Думал что сын отстает в развитии
Легкая умственная отсталость у детей
Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.
Причины легкой умственной отсталости у детей
Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.
Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:
Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.
Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью
Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.
Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:
Диагностика легкой умственной отсталости у детей
Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.
С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта. Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).
Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.
Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.
Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:
Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:
Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью
Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.
На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.
Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку, отстающему в развитии»
Мягкая Елена Анатольевна
Консультация для родителей «Как помочь ребенку, отстающему в развитии»
Самое первое правило: просто нужно больше играть с детьми!
Повседневный труд родителей и всех лиц окружающих ребёнка – это помочь сформироваться личности в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии.
Ведущая роль в этом процессе отводится в организации игр.
Отстающим в развитии детям, родители и взрослые должны рассматривать игру не как развлечение, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Игры выбирают с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей начинают обучать с элементарных действий, правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с можно с помощью игры формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, мебель, посуда и т. п.). Непременным условием игры, независимо от возраста, создаётся приятная атмосфера, которая вызывает радостное чувство у ребёнка, ставшим равным участником игры.
Игра для каждого ребенка является ведущей деятельностью. Ребенок в игре учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Отстающие в развитии дети, как правило, либо не умеют играть, либо их «игра»носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они часто используют её не по назначению, возникает желание сломать игрушку.
Ребёнок, который не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за всё или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, то такого ребенка необходимо как можно скорее научить играть.
Проводить обучение игре можно как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, а также в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. Продолжительность игры на начальном этапе целиком зависит от интереса и желания малыша, но стремиться к тому, чтобы игра стала его потребностью и могла продолжаться часами.
Взрослые должны уметь подбирать нужные игрушки, учитывая возраст, умственные и двигательные способности ребёнка. Игрушка, которая не нравится малышу, вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушки,советуем учесть следующее:
• в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
•от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т. п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
•с 3 лет дети вступают в период вопросов: «Что это?», «Почему?». У них сильно развивается воображение.После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т. п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;
• с 4 лет и мальчики,и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Следовательно, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки.
Как учить играть и какую игру выбрать?
Разделите для начала все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, это будет для него приятным сюрпризом.
Начинать обучение игры с простейших действий, привлекающих внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий,например: «Сначала куклу (дать ей имя) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д.
Взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке, создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям в игре. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия,а именно: «сделай, как мама, как папа, или брат, или сестра».
Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.
1. Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук,сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.
2. Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
3. Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
4. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: «Лови!» И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.
5.Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т. п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.
6. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя,затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: «птички полетели». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Поболтаем ножками», «Покачаем головкой» и др.
7. Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.
8. Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.
9. Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок,например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.
10. Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребеноквслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т. д. Постепенно усложнять действия. Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи.
Дети, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.
Необходимо в игры с ребёнком постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать,сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.
Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.
Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.
Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.
Как определить, что ваш ребенок отстает в развитии
За последние 10-15 лет выросло количество детей с дисфункцией мозга. Некоторые родители не сразу обнаруживают, что их ребенок имеет задержки в развитии. На что следует обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалистам, «Челнинским известиям» рассказали эксперты.
Увеличилось количество детей с задержкой речи
Детский невролог Наиля Фахрутдинова говорит о том, что самым важным для развития ребенка является первый год жизни. Причины задержки развития имеют глубокие корни. Как протекала беременность у мамы? Не было ли у нее заболеваний, травм? Имеет ли она вредные привычки? Не работала ли она на вредном производстве? Причиной задержки развития ребенка могут быть и хромосомные причины. Важно и то, как проходили роды. В группе риска дети с экстремально низкой массой тела, у которых была внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах.
В 2 года формируется фразовая речь, например: «Мама, дай».
В 2-3 года ребенок должен понимать различия в смысле слов (маленький, большой).
В 3-4 года ребенок слышит и слушает родителей, телевизор, понимает простые слова (кто, что, где), может рассказать, что делал в садике.
В 4-5 лет понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы, четко произносит звуки речи, общается с детьми.
Наиля Фархутдинова не рекомендует давать планшет или телефон ребенку до двух лет. С 2 до 3 лет ребенок может пользоваться им не более 30 минут в день, с трех до семи лет не более 45 минут в день.
Если вы заметили какие-то признаки в отставании у ребенка, следует вовремя обратиться к врачу неврологу. В формировании речи может понадобиться помощь психолога и психиатра, а для исправления дефектов речи следует обратиться к логопеду и дефектологу.
Многие дети выглядят очень уставшими
За последние 10-15 лет с 3 до 40 процентов выросло количество детей с дисфункцией мозга, цифры пугающие. Об этом рассказывает семейный психолог, нейропсихолог Елена Зобнина.
Мозг человека компенсируется до 20-ти лет, это значит, что даже если с ребенком не заниматься, то его мозг восстановится, но это в случае, если поражения были несерьезными.
Одной из проблем современных детей она называет то, что их слишком много водят на различные курсы подготовки, «развивашки».
Кроме того, часто родители даже не подозревают о том, что у ребенка дисфункция мозга, в таком случае, обилие занятий вредит малышу, тут нужно проводить другую работу.
Начинать обучение в школе Елена Зобнина советует с 7 лет. Это время, когда готовность к школе у ребенка сформирована, поэтому, от 20 до 50 процентов шестилетних детей не могут спокойно усваивать школьную программу, что повышает риск возникновения психологических расстройств. И причиной неуспеваемости в школе часто бывает именно то, что они еще не достигли психологической готовности к обучению.
Чем позже диагностируются трудности обучения, тем менее эффективна коррекционная помощь. Доказано, что эффективность коррекционной работы с детьми, у которых сложности, резко снижается уже к середине начальной школы.
Нормы развития ребенка до года:
К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд, он реагирует на яркий свет и громкие звуки, может улыбаться.
В 2-3 месяца удерживает голову лежа на животе и вертикально.
В 3 месяца издает звуки, гуление, которое способствует закладке речи, поворачивает голову на звук, переворачивается со спинки на животик.
В 4 месяца берет игрушку в ручки, реагирует на источник звука.
В 5 месяцев отличает чужих людей от близких, реагирует на интонацию.
В 6 месяцев начинает ползать, перекладывает игрушку из одной руки в другую, начинает лепетать, ест с ложки, зажимает еду губами.
В 6-7 месяцев садится, ползает на четвереньках, на вопрос: «Где?» быстро находит предметы.
В 7-8 месяцев самостоятельно садится.
В 8 месяцев долго лепечет, повторяет слоги.
В 9 месяцев встает у опоры, играет с игрушками, произносит слоги, повторяя за взрослыми.
В 1 год должен самостоятельно пойти.
Консультация «Как понять, что ребенок отстает в развитии»
«Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.
Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:
Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.
Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.
Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.
Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.
Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенканарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].
Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.
Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».
Стоит забить тревогу,
— если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;
— если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;
— если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;
— если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;
— если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;
— если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;
— если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;
— если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;
— если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;
— если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;
— не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;
— если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;
— если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;
— если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;
— если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].
Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):
— не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай, и он даже и не пытается их сказать;
— ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;
— он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;
— если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;
— он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
— малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;
— даже не пытается жевать еду;
— если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;
— если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;
— он не слушает вас и не смотрит на вас;
— не проявляет беспокойство от мокрых штанов;
— не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;
— не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
— утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;
— предпочитает играть сам по себе;
— если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.
Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
— у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;
— забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр., а бросается к случайному предмету;
— ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
— он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;
— он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;
— он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
— он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
— ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;
— он не проявляет интереса к новой еде;
— ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
— не понимает смысла совместной игры в мяч;
— ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;
— когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;
— ребенокне играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;
— ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);
— проснувшись утром, он не зовет вас;
— его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;
— малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;
— не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;
— ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;
— ребенок не просится в туалет;
— не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;
— если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;
— если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;
— ребенокне чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;
— не различает «своих» и «чужих»людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
— если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.
Голубева Л. Г. Развитиеи воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; Под. ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М. : Академия, 2002.
Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М. : Просвещение, 1992.
От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. СПб., 1997.
Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. М. : Учпедгиз, 1960.
«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.
Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.
Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.
Консультация для родителей «Ребенок в лесу» Ребенку ни в коем случае нельзя ходить в лес одному или с друзьями. Необходимо держаться рядом с родителями, если отправились в лес всей.
Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице» Уважаемые родители! Взрослые всегда являетесь для детей образцом поведения. Родители — значимый объект любви и подражания для ребенка. Это.
Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.
Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» Застенчивость является признаком сдержанного темперамента, и,если она не мешает жизни ребенка, не следует считать это проблемой. Но в случае,.
Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.