Дульный тормоз что это
Что такое ДТК
ДТК и его назначение
• Устройство осевого действия – существенно снижают энергию отдачи по оси ствола карабина, винтовки, автомата либо орудия при выстреле. С учетом работы лишь в продольном направлении их принято называть дульный тормоз. Достаточно широко используются в артиллерии.
Принцип действия
ДТК по принципу действия подразделяются:
Классификация
Дульные тормоза могут дополнительно классифицироваться:
• По количеству камер: от бескамерных до многокамерных;
• По количеству и размещению отверстий: многорядные либо однорядные;
• По форме отверстий: сетчатые, щелевые, оконные.
В наше время популярностью пользуются однокамерные и двухкамерные дульные тормоза. Применение в устройстве большего числа камер значительно увеличивает размер и вес, а его эффективность практически не улучшается.
Исследования в области использования дульного тормоза велись еще в 30-х годах 20 века, до начала Второй Мировой войны. В течение которой устройства успешно применялись как на артиллерийских орудиях: пушках, гаубицах, так и на ручном стрелковом оружии, например, пистолете-пулемете Шпагина.
Дульные устройства просты в использовании и обладают высокой надежностью. Изготавливают их обычно из цельной металлической заготовки. Дополнительно наносится защитное покрытие.
Почему советские танкисты массово противились появлению на пушках дульного тормоза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во-первых, разлетающийся от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика. Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание перевозки и одновременных выстрелов.
В итоге советские танкисты предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных танках классический дульный тормоз так же отсутствует.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про САУ : короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дульный тормоз-компенсатор и его назначение
По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.
Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.
Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.
Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.
Что такое дульный тормоз и для чего он нужен
Что это такое
Начнем с того, что дульный тормоз может иметь различную форму. Например, на АКМ это просто небольшое дополнение на конце ствола, придающее ему не ровную, а чуть скошенную форму. Уже на АК-74 это более длинная насадка с несколькими отверстиями.
В современном оружии данный элемент имеет сложную форму – с многочисленными прорезями различного размера, дополнительными насадками для перенаправления струи пороховых газов и прочими дополнениями. Можно встретить даже специальный дульный тормоз для пистолета, хотя армейские версии в большинстве случаев не предусматривают такое дополнение.
Как он действует
Очень важно, что дульный тормоз-компенсатор имеет предельно простое устройство. Именно это обеспечивает не только его низкую себестоимость, но и значительный срок службы, высокую надежность даже при значительных механических нагрузках, избежать которых в бою практически невозможно. К счастью, здесь просто нечему ломаться.
Основные виды дульных тормозов
На сегодняшний день существуют несколько разновидностей, имеющих одинаковый принцип действия, но немного отличающуюся форму, что изменяет их свойства:
Как видите, даже незначительное изменение формы существенно изменяет свойства, какими обладает эта нехитрая насадка.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое дульный тормоз, разбираетесь в его особенностях и разновидностях. А значит, при необходимости сможете без труда приобрести именно то изделие, которое станет лучшим дополнением к вашему оружию.
Дульные устройства
Автор: Евгений Беляков
В последнее время наметилась нехорошая тенденция: часто любому дульному устройству (вплоть до гранатомёта) приписывается аббревиатура ДТК. Давайте разберемся, какими же они бывают и для чего нужны. В первой части статьи рассмотрим наиболее универсальные их типы, во второй — познакомимся с более узкоспециализированными конструкциями.
Итак, основных типов дульных устройств всего два: компенсирующие устройства и пламегасители. Нередко функции совмещаются, но для начала рассмотрим их в чистом виде.
Дульное компенсирующее устройство — это устройство для снижения отдачи ствола или его увода за счет отвода части пороховых газов в боковом направлении и уменьшения их расхода на дульном срезе. В некоторых источниках все такие устройства называют дульными тормозами, однако, ссылаясь на ГОСТ по терминологии, уверенно заявляю — это неверно.
Существует три типа таких устройств:
* Осевого действия (дульные тормоза) — компенсируют исключительно силу отдачи в продольном направлении; применяются, как правило, в случаях, когда опрокидывающий момент незначителен по сравнению с силой отдачи (ПТРД, крупнокалиберные винтовки);
* Поперечного действия (дульные компенсаторы) — компенсируют поперечный опрокидывающий момент; применяются редко, самый известный пример — АКМ;
* Комбинированного действия (дульные тормоза-компенсаторы, ДТК) — компенсируют как продольную силу, так и опрокидывающий момент; на сегодняшний день нашли самое широкое применение.
По принципу действия дульные компенсирующие устройства разделяют на:
* Активного действия — используется сила давления газов на мембрану, расположенную в некотором отдалении от ствола;
* Реактивного действия — используется сила реакции газов, отводимых в противоположном направлении; несмотря на эффективность, редко применяются в ручном оружии, поскольку повышают загазованность пространства у головы стрелка;
* Активно-реактивного действия — используются оба этих принципа;
* Распылительного действия — используется распыление пороховых газов через отверстия в стволе до момента выхода пули для уменьшения их расхода через дульный срез (в настоящее время почти не применяется);
* Расширительного действия — используется охлаждение пороховых газов при расширении для уменьшения скорости их выхода.
А для чего нужен пламегаситель? При выстреле раскалённые пороховые газы и частицы непрогоревшего пороха создают вспышку, которая демаскирует положение стрелка. Пламегаситель — это устройство для уменьшения вспышки от выстрела. Такое устройство должно обеспечивать догорание пороховых частиц в пределах своей каморы и/или эффективное охлаждение истекающих газов. Наиболее распространённые варианты пламегасителей: конический и щелевой.
В коническом пламегасителе охлаждение пороховых газов происходит за счёт расширения в коническом раструбе. Такое устройство увеличивает силу отдачи на 5-15%.
В щелевом пламегасителе охлаждение происходит за счет распыления части газовой струи через продольные щели. На силу отдачи он практически не влияет.
Существуют устройства комбинированного действия, в которых сочетаются оба принципа.
В случае, когда газы содержат большое количество непрогоревшего пороха (например, при использовании мощного патрона в сочетании с коротким стволом), и пламегаситель классической конструкции не может эффективно погасить вспышку, в его конструкцию включается догоратель — камера небольшого объема непосредственно за дульным срезом, в которой задерживаются и догорают пороховые частицы. Помимо основной функциональности, догоратель является частным случаем ДТ расширительного действия. Конический пламегаситель с догорателем применен, например, в автомате АКС74У.
А можно ли совместить функции различных устройств? Можно, но не все они будут эффективными.
Например, попытки создать комбинированное устройство на основе конического пламегасителя предпринимались — но почти все они не увенчались успехом.
Объединение же щелевого пламегасителя с функциями компенсатора вполне эффективно — для этого щели в верхней его части делают шире или располагают их чаще. Объединить щелевой пламегаситель и дульный тормоз тоже можно — но в ущерб эффективности в каждой из двух ипостасей. Впрочем, на рынке оружейного тюнинга такие устройства тоже встречаются.
Наиболее эффективным решением в случаях, когда требуется совместить функциональность ДТ и и пламегасителя, стали многокамерные системы с догорателем. Такие устройства широко применяются в современном оружии; к ним, например, относится двухкамерный дульный тормоз-компенсатор АК74, оснащенный камерой догорания.
Разнообразие дульных устройств не ограничивается компенсирующими устройствами и пламегасителями, однако все прочие типы распространены значительно меньше ввиду достаточно узкой специализации. Рассмотрим поподробнее и их.
Локализатор — устройство для направления пороховых газов в строго заданном направлении. Такие устройства часто применяются в авиации, и вот почему: попадание пороховых газов на алюминиевую обшивку приводит к быстрой её коррозии; попадание же их в воздухозаборник двигателя может привести к помпажу. Поэтому авиапушки и оснащают локализаторами, направляющими газы либо на стальные щитки, прикрывающие обшивку, либо просто в сторону. Нередко локализаторы выглядят как дульные тормоза и действительно снижают отдачу, но это не главное их предназначение.
Глушитель — как можно понять из названия, призван заглушить звук выстрела. Достигается это, как правило, постепенным расширением пороховых газов и плавным их перетеканием между камерами, либо завихрением потока. В качестве дополнительной меры иногда применяется охлаждение газов при помощи теплопоглощающего материала. Наиболее эффективны глушители при использовании дозвуковых патронов, но даже в этом случае они не обеспечивают полной бесшумности: хорошим результатом считается, если звук выстрела неразличим на дистанции применения.
Если же пуля достигает скорости звука, вслед за ней образуется ударная волна, заглушить которую глушитель не в состоянии. Но это не значит, что нельзя использовать глушитель с обычными патронами. В пистолетах ПБ и АПБ применена техническая хитрость, позволяющая использовать стандартные патроны 9х18ПМ в качестве дозвуковых: часть газов из канала ствола стравливается в полость глушителя, и пуля не достигает скорости звука.
И даже в случае, когда скорость пули выше скорости звука, применение глушителя может быть оправдано. В этом случае звук, создаваемый пулей в полёте и при попадании в цель, оказывается громче, чем звук выстрела, и определить на слух направление, откуда ведется огонь, становится невозможно.
В настоящее время такие устройства практически не применяются. Бесствольные варианты представляют собой направляющую для трубчатого хвостовика гранаты. Хорошо известен пример штатной установки такого устройства — югославский карабин M59/66 (местный вариант СКС) оснащался гранатомётом, часто принимаемым за дульный тормоз.
Дульные насадки для гладкоствольных ружей (дульные сужения, дульные расширения, «парадокс») — как правило, служат для изменения характера разлёта дроби. Особняком стоит насадок «парадокс», представляющий собой дульное сужение с нарезами: он позволяет существенно повысить кучность при стрельбе пулей.
Оружейная лига
4.2K поста 19.1K подписчиков
Правила сообщества
Картиночка с тюнинговыми дульными устройствами конечно здорово смотрится, такой выбор большой, все разные по форме, но как вспомнишь как чистится дульник на 74м, а там дизайн наамного проще чем вот эти все
>>Особняком стоит насадок «парадокс», представляющий собой дульное сужение с нарезами: он позволяет существенно повысить кучность при стрельбе пулей.
15лет в интернете и только сейчас узнал что за наболдажник стоит на стволах больших пушек. Респект автору!
* Распылительного действия — используется распыление пороховых газов через отверстия в стволе до момента выхода пули для уменьшения их расхода через дульный срез (в настоящее время почти не применяется);
Да ну. А как же спортинговые версии вертикалок с отверстиями-компенсаторами, чтобы не «разбивался» заряд дроби?
Смотрю тут прям горячо.
Автор, был бы признателен если ты подготовишь материал по теме «Самоотвинчивание дульных насадок». А также более подробные посты по глушителям))
Ну а че
Правила дуэли на холодном оружии
Mac 10 авто с глушаком и без
MK760 с глушаком
Пострелушки из Вала в 4К
Реальный звук глушителей в Джоне Уике
Из описания видео:»Глушители или супрессоры(подавители) не всегда работают так хорошо, как в фильмах и играх. Это немного более реалистично, но, возможно, менее увлекательно!»
И просто звуки стрельбы с разными глушителями