Дуальный договор что это
Мастер оcтается за кадром
Дата весьма условная, конечно. Тем не менее отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.
Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашает иностранных специалистов, среди которых много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.
Дуальная система
В России вводится дуальное образование. Что это значит?
Происхождение
Родина дуального образования – Германия. К ее опыту с интересом присматриваются другие европейские государства, ведь, в отличие от них, в этой стране Европы самая низкая безработица среди молодого населения. Вызвала дуальная система и интерес в России, где к 2020 году предполагается создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
У истоков системы стоял Георг Кершенштайнер (1854–1932), учредивший в Мюнхене ряд профессиональных школ. Впрочем, сам термин дуальная система появился позднее – на рубеже семидесятых годов ХХ века. Сегодня в программе участвует каждое седьмое предприятие Германии.
В общих чертах, немецкий опыт таков: теоретическое образование будущего рабочего проходит одновременно с его практикой на предприятии. Подобная схема занятости разгружает головы учащихся: не нужно прилагать специальных усилий к запоминанию того, что сразу будет закреплено на практике. Вопрос «Зачем я всё это учу?» тоже отпадает сам собой, ведь юные жители Германии имеют возможность сразу попробовать свои силы в реальной работе и увидеть результаты сделанного, а это неплохо мотивирует!
Немаловажно, что подобный труд считается уважаемым и относительно него не сформировано негативных стереотипов – благодаря превосходно организованным условиям труда, а также привычке родителей переставать «спонсировать» выросшее чадо. Наряду с дипломом учебного заведения, выпускники получают профессиональные сертификаты. А для предприятий участвовать в проекте дуального образования выходит дешевле, чем переучивать готовых специалистов в соответствии с современными требованиями.
Правда, всё это не объясняет, как перенятая система сможет функционировать в России. Думается, именно на российском видении дуального образования и стоит остановиться подробнее.
Преимущества
Только представьте себе: вы можете развиваться как профессионал-практик, обучаясь на очном отделении ссуза (обычно практикоориентированность – удел студентов-вечерников). Ваше образование можно будет назвать комплексным – никакой другой вид образования пока таковым не назовешь! Ваши наставники построят ваше обучение с учетом современного экономического контекста, а вашу учебно-рабочую неделю составят дни аудиторной учебы – и дни работы на предприятии, причем работать вы будете больше, чем учиться.
Как поступить
Дуальное образование сегодня реализуется в нескольких регионах России, специально выбранных для этого Агентством стратегических инициатив. На участие в проекте претендовал примерно каждый третий российский регион, и победу одержали автопром Калужской области, авиация Ульяновской области, двигателестроение и фармацевтическая промышленность Ярославской области, машиностроение Красноярского и Пермского краев. Хороший потенциал выявлен и у Волгоградской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и Татарстана – они вышли в финал. Также независимо от конкурса отдельные предприятия в разных уголках страны изъявляли желание участвовать в дуальном образовании учащихся.
Колледжи, сумевшие уловить это веяние времени, считаются инновационными – и рассказывают на своих сайтах о том, как именно реализуется в их стенах дуальное обучение. Нашли подобное упоминание в Интернете? Выясните подробности – например, о том, на каком курсе организуется дуальное образование и как выглядит договор, который заключает с предприятием учащийся, желающий такое образование получить.
Да-да, договор, тут всё серьезно! И это не единственное официальное соглашение, заключаемое в процессе реализации дуального образования. Так, договор учебного заведения с предприятием, помогающим воплощать в жизнь такие программы, обновляется ежегодно, поэтому, если вы приметили колледж, где практикуется дуальное образование, не переставайте следить за ситуацией: зайдите на его сайт еще раз, когда в ссузе придет время заключать этот договор заново, и проверьте, всё ли в порядке.
Сколько ребят отправятся получать дуальное образование и кто конкретно это будет, определяют совместно и ссуз, и предприятие. Поэтому совет вам такой: постарайтесь искренне интересоваться выбранной специальностью и быть на хорошем счету у педагогов. Хорошими также должны быть репутации как ссуза, так и предприятия: сотрудничество средненьких учреждений дуальным образованием назвать нельзя.
Программы
Одно из отличий дуального обучения от обычной практики на производстве состоит в том, что учебную программу для дуального образования ссуз разрабатывает совместно с предприятием-партнером. Таким образом, доля запланированных практически значимых знаний и практических занятий становится выше. Предприятие следит за тем, чтобы все необходимые компетенции были объяснены в аудиториях и закреплены на практике. И, конечно, с его подачи устанавливается список предметов, составляющих минимальное материально-техническое обеспечение полноценной учебы. Откуда такая заботливость? У компании есть прямой интерес – она заинтересована в новых высококвалифицированных кадрах.
Со стороны колледжа за реализацию программы дуального образования отвечает куратор.
Требования предприятия
С обычных практикантов спрос небольшой: они еще многого не знают и не умеют, и их практика получается во многом искусственной. Другое дело – учащиеся, вовлеченные в систему дуального образования. От них могут потребовать знать не только правила пожарной безопасности и охраны труда, но чуть ли не устав предприятия – ведь они в большей степени являются его «сотрудниками», чем те, кто проходит практику. А значит, обучающиеся по дуальной системе обязаны хранить сведения, составляющие тайну компании, учиться модифицировать свои обязанности применительно к работе в чрезвычайных ситуациях и даже тренироваться в принятии управленческих решений.
Всё это объяснят им наставники, закрепленные за группой на период практического обучения. Причем некоторых наставников подготовят непосредственно немецкие специалисты, хорошо знакомые с системой.
Впрочем, несмотря на богатство предполагающегося рабочего опыта, выходить за рамки разработанного учебного плана участникам программы нельзя!
Бонусы
По результатам работы по дуальной программе можно оформить портфолио, которое пригодится на собеседовании при трудоустройстве. С составлением портфолио учащемуся поможет куратор. Правда, предприятие, на котором работал студент, не обязано впоследствии принимать его на работу. Не обязано – но вправе. И при прочих равных его отдел кадров не может не предпочесть такого человека кандидату со стороны.
Вы уже поняли: схалтурить участнику программы дуального образования не получится. Но неужели ничего «детского» не остается при таких условиях учебы-работы? Остаётся. Это каникулы! У обычных рабочих каникул не бывает, только отпуск. Правда, сроки каникул хорошо бы согласовать с предприятием, ведь теперь вы человек занятой.
Татьяна Карпеченко, журнал «Абитуриент»
Что такое дуальное обучение в Казахстане
Дуальное обучение для Казахстана — новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.
Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения
Дуальное образование — тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.
Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:
Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.
К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.
Путь решения этой проблемы — дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?
Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям — теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве — обучающем предприятии.
Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).
Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.
Фото: kazpravda.kz: UGC
Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:
Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:
Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане — это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.
Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.
На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.
Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.
Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.
Фото: karlskrona.kz: UGC
Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:
Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:
Решить эти задачи — значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.
Дуальное обучение: зарубежный опыт
Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.
Считается, что дуальное обучение — это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.
На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, — выпускники таких колледжей.
В чем особенность такой формы обучения в Германии:
Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум — через 2–3 года.
Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.
Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.
Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.
Дуальное обучение — перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.
Такие работники — движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.
Первостепенная задача правительства Казахстана — заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
ТОГИРРО
13.12.2016
Что понимается под дуальным образованием?
«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».
Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:
первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.
Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.
Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.
Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).
Какими документами регламентируется дуальная подготовка студентов?
Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:
Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.
Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.
На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Каким образом обеспечивается целевой набор студентов в группы?
Обеспечение целевого набора требует системной работы на уровне региона.
Выбор координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.
Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним их ключевых аспектов успешного функционирования дуальной модели образования, так как позволяет определить согласованный региональными представителями власти, предприятиями-работодателями и образовательным сообществом фокус направления подготовки специалистов и в последующем правильно выстроить соответствующие программы подготовки кадров.
Система профориентации направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Профориентация является действенным инструментом своевременного профессионального самоопределения человека, в соответствии с чем должна осуществляться как можно раньше (например, в Германии активная профориентационная работа начинается с 5 класса).
Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребности в кадрах и спросом на обучение.
Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?
Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.
Возможен ли отбор и обучение студентов на предприятии только части (10 чел) учебной группы? Проходят ли проф.пробы студенты с целью отбора в группу дуального обучения? Какие?
Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.
Существует ли обязанность Предприятия платить студентам стипендии во время теоретического/практического обучения? Возможно ли отнесение данных затрат на себестоимость?
Обязанности, закрепленной законодательно на федеральном уровне, нет. Этот вопрос может регулироваться на региональном уровне. И, как правило, предприятия платят студентам стипендию, ее размер отличается в разных регионах и устанавливается, обычно, в рамках ученических договоров (см. Приложение 1 к Методическим рекомендациям: Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров)
Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
На Портале нормативно-правовых актов РФ можно ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». Указанный Законопроект предусматривает внесение изменений в подпункт 23 пункта 1 и пункт 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Указанные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор на срок не менее одного года. Данный Законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Какое соотношение практического и теоретического обучения рекомендуется по дуальной модели? Есть ли рекомендуемый календарный учебный график (по годам)?
Какие дисциплины, профессиональные модули и на каких курсах преподают студентам мастера производственного обучения (из колледжа), наставники с предприятия, преподаватели учебного центра предприятия?
Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.
Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать в учебном центре Маяка профессионального образования.
Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.
Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.
Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.
Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов? Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю? Кто входит в экзаменационную комиссию? Кто составляет теоретические вопросы, практические задания для оценки результатов обучения студентов?
Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. Концепцию и методику разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний.
Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.
Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?
Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.
Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.
Оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия?
При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.
Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?
Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.
Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.
Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:
1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.
2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.
3. Проектирование профессионального обучения.
4. Организация и ведение профессионального обучения.
5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.
6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»