Духовность и душевность в чем разница
Чем отличается душевность от духовности
Сеется в тлении, восстает в нетлении;
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Апостол Павел
Интеллигент и ищет в Церкви привычных ему душевных наслаждений, он ищет «поле» творчества, а ему говорят: «Вот дорога, указанная Христом, вымощенная святыми отцами,— иди по ней, не уклоняясь ни влево, ни вправо. Церкви ты ничего не можешь дать, ты можешь только взять, а возьмешь столько, сколько можешь вместить, а вместить можешь столько, насколько ты очистился от эгоизма, гордости и страстей. Если ты станешь причастником Божественного света, то увидишь, что все в Церкви насквозь пропитано этим светом. Великая радость Церкви, если ты возьмешь этот свет из ее вечных источников». И вот современный человек оказывается на распутье, как юноша, который боялся оставить свое имение (см.: Мк. 10,22). Юноша ожидал, что Господь откроет ему тайну спасения, а Господь сказал: оставь все, что имеешь (ср.: Мк. 10,21) — и ревность юноши погасла. Религия — это сама жизнь, а не только время, отдаваемое храму, религия — это, прежде всего, дело воли. В сердце суммируется вся. жизнь человека, в сердце решается вопрос — кто он и с кем он, а сердце современного интеллигента представляет собой целый пантеон, наполненный идолами, собранными со всех концов света. Сможет ли интеллигент сжечь их и, как нищий, войти в храм или, постояв у дверей храма, отойдет прочь?! По крайней мере человек, пришедший в Церковь, должен помнить, что он глубоко болен грехом, что Церковь — это Божественная сила, что человек может видеть свет Церкви только отраженным в собственной душе, а для этого необходимы подвиги аскеза Надо понимать, что Церковь не освобождает человека от страданий, она дает терпение и радость в самих стра¬даниях, надо верить, что смысл жизни лежит за пределами земного пути.
Достоинство человека — не в душевности, а в духовности
Ни одно животное не нуждается в духовной пище, потому что ни одно животное не создано по образу Божию. Стоит ему насытить свой земной голод, как оно уже оказывается всем довольно и ничего другого не хочет. Это известно всем. По этой животной черте, часто встречающейся и у некоторых падших людей, обычно судят о духовной ступени, на которой стоит данный человек.
Идеал древних плотоугодников – «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15: 32) – оценивался как крайне низкий не только христианами, но и более возвышенными язычниками. И для нынешних материалистически настроенных людей, отрицающих Божественное происхождение человека и веру в Бога вообще, тоже обидно услышать в свой адрес обвинение в том, что они живут одним желудком. Они тоже претендуют на то, чтобы иметь высшие идеалы.
Нераздельно сросся с человеком образ Божий, вложенный в него Творцом. Отсюда и стремление каждого из нас подняться над грубо материалистичным и служить чему-то возвышенному. Каждый испытывает потребность иметь «свою веру», пусть она даже и неправильная. Каждый хочет совершенствоваться, подняться над собой и стремиться к лучшему. «Человек бесконечно превосходит человека», – глубокомысленно сказал Паскаль, имея в виду эту особенность человеческой духовной природы.
Как душа, человек высоко поднимается над животными благодаря своим отличительным душевным качествам, сводящимся к трем основным проявлениям: уму, чувству и воле. Созданный Триединым Богом, человек несет следы Божией Троичности в своей душе, конкретнее – в ее проявлениях: уме, чувстве и воле. «В этих трех силах, – пишет святитель Амвросий Медиоланский, – наш внутренний человек, по силе своей духовной природы, удивительно отражает образ Божий».
Бог един по существу, но в то же время Троичен по Лицам. И человеческая душа одна по своей сущности, но отражает в себе Божественную Троичность. Как в Боге мы различаем Отца, Сына и Святого Духа, не сливая Три Пребожественных Лица и не разделяя их на три божества, так и в человеческой душе мы различаем ум, чувство и волю, не смешивая их между собой, но и не разделяя единую человеческую душу на три души. Это поразительное явление служит неким глубоким, неоспоримым и неискоренимым психологическим доказательством как существования Триединого Бога, так и нашего духовного родства с Ним (см.: Деян. 17: 28–29).
Верующие православные христиане, крещеные во имя Святой Троицы (см.: Мф. 28: 19), начинают и должны начинать каждую свою молитву, каждое дело и каждый решительный шаг в жизни словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Во имя Святой Троицы мы живем, и дай нам Боже во имя Ее и умереть! Оказавшийся верным Богу на этом свете имеет радость пребывания в вечном блаженном общении с вечно живым Богом и на том свете.
Элементарные животные переживания, сводящиеся к уровню инстинктов и обычных физических и физиологических ощущений, не могут сравниться с душевными проявлениями человека, а именно с его творческим, изобретательным и проницательным умом, с его самыми сложными, разнообразными, утонченными и возвышенными чувствами и, наконец, с его волевыми проявлениями, порождающими, вкупе с умом и чувствами, на уровне душевности различные науки, технику, искусства, музыку, поэзию, философию и пр.
Как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем
Однако, как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем. Намного выше них стоят проявления человеческого духа. Что же такое дух?
Согласно святителю Феофану Затворнику, это «та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение». Отличительными чертами духа являются страх Божий, совесть и жажда Бога. «Ничто сотворенное не может удовлетворить наш дух. Вышедший от Бога, он и ищет Бога… Как бы много сотворенных вещей и благ ни имел кто-нибудь, он чувствует, что чего-то ему всё не хватает. Все… ищут и ищут. Ищут и находят – но что найдут, то отбрасывают и снова ищут, чтобы отбросить и то, что нашли. И так без конца… Не показывает ли это осязательно, что в нас имеется некая сила, которая от земного… влечет нас вверх, к небесному?»
Эта сила – дух. Данный каждому, он возобновляется в Святом Крещении, по словам блаженного Феофилакта, который пишет: «Если мы сохраним этот светильник ярким и неугасимым (“Духа не угашайте!” – 1 Фес. 5: 19), то войдем в чертог Жениха. Тогда и наша душа, и тело будут непорочными, поскольку Дух сияет в нас».
Рассматриваемый лишь как плоть, человек не больше животного, особенно после катастрофы грехопадения. Рассматриваемый как носящий бессмертную душу, то есть как разумная тварь, наделенная чувством, умом и волей, впавший в беззакония человек, отдалившийся от Бога и противящийся всему Божественному, не сильно отличается от бесов. Ведь и они выделяются своими высокими дарованиями, которые, однако, они всецело и безвозвратно подчинили злу, повернувшись спиной к Богу. Только в здоровых проявлениях духа человек-грешник, искупленный Спасителем, обновленный благодатью, освященный Святым Духом и непрестанно жаждущий Бога, становится подобным ангелам (см.: Пс. 8: 6).
При злоупотреблении душевностью человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам
Сегодня много говорят и пишут о душевности человека. И наша Православная Церковь смотрит на душевность как на высокое проявление человека, но не останавливается на этом, поскольку знает, что при злоупотреблении ею человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам. Святое Православие всё достоинство человека видит не в его душевности, а в духовности, которая есть не что иное, как облагодатствование всецелого человека, плодами которого являются окончательный разрыв с грехом и вечное соединение со Святым Духом Божиим (см.: 1 Кор. 6: 17).
В современной культуре слово «духовность» часто используется неправильно, описывая проявления душевности, хотя и высшие. В этом смысле говорят о «духовной культуре», о «духовном прогрессе»… Однако христианские учители и мудрецы понимали, что душевность без подлинной духовности недостаточна для человека, созданного по образу Божию. Его душевные дарования, какими бы высокими они ни были первоначально, могут выродиться, как они и вырождаются, будучи оторваны от Бога и Его святой воли.
Наука и техника, например, могут быть поставлены на служение злу вместо добра. Открытие тайн атома и заложенной в нем энергии – это эпохальное достижение науки нашего столетия, которое могло бы облегчить материальную жизнь человечества, – не используется ли сегодня, именно ввиду отсутствия духовности, для подготовки к его полному уничтожению? Также и искусства могут получить самые богопротивные направления и начать развращать вместо того, чтобы возвышать. Музыка, поэзия, изобразительное искусство и т.д. могут деградировать и, порожденные душой, погубить душу.
Чтобы не получилось всего этого, человек должен любой ценой стремиться к единственно достойному для него идеалу – из плотского и душевного стать духовным. Это не означает, что, когда достигнет духовности, он перестанет быть телесным и душевным человеком. Нет! И у духовных людей тоже есть душа и тело. И у них есть телесные и душевные потребности, однако они уже не являются господствующими, а подчинены властвующему над ними духу.
Душевные проявления духовных людей управляются благодатным духом человека. Истинный христианин должен владеть своей плотью, обуздывать ее животные похоти, низменные влечения и ненасытные инстинкты, держа их в полном подчинении своей облагодатствованной в Крещении духовной природы. Он должен и все свои душевные дарования – ум, чувства, волю, самосознание, восприятие, воображение, память и т.д. – задействовать в творческом устремлении к достижению заповеданного богоподобия.
Для этой цели, если он хочет перейти от душевности к духовности, человек должен преуспевать в вере и страхе Божием, взращивать в своем сердце благоговение, любовь к Богу и людям и часто очищать на исповеди свою совесть, стремясь ко всё более глубокому богопознанию, достигаемому путем смирения ума (то есть плотского мудрования – см.: Рим. 8: 6) перед богооткровенными истинами.
К этому человек должен добавить усердное изучение слова Божия и исполнение заповедей Божиих, горячее и честное собеседование с Богом в молитве и прилежные занятия святоотеческими творениями – этими наилучшими руководствами к духовной жизни. Он должен жаждать Бога и всё больше умножать в себе благодать путем принятия Святых Таинств, преподаваемых Святой Православной Церковью. Так через осуществление постоянного молитвенного богообщения он будет расширять и углублять свою духовную жизнь, будет становиться всё более духовным и ангелоподобным. Таким образом он начнет свою вечную жизнь еще тут, на земле, по сказанному: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3).
Такой духовный человек может без опаски заниматься и необходимыми для здешней жизни земными делами: и наукой, и техникой, и искусствами, и различными занятиями, как, например, музыкой и поэзией, внимательно следя за тем, чтобы не возгордиться всем этим. Если он возгордится, то из духовного может стать душевным.
Человек должен стремиться прославлять своими делами Бога, а не себя. Возьмем, к примеру, благочестивого плотника, искренне верующего человека. Плотничеством он зарабатывает себе на жизнь. В своем ремесле он, скажем, не просто большой мастер, но даже художник. Если умение мастерить из дерева всякие художественные изделия предрасполагает его к тому, чтобы постоянно благодарить Бога за то, что Он дал ему этот дар, то он сохранит духовность при своей высокой душевности. Но в случае если он возгордится своими произведениями и начнет налево и направо хвастать ими, то отпадет от близости с Богом и опустится на более низкую ступень душевности.
Какие великие по своим дарованиям люди из-за гордыни не могут достигнуть духовности, а остаются душевными!
Это может случиться со всеми видами душевных занятий, с любым человеком, что мы постоянно и наблюдаем в жизни. Какие великие по своим дарованиям люди по причине гордыни не могут достигнуть духовности, а остаются душевными! При своей большой душевной одаренности такие люди рабствуют самым низменным страстям! Вот, вы встречаете великого художника, но пьяницу; редкостного врача, но сребролюбца; виртуозного скрипача, но развратника; выдающегося ученого, но гневливого; талантливого писателя, но завистника.
Яркий пример высокой душевности без духовности являет собой Ницше, этот утонченно-душевный, но абсолютно недуховный человек. Благодаря своей демонично-талантливой душевности он написал удивительно оригинальные книги, которыми и погубил множество душ. В его лице наиболее ярко проявилась истинность Христовых слов: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15).
Образцами подражания для нас должны быть святые – эти самые духовные представители человеческого рода. Они иногда и при малых дарованиях достигали самого высокого богопознания и, с Божией помощью, из самых обычных людей становились образцами целомудрия и смирения, героями терпения и олицетворением человеческого совершенства.
В действительности не каждый может стать из ряда вон выходящим святым. Однако духовным человеком в той или иной степени должен стать каждый, потому что в этом заключается его предназначение. Элементарная духовность проявляется в ежедневном покаянии в своих грехах, в памятовании о Господе и Страшном суде, в частых, горячих молитвах к Создателю, в усердных занятиях словом Божиим, в смирении себя, в безропотном терпении всех огорчений и несчастий, попущенных Богом, в любви к Богу и ближним, в воздержании от плохих слов и особенно от осуждения окружающих, в удержании глаз от гибельных соблазнов, в борьбе со своими низменными наклонностями, а также в искоренении в себе злобы, гнева, ненависти, гордости, сребролюбия и всех прочих душевных страстей.
Так каждый христианин может подняться до элементарной духовности, которая открывает доступ в Царство Небесное. Не достигнет этого – он напрасно жил на этом свете и, по выражению псалмопевца, уподобился животным, которые погибают (см.: Пс. 48: 21).
Достоинство человека, как мы видим, не в его душевности, а в духовности. Святитель Феофан мудро рассуждает: «Пусть хотя бы душевность будет естественной, неестественно для человека быть плотским. Ошибка здесь в совершенном преобладании того, что должно быть в подчинении».
«Глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…»
Человек должен стремиться прежде всего и выше всего к Богу. Поэтому, помимо тела и души, в нем должен владычествовать дух. «Дух – это высшая сторона человеческой жизни. Он сила, которая влечет его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от творения к Творцу; дух характеризует человека и отличает его от всех иных живых земных тварей». Поэтому «когда у кого-нибудь господствует духовное начало… то он – на правильном пути… потому что духовность – это норма человеческой жизни, и, следовательно, будучи духовным, он является настоящим человеком, тогда как душевный, так же как и плотской человек, – не настоящие люди… Если душевные проявления кого-либо невысоки (в научных познаниях, искусствах и прочих сферах) и если его физическая деятельность сильно ограничена, то он всё же является настоящим, полноценным человеком (если он духовен. – А.С.). А душевный (эрудит, человек искусства, мастер), по большей части еще плотской, человек не является настоящим человеком, как бы прекрасен он ни был по наружности… Отсюда глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…».
Духовные люди достигают цели своей земной жизни и спасаются, а душевные погибают! Душевный человек, если он борется против Бога и духовности, оказывается в плену темных сил. Они затуманивают посредством гордыни его разум, и он уже не может ощутить превосходство духовности над душевностью, а иногда даже глумится над духовными проявлениями скромных богопочитателей. Он борется и против Бога, и против закона Божия и таким образом сам обрушивает лестницу, по которой мог бы подняться до сфер высокой духовности.
Душевный человек, по словам святого апостола Павла, не воспринимает того, что от Духа Божия: для него это безумство; и не может этого понять, потому что это исследуется духовно (см.: 1 Кор. 2: 14). Так возгордившийся душевный человек падает со своей мнимой высоты вниз, а смиряющийся духовный человек, будь он даже самым убогим в душевных проявлениях, оказывается далеко вознесенным над душевными людьми.
Бог часто обличал и обличает возгордившихся душевных людей через смиренных духовных людей, как написано: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27–29).
Самое страшное последствие отсутствия духовности – это утрата вечного спасения
Человек – истинный венец творения Божия, только если он духовен, то есть если в душе его живет Святой Божий Дух. Если нет там Духа Божия, то такой человек при всей своей высокой душевности мертв духом, потому что – воспользуемся здесь прекрасным выражением епископа Феофана – «как у души нет жизни без тела, так и без Духа Божия нет духовной жизни в душе».
Эта мысль подтверждается последним антифоном воскресного богослужения 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». Так оживотворенный человек воскресает для вечного блаженства. А недуховные люди, не воскрешенные здесь для благодатной жизни во Христе, воскреснут в осуждение (см.: Ин. 5: 29). С кем будем мы?
Алексей Ильич Осипов
Профессор Московской Православной Духовной Академии
Чем духовность отличается от душевности?
Вопрос: «В чем разница между духовностью и душевностью?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Вы, наверное, знаете, что человеческая душа – трехсоставна. Одну душу имеют растения – это жизнь. Другой уровень, неизмеримо выше – у животных: они не только чувствуют, но и многое понимают. А сколько у них эмоций! И, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе – это то, что по-гречески именуется «нус» или «ноос» – то есть разумность или дух.
Душевность – это всё то, что связано с первыми двумя уровнями. То есть всё то, что связано со всеми нашими эмоциями, или, говоря иначе, всё то, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться обо всем необходимом, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы. Это – «горизонтальный» уровень, который касается этой жизни. И часто даже саму религию понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и так далее. То есть вся забота – только об удовлетворении, об удовольствии, о наслаждении. Недаром душевными часто называли тех подвижников, которые впадали в прелесть (есть такое понятие в аскетике), то есть тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров: например, чудотворения, видения на расстоянии и так далее. О таких подвижниках говорят, что они в прелести, то есть льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят: душевность и духовность – это совершенно разные вещи.
Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны очень многих поразил один факт. Вы знаете, что немцев называли «культуртрегерами», то есть – носителями культуры. Еще Ницше писал об уберменш – то есть о сверхчеловеке. Культуроносители, чуть ли не сверхлюди, которые очень любили своих собак и кошечек, и, конечно же, детей. И вдруг – удивительно жестокое обращение с пленными людьми и с теми, кто оставались на захваченных территориях. Эти душевные люди, играющие на губных гармошках, эстетически развитые, сентиментальные – то есть вот она, душевная полнота! – и вдруг такая жестокость! Ненависть! Вот ведь как оказывается…
Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переквашивать в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область верной любви, потому что может быть и неверная любовь: я люблю того, кто мне нравится, и я терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и к таким вещам, где он совсем и не виноват – вот это всё и есть душевность, которая часто связана с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.
Один из святых, преподобный Никита Стефат, говорил: «Душевные – это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом писал. Когда нет духовности, то душевность – это всё лирика, романтика, сентиментальность… А попробуй только прикоснуться к нему не так – и сразу, как ежик, уколет тебя тысячами игл! Вот, что такое душевность.
В религии, в христианстве, душевность – очень опасна. Часто мы видим, что настоятель, к сожалению, не смотрит за хором, а когда хор большой, да еще и регент имеет светское музыкальное образование – вот тут и начинается такая лирика! То «умирают» – почти совсем не слышно, то взрываются таким громом, что все вздрагивают! То есть, что происходит? А пытаются эффект произвести! И о какой молитве здесь говорить? При чем тут молитва? Никого не интересует никакая молитва! Эффект нужен!
Так и люди, которые ищут эффекта: «Вы куда идете?» – «Я иду на всенощную Рахманинова». Ну, конечно – не на всенощную же идет, а на Рахманинова… «А – вы?» – «На литургию Чайковского» – «Ах, да-да! Чайковский!» На Чайковского, не на литургию же…
Вот это всё – что это такое? Всё это плоское – сентиментальность, лиричность – всё это называется душевностью…
Духовность и душевность в чем разница
Духовность и душевность,в чём отличие? душевность отличие духовность
Да чего уж там,грешен бываю. Как писал Вадим Шефнер:»В грехах мы все, как цветы в росе,/Святых между нами нет./А если ты свят,то ты мне не брат,/Не друг мне и не сосед! Я был в беде как рыба в воде/ И понял закон простой: / Там грешник приходит на помощь где /Отворачивается святой..»
Алексей, у нас славная компания собралась на e-mail в Мире друзей. Любители словесности, писатели,артисты и прочий славный люд.Мой адрес: orlenko_irina@mail.ru После строк из Шефнера решилась Вам написать.Будем Вам рады. Предлагаю дружбу в Мире друзей.Пишите.Заходите в личку. С уважением,Ирина.
Спасибо за приглашение,Ира.Я в общем-то не фанат в этом деле,в смысле не регулярно выхожу в сеть.Так,по настроению.Может,сказывается тяга к эпистолярному жанру,я долгое время профессионально занимался журналистикой,от корреспондента до главного редактора прошел путь,как говорится,член Союза Журналистов СССР-РФ.,с юных лет увлекаюсь поэзией,ну и сам не чураюсь лирики.Нет-нет да накатит. Окружающим друзьям-товарищам нравится,было дело что-то и публиковал.Не раз отмечали за стихи в творческих конкурсах,однажды даже машиной премировали..Сейчас как-то подуспокоился,может прыть не та..устал наверное..Но если увижу в сети,откликнусь,электронку запомнил.
Душевность и духовность
душа, данная людям в своём начатке от родителей (как переданная по наследству природа – биологические, психические, умственные, эмоциональные свойства, наклонности характера, генной памяти предков….проклятие или благословение рода…),
в процессе жизни индивида формируется дальше, накапливая в себе множество понятий, чувств, способностей, восприятия мира, людей, всего, к чему человек причастен…
Душа человека – это тО, чем он является, как индивид, как тот, кто тАк или инАче проявляет себя по отношению ко всему, что его окружает и что является «предметами» его рассмотрения и взаимодействия с ним…
Конечно же, душа человека связана с его разумом, волей, способностью проявлять её.. совершать определённый нравственный и духовный выбор….
Есть выражение – «прямодушный человек».. «человек с открытой (закрытой) душой». «светлая (чёрная) душа»…
«страстная душа»… «больная душа»… «простодушный»… «бездушный»…и пр…
Эти определения придуманы людьми для обозначения тех или иных явственных проявлений, поведения и характера людей, их поступков и речей, по которым становится очевидно, кАк человек относится к другим, каким образом он с ними взаимодействует…
Но у человека помимо его «природной души» есть ещё дух.
дух человека – это та самая бессмертная составляющая, через которую человек имеет (может иметь) связь с Богом…. – Создателем всего видимого и невидимого…
дух человека – это то, что заложено в людей (Творцом) ещё при их сотворении… «это соединительный канал» для передачи от Бога (людям ) Его Духа, Его Воли, Его Знаний…
У падшего человечества дух находится в мёртвом состоянии, спит, подавлен…
Евангелие от Иоанна 3 гл, Христос:
«3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
………………………..
6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.»
—————————-
Возрождённые (Богом) духовно люди обретают истинную духовность…
Истинна она потому, что происходит от Бога, Его Духа. от Истины, Которая есть Христос.
Евангелие от Иоанна 14 гл, Христос:
«6 Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»
Все искусства и культуры мира основываются в основном на культах бесовских, языческих верованиях, суевериях, образах, представлениях…
Если там и есть понятия об Истинном Боге, то они так сильно переплетены с языческими мифами и с философиями мирских кумиров, что не остаётся ничего от Божьего….
Крупица золота тонет в болоте суетных, страстных фантазий…, фантастических аллегорий и выдумках обезбоженного ума…
Но истинная духовность может быть только во Христе Иисусе, в познании Его Воли и Его Слова.
Истинно духовными люди могут стать только познавая Истину (Христа), преображаясь в Его образ и подобие..приобщаясь к Жизни Небес…собирая сокровища Небесные…———
чтобы однажды наследовать Жизнь Вечную…ту Жизнь, где нет плоти и крови…нет смерти и зла…горя и болезней..но есть Жизнь Совершенная, вечная, та, что нам и не снилась.
А если они находятся в евангельских собраниях, то нередко они привлечены туда «внешними» «атрибутами вероисповедания»…—— им понравилось общение с людьми, проповеди…новые встречи и свидетельства…
Понравилось то, что за них всегда кто-то может помолиться..утешить…похвалить… «погладить по головке»…обнять…доверить какое-то «служение»( т.е поднять авторитет)… дать возможность «карьерного церковного роста»…поделиться излишками…помочь деньгами и трудом…
Такие верующие не помнят и не понимают слов Христа (Евангелие от Иоанна 15 гл), сказанные своим последователям:
«19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.»
Как видим, лицемерных верующих мир НЕ ненавидит…но даже любит…ибо они все – от мира, а не от Господа…у них нет Духа Христова..
Они думают, что принадлежат Богу, но они принадлежать дьяволу, ибо не берут своего креста и не следуют за Господом узким путём веры, но сохраняют свою душу для мира..т.е их душа так и остаётся бесовской, заполненной всякой всячиной…тем привычным набором увлечений, желаний и стремлений, которыми заполнен мир..
Евангелие от Марка 8 гл,Христос:
«34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её (для Жизни Вечной), а кто потеряет душу (отвергнет свою ветхую природу- прим. авт) свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её (для Царства Божьего – прим. авт)»
———————————————
Евангелие от Иоанна 15 гл, Христос:
«6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают..»
——————
ЧТО означает – пребывать во Христе? –
Это означает, что человек уже не принадлежит миру (его философиям, модам, увлечениям, целям, ценностям, идеям, …)
НО он принадлежит Господу и Его Воле… имеет подобные Христу чувствования и мысли. совершается в Его образ и подобие.
—————————————-
Так называемые « душевные (плотские) христиане» в самом начале своего уверования
(при «внешнем покаянии») возможно, соприкоснулись с Духом Святым, были Им обличены. устрашились участи своей.
но они нЕ были полностью сокрушены…———
их душа, их внутренний мир остались прежними…они держаться за все свои прежние страсти, понятия и томления души..…
А поэтому Дух Божий пребывать в них нЕ может..
И «свято место» заполнилось духами мира…духами тьмы и обольщения, с которыми они и общаются, их ведёт их ветхая плоть…а они надеются, что водимы Духом Божьим…
Вобщем, они продолжают жить тАк, как живёт этот мир, ничем от него не отличаясь…ничем не «брезгуя», ни в чём не видя зла и тьмы духовной…
АП.Павел когда-то обратился к Коринфской церкви со следующими словами:
(2 Коринфянам 6 гл):
«14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.»
————————————————————
И поэтому, когда таких верующих обличают тЕ, кто живёт во Христе, первые начинают возмущаться и обвинять вторых в том, что они – фарисеи..что они – злобные… надменные…что они гневливые…что они осуждают, обвиняют..…что они не имеют любви к ближнему….и Они так говорят потомУ, что нЕ имеют в себе Духа Христового …поэтому их совесть оправдывает их…
Их утешает нЕ Дух – Утешитель, а их нечистая совесть…
Потому что их совесть дружит с духами тьмы, они её затемнили своим лжеучениями…и она рада, что всё так благостно для них, что они вот и с миром дружат и, вроде как, и с Богом…
сами себя нахваливают, какие мы хорошие… любят лесть…дифирамбы в свою честь…не терпят критики и обличения..взрываются мигом…не видят себя в истинном свете…их речи, жаргон, привычки, любовь ко всему страстному выдаёт их «с головой»,
Однако, им кажется, что они очень благочестивы и порядочны…..
НО, ведь, так «хорошо» думают о себе и все тЕ, кто является депутатами Госдумы…получает «Оскара»..пишет страстные бульварные романы. ведёт на ТВ блудные шоу. выступает на сценах, изображая и воспевая грехи, цинизм и пошлость…является представителем бесовской «богемы»…. Те, кто развращает народ своими блудными песнями, передачами, обсуждениями… выворачивая наизнанку своё и чужое нутро. на всеобщее обозрение и смакование подробностей их «интимной жизни». их позора и дьявольского разврата…чтобы хвалиться грехами и нравственным разложением, как нЕкими достоинствами, продавая за деньги всю эту информацию и уча, приобщая народ к подобному образу жизни и отношений…
Те, кто отвергает обличения Божьих посланников и вполне доволен своим состоянием, положением, своим пониманием Бога и себя…, и не желает познавать Христа и освящаться…, тот конечно же, душевен, т.е живёт побуждениями плоти греховной, не освящённой Духом Святым..
1 Коринфянам 2 гл:
«14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.»
————————-
1 Коринфянам 2 гл:
……….
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.»
————————————————
Душевный (плотский) человек очень многого в себе НЕ замечает, нЕ видит, не оценивает Это, как зло и беззаконие..как тО, что это безумие и шизоидность мышления..— бесовское понимание мира..
До тех пор пока человек является душевным (плотским) (а все люди «по природе» плотские), у него редко возникают конфликты с самим собой(со своей совестью и духом)..— он, можно сказать, находится в гармонии сам с собой и с Обществом, которое его окружает.
В его триумвирате (дух, душа, тело), — дух стоит на последнем месте и не имеет права голоса. Всем руководит душа, то уступая телу, то владычествуя над ним.
А люди «грубо организованные» стремятся, прежде всего, обеспечить свои насущные потребности, а насытившись, начинают заготавливать впрок, чтобы потом перевести это в запасы, в «закрома». в предметы роскоши, в которых ничего не понимают, но любят хвастать друг перед другом.
Но как только человек становится духовным (соединяясь с Духом Божьим), у него начинается конфликт с самим собой и с обществом.
Духовным человек становится тогда, когда внутри него поселяется Дух Святой.
——- В этом случае человек становится Божьим чадом.
Такой человек «судит о всём», то есть он способен понимать ВСЁ.
Но при этом «о нём судить никто не может». То есть его самого люди не понимают.
начинается конфликт с обществом.
Здесь «духовный человек» противопоставляется всем остальным, «душевным человекам».
«Духовный человек» понимает божественные истины, которые скрыты от остальных людей, которые являются по определению, душевными (плотскими)..
И вместе с тем Бог говорит, что именно в этом состояли Его путь и Его мудрость — послать Своего собственного Сына умирать на Кресте за нас, дабы мы с вами могли обрести спасение и довериться Ему.
И хотя для мира всё это действительно звучит нелепо, будучи посланы Богом, рождённые свыше будут продолжать настаивать на греховности мира и святости Бога, на требовании Бога, для каждого человека признать себя грешником и «капитулировать» перед Богом.
Люди, естественно не хотят признавать себя грешниками и поэтому гонят, а порой и убивают Божьих посланцев, которые говорят им о правде и о суде. Поэтому человек духовный поневоле вступает в конфликт с обществом.
Плотский человек живёт своим разумом, следуя порывам души и соображая веления плоти с велением разума, делает тО, что ему представляется нужным и полезным в данный момент.
Ему неведомы высокие и глубокие осмысления себя и мира.. и замыслы Божьи, потому что его дух угнетён плотью и не может слышать голос Божий, поэтому, всё что ему говорят о благодати, о покаянии и спасении, он почитает чем-то «образным», символическим. а то и глупостью и никчемностью.
Он не может понять это своим плотским разумом, который не просвещён Богом и посему почитает то безумием.
Но когда Бог освещает разум и волю человека Своим Духом, тогда душевный человек пробуждается от Духа Божьего, и его дух начинает взаимодействовать с Господом..начинает видеть свои грехи, свою НЕвозможность исправить их собственными силами. Тогда он начинает видеть свою нужду в Спасителе и приходит к раскаянию и получает прощение.
После чего Дух Божий поселяется в его сердце. А поселившись в нём, начинает общаться с духом человеческим, и начинает открывать ему мысли и понятия Божьи и вести его Царство Небесное, освящая и преображая его разум. давая ему пищу для размышления над собой и миром, над своей прожитой жизнью и всеми её неправдами. через трудности, терпение, скорби, непонимание и отвержение людьми этого мира, для которых Господь нЕ представляет интереса..
К Галатам 5 гл:
«19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями…»
————————
Сегодня проповедь о Царстве Божьем так же служит отличительным признаком тех, кто имеет ум Христов.
Иисус повелел всем, кто хочет быть его последователем (Матфея 28):
«19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
—————-
Те, кто осознал свою духовную нищету (будучи хоть министром культуры, академиком искусства, президентом страны..), он понял, что «нищ духом» своим.
духовная нищета состоит в незнании Бога, нЕимении в себе Его Духа, Его Жизни, Его Слова…,
и если человек осознаЁт эту нищету своего духа и желает отныне заполнять свой дух и ум духовными размышлением и познанием, тогда он блажен..
т.е он уже встал на первую ступень к вечному Блаженству…
Евангелие от Матфея 5 гл:
«3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»
———————
А тЕ верующие, кто хоть и признают Христа своим Спасителем, но НЕ пребывают (не находится) в Нём своим духом, помыслами, разумом и волею,
но дружат с миром,— они наполнены тьмой духовной.
1 Коринфянам 3 гл:
«1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах….»
————————-
Люди душевные (плотские) живут НЕ по Слову Божьему, но по понятиям мирским, укоренённым в их сознании всем предыдущим опытом их душевно-плотской жизни. …
им Слова Божьего МАЛО..они ИЩУТ у мира..—…как будто бы мир мирской лучше знает, кАК нужно жить и кАК необходимо мыслить, поступать….
они как будто стыдятся того, что они – верующие…
они хотят выглядеть вполне для всех добренькими…«адекватными» по отношению к миру и его кумирам…
они опираются на философские и иные высказывания различных безбожных (не верующих во Христа) писателей, философов, психологов… И
тем самым показывая, что их разум кормится «рожками» и помоями…, вместо истинного Хлеба, записанного в книге Жизни – Библии…
Библия. 2 Тимофею 3 гл:
«15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности….»
———————-
Душевные (плотские) верующие самолюбивы, обидчивы, раздражительны…
НО стараются всё это скрыть за маской услужливой вежливости, доброжелательства, «любви к ближнему»…
говорят о своей любви ко всем людям, но при этом они очень быстро оскорбляются, закрываются, ощеряются, говорят грубости и колкости, даже проклинают…
Такие люди не отличают гнев Праведный (Божий) от гнева человеческого (бесовского)….
Праведный гнев проявляет Господь (и его последователи)по отношению к грешникам, не желающим знать Бога, отвергающим Христа..пренебрегающим Словом Божьим, возлюбившим грехи и тьму мира….
к богохульникам и гонителям Христа (и его посланников)….к презирающим обличения пророков…
Этот праведный гнев Создатель раз от разу изливает в Своих Судах на народы земли…сокрушая…обличая и уничтожая зло, взрощенное гнилым человечеством….
и (наступит Час) Бог изольёт свой Праведный гнев на землю.. в конце времён…, придя окончательно судить мир….
Праведный гнев проявлял Христос, когда обличал фарисеев, называя их гробами окрашенными…и когда изгонял из дома Божьего торгашей и менял…..
А так же все пророки, апостолы, посланники Божьи могли и могут судить бесовский мир в праведном гневе, ибо их к этому побуждал и побуждает Дух Святой – обличать мир во грехах, призывать к покаянию, предупреждать о Суде Божьем.
А есть гнев человеческий, который возникает у душевных(плотских) людей, не знающих Бога…и нЕ понимающих Его Воли и Его обличений!
Этот гнев исходит из души при всяком случае, когда человека что-то унизило…что-то пошло не так, как ему хотелось..…кто-то ему нЕ угодил….наступил ему на ногу..не досолил суп…..не вымыл посуду…не преподнёс ему подарок..забыл про его день рождения или день свадьбы… не сделал комплимент…не уступил место…не признал его гениальность…сделал ему замечание….обличил его во грехах, лжи, лицемерии…
(Иакова 1, 20):
« гнев человека не творит правды Божией.»
————————
Поэтому душевный (плотский) человек от духовного отличается тем, что он НЕ имеет ума Христова, Его Духа ( в своём духе), но движим своей душевностью, своими личными понятиями о добре и зле, о Боге и Его Воле…о том, каким должен быть верующий и что от него ждёт Бог…
Душевный (плотский) живёт эмоциями, чувствами, экзальтацией…самоправедностью, самовосхвалением, самолюбованием, самовозвеличиванием….самоуверенностью…
Римлянам 8 гл:
«1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. »