Духовность и нравственность в чем разница между понятиями
Паломническая служба «АРХАНГЕЛ»
Руководитель паломнической службы «АРХАНГЕЛ» матушка Людмила.
Православное
записаться на поездку
ЗАДАТЬ ВОПРОС
» alt=»» />
стать активным участником сайта
Духовность и нравственность
Духовность и нравственность
Духовность часто путают с нравственностью.
Нравственность и духовность – это одно и то же или нет?
В чем различие между ними? Как они взаимосвязаны?
Люди, далекие от Церкви, считают, что предназначение религии – воспитывать нравственных людей. Так ли это?
Всегда ли нравственен духовный человек? Всегда ли духовен нравственный человек?
Попробуем ответить на эти вопросы…
Смысл слова «нравственность»
Каков нрав у человека, такова обычно и его нравственность. А какова нравственность, таково и состояние совести. При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая, при худом и злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.
Нравственность коренится в самой природе человека. Основы ее заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство человека. Эти основы, присущи всем людям: нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют cилу постоянно действующего закона внутри человеческой природы.
О нравственной природе человека и нравственном законе
Нравственные основы заложены Богом в наше существо и они присущи всем людям. К ним относятся:
✦ нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…);
✦ нравственные потребности;
✦ нравственное сознание для различения добра и зла и т.д.
Нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством, нравственным законом, нравственным сознанием, долгом и ответственностью.
Нравственность — это правильное отношение к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию.
Это правильное отношение укладывается в золотом правиле нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
«Этика», «мораль», «нравственность» – это одно и то же слово, только выраженное греческим, латинским, и славянским корнем.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями» или «этическими идеалами».
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
В христианстве высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании Его.
Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Правильно ли это?
Вспомните богатого высоконравственного юношу, который спросил Господа: «Господи, я исполнил все заповеди. Чего мне еще не хватает?». Господь ответил: «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).
Человеческое добро – относительно, в бочке мёда всегда скрывается ложка дёгтя. Делая добрый поступок, мы, сами того не замечая, часто совершаем его по определенным мотивам – из тонкого тщеславия, из-за желания услышать похвалу, или избежать осуждения, или же, наоборот, делаем добро только с тем, чтобы ненавистный проситель от нас раз и навсегда отстал.
Встречаются люди безупречной нравственности, которые кажутся всем святыми. Но внутри они исполнены гордыни, тщеславия и презрения к людям. Троньте такого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!
Нравственность – это внешне безупречное поведение человека. Но внутренние мотивы не всегда безупречны…
Пример: один врач безотказно шел навстречу всем просьбам людей, ехал к больному ночью на край света, безвозмездно снабжал медикаментами, давал советы… С точки зрения морали, то, что он делал – бесспорное добро. Все люди считали его святым. Но он делал это не из любви к людям, а из тщеславия и славолюбия…
Еще пример (из лекции проф. Осипова). Человек подает деньги нищим, делает благотворительные акции, переводит деньги через банк, и т.д., и т.п. С точки зрения морали, то, что он делалет – бесспорное добро. Но для чего он это делает? – Хочет пройти в Думу…
Другой пример: девушка навещает одинокого старика, приносит ему еду и лекарства, убирает квартиру. Старик считает ее святой… А девушка в сердце своем уже оформляет на себя квартиру старика в знак награды за свои труды…
Еще пример. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий ранения и награды, пришел в школу работать военруком. Не имея семьи, всё время и силы он отдавал своим ученикам. Учил их патриотизму, порядочности, честности, дружбе, правильному отношению к женщинам, старикам, больным… Но при этом, будучи воинствующим атеистом, постоянно неприязненно высказывался в адрес Церкви и священнослужителей… Его воспитанники выросли порядочными людьми, но безбожниками.
Нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно сосуществовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.
Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению нравственных норм. Это глубочайшее заблуждение!
Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.
В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.
О духовности
Слово духовность происходит от слова «дух».
«Бог есть дух…» (Ин. 4: 24).
Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.
Духовность – образ мыслей и чувств.
Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен.
Иисус Христос является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайшую норму и идеал человеческой жизни.
✦ Духовность — способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке — Иисусе Христе и ему уподобившихся — святых.
✦ Духовность можно определить как благодатность, добродетельность или благочестие, а в высшем проявлении святость.
✦ Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений.
✦ Духовность — то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень — вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности.
Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?
Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы.
Первый путь — путь раба. Раб совершает ту или иную добродетель из страха наказания.
Второй — путь наемника. Наемник совершает добродетель за награду.
Третий путь — путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что он любит Отца и подобен Ему.
Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», — это и есть путь православного христианина.
Человека с сокрушенным духом Отец всегда ждет и Сам идет ему навстречу.
Старший сын упрекает отца, напоминая, что всегда работал на него и не получил награды. Отец отвечает: «Сын, ты всегда был со мной. И все мое твое» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын не может это воспринять, ибо он с отцом как наемник, в нем нет духовности.
Духовность концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие хранит себя в тайне от этого мира. Бог подает духовные ценности — тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном — сокрытом сокровище.
Чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.
Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в сердце человека и может внешне почти не выражаться. Чем более духовен, тем более скромен человек и склонен скрывать свои добродетели.
«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи», — сказал преп. Симеон Новый Богослов. Подумаем над этой фразой…
Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и (расстроенной грехом) природы. Это и есть путь исцеления, восстановления и спасения падшего человека.
В процессе духовно-нравственного становления человек становится всё более Богоподобной личностью. Богоподобие проявляется через воссоздание соборного единства и церковно-общинную жизнь в любви, по христианским заповедям и добродетелям.
О соотношении нравственности и духовности в человеке
Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи.
Нравственность есть одно из измерений и проявлений духовности человека.
Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность — по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру мыслей, движениям души, по степени ее нравственной чистоты или напротив – греховной скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и т.д.
Нравственные принципы в христианстве подчинены духовности.
Человек духовный – всегда нравственен. Но не каждый нравственный человек – человек духовный.
Первым в рай вошел не высоконравственный человек, а разбойник, признавший, что справедливо осуждён и исповедовавший Христа Богом.
Задача религии в исправлении человеческого духа, в приобретении не правильной нравственности, а правильной духовности. Духовность же приобретается в Церкви.
Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).
Духовность и нравственность понятия взаимосвязанные, но не взаимозаменяемые. Они пересекаются, но не тождественны друг другу. Нравственный человек не станет делать другому того, чего бы не хотел, чтоб сделали ему. Однако же никто не узнает о том, что он думает и чувствует на самом деле. Сие кажется не столь важным. Его добродетели носят внешний характер. Духовное — это внутренняя работа над собой — делание, которое сокрыто от глаз человеческих, но зато видимое Богу.
О нравственности и духовности: в чем разница
Часто духовность путают с нравственностью. Между тем это достаточно разные, хотя и пересекающиеся понятия.
И только старенький священник, который исповедовал врача, знал, что он делал все это из тщеславия и славолюбия.
Святитель Игнатий Брянчанинов, известнейший русский подвижник и богослов, как-то сказал приблизительно следующее: если бы человек оправдывался только от своих добрых сердечных дел, то приход Христа был бы не нужен. И действительно, мало ли добрых людей жило в века минувшие. Были и такие, что добром своим покрывали многие дела и нынешних христиан. Спасали кого-то в пожаре, подавали хлеб голодному, отдавали нищему последнюю рубашку, помогали вдове вспахать поле и прокормить её детей. Ещё на египетских гробницах были надписи: «Я никого не убивал, не исторгал слёз, не издевался над стариком, не огорчал отца, ублажал мать, делился хлебом с голодным, освобождал слабого от сильного в пределах своих возможностей, делал полезное правителю и говорил ему истину, не обижал вдовы, давал лодку для переправы на другой берег Нила. Потом я умер».
А бывает и по-другому. Человек совершает добрые поступки из откровенно меркантильного расчета, надеясь на благодарность и вознаграждение со стороны того, кому он благодетельствует. Навещает, к примеру, одинокого старика, приносит ему еду, убирается в его квартире, а в сердце уже бодро оформляет ее на себя в знак награды за свои труды.
Вопрос: нравственен ли был тот военрук?
Попробуйте-ка честно ответить.
Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика
Анализ научных публикаций, посвященных пониманию процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, месту различных социальных институтов в них, убеждают в том, что данные процессы осмыслены с разных сторон в работах как зарубежных, так и отечественных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов, и в определенной степени затрагиваются вопросы становления духовности, нравственности у подрастающих поколений.
Психологический словарь понятие «духовность» человека характеризует как «индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других».
Необходимо также отметить следующее: анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской.
Философия диалектического материализма слова «дух», «душа» рассматривает как синонимы слова «психика».
В марксистской философии понятие «дух» синонимично понятию «сознание».
Во главу духовного становления Н.А. Бердяев ставил индивидуальную свободу личности. Ведь человек сам ответственен за созидание в самом себе добра, за свое духовное восхождение (при этом философ не отрицал роли воспитания).
Но самосозидание в себе духовного человека возможно, по утверждению Н.А. Бердяева, лишь в творчестве.
Н.А. Бердяев полагал, что духовность не может быть исключительным направлением энергии человека на самого себя, она должна направляться на других людей.
Н.А. Бердяев выделял несколько типов духовности:
— христианская (православная, католическая);
— вне христианская (мусульманская);
— всеобщие основы духовности (индусская, мистическая);
Новая духовность включает в себя все признаки, перечисленные выше.
Поэтому вполне понятно, что для нас наибольший интерес представляет трактовка понятий «духовность» и «нравственность» в трудах русских философов именно этого периода.
B.C. Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны.
Предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества.
Основа общечеловеческой нравственности (духовности) базируется на чувстве стыда, жалости и благоговения по отношению к высшему началу.
Более того, B.C. Соловьев, подчеркивает, что человек существует достойно только тогда, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет ее к безусловным нравственным делам.
Н.О. Лосский полагал, что понятия «дух» и «духовость» не требуют никаких доказательств и разъяснений. Однако он опосредованно приводит нас к пониманию составляющих духовности. К ним Н.О. Лосский причисляет свободу, истину, добро, любовь и красоту.
И.А. Ильин, рассматривая проблемы духа и духовности, пришел, в сою очередь, к выводу о том, что наличие духовного начала в человеке является смыслом существования любой личности: «. дух есть «воздух» и «хлеб» человеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть. сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всем животворящее, осмысливающее и очистительное. дух есть сила самоопределения к лучшему. ».
Среди истоков духовности И.А. Ильин называет чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека он выделял веру и любовь.
В педагогике духовность нередко трактуется как «. индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других».
Именно с формированием духовности и нравственности, как показывает проведенный нами анализ, большинство представителей гуманитарных наук связывает выход человечества из нравственно-экологического кризиса. Поэтому с разных сторон они стремятся охарактеризовать изучаемую категорию. Это позволяет, в частности, В.В. Макееву прийти к ряду выводов:
— Ш.А. Амонашвили духовность раскрывает на основе новейших достижений естествознания, в связи с открытием торсионного поля, подчеркивая, что существует единство заключенных в человеке духовных и природных сил как проявление союза Неба и Земли, Души и Тела, как проявление Космоса в Микрокосмосе. Ученый утверждает, что ребенок в то же время есть неповторимая частица Целого, уникум среди уникумов. Поэтому духовно-нравственная сущность Ребенка устремлена к восхождению, а его природные силы имеют внутренний импульс к проявлению и созреванию.
— Члены Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли РАО В.И. Додонов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.А. Степашко в публикациях 1999-2003 гг. духовность раскрывают как высшее проявление человеческой сущности и рассматривают ее как результат глубинного освоения знаний о природе, обществе, человеке, как проявление «человеческого в человеке», возвышающего его над эгоистическими потребностями. Они показали, что духовность есть совокупность высших нематериальных ценностей светского и религиозного значения, ведущими средствами воспитания духовной культуры у учащихся выступают предметы и явления материального и духовного мира, а также виды их деятельности, непрерывное обновление их жизни в окружающей среде, способствующие приобщению к духовной культуре.
Все это вместе взятое позволяет автору сделать обобщение, что духовность есть общечеловеческая ценность. Она представляет собою интегральное качество, обусловливающее целостность личности, высокий уровень ее развития. Низкий духовный облик людей, порожденный условиями НТР, способствовал возобладанию стремления к удовлетворению узко прагматических, меркантильных материальных потребностей, к увлечению наслаждениями. В сфере образования создался перевес в сторону увеличения знаниевого компонента в ущерб духовно-нравственному развитию личности. Необходимо усиление воспитания духовной, высоконравственной личности. Это воспитание должно включать обобщенное овладение ценностями и опытом, связанными как с материальным, так и с нематериальным существованием человека, как признание единства научного и религиозного, рационального и религиозного, земного и космического.
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и экзистенциальные ориентиры личности укоренены в системе над индивидуальных ценностей.
Некоторые современные философы (Н.С. Юлина) считают, что понятие «духовность» имеет неопределенный и расплывчатый смысл, его семантика не достаточно ясна, и в силу своей «не операциональности» оно должно быть оставлено религии, где оно естественно и обозначает особое состояние верующего человека. В философии и педагогике они предлагают использовать термин «разумность».
Другие в понятие «дух» включают стремление человека к истине, к познанию окружающего мира, а духовность определяют наличием в человеке разума и воли, способных возвысить его (человека) над животной жизнью, подчинить себе плотские влечения (П.В. Симонов, В.Н. Шердаков).
В ходе подобного диалога человек находит свое собственное «я».
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, говоря о духовности человека, имеют в виду его нравственный строй, его способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями и идеалами. «Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы».
В известной мере продолжая предыдущие рассуждения A.M. Столя-ренко отмечает, что, во-первых, изменение отношения к духовности аксиологическим (ценностным и мировоззренческим) ракурсом ее рассмотрения. Констатируя, что сознание человека имеет три составляющие (сознание окружающего, самосознание и духовное (трансцендентное) сознание), автор последнее понимает как расширяющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека, его конкретных личных задач и интересов, даже удовлетворяющихся морально и правомерно корректными способами.
Иными словами такое сознание характерно потребностью и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества.
В.Т. Кабуш в азбуке гуманистического воспитания духовность определяет какдуховную сущность человека, противоположную его физической, телесной сущности, как внутренний, нравственный мир человека.
Критериями духовности является поведение человека, его отношение к самому себе, к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству.
В соответствии с таким подходом, автор рисует портрет духовной личности. Это человек, у которого сформирована потребность в познании мира и самопознании; благородство души, бескорыстность, мировоззренческий поиск и понимание смысла жизни; стремление к добру и справедливости; потребность в красоте, понимание прекрасного; целостность внутреннего мира; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; постоянная готовность к работе над самосовершенствованием личности.
В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, вступая в полемику с некоторыми современными философами, не отрицают, что духовность измеряется и образованностью, и широтой кругозора, и развитием ума. Однако, как полагал Б.Т. Лихачев, «в характере человека широкий кругозор может сочетаться с ограниченностью души, развитый ум со скудностью сердца, и тогда это уже свидетельства бездуховности человека».
В.А. Караковский уточнял, что сущность такого явления, как духовность, точнее всего передается понятиями гуманность, человечность, доброта.
А.А. Коростелева под духовностью предлагает понимать идеальную потребность познания человеком сущности своего предназначения, в которой выражается стремление личности преодолеть конечность своего бытия, а также потребность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе единства красоты, добра и истины.
Все рассмотренные выше подходы к толкованию понятия «духовность» представляются нам правомерными, так как отражают сложность и многоаспектность изучаемого явления.
Мы склонны рассматривать духовность человека как синтетическую категорию, как тонкое и сложное единство многих качеств человеческой личности, как нечто, поддерживающее ее целостность.
Рассматривая духовность как цель, принцип и результат воспитания личности, отмечает Т.И. Власова, мы создаем предпосылки разрешения проблемы духовного кризиса. Понимание духовности как способа человеческого существования создает возможность его педагогического инструментирования посредством поэтапного «овладения» ребенком собственной духовной сущностью, обретения экзистенциальных ценностей, смыслов жизни.
Анализ генезиса «духовность человека», проведенный на основе достижений мировой и отечественной философии, позволил автору определить собственный взгляд на его содержание как на способ человеческого существования.
Таким образом, мы определились в понятии духовность человека, сущность которой заключена в проявленности наличной (изначальной и полной) экзистенции посредством реальной (здесь и теперь) и возможной (теперь и там) экзистенций с ориентацией на Абсолютные ценности.
Исходя из этого, подчеркивает Татьяна Ивановна, можно определить механизм духовного развития как способ преодоления себя для более углубленного осознания своей экзистенции. Человек, с одной стороны, превращает себя в предмет познания, с другой, находит себя в напряжении «пограничных ситуаций». Философский анализ позволил нам выразить категорию «духовность» через понятие «экзистенция». Такой прием использован нами для того, чтобы обосновать парадигму воспитания духовности, осуществив прорыв в педагогическом сознании по этой проблематике. Допустимость такого переакцентирования продиктована не столько внешними причинами, сколько нашим пониманием сущности экзистенции как способа бытия человеческой личности.
Характеристиками духовности (по Т.И. Власовой) являются: дихо-томичность человеческой сущности (колебание и баланс между добром и злом), гармония (баланс) между иррациональным и рациональным (душой и сознанием), гармония (баланс) между витальной и духовной сущностями (уравновешивание физиологических потребностей и «требований» субъективного духа), интенция к абсолютным ценностям.
Методологический аспект воспитания духовности, продолжает автор, заключен в теории формирования ценностей, которая указывает, что ценность может возникнуть только в объектно-субъектном отношении. Ценности и смыслы жизни возникают в процессе реализации отношения с «жизнью», следовательно, для формирования экзистенциальных ценностей человеку необходимо иметь отношения с другим носителем адекватной жизни.
Таким образом, делает вывод исследователь, духовность реализуется в стремлении к смыслу жизни (С.Л. Франк, В. Франкл, Б.С Братусь, В.И. Слободчиков и др.). Исследование позволило сделать вывод, что психологическими основами субъективного духа человека является его способность к самотрансценденции (А. Маслоу, В.И. Слободчиков). Духовность есть ценностно-смысловое основание человеческого существования, реальность которого подтверждается тем, что его отсутствие низводит человека к уровню чисто биологического животного вида, к уровню живых организмов.
Наиболее продуктивными для теории воспитания духовности является, по ее мнению сам подход к человеческой жизни через призму ценностей (Б.С. Братусь, С.Л. Франк, В. Франкл, А. Маслоу и др.). В своих рассуждениях она обнаружила, что объективация ценностей приводит к тому, что они существуют в виде значений независимо от конкретного человека, однако, их присвоение в виде смыслов не просто является возможным, но и становится необходимым условием человеческого существования. Данное положение определено в исследовании как психологическое основание в воспитании духовности, поскольку нацеливает педагогов на организацию совместного поиска смыслов с учащимся. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для различных людей, но для каждого он является единственным, неповторимым и истинным. От личности к личности, от ситуации к ситуации меняется смысл. В этом заключается его динамичность и оптимистичность, так как характеристики задаются социокультурным окружением, а его освоение демонстрирует человеку собственные потенциальные духовные силы существования.
Психологические основания развития духовности обнаруживается в душевно-когнитивной, ценностно-смысловой (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк) и деятельностно-волевой (В.П. Зинченко) сферах человека. Такой подход дал возможность автору сформулировать следующее определение восприятие конкретного смысла есть осознание возможности на, фоне действительности, т.е. осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации.
Условия успешности процесса воспитания духовности включают культуросообразное целеполагание, личностно-ориентированное образование, гуманитарно-творческое воспитание и субъектно-ориентированную диагностику.
Согласно проделанному анализу понятия «духовность», опираясь на частоту употребления, отдельные его признаки можно расположить в такой последовательности: свобода, добро, стыд, жалость, любовь, творческая активность, истина, разум, воля, интеллект. Ядром духовности считается «нравственность».
«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности.
Примерно об этом же пишет в своем исследовании Т.А. Липаева. Она уточняет, что православные авторы под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств и качеств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания.
В дореволюционной, а позднее в советской педагогической литературе поиск воспитательной парадигмы шел в системе развертывания оппозиции социоориентированного и индивидуально ориентированного идеалов воспитания (Г.Б. Корнетов).
В первом случае воспитание рассматривается как педагогическое воздействие на ребенка, формирование у него жестко навязываемых качеств, соответствующих идеалам воспитателя.
Такой подход ставит ребенка в положение пассивного объекта и ведет к нивелированию личности, которой навязываются взгляды, убеждения, поведение, удобные той или иной социальной системе.
Развивающая парадигма рассматривает воспитание как помощь ребенку в его развитии, становлении внутреннего потенциала, причем обе стороны выступают равноправными субъектами процесса.
В отечественной педагогике советского периода подобного подхода придерживаются Х.З. Завадская, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Л.В. Шевченко и другие.
Исследования, осуществляющиеся вне этого русла (Ю.В. Шаров), были исключением.
В настоящее время гуманистическая тенденция в области нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.