Духовное окормление что это
Окормление
Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:
окормление — обкармливание Словарь русских синонимов. окормление сущ., кол во синонимов: 2 • кормление (17) • … Словарь синонимов
окормление — окормл ение, я … Русский орфографический словарь
Коломенская духовная семинария — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
СТАРЧЕСТВО — широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом:… … Русская история
Русская православная старообрядческая церковь — Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия
Августин (Маркевич) — У этого термина существуют и другие значения, см. Августин. Архиепископ Августин … Википедия
Филарет (Вахромеев) — Митрополит Филарет Мітрапаліт Філарэт … Википедия
Успенский собор на Сенной площади — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия
Собор Александра Невского (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского. православный храм Собор святого благоверного князя Александра Невского … Википедия
Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии — Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия
Окормление духовное
Окормле́ние духо́вное (от “кормило” — руль корабля (однокоренные: корма, кормчий). Окормлять — направлять по верной дороге, избегая опасностей. Главный кормчий — Христос.) — 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще (может осуществляться духовно опытным христианином, не обладающим степенью священства, например, старцем в монастыре, крёстным и т. п.).
2471061 01.08.2014 Священник и прихожанка в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе. Сергей Пятаков / РИА Новости
Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией.
«Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов). Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим.8:9 ).
«Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин.10 ; 1Пет.2:25; 5:4 ; Евр.13:20 ).
О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор.3:9–10; 4:1–2, 9 ; 2Кор.5:20 ). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения…»
епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.
Духовное окормление монашествующих и мирян
|
Прп. Амвросий Оптинский |
Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение – через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.
Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний – все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?» – спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы», – отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.
Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.
Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.
Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил еще старец, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.
Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, – спросит кто-нибудь, – как мне благословите жить?» «Батюшка, – спрашивала другая, – куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.
Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься – обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, – писал старец в одном из писем, – и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.
Духовное окормление в мужских монастырях
Духовное окормление в мужских монастырях в отличие от женских обителей требует большего внимания и большей строгости, и особенно потому, что из числа братии избираются способные на рукоположение в священный сан. Естественно, это требует и особого призвания Божия и постоянной ревности к исполнению монашеских обетов. А со стороны игумена должно быть самое серьезное и тщательное внимание о том, чтобы братия постоянно упражнялись и в молитве, и глубоком сердечном усвоении слова Божия, без чего невозможно ни освящение человека, ни рождение свыше (Ин. 3:3), ибо Сам Господь свидетельствует в молитве ко Отцу Своему: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин.17:17) и апостол Петр изъясняет: «. любите друг друга. как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Пет.1:22-23).
В древние времена для желающих монашества требовалось глубокое знание наизусть Евангелия и Псалтири (Варс. 142, Лествица. Пастырю.14:5, Устав преподобного Пахомия великого, 55, 56, 99, 168). Однако только одного поучения в законе Божием хотя бы даже «день и нощь» (Пс. 1, 2), еще не достаточно. Нечистые духи хотя и знают весь закон, однако при всем этом пребывают во грехах. Но поскольку слово Божие требует правильного разумения и усвоения в духе и любви истины (2 Фес. 2:10), то в деле духовного окормления для духовного преуспеяния братии кроме ежедневного чтения Священного Писания еще требуется чтение творений святых отцов Церкви и толкования на Священное Писание по совету и под контролем игумена и старца, к которому брат вручен от Евангелия.
Если в монастыре установлено правильное духовное руководство и во всем хранится следование заповедям и учению Христа и Его св. Церкви, то вся братия и обитель будут под покровом Божиим и будут пользоваться «безмятежным спокойствием и многими духовными плодами в святой любви и единодушии» (Зосима (Верховский), (прп.) Преподобный. Поучение о послушании. Слово 2// Зосима (Верховский) (прп.) Преподобный. Творения. СТС/1, 2006.С.247-248)
Общее духовное руководство насельниками монастыря осуществляет игумен. Игумен принимает вступающих в обитель, при постригах является восприемником новопостриженных от Святого Евангелия и поэтому несет ответственность за духовное преуспеяние братий. Игумен должен по возможности часто обращаться к братии с назиданием, воодушевляя их к ревностному прохождению монашеского пути и наставляя всех мудрым и душеспасительным словом. Братия должны иметь возможность обращаться к игумену со своими трудностями, недоумениями и смущениями.
Игумен назначает каждому брату, согласно его внутреннему устроению и телесным силам, молитвенное правило и определяет, как часто брат может приступать ко Святому Причащению.
Игумен определяет меру духовных и телесных послушаний для каждого брата, заботясь о том, чтобы эти послушания помогали монаху в духовном совершенствовании.
В великом, ответственном и трудном деле духовного окормления игумен руководствуется Словом Божиим, богомудрыми Отеческими Писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря.
Для возрастания в духовной жизни всем братиям необходимо с глубоким благоговением и почтительной любовью относиться к своему духовному наставнику (игумену), оказывая ему всецелое искреннее послушание и представляя ему на рассуждение все свои сердечные чувства и помышления, помня о том, что «спасение есть во многом совете» и «имже несть управления, падают как листвия» (преподобный авва Дорофей).
Без игумена монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
Если между братиями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).
Везде и всегда нужно воздерживаться от празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в День Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может быть подвергнут духовному взысканию через наложение епитимьи.
На епитимью не следует смотреть, как на карающий бич, это необходимое врачевание, исцеляющее духовные болезни и немощи.
Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, так следует перед очами иметь ту цель, с которой даются епитимьи, и принимать их, как знак милосердия для спасения души (Василий Великий, правило 52).
В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры:
переселение в другую келлию (не одиночную);
перевод на другое послушание, более трудное;
поставление на поклоны;
снятие одежды, послушника ли, или инока, или мантийного монаха;
соответствующее временное молитвенное правило.
Проект документа во исполнение п. 25 Поручений Освященного Архиерейского Собора 2013 года по итогам общецерковной дискуссии 2012 года подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.
Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Учебно-методическом сборе с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в Благовещенске
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, самосознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.
Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.
Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе.
Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.
Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.
Следует признать, что в некоторых органах военного управления и воинских формированиях Вооруженных Сил Российской Федерации бытует ложное представления о функциональном предназначении священника в войсках. Это проявляется в желании командиров использовать потенциал священнослужителей в первую очередь для решения задач по укреплению воинской дисциплины, борьбе с неуставными взаимоотношениями, предупреждению случаев суицида в армейской среде.
В силу сакрального наделения священника властью от Бога, что признается и верующими, и государством, священник в войсках осуществляет пастырское служение, отличное в основе своей от функций воспитателя. Его служение может существенно оказывать помощь должностным лицам Вооруженных сил в воспитании военнослужащих, однако не должно ограничиваться этим.
Церковь строится не администрацией, не организованностью, а пастырским трудом. Военный священник должен обладать духовным авторитетом. Если человек свят, его святость сама по себе свидетельство, доказательство и имеет силу авторитета, — не власти, а убедительности. В этом разница между властью и авторитетом: власть имеет тот, кто может заставить, авторитет есть у того, чьи слова являются истиной и жизнью и духом, — как говорили о Христовых словах.
Само присутствие священника в воинской части должно стать присутствием молитвы и того измерения, которое называется Божественным присутствием.
Крайне важно для священника — оставаться образцом поведения и нравственного авторитета. В воинском коллективе все внимание обращено на духовное лицо, от него ждут не только проповеди, но, в первую очередь, образца поведения, которому хотелось бы следовать.
Для военных еще не стала естественной общественная молитва, утеряны традиции полковых молитв, регулярная исповедь и Причастие. Часть руководящего офицерского состава была воспитана на атеистических традициях и не считает возможным их изменение. В большинстве гарнизонов еще отсутствуют православные храмы, а молитвенные комнаты только создаются в соединениях и частях.
Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий. Такой вывод социологического исследования однозначно показывает возможный положительный результат в создании крепких и сплоченных воинских коллективов, способных решать сложные боевые задачи. Несколько выше среднего значения негативное отношение у всех религиозных военнослужащих к атеистам.
Опыт военного духовенства и органов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что отношение военнослужащих к религии в настоящее время во многом стало более осмысленным, что определяется сменой основных побудительных мотивов, способствовавших обращению к Богу.
В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и участия в религиозных обрядах.
Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении культурного кругозора и др.
Каким образом должно быть организовано пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях?
Центром духовной жизни военнослужащих должна стать Божественная Литургия. Насущной и первоочередной задачей для штатного и внештатного духовенства должно стать обеспечение конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания, заключающуюся, в том числе, и в возможности участия в богослужениях. Оборудование храмов для регулярного совершения Божественной Литургии и причащения воинов Тела и Крови Христовых – есть главный приоритет нашего служения в войсках. При отсутствии храма на территории воинской части должен быть определен порядок, согласованный с командованием части, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы, желающие участвовать в богослужениях, имели бы возможность посещения близлежащего храма.
Периодичность участия желающих военнослужащих в Божественной Литургии должна быть не реже одного раза в месяц в условиях, когда количество военнослужащих превышает вместимость храмового пространства.
Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий. Если в плане работы командования священнослужителям не выделяется времени для занятий с личным составом, вопрос должен ставиться на самом высоком уровне, а подобную ситуацию рассматривать как недопустимую. Ответственность за качество планирования в этом вопросе возлагается на начальников отделений военных округов.
Повседневная забота военного духовенства – проведение индивидуальных пастырских бесед с личным составом в местах несения дежурства, в нарядах, в свободное от несения службы время, когда военнослужащие готовы к разговору по душам. При этом особое попечение должно быть о военнослужащих, имеющих склонность к нарушению уставного порядка и воинской дисциплины.
Знание обстановки в воинском коллективе – верный путь к решению возникающих проблем и профилактике неуставных взаимоотношений. Видится целесообразным начинать исправление имеющихся недостатков с обсуждения их с командованием, офицерским и сержантским составом, когда доброе слово и молитвенное предстательство уврачует негативные тенденции быстрее дисциплинарных воздействий.
Формирование библиотек духовной литературы должно быть в поле постоянного внимания военного духовенства, при этом предлагается шире использовать новые средства (электронные книги, планшеты, смартфоны) с закаченными книгами православного содержания. В казарменных помещениях должны быть видео-диски духовно-просветительской тематики, лучшие фильмы, которые врачуют душу, ведут человека к обожению, а не растлевают и приводят к одержимости.
При оборудовании молитвенных комнат, полевых походных храмов следует использовать возможность аудио-записей духовных песнопений в период между уставными богослужениями, когда желающие смогут помолиться самостоятельно.
В соответствии с решением руководства Минобороны Синодальным отделом в соединения и части разосланы видео-диски «Земное и небесное» и «Паломничество в Вечный город», которые следует использовать военному духовенству в качестве рекомендуемых фильмов исторического содержания по Основам православной культуры.
Успешно продолжается формирование православных библиотек на электронных книгах, которые передаются штатному военному духовенству в качестве образцов для дальнейшего копирования желающими. Данные электронные книги должны находиться в казарменном помещении и быть доступными для духовного просвещения военнослужащих срочной службы. Офицерскому составу и военнослужащим по контракту следует рекомендовать скачивать с сайта Синодального отдела pobeda.ru книги православного содержания для копирования на индивидуальные электронные носители, или пользоваться библиотеками рекомендуемых православных ресурсов, каталог которых также выставлен на нашем сайте pobeda.ru.
Новостные материалы о значимых мероприятиях, проводимых с участием военного духовенства крайне желательно направлять на сайт отдела kapellan.ru.
Хочется пожелать всем участникам Учебно-методических сборов духовной радости и помощи Божией в нашем общем служении на благо Отечества.