Дудергоф что означает название
происхождение названия «Дудергоф»
Высказанные выше гипотезы позволяют по-иному взглянуть и на общепринятую, переходящую из одной публикации в другую версию о саамском происхождении названия селения на Дудоров-ских возвышенностях.
Роль Ивана Сусанина для исследователей топонимики Дудергофа взял на себя член-корреспондент АН СССР Д. В. Бубрих (1890-1949). Для этого он выдвинул предположение о саамском происхождении названия Дудергоф, которое подхватил и развил А. И. Попов (1981) а затем, не задумываясь, стали повторять другие авторы, добровольно взяв на себя роль завлеченного Сусаниным в непроходимые дебри отряда, в числе которых такие известные топонимики, как С. В. Кисловский (1974), К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло (2003)6 и другие.
Суть этой гипотезы состоит в следующем: в одном из диалектов саам (лопарей) имеется слово duoddar, означающее комплекс гор, горный массив, отдельную гору, возвышенность. Это слово якобы вошло в русский язык как «тундра»; из другого саамского диалекта слово tundrпревратилось в финское tunturi, из которого в XVIII веке возникло германизированное имя Дудергоф.
Анализ этой гипотезы начнем с самого очевидного ляпсуса: авторы утверждают, что германизированное имя Дудергоф возникло «только в XVIII веке, когда здесь находилась дворцовая мыза, наименование которой было искусственно подогнано под общий характер таких названий, как Петергоф, Ораниенбаум и т.д.». Но ведь хорошо известно, что после заключения Столбовского мирного договора в 1617 году, то есть в XVII веке, за 100 лет до начала строительства Петергофа и Ораниенбаума, Дудо-ровская возвышенность и Дудоровский погост стали имением Юхана Шютте под названием «Дудергоф», а барон Шютте получил титул «Дудергофский». Непростительно грубая ошибка, подвергающая сомнению и другие утверждения этих авторов.
Вопрос состоит только в том, есть ли какая-нибудь связь между поморскими саамами и появлением более 1000 лет тому назад названия Дудоровская возвышенность и селение Дудора. Ответ на него может быть только отрицательным, так как нет абсолютно никаких доказательств того, что в те времена на острове в центре Ла-дожско-Балтийского пролива откуда-то появились саамы, давшие имя селению Дудора, и оно (имя) сохранилось в течение многих веков при отсутствии тогда письменности и картографии, при отсутствии саамов в этой местности и пребывании в ее окрестностях сменяющих друг друга племен и народностей.
Таким образом, версия о проживании или хотя бы о пребывании саамов на Дудоровской возвышенности около 1000 лет назад не находит исторического подтверждения и, более того, противоречит многим другим фактам.
В то же время финские названия гор и возвышенностей встречаются сплошь и рядом. Как известно, в финском языке для обозначения гор и возвышенностей существует единственное, безальтернативное название в двух вариантах: magi и maki. И в непосредственной близости от Дудергофа на картах начала XX века значатся Пудомяги, а совсем рядом, на Кирхгофской возвышенности, находятся Янись-мяки, Ленимяки, Лемедимяки и Пекколамяки. В нескольких близлежащих местах для обозначения гор с 1500 года используются названия Горы и Горки.
Следовательно, в исконных местах проживания древних словен название «Дудоровские» применительно к пустошам и деревням встречалось неоднократно и, безусловно, не может считаться заимствованным из саамского; не связано оно и с нарицательным именем гор или возвышенностей.Таким образом, искать в названии селения Дудора и Дудоровс-кой возвышенности саамские корни нет никаких оснований.
Если отсутствие связи названия селения Дудора с саамскими диалектами является бесспорно доказанным фактом, то выяснение его истинного происхождения значительно труднее, и полученные нами результаты пока не могут считаться окончательными.
Изложение своей версии происхождения названия селения Дудора начнем с анализа предполагаемых нами причин ошибок, допущенных нашими предшественниками. Помимо приведенных выше ошибок в историческом аспекте, мы считаем ошибочным и узкогеографический подход к изучению топонимики.
В русской топонимике использование географических основ в названии населенных мест не является ни единственным, ни ведущим, ни преобладающим. Гораздо чаще, чем географические, за основу берутся профессиональные характеристики жителей (Кузнецово, Гон-чарово, Рыбакове и т.п.), их фамилии (Иваново, Петрово, Сидорово и т.п.), черты характера (Веселово, Хмурово, Буяново и т.п.) и другие («Горелово, Неелово, Неурожайкатож»).
Предположение о «дударе» согласуется и с нашей гипотезой о навигационной роли острова с селением Дудора в Ладожско-Бал-тийском проливе. Как мы уже упоминали, одним из способов этого навигационного обеспечения могло быть обозначение острова с селением Дудора издаваемыми каким-либо способом звуками: дудками, трубами, гудками. Эти гудки были всем известны, всем понятны и остро необходимы, поэтому издававший их дударь был самым известным человеком, по нему получил свое название остров, а позднее и Дудоровская возвышенность. До настоящего времени в условиях плохой видимости на море корабли и маяки подают звуковые сигналы (гудки).
Таким образом, можно считать доказанным, что слово «дудор» с чередующимися гласными «о» и «е» имеет исконно русское происхождение, скорее всего обозначает профессию (должность) или соответствующее ей прозвище человека, жившего на острове в Ладожс-ко-Балтийском проливе.
Причем этот исследователь, специально изучавший вопросы этнографии и топонимики Ингерманландии, ни единым словом не упоминает ни бубриховских саамов, ни их «тун-тури», «дуоддар» или «тундр».
Очень интересный факт обнаружен нами в известном старинном повествовании «Слово о полку Игореве».
Поселок Можайский / Дудергоф
Происхождение названия «Дудергоф»
Высказанные выше гипотезы позволяют по-иному взглянуть и на общепринятую, переходящую из одной публикации в другую версию о саамском происхождении названия селения на Дудоровских возвышенностях.
Роль Ивана Сусанина для исследователей топонимики Дудергофа взял на себя член-корреспондент АН СССР Д. В. Бубрих (1890-1949). Для этого он выдвинул предположение о саамском происхождении названия Дудергоф, которое подхватил и развил А. И. Попов (1981) а затем, не задумываясь, стали повторять другие авторы, добровольно взяв на себя роль завлеченного Сусаниным в непроходимые дебри отряда, в числе которых такие известные топонимики, как С. В. Кисловский (1974), К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло (2003)6 и другие.
Суть этой гипотезы состоит в следующем: в одном из диалектов саам (лопарей) имеется слово duoddar,означающее комплекс гор, горный массив, отдельную гору, возвышенность. Это слово якобы вошло в русский язык как «тундра»; из другого саамского диалекта слово tundr превратилось в финское tunturi, из которого в XVIII веке возникло германизированное имя Дудергоф.
Анализ этой гипотезы начнем с самого очевидного ляпсуса: авторы утверждают, что германизированное имя Дудергоф возникло «только в XVIII веке, когда здесь находилась дворцовая мыза, наименование которой было искусственно подогнано под общий характер таких названий, как Петергоф, Ораниенбаум и т.д.». Но ведь хорошо известно, что после заключения Столбовского мирного договора в 1617 году, то есть в XVII веке, за 100 лет до начала строительства Петергофа и Ораниенбаума, Дудо-ровская возвышенность и Дудоровский погост стали имением Юхана Шютте под названием «Дудергоф», а барон Шютте получил титул «Дудергофский». Непростительно грубая ошибка, подвергающая сомнению и другие утверждения этих авторов.
Еще пример вольного обращения с историей — приписывание древним саамам (лопарям) приоритета в присвоении названия селению Дудора. Это версия о происхождении названия Дудоровс-кой возвышенности и селения Дудора от саамских слов duoddar, tunturiи даже связи с «тундрой».
Действительно, у саамов, живущих в приполярной поморской тундре — на крайнем севере Скандинавии у Баренцева моря, нередки названия гор и возвышенностей со словом «Тунтури»: Исо-Тунту-ри, Писари-Тунтури, Кивин-Тун-тури и др. Таким образом, несомненно, что это слово является саамским и обозначает горы, возвышенности.
Вопрос состоит только в том, есть ли какая-нибудь связь между поморскими саамами и появлением более 1000 лет тому назад названия Дудоровская возвышенность и селение Дудора. Ответ на него может быть только отрицательным, так как нет абсолютно никаких доказательств того, что в те времена на острове в центре Ла-дожско-Балтийского пролива откуда-то появились саамы, давшие имя селению Дудора, и оно (имя) сохранилось в течение многих веков при отсутствии тогда письменности и картографии, при отсутствии саамов в этой местности и пребывании в ее окрестностях сменяющих друг друга племен и народностей.
Таким образом, версия о проживании или хотя бы о пребывании саамов на Дудоровской возвышенности около 1000 лет назад не находит исторического подтверждения и, более того, противоречит многим другим фактам.
Первая группа из этих фактов — географическая. Если бы в При-невье когда-то жили саамы, здесь остались бы и другие «тунтуры» или произошедшие от них «дуде-ры». Но ни одного такого или подобного названия на территории по крайней мере Ленинградской области не встречается. Как нет их и на Кольском полуострове, где жили и живут саамы.
В то же время финские названия гор и возвышенностей встречаются сплошь и рядом. Как известно, в финском языке для обозначения гор и возвышенностей существует единственное, безальтернативное название в двух вариантах: magi и maki. И в непосредственной близости от Дудергофа на картах начала XX века значатся Пудомяги, а совсем рядом, на Кирхгофской возвышенности, находятся Янись-мяки, Ленимяки, Лемедимяки и Пекколамяки. В нескольких близлежащих местах для обозначения гор с 1500 года используются названия Горы и Горки.
Вторая группа фактов — лингвистическая. Если «тунтури» — это нарицательное имя гор, возвышенностей, то в паре к ним должно быть собственное имя каждой «тунтуры». Так это и происходит у приполярных саамов (см. выше) и у финнов (Пудо-мяги, Янись-мяки и т.п.). Если «дудор», как утверждают эти авторы, — нарицательное имя «гора, возвышенность», образовавшееся от «тунтури», то у этого нарицательного имени должно быть в паре и собственное имя. А где оно? Если на острове в Ладож-ско-Балтийском проливе уже существовало «селение Дудора», то при чем здесь tunturi, относящееся к суше?
И, наконец, самым существенным доводом в пользу не саамского, а именно русского происхождения названия селения Дудора является то, что в «Обозрении писцовых книг по Нову-Городу и Пскову» (П. И. Иванов, 1841)7, в «Алфавитном указателе селам, сельцам, деревням, пустошам, селищам, займищам и погостам», значащимся в писцовых книгах за 7008 (1500) год, записаны в Новгородском уезде Водской пятины и в Обонежской пятине — Дудоровские деревни, а в Деревской пятине и в Пскове — три Дудоровых пустоши.
Следовательно, в исконных местах проживания древних словен название «Дудоровские» применительно к пустошам и деревням встречалось неоднократно и, безусловно, не может считаться заимствованным из саамского; не связано оно и с нарицательным именем гор или возвышенностей.Таким образом, искать в названии селения Дудора и Дудоровс-кой возвышенности саамские корни нет никаких оснований.
Если отсутствие связи названия селения Дудора с саамскими диалектами является бесспорно доказанным фактом, то выяснение его истинного происхождения значительно труднее, и полученные нами результаты пока не могут считаться окончательными.
Изложение своей версии происхождения названия селения Дудора начнем с анализа предполагаемых нами причин ошибок, допущенных нашими предшественниками. Помимо приведенных выше ошибок в историческом аспекте, мы считаем ошибочным и узкогеографический подход к изучению топонимики.
В русской топонимике использование географических основ в названии населенных мест не является ни единственным, ни ведущим, ни преобладающим. Гораздо чаще, чем географические, за основу берутся профессиональные характеристики жителей (Кузнецово, Гон-чарово, Рыбакове и т.п.), их фамилии (Иваново, Петрово, Сидорово и т.п.), черты характера (Веселово, Хмурово, Буяново и т.п.) и другие («Горелово, Неелово, Неурожайкатож»).
Последние трактовки кажутся нам малопригодными для образования названия погоста и даже селения. Поэтому интерпретация «дударь» представляется нам более уместной и убедительной. Возможно, первый дударь — житель острова в Ладожско-Балтийс-ком проливе — своим «дудением» предупреждал окружающих, как это делают звери и птицы, что территория острова занята им.
Предположение о «дударе» согласуется и с нашей гипотезой о навигационной роли острова с селением Дудора в Ладожско-Бал-тийском проливе. Как мы уже упоминали, одним из способов этого навигационного обеспечения могло быть обозначение острова с селением Дудора издаваемыми каким-либо способом звуками: дудками, трубами, гудками. Эти гудки были всем известны, всем понятны и остро необходимы, поэтому издававший их дударь был самым известным человеком, по нему получил свое название остров, а позднее и Дудоровская возвышенность. До настоящего времени в условиях плохой видимости на море корабли и маяки подают звуковые сигналы (гудки).
Самое главное отличие нашей версии от версий предшественников — «дударь» это личное занятие человека, а не название природного географического объекта. В подтверждение этой версии можно привести следующие факты.
Таким образом, можно считать доказанным, что слово «дудор» с чередующимися гласными «о» и «е» имеет исконно русское происхождение, скорее всего обозначает профессию (должность) или соответствующее ей прозвище человека, жившего на острове в Ладожс-ко-Балтийском проливе.
Это слово позднее дало название и возвышенности, на которой находилось селение Дудора, а затем — и всему погосту, где она играла значительную роль. Интересная деталь из книги финского исследователя Са-уло Кепсу «Петербург до Петербурга» (2000)» в подписи к Генеральной карте 1734 года: «Ранее к губернии относились погосты Ду-дергоф (Туутари) и Инкери на западной стороне Невы»…
Причем этот исследователь, специально изучавший вопросы этнографии и топонимики Ингерманландии, ни единым словом не упоминает ни бубриховских саамов, ни их «тун-тури», «дуоддар» или «тундр».
Очень интересный факт обнаружен нами в известном старинном повествовании «Слово о полку Игореве».
Весьма вероятно, что этобыло название той местности под Новгородом, где жили дудут(о)ки, то есть дудники, дудоры, через которую шел путь из Новгорода по Водской пятине к реке Немиге (Неману?) и которая имела название Дудоровские горы. Причем для автора «Слова» Дудутки — такое же привычное, не требующее пояснений название, как Киев, Чернигов, Новгород, Полоцк и Тмутаракань, поэтому и проскочил у него князь к Немиге не из Новгорода, а с Дуду-ток (ср.: с Альп, с Карпат, с Ижорских возвышенностей). Таким образом, уже в одном из первых литературных памятников русской истории и культуры впервые упоминается горная местность вблизи Новгорода, где в 1067 году жили дудут-(о)ки — дудоры.
Вполне можно допустить, что остров, на котором жил дударь, от которого исходило дудение, так и назывался — «Дудсар», то есть «Остров дударя» или «Дудящий остров»; впоследствии, когда остров превратился в полуостров, а затем в Дудоровскую возвышенность на территории Новгородского княжества, слово «Дудсар» окончательно русифицировалось и ввиду выраженной созвучности превратилось в «Дударь», а затем — в «Дудор». То есть «saar» в названии селения Дудора было таким же временным явлением, как и сам остров.
Аналогично, например, тому, что Царское Село — это бывшее Саарское Село (кстати — на Кирхгофско-Пулковской гряде возвышенностей), остров Заячий в Неве имел название Яниссар, остров Белый у Сестрорецка (ныне Белоостров ) — Валгасар. В устье Невы были острова Калассари (Рыбный), Килиссари (Козий), Ламмассари (Овечий) Кирвиссари (Лосиный), а также Кивиссари (Каменный), Койвуссари (Березовый), Корписсари (Аптекарский), Ристиссари (Крестовский) и др. А в Финском заливе — сплошные «сары»: Найссар, Осмуссар, Ремиссар и др. Иными словами, приемлемы любые варианты, кроме придуманного Бубрихом и развитого Поповым.
Таким образом, название селения Дудора было известно около 1000 лет назад и было связано с его островным положением, сигнально-навигационной функцией его жителей — дудением. Более древних поселений на территории современного Петербурга и окрестностей нет.
Вторник, Март 15th, 2016 at 11:57 в разделе История. RSS 2.0 Вы можите отставить комментарий, или trackback
Дудергоф
Вид на Дудергоф от железнодорожной станции
Содержание
Название [ править | править код ]
История [ править | править код ]
19 июля 1886 года, скончался живший здесь русский живописец, академик мозаического искусства, автор ряда мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Иван Данилович Бурухин.
При Николае I был обустроен Нагорный парк. После постройки в 1872 году железной дороги Красное Село — Гатчина — дачная местность, где в 1899 году было построено здание вокзала. С этого момента в Дудергофе начинается дачный бум.
Изменение численности населения прихода Туутари (Дудергоф) с 1842 по 1917 год [14] :
В 1938 году Дудергоф получил статус рабочего посёлка Красносельского района.
Во время Великой Отечественной войны вокруг Дудергофа был создан укрепрайон, в котором были задействованы орудия и экипаж крейсера Аврора.
В 1950 году посёлок Дудергоф Ломоносовского района Ленинградской области был переименован в Можайский в память А. Ф. Можайского, который вблизи этого посёлка испытывал первый российский самолёт.
В 1973 году он вошёл в состав Красносельского района Ленинграда.
Инфраструктура [ править | править код ]
Инфраструктура развита слабо. Единственное сообщение с внешним миром осуществляется по железной дороге.
Образование [ править | править код ]
Достопримечательности [ править | править код ]
Фото [ править | править код ]
Хлебный дом (первая половина XVIII в.)
Больница (1901—1902) Общины сестёр милосердия св. Георгия
Павильон минеральных вод Верландера (2-я пол. XIX века)
Здание вокзала (1890, арх. С. Н. Лазарев-Станищев)
Петров Ю.Н. Дудергоф. Самое древнее поселение на самой высокой точке территории Петербурга и окрестностей.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДУДЕРГОФСКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ
Уровень Балтийского моря превышал современный, и современное Ладожское озеро было одним из его заливов. Затем Ладожское озеро отделилось от Балтийского моря, стало бессточным водоемом, заполненным талой ледниковой водой. Постепенно Ладожское озеро своим южным берегом приблизилось к бассейну реки Мги, которая была его притоком. А Балтийское море подходило к бассейну реки Тосны, которая впадала непосредственно в него. Между Мгой и Тосной, Ладожским озером и Балтийским морем был водораздел.
3-4 тысячи лет назад Ладожское озеро широким, в десятки километров проливом преодолело водораздел и хлынуло в Балтийское море. Так образовался Ладожско-Балтийский пролив, затопивший почти всю территорию южного Приневья, южного Приладожья и южного берега Финского залива.
2-3 тысячи лет назад ладожская вода пробила узкую, но глубокую протоку в районе Ивановских порогов. Вода устремилась в эту протоку, и размеры Ладожско-Балтийского пролива стали уменьшаться, пока он не превратился в современную реку Неву, а дно бывшего пролива стало сушей.
В период существования Ладожско-Балтийского пролива на его акватории находились в виде островов перечисленные выше гряды возвышенностей. Самыми высокими из них были Дудергофская (176 м) и Кирхгофская (170 м), поэтому они в виде островов в Ладожско-Балтийском проливе существовали всегда. А Пулковско-Пушкинская возвышенность (75-82 м) стала островом позднее. Дудергофская возвышенность является самой высокой точкой Петербурга и окрестностей в радиусе десятков километров.
Существует распространенное мнение, что на территории Водской пятины, соответствующей современной Ленинградской области, в древние времена жили пришедшие около 2 тысяч лет назад с Алтая и Приуралья угро-финские племена водь и ижора, вепсы и чудь. Постепенно они мирно слились путем взаимной ассимиляции с племенами ильменских словен и руссов, ставших преобладающей частью населения этих мест. Буквально со всех сторон пришли сюда и множество других народностей, в том числе из Пскова, с Днепра, с Волги, из Прибалтики, Скандинавии, Западной Европы, с Севера и Востока.
Как уже было сказано, до IX-Х веков Приладожская низменность, соответствующая границам Ижорской земли, была занята широким Ладожско-Балтийским проливом. Поэтому никакие племена до этого периода проживать там не могли.
Таким образом, первое упоминание селения Дудора как исторический факт относится по крайней мере к IX веку. Отметим, что по характеру повествования в летописи можно понять, что посещение новгородцами селения Дудора было ординарным, обычным явлением. Поэтому не исключено и даже весьма вероятно, что оно находилось там и раньше или гораздо раньше, чем возник Новгород, то есть его история насчитывает более 1000 лет. Во всяком случае на территории современного Петербурга и его окрестностей, еще 1000 и более лет назад затопленных Ладожско-Балтийским проливом, более древних поселений не обнаружено и быть не могло.
Впоследствии благодаря своему исключительно выгодному географическому и военно-транспортному положению селение Дудора стало центром Дудоровского погоста, занимавшего центральное место в Водской пятине и международных транспортных связях; это был период его наивысшего расцвета. В XVII веке Дудоровский погост, а затем баронство Дудергофское занимали все южное побережье Финского залива от Автова до Красной Горки на севере и до реки Ижоры на юге между Ижорским и Кипенским погостами на востоке и западе. Около 200 лет Дудергоф был имением царской семьи, их спокойным красивым дачным местом отдыха. В этот период он был главным населенным пунктом Дудергофской волости Царскосельского уезда Петербургской губернии, в состав этой волости вначале входили Красное Село и Гатчина. С началом Первой мировой войны и прекращением красносельских маневров, а особенно после 1917 года, Дудергоф стал заштатным дачным поселком, каким и пребывает до сих пор. Пропали географические преимущества положения Дудергофа, но ничто не может лишить его замечательных природных особенностей, уникального геологического происхождения и славной истории.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «ДУДЕРГОФ»
Высказанные выше гипотезы позволяют по-иному взглянуть и на общепринятую, переходящую из одной публикации в другую версию о саамском происхождении названия селения на Дудоровских возвышенностях.
Анализ этой гипотезы начнем с самого очевидного ляпсуса: авторы утверждают, что германизированное имя Дудергоф возникло «только в XVIII веке, когда здесь находилась дворцовая мыза, наименование которой было искусственно подогнано под общий характер таких названий, как Петергоф, Ораниенбаум и т.д.». Но ведь хорошо известно, что после заключения Столбовского мирного договора в 1617 году, то есть в XVII веке, за 100 лет до начала строительства Петергофа и Ораниенбаума, Дудоровская возвышенность и Дудоровский погост стали имением Юхана Шютте под названием «Дудергоф», а барон Шютте получил титул «Дудергофский». Непростительно грубая ошибка, подвергающая сомнению и другие утверждения этих авторов.
Таким образом, искать в названии селения Дудора и Дудоровской возвышенности саамские корни нет никаких оснований.
Если отсутствие связи названия селения Дудора с саамскими диалектами является бесспорно доказанным фактом, то выяснение его истинного происхождения значительно труднее, и полученные нами результаты пока не могут считаться окончательными.
Изложение своей версии происхождения названия селения Дудора начнем с анализа предполагаемых нами причин ошибок, допущенных нашими предшественниками. Помимо приведенных выше ошибок в историческом аспекте, мы считаем ошибочным и узкогеографический подход к изучению топонимики.
Предположение о «дударе» согласуется и с нашей гипотезой о навигационной роли острова с селением Дудора в Ладожско-Балтийском проливе. Как мы уже упоминали, одним из способов этого навигационного обеспечения могло быть обозначение острова с селением Дудора издаваемыми каким-либо способом звуками: дудками, трубами, гудками. Эти гудки были всем известны, всем понятны и остро необходимы, поэтому издававший их дударь был самым известным человеком, по нему получил свое название остров, а позднее и Дудоровская возвышенность. До настоящего времени в условиях плохой видимости на море корабли и маяки подают звуковые сигналы (гудки).
1 Переписная окладная книга по Нову-Городу Вотской пятины 7008 года (2-я половина) // Временник императорского Московского общества истории и древностей Российских. М., 1851. Кн. 11. С. 286; Карта Водской пятины и ее погостов в 1500 году / Сост. архимандритом Сергием. СПб., 1905.
2 Полное собрание русских летописей. СПб., 1841; Немиров Г. А. Опыт истории С-Петербургской биржи в связи с историей С-Петербурга. СПб., 1888; Горелова Э. М. и др. Ладога. Л., 1974; Лобанов И. Н. О природе дислокаций Дудергофских высот в окрестностях Ленинграда // Геотектоника. 1976. № 6. С. 89-98; Лобанов И. Н. О природе дислокаций Дудергофских высот и района г. Павловска // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. 1979. Т. 111. Вып. 4. С. 334-342; Строение и происхождение Дудергофских высот (окрестности Ленинграда) / Гейснер Е. Л., Дашко Р. Э., Колтунова И. В. Малаховский Д. Б. // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. 1980. Т. 112. Вып. 2. С. 138-146; Нежиховский Р. А. Река Нева и Невская губа. СПб., 1981; Xазанович К. К. Геологические памятники Ленинградской области. Л., 1982; Шарымов А. Нева и ее дельта весной 1703 года // Аврора. 1994. № 9-10. С. 83-122; Даринский А. В. Невский край. СПб., 2000.
3 Васильев А. Откуда пришел Рюрик и его варяги. СПб., 1858. С. 31.
4 Попов А. И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской обл. Л., 1981.
5 Кисловский С. В. Знаете ли Вы?: Словарь геогр. названий Ленингр. обл. Л., 1968.
6 Горбачевич К. С., Xабло Е. П. Почему так названы? СПб., 2003.
7 Иванов И. П. Обозрение писцовых книг по Нову-Городу и Пскову. М., 1841.
8 Кепсу С. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра: (Пер. с фин.). СПб., 2000.
9 Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. М., 2003. С. 454.