Дублирование ткани что это
Школа шитья: дублирование деталей одежды
Что такое дублирование, зачем оно нужно и как правильно выполнять эту операцию — этими вопросами задаются не только начинающие портнихи. Что нужно сделать, чтобы, например, воротник был стойким и держал форму как в покупной рубашке или блузке? Ответ прост: нужно его продублировать — приутюжить прокладку!
Дублирование деталей одежды обеспечивает их формоустойчивость в процессе эксплуатации и ухода за готовым изделием, а также придаёт повышенную упругость, исключает растяжение и деформацию ткани.
Как правильно дублировать детали пальто и жакетов
Обычно дублируют такие детали, как манжеты, детали воротника, борт и подборт жакета или пальто, пояс, клапаны, лиф в платьях-бюстье, припуски под застёжку-молнию, чтобы избежать волн и другие мелкие детали изделий. А в изделиях из трикотажных и эластичных тканей: пройму и горловину.
План раскладки
Как правило, дублирование выполняют по всей или части поверхности детали. В выкройках Burda детали, которые необходимо дублировать прокладочным клеевым материалом, выделены серым цветом на плане раскладки.
Все ткани различаются по составу, плотности и толщине, поэтому и прокладочные клеевые тканые или нетканые материалы для дублирования деталей необходимо будет подбирать в соответствии с конкретным видом ткани. Например, та клеевая, что подходит для пальтовых тканей, точно не подойдёт для шёлкового шифона. Именно поэтому в инструкциях Burda всегда указано, какая прокладка необходима для той или иной модели.
Конечно, вы можете отступить от данной рекомендации, если шьете модель из другой ткани или если данный вид флизелина отсутствует в продаже. Тогда выбирайте дублирующие материалы, подходящие к вашей ткани.
Таблица основных тканых и нетканых прокладок флизелин
Декатировка дублирующих клеевых материалов
Прокладочные тканые материалы могут давать усадку, поэтому, прежде чем приступить к работе с ними, их необходимо декатировать. Если этого не сделать, изделие в процессе эксплуатации может деформироваться в местах, где детали продублированы не продекатированным прокладочным материалом.
Декатируют тканые прокладочные материалы следующим образом: замачивают в теплой воде, затем, не отжимая, дают стечь и сушат в расправленном виде. Клеевое покрытие при замачивании не растворится, так как сделано на полимерной основе, которое плавится только под утюгом во время дублирования.
Раскрой прокладки
При раскрое прокладки соблюдайте направление долевой нити. Детали из прокладки всегда выкраивайте в том же направлении долевой нити, что и детали из ткани. Это особенно важно для тканых дублирующих материалов, которые стабильны в продольном направлении и тянутся в поперечном.
на фото продублированные детали воротника
Детали из прокладки всегда выкраиваются с припусками на швы.
Как правильно дублировать детали, приутюживать прокладку
Прежде чем дублировать детали, потренируйтесь на лоскуте ткани, чтобы проверить, прочно ли сцепление прокладки с тканью и как она держит форму.
Прокладки флизелин всегда приутюживают к ткани с изнаночной стороны детали. При этом прокладка не должна выступать за ткань, иначе клеевая масса прилипнет к подошве утюга, а при следующей утюжке попадёт на лицевую сторону ткани, с которой удалить ее потом будет невозможно.
Во время приутюживания дублирующей прокладки используйте проутюжильник — обычный отрез хлопковой ткани.
на фото продублированный вход в карман
После приутюживания прокладки деталям дают остыть в течение 20 минут.
Советы по дублированию деталей одежды от BurdaStyle.ru
Для таких небольших деталей, как обтачка и воротник, сначала раскроите прокладку с большими припусками на швы и приутюжьте её к изнаночной стороне ткани, из которой будете выкраивать деталь. Затем приколите выкройку и теперь выкроите деталь с необходимыми припусками.
Чтобы с лицевой стороны изделия из мягкой и не толстой пальтовой ткани не было видно перехода от проклеенной части на не проклеенную, детали дублируют мягким флизелином. Перед началом работ проведите эту процедуру на небольшом кусочке ткани. Если переход не заметен, дублируйте детали смело, если переход «проступает» с лицевой стороны — нет.
Если вы уже продублировали ткань и переход виден, попробуйте немного распушить край приклеенного флизелина, чтобы убрать след от границы.
Для трикотажных тканей существуют специальные тоненькие прокладочные материалы, которые сохраняют эластичность деталей даже после дублирования. Так как трикотаж бывает разным по своему составу и плотности, с гладкой или «пушистой» поверхностью, возьмите за правило — прежде чем дублировать детали изделия из таких тканей, всегда сначала пробуйте на лоскутке. Если после этой процедуры ткань осталась пластичной и не потеряла форму, значит тестирование пройдено успешно.
Как выбрать флизелин: советы и рекомендации
Какие ткани не дублируют или дублируют неклеевыми материалами
Плащевые и курточные ткани не дублируют клеевыми материалами. Но если все же в этом есть необходимость, вместо обычной клеевой используйте неклеевую, например органзу. Она подходит для тонких плащевых тканей.
Если случилось так, что по незнанию вы продублировали плотную плащевую ткань, а впоследствии с лицевой стороны она пошла пузырями, не отчаивайтесь. Просто оторвите прокладочный материал, но сделайте это правильно:
— проутюжьте плащевку с лицевой стороны, клей дублирующего материала под действием температуры размягчится;
— и только теперь отрывайте клеевую;
— удалите остатки клея: проутюжьте плащёвую ткань через проутюжильник. Меняйте последний на чистый до тех пор, пока все остатки клея не исчезнут.
Для дублирования деталей из дикого шелка используйте органзу или неклеевые прокладочные материалы, которые приметывают на область дублирования. Кроме того, для обычных шелковых тканей используют низкотемпературный флизелин — он тонкий и приклеивается «всухую».
Мягкие жакетные ткани, такие как букле, лоден, шанель проклеивают тонким нитепрошивным флизелином, либо простёгивают вручную. Толщины они не прибавят, но сохранят пластичность и подвижность ткани. В данном случае ткань приобретет стабильность в носке, а изделие держит форму.
Итак, зачем дублировать детали одежды:
— чтобы придать форму изделию и его отдельным деталям;
— чтобы сохранить формоусточйичвость изделия в процессе эксплуатации;
— чтобы предохранить срезы от растяжения, особенно пройм и горловины;
— чтобы придать стойкость таким деталям, как воротнички, манжеты, говоря простым языком, чтобы они не мялись.
Мы поможем вам разобраться в прокладочных материалах, дублирующихся клеевым способом. Ответим на вопросы, как правильно выбрать и купить флизелин, дублерин, паутинку и не ошибиться с выбором. Сомнения о данных материалах часто возникают даже у опытных швей и технологов по производству.
Да, прокладочных материалов много, и каждый имеет свое предназначение, обладает некими свойствами, характеристиками, и техническими условиями использования.
Хорошие знания в этой области помогут вам выбрать и купить правильный материал для вашего изделия.
Для чего используют прокладочные материалы при пошиве? В основном флизелин и дублерин используют для следующих целей:
· для придания плотности основному материалу с целью сохранить форму изделию. Используют как для текстиля, так и для трикотажа ;
· для придания дополнительной жесткости деталям в одежде;
Какие бывают прокладочные клеевые материалы?
Мы предлагаем большой выбор флизелинов для пошива одежды, а также для вышивки.
Какие детали одежды дублируются?
Как правило, обязательному дублированию подлежат воротники, манжеты, обтачки горловины, детали полочки, срезы пройм и горловины, хлястики, шлицы, клапаны, а также места под карманы и пояса, в области груди, плеча, лацкана.
При пошиве пальто или пиджака таких деталей очень много и их правильное уплотнение придаст готовому изделию форму, вид, продлит его «жизнь», износостойкость, предотвратит деформацию после стирки и длительной носке.
Как приклеивать флизелин или дублерин к деталям будущей одежды?
Процесс приклеивания прокладочного материала к ткани называют дублированием.
Важно! Каждый материал имеет рекомендованную температуру дублирования, если вы не знаете рекомендации, то лучше методом экспериментов сделать пробное дублирование на ненужном в дальнейшем лоскуте ткани.
Как правильно подобрать клеевой материал к ткани?
Важно! Иногда, для придания особой жесткости, например, воротнику мужской рубашки, используют клеевой материал и еще вставляют в углах воротника неклеевые прокладки, что обеспечит воротнику жесткость формы в течение многих лет.
Тонкие мягкие ткани (шелк, вискоза, хлопок, тонкий трикотаж, эластичные ткани с лайкрой и т. д.)
Ткани средней плотности (тафта, саржа, трикотаж, тонкая шерсть, полиэстеровые ткани и т.д.)
Плотные ткани (шерстяные, фланель, велюр, джинса, ткани для пальто, костюмов, брюк, жакетов и т.д.)
Паутинка
Паутинку в ленте используют часто для подгибки изделия, укрепления манжетов, поясов, планок.
Дублерин: придаём изделию жесткость
Дублерин — широко применяемый в швейном производстве прокладочный материал, представляющий собой ткань или трикотажное полотно с одной стороны и клеевой слой с другой. Используется для того чтобы придать изделию дополнительную жёсткость, износостойкость и форму. Не является основной тканью.
Производство дублерина
Бывает разной ширины, плотности и цветов, стандартными являются белый, чёрный и серый. Производят материал из тканой основы с точечно нанесённым на одну из сторон клеем.
Расположение и размер точек может быть разным в зависимости от области применения и типа дублируемой ткани:
- если это тяжёлая фактурная шерстяная или кожаная ткань, то берут дублерин с крупными и далеко расположенными друг от друга клеевыми точками; для тонких ровных тканей берут дублерин с маленькими близко расположенными точками.
Виды дублерина
В зависимости от используемой основы различают несколько основных типов дублерина:
- Неэластичные на тканевой основе, жёсткие. Основа может быть хлопковой или из полиэстера, соответственно, не тянется. Используется для тяжёлых тканей, чтобы придать им большую прочность, форму и объём. Мягкие, тянущиеся в одном направлении трикотажные. Основа — трикотаж с ворсом ( вискоза или полиэстер ). В основном используется для верхней одежды. Благодаря ворсу клеевая основа не проявляется. Сохраняют мягкость изделия и одновременно обеспечивают его малую сминаемость. Рекомендуются для фронтального дублирования плотных изделий и деталей из мягких тканей.
Ещё есть множество разновидностей, все они различаются по плотности и жёсткости:
Общие свойства
Все типы дублерина имеют ряд основных свойств:
- несминаемость; способны драпироваться; предотвращают сильное растяжение и вытягивание основной ткани; сохраняют свою форму и форму изделия в процессе эксплуатации и чистки (стирки).
При выборе дублерина нужно руководствоваться назначением и типом той ткани, которая будет использоваться для пошива изделия. Лучше посоветоваться с продавцом.
Как использовать дублерин
дублерин воротничковый клеевой
Дублерин применяют при пошиве одежды разных групп — от вечерней до верхней, для головных уборов, штор и даже обуви, чтобы усилить отдельные детали, придать им некоторую жёсткость и форму. При вставке дублирующей ткани изделия из трикотажа не будут вытягиваться и провисать.
Одежда
Дублируют обычно воротнички, горловину, полочки в пиджаках, манжеты, места под карманы и пояса.
Как приклеить
Точно так же дублерин приклеивается к трикотажу, хлопку, шерсти, меху (время прижатия сокращается до двух секунд).
Для того чтобы плотный прокладочный материал меньше выделялся на уже готовом изделии, его низ можно отрезать зигзагом, тогда не будет видна чёткая сплошная граница.
Для штор
Плотный не тянущийся дублерин применяется при пошиве жёстких ламбрекенов. Очень хорошо держит форму. Лучше всего использовать корсетный (бязевый).
В рукоделии
При изготовлении игрушек для придания некоторым деталям жёсткости также используют дублерин. Например, для заячьих ушей куклы-тильды, чтобы они не падали.
Применяют его и для гильоширования — выжигания ажурных рисунков на синтетических тканях.
Ремонт одежды
С помощью мягкого трикотажного дублерина можно отремонтировать одежду. Если на изделии образовалась дырка, достаточно подобрать прокладочную ткань нужной плотности и цвета, наложить клеевой стороной с изнанки повреждённого участка и прогладить утюгом. Затем снова прогладить уже с лицевой стороны. Дырка практически не будет заметна.
Есть разные методы ускоренной сборки блоков в лоскутном шитье, например, использование дублерина и флизелина.
Отличие дублерина от других прокладочных материалов
Помимо дублерина широко применяется другой вид второстепенных тканей — флизелин. Это нетканый материал из целлюлозного волокна, иногда с добавлением полиэстера. Влагостойкий и огнеупорный.
Бывает нитепрошивным, то есть, простёганным машинкой для прочности.
Флизелиновая лента ( флизелин формбанд ), обычная и нитепрошивная, отличается только тем, что уже нарезана на полосы шириной 1-4 см.
Флизелин и дублерин имеют некоторые отличия. Они отличаются по нескольким параметрам:
- Тип основы. В отличие от флизелина, он на тканой основе и поэтому более прочный; Способ приклеивания. Для флизелина используется только сухой режим приклеивания и при более низких температурах, так как он может стянуться. Дублерин предварительно подвергают декатировке; Цена. Дублерин стоит значительно дороже, поэтому если особой необходимости в его использовании нет, его рекомендуют заменить флизелином.
Преимущества
Спанбонд — неклеевой нетканый материал, очень прочный, обычно плотный. Им дублируют сумки, рюкзаки, шьют одноразовую рекламную продукцию. Известен как укрывной материал.
Существуют также совершенно иные типы прокладочных материалов — водорастворимый и жарорастворимый. Используются для вышивки и фиксации тканей при шитье. По окончании работ удаляются либо при помощи полоскания в воде, либо под воздействием горячего утюга.
Уход за изделиями с дублерином
- Одежду можно стирать в соответствии с указанными режимами для основной ткани. Хорошо и правильно приклеенный дублерин выдерживает стирку при высоких температурах. Отжим лучше выставлять «для деликатных тканей». Если всё же он отклеится, гладить нужно с осторожностью, предварительно расправив. Иначе он снова может приклеиться и не совсем ровно. Ламбрекены на дублерине стирать нельзя, чистить их рекомендуется пылесосом и сухой щёткой.
Дублирование тканей на производстве
Опубликовано OSHIMA в 27.05.2020 27.05.2020
Дублирование тканей на производстве
Что такое дублирование и зачем оно нужно?
Все, кто работает в легкой промышленности, рано или поздно встречаются с вопросом дублирования материала.
Давайте разберемся сначала с этим понятием. Дублирование ткани – это процесс, во время которого два и более слоя ткани накладываются друг на друга и с помощью специальной технологии соединяются. В результате они образуют единую композицию, которая со стороны выглядит как толстая ткань, хотя на самом деле это несколько скреплённых между собой слоёв.
Скрепление или соединение ткани происходит посредством пресса или утюга.
Основные составляющие дублирования:
Для качественного соединения материалов необходимо точно соблюсти все главные параметры: температура, давление, время. При использовании утюга больше всего страдает давление. Человек, который производит дублирование утюгом, не может обеспечить в точности одинаковое давление на каждом участке. Это приводит к тому, что в готовом изделии в местах, где давление было меньше, клеевой материал может отслаиваться и формировать пузыри на лицевой стороне изделия.
Сложнее всего приходится тем, кто создает сорочки. Дублирин, который используется для укрепления воротника и манжет рубашек, требует очень высокой температуры и давления. Никакой утюг не может их обеспечить. Если же эти параметры не будут соблюдены, после первой стирки или химчистки, дублирин начнет отслаиваться и образуется некрасивая «апельсиновая корка». В итоге Вы получите испорченное изделие.
В промышленных же масштабах используется специальное высокотехнологичное оборудование. На ткани производится большое давление с одновременным использованием высоких температур. Качество соединения при использовании специального оборудования получается просто идеальным.
Лучше всего справится с такой задачей пресс проходного типа. Он легко обеспечит стабильное и одинаковое давление на всех участках дублируемой ткани.
Кроме высоких температур, такой пресс можно настроить и на низкие температурные показатели – именно такие параметры задаются при дублировании кожи.
В проходных прессах механизм давления бывает как пневматическим, так и механическим. В простых конструкциях — это система 2-х вальная, т.е. ткань с нагретой клеевой проходит между двух валов, прижатых друг к другу под определённым давлением, заданным оператором. В сложных конструкциях существуют 3-х и 4-х вальные системы прессования. Кстати, последняя, позволяет более качественно дублировать особо сложные и деликатные ткани.
Что такое флизелины, дублерины, паутинки и для чего они нужны? Разбираемся вместе
Прошлой зимой мне позвонила приятельница, которую я потихоньку учу шить и, едва сказав привет, спросила: «Слушай, я совсем запуталась. В чём разница между дублерином и флизелином?»
Я, конечно же ответила, но подумала, что очень многие начинающие мастерицы так же точно, как моя приятельница, теряются перед разнообразием клеевых материалов, которые можно купить в реальных и в интернет-магазинах..
В итоге, сначала я решила рассказать о дублеринах и флизелинах. Потом вспомнила о паутинках и клеевом синтепоне, потом про спанбонд, потом про кромки и простые бортовки, и, совсем уж напоследок, про водо- и жаро-растворимые гаджеты.
Вступление.
Дело в том, что всех видах творчества, где мы работаем с тканью рекомендуется для улучшения внешнего вида и качества применять клеевые прокладочные материалы или простые прокладочные материалы.
«И зачем мне это нужно?» — вполне резонно задаст вопрос начинающая рукодельница. Для плотности, для жёсткости, для того, чтобы края не растягивались и всегда имели красивый внешний вид.
В верхней одежде это огромное количество всевозможных прокладок и кромок, о наличии которых покупатели даже и не догадываются.
В лёгкой – уплотняем самый минимум – воротник, манжеты, борт.
В игрушках – где угодно, что угодно и сколько угодно.
В пэчворке и квилтинге – специальные материалы, сразу же с удобной разметкой для строчек.
В тканевых и кожаных сумках тоже применяются клеевые материалы, а в кожаных ещё и специальные клеевые для кожи..
Вы не поверите, но и в скрапбукинге тоже возможно применение клеевых материалов.
Даже в мыловарении мне приходилось встречать применение водорастворимых флизелинов (не клеевые).
Получается, что практически, все виды рукоделия (за исключением, пожалуй, резьбы по дереву, бижутерии и не знаю какие ещё) не обходятся без прокладочных материалов. Клеевых или не клеевых. Неважно. «Да! Согласна, что всё это очень нужно! Но как же во всём этом разнообразии разобраться? И как выбрать то, что мне нужно?», вполне резонный ещё один вопрос начинающей рукодельницы. Соглашусь, что, действительно, разобраться очень сложно. Многие надеются на помощь интернета! Ну, конечно же, во всемирной паутине можно найти ответ на любой вопрос.
Знаете, скажу со всей ответственностью – перед тем, как начать писать эту публикацию я подробнейшим образом прочитала почти всё, что есть в интернете на тему клеевых материалов. И даже у меня голова пошла кругом от некоторых бездумных перепостов с совершенно фантастическими советами, типа «намочить дублерин в тазике с водой, подождать пока стечёт и только потом клеить» Это оказывается нужно для того, «чтобы дублерин, как следует дал усадку». Конечно, нужно, чтобы дублерин дал усадку, но для этого вполне достаточно слегка сбрызнуть его из пульверизатора. А после тазика с водой можно недосчитаться части клеевого слоя!
Что уж говорить о начинающих, которые читают всё, что есть в интернете, покупают, а потом оказывается, что это не приклеивается или эффект получается не тот, на который рассчитывали. Найти, действительно грамотные и правильные советы очень сложно, если не разбираешься «что есть что».
В этой публикации я намеренно буду давать самые простые названия материалов, «без артикулов». Потому что несколько раз сталкивалась с разночтениями переводов, разными названиями одного и того же материала.
Поэтому, расскажу об особенностях, покажу чем они различаются и как определить эмпирическим способом, то есть «пришёл-пощупал-выбрал-купил» то, что нужно именно вам для вашего шедевра.
Теперь, давайте вместе разбираться «что есть что».
Прокладочный материал – это технологический термин, которым обозначают класс специальных материалов, которые используются в шитье. К прокладочным относятся разнообразные дублерины, флизелины, бортовки, кромки и т.д. Сейчас такие материалы используют уже не только в одежде, но и в других новых видах рукоделия, например, скрапбукинге или квилтинге.
Из названия следует, что прокладочные материалы находятся между слоями нашего изделия– жакета или пальто, блузки или рубашки, в одеяле или ушах тильда-зайца. Обычно прокладочные клеевые материалы ставятся между тканью верха (лицевой) и подкладочной тканью, но бывает и по-другому. Например, для плотности нужно проклеить некоторые детали квилта, или проклеить полочку жакета. Этот прокладочный слой постоянный, то есть остаётся в изделии на совсем. Также, прокладочные материалы могут использоваться в качестве вспомогательных, например, вышиваем на машинке красивый орнамент, потом прополоскали в воде – невесомая красивая вышивка осталась, а прокладочный материал смылся.
Внимание! Для тех, кто может быть не очень понимает о чём речь, но очень хочет разобраться скажу, что все клеевые прокладочные материалы, о которых я говорю в этой публикации приклеиваются к ткани с помощью горячего утюга и влаги (за редчайшим исключением). А то ведь некоторые могут подумать, что это может быть какой-то скотч или ещё что-то в этом роде) Да, есть специальные клеевые материалы по типу скотча, но используются они, как правило, в пошиве кожаной одежды.
Внимание! Ещё раз! Все клеевые материалы остаются в изделии насовсем! Исключение составляют водо- и жарорастворимые материалы, которые выполняют вспомогательную функцию (что-то похожее на смётывание). То есть – вышили, выстегали, прострочили и удалили материал с помощью влаги или горячего утюга.
Из чего же делают эти самые прокладочные материалы?
Большинство прокладочных материалов сделаны по принципу бутерброда – основа, на которую нанесён клеевой слой и, непосредственно, сам клеевой слой.
Клеевой слой обычно бывает двух видов – сплошной, как плёнка и виде точек, то есть, точечный.
Также, клеевые прокладочные материалы бывают односторонние – когда клеевой слой нанесён только с одной стороны основы (это относится к прокладочным материалам с основой)
Следует уточнить, что есть ещё группа прокладочных материалов полностью состоящих из клеевого слоя, а точнее клеевых нитей, то есть эти материалы – сплошной клей. О них я тоже расскажу.
Основа, на которую нанесён клеевой слой делятся, в свою очередь на те, которые и есть самая настоящая ткань, то есть тканые (технологический термин) и на те, которые представляют их себя нетканое полотно, то есть нетканые (технологический термин) – это полотна и материалы, которые появились благодаря достижениям научно-технического прогресса и, в частности, химической промышленности.
Вот как раз сочетание основы и клеевого слоя и определяет сферу применения всех клеевых прокладочных материалов и простых прокладочных материалов (без клеевого покрытия).
В этой публикации я, конечно же, основное внимание уделю клеевым материалам. Но раз уж я говорю о прокладочных материалах, как о классе, то попутно расскажу и о других прокладочных материалах, не подошедших под общую классификацию.
Итак, начинаю и, в некотором роде, повторяю то, о чём говорила выше!
Часть 1
Клеевые прокладочные материалы на тканой основе.
(то есть ткань с клеевым покрытием)
ДУБЛЕРИН
В основе ткань. Любая. От марлёвки до плотного хлопка, от просто трикотажного полотна (моноэластик) до трикотажа-стрейч. Бывают дублерины с такой приятной «пушистостью» или лёгким ворсом, который придаёт симпатичную пухлость и пышность изделию.
Дублерином материал называется потому, что он дублирован, то есть, на одну из сторон нанесён клеевой слой.
Клеевой слой может быть точечный или сплошной.
Точечное клеевое покрытие бывает двух видов – в виде маленьких точек (как манная крупа) или небольших плюх (как хорошо разваренная пшёнка).
Сплошное клеевое покрытие напоминает на тонкую, немного блестящую, плёнку.
Ширина дублерина зависит от ткани, на которую нанесён клеевой слой, значит от 80 см до 150 см.
Направление долевой нити обязательно учитываем. Ведь в основе дублерина – ткань.
Чем хорош дублерин?Тем же, чем и хороша ткань – хорошо драпируется, не рвётся и не даёт жёстких сгибов при вывёртывании деталей, как флизелин (об этом дальше), более долговечный и прочный, по сравнению с флизелином.
Чем плох дублерин? На мой взгляд только одним – дублерин, как правило, дороже флизелина из-за того, что в основе дублерина ткань.
Свойства дублерина разной плотности и с разным клеевым покрытием.
Давайте сравнивать и разбираться. Приведу лишь несколько примеров, диаметрально противоположных, чтобы был понятен принцип и логика.
Представьте: очень плотный хлопок с плёночным клеевым покрытием. Если взять в руки этот дублерин, то он напоминает тонкий пластик.
Значит, если мы приклеим такой дублерин, то ткань станет похожа на фанЭру) Пример: такого типа дублерины ставят на воротнички мужских рубашек. И часто его так и называют – воротничковый. (фото внизу – воротничковый дублерин не хочет сгибаться и его пришлось прикалывать булавкой)
Ещё пример: тончайшая марлёвка с точечным клеевым покрытием (фото внизу – дублерин на марле сгибается под собственной тяжестью). В качестве примера приведу блузку из хлопка.
И ещё один пример: моноэластик с точечным клеевым покрытием. Конечно же, такой прокладочный материал мы применяем для проклеивания деталей из трикотажа-стрейч или с добавлением стрейч-нитей.
Поэтому, вывод – прежде чем, покупать клеевой прокладочный материал подумайте, для какой ткани, для какой плотности и, вообще, какого внешнего вида готовой вещи вы хотите добиться. Пощупайте, подумайте, купите кусочек и проведите тест-дравй и только потом покупайте.
Для полноты картины стоит упомянуть о клеевой бортовке. Это не дублерин, это именно клеевая бортовка – узкоспециальный прокладочный материал, который применяют при шитье мужских пиджаков и другой мужской одежды.
Думаю, что клеевую бортовку можно применять для уплотнения деталей сумок, рюкзаков и т.д.
Также, существуют и неклеевые бортовки.
Часть 2
Клеевые прокладочные материалы на нетканой основе.
(то есть нетканое полотно с клеевым покрытием)
Самые основные представители нетканых прокладочных материалов – флизелин и спанбонд. По большому счёту они родственники. И очень близкие.
Оба этих материала имеют нетканую природу, то есть это не ткань.
Флизелины бывают клеевые и неклеевые.
Спанбонд бывает только неклеевой.
ФЛИЗЕЛИН
Из википедии: «Флизелин (нем.Vlieseline) — название класса бумагоподобных нетканых прокладочных материалов на основе целлюлозных волокон с возможным добавлением волокон полиэстера»
Флизелины, так же как и дублерины бывают разной плотности и толщины – от тончайших, практически невесомых, до очень и очень плотных, по плотности схожих с тонким картоном.
Клеевое покрытие у флизелинов также бывает точечным или сплошным.
Ширина флизелина зависит от технологического оборудования, на котором он делается. Как правило, ширина флизелинов бывает 80-90-100 см.
Направление долевой нити Считается, что раз он не ткань, то кроить флизелин можно как хочешь – вдоль, поперёк, наискосок. Да, можно, но лучше всё-таки кроить «по долевой», так как в поперечном направлении он всё же слегка растягивается.
Чем хорош флизелин? Флизелин дешевле дублерина, на мой взгляд это самый главный плюс.
Отдельно следует сказать о дублеринах для пэчворка и квилтинга с нанесённой разметкой. Вот этот-то, специальный, значительно дороже аналогичных, не специальных). Хотя, и это моё личное мнение, разница только в нанесённой разметке и масштабной рекламной кампании. Если у кого-то есть другое мнение – с удовольствием его выслушаю.
Чем плох флизелин? На мой взгляд, минусов достаточно. Тонкий флизелин хлипкий и легко рвётся (совсем как бумага), очень плотный флизелин – жёсткий, как фанера. И, вообще, флизелин, так же как его отдалённый родственник бумага легко ломается при перегибах, при вывёртывании деталей образуются сгибы и рёбра, как на скомканной бумаге.
Ещё один минус флизелина – если флизелиновый слой не прикрыт подкладкой, то в процессе ношения и стирок он может распушиться, разлохматиться. Ну, это опять же моё, исключительно субъективное мнение. С удовольствием послушаю мнение приверженцев флизелина.
Свойства флизелина разной плотности и с разным клеевым покрытием. Точно так же подбираем, как и подборе дублерина. Плотный флизелин со сплошным покрытием – получаем фанерную ткань. Тонкий флизелин с точечным покрытием – получаем тонкую и прочную ткань нашего изделия.
Совет. В любом случае перед покупкой (если есть такая возможность) проведите тест-драйв флизелину – приклейте кусочек, посмотрите, как выглядит ваш материал, какая дополнительная плотность появилась и лишь после тестирования покупайте.
Флизелин нитепрошивной
Флизелин нитепрошивной, это тот же самый флизелин, который для прочности простегали на машинке (отсюда и название) Это нечто средне между флизелином и дублерином. Думаю, что такая технология применяется для бОльшей прочности и драпируемости (ведь как бумага они иногда рвётся и даёт сгибы, тоже как бумага) и для большей драпируемости)
Такой флизелин по свойствам близок дублерину (хорошо драпируется, не переламывается на сгибах), а по стоимости ближе к флизелину.
Клеевой слой бывает точечный или сплошной.
Ширина нитепрошивного флизелина, так же зависит от технологического оборудования 80-90-100 см
Совет. Вообще то, если у вас нет под рукой дублерина, то его может заменить флизелин. И, наоборот. В большинстве случаев эти материалы взаимозаменяемы.
Флизелиновая Кромка- нитепрошивная и простая флизелиновая
Клеевая и неклеевая
И по технологии, и по внешнему виду простой флизелин и кромка одно и то же. Только кромка, как понятно из названия, применяется для укрепления деталей одежды или которые подвергаются в процессе эксплуатации большим нагрузкам – края борта, низа, верх у текстильных сумок и много где ещё.
Нитепрошивная кромка, это флизелиновая полоса, шириной, как правило, от 1 до 4 см простроченная для дополнительной эластичности и прочности. Также, бывают нитепрошивные кромки с сутажным шнуром вдоль всей кромки – для бОльшей прочности. Бывают просто флизелиновые кромки – с усилением строчкой или сутажом или нет.
Клеевая корсажная лента
Как известно, корсажная лента применяется для уплотнения пояса при шитье брюк. Сейчас можно найти корсажные ленты разной ширины.
Совет. Если у вас под рукой нет клеевой кромки, то её можно нарезать из имеющегося под рукой дублерина или флизелина.
Вы ещё не устали? Тогда, продолжаю!
Также нетканую природу имеют ещё две разновидности клеевых прокладочных материалов.
Клеевой синтепон.
Клеевой синтепон очень похож на обычный, только он чуть тоньше и менее пухлый. По-моему, он бывает только с точечным клеевым покрытием.
Часть 3
Все вышеперечисленные клеевые прокладочные материалы объединяет то, что клеевое покрытие у них нанесено с одной стороны, то есть одностороннее.
Но есть класс прокладочных материалов, которые сотканы (и это не метафора) из клеевых нитей. Просто они разной толщины – паутинка лёгкий привет от паука с его паутиной, а сеточка – из более толстых нитей. Конечно, они не сотканы «по-настоящему» как ткань, а созданы, опять же, благодаря достижениям химической промышленности.
Клеевые паутинки, сеточки и флизофикс
Главная особенность паутинок – клей со всех сторон, то есть с двух, то есть они все состоят из клея. Поэтому, перед приклеиванием неплохо задуматься, как бы так приклеить паутинку, чтобы не приклеиться одной стороной к утюгу.
Применение. Паутинки, как правило ставят на тонкие материалы – плательные, тонкий хлопок.
Клеевые сеточки, из-за жёсткости (пощупайте сами в магазине) ставятся на более плотные, например на костюмные ткани, на которых сеточка не будет пропечатываться.
Флизофикс.
Из Википедии: «Флизофикс» (нем.Vliesofix) это двухсторонне клеевое полотно» (как клеевая кромка-сеточка). Только флизофикс не в виде кромки, а в виде полотна, шириной 90 см. Как и кромка-сеточка, флизофикс продаётся прикрепленной с одной стороны к бумаге.
Совет. Кромки и флизофикс, кроме применения в одежде, отлично подходят для прикрепления аппликаций.
Часть 4
Специализированные прокладочные материалы.
Сюда относятся такие материалы, как спанбонд и разнообразные водо- и жарорастворимые прокладочные материалы.
Спанбонд.
Из википедии: «Спанбонд (англ.spunbond) — название технологии производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Сущность фильерного способа заключается в следующем: расплав полимера выделяется через фильеры в виде тонких непрерывных нитей, которые затем вытягиваются в воздушном потоке и, укладываясь на движущийся транспортер, образуют текстильное полотно. Нити на сформированном полотне впоследствии скрепляются. Способ скрепления нитей на холсте определяет характеристики получаемого материала, а, следовательно, и сферы применения»
Спанбонда с клеевым покрытием не делают.
Спанбонд различается по плотности – граммы на метры и делают его всех цветов радуги.
А вот за счёт своей прочности спанбонд очень широко используют в качестве прокладочного материала в производстве сумок, рюкзаков, обуви. Из спанбонда бОльшей плотности делают сумки и другие изделия рекламно-«одноразового» ассортимента.
Открою один секрет! Вообще-то, спанбонд большинству из вас спанбонд хорошо известен, только под другим названием – укрывной материал. Да! Да! Это и есть спанбонд, только не очень толстый и плотный.
Вот в этом мастер-классе как раз показано применение спанбонда чёрного цвета в качестве прокладки при изготовлении кармана на подкладке сумки.
Водо- и жарорастворимые прокладочные материалы. Вспомогательные материалы.
В ознакомительном порядке мне хотелось бы коснутся таких материалов, как водо- и жарорастворимые флизелины.
Из названия понятно, что это нетканые прокладочные материалы, которые используются для фиксации тканей при шитье. А потом после стирки или при проглаживании утюгом они исчезают.
Водо- и жарорастворимые прокладочные материалы применяются в машинной вышивке, в квилтинге и пэчворке.
Вот пример вышитой работы с примением водорастворимого флизелина.
Ну вот! Начала с обзора клеевых материалов, а получился полномасштабный обзор всех прокладочных материалов которые используются в шитье (за редким исключением).
Да, кстати, при использовании любых клеевых прокладочных материалов в процессе пошива нашего шедевра мы должны обязательно применять соответствующую технологию. Но эта тема для отдельной публикации или мастер-класса!
Надеюсь, что достижения прогресса и развитие химической промышленности подарят нам изобретение новых клеевых прокладочных материалов с необыкновенными свойствами!
Пожалуйста, нажмите кнопочку «нравится», чтобы как можно больше мастериц прочитали и узнали нужную и полезную для себя информацию – ведь многие читают только то, что на первой странице журнала. Спасибо!
Публикация получилось огромной. Поэтому сводную таблицу прокладочных материалов выложу в блоге здесь на ярмарке.
Буду рада, если этот обзор поможет вам лучше ориентироваться во всевозможных прокладочных материалах, которые можно купить в реальных и в интернет магазинах.
Текст полностью авторский.
При копировании указывайте, пожалуйста, имя автора: Ира Бортник.