Дубель шлюпка что это
Корабли XVIII века
Дубель-шлюпка
Дубель-шлюпки существовали в Российском флоте начиная с 1730-х годов и вплоть до самого конца XVIII века. Последняя из известных была построена в 1789 и выбыла из строя в 1802 году.
В основном они предназначались для речной и прибрежной морской службы. Играли роль более поздних канонерских лодок, были десантными, посыльными, транспортными судами.
Сперва были без палуб и оборудованы двумя мачтами с латинскими парусами, позднее имели одну съёмную мачту с прямыми парусами и палубу.
Капитан Христиан Иванович Остен-Сакен происходил из старинного рода, берущего начало в Померании и Курляндии в XIII-XIV веках.
В мае 1788 года их шлюпка была в дозоре у Кинбургской косы близ Очакова. Увидев входящий в Днепровский лиман турецкий флот, экипаж хотел уйти и предупредить своих, но был обнаружен и преследован 30-ю галерами.
Будучи настигнутыми, моряки приняли бой и сцепившись в абордаже, взорвали своё судно, уничтожив 4 галеры и взрывом предупредив свои войска о нападении неприятеля.
К столетию подвига Остен-Сакена, в 1888 году, на Черноморском флоте в его честь был назван новый минный крейсер «Капитан Сакен».
От Дефремери не осталось ни портрета, ни продолжения фамилии, ни имени в списках флота.
Модель дубель-шлюпки
фотографии, чертежи, схемы
Модель, изготовленная мастерами студии «Аrvalax-studio».
Чертежи дубель-шлюпки, разработанные издательством А.А.Гармашева.
Боковой вид с проекцией «корпус» теоретического чертежа
Мачты, разрез корпуса и теоретический чертеж.
Вид сверху, поперечное сечение и отдельные детали.
Другой вариант реконструкции дубель-шлюпки, выполненный в 1991 году в Тульском отделении ДОСААФ по заказу фирмы «Ретро-флот»
ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКА
(стар.) — военное одномачтовое судно русского гребного флота второй половины XVIII ст. типа канонерской лодки для действий в шхерах, лиманах и у берегов (длина до 25 м, ширина до 6 м и углубление до 2 м); имело до 8 орудий, из них два или три крупного калибра.
Полезное
Смотреть что такое «ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКА» в других словарях:
дубель-шлюпка — дубель шлюпка, дубель шлюпки … Орфографический словарь-справочник
Дубель-шлюпка — Дубель шлюпка небольшое парусно гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья. Дубель шлюпки были предшественниками канонерских лодок и выполняли те же функции, а также … Википедия
ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКА — небольшой русский парусно гребной военный корабль 2 й половины XVIII в., схожий с канонерской лодкой и предназначенный для действий у берегов, в лиманах и на реках. Длина до 20 25 м, ширина до 6 м, осадка до 2 м. Дубель шлюпка имела палубу, 1… … Морской энциклопедический справочник
Шлюпка — дубель шлюпка беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; употреблялось в XVIII столетии для прибрежных операций; суда эти, вооруженные небольшой артиллерией, употреблялись в XVIII в. в войне с Турцией для действий в лиманах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дубель-шлюпки — Тобол Построена в 1733 в Тобольске для Великой Северной экспедиции. 21,4×4,6×2,1 м; 2 мачты; 56 человек. Участвовала в Великой Северной экспедиции в составе 2 го отряда. Весной 1734 спустилась по Тоболу и Оби и 19.6 вышла в Обскую губу. 5.8… … Военная энциклопедия
Великая Северная экспедиция — («Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско Тихоокеанская», «Сибирская») ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.… … Википедия
Полярные экспедиции — … Википедия
КАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ — русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана, побережья и островов Северного Ледовитого океана в 1 й пол. XVIII в., сыгравшие важнейшую роль в освоении С. В. России. Две Камчатские Экспедиции связаны преемственностью работ и… … Морской энциклопедический справочник
Ледоколы России — … Википедия
Прончищев, Василий — ум. 30 го августа 1736 г.; капитан лейтенант, начальник первой правительственной экспедиции, для нанесения на карту северных пределов Азии. Эта и другие подобные экспедиции, предпринимавшиеся с 1734 по 1743 год от берегов Двины, Оби, Енисея и… … Большая биографическая энциклопедия
Дубель-шлюпка
Дубель-шлюпки были предшественниками канонерских лодок и выполняли те же функции, а также десантно-транспортные задачи, служили посыльными судами.
В зависимости от периода постройки дубель-шлюпки имели от 9 до 20 пар вёсел. Первоначально парусное вооружение состояло из двух мачт с латинскими парусами, позже — одна съёмная мачта с прямыми парусами. В начальный период беспалубные, позже имели палубу.
Водоизмещение до 50 тонн, длина 17 — 25 метров, ширина 4,5 — 6 метров, осадка до 2 метров, экипаж до 50 человек. Вооружение — до 15 орудий (в первом варианте шесть двухфунтовых фальконетов, в более позднем варианте — 6 — 8 орудий, в том числе два однопудовых (196 мм) единорога или две — три трёхпудовых (273 мм) гаубицы и мелкие трёх — 12-и фунтовые (76 — 120 мм) пушки).
Связанные понятия
В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)
Иол — 1- мачтовый бот с парусным вооружением «шафшинкен» (нем. schafschincen — овечий окорок; англ. shoulder of mutton — плечо барана) или 1- мачтовый бот с люгерным парусным вооружением.Иол — небольшое парусное судно с двумя мачтами (точнее, полуторамачтовое) — гротом и бизанью. Обе мачты имеют косое парусное вооружение. Бизань-мачта, обычно небольшого размера, расположена позади гельм-порта и выступает за гакаборт. Грот гафельный или бермудского покроя с кливером и стакселем.Йол (иол) — тип косого.
Подвиг дубель-шлюпки 2
Все слышали и читали о героическом подвиге капитана II ранга Остен-Сакена, взорвавшего в 1788 году свой корабль, чтобы не стать вражеским трофеем, но время, увы, несколько сократило подробности. Поэтому рассказ капитана I ранга Николая Александровича Рыкачева, в 1886 году издателя “Кронштадтского Вестника” (в том же году был произведен в контр-адмиралы с отставкой), не мог утерять своей актуальнос-ти до сих пор.
Итак, “Кронштадтский Вестник”, № 13, от 29 января (10 февраля) 1886 года :
(*) Наш известный историк генерал-маиор Висковатов оспаривает это мнение и полага-ет, что Сакен был родом лифляндец (Смот. “Морск. Сборн.” декабрь 1856 года).
очень заинтересовался героической смертью хорошо известного ему Сакена и вскоре после того, появившись с армией у стен Очакова, приказал собрать точные сведения о числе неприятельских судов, взлетевших на воздух вместе с нашей дуббель-шлюпкой. Розыски эти однакоже не привели ни к какому положительному результату, так как и турки, сцепившиеся с Сакеном, погибли вместе с ним. 25-го мая князь Потемкин пере-шел с своею армией у Ольвиополя на правый берег Буга и требовал к себе одного из матрос Тимофеева, и лично распрашивал его о сражении дуббель-шлюпки № 2-й с непри-ятельскими галлерами, а 27 он донес Императрице о геройском подвиге капитана 2-го ранга фон-Сакена. 9-го декабря того же 1788 года пал Очаков под страшным натиском штурма Суворова. Этим и кончилась первая часть этой достопамятной кампании. Доно-ся о подвиге Сакена, князь Потемкин писал Императрице, что отправляя шлюпку с 9-ю матросами, Сакен приказал им объявить об опасном своем положении и что ни он, ни его судно в руках турецких не будут.
В награду за подвиг Рейнгольда Сакена Императрица пожаловала братьям и сестрам его имение близ Митавы.
Описание подвига Рейнгольда фон-Сакена и все подробности о нем можно найти в двух статьях “Морского Сборника” в апрельской книжке за 1855 и в декабрьской № 14-й [так в тексте] книжке за 1856 год. Этими статьями мы и воспользовались для сос-тавления настоящего очерка.
Таков, согласно Николаю Александровичу Рыкачеву, был ход событий, вызвав-ший бессмертный подвиг.
Морскому клубу «Полярный Одиссей» подарили исторический корабль
В следующем году корабль, построенный по чертежам XVIII века, сможет катать желающих по озеру.
Дубель-шлюпка «Якуцкъ». Фото: морской клуб «Полярный Одиссей»
Дубель-шлюпку «Якуцкъ», построенную в Петрозаводске специально для фильма «Первые», подарили клубу «Полярный Одиссей». Об этом «Республике» сообщил руководитель клуба Виктор Дмитриев.
— Сейчас «Якуцкъ» стоит в нашем причале. Мы его получили в подарок от кинокомпании, которая снимала картину «Первые» и устроили ему бесплатную парковку. Мы этот корабль не строили, а только готовили чертежи. Все желающие могут прийти, подняться на палубу, осмотреть корабль, сделать фотографии. А в следующем году у нас запланирована программа по этому судну. Правда, оно нуждается в ремонте, — рассказал руководитель морского клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев.
Напомним, что судно построили на верфи деревянного судостроения «Варяг» в Петрозаводске по чертежам, в основу которых легли чертежи XVIII века. Это парусно-гребное судно, входившее в отряд Великой Северной экспедиции 1735 года под руководством Витуса Беринга. Дубль-шлюпка 20 метров в длину и 5 — в ширину, около 20 тонн водоизмещения.
Сцены для фильма «Первые» снимали под Петрозаводском прошлой зимой. СМИ сообщали, что после съемок «Якуцкъ» отправится в качестве учебного судна в Якутск, однако съемочная группа приняла решение оставить судно в Карелии.
Дубель-шлюпка «Якуцкъ». Фото: морской клуб «Полярный Одиссей»
Герои фильма — молодые лейтенанты русского флота Василий Прончищев и Василий Челюскин — под предводительством командора Витуса Беринга летом 1735 года на парусном судне отправляются из Якутска по реке Лене к Северному Ледовитому океану.