Духовное краеведение подмосковья что это

Программа по Духовному краеведению Подмосковья

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Видновский художественно-технический лицей»

Духовное краеведение подмосковья что это. Смотреть фото Духовное краеведение подмосковья что это. Смотреть картинку Духовное краеведение подмосковья что это. Картинка про Духовное краеведение подмосковья что это. Фото Духовное краеведение подмосковья что это

по Духовному краеведению Подмосковья

Составитель Злобина Павлина Павловна

учитель истории и обществознания

Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Шевченко Л. Л. М., 2008. и учебного плана МАОУ «ВХТЛ» по программе 34 часа, 1 час в неделю (34 недели).

В процессе обучения предмету «Духовное краеведение» ставятся следующие задачи:

— дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

— дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознании себя потомками славного прошлого России и Подмосковья;

— обеспечить преемственность культурных традиций, связь поколений, сохранение исторической памяти.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Для определения результатов изучения предмета используются формы контроля:

1. Краткий вопрос типа: «Как называется», «Перечислите», «Укажите», «Дайте определение», «Что означает»;

2. Свободный по форме содержательный текст из 1 – 3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения;

3. Описание, характеристика или изложение из 1 – 5 предложений;

4. Задания на сопоставление. Сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания;

5. Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов;

6. Задание на объяснение с использованием примеров, иллюстраций;

7. Задания на объяснение аналитического или синтетического характера;

8. Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.

Итоговый контроль в форме тестирования или в форме выставки творческих работ по маршрутам духовного краеведения.

Часть 1. История христианской православной культуры. (14 часов)

Часть2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. (12 часов).

Часть 3. Христианская культура на землях Серпуховского края (7 часов).

Серпуховский князь Владимир Храбрый. Личность и роль в истории Московского государства. Владычный и Высоцкий монастыри. Православные храмы Серпухова. Храмы Серпуховской земли. Села Турово, Сушки, Подмоклово. Рай-Семёновское, Иванова Гора и Нехорошево. Село Дракино и его окрестности. Обобщение знаний по теме «Христианская культура на землях Серпуховского края».

Часть 4. Исповедники земли Российской (1 час).

Новомученики и Исповедники земли Российской.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

— части православного храма;

— святых, изображаемых на иконах;

— имена просветителей славян;

— первых проповедников на Подмосковных землях;

— имена создателей православной азбуки;

— имя русского патриарха, возглавлявшего Православную Церковь в начале XX века;

— крупные монастыри, расположенные в Подмосковье; сельские храмы Серпуховского края;

— самое главное богослужение Православной Церкви;

— три самые главные христианские благодетели;

— храмы Московской области, названные в честь христианских святых;

— называть полные, принятые Церковью, имена святых: святой великомученик Геогргий Победоносец, святой великомученик и целитель Пантелеймон, святитель Николай Чудотворец, святые благоверные Дмитрий Донской и Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святая блаженная Ксения Петербургская, святой праведный Иоанн Кронштадтский;

— иконы Божией Матери;

— главные нравственные правила, данные Богом людям;

— святой человек; вера; религия; культура; культурный человек; историческая память; духовное краеведение; духовность; христианство; православие; добро; зло; добродетель; страсть; грех; красота рукотворная; красота нерукотворная; красота духовная; милость; милосердие; христианская любовь; спасение; монастырь; монах; Бог; Троица; Бог Отец; Святой Дух; Творец; Спаситель; Крестная Жертва; Искупление; Воскресение; Церковь» Богородица; Вертеп; Ветхий Завет; Новый Завет; Евангелие; Голгофа; Вифлеем; догмат; икона; лавра; лампада; молитва; Назарет; распятие; Свеча; Священное Писание; Царские врата; фреска; Тайная Вечеря; Престол; певчие; Пасха; Плащаница; иконостас

— смысл праздников Воскресения Христова, Рождества Христова, Крещения, Сретения, Вознесения;

— почему христиане называют Христа Спасителем;

— символы православной культуры;

— самые главные христианские благодетели;

— христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие, зависть, себялюбие, раздражительность, непослушание

— притчу о Блудном сын;

— историю посещения Древней Руси апостолом Андреем Первозванным;

— основное содержание Священной истории, опираясь на ключевые понятия: сотворение- послушание – грехопадение – десять заповедей – прощение – Благовещение – Рождество Христово – Крещение – Бог Троица – заповеди блаженства – Преображение – Тайная Вечеря – Кресная Жертва – Воскресение – Вознесение – схождение Святого Духа (образование Церкви)

Источник

Рабочая программа по Духовному краеведению Подмосковья

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

141102, Московская обл., г.Щелково, ул.Центральная, д.55

по Духовному краеведению Подмосковья

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

Рабочая программа по предмету « Духовное краеведение Подмосковья» для 8-б класса (базовый уровень) разработана на основе:

— Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности», утвержденного приказом № 101-ОД от 30.08.2017 г.

— Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» Авторский коллектив: прот. Борис Даниленко, Метлик И.В., Петракова Т.И., прот. Виктор Дорофеев, иерей Сергий Рыбаков, Москва – 2007 г.

— Реализация учебной программы обеспечивается учебником Духовное краеведение Подмосковья (история и культура религии (Православие)). Учеб.пособие\ автор Л.Л. Шевченко\под ред. Л.Н. Антоновой. – М, 2015.-256 с.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Форма промежуточной аттестации не предусмотрена учебным планом МБОУ СОШ №8 ЩМР МО.

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» относится к предметной области «Общественно–научных предметов».

Цели и задачи учебного предмета.

Целью курса является формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, на основе осмысления ими культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок, необходимых моральных ориентиров.

Изучение предмета направлено на достижение следующих основных задач:

в сфере личностной самореализации учащихся:

приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;

реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;

создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

в сфере социализации учащихся в современном российском обществе:

приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;

интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;

выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;

развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;

формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.

в сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;

выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

в сфере подготовки учащихся к профессиональной деятельности в обществе:

расширение и углубление социально-гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России;

выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

Планируемые результаты освоения учебного предмета

— идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованный не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

— формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству и его культуре, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций. Ученик получит возможность научиться:

— уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия.

— формировать целевые установки учебной деятельности;

— выстраивать последовательность необходимых операций;

— составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

— работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

— искать и выделять необходимую информацию;

— определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Ученик получит возможность научиться:

— самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия.

— формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

— выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— осуществлять поиск нужной социальной информации в различных источниках;

— адекватно ее воспринимать, применяя основные религиозные термины и понятия;

— преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания религиозного мировоззрения;

— давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. Ученик получит возможность научиться:

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

— в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;

— критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

— смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

— оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

— определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Формирование ИКТ-компетенций обучающихся

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

— использовать компьютерные технологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

— использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,

— соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности

— проявлять самостоятельность, инициативность, ответственность;

— выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения,

Обучающийся получит возможность научится:

— способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом

— находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

— ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

— устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

— резюмировать главную идею текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

— преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

— критически оценивать содержание и форму текста.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения:

— расширение информационного поля учебного знания;

— раскрытие духовной основы русской истории;

-формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения;

— формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения;

— восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

— получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

— осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Данный курс предполагает изучение следующих разделов и тем:

Язык древнерусского искусства.
Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня.
В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?
Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.
Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Г4ларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.
Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино-Сторожевский монастырь в отечественной культуре.
Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места Западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.
Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья — преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.

Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.
История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры — о великомученике Димитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.
Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастьирь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?

Западное Подмосковье. Крепость христианской верыИосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.
Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.
В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.
О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.
История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.

Новомученики и Исповедники земли Российской.
Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.
Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *