Духовное краеведение что это такое
«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания» ( дошкольники )
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад №22«Клеверок»
в контексте духовно-нравственного воспитания»
Красникова Аниса Ивановна
Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания
Детство – важный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
И потому краеведение – это одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно в дошкольном возрасте у детей отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют большой интерес к происходящему во взрослом мире. У детей проявляется стремление узнать больше о родном крае, о его историческом прошлом. Ибо у каждого человека своя малая Родина, которая определяет многое в этой жизни. Это наследство, оставленное нам нашими предками: живые легенды и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства лесов, полей, трудовые достижения и ратные победы наших дедов и прадедов. Краеведение – это золотой запас нашей духовности. Поэтому одной из основных задач нашего времени, является воспитание любви к Родине, к родному краю. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Образовательный процесс в ДОУ в группе для детей с нарушениями речи происходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед выполняет не только свою основную деятельность, но и расширяет кругозор дошкольников, воспитывает нравственно-патриотические и гражданские чувства. Духовно-нравственное воспитание – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношение к свой семье, к своим близким, к своему городу. А можно ли воспитывать патриотические чувства у детей с нарушениями речи? Эти мысли натолкнули на разработку и реализацию проекта для детей старшей группы с нарушениями речи. Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, чувство патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, уважению культуры и традиций.
ДОУ – начальная ступень образования, от которой зависит целостная система общества, которая должна быть культурной, духовной, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма у детей.
Проект «Луховицкий огурец»
Цели: ознакомление детей с символом Луховиц – огурцом, его внешним видом, свойствами, применением.
— развивать связную речь, грамматический строй речи, высшие психические функции, мелкую моторику;
— расширять знания детей об огурце;
— закреплять знания по лексической теме «Овощи»;
— знакомить с нетрадиционной техникой рисования огурца методом «тычка»;
— развивать познавательный интерес;
— продолжать воспитывать аккуратность при рисовании огурцов.
Оборудование: Лист белой бумаги, краски, ватные палочки, стакан-непроливайка, магнитные цифры, изображение огурца, пошаговая схема выполнения работы, волшебный мешочек, наглядные картины овощей, презентация.
Логопед: Не нужна мне заграница
Пальмы, море и песок.
Мне роднее Луховцы,
Мой любимый городок.
Здесь поля, леса и реки
Здесь озёра голубые
А мой город расцветает
Как черёмуха весной.
Луховицкой красотой. (Слайд 1)
2. Основная часть
Логопед : Символ Луховиц – огурец. Нет на земле вкуснее огурца, в нём сила и душа русских полей. А появился огурец в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина огурца – тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. За что же ценят огурец? (Слайд 2)
Огурец почти полностью состоит из воды. Очень теплолюбив и совершенно не выносит холодов. О целебных свойствах огурцов существуют упоминания ещё в русских лечебниках. А теперь давайте перенесёмся в огород, и вы расскажите, что вы увидели на грядке. (Слайд 3)
Викторина «Отгадай овощ». (Слайд 4)
Логопед загадывает загадки об овощах, дети отгадывают и называют, из чего сделан салат, пюре, сок.
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать… (картошку )
Пюре из картошки – картофельное.
Листья собраны в кочан,
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Салат из капусты – капустный.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
Сок из моркови – морковный.
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
Салат из свёклы – свекольный.
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький… (лук)
Салат из лука – луковый.
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать… (чеснок)
Приправа из чеснока – чесночная.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
Икра из баклажан – баклажановая.
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Сок из помидор – томатный.
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Салат из огурцов – огуречный, пюре из огурцов – огуречное, икра из огурцов – огуречная.
А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как рисовать огурцы.
Вместе с детьми логопед рассматривает пошаговую схему рисования огурца. На листе бумаги делают набросок огурца, увидели, что он овальный. Обратили внимание, что нет кисточек, рисуем методом «тычка» с помощью ватных палочек. Проговариваем последовательность и проставляем цифры в правильной последовательности и ещё раз проговариваем последовательность работы.
Прежде чем рисовать, давайте разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика « Овощи.»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи считать.
Дети разжимают кулаки на счёт до пяти.
Три –румяный кабачок,
Сжимают пальцы в кулаки на счёт до пяти.
Все успели посчитать!
Дети рисуют огурцы.
Физминутка «Овощи».
Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка (присесть, прикрыть глаза руками).
За ботву потянем,
Из земли достанем.
(встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет (высокие прыжки с поворотами в разные стороны).
3.Заключительная часть.
Логопед: Ребята, о каком символе Луховиц мы говорили сегодня?
Дети: Мы говорили о символе Луховиц – луховицком огурце.
Логопед: Чем хорош луховицкий огурец?
Дети: Луховицкий огурец полезен для диетического питания, для лечения болезней.
Логопед: Что же можно сделать из огурцов?
Дети: Огурцы можно есть сырыми, солить, мариновать, делать салаты и супы.
Логопед: Очень хорошо, ребята! Молодцы!
Проект «Наш город – Луховицы»
Цель: закрепление знаний о Луховицах, его достопримечательностях и правилах дорожного движения.
— продолжать учить оставлять связанный рассказ с опорой на схему, правильно использовать предлоги в речи, а также приставочные глаголы;
— развивать мелкую моторику, внимание, память, слуховое восприятие, мышление и речь;
— воспитывать умение слушать товарища, дополнять рассказ, не перебивая.
— развитие интереса и уважения к истории, традициям малой родины;
— формирование представления детей о родном крае;
-воспитание умения видеть красоту родного города, радоваться ей;
Оборудование: аудиозапись движения поезда, схема-опора для составления рассказа, фотографии города Луховицы: одна фотография – образец, другая разделена на 4 части разными линиями (набор для каждого ребёнка), изображения объектов города Луховицы (библиотека, железнодорожный вокзал, краеведческий музей, памятники; Голубые озёра, парк отдыха имени Воробьёва; церковь Николая Чудотворца…); ковёр с железной дорогой, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофоры.
Логопед: Ребята, давайте встанем все в круг, не берясь за руки. Закройте глаза и внимательно слушайте.
Звучит аудиозапись движения поезда – гудок и стук колёс.
А сейчас откройте глаза и скажите, что вы слышали.
Дети: Мы слышали гудок и стук колёс приближающегося поезда.
Раздаётся стук в дверь, и в группе появляется Незнайка.
Логопед: ребята, посмотрите, кто к нам приехал?
Дети: К нам приехал сказочный герой Незнайка.
Логопед: Давайте с ним поздороваемся и узнаем, откуда он и как к нам в группу попал.
Дети здороваются с Незнайкой.
Дети: Незнайка, откуда ты приехал? Как попал к нам в группу?
Незнайка: Я приехал на поезде и не знаю куда попал, в какой город. Я купил на железнодорожном вокзале путеводитель и не успел даже его открыть, подул сильный ветер, и путеводитель разлетелся по страничкам, поэтому я не смог ничего узнать о городе, в котором оказался.
Логопед: Давайте изобразим несколько сильных порывов ветра (вдох через нос и продолжительный выдох через рот). Предлагаю ознакомить Незнайку с нашим городом, а прежде назвать город, в который попал наш герой.
Родной наш город всех дороже,
И виден он на карте тоже.
Мы любим его и бережём,
Его давайте назовём…
Логопед: Давайте отхлопаем название нашего города и попросим нашего гостя сделать это вместе с нами. Вот теперь, Незнайка, ты знаешь, как называется наш город. Повтори с нами вместе.
Дети и незнайка произносят слово «Луховицы» и отхлопывают слоги.
Люблю по городу гулять,
Дети сжимают и разжимают кулаки.
Четыре памятника у нас,
И Аллея Славы просто класс.
Я пальцы на руках согнул,
Мне много надо сосчитать.
Теперь я пальцы на руках
Начну тихонько разгибать.
Здесь есть гостиницы, музеи,
Мосты, фонтаны и аллеи,
Есть парки, стадион и школы.
Есть улицы и районы.
Так много хорошего в городе есть,
Сжимают и разжимают кулаки.
Мы будем свой город любить и беречь.
Логопед: Незнайка, ты запомнил, что есть в нашем городе?
Незнайка путает всё, называет неправильно слова (фонтаны – хонтаны, районы – лаёны и т.д.)
Дети: Незнайка, ты всё перепутал! Не хонтаны, а фонтаны, не лаёны, а районы. Незнайка повторяет и благодарит детей.
Логопед: Ребята, сейчас устроим для Незнайки экскурсию по нашему городу и лучше познакомим с Луховицами.
Нам в этом доме уютно, светло,
Весело вместе и очень тепло,
Здесь мы гуляем, спим и едим,
Нам не дают оставаться одним,
Учат нас петь, танцевать, рисовать.
Где же с ребятками можно играть? (В детском саду).
Дети подходят к столу. На нём – ковёр и дорога. Логопед просит найти детский сад и назвать объекты, которые расположены на ковре, помогает при затруднении.
Игра «Экскурсия на автомобиле»
Логопед: Нужно двигаться на автомобиле по дороге, не нарушая правил дорожного движения. Во время движения рассказывать, что проезжаем, откуда отъезжаем, куда едем, куда приезжаем и коротко рассказать об этом объекте города.
Мы все находимся в детском саду, садимся в автомобиль, начинаем движение и едем в направлении вокзала. Вот мы и подъехали к железнодорожному вокзалу. Вы знаете, что люди делают на вокзале? Что там происходит?
Дети: На железнодорожном вокзале люди покупают билеты, уезжают в другие города на поездах, а потом приезжают обратно.
Логопед: Незнайка, узнал ли ты вокзал?
Незнайка: Да, меня сюда привёз поезд.
Логопед: Отправляемся дальше.
Дети по очереди объясняют, куда едут, к чему подъезжают и рассказывают об объектах города Незнайке. Незнайка задаёт вопросы, ошибается, дети исправляют ошибки, помогают ему. Для рассказа об объектах используется схема-таблица.
Ребята, где мы побывали сегодня вместе и что запомнили в нашем городе?
Игра «Кто мы такие и где живём?»
Логопед даёт детям задания и задаёт вопросы.
Наши озёра называются …(Голубые).
Мы живём в городе… (Луховицы).
Назови свой домашний адрес.
Ты сейчас, где находишься?
Одна улица – пять…(улиц).
Одна площадь – пять …(площадей). Логопед хвалит детей и Незнайку.
Игра «Собери путеводитель».
На столах лежат разрезные картинки с изображением достопримечательностей города. Дети садятся и самостоятельно собирают картинки.
Логопед загадывает загадки. Дети их отгадывают. После отгадывания загадки логопед показывает фотографии-отгадки.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты. (Вокзал)
Здесь от солнечных лучей,
Спрячемся в тени аллей
Тихих и прохладных. (Парк)
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века
Нам нужна …(библиотека).
А этот дом гостей зовёт,
Чудесной музыки аккорд
Уже как будто слышим. (Дом культуры)
Здесь экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал,
Картин мы много посмотрели.
В чём ходили, рассмотрели.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в … (музей).
Сто скамеек вокруг,
Бойко бегает народ.
И никто не удивлён,
Так как это …(стадион).
Кассы в нём и кинозал.
Это вовсе не спортзал.
Здесь экран и стулья есть,
Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)
В разные классы двери открыты,
Науки любые здесь не забыты,
Математику, чтение, русский язык,
Освоить стремиться любой ученик. (Школа)
111. Заключительная часть
Логопед: Молодцы, весь путеводитель собрали, и все достопримечательности отгадали и назвали. Вот, Незнайка, мы рассказали тебе о нашем городе. Надеемся, тебе понравилось у нас.
Незнайка: Мне очень понравилось, я благодарен за экскурсию. Спасибо, ребята, за то, что вы собрали путеводитель по Луховицам. Я заберу его с собой на память о вашем замечательном городе и о вас. До свидания!
Дети: До свидания, Незнайка! Приезжай к нам в гости.
Логопед: Ребята, а чтобы вы хотели сделать для нашего города, чтобы он стал лучше?
Дети: Я бы посадил деревья, цветы, чтобы город был красивым. Я бы убрал весь мусор, чтобы город стал чище.
Логопед: Давайте покажем, как мы любим свой город.
Логопед из больших и указательных пальцев обеих рук показывает сердечко.
— данный материал может быть использован воспитателями старших групп в дошкольных образовательных учреждениях для реализации детских проектов, которые помогают социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к будущей школьной жизни.
— педагогам нужно заранее познакомиться с местом, окружающей средой, природой, куда будет организованна экскурсия . Следует провести с детьми предварительную работу перед организацией краеведческих экскурсий : беседы, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, просмотр видеоматериалов.