Духовное важнее материального потому что 5 класс однкнр
Урок Однкнр «Твой духовный мир». 5 класс
Урок № Тема: «Твой духовный мир» ОДНКНР 5 класс.Дата:
Цель: формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения; способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
— Вижу, все готовы к серьёзной работе. Заняли свои рабочие места. Пожелаем друг другу удачи. И пусть открытия сегодняшнего урока будут нам всем полезны.
2) Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подведение к теме урока.
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2
– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».
Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:
3. Духовность.
4. Бездуховность.
Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?
– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.
Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?
Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность…
— Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)
— Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)
— Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)
— Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли.
-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.
— Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.
— В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»
– Как вы понимаете эти слова?
— Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
3) Изучение нового материала.
— Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься?Сколько времени потратишь:
• На просмотр телевизора ___
• Игру на компьютере___
• Разговор по телефону ___
• Прогулку и игры с друзьями ___
— Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг?
-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?
— Как ты пополняешь свои знания?
• Беседую с родителями и друзьями;
• Читаю книги и журналы;
• Посещаю музеи и выставки;
3. Физкультминутка «Поменяйтесь местами.»
– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем
классе многие дети стремятся к духовности.
–Пересядьте те, кто любит слушать музыку;
— кто знает народные песни;
— у кого в семье большая библиотека;
— кто умеет играть на музыкальном инструменте;
-кто был в филармонии (оперном театре);
— кто считает, что добро всегда победит зло.
В) (в группе)Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?
— Приведите пример личности, которая, по- вашему, образована и духовно развита.
— Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности – то, что принято называть этикетом.
Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид, непонимания.
Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое мышление) + или –
• Россия – многонациональное государство.
• Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
• Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.
• Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
• Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.
• Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.
— Сегодня нашу с вами встречу я хочу закончить небольшой притчей, которая называется «Кувшин» (Все действия, происходящие в притче демонстрируются).
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
— Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
— Ребята, а вы согласны с мнением группы?
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Он набрал полную горсть гороха и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина.
— Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох.Он повернулся к группе студентов и спросил:
— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
— Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.
-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?
(Идет обсуждение значения данной ситуации.)
-Мы выслушали много интерпретаций.
-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим.
-А интересна ли вам интерпретация профессора?
-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша душа. Камни —самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно,но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней.Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.
-Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.
6) Домашнее задание
Дополнить фразы (письменно)
1. Я мечтаю увидеть и полюбоваться.
2. Я знаю, что красота души –это.
3. Самое главное в человеке доброта, потому что.
4. Духовное важнее материального, потому что.
Мастер-класс к 8 марта «Незабудка — твой любимый цветок» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению подарка к 8 марта. Всем хочется в этот весенний.
Мастер-класс по изготовлению открытки «Мама, я цветочек твой!» Мастер – класс по изготовлению открытки «Мама, я цветочек твой!» Мама, я цветочек твой Ангелочек дорогой С 8 марта поздравляю Счастья.
Фоторепортаж о фестивале «Сказка приходит в твой дом» Мои впечатления о Фестивале «Сказка приходит в твой дом» Начиная с 2008 года в Москве осенью проходит Фестиваль «Сказка приходит в твой.
Видео-урок «Как нарисовать белочку. Поэтапный урок живописи» Живопись гуашевыми и акварельными красками С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне.
Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.
Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.
Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи» Как слепить Осенний листочек (поэтапный урок лепки № 6)Падают с веточки, золотые монеточки. (Листочки) Данный материал адресован,.
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками «Сирень» с детьми 3+ Данный материал адресован.
Всероссийский Урок мира. Единый урок «Россия, устремленная в будущее» 1 сентября 2018 г. Единый урок на тему: «Россия, устремленная в будущее» Цель урока: формировать у детей чувства патриотизма,.
План-конспект урока ОДНК в 5 классе на тему « Духовные ценности »
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.
Образовательные – раскрыть значение понятий: «духовные ценности», «отзывчивость», «сострадание», «забота», «милосердие»;познакомить обучающихся с историей строительства Благовещенского храма. Развивающие – развивать мышление, речь, диалоговые навыки, умение слушать собеседника, интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Планируемые результаты труда
-осознают свою принадлежность в сохранении духовных ценностей; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.
— научатся определять духовные ценности, с уважением относиться к культуре и традициям разных народов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):
-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
— проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, ведут диалог;
-формулируют свое собственное мнение;
— аргументируют свою точку зрения и оценку событий;
-стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Работа с выполнением проблемного задания в группах.
Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области (« могу»).
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Звучит стихотворение «Три свечи»
Учитель:- Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Сформулируйте цели урока?
Что вы уже знаете, чего не знаете, чтобы вы хотели узнать на уроке?
Слушают, обсуждают тему урока, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Учитель: Тема сегодняшнего занятия «Духовные ценности».
Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.
2. Актуализация знаний. Просмотр презентации.
Эпиграфом занятия являются слова Д.С.Лихачева « Без памяти нет совести».
Учитель показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственной значение памяти.
… Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. …
Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Да и просто уважение к могилам предков. Всё это дорого нам.
Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях – любви, сострадании,
отзывчивости, доброте. Почему сегодня немало людей, которые считают главными ценностями благополучие и деньги?
Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России.
Оно защищает право человека исповедовать любую религию.
Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги.
Тысячи паломников ежегодно посещают святые места.
Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.
-О каком храме пойдет речь?
После полного разрушения собор был заново отстроен уже в наши дни, по современному проекту. В высоту он достигает 97 метров и является 3 по величине собором России.
(Ответы учащихся на вопрос)
Учитель: А как вы понимаете,что такое благотворительность?
И неважно кто, как и чем, важно то, что пожертвование чего-либо близкому или может даже совсем незнакомому человеку достовляет нам радость и многие другие чувства.
Ученик: Когда мы сострадаем человеку, то сможем действительно помочь многим нуждающимся в помощи людям.
Учитель: Можете ли вы назвать людей,которые занимаются или занимались благотворительностью?
(Ответы учащихся на вопрос)
Учитель: Мне бы хотелось рассказать ещё об одном человеке,которого ещё при жизни называли «святой».Это Елизавета Петровна Глинка.Или просто- доктор Лиза. По специальности она была детским врачом-реаниматологом.
*В 2007 г. в Москве Елизавета Петровна основала фонд «Справедливая помощь» и стала его исполнительным директором. Фонд «Справедливая помощь» был создан для оказания помощи бездомным, безнадежным больным, одиноким пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию.
* В конце августа 2015 года Глинка открыла в Москве «Дом милосердия» для семей с детьми, которые уже прошли лечение, но нуждаются в реабилитации.
Государственной премией за благотворительность и выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности.
Учитель проводит беседу по вопросам:
-Что же такое духовные ценности?
— Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?
-Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
В народе говорят,что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной,свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
А потому,чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить Вам более столетия,
И помните, что добрые дела-
Вернейшая дорога в долголетие!
Учитель благодарит за урок учащихся и гостей. Звучит песня «Ангелы в небе высоком живут»
Урок по теме «Твой духовный мир» по курсу ОДНКНР
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5-й класс)
Тема: «Твой духовный мир».
Цель и задачи урока:
— формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к
поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.
— способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать
и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.
— создать условия для становления ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену
общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а
нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе
технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, а также технологии
имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Личностные результаты : принятие норм нравственного поведения; проявление правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты: участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, добавлять, приводить доказательства, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Оборудование: обучающие тексты К.Д.Ушинского, тест «Материальные и духовные ценности», презентация «Твой духовный мир», музыкальный фрагмент песни «Россия», видеофрагмент «Культура речи. Этикет», информационный проект обучающегося «Роль музыки в духовном развитии человека».
— Вижу, все готовы к серьёзной работе. Заняли свои рабочие места. Пожелаем друг другу удачи. И пусть открытия сегодняшнего урока будут нам всем полезны.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
II . Актуализация знаний.
– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».
Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:
Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?
– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.
III . Целеполагание. Формулирование темы урока.
-Закройте глаза, представьте то, о чём я буду говорить
(Звучит приятная музыка)
– Посмотрите, какая красота вокруг нас. Весной мы можем слышать пение
птиц, журчание ручейка, чувствовать запах сирени, летом попробовать на
вкус спелую ароматную ягоду. Зимой любуемся морозными узорами на окнах, видим, как блестит на солнце снег. Это окружающий нас мир, реальный мир, который мы видим, слышим, чувствуем. Но есть и другой мир. Благодаря ему мы радуемся, грустим, надеемся, испытываем наслаждение. Предположите, как называется этот мир? (духовный мир).
— О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?
IV . Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2
-Предлагаю (обучающемуся) найти, как определено это понятие в Интернете. А пока, давайте выскажем своё понимание. Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?
— Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)
-Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)
— Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)
— Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли..
-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.
— Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.
— В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»
– Как вы понимаете эти слова?
— Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
V . Выполнение продуктивных заданий по теме.
— Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
— Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг?
-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?
— Как ты пополняешь свои знания?
Беседую с родителями и друзьями;
Читаю книги и журналы;
Посещаю музеи и выставки;
– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем
классе многие дети стремятся к духовности.
– Пересядьте те, кто любит слушать музыку;
— кто знает народные песни;
— у кого в семье большая библиотека;
— кто умеет играть на музыкальном инструменте;
-кто был в филармонии (оперном театре);
— кто считает, что добро всегда победит зло.
В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать
человеком духовным? (в группе) ( Презентация)
— Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.
— Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?
— Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек
снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?
Г) (в группе) Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?
Д) Перед вами тексты из учебника «Родное слово» К. Д. Ушинского ( XIX век). Ответьте на вопрос: Какие задачи воспитания младших школьников ставил перед собой автор учебника?
К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО» (Приложение 5)
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Кончил дело, гуляй смело.
Мальчик пишет и читает;
А на ветке, за окном,
Птичка громко распевает
И поет все об одном:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то птичке в ответ:
«Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не в прок;
Дай прежде окончу урок».
Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
«Ну-ка, кто меня манил?»
Ему солнышко смеется,
Ему вишенка, краснея,
Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
— Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.
Спросил мальчик отца:
— Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя торчит?
— Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху.
Е) Ученический проект «Как влияет музыка на духовное развитие человека»
— Внимание на экран. Предлагаю вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос, что ещё влияет на духовный мир человека?
Ж) Просмотр видеофрагмента.
— Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности – то, что принято называть этикетом.
Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид, непонимания.
VI . Подведение итога урока.
Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое мышление) + или –
Россия – многонациональное государство.
Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.
Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.
Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.
VII . Домашнее задание.
Дополнить фразы (письменно) (Приложение 7 )
Я мечтаю увидеть и полюбоваться.
Я знаю, что красота души –это.
Самое главное в человеке доброта, потому что.
Духовное важнее материального, потому что.
— Сегодня нашу с вами встречу я хочу закончить небольшой притчей, которая называется «Кувшин» (Все действия, происходящие в притче демонстрируются).
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
— Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
— Ребята, а вы согласны с мнением группы?
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Он набрал полную горсть гороха и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина.
— Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох. Он повернулся к группе студентов и спросил:
— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
— Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.
-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?
(Идет обсуждение значения данной ситуации.)
-Мы выслушали много интерпретаций.
-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим.
-А интересна ли вам интерпретация профессора?
-Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.
ДЕНЬГИ
ЗДОРОВЬЕ
СЕМЬЯ
ПРИРОДА
ДРУЖБА
АВТОМОБИЛЬ
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
Хлеб питает тело, а в радость.
Хорошую книгу читать не в тягость, а за тридевять земель унесет.
К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО»
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Кончил дело, гуляй смело.
Мальчик пишет и читает;
А на ветке, за окном,
Птичка громко распевает
И поет все об одном:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то птичке в ответ:
«Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не в прок;
Дай прежде окончу урок».
Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
«Ну-ка, кто меня манил?»
Ему солнышко смеется,
Ему вишенка, краснея,
Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
— Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.
Спросил мальчик отца:
— Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя торчит?
— Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху.
Россия – многонациональное государство.
Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.
Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.
Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.
Дополнить фразы (письменно)
Я мечтаю увидеть и полюбоваться.
Я знаю, что красота души –это.
Самое главное в человеке доброта, потому что.