Духовное состояние человека что это такое

Духовность

Духо́вность – 1) одно из сущ­ност­ных свойств Бога; 2) осо­бен­ность духов, отли­ча­ю­щая их от плот­ских существ; 3) при­част­ность чело­века Духу Свя­тому; 4) мера при­бли­же­ния чело­века к Богу.

Духов­ность чело­века по-раз­ному пони­ма­ется в свет­ском и хри­сти­ан­ском мире. В первом – она сво­дится к душев­но­сти, нрав­ствен­но­сти, интел­лек­ту­аль­но­сти, доб­ро­де­тель­но­сти, во втором – это поня­тие выво­дится за пре­делы бытия души (пси­хики). Духов­ные люди, по апо­столу Павлу, – «води­мые Святым Духом» или, по св. Гри­го­рию Паламе, – «новые люди, воз­рож­ден­ные бла­го­да­тью Все­свя­того Духа».

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
…обычно, когда мы гово­рим о духов­но­сти, мы гово­рим об опре­де­лен­ных выра­же­ниях нашей духов­ной жизни, таких как молитва, как подвиж­ни­че­ство; и это ясно из таких книг, как, напри­мер, книги Фео­фана Затвор­ника. Мне кажется, однако, надо пом­нить, что духов­ность заклю­ча­ется в том, что в нас совер­шает дей­ствие Свя­того Духа, и духов­ность не есть то, что мы ею обо­зна­чаем обычно, а эти про­яв­ле­ния таин­ствен­ного дей­ствия Духа Свя­того.
Духов­ность — при­сут­ствие и дей­ствие Свя­того Духа в нас, через нас и посред­ством нас и в мире.

Нико­лай Бер­дяев:
Духов­ность есть бого­че­ло­ве­че­ское состо­я­ние. Чело­век в духов­ной своей глу­бине сопри­ка­са­ется с боже­ствен­ным и из боже­ствен­ного источ­ника полу­чает под­держку…
Очень важно еще понять, что духов­ность совсем не про­ти­во­по­ла­га­ется душе и телу, она овла­де­вает ими и пре­об­ра­жает их. Дух есть прежде всего осво­бож­да­ю­щая и пре­об­ра­жа­ю­щая сила.

про­то­и­е­рей Максим Козлов:
Без­условно, для Пра­во­сла­вия духов­ность неот­де­лима от веры. И в этом смысле нынеш­ние изрядно уже надо­ев­шие раз­го­воры о духов­но­сти, обре­та­е­мой через интел­лек­ту­аль­ное позна­ние, эсте­ти­че­ское раз­ви­тие, тури­сти­че­ское раз­но­об­ра­зие жизни, пред­став­ля­ются абсо­лютно лож­ными. Еще в апо­столь­ских посла­ниях ска­зано: Это люди, отде­ля­ю­щие себя (от един­ства веры), душев­ные, не име­ю­щие духа» ( Иуд. 1:19 ). А по нынеш­ним вре­ме­нам то, что назы­ва­ется духов­но­стью, и до душев­но­сти-то боль­шей частью не дотя­ги­вает. Скорее, это род тон­кого пло­то­уго­жде­ния, кото­рое не обя­за­тельно при­ни­мает внешне грубые формы скот­ских стра­стей, но у чело­века с раз­ви­тыми худо­же­ствен­ными запро­сами может соче­таться с опре­де­лен­ным эсте­ти­че­ским или интел­лек­ту­ально-усла­ди­тель­ным момен­том.
Духов­ность – это слово, про­ис­хо­дя­щее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реаль­ность же Духа Свя­того позна­ется только тем чело­ве­ком, кото­рый входит в жизнь Церкви как еди­ного орга­низма, дан­ного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним обще­ния. Все другое может быть лишь мост­ками и пред­две­рием насто­я­щей духов­ной жизни, лишь ее тенями и обра­зами, в какой бы гени­аль­ный полет мысли нас наша мир­ская духов­ность ни увле­кала.

архи­манд­рит Платон (Игум­нов):

— Есть ли какая-то раз­ница между поня­ти­ями «духов­ное» и «рели­ги­оз­ное»?

— Конечно, духов­ное и рели­ги­оз­ное может быть разным. Может при­сут­ство­вать рели­ги­оз­ность, но не быть духов­но­сти насто­я­щей. Или духов­ность может быть отри­ца­тель­ной, как, напри­мер, любая дея­тель­ность, направ­лен­ная на само­утвер­жде­ние (ведь и в хри­сти­ан­стве многие люди направ­лены к само­утвер­жде­нию). Что такое, напри­мер, като­ли­цизм? Это тоже один из видов само­утвер­жде­ния. Во-первых, като­ли­цизм построен по типу облег­чен­ного хри­сти­ан­ства. Во-вторых, возь­мем пример из исто­рии – Кре­сто­вые походы. В исто­рио­гра­фии это оце­ни­ва­ется как попытка евро­пей­цев утвер­диться в Азии. Почему мы видим эту попытку само­утвер­жде­ния? Чело­век сам для себя создает поло­же­ние, он пове­ле­вает рабом, он пове­ле­вает конем, он пове­ле­вает женой, его стихия – само­утвер­ждаться, а во имя чего – непо­нятно. Для чего он хочет само­утвер­диться? Конечно, в като­ли­цизме есть бла­го­тво­ри­тель­ность, мило­сер­дие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это само­утвер­жде­ние.

У наших подвиж­ни­ков этого нет. Они наобо­рот ухо­дили из горо­дов в леса, в глушь, ни о каком само­утвер­жде­нии не думали, они думали о своем спа­се­нии. Возь­мите жизнь Фран­циска Ассиз­ского, кото­рый мечтал быть гене­ра­лом, пол­ко­вод­цем, но ему это не уда­лось, а когда он ушел в мона­ше­скую среду, то достиг там еще боль­шей извест­но­сти. Ни один запад­ный гене­рал не изве­стен так, как Фран­циск Ассиз­ский. Так что есть раз­ница, несо­мненно, в поня­тиях рели­ги­оз­но­сти и духов­но­сти. Слово «духов­ность» трак­ту­ется очень широко. С точки зрения нового гума­ни­тар­ного цикла духов­но­стью назы­ва­ется все то, что свя­зано с любой твор­че­ской дея­тель­но­стью чело­века, с его инди­ви­ду­аль­но­стью, заня­тия нау­ками, искус­ством тоже трак­ту­ются как духов­ность чело­века.

— А воз­можна духов­ность зла, духов­ное зло?

— Конечно. Яркий пример – то духов­ное и нрав­ствен­ное совер­шен­ство, кото­рого дости­гают адепты восточ­ных мисти­че­ских куль­тов. Чело­век, зани­ма­ю­щийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже само­утвер­жда­ется. Он себя счи­тает нрав­ственно кри­стал­ли­че­ски чистым, но все это, как и у фари­сеев, служит лишь пово­дом для само­воз­вы­ше­ния. Напри­мер, фари­сей мыслил о себе как о чело­веке, достиг­шем нрав­ствен­ного совер­шен­ства, испол­нив­шем все Божии запо­веди – постится дважды в неделю, отдает деся­тую часть дохо­дов, никого не огра­бил. Он счи­тает, что достиг совер­шен­ства. Но это отри­ца­тель­ная духов­ность.

— Но в Пра­во­сла­вии тоже так может быть?

— В Пра­во­сла­вии тоже может быть иску­ше­ние такой духов­но­стью. Это назы­ва­ется пре­ле­стью, когда чело­век возо­мнил о себе, что он уже достиг свя­то­сти. Пра­во­слав­ные аскеты назы­вают это пре­ле­стью. Когда чело­век пре­льщен, он счи­тает, что достиг совер­шен­ства. Часто такое пре­лест­ное состо­я­ние закан­чи­ва­ется тра­ги­че­ски для него.

— Иногда это служит пре­гра­дой бла­го­че­стию, ибо слиш­ком много стра­хов о пре­ле­сти.

— Духов­ность, дей­стви­тельно, мно­го­гранна, мно­го­лика. Самый яркий пример – когда чело­век рас­суж­дает, как нужно вести себя во время тра­пезы. Если он будет много есть, он будет уго­ждать бесу чре­во­уго­дия, а если он будет мало есть, он будет уго­ждать бесу тще­сла­вия. Как нам быть-то? Отцы гово­рят – все должно в меру. Анто­ний Вели­кий гово­рит – все, что сверх меры, то от бесов. Если чело­век, напри­мер, сверх меры постится, он рис­кует впасть в пре­лесть. Если он заме­чает эти тен­ден­ции, что он может впасть в пре­лесть, то он пыта­ется как-то более реально отно­ситься к жизни.

про­то­и­е­рей Игорь Прекуп
Все, что при­бли­жает нас к Богу или отда­ляет от Него, при­об­ре­тает духов­ное изме­ре­ние. Другое дело, что одно и то же явле­ние суще­ствует в разных изме­ре­ниях и рас­смат­ри­ва­ется в разных аспек­тах. Или один и тот же пред­мет, в зави­си­мо­сти от его при­ме­не­ния, может либо нахо­диться вне духов­ного изме­ре­ния, либо ока­зы­ваться в нем. К при­меру, вериги кого-нибудь из древ­них святых подвиж­ни­ков — это, попро­сту говоря, цепи и другие изде­лия из металла, если рас­смат­ри­вать их с ути­ли­тар­ной или ремес­лен­ной точек зрения. Однако если смот­реть на них как на обра­зец мате­ри­аль­ной куль­туры неко­его исто­ри­че­ского пери­ода — это архео­ло­ги­че­ский арте­факт. И это именно «вериги», если рас­смат­ри­вать их в духов­ном аспекте как инстру­мент аскезы. «Вериги» — поня­тие, име­ю­щее духов­ное изме­ре­ние, поскольку этим словом име­ну­ется пред­мет, исполь­зу­е­мый для упраж­не­ния в доб­ро­де­тели. Ана­ло­гично, только с точ­но­стью до наобо­рот, про­ис­хо­дит с любым пред­ме­том, кото­рый из мир­ного и ней­траль­ного в духов­ном плане ста­но­вится ору­жием в руках злодея. Вспом­ним топор пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского (На прп. Сера­фима Саров­ского, когда он рубил в лесу дрова, напали раз­бой­ни­чав­шие кре­стьяне. Пре­по­доб­ный был муж­чи­ной креп­ким, к тому же в руках у него был топор. Мельк­нув­шую мысль ока­зать сопро­тив­ле­ние он ото­гнал, вспом­нив слова Спа­си­теля о том, что «все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут» ( Мф.26:52 ), и поло­жил топор на землю. Обухом этого топора его и уда­рили, а затем избили до полу­смерти).
Исто­рия знает, правда, и другой случай. Когда одно из многих орудий казни, сквер­ное изна­чально по самому факту своего пред­на­зна­че­ния, ста­но­вится Жерт­вен­ни­ком, на кото­ром Сын Чело­ве­че­ский «взем­лет грех мира». И именно этот, один из многих ско­ло­чен­ных для мучи­тель­ного убий­ства пре­ступ­ни­ков кре­стов отныне есть первый по зна­чи­мо­сти из всех пред­ме­тов, име­ю­щих духов­ное изме­ре­ние. Как носи­тель «бла­го­дати, попи­ра­ю­щей силу вражию», как символ нашего спа­се­ния и попра­ния всякой скверны.

Источник

Состояние духовное

Состоя́ние духо́вное — 1) рели­ги­озно-нрав­ствен­ное рас­по­ло­же­ние духа; 2) уро­вень готов­но­сти чело­века к вос­при­я­тию Боже­ствен­ной бла­го­дати, уро­вень жела­ния и готов­но­сти сле­до­вать Боже­ствен­ной воле; 3) сте­пень бли­зо­сти чело­века к Богу; 4) внут­рен­нее состо­я­ние духов­ного чело­века, про­ти­во­по­став­ля­е­мого плот­скому чело­веку.

Можно ли утвер­ждать апри­ори, что чем выше поло­же­ние хри­сти­а­нина в цер­ков­ной иерар­хии, тем выше его духов­ное состо­я­ние?

Из книги Деяний Святых Апо­сто­лов известно, что в ранний период суще­ство­ва­ния Церкви даже и диа­коны изби­ра­лись из лучших, мудрых, испол­нен­ных Духом людей ( Деян.6:3 ). Уже даже только этим под­ра­зу­ме­ва­лось, что во свя­щен­ни­ков над­ле­жало посвя­щать лучших из лучших.

Однако исто­рия суще­ство­ва­ния и раз­ви­тия Церкви сви­де­тель­ствует, что далеко не всегда при­част­ность того или иного чело­века к свя­щен­ству была сопря­жена с высо­кой пре­дан­но­стью Богу, высо­кой само­от­да­чей и жерт­вен­но­стью, доб­ро­де­тель­но­стью, нрав­ствен­ной чисто­той.

Исто­рия знает мно­же­ство свя­щен­ни­ков-ере­ти­ков, мно­же­ство епи­ско­пов и даже пат­ри­ар­хов, не отве­чав­ших званию «доб­рого пас­тыря» (как то: Дио­скор, Кир Алек­сан­дрий­ский, Сергий Кон­стан­ти­но­поль­ский, Рим­ский папа Гоно­рий…).

И это не уди­ви­тельно: бла­го­дать свя­щен­ства не дей­ствует на чело­века меха­ни­че­ски и не делает его авто­ма­ти­че­ски святым и совер­шен­ным. Что и гово­рить, если даже один из две­на­дцати бли­жай­ших уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа сде­лался пре­да­те­лем и само­убий­цей (см.: Иуда Иска­риот). В то же время Церкви известно огром­ное коли­че­ство «про­стых» мона­хов и мирян, про­сла­вив­ших Бога на земле.

Можно ли, достиг­нув высо­кого духов­ного состо­я­ния, утра­тить его?

Высо­кое духов­ное состо­я­ние чело­века, живу­щего земной жизнью, не явля­ется без­услов­ным, раз и навсе­гда при­об­ре­тён­ным рас­по­ло­же­нием духа, не утра­чи­ва­е­мым дости­же­нием. Как не святой, так и святой чело­век, будучи нрав­ственно сво­бод­ным, не лиша­ется воз­мож­но­сти гре­шить ( 1Ин.1:8 ). Эта идея хорошо пред­став­лена на Пра­во­слав­ных иконах типа «Лествица…», где под­ни­ма­ю­щи­еся по сту­пе­ням люди, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие пра­вед­ни­ков, падают, уязв­ля­е­мые демо­нами, как с малых высот, так и с боль­ших.

Раз­во­рот ко греху совер­шенно немыс­лим только для тех Божьих угод­ни­ков, кото­рые, прожив земную жизнь, удо­ста­и­ва­ются на Част­ном Суде пре­бы­ва­ния в Цар­стве Небес­ном.

преп. Паисий Афон­ский
Духов­ное состо­я­ние чело­века видно из каче­ства его помыс­лов. Люди судят о вещах и собы­тиях в соот­вет­ствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духов­ного, они делают оши­боч­ные выводы и неспра­вед­ливо отно­сятся к другим. Напри­мер, тот, кто по ночам, желая остаться в без­вест­но­сти, творит мило­стыню, и о про­хо­жем, встре­чен­ном поздно ночью на улице, нико­гда не помыс­лит плохо. А тот, кто про­жи­гает свои ночи во грехе, увидев запоз­да­лого про­хо­жего, скажет: “Во зве­рюга, где же его носило целую ночь?”, потому что судит по соб­ствен­ному опыту. Или, к при­меру, чело­век, име­ю­щий добрые помыслы, услы­шав ночью стук на верх­нем этаже, пора­ду­ется: “Кладут поклоны!”. А тот, у кого добрых помыс­лов нет, злобно бурк­нет: “Про­пля­сали всю ночь напро­лет!”. Один, услы­шав мело­дич­ное пение, скажет: “Какие пре­крас­ные цер­ков­ные пес­но­пе­ния!”, а другой рас­сер­дится: “Это что еще там за песенки гор­ла­нят!”.
Помните, какое отно­ше­ние ко Христу про­явили двое раз­бой­ни­ков, рас­пя­тые вместе с Ним? Оба видели рас­пя­того на Кресте Христа, оба чув­ство­вали, как сотряс­лась земля, оба нахо­ди­лись в равном поло­же­нии. Однако что помыс­лил один и что другой? Один — тот, что висел ошую, хулил Христа и гово­рил: “Если Ты Хри­стос, спаси Себя и нас.” ( Лк.23:39 ). Другой — одес­ную — испо­ве­ды­вал так: “Мы осуж­дены спра­вед­ливо, потому что достой­ное по делам нашим при­няли, а Он ничего худого не сделал.” ( Лк.23:41 ). Один пошел в вечную муку, другой — спасся.

Источник

Психологическое состояние человека. Лечение

Духовное состояние человека что это такое. Смотреть фото Духовное состояние человека что это такое. Смотреть картинку Духовное состояние человека что это такое. Картинка про Духовное состояние человека что это такое. Фото Духовное состояние человека что это такоеВ настоящий момент понятие относится к общеметодологическим категориям. Оно в настоящий момент востребовано во многих областях человеческой деятельности. В том числе учитывать психологическое состояние на профессиональном уровне требуется при подготовке представителей многих специальностей. В том числе космонавтов, спортсменов, сотрудников силовых ведомств, специалистов в области трудовой и педагогической деятельности. Оно лежит в основе формирования общечеловеческих норм и правил поведения. Эта категория плотно изучается с середины ХХ века. Первоначальной причиной его изучения стало формирования учета при формировании норм трудовой деятельности. Под этим понятием в настоящий момент определяется своеобразие конкретной деятельности конкретного индивида

Виды психологических состояний

В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:

Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.

В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.

Диагностика психологических состояний

В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:

При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.

Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.

Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.

Оценка психологического состояния

В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.

После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.

Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.

Проблемы психологических состояний

Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.

Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.

Психологические состояния личности

В настоящий момент выделяется несколько основных видов психологических состояний личности. До середины ХХ века этот фактор не оценивался и не был четко определен для формирования психосоматического портрета отдельного человека. Хотя именно эти показатели часто готовы стать определяющими в определении многих ведущих факторов формирования комфортного повседневного образа жизни человека, его готовности заниматься различными видами деятельности.

Морально психологическое состояние

Определяется на основании сопоставления взаимодействия окружающей действительности с душевными переживаниями, генерируемыми на уровне психики индивида. Важным фактором, который требуется учитывать при формировании психологического портрета, в такой ситуации становится соответствие внутренних переживаний и состояния окружения.

Большая роль уделяется включению в рассматриваемые характеристики психотипа индивида, его личностных особенностей. Часто большую роль в адекватной оценке морально психологического состояния становится готовность учитывать природные склад характера. Оценка происходящего сангвиником всегда будет отличаться от взгляда на аналогичную ситуацию холерика.

Психологические состояния человека

При анализе рассматривается структурная организация всех психических компонентов конкретного человека. Она определяется с учетом позиций личностных и ориентационных установок. Такой анализ помогает сопоставлять личное состояние состоянию среды, способной удовлетворять личные потребности, субъективные реальности в отношении конкретных потребностей. Главную роль в такой ситуации имеют персональные установки и убеждения. Анализируется, с использованием каких компонентов человек приходит к оптимальному уровню удовлетворению потребностей и способна ли окружающая его среда предоставить возможность формирования необходимых показателей.

Психологическое состояние ребенка

До позднего подросткового возраста объективно оценивать психологическое состояние ребенка достаточно сложно. Неокончательно сформированная психика склонна к резким перепадам настроения и восприятия окружающей действительности.

При этом проведение анализа психологического состояния несовершеннолетнего становится адекватным способом оценки психологического состояния его окружения. Психологическое состояние ребенка страдает и это хорошо заметно специалисту в случае нарушения контакта с взрослыми родственниками, сверстниками. Негативные тенденции способны приводить к существенным когнитивным нарушениям. Снижается готовность восприятия знаний, ухудшается самочувствие, падает самооценка. Все эти показатели способны негативно отразиться взрослой жизни.

Социально психологическое состояние

Социально психологическое состояние способно оказывать значительное влияние на положительное или отрицательное восприятие жизни в целом. В этой ситуации специалисты рассматривают все отношения, в которые в разной мере вступает индивид, то, насколько он в них себя уверенно чувствует. Способно ли окружение формировать поддержку действий индивида или оно становится провокатором формирования нарушений.

Отрицательное социально психологическое состояние способно стать основанием формирования психосоматических нарушений.

Уровни психологического состояния

При анализе психологического состояния индивида учитываются различные уровни психологического состояния. В настоящий момент специалисты выделяют несколько параметров, ложащихся в основу этой характеристики:

При изучении влияния уровней психологического состояния базовой характеристикой берется состояние индивида в хорошем настроении, в момент, когда он полностью удовлетворен исполнением своих физиологических и моральных потребностей. При рассмотрении ситуации в каждом конкретном случае требуется обязательно учитывать параметры «изменчивость-постоянство» и «долговременность-ситуативность». Такой анализ позволяет определять уровни и параметры психологического состояния при сопоставлении устойчивых черт личности и характера и психических процессов. Оценивается готовность кратковременного параметра переходить в стадию стабильного показателя.

В случае выявления долговременного нарушения уровней на любом этапе может быть рекомендовано обращение к психотерапевту для корректировки восприятия окружающей действительности и выявления возможного наличия психологических заболеваний.

Факторы психологических состояний

Ведущим фактором психологического состояния человека в первую очередь становится состояние его здоровья. Параметры определяются при учете уровня стрессогенной среды на повседневную жизнедеятельность.

Кроме здоровья к таким факторам относится удовлетворение личной жизнью, межличностными отношениями, финансовым положением и иными моментами, показывающими степень удовлетворенности окружающей действительностью.

Сочетание нескольких отрицательных факторов или длительное негативное влияние одного из них приводит к ухудшению психологического состояния. В случае, когда такое восприятие происходящего длится продолжительный период или является избыточно волнующим, рекомендуется обращение к специалисту.

В ходе индивидуальных или групповых сеансов психотерапии, психотренингов психологи и, при необходимости, психиатры, формируют готовность к преодолению уровня влияния неблагоприятных состояний, оказывают помощь в активации необходимых волевых качеств, позволяющих преодолевать сложные периоды и устранять проблемы с минимальными психологическими нарушениями состояния. Формируется:

Люди, отличающиеся высокой силой нервной системы, легче переносят неизбежные жизненные трудности, чем лица со слабой волей.

Характеристика психологического состояния

Используется для оценки психической деятельности конкретного индивида. Она обычно рассматривается за определенный период времени. Предпочтение отдается длительной продолжительности проводимого исследования, занимающего минимум несколько дней.

На результаты краткосрочного анализа слишком значительное влияние способны оказывать временные факторы. Включая мелкие неприятности, просто плохое самочувствие, неуверенность от выполнения нового направления деятельности. Пролонгированное наблюдение позволяет оценивать склонность индивида к радости или грусти, апатии и активности. В этой ситуации проще учитывать обязательное сочетание индивидуальных особенностей человека и факторов среды, которая его окружает. Точное определение возможно только при адекватном сопоставлении указанных факторов.

После тщательного анализа определяют довлеющие характеристики психологического состояния. Учитываются изменения, захватывающие психологические, эмоциональные и физические параметры. Длительный период проведения наблюдений позволяет определить основные характеристики, свойственные конкретному индивиду. Например, преобладание склонности к доминированию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, печали или радости.

За счет этого может быть сформирован психотип конкретного персонажа. Это может использоваться при наличии или подозрении на присутствии определенных психологических заболеваний в разработке курса терапии. Также психотип может учитываться при определении соответствия к той или мной профессиональной деятельности, соответствия характера требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Это особенно важно ля военнослужащих, педагогов, медиков, сотрудников социальных служб.

Эмоционально психологическое состояние

При учете этого фактора учитывается сочетание эмоционального и психологического состояния индивида. В число наиболее распространенных эмоций входит:

Одним из ведущих показателей в этом перечне является настроение. Именно оно способно меняться достаточно часто и оказывать большое влияние на краткосрочное психологическое состояние. Этот показатель индивидуален для каждого человека. Есть люди, почти постоянно пребывающие в хорошем настроении, те, кто склонен к преобладанию плохого.

Это определяется видом темперамента. В зависимости от этого показателя люди подразделяются на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Наиболее часто в позитивном настроении находятся, как показали исследования, сангвиники. Флегматики являются холодными и мало эмоциональными людьми, которые способны контролировать ситуацию за счет умения сдерживать свои эмоции, что называется «держать себя в руках». Максиму отрицательных эмоций испытывает меланхолик. Холерики подвержены частым перепадам эмоционального состояния.

Из перечисленных видов настроения наиболее опасной для возникновения патологических состояний в психоэмоциональной сфере относится фрустрация. Она возникает в период череды неуспехов, приводит к потере уверенности в себе, апатии. Для вывода их этого состояния часто может потребоваться помощь психотерапевта, готового настроить пациента на волну успеха.

К длительным состояниям, часто требующим вмешательства специалиста, становится стресс. Это состояние часто становится основанием формирования психосоматических диагнозов, в некоторых патологических ситуациях длительный стресс может привести к формированию аффективных нарушений, других психологических болезней.

На психоэмоциональном состоянии, хотя и, как правило, краткосрочно, сказываются такие эмоции, как страсть и аффект.

При оценке психо-эмоционального состояния обязательно учитываются испытываемые индивидом чувства. Они могут быть нравственными, интеллектуальными, моральными, эстетическим и познавательными. Каждое чувство является кратковременным, но склонность к переживанию определенных чувств формирует личность.

Только сочетание чувств и эмоций, преобладание определенных показателей этих характеристик, формируют каждого человека как отдельный уникальный индивид, которому свойственно определенное психологическое состояние, которое определяет поведение и реакции в различных ситуациях. Эти факторы формируют духовную жизнь, без которой каждой из нас не являлся бы личностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *