Духовный рост что это такое в православии
Духовный рост что это такое в православии
Духовный рост – это процесс постепенного уподобления Иисусу Христу. Когда мы верим в Иисуса, Святой Дух начинает процесс нашего изменения, приводя в соответствие с Его образом. Наверное, наилучшим образом духовный рост описан во 2 Послании Петра 1:3-8: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, – то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
В Послании Галатам 5:19-23 приводится два списка. Стихи 19-21 говорят о «делах плоти» − тех вещах, с которыми отождествлялась наша жизнь до того, как мы поверили во Христа. Дела плоти – это поступки, которые нам следует исповедать, раскаяться и, с Божьей помощью, преодолевать. При духовном росте «дела плоти» будут все меньше проявляться в нашей жизни. Второй список содержит «плоды Духа» (стихи 22-23). С ними должна отождествляться наша жизнь теперь, когда мы пережили спасение в Иисусе Христе. Духовный рост определяется плодами Духа, все чаще проявляющимися в жизни верующего.
Когда это изменение спасения состоится, начинается духовный рост. Святой Дух поселяется в нас (Иоанна 14:16-17). Мы становимся новыми творениями во Христе (2 Коринфянам 5:17). Старое существо заменяется новым (Римлянам, 6-7 главы). Духовный рост длится всю жизнь, когда мы изучаем и применяем Божье Слово (2 Тимофею 3:16-17), и поступаем по духу (Галатам 5:16-26). Стремясь к духовному росту, мы можем молиться Богу, прося Его открыть, в каких сферах Он хочет, чтобы мы произрастали духовно. Мы можем просить Бога помочь нам укрепить нашу веру и знание о Нем. Бог желает, что мы росли духовно, Он дал все необходимое для этого. С помощью Святого Духа мы сможем постоянно преодолевать грех и неуклонно уподобляться нашему Спасителю, Господу Иисусу Христу.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Духовный рост
Все живое растет. То же и с христианином — духовная жизнь в нем проявится в неизбежном стремлении стать больше похожим на Господа. Это преображение называется духовным ростом. В этой статье мы поговорим о том, как Господь работает над ним, о важности духовного роста и нашей ответственности за него.
Идея духовного роста
Концепция духовного возрастания отчетливо прослеживается в Писании. Так, апостол Павел писал:
“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”
(2 Коринфянам 5:17)
В этом заключается цель роста. Чем больше в христианине виден новый человек, созданный по Богу, тем более он духовно зрелый. Не следует путать духовный рост с накоплением знаний. Они, безусловно, важны. Но не знания сами по себе — мерило зрелости, а то, как верующий их применяет, насколько он стал похожим на Христа в мышлении, характере, ценностях, поступках.
Апостол Иоанн описывал различные стадии духовной зрелости христиан:
“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца”
(1 Иоанна 2:12,13)
Иоанн сравнивает духовное развитие христианина с физическим. Подобно тому, как из ребенка вырастает мужчина или женщина, из новообращенного верующего должен вырасти зрелый последователь Христа, в котором будет проявляться Бог.
Две истины о росте
Есть две базовые истины о духовном возрастании. Во-первых, духовный рост — это результат работы Бога, Его благодати в жизни верующего. Во-вторых, мы со своей стороны можем сотрудничать с Ним или сопротивляться, проходя одни и те же уроки по кругу.
Изменить человека под силу только Богу. Одними своими усилиями мы никогда не достигнем стандарта, который Он установил.
Это важно понимать, поскольку христианство — это не просто набор духовных практик, с помощью которых верующему предлагается достигнуть совершенства. В первую очередь, это доверие Богу, Который спасает нас и ведет в Свое Царство. Без этого понимания человек будет обречен жить под постоянным гнетом вины и осуждения за свое несовершенство и неудачные попытки стать лучше.
Одновременно с этим Творец наделил нас способностью выбирать. Мы можем сотрудничать с Ним либо упорствовать, тормозя процесс перемен. Это можно сравнить с обучением в школе или ВУЗе. Одни учатся успешнее, потому что прилагают больше усилий, другие могли бы учиться лучше, но из-за лени не делают этого. Сравнение не совершенное, но некоторые аналогии с духовным ростом в нем есть.
Бог трудится над тем, чтобы в нас все больше был виден Христос, и все меньше — старая греховная природа. Однако в этом процессе есть и наша часть. Она заключается в доверии и послушании Богу: доверии тому, что Он ведет нас к духовной зрелости, и все содействует нам ко благу, и послушании тому, что говорит Его Слово. Таким образом, христианин — не тот, кто только знает волю Божью, но кто исполняет ее.
Средства для духовного роста
Бог использует различные средства, чтобы вести нас к зрелости. Первое из таких средств — Слово Божье. Так, в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа:
“Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”
(Св. Евангелие от Иоанна 17:17)
Слово Божье очищает человека, подобно воде, питает его дух и веру, подобно хлебу, указывает ему путь, по которому идти, подобно свету, обличает и обрезает, подобно мечу. Оно исцеляет и освобождает, формирует веру и обновляет мышление. Без Слова Божьего процесс освящения невозможен.
Однако, как уже было сказано выше, одного знания воли Божьей недостаточно. Результат приносит исполнение того, что говорит Бог.
“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”
(Евангелие от Матфея 7:24)
Духовный рост начинается там, где мы применяем богословские знания на практике. В противном случае у нашего внутреннего человека наблюдается наполненная знаниями голова при сердечной недостаточности.
Писание также говорит, что Бог, как Отец, наказывает нас за проступки. Возможно, это не приятная весть для нас, однако она говорит о Его любви.
“Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему”
(Книга притчей Соломона 3:12)
Наказание за непослушание — признак того, что мы не безразличны Богу. В связи с этим Библия призывает:
“Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его…”
(Книга притчей Соломона 3:11)
Эту мысль цитирует автор Послания к Евреям в Новом Завете. Тема наказания заслуживает отдельного внимания. В рамках этой статьи скажем лишь, что порой это единственное действенное средство, с помощью которого Господь возвращает человека на Его пути.
Рост через общение с Богом
Чтобы расти духовно, нам нужно постоянно общаться с Богом.
“Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне”
(Евангелие от Иоанна 15:4)
Господь утверждает, что мы не принесем духовных плодов, если не будем пребывать в Нем. Потому что Сам Христос, Его незримое присутствие глубоко меняет нас и производит плоды праведности. Как мы можем пребывать в Нем? Посредством молитвы, Слова Божьего, поста, а также духовного общения с другими христианами и участия в вечере Господней.
Духовный рост через испытания
Бог работает над нами также через различные жизненные обстоятельства. Он может допускать трудности в нашей жизни с целью научить чему-то. Нам сложно принять это. Однако если мы поймем и оценим роль испытаний в жизни, то сможем извлечь из них пользу вместо того, чтобы роптать.
К примеру, Священное Писание говорит:
“Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото”
(Книга Иова 23:10)
В результате испытаний мы становимся лучше. Библия сравнивает их прохождение с переплавкой и очисткой золота от примесей. Огонь страданий причиняет боль, но он же делает нас качественно другими.
Эту мысль находим в посланиях апостолов. Так, Петр наставлял верующих:
“О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”
(1 Петра 1:6-7)
Апостол Павел согласен с ним:
“Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”
(2 Коринфянам 4:16-17)
Обратите внимание: Павел называет страдания кратковременными и легкими. Если посмотреть на земную жизнь в контексте вечности, то становится понятно, почему. Он переводит наше внимание с самих испытаний на славу, к которой они приводят.
Когда мы проходим трудности, нужно помнить о двух вещах: Бог не допускает испытаний сверх наших сил и проходит их вместе с нами.
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”
(1 Коринфянам 10:13)
Преимущества зрелости
С момента обращения Бог начинает работать в человеке над важнейшим проектом, который называется “Христос в нас”. Поэтому, чем быстрее верующий это понимает и начинает с Ним сотрудничать, тем быстрее происходит духовное возрастание. И наоборот, можно замедлить прогресс, проходя одни и те же уроки по кругу.
Почему рост важен? Во-первых, потому, что есть вещи, которые Бог никогда не доверит нам, пока мы младенцы в вере. Об этом Писание говорит так:
“…наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего…”
(Послание к Галатам 4:1)
Хотя мы имеем в Господе все обетования и призвание, мы не пользуемся ими в полной мере, пока мы духовные дети. Бог доверяет нам мало-помалу то, с чем мы в состоянии справиться и правильно распорядиться. Иначе предназначенное ко благу принесет вред нашей душе.
Например, что будет, если доверить жадному человеку деньги? Гордому — власть? Грубому и не тактичному — служение пастора? Таким образом, Бог готовит нас прежде, чем доверить что-то большее. Характер, сердце, ценности, поведение верующего должны измениться, чтобы он правильно распорядился благословениями.
Во-вторых, духовный рост — показатель живой веры. Настоящее обращение к Богу подразумевает плоды — качественные перемены в жизни христианина. Если их нет, то искренность веры человека под большим вопросом.
Пункт назначения верующего — Небеса. Имея живую веру, которая проявляется в плодах, человек достигает их. По этому поводу приведем слова апостола Павла, которыми он наставлял Тимофея.
“Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями”
(1 Тимофею 6:12)
Исповедав Иисуса Христа, нужно держаться веры и вечной жизни. Обращение само по себе без этого продолжения не имеет смысла. Искренняя вера и отношения с Богом производят в человеке качественные изменения, в результате которых Бог проявляется в нем и его жизни.
Наша ответственность
С того момента, как мы доверили свою жизнь Иисусу Христу, Бог не оставляет нас. Даже если мы не чувствуем Его присутствия, Он рядом.
“Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”
(Послание Филиппийцам 1:6)
Нам даны великие и драгоценные обетования и дары. Что мы сделаем с ними? Писание предупреждает об ответственности верующих за духовный рост.
“И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”
(Евангелие от Луки 12:48)
Бог ожидает от христиан плодов. Поэтому Он дал нам все для этого. Наша ответственность — пребывать в Нем, быть послушными и терпеливо проходить жизненные уроки, которые делают нас зрелыми.
9 принципов духовного роста человека от апостола Петра
Духовный рост для человека имеет огромное значение. Какие принципы духовного роста мы можем найти в самой читаемой книге мира — в Библии? Когда мы начали изучать основные принципы христианства, поверили во Христа и крестились, это было только началом нашего длинного христианского марафона. Интересно, что Апостол Павел в своих посланиях несколько раз сравнивает нашу жизнь с разными видами спорта. Наша жизнь похожа на бег. И это не спринт – забег на короткую дистанцию, но длинный марафон, на котором нам надо правильно распределить свои силы и сохранить их до конца.
Христианская жизнь похожа на бокс (1 Послание Коринфянам 9:26), так как выражение «бить воздух» означает бой с тенью, то есть тренировка с воображаемым противником, но наш противник – сатана с его великим войском, который реально нам противостоит. Жизнь верующих похожа на борьбу (1 Послание Коринфянам 15:32), когда мы боремся за наш характер, за нашу верность, за других братьев и сестер и неверующих людей. В 1-м столетии в Римской империи марафон и панкратион (смесь бокса и борьбы) были одними, из самых популярных видами спорта.
Часто христиане устают, замедляются или останавливаются. Лично я уже давно являюсь христианином, и очень часто моя молитва: «Боже! Я уже не могу! Дай мне физические, духовные и эмоциональные силы!» Бог хочет, чтобы мы никогда не бросали, но через трудности становились сильнее и духовно возрастали. Меня вдохновляет пример Гордона Фегюнсона, который делился с нами на пастырском собрании, что он, со своей женой, несмотря на то, что им более 70-ти лет и у них есть разные болезни, решили не просто замедлиться в своем служении, но еще и увеличить скорость. Недавно они переехали жить и служить в Лос-Анджелес, и путешествуют по миру, проповедуя и уча братьев и сестер. Когда у нас в Киеве была 3-х дневная пастырская школа с 10 до 16, я, откровенно говоря, устал, несмотря на то, что я сидел и слушал. Гордон же все это время стоял, глубоко учил, консультировал и еще отвечал на разные вопросы. Удивительно, что перед этим он целую неделю учил работающих на церковь, и еще несколько дней провел в перелетах! О своей жене, он делился, что часто он даже не знает, где она находится, потому что она либо много времени проводит на занятиях по Библии, либо поддерживает слабых сестер.
Желание Бога, чтобы мы с каждым годом во Христе становились не слабее, но сильнее. Кто-то может сказать: у меня в жизни много разных проблем, трудностей и испытаний, и когда я все решу, тогда буду духовно расти и больше времени уделять служению Богу. Во 2 послании Петра 1:3 апостол говорит, что Бог Своей великой силой уже подарил мне все необходимое для успешной христианской жизни, и что, познавая Христа, я смогу следовать за Ним.
Принципы духовного роста человека
Во 2 послании Петра 1:5-8 Бог раскрывает 9 принципов духовного роста, развивая которые мы можем достичь хороших результатов в нашей духовной жизни.
то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2-е Петра 1:5-8)
Это похоже на тренажерный зал, в котором я должен равномерно потренировать каждую мышцу, чтобы стать похожим на Бога, и сделаться причастниками Божеского естества (1:4). Перед началом тренировки мне нужно узнать и изучить каждую отдельную мышцу, и составить для нее самостоятельно или с помощью тренера комплекс упражнений.
Принцип старания
Старание. «то вы, прилагая к сему все старание» (2 Петра 1:5). Мое старание показывает, насколько я отдаю свое сердце служению Богу. Во Второзаконие 26:16 Бог хочет, чтобы «в этот день», то есть ежедневно я жил, отдавая все свое сердце и душу Богу. Он хочет, чтобы я старался прикладывать максимум усилий, а не делал все «спустя рукава». Когда в исторических книгах делается обзор жизни Израильских царей, то подводится итог: «И во всем…он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2Паралипоменон 31:21) или «и делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2Паралипоменон 25:2). Мое старание и мое рвение не всегда должно выражаться только в великих делах. Но когда я прихожу на христианские собрания в церковь или в домашнюю группу, насколько я горячо приветствую братьев и сестер, и стараюсь их поддержать. Когда я пою песни, слушаю Слово, общаюсь с христианами, делаю ли я все это как для Господа? (Послание Колоссянам 3:17). Пусть у меня не все получается, но всегда для Бога и других людей очень важно мое отношение.
Принцип веры
Вера. «покажите в вере вашей» (1:5). Вера — это удивительный подарок Бога, который может непрестанно расти. Почему часто люди теряют веру? В Псалме 77:11 написано, что «они забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». Память человека так устроена, что плохие вещи человек часто помнит очень долго, а хорошие быстро забывает. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия и вспоминать, что Бог уже сотворил в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни великих и простых людей Библии. Когда мы слышим хорошие новости и чудеса, которые происходят с нашими братьями и сестрами по всему миру, мы укрепляемся и растем в нашей вере (Притчи 15:30).
Принцип добрых дел
Добрые дела. «покажите в вере вашей добродетель «(1:5). Добродетель – это добрые дела, которые я могу делать для Бога и других людей. На самом деле разных добрых дел очень много, но мне нужно молиться Богу, чтобы Он показал, что нужно делать именно мне. В Гефсимании Иисус молился: «не моя воля, но, Твоя пусть будет» (Евангелие от Луки 22:42). Мне нужно искать волю Бога для своей жизни. Если я буду делать много хороших дел, но без воли Бога, это уже не добродетель, а суета сует (Екклесиаст 1:13-14).
Принцип рассудительности
Принцип воздержания
Воздержание. «в рассудительности воздержание» (1:5). Буквально это слово означает «удержание себя в», и во дни Нового Завета оно применялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христиане должны контролировать страсти и телесные похоти, вместо того, чтобы позволить им управлять собой (1 Послание Коринфянам 9:27; Галатам 5:23). Также мы должны научиться контролировать все свои негативные эмоции (Послание Ефесянам 4:29-31).
Принцип терпения
Терпение. «в воздержании терпение» (1:6). Терпение – это способность поступать правильно и жить по истине даже в испытаниях или в искушениях. Это слово используется в спорте как силовая выносливость. Когда-то я занимался греблей на байдарках. Когда я выступал на соревнованиях в байдарке двойке или четверке, первую половину дистанции ты проходишь нормально, а потом твои руки и все тело немеет, реально ты уже не можешь грести, но ты не имеешь права бросить и подвести всю команду. Также и мы все гребем в большой христианской лодке и все вместе закончим наш заплыв на небесах. Многие ученые сотни лет ищут секреты молодости и долголетия и тратят на исследования миллиарды долларов. Недавно ученые сделали удивительное открытие, они обнаружили, как у людей начинает вырабатываться гормон молодости. Это происходило в тот момент, когда на спортивных тренировках у людей заканчивались все силы, а их тренер заставлял их продолжать физические упражнения через «не могу». То есть ученые подтвердили истинность Библии, что когда человек проходит сверхиспытания, на самом деле он обновляется. В 1-ом Послании Коринфянам 10:13 написано, что Бог никогда нам не даст испытаний выше сил, я могу проходить испытания с радостью (1 Петра 1:6-7) и верой, что я стану только сильнее.
Принцип благочестия
Благочестие. «в терпении благочестие» (1:6). Благочестие – это благоговейное и послушное отношение к Богу и к исполнению его заповедей. В 1 Тимофею 6:6 Павел пишет, что великое приобретение быть благочестивым и довольным, и показывает, что существует связь между благочестием и довольством. Благочестивый человек, это не «рвач», которому всегда всего мало, но это благодарный человек, который счастлив и научился радоваться всему, что ему дает Бог.
Принцип братолюбия
Братолюбие. «в благочестии братолюбие» (1:7). Братолюбие – это братская привязанность и взаимная жертвенность по отношению друг к другу. В 1Иоанна 4:20 написано, что наша любовь к Богу видна в том, насколько сильно мы любим наших братьев. Бога мы не видим, и иногда тяжело понять, а любим ли мы на самом деле Бога? Я всегда могу пройти очень простой тест: оценить, насколько сильно я люблю братьев и сестер, и увидеть величину моей любви к Богу. Некоторые христиане уединяются, отделяются от других или уходят в монастырь, чтобы таким образом проявить любовь к Богу. Но как, живя в одиночестве, я могу любить братьев и сестер, а тем более Бога? Моя любовь к Богу пропорциональна любви к Его Церкви и Его Царству.
Принцип любви
Любовь. «в братолюбии любовь» (1:7). Любовь представляет более широкую аудиторию и включает в себя неверующих людей. Бог хочет, чтобы я не только чувствовал ответственность и хотел спасать людей из-за чувства долга, но чтобы у меня болело сердце за них, мне их было жалко, и я их искренно любил. В Евангелии от Марка 6:34 Иисус пожалел неверующих людей, Он понимал, что на самом деле, люди без Бога несчастны, они пытаются найти радости в грехах, но приходит сплошное разочарование. Люди одиноки, и у них нет настоящих друзей, но Бог хочет, чтобы у каждого человека появилась духовная семья, которая будет о них заботиться и любить.
В 1:8 написано, что если у меня есть эти 9 качеств, и я продолжаю в них расти, в моей жизни будут успехи и духовные плоды через познание нашего Господа Иисуса Христа, а если нет (1:9), то я слепой духовно и потерял благодарность за свое спасение (Евангелие от Луки 10:20). Когда я буду расти и развивать эти качества, я буду более твердым в звании ученика Христа и в вере, что Бог меня избрал (1:10), и я никогда не споткнусь и не оставлю Бога. Именно таким образом мне откроется свободный вход в вечное Царство Христа (1:11). В 12-15 стихах Апостол Петр еще три раза акцентирует наше внимание на этом учении, и призывает помнить все эти вещи даже после Его смерти!
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
О духовном возрастании
Беседа с иереем Алексием Зайцевым, клириком Свято-Троицкого храма г. Челябинска
Но, к сожалению, бывает и хуже: когда православный христианин, который обращается в своих молитвах к Богу и посещает храм, не находит в себе ни сил, ни желания воздержаться даже от явных и очень тяжких грехов. Например, проживая в блудном сожительстве (которое все чаще именуется ныне «гражданским браком») или совершая мелкие кражи на работе, или обманывая клиентов в бизнесе и т.д. При этом люди говорят, что «все так живут», и считают себя достойными милости Божией.
Можно отметить и такое негативное явление в жизни современной Русской Православной Церкви, как распространение прихожанами храмов различныхе сплетен и слухов о священноначалии: от клириков прихода до Патриарха.
Этими сплетнями и слухами, всегда очень далекими от истины, они спешат поделиться как друг с другом, так и со своими неверующими знакомыми и родственниками, отвращая тех от Церкви. Естественно, что такая «проповедь о Христе» может только закрыть для человека врата вечной жизни.
Таким образом, человек не может возрастать духовно, если не старается реально жить согласно Евангелию и не способен пожертвовать своим земным благополучием ради духовного спасения.
— Что такое обожение и возможно ли оно еще здесь, на земле?
— Обожение заключается в освящении человеческого сердца светом нетварной божественной благодати на пути единения с Творцом. Обожение нельзя воспринимать как какую-то определенную вершину в духовной жизни, которой следует однажды достигнуть. К обожению необходимо стремиться всю жизнь, каждое мгновение своего бытия, так как духовное возрастание не имеет пределов. Бог бесконечно совершеннее каждого из нас.
Обожения достигали святые отцы во все периоды истории Православной Церкви, несмотря на то, что окружающая среда часто препятствовала духовным подвигам. Не стоит забывать о том, что Господь всегда рядом с теми, кто имеет живую веру в Него. Благодать Божия способна укрепить силы человека на пути к обожению, помогая преодолеть все те многочисленные искушения, которые исходят от греховного мира. Уверен, что путь к обожению не закрыт для верующего человека и в наше нелегкое для духовной жизни время.
— Каково, на ваш взгляд, значение покаяния для духовного возрастания православного человека?
— По слову святых отцов, покаяние есть начало, середина и конец духовной жизни человека. Без покаяния для верующего человека невозможно никакое возрастание на пути ко спасению и жизни вечной.
— По словам одного священника, «самой распространенной ошибкой. является отсутствие практических наставлений в проповеди. Мы зачастую не показываем практического пути освоения тех идеалов, к которым мы призываем». Как вы считаете, может быть, поэтому многие миряне десятилетиями «буксуют» в своем духовном развитии?
— Доля истины в этих словах батюшки, безусловно, есть. Современная проповедь в большинстве случаев ориентируется на классические дореволюционные образцы, предметом которых было повествование о событиях библейской и церковной истории, раскрытие сути евангельских и апостольских чтений. Эта проповедь была рассчитана на людей, с рождения воспитанных в Православии.
Сегодня же многие прихожане часто не знают элементарных вещей, относящихся к практике благочестия. Включать поучения по этим вопросам в состав проповеди было бы весьма полезно. Однако и здесь требуется рассудительность. Необходимо, чтобы подобные поучения органически вписывались в ход совершаемого богослужения и не подменяли собой классической церковной проповеди.
Не стоит забывать и о таком важном средстве повышения уровня религиозных знаний, как катехизация, формы которой могут быть очень разнообразны. Здесь для научения практическим предметам благочестия открывается полный простор.
При этом, говоря о научении словом, никогда нельзя забывать о том, что пастырь должен прежде всего учить окружающих примером своей благочестивой жизни. Очень важно, чтобы настоятель был способен создать вокруг храма общину активных православных христиан, объединенных важным служением во благо своей матери-Церкви и Отечества.
Безусловно, миссия священника в процессе духовного возрастания прихожан весьма высока. Однако неспособность к духовному росту в лоне Церкви, прежде всего, является следствием отсутствия искреннего и живого стремления к этому у самого верующего человека. Корни низкого уровня духовности лежат в глубине человеческого сердца, а не в погрешностях церковной системы обучения истинам веры и основам практики благочестия.
— Зачастую складывается впечатление, что многие, даже воцерковленные, христиане не понимают, что такое духовность и к чему им нужно стремиться. Что такое православная духовность?
— Духовным, с православной точки зрения, можно назвать того верующего человека, сердце которого освящено светом божественной благодати. Духовный человек исполнен искренней живой любви к Богу, всегда готов пожертвовать временными благами ради вечного спасения; свои поступки и стремления он оценивает с позиций духовной, а не земной пользы. Православная духовность предполагает неискаженное исповедание истин веры и правильное утроение внутренней жизни.
О сути православной духовности и целях христианской жизни очень много и ясно говорится в нашей литературе, святоотеческой и современной. Отсутствие знаний об этом у многих прихожан наших храмов можно считать не иначе как вопиющим невежеством и следствием безразличия к духовной стороне своего бытия.