Дуб и орешник о чем басня
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Дуб и орешник
Отзыв к рассказу басне Льва Толстого «Дуб и орешник»
Лев Толстой сочинил необычную сказку, в которых смог оживить растения и деревья. Когда сказочные сказки приобретают одушевлённость, то детям становится интереснее читать такие произведения.
Пересказ
Стоял старый дуб, упал с него жёлудь и угодил прямо под корень к орешнику. Орешник возмутился такому поведению своего соседа. Он предложил ронять жёлуди на пустом месте, а рядом должны расти отростки орешника. Сам орешник не разбрасывает орехи, он отдаёт свои плоды людям. Дуб просто ответил, что ему отмерен жизненный срок в двести лет, столько же отмерено и тому дубку, который вырастет из жёлудя, лежащего под ореховым деревом. Орешник очень рассердился и пообещал, что заглушит молодую поросль дуба, и дубок не выдержит в такой ситуации три дня. Дуб был мудрым деревом, поэтому в ответ промолчал, только сыночку приказал расти. Дождь полил жёлудь, один росток пробил землю, а другой вверх устремился. Орешник старался изо всех сил выполнить своё обещание: он заглушал его ростками, ветками, загораживал от тёплого солнца. Но дубок был настойчив, под тенью орешника он спасался от палящего зноя. Так незаметно прошли долгие сто лет. Орешник за это время состарился и засох. Дуб поднимался всё выше и выше к небу, разросся, и теперь под его кроной можно было спастись от жары.
Главная мысль
Толстой не всегда пытается скрыть смысл в своей сказке «за семью печатями», иногда многое лежит на поверхности. Нужно просто быть внимательным и вдумчивым читателем. О чём же эта сказка? Есть такое мудрое изречение: «Через тернии – к звёздам». Оно очень хорошо подходит к содержанию произведения Льва Николаевича. Орешник выступает в сказке как завистливый недальновидный человек. Он пытался мешать молодому дубу. Только благодаря этим помехам, дуб смог окрепнуть. Значит, тогда когда человек пытается пробиться в жизни сквозь препятствия, он становится закалённее и крепче. Ведь орешника уже и нет на свете, а дуб возмужал, теперь он имеет широкую крону. Он проживёт ещё долго, радуя своей силой окружающих.
Построение сказки
Текст Толстого интересен не только своими героями и поучительным смыслом, но и выбранным способом подачи материала. Вся сказка читается «на одном дыхании», потому что в ней много действий, изобилие диалогов. Таких сказок у великого классика в его книге великое множество. Можно выбирать любую из сказок и предлагать её для чтения всей семьи тёплым вечером. Таких вечеров может быть очень много. Родители часто делают их в своей семье традицией.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Дуб и орешник» онлайн бесплатно и без регистрации.
Старый дуб уронил с себя жёлудь под куст орешника. Орешник сказал дубу:
— Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям.
— Я живу двести лет, — сказал на это дуб, — и дубок из этого жёлудя проживет столько же.
Тогда орешник рассердился и сказал:
— Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней.
Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.
Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны.
Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник»
Пополнять литературный багаж детей жанрами художественной литературы.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе и её жанрам.
• Продолжать знакомить с творчеством Л. Н. Толстого.
• Познакомить детей с басней Л. Н. Толстого «Дуб и орешник».
• Учить понимать смысл басни, заключённую в ней мораль.
• Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
• Вызвать у детей интерес к творческой деятельности,
желание создать концовку басни по-своему.
• Развивать общие речевые навыки.
• Расширять и активизировать словарь детей.
• Формировать художественное восприятие литературных произведений
Развитие игровой деятельности
• Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в пере-даче образа; отчетливость произношения.
• Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Материал: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к басне, басня Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», загадки, шапочки дуба и орешника.
Вос-ль: ребята, назовите жанры художественной литературы (ответы детей)
Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним из жанров х/л – басней. Что же такое басня?
Басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции.
Что такое басня? Это небольшой рассказ, чаще всего написанный в стихах.
Басня слегка похожа на сказку, но сказка бывает длинная, а басня короче. В ней обычно герои не люди, а звери, вещи, растения.Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.
И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.
В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство, ложь и другие.
Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками, т. е. не говорил прямо о недостатках, а намекал ему и человек догадывался.
У нас в России было немало баснописцев, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. А ещё писал не только рассказы, но и басни писал Л. Н. Толстой.
3. Ребята, сейчас меня внимательно послушайте, скажите ответ и назовите жанр х/л.
Слушай внимательно: дерево это
Всем замечательно. Только лишь летом
Пух его лёгкий повсюду летает
И, зачастую, дышать нам мешает.
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Кустом в лесу, саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Очень часто над водою,
Словно согнута бедою,
Вся печальна, молчалива,
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с басней Л. Н. Толстого, которая называется «Дуб и орешник». В ней рассказывается о дереве и кустарнике, которые жили по соседству.
ДУБ И ОРЕШНИК
(Басня)
Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».
«Я живу двести лет,— сказал на это дуб,— и дубок из этого желудя проживет столько же».
Тогда орешникрассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживет и трех дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из желудя.
Желудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из желудя поднялся до неба и раскинул шатер на все стороны.
— Каким был орешник? А по характеру?
— Кто оказался сильнее: дуб или орешник? Почему?
— За что был наказан орешник? (ответы детей)
— Каким голосом говорит дуб? (Проговорить фразу из текста).Почему?
— Каким голосом может разговаривать орешник? (Проговорить фразу из текста).Почему?
— Можем ли мы придумать новый конец к этой сказке, где дуб и орешник не враждовали бы между собой? (коллективное придумывание нового конца к сказке)
Воспитатель повторно рассказывает произведение Л. Н. Толстого:
— А теперь послушайте текст еще раз, слушайте внимательно, нам предстоит интересная работа.
Дети при поддержке воспитателя разыгрывают театрализованный этюд, особое внимание обращая на передачу характера героев с помощью мимики, жестов, выразительности речи, на правильность построения диалога.
Воспитатель благодарит детей за активную работу:
— Молодцы! Эту сказку расскажите дома своим родителям.
Конспект интегрированной театрализованной НОД по лепке в I младшей группе по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Конспект интегрированной НОД по лепке в I младшей группе «Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Лепим миску для медвежонка»Цель:.
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки» Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки». Цель: учить детей пересказу произведения,.
Конспект НОД по развитию речи «Викторина по рассказам Л. Н. Толстого. Пересказ рассказа «Два товарища» Цели и задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». 2. Формировать умение понимать мораль.
Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» Интеллектуально – развивающее занятие в подготовительной группе – 2015-2016 учебный год Вид: речевое развитие Форма проведения: путешествие.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» 1. Организационный момент. Дети в кругу. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз- прыжок, и два кивка, Два – направо голова,.
Роль Л. Н. Толстого в нравственном воспитании детей Я выбрала несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои – животные и люди.
Спектакль по мотивам басни «Лев и Заяц» Музыкальный спектакль по мотивам одноименной басни народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы «Лев и Заяц». Цель: совершенствовать художественный.
Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей») Театрализованное представление «ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей)Действующие лица: Стрекоза, Муравей,.
Какая главная мысль басни, рассказа Льва Толстого «Дуб и орешник»?
Чему учит басня, сказка Льва Толстого «Дуб и орешник»?
Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги «Дуб и орешник»?
Басня Толстого «Волк в пыли» рассказывает нам о том, что волк захотел утащить овцу из стада. И чтобы они не почуяли его запах зашёл с ветра, куда несло пыль. Собака заметила его и сказала, что напрасно он в пыли ходит, ведь глаза заболят, а волк сказал, что у него они и так глаза болят, а пыль их лечит.
Мораль басни в том, что волк, чтобы добиться желаемого не боится и пыли, чтобы стянуть овцу, выдумав при этом, что она лечит его. Басня учит тому, что нужно всегда рассуждать и думать и не боятся вымазаться, чтобы добыть пропитание.
В этой короткой басне рассказывается о птичьей семье дергача. Его самка высиживала яйца, когда на поле пришли косцы. Дергач делает ошибочный вывод об их безопасности для самки и его потомства, но его самка не разделяет его беззаботности, она предчувствует беду. Беда и случается: косцы убивают самку и забирают ее яйца для забавы.
Думаю, что главная мысль басни следующая:
Не делай поспешных выводов из того, что видишь вокруг.
Лучше перестраховаться, чем потом потерять все.
Басня учит быть осторожным и предусмотрительным, если хочешь спасти свою жизнь. Не следует быть слишком беззаботным. Надо уметь оценить возможную опасность и принять меры по спасению своевременно.
Дергач проявил беспечность, сделав неправильные выводы о работе косцов. Он решил, что косцы пришли на луг убивать змей. А вот его самка была куда дальновидней, у нее были плохие предчувствия. Но она не захотела бросить свое будущее потомство, не улетела с гнезда. В результате погибла самка и были уничтожены яйца, а дергач остался один.
Тому, что суть того, чем является то или иное существо, зверь или человек, не изменишь ничем. Ни обучением, ни воспитанием. Внутри все равно останется естество, данное от предков.
Понятно, что под волком и ягненком подразумеваются люди. В определенных условиях каждый будет вести себя, как разумная личность, ограниченная этикой общества или состояния, в котором она сейчас пребывает. Но малейшее изменение условий или состояния и каждый показывает свою сущность. Одна только возможность совершить некое действие уже делит людей на тех, кто может его совершить и тех, кто не может.
Конечно, волков в человеческом обличье, всегда значительно меньше, чем жертв. Естественно, в стабильном равновесном мире, волки ограничены в своих действиях, необходимостью соблюдения правил. Но малейшее изменение устойчивости и она начинают диктовать свои правила, разрывая общество на части, превращая остальных в беспомощных жертв, воюя между собой. Требуется приход куда более сильного вожака, окруженного своей сильной стаей, чтобы начать диктовать условие волкам, вгоняя их в рамки общества, давая возможность овцам жить, а не только сидеть по углам, в молчании и страхе.
Естественно овцы, переставая принимать в расчет волков, но продолжая их подсознательно бояться, нападают. правильно. На того, кто навел порядок, считая, что он им что-то должен, не понимая, что убрав его, они снова окажутся во власти волков.
Что написать в читательском дневнике о басне «Дуб и орешник» (Лев Толстой)?
«Дуб и орешник»: краткое содержание басни, сказки Льва Толстого для читательского дневника?
Что написать в читательский дневник о книге «Дуб и орешник»?
Краткое содержание басни, произведения, сказки «Дуб и орешник» (Лев Толстой)?
Главные герои: дуб и орешник.
Рядом росли дуб и орешник. Упал жёлудь рядом с орешником и стал расти в его тени. Орешнику это не понравилось. Он свои орехи отдавал людям. Дуб сказал, что он живёт 200 лет, и его сынок проживёт столько же. Тогда орешник сказал, что заглушит дубок. А дуб сказал желудю расти. Орешник не давал солнца дубку, но тот рос. И через сто лет раскинул свои ветви, а орешник засох.
В рассказе «Дуб и орешник» Льва Николаевича Толстого повествуется о том, как вредный орешник мешал расти маленькому дубочку, но не смотря на это он вырос, а орешник погиб.
Я думаю, что вот так написать нормально)
Краткое содержание и основную мысль басни Толстого «Голова и хвост змеи» в читательском дневнике можно изложить так:
Не придя к единому мнению о том, кто же из них главнее для змеи, голова и хвост решили разбежаться. Оторвавшись от тела змеи, хвост, несмотря на то, что был сильнее головы, провалился в трещину, так как без глаз и ушей не мог ориентироваться в пространстве.
Смысл басни заключается в том, что сила (хвост) не может существовать без разума (головы). Бездумное применение силы никому не идет на пользу.
Крестьяне собрались со всего села и бьют волка, сожравшего отвцу. Волк прикидывается дурачком и спрашивает невинным образом:» Вы что меня бьете за мою серость:» Крестьяне же справедливо отвечают:» Нет, серый, мы бьем тебя не за цвет твоей шкуры, а за то, что ты сожрал овцу.»
Басня очень лаконичная и мудрая, к тому же она основана на народной пословице. Толстой сумел пословицу превратить в прекрасную басню в стиле Эзопа.
Эту басню фактически Толстой взял у древнегреческого баснописца Эзопа. Черепаха очень просила орла, чтобы тот научил летать, но орел не соглашался, он знал, что черепаха лишена крыльев, и она никогда не научится летать. Но черепаха продолжала усиленно просить орла. Орел рассердился, поднял её в небо и с вышины опустил вниз, а черепаха упала на камни и разбилась. Наверно, эту басню читал великий пролетарский писатель Максим Горький, когда в своем пламенном произведении «Песнь о Соколе» написал слова:
Именно эта истина лежит в основе басни Льва Николаевича Толстого.И нельзя никогда делать то, к чему не приспособлен от рожденья.
Басня Льва толстого «Волк и собака», как и большинство басен довольно короткая, но весьма поучительная.
Краткое содержание ее можно написать так:
Главная мысль басни «Толстого «Волк и собака» рассматривались здесь.
У Иван Андреевича Крылов тоже есть басня «Волк и журавль», но она написана в стихотворной форме.
Произведение Льва Николаевича Толстого под таким же названием представляет собой басню в прозе, совсем коротенькую, но очень поучительную.
Волк давится костью и вот-вот погибнет. Он просит журавля вытащить кость и обещает тому вознаграждение.
Журавль своим длинным клювом достает косточку из волчьего горла и ожидает обещанную награду.
Рассерженный хищник заявляет, что лучшая награда для его спасителя то, что он оставил журавля в живых.
Писатель доносит до читателей мысль о том, что одни люди не умеют быть благодарными. Другие люди слишком доверчивы и не понимают, что
Лев Толстой-детям
Процесс воспитания талантливого читателя начинается с дошкольного детства. Именно тогда формируются навыки чтения, а не в подростковом возрасте, когда шансы стать развитым читателем уже невелики. Именно в детском саду, на примере произведений детской классической литературы формируется умение размышлять над содержанием текста с позиции чувств, воспитываются такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, закрепляются правильные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
И знакомство с творческим наследием Льва Николаевича Толстого, которое начинается уже с детского сада, как нельзя, кстати, отвечает запросу формирования основ нравственности, дает возможность успешно реализовывать задачи компетентностно-ориентированного образования.
Педагогические принципы Л.Н.Толстого актуальны и в наши дни. Его концепции основываются на видении в каждом ребенке гения, творца и призыве дать волю мысли каждого ребенка, предоставить ему реальную возможность усваивать информацию, опираясь на свой жизненный опыт. «Разве не тогда приобретал я все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг». Удивительная цитата, раскрывающая всю глубину уважения великого писателя, бывшего истинным знатоком детской души, к этой самой душе. Нередко героями басен, былей Толстого являлись дети, бедовые и ловкие, и потому близкие современным детям.
Сегодня я хочу вас познакомить с одним из величайших писателей, которого знают люди не только в России, но и во всем мире. Зовут его Лев Николаевич Толстой. Посмотрите внимательно на его портрет. Как вы думаете, какой он: по внешности, по характеру? Какие у него глаза? Может быть, вы даже сможете сказать, о чем он думает? Во что он одет? Докажите, почему вы так считаете. (ответы детей) А сейчас я расскажу вам об этом писателе. (рассказ воспитателя о Л.Н.Толстом)
Толстой много писал для детей. Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями. Назовите мне их. О чем говорится в них? А чем похожи эти рассказы, басни, были, что в них общего? (ответы детей)
Когда вы пойдете в школу, вы тоже будете читать Толстого, но уже другие его произведения, написанные для взрослых людей, ведь вы станете старше, научитесь думать по-взрослому, размышлять.
Мы пока еще мало знаем произведений этого великого писателя, а ведь они очень интересные. Мне хочется, чтобы вы познакомились с ними поближе.Воспитатель предлагает детям создать библиотечку Л.Н.Толстого в группе.
(Принимается совместное решение о необходимости привлечь родителей к созданию такой библиотеки)
2 НЕДЕЛЯ. Знакомство, анализ и пересказ произведения
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, дать представление о жанре художественной литературы – были, развивать умение пересказывать, выразительно передавая диалог действующих лиц, воспитывать честность и справедливость.
ХОД:ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я вас познакомлю с новым литературным жанром – былью. Быль – это то, что было: небольшой рассказ, в котором говорится о происшествии или случае, которое произошло когда-то давно. Послушайте внимательно быль, которая называется «Косточка», а написал ее Лев Толстой.
Воспитатель читает детям произведение, затем предлагает ответить на вопросы:
— С чего начинается быль «Косточка»?
— Почему вы засмеялись, когда Ваня сказал правду?
— Почему сам Ваня заплакал?
— Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?
— Как вы думаете, Ваня понял свою ошибку?(ответы детей)
А теперь послушаем «Косточку» еще раз, и попробуем представить себя в роли мальчика Вани.
(повторное чтение педагогом «Косточки»)
Сейчас у нас будет не совсем обычная работа. Давайте нарисуем этот рассказ, выберем артистов и немного поиграем (на доске при помощи детей зарисовывается схема развития сюжета, выбираются дети, играющие роли)
Воспитатель предлагает пересказать произведение в лицах, опираясь на схему, использовать соответствующие мимику, интонацию, движения для передачи выразительности образа.
— Когда вам легче было пересказывать?
— Чему мы учились сегодня?
— А как мы это делали?
— Ребята, а зачем мы учились пересказывать?
3 НЕДЕЛЯ. Анализ и пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
ЦЕЛЬ: Формировать умение самостоятельно рассуждать, анализировать поступки героев, воспроизводить текст произведения, используя прием драматизации.
ХОД:Дидактическое упражнение «РАЗЛОЖИ ПО ВОЗРАСТУ»
Цель: Учить детей ориентироваться в периодах жизни человека.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а зачем мы с вами играли в такую игру?
ДЕТИ: Чтобы знать, как растет человек и меняется с возрастом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется человек, когда он маленький? Что вы можете о нем сказать?
ДЕТИ: Он ребенок, он ничего не умеет делать сам, ему нужна помощь взрослых, нужны мама и папа, его нужно всему учить и заботиться о нем: кормить, одевать, лечить. Ребенка надо любить, его нельзя бить и наказывать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот человек вырос, всему научился. Каким он стал?
ДЕТИ: Взрослым, сильным, умным.
ВОСПИТАТЕЛЬ: У него появились свои детки, а потом и внуки, которых он очень любит. Что произошло с человеком? ДЕТИ: Он состарился.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Человек многое видел в своей жизни, за что-то переживал, радовался, огорчался. Каким словом мы его назовем? ДЕТИ: Старым.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А по характеру?
ДЕТИ: Если он много думал, то стал, наверное, умным, может рассказать всякие случаи из своей жизни. К нему можно прийти и спросить о чем-то, он поможет, подскажет, как правильно поступить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы молодцы! А как мы называем такого человека? (дети затрудняются с ответом)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Есть такое очень хорошее слово: мудрый. Так говорят о человеке, который может рассудить любой спор, никогда не ругается, не кричит, дает правильные советы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас я познакомлю вас с еще одной басней Л.Н.Толстого, которая называется «Старый дед и внучек».(чтение произведения, далее проводится беседа по содержанию басни)
ДЕТИ: Он, наверное, стал еще и мудрым. Дед хоть и был больным и слабым, но мог помочь добрым советом, поэтому его нельзя было обижать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте сейчас немного поиграем. Мы превратимся в героев этой басни и покажем небольшую сценку.(Выбираются герои, автор)Дети пересказывают басню в лицах, инсценируя ее.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами были артистами. Что вы чувствовали, когда были в роли героев?(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас послушайте басню еще раз и перескажите ее от лица любого героя. Это очень необычно и нелегко, но мы должны попытаться.(читает произведение) (Дети пересказывают текст (с помощью воспитателя) от лица выбранного героя)
А кто есть у вас в семье?(ответы детей)
У вас такие же отношения в семье? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить детей обращаться к членам своей семьи ласково
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Чему мы учились?
А кто нас этому учил? (Писатель Л.Н.Толстой)
Зачем мы с вами учились уважать старших?(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Перескажите эту басню дома, своей семье. Нарисуйте, как вся семья в басне Толстого помирилась. Родители вам обязательно помогут.4 НЕДЕЛЯ. Анализ и пересказ произведения Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
ЦЕЛЬ:Продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, учить пересказывать от лица какого-либо героя, развивать воображение, память, мышление, воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желание прийти на помощь человеку, попавшему в беду.
ХОД:Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением эмоций и определить каждую из них (радость, грусть, страх). ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вам когда-нибудь было страшно? Радостно? Грустно? (обращение к жизненному опыту детей)
— Мы с вами уже знакомы с рассказом Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Давайте вспомним, о чем там говорится, какие действия происходят, каких героев описывает автор. (ответы детей)
— Мы с вами уже представляли себя разными героями, думали, как они, совершали их поступки, вживались в их образ. Сейчас давайте представим себя героями рассказа «Пожарные собаки».
(при помощи воспитателя дети выбирают для себя тот образ, который хотели бы передать. Особо обговариваются детали, особенности персонажей, стиль поведения)
— А теперь давайте поиграем в игру «Кто что думает?». Расскажите нам от имени своих героев, что вы думаете, какие чувства испытываете, находясь в горящем доме.(рассказы детей от имени выбранного объекта: собаки, куклы, огня, пожарных, женщины)
— Страшно вам было на пожаре? Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А сейчас представьте себе, что к нам пришел ВОЛШЕБНИК НОС и предлагает нам поиграть в игру «Я ощущаю запах». Представьте себе те запахи, которые ваш объект чувствует на пожаре, ведь каждый будет чувствовать по-своему. Например, какие запахи может чувствовать собака? Прохожие? Женщина-мать? Опишите их. (творческое рассказывание детей)
— Молодцы, очень интересные получились рассказы, мы даже почувствовали себя свидетелями настоящего пожара. ВОЛШЕБНИК НОС ушел, а на смену ему пришел следующий, которого зовут ВОЛШЕБНИК УХО. Представьте себе, что вдруг исчезли все запахи, глаза ничего не видят, остались только звуки. Подумайте, какие звуки могут быть на пожаре. Что слышит служебная умная собака? Умирающая от страха женщина-мать? Кукла? (творческое рассказывание детей)
Воспитатель по своему выбору может предложить других волшебников: осязания, тактильных ощущений, зрения, дав им соответствующие имена, которые можно придумать вместе с детьми.
На заключительном этапе воспитатель предлагает детям составить полный пересказ текста «Пожарные собаки» с учетом проделанной работы и от имени какого-либо объекта.
5 НЕДЕЛЯ.Знакомство, анализ и пересказ произведения Л.Н.Толстого «Дуб и орешник»
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с творчеством Л.Н. Толстого, развивать диалогическую речь, воспитывать чувство справедливости, ответственности за свои поступки.
ХОД: Воспитатель предлагает детям загадки о деревьях.
ВОСПИТАТЕЛЬ:Ребята, а какие вы еще знаете деревья, которые растут в лесу?
Дидактическое упражнение «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
Цель: Закреплять знания детей о деревьях и их листьях
— Каким голосом говорит дуб? (Проговорить фразу из текста).Почему?
— Каким голосом может разговаривать орешник? (Проговорить фразу из текста).Почему?
— Можем ли мы придумать новый конец к этой сказке, где дуб и орешник не враждовали бы между собой? (коллективное придумывание нового конца к сказке)
Воспитатель повторно рассказывает произведение Л.Н.Толстого:
— А теперь послушайте текст еще раз, слушайте внимательно, нам предстоит интересная работа.
— На прошлом занятии при работе над рассказом Льва Николаевича Толстого «Пожарные собаки», мы учились пересказывать от лица собаки, женщины, куклы, то есть от лица героев. Скажите, зачем мы это делали? (ответы детей)
— Сегодня мы попробуем пересказать текст от лица других героев: дуба и орешника, чтобы суметь понять их мысли, чувства, их характеры.
Дети при поддержке воспитателя разыгрывают театрализованный этюд, особое внимание обращая на передачу характера героев с помощью мимики, жестов, выразительности речи, на правильность построения диалога.
Воспитатель благодарит детей за активную работу:
— Молодцы! Эту сказку расскажите дома своим родителям.
6 НЕДЕЛЯ. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Море»
ЦЕЛЬ: Формировать умение выявлять простейшие причинно-следственные связи, анализировать их, рассуждать об объекте с различных сторон, самостоятельно делать выводы, способствовать развитию познавательного интереса.
ХОД:Воспитатель предлагает детям отгадать загадку о море.
ВОСПИТАТЕЛЬ:Как вы думаете, о чем говорится в загадке? Вы правильно догадались, это – море. Кто знает, что такое море? (ответы детей) У Льва Николаевича Толстого есть рассказ, который называется «Море». Вот послушайте, как он описывает его. (читает рассказ Л.Н.Толстого, последнюю фразу не дочитывает, предлагает детям «дописать» ее, таким образом, дети становятся соавторами) Подумайте, как можно закончить рассказ. (ответы детей)
Мы с вами умеем не только слушать и пересказывать произведение, но и отвечать на вопрос. А теперь давайте попробуем сами задавать вопросы. (дети с помощью воспитателя задают друг другу вопросы по тексту)
Что оказалось труднее: задавать вопросы или отвечать на них? Почему? (ответы детей)
Как нужно правильно задавать вопрос?
(Дети при помощи воспитателя приходят к выводу, что вопрос нужно ставить так, чтобы он был понятен другим, но в то же время вопросы бывают разные: одни требуют однозначного ответа, другие предполагают умение рассуждать и допускают несколько вариантов ответа) Как вы думаете, вода в море всегда спокойная, стоит на месте, или она движется?
(ответы детей)Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
Ну, а если море живое, тогда почему одни моря исчезают, а другие – нет? (рассуждения детей)
Куда же девается вода из моря? Могут ли все моря пересохнуть? (рассуждения детей)
Сейчас я вам прочитаю другой рассказ Толстого, который поможет нам ответить на поставленный вопрос. (чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»)
Вы видите, что вода, которая уходит из моря, снова в него возвращается. Каким же образом? (ответы детей)
Покажите мне, как же вода ходит по кругу. (воспитатель дает детям понятие «круговорот воды в природе»)
Сейчас мы с вами возьмем краски и нарисуем море. Каким будет наше море?
А вот как нарисовать путешествие маленькой капельки, вы подумаете дома, вместе с родителями, и мы организуем выставку ваших работ здесь, в группе.В процессе проведения таких занятий мы, педагоги и родители, заметили, что дети стали более внимательно относиться к чувствам и переживаниям других людей: радость одного ребенка подхватывалась другими детьми, ребята начинали быстрее обращать внимание на грустное настроение товарище. Так же хочется отметить, что в результате проводимой работы у детей целенаправленно формировались основные ключевые компетентности: умение ориентироваться в нестандартной ситуации, продумывать этапы совместной деятельности и находить разнообразные варианты решения наметившейся проблемы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, а также умение самостоятельно искать, а затем анализировать полученную информацию, обрабатывать ее, сохранять и использовать в практической деятельности. Наши дети учились продуктивно работать в составе группы, доказательно отстаивать свою точку зрения, публично презентовать себя и результаты своей работы.Совместная деятельность педагогов, детей и родителей имела трехстороннюю связь, которая позволила последним увидеть мир с позиции ребенка, активизировать его потенциальные возможности и показала степень заинтересованности каждого в жизни детского сада.