что-то не в порядке, что мы ведём неправильный образ жизни. Боль даёт нам сигнал, куда нужно обратить внимание, пока ещё не поздно. Если бы человек, вывихнув ногу, не почувствовал боли, он бы так и продолжал идти, усугубляя своё положение. Есть такое редкое заболевание, когда человек не чувствует боли; как ни странно, эти люди глубоко несчастны, ведь они не знают, когда и где у организма возникают проблемы.
Но мы привыкли всё делить на чёрное и белое. Причём в категорию белого чаще всего попадает не позитивное и полезное, а, скорее, приятное, удобное, понятное и так далее. А жизненные уроки (та же болезнь) воспринимаются как нечто негативное. В этом и есть проблема дуального восприятия и дуального мышления.
Дуальное мышление
Дуальность. Сразу на ум приходит ассоциация со словом «дуэль», то есть «противостояние». Дуальное мышление — это всегда противостояние. Мы становимся в оппозицию к миру, к природе, к другим людям. В сущности, все войны происходят только по причине дуального мышления. Можно вспомнить историю про Гулливера, где лилипуты воевали за то, каким концом разбивать яйцо — тупым или острым. Все дружно посмеялись, так и не поняв, что это ведь сарказм в адрес всего нашего общества и люди часто воюют по ещё более мелочным поводам: они спорят о том, как одеваться, как разговаривать, какие книги читать и так далее.
Дуальное мышление — это западня, в которую нас ловит наш собственный ум. Попробуйте сейчас честно себе ответить, являются ли ваши убеждения собственно вашими убеждениями? Мы созданы своей средой, мы воспитаны родителями, школой, обществом. И дуальность мышления — это, пожалуй, самое главное, что предыдущее поколение передаёт своим потомкам.
Нас учат делить мир на чёрное и белое в соответствии с субъективными представлениями о мироустройстве. А что в итоге? В итоге получается то, что у каждого своя дуальная система координат, где в категории «плюса» у одних — одни представления, а у других — другие. Но самое интересное далее: даже одно и то же явление у одного и того же человека может вызывать разную реакцию в зависимости от обстоятельств.
Если кондиционер включить летом, это будет блаженство, а если зимой — страдание. Так что же является причиной страдания — кондиционер или обстоятельства? А может быть, проблема ещё глубже, и причиной страданий является наше отношение к объекту?
Дуальность ума
Дуальность человека — это нормально. Такова природа нашего ума: с первых минут жизни мы начинаем разделять мир в соответствии со своими ощущениями. Принцип дуальности преследует нас повсюду. Например, Будда учил своих учеников тому, что страдание, в сущности, проистекает всего из двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Задумаемся, что лежит в основе этих двух желаний? Правильно: снова-таки дуальное восприятие.
Да, можно возразить, что, дескать, это не ум наш дуальный, это мир дуальный. Но дуальность бытия — это не более чем иллюзия. Вернее, в какой-то мере дуальность присутствует. Но если посмотреть глубоко в суть вещей, то всё едино. Как говорили наши предки, «сила ночи, сила дня — всё едино для меня». И речь тут идёт не о вседозволенности или нигилизме. Речь идёт о том, что всё имеет единую природу. И силу ночи, так же как и силу дня, можно использовать во благо.
К примеру, алкоголь. Можно ли сказать, что это абсолютное зло? В малых дозах алкоголь вырабатывается в нашем организме. Да, часто этот аргумент люди приводят как доказательство того, что можно пить алкоголь. Но это вовсе не свидетельствует в пользу употребления алкоголя. Если он вырабатывается в определённых количествах, значит, именно столько человеку нужно, и этот факт не говорит о том, что нужно добавлять алкоголь извне.
Алкоголь — это нейтральная вещь, ни плохая, ни хорошая. Это просто химический регент. Просто C2H5OH. И когда он естественным образом вырабатывается в организме, он приносит пользу, а когда он зашкаливает в крови несущегося по трассе водителя, он становится убийцей. Но виноват в этом не алкоголь, а те условия, при которых он использован. Поэтому дуальность бытия возникает там, где появляется совершающий действие. То есть мир нейтрален до тех пор, пока мы не начинаем с ним взаимодействовать. И это всегда наш выбор, что мы делаем и с какой мотивацией.
Дуальность мира: что это такое
Воспринимать мир дуально — это начальный уровень развития, первый класс. Как сказано в стихотворном переводе «Бхагавад-гиты», «несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Для этого и нужна йога, ведь один из переводов этого понятия — ‘гармония’.
Дуальность и дуализм тесно связаны. Дуальное восприятие породило целое философское мировоззрение — дуализм, то есть привычку всё делить на противоборствующие стороны. Так разделяются душа и тело, добро и зло, атеизм и вера, эгоизм и альтруизм и так далее.
Да, парадокс заключается в том, что двумя абзацами выше мы тоже прибегли к дуализму, противопоставив понятия «тело» и «душа». Иногда дуализм необходим для простоты понимания тех или иных вещей, но важно помнить, что любая дуальность является иллюзией. Душа воплощается в теле согласно своей карме, и она привязана к телу — можно ли сказать, что это две самостоятельные субстанции? Вовсе нет. Но чтобы разобраться в вопросе, иногда нужно «включить» дуальность. Важно не заигрываться в эту иллюзию.
Атеист — такой же верующий, просто верующий в то, что Бога нет. И чаще всего верит он в свою идею ещё более безосновательно и нелогично, чем религиозные фанатики — в своих богов. Так где грань между атеизмом и верой? Где провести черту дуальности?
А эгоизм и альтруизм? Часто бывает, что одно проистекает из другого. Если человек не хочет жить в грязи, он идёт и убирает в подъезде. И, может, кто-то подумает, что он альтруист. И даже не узнает о том, что в этот момент человек думал только о себе. Так где грань между альтруизмом и эгоизмом? Эту грань строит только наш ум, порождая дуальность бытия, которой на самом деле нет. Дуальность — это иллюзия нашего ума. И дуальность присутствует во всём: как в разделении мира на чёрное и белое, так и в обособлении себя от этого мира.
Но стоит только посмотреть на клетки нашего тела, и мы поймём, что единство — в многообразии. Ткани и органы различаются между собой, но разве хотя бы одной из клеток придёт в голову, что она существует отдельно от всего организма? Впрочем, иногда такое бывает; это мы называем онкологией. И это болезнь, но никак не норма. Почему же своё дуалистичное восприятие, восприятие себя как отдельного от всего мира мы считаем нормой?
Песчинка в пустыне может сколько угодно думать, что она существует отдельно от пустыни. И можно себе представить, как смеётся над этим пустыня. Впрочем, может быть, песчаные бури — это и есть её смех? Или негодование? Быть может, и наш мир проявляет нам такие «песчаные бури» испытаний, чтобы мы наконец-то избавились от дуальности и перестали считать себя отдельной песчинкой?
Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления
В 1890 году философ, психолог и основатель функционализма Уильям Джеймс (William James) предположил, что нам свойственны два типа мышления — интуитивное понимание и логическое рассуждение. При анализе информации первое — подсознательное, автоматическое, непроизвольное — значительно превосходит второе по скорости, но уступает ему во внимании к деталям и способности к обучению.
В дальнейшем идея, согласно которой один и тот же феномен может протекать двумя разными способами или как результат двух разных процессов, получила название «теория дуального процесса» (dual process theory). В той или иной форме эта концепция нашла отражение в социальной, личностной, когнитивной и клинической психологии, а также была использована в теории принятия решений и поведенческой экономике.
Немного истории
Американский прагматик и функционалист, Джеймс в своей работе «Принципы психологии» рассматривает сознание человека как смену состояний или индивидуальный поток, в котором большую роль занимают эмоции и инстинкты, а также ассоциации.
Мысли и образы, согласно ученому, поступают в сознание из прошлого опыта, рождая абстрактные идеи и аналогии с настоящим. Такое ассоциативное знание, будучи репродуктивным, т. е. основанным на известной информации, отличается от истинно логического мышления, которое применяется человеком в принципиально новых ситуациях и чем-то похоже на обращение к карте для преодоления препятствий на местности.
Модель дуального процесса получила широкое распространение среди исследователей, занимающихся изучением явлений социальной и когнитивной психологии, например, формированием общественного мнения, стереотипами, выборочным вниманием, рабочей памятью и др. Так, разработанная в 1986 году Ричардом Петти (Richard E. Petty) и Джоном Качиоппо (John Cacioppo) модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два различных пути возникновения суждений и связанных с ними решений.
Первый, или основной — это путь внимательного размышления над ситуацией, тщательного анализа имеющейся информации и сознательной аргументации. Человек прибегает к этому методу, когда уровень его компетенции и мотивации достаточно высок для построения обоснованных и правильных выводов. Второй, или обходной путь заключается в небрежной спекуляции о проблеме и навешивании ярлыков в результате незаинтересованности в вопросе или недостатка знаний.
Еще один вариант трактовки теории дуального процесса принадлежит профессору когнитивной психологии Плимутского университета Джонатану Эвансу (Jonathan Evans).
По его мнению, в мышлении людей можно выделить два процесса — эвристический и аналитический: один служит для отбора информации, релевантной текущей ситуации, а второй — для формирования суждений на ее основе. Вся остальная, «неудобная» информация при этом отсеивается сознанием на первом этапе и не допускается к анализу.
Дуальное мышление и рациональность
Вообще, интерпретация идеи Джеймса и непосредственное обозначение двух умственных процессов как интуитивное понимание (intuitive understanding) и логическое рассуждение (logical reasoning) принадлежат израильско-американскому психологу и основателю учения о поведенческой экономике Даниэлю Канеману (Daniel Kahneman).
Канеман, по аналогии с ассоциативным мышлением Джеймса определил понимание как быстрое, подсознательное, непроизвольное умозаключение, часто эмоционального характера, которое базируется на прошлом опыте и привычках, а значит трудно поддается корректировке или влиянию. В противовес ему он приводит рассуждение: медленный, последовательный и намного более гибкий процесс, находящийся под контролем сознания и отвечающий за формирование рациональных мнений и отношений.
Даниэль Канеман на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене. Источник
Для подтверждения гипотезы, что понимание — это бессознательный акт, которым практически невозможно управлять, он приводит так называемый «мысленный эксперимент»: вы можете запретить себе думать о чем-либо, но заставить себя прекратить понимать, например, родную речь — намного сложнее.
В процессе анализа и обработки информации человек использует обе системы мышления. При этом роль рационального суждения серьезно переоценивается людьми: лишь малая часть воспринимаемой информации доходит до сознательного анализа, а остальные сведения так и остаются невостребованными.
Такая «слепота» связана с ограниченностью индивидуального прошлого опыта, а также с тем, в какой степени новые данные соотносятся с психической, или ментальной моделью (mental model) конкретного человека, например, его профессией или общими знаниями.
По сути, среди всех мыслительных процессов, происходящих в человеческом мозгу, контролируемое думание — это только верхушка айсберга, но так как бессознательное скрыто от нашего понимания и с трудом поддается изучению, именно логическое, рациональное мышление кажется нам определяющим несмотря на то, что в жизни люди ведут себя очень непоследовательно.
Особое внимание Канеман уделял формированию суждений и принятию людьми решений в условиях неопределенности, за что совместно с В. Смитом был удостоен Нобелевской премии по экономике в 2002 году. Им была разработана теория перспектив (prospect theory), в которой он проиллюстрировал, что суждение о положительном исходе некоторого выбора делается человеком на основе субъективного мнения о его правильности или полезности, без учета реальных фактов.
Данная склонность людей преувеличивать личные потери и недооценивать вероятно выгодные перспективы лежит в основе таких непоследовательных с точки зрения экономики явлений человеческой психики как «эффект владения» (endowment effect), «статус-кво отклонение» (status quo bias), неравная оценка рисков при заключении пари, различные азартные игры и т. д.
Похожие теории
В 2004 году двое немецких ученых — Фриц Штрак (Fritz Strack) и Роланд Дойч (Roland Deutsch) — выделили два вида мышления, названные ими рефлективной и импульсивной системами, отличие которых состоит в опоре при принятии решений на разные вещи — знания и точные сведения или на готовые схемы, т. е. фактически без размышления.
Рон Сан (Ron Sun), профессор когнитивных наук Политехнического института Ренсселера, предложил модель дуального обучения CLARION. Главная идея данной концепции состоит в том, что в ходе познавательной деятельности человек впитывает знания на двух взаимосвязанных уровнях: внешнем (explicit learning), когда происходит быстрое, первичное усвоение нового материала, и внутреннем (implicit learning) — через постепенное закрепление полученной информации.
Немного иной подход в отношении обработки данных развивался канадским психологом Алланом Пайвиво (Allan Paivio). Он разработал теорию двойного кодирования (dual coding theory), в соответствии с которой процесс познания происходит с использованием двух независимых, но скоординированных систем — вербального и невербального восприятия.
Вербальная и невербальная информация создают различные «коды»: визуальный, отвечающий за задачи пространственного характера, и словесный, опирающийся на язык и абстрактную символику.
Основная гипотеза ученого заключается в том, что невербальная система имела более раннее развитие в эволюции, и в связи с этим зрительные образы и изображения намного эффективнее обрабатываются мозгом и откладываются в памяти. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать оба типа информации, чтобы увеличить запоминание пройденного материала.
Система 1 и Система 2
Несмотря на все многообразие теорий, суть дуального процесса сводится к тому, что в человеческом мозгу имеют место два отличных, но взаимосвязанных вида мышления, две когнитивные системы рассуждения, которые в ходе эволюции развивались раздельно, так как отвечали за принципиально разные задачи.
Эти системы все чаще разделяются учеными не по сознательному фактору, а по функциональной направленности. В итоге, все характеристики обеих функций мышления было принято объединить под собирательными терминами Система 1 и Система 2, предложенными авторами Становичем и Вестом в статье «Индивидуальные различия в мышлении: последствия для дискуссии о рациональности?» (Stanovich, K E., West, R F. «Individual difference in reasoning: implications for the rationality debate?», 2000)
Приведенная ниже таблица иллюстрирует основные отличия двух систем:
Автоматизм процесса мышления
Непроизвольный, скрытый характер работы первой системы был подробно рассмотрен психологом Джоном Баргом (John Bargh), исследовавшим роль автоматизма и бессознательной обработки социальной информации при лаборатории Йельского университета.
Психический процесс, по мнению ученого, может быть назван термином «автоматический», только если он не выполняет ни одно из следующих условий:
Еще одна характеристика автоматической системы — это высокая эффективность (efficiency) за счет низкого потребления ресурсов: для проведения автоматического анализа не требуется никаких когнитивных усилий, все совершается как бы само собой.
Именно поэтому теория дуального процесса также внесла значительный вклад в такие разделы социальной психологии как стереотипизация, категоризация и социальное суждение.
Дело в том, что непроизвольная, автоматическая природа одной стороны мышления имеет очень большое влияние на восприятие человеком других людей. Мы часто используем воспринимаемую нами информацию о внешности, возрасте, гендере, национальности или социальной роли окружающих для неосознанного разделения их на группы или категории и приписыванию им характерных черт — стереотипов.
Такая категоризация позволяет нам составлять мнение о других, не прилагая к этому значительных усилий: активация готовых паттернов социального отношения происходит без участия сознания. Единственный способ избежать стереотипного реагирования — это контролируемый когнитивный процесс, когда человек проявляет достаточно воли и желания для объективной оценки других людей.
Решение задач и бессознательное
UTT, или теория бессознательной мысли (Unconscious thought theory), утверждающая, что наш мозг способен выполнять сложные мыслительные задачи без участия сознания и делает это даже лучше, чем под его контролем, была предложена голландскими учеными Апом Декстерхаусом (Ap Dijksterhuis) и Лораном Нордреном (Loran Nordgren) в 2006 году.
Согласно их концепции, осознанное размышление над проблемой (CT, conscious thought) эффективно только в тех случаях, когда в задаче содержится меньшее количество переменных или ее решение сводится к простейшим логическим операциям. В более важных вопросах, по мнению авторов, ответ всегда «всплывает» из подсознания, т. е. человек сам не понимает, как именно происходит его мыслительный процесс.
Это породило идею о том, что бессознательное превосходит сознание по своей значимости в процессе мышления, и учеными было выделено 6 принципов, отделяющих одно от другого:
1. Принцип бессознательной мысли
Этот принцип признает существование двух различных типов мышления: осознаваемого и не осознаваемого. Первый имеет место, когда «когнитивный или аффективный процесс направлен на объект или задачу, находящиеся в центре внимания», тогда как во втором случае объект или задача выходят за пределы фокуса размышляющего.
2. Принцип вместимости
Согласно утверждению когнитивного психолога Джорджа Миллера, человек не может хранить в своей рабочей памяти более, чем 7 +/- 2 элемента информации, а на бессознательное данное правило не распространяется.
3. Принцип «сверху вниз» vs «снизу вверх»
Из-за ограниченной вместимости рабочей памяти сознание вынуждено обрабатывать информацию системно — при помощи определений и схем, в то время как ничем не стесненное подсознательное впитывает данные целиком, после чего «выдает» готовое решение.
4. Принцип весомости
Бессознательное мышление эффективнее сознательного в более важных и сложных вопросах, так как люди принимают лучшие решения, когда они не слишком зацикливаются на взвешивании всех за и против, а немного отвлекаются от поставленной задачи.
Тот факт, что при принятии решений сознание использует строгие формальные правила, а подсознание — это ассоциативный процесс, не исключает, что подсознательно найденный ответ не будет соответствовать законам логики. Внешне они даже бывают совершенно неотличимы.
6. Принцип сближения, или конвергенции
Этот принцип хорошо знаком лауреатам Нобелевских премий и деятелям искусства. На вопрос о том, в чем заключается секрет их гениальности, многие из них они отвечают, что им было достаточно понять суть проблемы и забыть о ней, как через какое время что-то подсказывало им правильное решение. Такое сотрудничество особенно заметно в экстремальных ситуациях: там, где сознательная мысль заходит в тупик, вступает в силу могучее бессознательное.
Как это использовать в бизнесе?
Описанная теория находит свое отражение и в поведенческой экономике, так как двойственный характер мышления оказывает серьезное влияние на принятие людьми экономических решений.
Решение о покупке принимается с участием как непроизвольных, так и контролируемых ментальных процессов, но в зависимости от человека или ситуации, конечный вывод может отличаться. В связи с этим, нужно твердо представлять, к какой именно стороне мышления вы обращаетесь.
В качестве примера можно привести ситуацию, в которой продукт опирается либо на рациональное, эгоистическое поведение, либо на социальный мотив. Для разных людей каждый из этих стимулов окажется привлекательнее другого, причем данное предпочтение будет составлять автоматическую, импульсивную сторону их психики.
Однако, это не означает, что первоначальный выбор не может быть изменен: под контролем сознания, при воздействии дополнительных факторов — социального давления или денежной выгоды — человек может передумать и поступить «несвойственным» ему образом. Подобное разнообразие в покупательском поведении людей, в отличие от стандартного представления о различии вкусов и интересов, теория дуальности объясняет тем, какая именно сторона мышления была задействована при принятии решения.