Духовные скрепы что это такое
Духовные скрепы. Что же это? На сколько они сильны в России..
На них строится дружба, родственные отношения, отношение на работе, партнерство как в бизнесе так и с семье, а так же сотрудничество между государствами. Без здоровых и крепких отношений не может существовать здоровое общество.
Высока роль взаимоотношений в современном обществе, где отношения является клеем, связью между всеми членами общества и государством.
Но на сколько здоровое сегодня отношения в нашем обществе?
Об этом я хотелось бы поговорить и задуматься в этом видео.
Пишите ваши мысли, мнение, суждения в комментариях под этим видео.
Я слова Путина о духовных скрепах понял так, что это совокупность каких-то культурных ценностей в первую очередь, которыми может гордиться наш народ. Ну, например, исторические личности и события принесшие славу России, гениальные творцы, достижения в науке и т.д. Поэтому мне не совсем понятно, когда кто-то (на самом деле известно кто) постит фото каких-то обосраных алкашей и подписывает что это типа «скрепно». В нашей стране действительно дохуища народу самого разношерстного, уебков тоже хватает, но я уверен, что именно уебкам о духовных скрепах как раз ничего не известно. Скрепы это для нормальных людей.
Вата как никогда крепка и покорна.
Дичь какая-то. Как будто на собрание Свидетелей Иеговы сходил.
Распутина уверена, что уже тридцать лет «нас уничтожают в духовном плане, только бездумный человек не понимает этого»
Певица Маша Распутина жёстко раскритиковала российский шоу-бизнес и заявила, что на сцене остались «безголосые и бездумные обезьяны».
— Там скачут безголосые и бездумные обезьяны. То, что сейчас на плаву, ужасно. Всё на низком уровне. Даже не надо это рассматривать. Уничтожают в духовном плане нашу молодёжь, — подчеркнула артистка в интервью журналу Sobesednik.
Распутина добавила, что современная культура сейчас находится в упадке, она вызывает отторжение у любого здравомыслящего человека. Певица уверена, что уже тридцать лет «нас уничтожают в духовном плане, только бездумный человек не понимает этого».
Она считает, что бездуховность сейчас проявляется и в музыке, и в кинематографе, на которых воспитывается подрастающее поколение. Артистка согласилась с мнением Марии Шукшиной, которая полагает, что молодёжь «как слепые котята», считают зло прекрасным.
Что такое скрепы и причем тут этика
(впервые опубликовано на проза.ру, отредактировано на Яндекс Дзен)20.03.2020г
Не только нынешние идеологи духовных, моральных, национальных, религиозных и политических скреп РФ, но и выдающиеся российские философы Ключевской, Бердяев и раввин доктор философии Симеон-Леон Швабахер, впервые упомянувший о духовных скрепах в 1879 году, выпячивая ценность скреп, о другой ценности всего человечества и неразрывно связанной со скрепами – это этике начисто забывают. При этом не учитывают, что скрепы и этика являются неразделимыми и самыми главными регуляторами жизни всего человечества, а не только России.
Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами (скрепами) помимо этики являются религия, право, экономика, политика и др. Этика отличается от них тем, что моральным регуляторами поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, например, действуют запреты, наказания (штрафные, административные, уголовные), силовые методы и институты (тюрьмы).
Если заглянуть в глубину веков, то появление скреп помогало управлять племенем и выживать, а появление этики – двигать прогресс и развитие человечества вперед. При отсутствии этики, никакого прогресса человечества не было, а если бы и был, то очень незначительный, причем моральный облик человека мало бы чем отличался от обезьяньего. Поэтому главной задачей и целью любого государства должно быть всемерное развитие и пестование этики с непременной поддержкой скреп. Скрепы сами по себе не отмирают, а о них забывают после определенного этапа в развитии человечества, когда появляются новые скрепы, не противоречащие существующей на данный момент этике. И это закономерно и справедливо. Об этом почему-то не знают или пренебрегают в развитых странах мира – пытаясь всячески ускорить прогресс государств, они всемерно развивают этику, зачастую забывая поддерживать при этом существующие скрепы, что приводит к разброду и шатанию в обществе. У нас другая беда – это попытка всячески пестовать и развивать существующие и стародавние (отмершие по естественным причинам и противоречащие этике) скрепы, полностью при этом забывая об этике. Мы уже видим, что такая политика нашего государства приводит к деградации общества, институтов власти, полностью уничтожает социальные лифты и вне всякого сомнения рано или поздно приведет к развалу российского государства. Так что с такой политикой РФ никогда не станет флагманом прогресса и процветания.
Чтобы не быть голословным (у каждого гражданина есть свое мнение на этот счет), подкреплю свое мнение не таким уж далекими историческими фактами. Российская империя была успешно развалена (уничтожена) двумя законами:
— Указ о черте постоянной еврейской осёдлости — действовал в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год), подписала императрица Екатерина II от 23 декабря 1791 года (3 января 1792);
— Циркуляр, «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», — нормативный акт периода контрреформ, подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения И. Д. Деляновым. Был одобрен на совещании министров внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода Российской империи и опирался на воззрения К. П. Победоносцева. Из-за неполноты законов Государственный Совет в 20.02.1873 г. признал «право административных властей, в особенности высших, определять в тех случаях, на которые нет отдельного закона, подробности, ускользающие от законодателя» (мнение ГС опубликовано не было и в Свод Законов не вошло). Несмотря на то, что идея прямого запрета доступа в гимназии детям низших сословий была отвергнута непосредственно Александром III, циркуляр фактически уничтожил подготовительные классы в гимназиях и вызвал огромную бурю эмоций в обществе, затормозил прогресс страны и укрепил российскую реакцию. В обоих законах много скрепоносного (иначе бы их не подписали), но полностью отсутствует этика.
Нынешняя российская политика и экономика зиждется на скрепах и, мягко говоря, зачастую забывает об этике. Поэтому ничем не отличаются от политики и экономики развитых стран середины 19 века. В конце 19 и начале 20 века даже в российской империи этика ведения экономических дел была выше чем сейчас. Приведу примеры:
— Еще в 1881 году в Петербурге вышла в свет книга «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». Ее автор И. Е. Зегимель, специализировавшийся на изучении благотворительных организаций России и Европы, кратко сформулировал нормы, выработанные многими поколениями российских коммерсантов;
— Инженер Н. Н. Изнар в своих воспоминаниях рассказывает о Мальцевском заводском округе, расположенном в Смоленской, Курской и Орловской губерниях. В этом округе было 22 больших завода по изготовлению паровозов и вагонов, на которых работали несколько десятков тысяч рабочих. В 1875 г. капиталист С. И. Мальцев создал товарищество с капиталом в 6 млн. рублей, в котором рабочим и служащим было предоставлено участие в прибылях. На трудных работах был установлен восьмичасовой рабочий день. Рабочим были построены каменные дома по 3 – 4 комнаты, с большим участком под сад и огород. Были также построены школы, ремесленные училища, больницы. Заработная плата рабочих составляла уже тогда 170 рублей в год;
— Первоначальное обучение в российской империи было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно практически сделалось обязательным (3 мая 1908г Николай II подписал закон, предусматривавший резкое увеличение финансирования школ): на практике финансирование увеличилось в разы и охват детей образованием неуклонно и быстро рос. С 1908 года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000;
— Задолго до большевиков бесплатная медицина поддерживалась и развивалась земствами. Крупные заводы поддерживали щадящими законами женский труд и также как земства развивали бесплатную медицину, включая с некоторыми оговорками оплату больничных и предоставление оплачиваемых отпусков;
— Когда семья Хрущева переехала из Курской области в Украину, то жили они в Юзовке бедно. В бараках на 50-70 человек не было даже мебели. Грязная одежда сушилась там же на развешанных по периметру веревках. К началу революции Хрущеву было 23 года. К этому времени он уже успел поработать трубочистом, пастухом, помощником слесаря, слесарем на шахте – последняя работа позволила ему жить в достатке. Зарабатывающий целых 45 рублей в месяц Хрущев от службы в армии в Первую мировую войну был освобожден как квалифицированный рабочий, женился, мог снимать трехкомнатную квартиру, так как перед революцией уже имел 2-х детей, ни в чем себе не отказывал (ездил за продуктами на рынок на пролетке), собрал своими руками мотоцикл, который проработал несколько десятков лет: «… работая простым слесарем, зарабатывал 45 руб. при ценах на черный хлеб в 2 коп., на белый – 4 копейки, фунт сала – 22 коп., яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «Скороходовские» — 7 руб. Чего уж тут сравнивать. Когда я вел партработу в Москве, то и половины этого не имел, хотя занимал довольно высокое место». Затем Хрущев честно признается, что в 1930–е гг. «другие люди были обеспечены еще хуже, чем я». Но может быть Хрущев был уровня Калашникова? В 1909 г. современник, требуя прибавить зарплату молодым ученым, сообщает – «только плохой слесарь получает 50 р. в месяц – жалованье кандидата в профессора, – а хороший слесарь получает 80 – 90 руб. в месяц». Следовательно, молодой Хрущев получал не как представитель рабочей элиты, а как «плохой слесарь». Его уровень жизни был типичным для рабочего человека начала 20 века в российской империи;
— К началу XX в. Россия входила в 5 крупнейших по уровню экономического развития государств мира: США, Германия, Англия, Франция, Россия. Россия занимала 4 место в мире по уровню мирового промышленного производства, ее доля составляла 9 %. При этом темпы роста российской экономики на протяжении длительного периода 1890 – 1914 гг. являлись самыми высокими среди всех 5 ведущих промышленных государств мира. К 1917 г. в России было построено 81 тыс. км железных дорог, за последние 37 лет с 1880 г. строилось в год свыше 1,5 тыс. км. Даже в годы войны промышленность России продолжала расти. В результате только в годы правления Николая II русская промышленность учетверила свою производительность. Ускоренное развитие происходило не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. За 20 лет правления Николая II 1894 – 1914 гг. сбор урожая хлебов удвоился, вырос с 2 млрд. до 4 млрд. пудов. В 1913 г. урожай хлебов был на 1/3 выше, чем трёх других крупнейших сельскохозяйственных стран у Аргентины, Канады и США вместе взятых. Россия давала 1/4 мирового производства хлебов и занимала 1 место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции;
— В царствование императора Николая II быстро росло благосостояние населения. Показателем этого стал демографический рост – за 20 лет население увеличилось на 50 млн. чел. (на 40%). Потребление основных продуктов выросло более чем в 2 раза. Вклады в сберегательных кассах выросли с 300 млн. в 1894 до 2,200 млрд. в 1913 г.
Несмотря на несомненные экономические успехи и небольшие положительные политические подвижки в царской России ее развал был предопределен двумя вышеуказанными законами. Кроме этого на развал российской империи могло повлиять увлечение многими философами, учеными, литераторами и другой интеллигенцией славянофильством, которое появилось в России как философское течение в начале 19 века скорее всего в подражание западноевропейских учений, преимущественно философии Шеллинга и Гегеля. Кроме этого на его возникновение могла оказать влияние Отечественная война 1812 г, которая обострила всенародный патриотизм. Возможно из-за этого Ключевской и Бердяев «не увидели» неразрывной связи скреп и этики и наличия их у всего человечества.
Что нужно сделать современной России, чтобы ускоренно развиваться экономически гражданам и самой стране и, хотя бы достичь уровня успехов царской России под лозунгом «ВСЕ ГРАЖДАНЕ РАВНЫ!»:
— Ввести наказание за разделение под любым «соусом» граждан РФ на «своих и чужих»;
-Сломать действующую вертикаль власти с уменьшением чиновников и силовиков одномоментно в 2 раза, так как она разрушила независимость ветвей власти и этим уничтожила противовесы. Обеспечить реальную независимость ветвей власти. Сокращаемым обеспечить моральную и материальную компенсацию, привязав ее к созданию у них мотивации для ухода в бизнес;
-Реформировать правительство, оставив ему в основном рекомендательные функции и сократив до минимума запретительные. Максимально снизить государственные расходы, включая оборону;
-Реформировать пенсионную систему, начав ее с ликвидации ПФР как потенциального рассадника злоупотреблений и фактического кошелька правительства. Функции ПФР по выплатам пенсий социальных (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), льготных, и граждан старше 80 лет передать министерству финансов. У остальных работающих граждан, включая силовиков, бюджетников и чиновников, пенсионные выплаты автоматом должны перечисляться на банковскую карточку;
— Прожиточный минимум необходимо одномоментно увеличить в 1,5 раза, пересмотреть потребительскую корзину с учетом рекомендаций ВОЗ, ежегодно индексировать прожиточный минимум с учетом реальной инфляции. Минимальная оплата труда должна быть не ниже прожиточного минимума. Ввести понятие почасовой минимальной оплаты труда;
— Безработным выдавать пособие не ниже уровня минимальной оплаты труда, а при наличии иждивенцев вводить повышающие коэффициенты. Увеличить сроки выдачи пособия, исходя из реальных условий;
— Оплата труда Президента и Премьера должна утверждаться Государственной Думой РФ, но при этом она не должна превышать десяти средних оплат труда по РФ. Расчет пенсии для них должен производиться с существующим коэффициентом для утвержденной ГД оплаты труда. Ежегодно при необходимости проводить индексацию или оплаты труда, или пенсии;
— Оплата труда депутатов, сенаторов и главных врачей поликлиник, стационаров и больниц не должна превышать 75% от оплаты Президента с учетом всех выплат и компенсаций;
— Оплата труда высших чиновников, включая министров, силовиков и глав компаний (президентов), назначаемых Президентом РФ либо с государственным управлением не должна превышать десяти средних оплат труда Президента с учетом всех выплат и компенсаций;
— Всем пенсионным льготникам силовикам, чиновникам и возможно работающим в трудных условиях и на вредных работах начать такой же процесс увеличения срока выхода на пенсию на 5 лет, как уже введенный частично чиновникам и работающим на производствах;
— Существующие льготные пенсии (за исключением Премьера и Президента) оставить с теми же коэффициентами, но ввести для всех правило «не более трех средних пенсий по стране» и каждый год при необходимости проводить их индексацию;
— Финансы национальных проектов: производительность труда и поддержка занятости, частично демография, а также части сэкономленных зарплат и пенсий должны быть направлены на выполнение вышеперечисленных условий.
При выполнении вышеперечисленных условий вы удивитесь, но экономическая жизнь в стране изменится в лучшую сторону буквально в считанные месяцы.
Как куются духовные скрепы
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Slon попытался выяснить, что же такое «духовные скрепы», поговорив с сотрудницей Института социологии РАН Марией Мчедловой, занимающейся по заказу Кремля изучением «маркеров духовных скреп» и созданием «механизмов воспитания молодого поколения»
– Вы сейчас задаете вопрос, который не очень подходит к определению нашей работы, хотя именно за него и вцепились СМИ. Сейчас это слово стало таким шаблоном, который циркулирует после речи Путина о том, что духовные скрепы у нас – это сострадание, милосердие и так далее. Эту формулировку можно наделить различными смыслами, что, по большому счету, потом и делалось. Но слово «скрепы» не используется в гуманитарном знании, но правильно было бы сказать, что духовные скрепы – это сложившаяся в обществе система ценностей. Это можно назвать и не скрепами, а каким-то другим словом, но когда такая ценностная система рушится, то мы можем наблюдать то, что происходит сейчас, – разрушение социальной солидарности, атомизация общества и ценностная аномия.
– Я правильно понимаю, что вы все-таки хотите сказать, что «духовные скрепы» – это ненаучный термин?
– Нет, я думаю, что духовные скрепы – это очень широкое понятие, которое может быть использовано как определенный понятийный инструментарий. Я не вижу в этом слове ничего плохого. Если убрать этот насмешливый флер, присутствующий в средствах массовой информации, то им вполне можно пользоваться научно. И более того, он может вполне эффективно определять ценностные основания общества. Не только российского, но и любого другого.
– Но вы же понимаете, почему часто словосочетание «духовные скрепы» нельзя произнести без смеха?
– Если серьезно, то очень давно уже надо было поставить вопрос о ценностной консолидации общества (и я его полностью поддерживаю). Мы в Институте социологии давно разбираем вопросы идентичности, понимая, что для того, чтобы общество было устойчивым, в нем должен существовать ценностный консенсус. У нас ситуация усугубляется тем, что социологи, политологи, философы, историки и обычные люди понимают, что сейчас стало жить совсем по-другому. Может, и стало лучше, но не стало веселей. Либо институт, либо ценность. Это проистекает из отсутствия четких социокультурных ориентиров в обществе. Институты у нас слабо выполняют роль институтов, не говоря о том, что сейчас в обществе очень сильное недоверие почти ко всем политическим институтам – за исключением трех: института президента, армии и церкви. Все остальные политические институты у россиян доверия не вызывают. А если говорить о ценностях, то последовательно вымывались из сознания ценности труда, гуманизма, истины, человека, науки. В результате у нас отобрали все и оставили только одну.
– Видимо, вы скажете, что это деньги.
– Да, правильно. А деньги – это такая ценность, за нее не пойдут умирать, но Мамона пожирает все. Мы все помним историю про золотого тельца и знаем, чем это все закончилось.
– И поэтому Управление внутренней политики администрации президента теперь взялось за истинные ценности.
– Давайте не будем об Управлении администрации. Мы в Академии наук давно занимаемся этой проблемой – больше 20 лет – и по более фундаментальным темам. Эта проблема нарастала как снежный ком. Но большинство таких исследований, увы, раньше проводились не за счет государства, а совместно с фондом имени Эберта (международная некоммерческая организация, чей офис в России подвергся обыскам после принятия закона об иностранных агентах. – Slon). И я очень рада, что государство наконец-то обратило внимание на эту проблему, чтобы не потерять молодое поколение и страну. А оно, молодое поколение, в этой консолидации заинтересовано. Вы, к примеру, смотрели «Сталинград» Федора Бондарчука?
– Ни в коем случае.
– Сейчас много говорится о том, что там гигантские кассовые сборы, но речь не об этом. Я не хочу обсуждать творческие достижения этого фильма, но количество людей, посмотревших фильм, действительно зашкаливает. Вероятно, это не из-за художественной ценности фильма, а из-за того, что в обществе чувствуется большая потребность в консолидации, и Сталинград остается тем самым святым местом. Ну не получается жить человеку без ценностей.
– Россияне нуждаются в этих духовных скрепах, хотите сказать?
– Конечно, но давайте уже отойдем от этого ехидства – «эти духовные скрепы», те «духовные скрепы». Общество не может существовать без общей истории, которая создает идентичность и консолидацию общества.
– Так и что, как россиянам эти ценности прикрепить?
– Навязать это невозможно, это неправильная постановка вопроса. Навязать можно идеологию, если она соответствует чаяниям народа – как, по мнению Бердяева, большевизм в 1917 году соответствовал чаяниям крестьянства. Но нужно четко разделять идеологию и идентичность общества, которая не может быть спродуцирована где-то в кабинетах. Это то, что идет изнутри человека. Но естественно, это самый глубинный уровень, следующий уровень становится отрефлексированным – то, что мы называем «ценностными историческими структурами в обществе». Если исследователь будет спрашивать у вас про образ России и о том, как следует себя вести в каких-то ситуациях, тут уже можно будет вытащить из вас ваши ценностные предпочтения.
– А что за точки консолидации могут быть?
– Это вопрос очень сложный. Это должна быть работа лидеров общественного мнения – от государственных деятелей и журналистов до воспитателей в детском саду и учителей в школе. Разом к этому порыву перейти нельзя, и, я думаю, нам придется воспитывать еще несколько поколений. Но это только одна часть задачи, а вторая – чтобы наша деформированная система ценностей встала на место, нужно решить массу социально-политических проблем. Возможно, они первичны. Нужно преодолеть социальное неравенство, коррупцию и вернуть то, чего не хватает людям больше всего, – справедливость. О ней говорят 99 из 100 опрошенных.
– Ну, звучит проще простого. А расскажите, как вы выполняете ваше исследование?
– Мы выполняем талантливо.
– А можно подробнее?
– Мы делаем то, что предусмотрено техническим заданием. Согласитесь, я не могу сейчас подробно говорить об исследовании, которое еще не закончено и у которого нет результатов. Мы проводим широкий мониторинг, который нацелен на то, чтобы выявить запросы и чаяния россиян. Мы провели экспертный опрос, получили массу интересного материала. В обществе есть колоссальный запрос на ценностную идентификацию, патриотизм, историческую память и желание гордиться страной. Ни один человек не отказался отвечать на наши анкеты. Люди столько хотели говорить об этом, что в положенные два часа даже не укладывались, – я не ожидала, что у людей настолько острый запрос на формулирование российской идентичности и такой запрос на то, чтобы чувствовать себя россиянами. Это была репрезентативная выборка – и молодежь, и взрослые люди.
– Хорошо, по итогам исследования вы все это напишете, а дальше что? У вас же работа о действенных механизмах воспитания молодежи. Методы-то какие существуют?
– Механизмы воспитания – это то, как можно в процессе социализации сделать так, чтобы человек мог ответить на вопрос «Кто я?», не чувствовал себя потерянным и вырос Гражданином с большой буквы. Это надо впитывать с молоком матери. Знаете, после развала Советского Союза общественность стала кричать: вот при большевиках детей оболванивали-оболванивали. А я так не думаю. Я полагаю, что знание гимна помогает выработать определенную сопричастность к стране. Вот в Южной Австралии едет автобус с первоклассниками – что они поют? Они поют о том, что живут в самой чудесной стране и это самое чудесное место на земле.
– Хорошо. Но вот проходит у нас праздник День народного единства, проходит, уже, кажется, раз в десятый – его же тоже, наверное, придумывали как какой-то механизм для национальной идентификации. Про духовные скрепы только тогда не говорили. Но как праздник, помимо положенного дополнительного выходного в календаре, его воспринимать никто не стал.
– Этот праздник не стал праздником, потому что он связан с событиями, которые слишком далеко от нас стоят. 400 лет – это слишком далеко. Коммуникативная историческая память живет два-три поколения, в которую те события 1612 года в нее не укладываются, а попадают в резервуар символической исторической памяти. Мой любимый пример здесь – это Александр Невский. Сейчас, по сути, не так важно, чем он занимался на самом деле, но его образ стал символом сильной власти, победы над захватчиками и так далее.
– А по-моему, проблема вовсе не в прошедшем времени, а в том, что это сразу был симулякр, в который никто не верит, а только спекулирует на нем в меру возможностей.
– Я думаю, что недоверие общества к властям, а во-вторых, глубина художественного таланта сейчас далека от того, как им следует добираться до самых святых уголков нашей души. А что касается симулякров… Ну что ж, некоторые говорят, что у нас вообще весь мир уже давно живет в симулякрах. У нас очень дефрагментировано общество, очень низкий уровень доверия друг к другу. Вы, конечно, в силу возраста не помните, но я еще видела, какая у нас не так давно шла сильная волна негативации в обществе – в том числе и к Великой Отечественной войне. Все это привело к тому, что мы сейчас пожинаем и что должны решать. Этому решению мы сейчас и помогаем своим исследованием. А подробнее о том, какие мы механизмы предложим, давайте поговорим, когда исследование будет завершено.