Духовенство происхождение основные занятия чем владели
Духовенство: истоки, формирование и развитие от IV века до наших дней
Духовенство – это общественное сословие или социальная группа, в которую входят профессиональные служители религиозного культа. В основном данное понятие характерно для монотеистических религий.
Апостолы, на которых сошел Святой Дух, по сути, представляли изначальное духовенство. Именно на Пятидесятницу была создана христианская церковь, а ученики Христовы начали свою миссионерскую деятельность.
Верующие обращаются к духовенству, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Священники проводят службы и занимаются исполнением треб (освящают дома, крестят, венчают, отпевают). Им прихожане исповедуются и у них причащаются. Духовенство блюдет нравственное состояние своей паствы. Священнослужители искореняют суеверия, исправляют нравы и распространяют знания.
Возникновение духовенства в Европе
Духовенство, как сословие, оформилось в начале IV столетия. В это время христианские священники получили различные привилегии. Процесс оформления сословия длился до начала Средних веков. Чуть позже в западноевропейских странах представителей духовенства отнесли к привилегированному сословию.
Католические священники давали обет безбрачия, поэтому к духовенству причисляли только клириков. Когда состоялась Реформация, в протестантских государствах представители духовенства перестали считаться сословием, а остались лишь духовными лицами. Православная Церковь состояла из белого (священников, дьяконов, дьячков, пономарей) и черного (монахов) духовенства.
Первые священники на Руси
В Восточной Европе духовенство появилось в Древней Руси в X столетии, до Крещения. «Повесть временных лет» говорит о том, что в городе Киев существовала «соборная» церковь Св. Ильи. Когда в конце X века была создана Киевская метрополия, Константинополь прислал туда митрополита и священников-греков. Они проводили богослужения в храмах разных русских городов, за пределами которых началось постепенное формирование церковных округов («погостов», «уездов», «переездов»). В XV столетии их вытеснили приходы.
В 1439 году состоялся Ферраро-Флорентийский собор, где православная и католическая церкви заключили унию, а через девять лет Иона возглавил русскую автокефальную Церковь, как первый митрополит. Константинопольский патриархат теперь не влиял на деятельность русского духовенства.
Права и привилегии духовенства
С самого начала у священников были разные привилегии:
Право рукополагать священников было только у местного женатого по церковным обычаям епископа. Епископский сан не могли получить:
Полноценная приходская церковь имела причт, в состав которого входили:
Духовенство содержала приходская община или ктитор церкви (купец, боярин, князь). В некоторых случаях священнику выдавали ружную грамоту с указанием его ежегодного жалования деньгами или в натуральном виде. Ее могли использовать все представители духовенства, составляющие причт или только указанные в руге. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Также причт жил за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села. Священник мог иметь собственный земельный участок.
Платить за исполнение треб прихожане могли добровольно. Пошлину от полученного духовенством дохода забирал местный епископ. Он же устанавливал ее величину. В XIV столетии собирать дани и пошлины поручили архиерейским чиновникам:
Почти все священники были обучены грамоте. При многих храмах открывались школы. Сыновей представителей духовенства называли поповичами. Они получали церковный сан или становились госслужащими.
История русского духовенства в XVI-XIX веках
В XVI-XVII столетиях белым духовенством управлял архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх), который представлял черное духовенство. В 1551 году участники Стоглавого собора провозгласили:
До начала XVIII столетия белое духовенство вместе с взрослыми сыновьями священнослужителей насчитывало примерно сто тысяч человек. Многие из них имели свои приходские церкви. В 1708 году Петр I издал указ, согласно которому дети священников, не окончившие школу, не могли служить в церкви. В первой половине XVIII столетия появилось морское и военное духовенство, которое служило в полках, крепостях, госпиталях, тюрьмах и на кораблях, отправлялось с армией и флотом в военные походы.
В 1721 году был принят Духовный регламент, согласно которому священникам вменялось в обязанность ведение метрических книг с фиксированием в них дат, когда человек родился, крестился, венчался и умер. Также состоялось официальное утверждение духовно-учебных заведений.
В первой половине XIX столетия священником мог быть рукоположен человек, который вышел из податного сословия, если не хватало людей с духовным званием. Чуть позже государство стало платить городским и сельским священникам. К началу XX столетия духовенство существовало в основном за счет денег, которые прихожане платили за совершение треб. Продукты духовенство получало при обходах своей паствы, к примеру, во время рождественских и пасхальных праздников.
В XIX столетии была сформирована система духовных учебных заведений. С 1869 года детей священников уже не причисляли к духовенству. Они могли свободно выбирать себе занятие. Теперь «духовными званиями» не наделяли звонарей, церковных сторожей, певчих и других людей из «обслуживающего персонала». С 1871 года священником мог стать выходец из любого сословия, но эта практика не получила широкого распространения.
Переломные XX-XXI века в истории русского духовенства
На стыке XIX-XX столетий большинство священников преподавали Закон Божий в школах. В 1906 году Синодом назначались свои представители, заседавшие в Государственном совете. В это же время духовенству предоставили право входить во внецерковные общественные организации. Чуть позже священнослужители стали депутатами Государственной думы.
Когда в 1917 году произошла Февральская революция, некоторые архиереи под давлением новой власти подали в отставку. Часть священников поддалась революционным настроениям. Они хотели модернизировать службы в храмах, ввести выборное начало в церковном управлении, предоставить мирянам право управлять приходами и т.д. Позже некоторые из таких «реформаторов» стали обновленцами.
В ноябре 1917 года захватившие власть большевики приняли декрет о ликвидации духовенства, как сословия. Церковь была отделена от государства и на ее деятельность перестали выделять средства. Закон Божий теперь не преподавали в школах. В начале 20-х годов состоялась эмиграция многих священников вместе с белогвардейцами за рубеж, где была образована Русская православная церковь.
До 40-х годов происходили массовые репрессии, оставшегося в Советском Союзе, духовенства. Но после Великой Отечественной войны отношение государства к священникам изменилось, так как большинство из них были патриотами и сыграли свою роль в победе над фашистами. Во второй половине XX века на священников снова осуществлялись гонения. Только во второй половине 80-х годов начался обратный процесс. После развала СССР в Российской Федерации стала возрождаться церковная духовная жизнь, укрепились позиции и влияние Русской православной церкви.
Мировое духовенство
Македония, Грузия, Армения, Болгария, Румыния и Греция сегодня оказывают государственную поддержку своим поместным православным церквям, к примеру, они пользуются налоговыми льготами. В греческой конституции православная церковь наделена государственным статусом. К представителям духовенства у буддистов следует отнести лам, у иудеев – раввинов, а у мусульман – муфтиев.
Духовенство, иерархия духовенства
Духовенство
Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.
Белое и черное духовенство
В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.
Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.
Иерархия белого духовенства
Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.
Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.
За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.
У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.
Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.
Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.
Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:
Иерархия черного духовенства
В черном духовенстве свои правила:
Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.
В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:
Они не обладают благодатью священства.
В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.
Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.
Духовенство как сословие
Алексей Беглов, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Духовенство, как сословие. Одной из важнейших особенностей общественного устройства имперского периода, особенно первой его половины, являлось сословное устройство российского общества. Что такое сословие? Это такое социальное устройство, где социальный статус и занятия человека передаются по наследству. Именно наследованием человека обусловливается положение человека, род его занятий и так далее. Материальное его положение в данном случае не играет существенной роли, поскольку мы вполне можем себе представить богатого зажиточного крестьянина, или горожанина, купца и бедного дворянина. Но от этого, от их личного благосостояния ни в коей мере не будет изменен их социальный статус – дворянин останется дворянином, а купец останется купцом, и он не сможет поступить на государственную службу, или военную службу, а должен будет заниматься своей торговой деятельностью.
Одним из наиболее завершенных по своему оформлению сословий в рамках имперского периода было собственно духовное сословие. При этом пойти по стопам своих отцов дети священников, дьяконов, церковнослужителей могли и раньше, более того, для епископов дети духовенства и в XVI, и в XVII веках были предпочтительными кандидатами на занятие церковных должностей, потому что как правило они были более грамотны, чем остальные прихожане и знали прекрасно церковную службу. Но тогда наследование не было единственным путем рекрутирования людей в священство. Например, самым ярким примером такого «социального лифта», который предоставляла Церковь в досинодальный период является судьба патриарха Никона. Он в миру Никита Минов был крестьянским сыном, сбежал от мачехи в монастырь, там выучился грамоте, церковному пению и уставу. Потом вернулся в свою деревню, где был избран прихожанами на должность приходского священника, а впоследствии после смерти детей и ухода в монастырь его жены, он поднялся по иерархической лестнице до всероссийского патриарха.
В синодальный же период правительство прикладывает усилия для того, чтобы закрыть духовное сословие для входа и для выхода. Для чего это делается? Прежде всего по двум причинам. Первая причина своего рода фискальная – правительство не заинтересовано в том, чтобы люди, поданные из податных сословий, из крестьян, из посадских людей переходили в духовное сословие, которое не облагается налогами – это, с одной стороны. А с другой стороны, правительство пытается повысить образовательный уровень детей священнослужителей, что кажется проще делать в рамках замкнутого сословия.
Очень важным элементом было формирование в начале XIX века системы духовного образования через которую стали проходить уже все дети духовенства и это было одним из важнейших элементов формирования духовного сословия в России. Уже в первой половине XIX века мы видим, что духовное сословие вполне сформировалось. Не хватает ему с точки зрения классической теории сословий, пожалуй, только одного – органов сословного самоуправления. И вот, как ни парадоксально в 1860-е годы, когда великие реформы ставят одной из своих задач демонтаж сословного строя в рамках Российской империи и на это были направлены судебная реформа, военная реформа. Так вот, как ни странно, именно в этот период духовенство получает органы сословного самоуправления в виде благочиннических съездов и епархиальных съездов, что естественно ведет к продолжающейся консолидации духовного сословия.
Оформление духовного сословия в четко наследуемую институцию, приводит безусловно к последовательному отчуждению духовенства и его паствы, как образованного общества, как дворян, которые смотрят на духовенство с определенной дистанцией, с определенной насмешкой, так и по отношению к крестьянам. Крестьяне также все больше ощущают дистанцию между собой и духовенством, замкнутым в определенные сословные рамки.
ДУХОВЕНСТВО
Сословие. Священнослужители и церковнослужители христианских церквей.
Первыми представителями Д. можно считать св. апостолов, на которых в праздник Пятидесятницы сошёл Святой Дух. Этот день считается началом христианской Церкви и миссионерских подвигов апостолов. В период Средневековья и Нового времени сословие в государствах с сословным обществ. устройством, в т. ч. в Рос. империи. Осн. задача Д. состоит в удовлетворении религ. нужд прихожан. Священнослужители осуществляют богослужение, исполняют требы (крещение, венчание, отпевание, освящение домов), исповедуют и причащают прихожан, заботятся об их нравственном состоянии. Деятельность Д. была также направлена на распространение знаний, исправление нравов и искоренение суеверий.
Оформление Д. как сословия происходило с нач. 4 в. (епископы и клирики христианской Церкви стали наделяться разл. привилегиями) и завершилось в эпоху раннего Средневековья. В Зап. Европе в период классич. Средневековья Д. составило особое привилегиров. сословие, традиционно именовалось первым и стояло выше светских феодалов. Ввиду обязательности целибата для католич. Д. к нему принадлежали лишь сами клирики Римско-католической церкви. После Реформации Д. в странах, где утвердился протестантизм, перестало выступать в качестве сословия, сохранив статус духовных лиц. Служители православных церквей подразделялись на белое Д. (священнослужители – священники и дьяконы; помогавшие им во время богослужения церковнослужители – дьячки, пономари, просвирни), которое входило в состав сословия вместе с членами семьи, и чёрное Д. (монашество).
Представители вост.-христианского Д. появились в Др.-рус. гос-ве в сер. 10 в., ещё до офиц. Крещения Руси. В «Повести временных лет» в связи с заключением рус.-визант. договора 944 сообщается о существовании «соборной» церкви Св. Ильи в Киеве (однако в историографии существует мнение, что в данном случае речь идёт о храме в Константинополе). Д. формировалось одновременно со становлением Русской православной церкви. С созданием Киевской митрополии (вероятно, не позднее 997), подчинявшейся Константинопольскому патриархату, из Константинополя прибыли митрополит и иные священнослужители греч. происхождения. Они служили в первых поставленных на Руси в 990-х гг. церквах – в Киеве и Новгороде, а также в центрах огромных по визант. меркам епархий, которые были образованы в Др.-рус. гос-ве (15, возможно 16, к кон. 1230-х гг.). За пределами крупных городов постепенно сформировались церковные округа («погосты», «уезды», «переезды»), к 15 в. они были вытеснены приходами. После Ферраро-Флорентийского собора, на котором в 1439 была заключена уния между католической и православной церквами, и избрания в 1448 Ионы первым митрополитом рус. Церкви, ставшей автокефальной, рус. Д. перестало канонически подчиняться Константинопольскому патриархату.
Изначально Д. обладало рядом т. н. канонических привилегий: было подсудно только архиерейскому суду, управлялось церковными иерархами, освобождалось от гос. службы и налогов в пользу государства. Рукоположение в священники осуществлял местный епископ. Предпочтение отдавалось людям кротким и целомудренным, кандидат обязательно должен был состоять в церковном браке. Священниками не могли стать холопы, убийцы, разбойники, лица, задолжавшие деньги, и двоеженцы. Подготовку и обучение священников проводил др. опытный священнослужитель в индивидуальном порядке в течение 6 нед за оговорённую плату.
Причт приходской церкви, который был полным только в богатых храмах, состоял из священника (попа), диакона (эта должность существовала не повсеместно), дьячка, пономаря (нередко заменялся сторожем), звонаря, сторожа и просвирни (с 12 в.; женщина, которая пекла просфоры). Собор 1273 запретил привлекать кандидатов в священники к ручному труду и определил плату за «поставление». К 15 в. в рус. землях и княжествах было построено ок. 6,5 тыс. храмов; в среднем на храм приходилось не более 2,4 служителей, а общее число лиц духовного звания не могло превышать 15,6 тыс. чел. (хотя в историографии встречаются и бо́льшие цифры).
Содержание Д. предоставлялось гл. обр. приходской общиной или ктитором храма (князем, боярином, купцом и др.), в ряде случаев оно оформлялось т. н. ружной грамотой, в которой оговаривалось спец. ежегодное жалованье за осуществление тех или иных служб или без всяких условий. Руга (позднее выплачивалась из казны) могла быть денежной или натуральной, она использовалась или всеми членами причта, или шла на содержание тех, кто был указан в грамоте. Кроме того, представители Д. лично вели хозяйство, обрабатывали землю, принадлежавшую храму, при недостатке этой земли дополнит. участки брались причетниками в аренду. Др. способом материального обеспечения причта были доходы от церковных вотчин, сёл и деревень (ими ведал староста церковной общины), которые переходили в собственность храма, напр. по завещанию или дарственной. Духовные лица могли сами владеть участками земли, что значительно улучшало их материальное положение. Доходы от торговли и ростовщической деятельности считались несовместимыми с церковной службой, хотя светские власти неоднократно предоставляли храмам право беспошлинной торговли.
Плата за требы, совершаемые в храме, считалась добровольной, её размер зависел от достатка прихожанина. Из получаемых доходов Д. выплачивало многочисл. пошлины местному епископу, который сам устанавливал их размер и число (т. н. архиерейское тягло), среди них – соборное (или зборное), заезд, десятина и др. Единовременные пошлины взимались при поставлении священника, его переходе на службу в др. храм или др. епархию. Периодически священники выплачивали местному епископу разл. дани на праздники – Петровское (Петровская дань), Рождественское. В кон. 14 в. для сбора пошлин и даней в епархиях стали действовать спец. архиерейские чиновники – десятинники, заездчики, доводчики. С того же времени фиксируются нарушения осн. канонических привилегий духовенства.
Представители Д. преим. были грамотными (однако известны случаи, когда службу проводили и неграмотные священники, выучив её наизусть «по напевке»). Священнослужители зачастую преподавали в школах, действовавших при церквах. Своим детям они старались дать образование. Часто сыновья священников (поповичи) становились лицами духовного звания или уходили на гос. службу.
В 16–17 вв. белое Д. численно значительно преобладало, но подчинялось высшим иерархам чёрного Д. – архиереям (патриарху, митрополитам, архиепископам и епископам). Стоглавый собор (1551) провозгласил духовно-религ. сферу основой гос. и народной жизни, декларировал принцип независимости церковного суда и управления, предоставил определённые адм.-финансовые полномочия представителям белого Д. – протопопам (поч. звание священника, как правило служащего при городском или кафедральном соборе), а также представителям церковных общин – выборным поповским старостам и десятским. Учреждение патриаршества (1589) практически не отразилось на положении духовенства.
Стремление к «благочинию» в церковной жизни и борьба с неортодоксальными обрядами и верованиями в нар. среде проявились в 1630–40-х гг. в деятельности «ревнителей благочестия», в числе которых преобладали провинциальные приходские священнослужители. Соборным уложением 1649 был учреждён Монастырский приказ как судебное гос. учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчинённых им по служебным и владельческим отношениям (из ведения приказа исключались патриарх и патриаршая область).
К кон. 17 в. представителей белого Д. со взрослыми членами семей мужского пола насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большинство из них служило при приходских церквах. Указом Петра I (1708; подтверждён в 1710) детям Д., не учившимся в школах, было запрещено поступать на должности священно- и церковнослужителей. В нач. 18 в. сформировался институт воен. и морского Д. (в 1891 было 569 воен. священников), представители которого служили в полковых, судовых, крепостных, госпитальных, тюремных и др. церквах, сопровождали части армии и флота во время воен. походов и боевых действий.
Согласно Духовному регламенту 1721, патриаршество было упразднено (после смерти патриарха Адриана в 1700 Пётр I запретил выборы нового патриарха), управление РПЦ передано гос. учреждению – Синоду; ограничено пользование Д. доходами с церковных вотчин; Д. обязывалось вести метрические книги (в них фиксировались даты рождения, крещения, венчания и смерти прихожан); для подготовки Д. учреждались духовно-учебные заведения; за счёт увеличения полномочий архиереев ограничена свобода помещиков или прихожан избирать причт. В 18 в. выборный принцип назначения на должности приходского Д. постепенно вытеснялся (окончательно упразднён в 1841), с одной стороны, практикой назначения Д. епархиальным архиереем, с другой – обычаем определения на места священно- и церковнослужителей их детей или родственников, а также лиц, вступавших в брак с дочерьми клириков. В случае если приход замещался посторонним лицом, вновь назначенный священнослужитель выплачивал своему предшественнику или его семье определённую часть своих доходов. В 18 в. определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий было запрещено. В то же время был затруднён выход из духовного звания. В связи с этим, а также благодаря тому, что дворяне воздерживались от перехода в духовное звание, Д. приобрело характер замкнутого сословия.
Тогда же получила развитие тенденция оформления Д. в привилегиров. сословие. В 1722 состоявшие на службе священнослужители и члены их семей освобождены от подушной подати. В дальнейшем Д. освобождено от рекрутской повинности (1724), постоев войск, дежурств на съезжих дворах, явки к офицерам для работ и посылок (1736), «хождения к рогаткам на караулы и на пожары и от прочей полицейской должности» (1742). В 1767 священники и иеромонахи освобождены от телесных наказаний, в 1771 эта привилегия распространена на диаконов. В царствование имп. Павла I запрет утратил силу, в связи с чем в 1801 имп. Александр I вновь отменил телесные наказания для священников и диаконов, в 1808 – для их жён, в 1811 – для монахов, не имевших священнического сана (церковнослужители освобождены от телесных наказаний в 1863 в связи с отменой этой меры наказания как таковой).
В то же время с нач. 18 в. государство предпринимало активные меры по регулированию численности Д., в результате которых доля Д. в составе всего населения России непрерывно снижалась. В 1722 введены первые штаты Д., которые устанавливали зависимость числа духовных лиц в приходе от численности прихожан и положили начало законодат. оформлению Д. как сословия. На приход (100–150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200–250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число увеличивалось соответственно в 2–3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов. В 18 – 1-й трети 19 вв. неоднократно производились т. н. разборы Д., в ходе которых священно- и церковнослужители, не имевшие места или занимавшие не предусмотренные штатами места, а также провинившееся в чём-либо, переводились в податные сословия или в качестве рекрутов отправлялись в армию (последний рекрутский набор, касавшийся представителей Д., проведён в 1831). Аналогичные меры предпринимались по отношению к детям Д. Во 2-й четв. 18 в. численность белого Д. составляла ок. 125 тыс. чел.
В связи с секуляризацией 1764 часть дохода от церковных земель была направлена на содержание епархиальных управлений, епископов и консисторий, что позволило в том же году ликвидировать сборы с приходского Д. в пользу церковных иерархов. С 1765 причты сельских приходских церквей наделялись земельными наделами площадью от 36 га (в 1890 площадь церковных земель составляла св. 2 млн. га, из которых 1,8 млн. га – в Европ. России); приходское Д. обрабатывало эти земли самостоятельно, реже сдавало в аренду. Тогда же установлен обязательный минимум (в 1801 был удвоен) оплаты приходскому Д. за исполнение церковных треб. Исповедовать и причащать священник обязывался безвозмездно. В 1778 изданы новые, существенно сокращённые штаты Д., появление которых было связано с необходимостью привлечь на службу во вновь создававшиеся (согласно губернской реформе 1775) местные гос. учреждения большое число новых чиновников, которые набирались и среди Д., а также семинаристов. В 1784 имелось 93,7 тыс. штатных мест священно- и церковнослужителей, из них 74,6 тыс. были заняты. В 1797 началось награждение Д. некоторыми орденами, а также скуфьями, камилавками, наперсными крестами и митрами. В 1798 указом имп. Павла I (отменён в 1801 имп. Александром I) прихожанам предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства.
В нач. 19 в. разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания). Выход из духовного сословия детей Д., не принявших сан, был упрощён. В 1825 белое Д. насчитывало 101 тыс. чел. (32,7 тыс. священников, 14 тыс. диаконов, 54,3 тыс. причетников), в 1839 –108,5 тыс. чел. (33,6 тыс. священников, 15,4 тыс. диаконов, 59,5 тыс. причетников).
Во 2-й четв. 19 в. стало вводиться гос. денежное обеспечение сельского и городского Д. (в 1900 денежное содержание от государства получало Д. ок. половины всего количества причтов, к 1917 – 81,2%), его размер постепенно повышался. Однако и в нач. 20 в. по-прежнему гл. источниками существования Д. являлись платы прихожан за требы, сборы продуктов во время т. н. обходов прихожан, напр. на Пасху, Рождество.
К сер. 19 в. в осн. завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для Д. К 1850 она состояла из 4 духовных академий (обучались 383 чел.), 47 духовных семинарий (16,7 тыс. чел.), 182 духовных училищ (24,7 тыс. чел.). В дальнейшем их количество увеличилось незначительно. С 1843 для дочерей Д. открывались епархиальные училища.
В ходе реформ, осуществлённых имп. Александром II, усилилась тенденция нарушения сословной замкнутости Д. В 1863 выпускники духовных семинарий получили право поступать в ун-ты (в 1878 составляли 46% всех студентов; право семинаристов поступать в ун-ты без сдачи экзаменов на аттестат зрелости в гимназиях отменено в 1879, вновь даровано в 1884). В 1864 детям Д. разрешено поступать в гимназии, в 1866 – в воен. уч-ща. В результате земской реформы 1864 представители Д., являвшиеся держателями церковных земель, получили право избирать гласных земств и быть избранными в их состав (упразднено земским положением 1890, которое ввело назначение депутатов от Д. в земские собрания епархиальными архиереями). В 1867 отменено наследование должностей Д. (однако традиция наследования продолжала существовать); признана необязательной материальная помощь вновь назначенного священнослужителя своему предшественнику или его семейству (социальная защита оставшихся за штатом клириков и семейств умерших клириков была возложена на епархиальные власти). В 1869 дети Д. перестали причисляться к духовному званию: дети священников получали право возведения в личное дворянство (если они не имели прав на потомственное), дети церковнослужителей – право причисления к сословной группе личных почётных граждан. Им был предоставлен свободный выбор занятий; из «духовного звания» исключались лица, не имевшие священнического сана и не состоявшие на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари и др. В 1871 в ряды Д. дозволен доступ лицам всех сословий (однако на практике это право использовалось редко). В 1866 введено пенсионное обеспечение священников, в 1876 – протодиаконов, в 1880 – диаконов.
Улучшение материального обеспечения Д. связывалось гл. обр. с сокращением его численности. Она уменьшилась в результате введения новых штатов 1869: священников – с 38,8 тыс. (1869) до 33 тыс. (1880), диаконов – с 14,3 до 7,6 тыс., причетников – с 63 до 48,6 тыс. чел. С введением штатов 1885 численность белого Д. вновь возросла, в 1898 она составила 102,7 тыс. чел.: 44,7 тыс. священников, 14,4 тыс. диаконов, 43,6 тыс. причетников (по данным Всерос. переписи населения 1897, численность населения, официально отнесённого к православному, превысила 87 млн. чел.).
Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. существенно улучшился образоват. уровень приходского Д. В 1863 в Москве по инициативе белого Д. основано Общество любителей духовного просвещения. Д. активно участвовало в деятельности Палестинского православного об-ва, образованного в 1882. В 1860-х гг. многие представители Д. стали публиковаться в периодич. изданиях (гл. обр. церковных, в т. ч. в епархиальных ведомостях), Д. впервые получило возможность обсуждать в печати собств. положение и нужды. В последней трети 19 – нач. 20 вв. Д. стало особенно широко участвовать в благотворит. деятельности (в 1897 при храмах действовало 17,3 тыс. благотворит. организаций, большинство из которых возникли по инициативе и при участии их настоятелей). Тогда же практически каждый священник являлся учителем Закона Божьего в одной или более начальных школах, реже – в средней школе; преподаванием Закона Божьего занимались также церковнослужители. С 1884 Д. руководило церковно-приходскими школами.
С 1906 Синод назначал 6 представителей – по 3 от белого и чёрного Д. – в Гос. совет, тогда же Д. получило право участвовать в деятельности внецерковных обществ. организаций при условии, что в их программах или действиях не содержалось «нечто явно противное учению и правилам» РПЦ. Представители Д. избирались населением в Гос. думу: в 1-ю – 6 священников (2 из них подписали Выборгское воззвание), во 2-ю – 13 священников, в 3-ю – 45 священников и 2 епископа, в 4-ю – 48 священников и 2 епископа. В 1-й и 2-й Гос. думах большинство представителей Д. принадлежали к левым и либеральным фракциям, в 3-й и 4-й – к правым и националистам.
В нач. 20 в. рост численности Д. был незначителен по сравнению с увеличением православного населения. В 1912 приходского Д. насчитывалось 110,5 тыс. чел.: 50,3 тыс. священников, 14,6 тыс. диаконов, 45,6 тыс. причетников.
После Февр. революции 1917 часть архиереев либо под давлением Врем. правительства (как лица, бывшие прежде близкими к Г. Е. Распутину или к членам имп. семьи), либо по требованию чрезвычайных епархиальных съездов Д. и мирян (по обвинениям в суровом управлении и пр.) были вынуждены подать в отставку. Некоторую часть Д., гл. обр. церковнослужителей, захватили революц. настроения; среди Д. получили распространение требования модернизации богослужения, введения выборного начала во всех органах церковного управления, наделения мирян правом участвовать в управлении приходом и т. п. (впоследствии мн. сторонники этих идей примкнули к движению обновленчества). Вводился выборный порядок замещения церковных должностей. В авг. 1917 по настоятельным требованиям Д. и с согласия Врем. правительства был созван Поместный собор РПЦ (см. в ст. Поместные соборы), который 5(18).11.1917 избрал патриарха Московского и всея Руси (им стал митрополит Московский Тихон).
После Окт. революции 1917 Д. как сословие ликвидировано декретом ВЦИК и СНК от 10(23).11.1917. В соответствии с Декретом об отделении церкви от государства (1918) Д. было лишено гос. обеспечения. В связи с изъятием Закона Божьего из программ общеобразовательных учебных заведений Д. было отстранено от преподавания в них. В ходе Гражд. войны 1917–22 значит. часть Д., в т. ч. и представители воен. Д., служившего в Белых армиях, эмигрировала, образовав Русскую православную церковь за границей.
До нач. 1940-х гг. в СССР, в условиях резкой антирелигиозной пропаганды, направленной на очернение социального служения Д. и уничижение его значения в жизни общества, Д. подвергалось массовым репрессиям. В сер. 1940-х – 1950-х гг. отношение Сов. гос-ва к РПЦ изменилось в связи с осознанием властью патриотич. роли православного Д. в годы Вел. Отеч. войны. С сер. 1950-х гг., с началом новой волны гонений, численность Д. в СССР вновь стала сокращаться (9 тыс. священников и диаконов в 1961, 7,3 тыс. в 1967). Эта тенденция изменилась в период перестройки сер. – 2-й пол. 1980-х гг. В кон. 20 – нач. 21 вв. в постсоветской России в связи с возрождением церковной духовной жизни, укреплением позиций и влияния РПЦ общая численность православного Д. возрастает: 6674 священника и 723 диакона (1988), 29,4 тыс. священнослужителей (нач. 2000-х гг.).
В Греции, Румынии, Болгарии, Армении, Грузии и Македонии поместные православные церкви пользуются особой гос. поддержкой (напр., имеют налоговые льготы); в Греции гос. статус православной церкви закреплён конституцией.
Религ. культ в мусульманстве отправляют муфтии, в иудаизме – раввины, в буддизме – ламы.
Дополнительная литература:
Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880;
Климов Н. Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование имп. Екатерины II. СПб., 1902;
Сергий [Тихомиров], архим. Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой книге Вотской пятины 1500 г. СПб., 1905;
Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII вв. Сергиев Посад, 1906;
Стратонов Е. К установлению соборной и приходской жизни Русской церкви. М., 1906;
Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912;
он же. Древнерусский духовник. М., 1913;
Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV– XVII вв. СПб., 1913;
Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI– XIV вв. М., 1972;
он же. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. М., 1989;
Хорошев А. С. Экономическое положение приходских церквей в Новгороде Великом // Русский город. М., 1979. Вып. 2;
Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990;
Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII в.: Пространство, населенность, клир. Вологда, 1994;
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1994–1996. Кн. 1–7;
Смолич И. К. История Русской церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1;
Баловнев Д. А. Низший церковный округ в терминологии XIV–XV вв. // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2;
он же. Поставление священнослужителей. Теория и практика XIII–XV вв. // Там же;
он же. Приходское духовенство XV – начала XVI в. По новгородским писцовым книгам (численность и особенности состава) // Отечественная история. 2004. № 4;
Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и февральская революция 1917 г. М., 2002;
Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале ХХ вв. М., 2002.
Иллюстрации:
Облачение священника. Рис. Р. И. Маланичева;
Облачение диакона. Рис. Р. И. Маланичева;
«Крещение дружины князя Владимира Святославича». Миниатюра Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Академии наук (С.-Петербург). Архив БРЭ;
«Крещение». Художник Е. М. Корнеев. Гравировал К. Вагнер. Цветная акватинта. Акварель. 1811. Архив А. Л. Кусакина;
«Соборование». Художник Е. М. Корнеев. Гравировал К. Вагнер. Цветная акватинта. Акварель. 1811. Архив А. Л. Кусакина;
«Погребение». Художник Е. М. Корнеев. Гравировал К. Вагнер. Цветная акватинта. Акварель. 1811. Архив А. Л. Кусакина;
Крестный ход в с. Перловка Московской губернии. Фото. 1897. Архив «Православной энциклопедии»;
Крестный ход в ознаменование победы СССР в Великой Отечественной войне 1941–45. Станица Ново-Александровская (ныне г. Ново-александровск) Ставропольского края. 9 мая 1945. Фото. Архив Н. П. Розина;
«Крестный ход». Художник Б. М. Кустодиев. 1915. Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары). Архив БРЭ.
Авторы статьи: Баловнев Д. А. (10–15 вв.); Стефанович П. С. (16–17 вв.); Беспалов И. В. (18–20 вв.).