Думала что сын отстает в развитии

Если кажется, что с ребенком что-то не так: 10 причин обратиться к специалисту

Когда показать ребенка неврологу, психологу, дефектологу и логопеду

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитииНаталья Керре дефектолог, семейный консультант

Одна из самых распространённых историй на консультациях у дефектолога Натальи Керре — о том, как родители приходят с совсем маленьким ребёнком к логопеду, неврологу, но их тревоги никто не принимает всерьёз: «Он перерастёт, вы наговариваете, не о чем беспокоиться. Это мальчик, они все начинают говорить поздно, ждите». Почему надо не ждать, а искать другого специалиста — и какого?

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Когда родители обращаются повторно через несколько лет, с уже совершенно очевидными проблемами — зачастую к тем же самым специалистам, — они слышат: «Так запустили ребёнка, где вы были раньше?!». Поэтому, если кажется, что с ребёнком «что-то не так», в большинстве случаев вам совсем не кажется. Ищите другого врача, психолога, логопеда, ищите того, кто воспримет ваши тревоги всерьёз, сможет провести развёрнутую консультацию и диагностику и ответить на ваши вопросы. Лучше потратить силы на поиск хорошего специалиста, чем упустить драгоценное время.

С какого возраста имеет смысл обращаться к специалистам? Оптимальный возраст для первой диагностики, если вас что-то беспокоит, даже если нет конкретных жалоб, но вам смутно кажется, что с ребёнком что-то не то, он отстаёт в развитии или развивается как-то не так, — год. Далеко не всегда можно в этом возрасте поставить точный диагноз, но предположить наличие или отсутствие некоторых проблем и задержки развития — уже вполне реально.

Постарайтесь найти возможность включить ребёнка в систему динамического наблюдения у нескольких специалистов (Динамическое наблюдение — это когда специалисты осматривают ребёнка через определённые промежутки времени, например раз в полгода, в течение длительного периода). Идеальный набор для всесторонней диагностики — невролог, психолог, логопед и дефектолог.

Более-менее точная диагностика возможна с трёх лет — в этом возрасте уже можно установить выраженные задержки интеллекта и речи, аутизм, различные генетические синдромы (если они не были выявлены раньше). Несколько особняком стоит детская шизофрения. Предположить вероятность её развития можно уже в пять лет, однако окончательный диагноз ставится в одиннадцать (начало пубертатного периода).

В каких же случаях родителям начинать бить тревогу?

В два года ребёнок так и не начал говорить

Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребёнок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать.

Не нужно поддаваться на уговоры, что «подождите, заговорит сам». Дело в том, что чем позже ребёнок начнёт говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребёнок не задаёт вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познаёт окружающий мир (так называемая «вторичная задержка развития»).

В случаях тяжёлых нарушений речи, интеллекта, коммуникации без помощи специалистов ребёнок может заговорить уже после семи лет. Или не заговорить совсем. Но, в любом случае, чем позже ему начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем неблагоприятнее прогноз.

Малыша гораздо проще научить говорить ещё и потому, что у него нет длительного опыта «молчания», а вот если ребёнок молчит до 10–11 лет, он находит альтернативные методы общения с окружающими (жесты, рисунки, отдельные звуки и т.д.), и переключить его на речь очень трудно. Потому что всю систему общения приходится ломать и строить заново, к чему ребёнок обычно не готов ни психологически, ни физически.

Чем сильнее задерживается речь, тем труднее впоследствии будет начать функционировать мышцам языка, губ, щёк, — соответственно, чёткость отдельных звуков и слов начавшего говорить в десять лет будет восстанавливаться в разы дольше, чем у того, кто заговорил в два года, — просто в силу того, что ребёнок не привык говорить, не привык напрягать эти мышцы для произнесения слов!

Здесь можно провести аналогию с тем, как человеку, который начал заниматься спортом в 15 лет, гораздо проще поддерживать хорошую форму, чем тому, кто начал ходить в тренажёрный зал после тридцати.

Кроме того, чем позже ребёнок начинает говорить — тем сильнее риск возникновения вторичной интеллектуальной задержки: не говорит, не задаёт вопросы, следовательно, средства познания окружающего мира ограниченны, и развитие начинает отставать.

Отставание тем сильнее, чем позже начата работа с ребёнком, позволяющая ему скомпенсировать речевую недостаточность.

Распространённая теория о том, что если малыш не заговорил до пяти лет, то не заговорит никогда, верна далеко не во всех случаях. Просто «запуск» речи после пяти лет у ребёнка, с которым раньше не занимались, — это огромный труд, и дело совсем не в том, что это труд для специалиста, а в том, что это потребует огромных усилий от самого ребёнка.

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Речь начала развиваться, а затем произошёл регресс

Ребёнок замолчал (сразу, либо речь «рассыпалась» постепенно, от слов отпадали слог за слогом), регрессировали навыки самообслуживания и коммуникации (перестал смотреть в глаза, отвечать на улыбку, игры стали более примитивными). По срокам это может совпасть с какими-либо прививками, может возникнуть после тяжёлой болезни с высокой температурой, стресса, травмы или вовсе «на пустом месте», когда родители не могут вспомнить никакой конкретной причины.

Вывод один: если ребёнок замолкает и словно начинает «замирать» или «двигаться назад» в развитии и за месяц так и не восстанавливается до прежнего уровня — медлить с поиском специалиста нельзя.

То же относится и к детям более старшего возраста — от пяти лет и старше: если ребёнок постепенно перестаёт общаться, снижаются его успехи на занятиях в детском саду, школе или кружках, регрессируют навыки личной гигиены (перестаёт умываться, чистить зубы, отказывается от ванны и душа), если его речь становится бессвязной — это серьёзные основания для тревоги и обращения за помощью.

Однообразные игры

Ближе к трём годам ребёнок играет в странные однообразные игры: выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т.д.

Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков «дом» (и обыграть эти ситуации. Потому что навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности — изо дня в день — это тоже не очень хороший признак).

До трёх лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом, но если ребёнок не начал проявлять интереса к совместной игре и после трёх лет, а кроме того есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно вас насторожить.

Узкий круг тем для разговора

Спектр тем, на которые общается говорящий ребёнок, сильно ограничен, его невозможно переключить, отвлечь от общения на эти темы, он месяцами возвращается к ним снова и снова каждый день. Кроме того, они могут быть весьма своеобразными: стиральные машины, схема метро, марки автомобилей и т.д.

Если общение на эти темы сильно отличается от обычного детского увлечения и ребёнок на все остальные темы общаться не в состоянии, отвечает на вопросы, не относящиеся к интересам, односложно и не охотно, навязчиво пытается обсуждать любимые темы даже с людьми незнакомыми и малознакомыми, которые не проявляют к ним интереса и всячески пытаются уйти от общения, — имеет смысл обратиться за консультацией.

Ребёнок не реагирует на обращённую к нему речь

Либо реагирует нестабильно (ощущение, что «то слышит, то не слышит»). На обращение по имени к трём годам реагирует нестабильно либо не реагирует вовсе. Не может выполнить инструкцию на слух (например: «Принеси пульт, дай чашку»), если вы не поддерживаете её указательным жестом (показываете пальцем на то, что нужно отнести или принести).

Не слушает чтение книг, аудиосказки, может с плачем отнимать, захлопывать, рвать книгу при попытке почитать ему.

Интересы ребёнка «замерли» на одном уровне

Не расширяются с возрастом, соответствуют более раннему уровню развития. При этом ребёнок может быть либо слишком избирателен в контактах (не отпускает маму от себя, прячется от посторонних людей, приходящих в квартиру), либо, напротив, слишком неразборчив: идёт ко всем на руки, улыбается, пытается поцеловать, легко уходит с незнакомым человеком, не оглядываясь.

Развитая речь и беспомощность в быту

К четырём-пяти годам у ребёнка необычные страхи, фантазии, может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребёнка вычурная, производит впечатление «взрослой». Он может казаться то слишком развитым, опережающим свой возраст, развёрнуто рассуждающим на очень серьёзные темы, то выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях. Своеобразные «псевдофилософские» интересы: космос, Бог, устройство Вселенной и т.д.

Это может сочетаться с отсутствием чувства опасности в повседневных ситуациях, даже самых элементарных — выбегать на проезжую часть, вырывая руку у мамы, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и т.д., множеством нелепых страхов, которые ребёнок никак не может объяснить, агрессией, направленной на членов семьи и домашних животных.

Серьезные трудности в школе

В начальной школе ребёнок не справляется с учебной программой, с трудом овладевает навыками письма, счёта, чтения, при этом не в состоянии удерживать внимание в течение 35-40 минут.

Другие факторы риска

Рекомендую проконсультироваться профилактически в три-четыре года, если:

Все эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в развитии.

Почему чем раньше, тем лучше

Порой родители затягивают визит к специалисту, откладывают его раз за разом, даже когда проблемы очевидны, надеются, что ситуация разрешится сама, убеждают себя, что всё не так уж плохо. Как бы ни было страшно и тревожно — нужно взять себя в руки и записаться на консультацию. Раннее начало работы — это первый и самый важный вклад в продуктивную коррекционную работу. Бесконечно больно видеть на консультациях тех, кто ждал, кто успокаивался, слушая обещания, что ребёнок «перерастёт».

Обучать можно всех детей, но у многих успешность этого обучения зависит от того, в каком возрасте оно начато. Пока ребёнок маленький, многие проблемы можно исправить. Даже в случае детей с выраженными особенностями максимально развить способности можно, но только при раннем начале работы.

Ребёнок с глубокой умственной отсталостью, с которым начали работу в три года, и ребёнок с глубокой умственной отсталостью, который попал на занятия ближе к восьми годам, — это огромная разница. Ребёнок с шизофренией, у которого начали поддерживающее лечение при первых проявлениях заболевания, часто почти ничем не отличается от своих сверстников без особенностей развития. Ребёнок с шизофренией, переживший без лечения множество психотических эпизодов и попавший к врачам, только когда с ним совсем перестали справляться в семье (например, он причиняет себе серьёзные повреждения, уже наблюдается выраженный регресс в интеллектуальном развитии), часто становится тяжёлым инвалидом.

Я знаю, как страшно обращаться за подтверждением своих страхов и сомнений, страшно услышать роковые слова. Но сейчас на кону будущее вашего ребёнка, вся его дальнейшая жизнь. И какой она будет, во многом может зависеть от того, найдёте ли вы в себе силы записаться на приём к специалисту именно сейчас.

Источник

У кого у детей была задержка моторного развития? Чем в итоге все обернулось?

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

,
Каждый скачок развития после курса массажа. Ребёнок крупный. Родился на 4 кг. Слабые руки были. Очень долго не мог приподнять корпус, лёжа на животе.
Сама с ним каждый день зарядку делала. Тоже очень переживала, т.к. старший сын развивался значительно быстрее. Пошёл в 9,5 месяцев.

Младшему врачи также ставили задержку моторного развития. В год на комиссии диагноз сняли.
Сейчас просто ураган, а не ребёнок.
В плане эмоциональности-до года был просто подарочный режимный ребёнок. Но после года что-то пошло не так :crazy:

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

У меня сын вообще не сел из положения лёжа)), ползал только по пластунски. Пошёл у опоры в 11 мес, без держания в 1,2 но долго ходил с подстраховкой в виде вожжей. Лет до двух.

Ещё говорил невнятно. Мысли четкие, фразы сложные, но весь набор логопедических проблем- щ, с, р, л не выговаривал. Ещё был до школы неуклюжий очень. Побежит и ноги заплетутся. В школе уставал сильно. Вот сидит вроде час всего и голова клонится к парте полежать. В спорт- не получилось, тоже уставал сильно и непреодолимо это было((

Мы, родители-дураки настоящие: все считали, что наш сын просто лентяй и манипулирует нами. Лет с 8 до 14 стало лучше физически, но в подростковом возрасте из/за резкого роста слабость и желание лишний раз полежать снова усилились. И снова мы, родители- дураки, думали, что это подростковая лень и отрицание учёбы.

Но дошло до того, что у сына стал заплетаться язык к вечеру, как у слегка подвыпившего или обкурившегося. И снова я, мать-дурочка: стала подозревать, что сын употребляет что-то.

Так и дожил до 19 лет, пока во взрослой поликлинике не попалась нам грамотная невролог и заподозрила проблемы с мышцами. А заплетающаяся речь и желание полежать это последствия. Так и есть. При этом он накачан и подтянут, а сил нет( Занимался через немогу.

В общем, не лентяй наш ребёнок, а сил у него реально не было все детство, а мы его пичкали магнием весной для профилактики, и каждый раз было только хуже. Нельзя слабым мышцам магний.

Если бы я сейчас, зная в чем проблема, вернулась туда, где сыну 6-7 месяцев- делала бы больше курсов массажа ему. И очень жесткий график отдыха. Обязателен полноценный сон в одно и то же время. И никакого магния, и вообще никаких искусственных витаминов не давала бы.

Источник

Сын отстает в развитии?

Образование и развитие наших детей. Форум многодетных родителей

Сын отстает в развитии? ⇐ Образование и развитие наших детей

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение Анисья » 04 сен 2009, 23:05

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение MaLinKa » 04 сен 2009, 23:41

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение фиалkа » 05 сен 2009, 00:23

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение Анисья » 05 сен 2009, 14:29

Сообщение Индигирка » 05 сен 2009, 14:34

Анисья
Я тоже думаю-нужна консультация.Какие-то аутичные черты у ребёнка.

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение ЛЮБИТЕЛЬНИЦА » 05 сен 2009, 21:56

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Сообщение нинок » 05 сен 2009, 22:23

Анисья
По поводу речи однозначно надо проконсультироваться со спецом.

А по поводу «ЁЖИКА» и воспитателя Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии
Расскажу свою историю. Кешку в 5,5 лет отдавала в нулёвку ( она же подготовительная группа д.с.) при гимназии. Через полтора месяца забрала Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии
Причина была такая. Забирала после обеда своё чадо и решила переговорить с воспиталкой, типа как оно там, чадо моё. И мне была высказана претензия, что дитё полностью неодекватно Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитииОказалось, что после выполнения задания (нарисовать динозавра) Кеха «со страшной силой разорался». Чем собственно напугал дитей Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитиии воспитателя. (А подражал он воплям динозавров действительно виртуозно)
Данная тема развивалась минут 30-40. Сделались выводы о неполноценности ребёнка и целесообразности его обучения в гимназии. Я слушала пИдагога оч внимательно. И естессно делала свои выводы об еёйной адекватности. Потом пообщалась (примерно в том же ключе) со вторым пИдагогом. И срочно забрала дитёныша.
Великолепным подтверждением правильности моего решения явилось то, что возвращая мне всякие-разные дид.материалы, господа пИдагоги посоветовали мне обратить особое внимание на то, что ребёнок очень плохо учит буквы и у него будут явные проблемы в обучении чтению.
Всё бы ничо, но. На тот момент скорость чтения у Кехи была 45 знаков в минуту. При великолепном пересказывании прочитанного.
Т.е воспитатели за 1.5 месяца, при ежедневных занятиях не смогли врубиться в то, что ребёнок умеет читать.
На этом мой опыт дет.сада закончился

Источник

Задержки развития: как распознать и что делать?

Думала что сын отстает в развитии. Смотреть фото Думала что сын отстает в развитии. Смотреть картинку Думала что сын отстает в развитии. Картинка про Думала что сын отстает в развитии. Фото Думала что сын отстает в развитии

Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.

Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.

Пять сфер развития ребенка

Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:

Когнитивное развитие

Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.

Речевое развитие

Развитие крупной и мелкой моторики

Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.

Развитие бытовых навыков

В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.

Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:

Знает основные цвета и может их называть,

Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),

Может запоминать и пересказывать простые истории,

Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),

Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).

Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).

Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.

В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.

Что нужно знать о задержках развития?

Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.

Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть

Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:

Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,

Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,

Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.

Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.

Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.

Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?

В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.

Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.

Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.

Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.

Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.

К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.

Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.

Выводы

Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.

У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.

Заключение

К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.

Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.

Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *