Духовно нравственное направление внеурочной деятельности это что

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Методички Педсовета

01 января 2020 • 11:35

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

Общекультурное:

Общеинтеллектуальное:

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник

Программа внеурочной деятельности » Дорогою Добра»( духовно- нравственное направление)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

имени Героя Советского Союза Д. А. Медведева

Педагогическим советом МБОУ СОШ №59

Протокол от «____» __________20 ___ г. №

внеурочной деятельности «Дорогою добра»

I ступень обучения

учителем начальных классов

учителем высшей квалификационной категории

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно – нравственного направления « Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

II Цель и задачи программы

Цель данного курса : формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

— c формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

— способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома,

на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

— раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

— научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

III Особенности программы

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру . Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Занятия «У истоков добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнее задание. На занятиях нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждении жизненных ситуаций. Это методы разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

IV Место курса в учебном плане

V Ожидаемые результаты

В оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как н аправление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В результате прохождения программного материала к концу года обучения обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

VI Планируемые результаты освоения курса « Дорогою добра»

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

VII Содержание программы

Введение. Я среди людей.

Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия « я», « мы», « они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно- ролевая игра « Я и другие люди»

ТЕМА 1 Кто я и как выгляжу?

Нравственные понятия « я», « внешний вид». Почему люди по внешнему отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. аккуратность, опрятность, бережливость- уважение человека к себе. Личная гигиена.

ТЕМА 2 Я – личность.

Понятия « личность», « индивидуальность», « неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я- мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого.

ТЕМА 3 Я и мои роли.

Понятие « роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня- кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

ТЕМА 4 Добро и зло в сказках.

( преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках- победа добра над злом.

ТЕМА 5 Что за прелесть эти сказки!

Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок- их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

ТЕМА 6 Сказки- волшебство. Чудо и правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные. Правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чём их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках есть правда и она всегда побеждает.

ТЕМА 7 Сказка ложь – да в ней намёк.

Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь ( « святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду- тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.

ТЕМА 8. Кто сочиняет сказки.

А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х Андерсен, Ш.Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?

ТЕМА 9 Русские народные сказки.

Русские сказки- это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки- предания старины глубокой. Сказка- это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.

ТЕМА 10 Праздники в жизни человека.

Понятия « праздник», « праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.

ТЕМА 11 Отношение к старшим.

ТЕМА 12 Отношение к учителю.

Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции в России в общении учителя и ученика.

ТЕМА 13 Плохо одному.

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

Тема 14 Речевой этикет.

Понятия « тон голоса», « речь», « общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза в поведении человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

ТЕМА 15 Вежливость и этикет.

Содержание понятий « вежливость» и « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

ТЕМА 16 Товарищи и друзья.

Понятия « товарищ», « друг», « господин» Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

ТЕМА 17 Что в нашем имени?

Понятия « имя», « фамилия». « кличка», « прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Понятия « игра», « играющие», « интерес», « азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле- здоровый дух.

Дать понятия этики. Общения. этикета

« Я», « мы», « они»- общее и отличительное в этих понятиях

Кто я и как выгляжу? 2 часа

Кто я и как выгляжу?

Дать понять что каждый человек индивидуален и неповторим, но он существует среди других людей

Кто я и как выгляжу?

Показать необходимость воспитания в себе качества терпимости в межличностных отношениях

Дать понятие « личность»

Я и мои роли 2 часа

Раскрыть перед детьми многообразие человеческих отношений

Показать многообразие ролей, научить оценивать поступки товарищей.

Добро и зло в сказках 2 часа

Добро и зло в сказках

Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков

Что за прелесть эти сказки 2 часа

Что за прелесть эти сказки?

Показать, что мы любим сказки потому, что в них желания героев всегда исполняются, добро побеждает зло.

Положительные герои в былинах и сказках.

Сказка- волшебство, чудо и правда. 2 часа

Сказка- волшебство, чудо и правда.

Дать понятия волшебства, чуда, правды

Сказка- волшебство, чудо и правда.

Доказать, что в сказках всегда есть правда, к которой люди стремятся.

Сказка – ложь, да в ней намёк 1 час

Сказка – ложь, да в ней намёк- добру молодцу урок.

Раскрыть понятия « ложь», « правда», « святая ложь»

Кто сочиняет сказки? 2 часа

Кто сочиняет сказки?

Показать, что не только народ. Сказатели сочиняли сказки, были писатели- сказочники.

Русские народные сказки 2 часа

Русские народные сказки

Дать понятие русской народной сказки

Праздники в жизни человека 2 часа

Праздники в жизни человека

Дать понятие « праздник», показать роль праздников в жизни человека.

Праздники в жизни человека

Показать учащимся, что праздник интересен только

тогда, когда люди участвуют в его подготовке.

Отношение к старшим 2 часа

Отношение к старшим

Дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать

Отношение к старшим

Показать. Что в общении со старшими дети должны быть вежливыми, добрыми и уважительными

Отношение к учителю 1 час

Отношение к учителю

Показать учащимся права и обязанности учащихся, отношение ученика к учителю и учителя к ученикам

Плохо одному 1 час

Раскрыть необходимость человека в общении и жестокость одиночества

Речевой этикет 3 часа

Показать учащимся, что главным в общении является речь. что слово всегда связано с мимикой, жестами, взглядом человека

Речевой этикет. Деловая игра

Показать, что при общении раскрывается человек и его отношение к людям.

Познакомить учащихся с другими правилами речевого этикета

Вежливость и этикет 3 часа

Вежливость и этикет

Дать понятие « вежливость», в чём она должна проявляться, вежливые и волшебные слова.

Путешествие в страну вежливости.

Научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации

Путешествие в страну вежливости.

Показать детям значение и необходимость вежливого « извините»

Товарищи и друзья 1 час

Показать детям ценность и необходимость товарищества и дружбы, доказать, что верность и бескорыстие- главные черты дружбы.

Что в нашем имени? 2 часа

Показать значимость для человека его имени

Как зовут тебя друзья?

Показать, какой обидой и унижением является для человека кличка

Удовольствие в игре 1 час

Удовольствие в игре

Познакомить детей с правилами любой игры

IX Оборудование и кадровое обеспечение

Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Л.И.Лавреньева Нравственное воспитание в начальной школе. Журнал Завуч в начальной школе. № 4 2004 год

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е. С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *