Дунайская болгария чем занимались
Болгарское ханство на Дунае и его первые правители
Болгария при хане Круме (802-814)
После распада Великой Булгарии (http://www.proza.ru/2018/06/21/1772) хану Аспаруху (ок. 665 – 700) удавалось в течение примерно трех десятков лет сдерживать хазарский натиск. Но в конце концов ему пришлось уступить. В середине VII в. хазары, уже освободившиеся от власти тюрок и строившие собственный каганат во главе с династией Ашина, прорвались в заднепровские степи. Аспарух со своей ордой вынужден был уйти за Днестр. Здесь антское население было плотнее, и хан имел довольно прочный оседлый тыл. Однако он искал более надежных, самой природой защищенных мест поселения.
Славяне к северу от Дуная подчинились Аспаруху. Их вожди были заинтересованы в союзе с Аспарухом ввиду нового усиления Византии. Потому они, подобно антам за Прутом, согласились объединиться под властью болгарского хана. Во всяком случае, ни о каком насилии источники не сообщают.
Болгары начали беспокоить задунайских обитателей. В 680 г. об этих разорительных набегах стало известно в Константинополе. Самоуверенный из-за своих выдающихся побед, император Константин IV Погонат (http://www.proza.ru/2018/11/14/511) решил сам двинуться с войском во Фракию. Экспедиция затевалась масштабная. В Европу перебросили тяжеловооруженные войска из Азии. К дельте Дуная отправился ромейский флот. Болгары не решились принять бой и отступили в топи дельты. Армия и флот ромеев подступили к Певке и осадили в ней болгарского хана. На беду для ромеев, в четвертый день этой осады Константина свалили сильнейшие боли в ногах. Император поспешил отплыть для лечения в город Месемврия с его древними банями.
Константин покинул осадный лагерь с ближней свитой и пятью боевыми кораблями. На прощание он приказал своим военачальникам продолжать осаду. Однако отплытие государя скрыть было трудно, и в ромейской коннице зародился слух, будто он бежал. Моментально распространившаяся весть вызвала в среде ромеев суматоху. Первыми бросили осадный лагерь конники, за ними устремилось и остальное войско. Аспарух не преминул воспользоваться нежданным случаем. Болгары бросились вдогонку отступающим в беспорядке врагам, повергнув их в паническое бегство. Многие ромеи, настигнутые кочевниками, погибли, еще большее число было ранено. Преследование продолжалось до реки Варна близ Одисса.
Хан обнаружил, что Малая Скифия весьма удобна для поселения. С севера и с северо-запада ее прикрывал Дунай, с юга — Балканский хребет, с востока простиралось Черное море. И тени имперской власти в этих местах давно не осталось. Большинство римских городов лежали в руинах. Земли уже больше ста лет заселяли славяне. Аспарух велел орде перекочевать в окрестности Одисса и устроил новую ставку здесь.
За этим последовала быстро завершившаяся война с местными славянами (которые после 602 г. образовали союз «Семи родов» и считались федератами империи). Далеко не все славяне Нижнего Подунавья приветствовали приход болгар — тем более что воины Аспаруха некоторое время грабили их веси. Тем не менее в итоге хану удалось склонить противника к покорности. Подобно аварским каганам, он выделил славянам особые территории, в то же время переселив их с насиженных мест. На новых землях славяне должны были платить дань Аспаруху и прикрывать рубежи его ханства от врагов — авар и ромеев. Северов, сильнейшее из племен, хан поселил на границе ромейской Фракии. Остальные племена «Семи родов», выселенные из Скифии и восточной Мезии, переместились на запад, на границу Аварского каганата. Центром их оседания стала долина реки Тимок, где позже сложился подвластный болгарам племенной союз тимочан. Многие земли к северу от Дуная, в Мунтении, в результате действий болгар запустели. В то же время какая-то часть «семикорневцев» осталась там — тоже признав власть Аспаруха.
В результате под предводительством Аспаруха возникло мощное Болгарское ханство — достойный преемник Великой Болгарии. В его состав вошли земли как к северу, так и к югу от Дуная. Периодически к Аспаруху и его наследникам подходили из-за Дуная подкрепления — теснимые хазарами или бежавшие из-под их власти болгары. Соседи вынуждены были считаться с новой реальностью. С ромеями продолжалась упорная война. Болгары теперь «стали опустошать деревни и городки во Фракии», «возгордились и стали нападать на находящиеся под ромейским управлением крепости и деревни, и порабощать их»
Первоначальная ханская ставка к югу от Дуная — защищенная рвами и топями земляная крепость — располагалась в Никулицеле, чуть выше Певки по реке. Затем Аспарух, по преданию, избрал резиденцией Дристру (Доростол, ромейскую Силистрию), расположенную на Нижнем Дунае, в окружении славянских поселений. На восток от Доростола Аспарух обновил линию валов, прикрывавших теперь болгарскую орду от угрозы с юга до самого моря. Позднее хан решил перекочевать из Дристры в глубь завоеванной Мезии. От прежнего славянского селения новая ставка унаследовала название — Плиска.
Изначально болгары старались не смешиваться со славянами. Болгарские становища кучно располагались в районе Плиски и далее к востоку и северо-востоку, до приморских областей и Дуная. Славяне же жили по отведенным им окраинам и вдоль Дуная, на обоих его берегах. Оба народа сохраняли культурную самобытность.
Старому Аспаруху наследовал его сын (а возможно, и внук) Тервел (700 – 718). В 704 г. хан принял в своей ставке низложенного византийского императора Юстиниана II (http://www.proza.ru/2018/11/14/747) и согласился помогать ему в борьбе за престол. Возвратив себе трон, Юстиниан даровал Тервелу звание цезаря. Народу было приказано выражать ему те же знаки почтения, что и самому императору. В 711 г. Юстиниан был вновь низложен и казнен. Хан Тервел посчитал своим долгом отомстить за убийство своего августа и в 712 г. вторгся в Южную Фракию, грабя все на своем пути. Болгары достигли столичного порта Золотой Рог, но не отважились штурмовать сам Константинополь, а повернули назад, забирая с собой пленников и огромную добычу. Византийское правительство вынуждено было пойти на заключение невыгодного мирного договора. Между империей и ханством в 716 г. была установлена новая граница, проведенная от Бургасского залива на Черном море до реки Марина так, что город Адрианополь оставался в греческих владениях.
3. Наследники Тервела
В последующие годы болгары стали быстро расставаться с кочевым образом жизни. Бойлы (бояре) сделались владельцами крупных земельных угодий. Внутренняя история Болгарии в первой половине VIII в. известна крайне плохо. А история входивших в ее состав славиний — неизвестна вовсе. Ясно, что они сохраняли свою автономию.
После смерти Тервела сменилось еще два хана из династии Дуло – Кормесий (721-738) и Севар (738-753). Около 753 г. произошла мирная, через свойство, смена династии. На престол вступил хан Кормисош (753-756), представитель рода Вокил или Укил. Отношения с Византией в течение этих лет оставались мирными и союзными. Но в середине столетия они обострились, а при хане Винехе (756-762) началась открытая война.
Победители, однако, не смогли воспользоваться успехом. Внезапно, в том же 760 или в 761 г., в ханстве вспыхнула междоусобица. Болгары восстали против правящего рода Вокил. Причины мятежа не совсем ясны. Но возглавила его кочевая знать, — собственно болгары, — а противниками их выступили славянские вожди со своими племенами. Можно угадать, что хан Винех как-то благоволил к славянам, в чем-то отдал им предпочтение перед соплеменниками.
Хорошо организованные и хозяйничавшие в центре страны кочевники одержали победу. Хан и все его родичи были перебиты.
На престол взошел Телец (762-765) из рода Угаин, «злонравный муж», по словам Феофана, примерно 30 лет от роду.
6. Смута после Телеца
Поражение Телеца поставило крест на его правлении и всей политической линии. Сразу после битвы болгары низложили хана-неудачника. Телеца и всех его сторонников перебили. На ханский престол вступил Сабин (765-766), чудом уцелевший в предыдущей междоусобной резне зять хана Кормисоша. Сабин, однако, разочаровал болгарских боилов, ждавших от него продолжения войны с ромеями. Попросив у Константина мира, он тут же был низложен и бежал к ромеям.
Впрочем, и новый хан Паган (767-768) понимал, что сил для продолжения войны у Болгарии нет. После встречи с императором был заключен мир. Естественно, ни о какой дани с империи теперь речь не шла. Но и болгары, по видимости, ничего не теряли. Константин, вопреки ожидаемому, не стал добиваться возвращения Сабина.
Мир продержался недолго. Совершенно неожиданно Константин его нарушил и вновь вероломно напал на Болгарию. При этом ромеи даже не встретили стражи в горных проходах, так как после заключения мира Паган распустил славянские гарнизоны. Константин перевалил Балканы и вторгся в пределы ханства. Двигаясь на север вдоль Черного моря, ромейская армия достигла реки Цика (ныне Камчия), впадающей в море южнее Варны. Таким образом, Константин прошел до самого сердца Болгарии. Здесь он выжег болгарские кочевья-аулы. Но затем император испугался собственной дерзости. Боясь столкнуться с подлинным сопротивлением, он повернул назад и возвратился в свои пределы, так и не скрестив меч с неприятельским войском. Продолжавшиеся в Болгарии — и усиливаемые вмешательством ромеев — смуты помешали болгарам отомстить. Хан Паган погиб. На престол взошел Телериг (768-777). В 777 г. он был свергнут соплеменниками и бежал в Константинополь. Новый болгарский хан Кардам (777–802) избегал войн с империей.
После нескольких десятилетий мира новая большая война между Болгарией и Византией началась при хане Круме (802-814). Воспользовавшись ослаблением Аварского каганата, который вёл на западе борьбу с франкской империей Карла Великого (http://www.proza.ru/2009/10/11/203), Крум также напал на авар. Война закончилась полным разгромом аварского государства. Его территория была разделена между победителями. К 805 г. Болгария завладела восточной частью каганата, немногим ранее западную его часть заняли франки, новая граница между победителями прошла по среднему Дунаю.
Благодаря победе над аварами, хан Крум воспринимался балканскими славянами как преемник некогда внушавшего страх аварского кагана, и болгары, действительно, стали в какой-то степени его политическими наследниками. Владения Крума простирались теперь далеко на север. Течение реки Тисы обозначало границу между франкским и болгарским государствами. От верховьев Тисы болгарская линия границы поворачивала на восток, а на восточных Карпатах доходила до верховьев реки Прут. Затем она шла вниз по течению Прута на юг до Леово, где снова сворачивала на восток, пересекая Бессарабию, до реки Днестр. Эта наземная линия границы через Бессарабию была укреплена рвом и земляным валом. Продолжаясь вдоль течения нижнего Днестра, граница доходила до Черного моря в устье Днестра.
Наследником Крума стал его юный сын Омортаг (814-831). Пользуясь его неопытностью, бойлы захватили бразды правления. Их наиболее выдающимся лидером был Чок. Начались гонения на христиан, и многие из них были убиты, в том числе архиепископ Мануил (бывший архиепископ Адрианополя). Правящие бойлы, впрочем, оказались достаточно мудры, чтобы восстановить дружественные отношения с Византийской империей, и зимой 816 г. заключили мирный договор сроком на тридцать лет с условием его обновления каждые десять лет. Крепость Сардика была возвращена империи.
В начале царствования Омортага в древней ханской столице Плиске был построен новый дворец. Позднее хан решил перенести свою ставку дальше на юг, ближе к балканским горным проходам, чтобы иметь лучшие позиции для наблюдения за событиями в Южной Фракии. Для этого, был построен новый дворец на берегу реки Туцы, притока реки Доцин, которая впадает в Черное море южнее Варны. Строительство завершилось к 821 г., и новая столица получила славянское название Преслав.
9. Наследники Омортага
В 836 г. подошло к концу второе десятилетие с момента подписания мирного договора между Византией и болгарами. По каким-то причинам договор не был возобновлен, и хан Маламир (831-836), младший сын Омортага, захватил Сардику. В том же году он умер. При племяннике Маламира хане Пресиане (836-852) война с Византией продолжалась. Воспользовавшись восстанием славянского племени смолян Пресиан в 837 г. легко овладел Македонией и территорией южной Албании. В результате Болгария получила выход к Эгейскому и Адриатическому морям. Правда в следующем году франки вернули себе Посавье. В 839-841 гг. шла война с сербским князем Властимиром, но она окончилась для Пресиана неудачно.
Дунайская Болгария и город Казань
Сам не знал! Болгарский народ относится к персидской (индоиранской) этнической группе. Первое древнеболгарское государство существовало у горы Гундукуш в центральной Азии еще за несколько веков до нашей эры. В индийских источниках это государство называется Балхара, а в греческих —Бактрия.
Вот и братья славяне! А ведь ныне многие считают болгар именно славянским народом.
Сохранилось мало информации о том, как и почему болгары двинулись на запад, но двинулись они явно большой оравой, потому как дошли и дошли далеко — до балканского полуоствора. Есть лишь информация, что из района Гундукуш их выдавили монголы.
Покорение Балкан
Долго ли шли болгары на запад или коротко, но существуют записи, датированные 165 годом нашей эры, в которых уже упоминается не просто о народе, а о государстве. Далее есть сведения о том, что в VII веке Болгарское государство занимало всю северную территорию черноморского побережья, нижнее течение и дельту Дуная.
Болгарский Хан Аспарух с братьями в том же веке начал расширять территорию Старой Великой Болгарии. На Балканах Аспарух объединил древних Болгар с потомками Фракийцев, а также ближние славянские племена. Столицей этого государства стал город Плиска, имевший огромную по той эпохе площадь.
Так было положено начало Первому Болгарскому Царству. Память о Хане Аспарухе жива в Болгарии до сих пор. В каждом городе непременно есть улица с его именем.
Империя Болгар
А в IX веке на карте Европы Средних веков существовало три больших империй —Дунайская Болгария, Франкское государство Карла Великого, и Византия. К северо-востоку Волжская Болгария укрепляла свои устои. В эпоху Средних веков Болгары были среди первых христианских народов, установивших культурные контакты с Арабами.
Кстати, о Волжской Болгарии. В X веке болгары, поселившиеся на Волге, принимают ислам как основную религию (в отличии от других своих соплеменников, которые подались в христианство) и создают одно из самых блестящих мусульманских государств в Средние века. Это государство было окончательно уничтожено Иваном Грозным в середине XVI века (Казань то он брал).
Сам же Иван Васильевич прекрасно знал, кого он покоряет. В исторических документах упоминания о татарах НЕТ. Иван Грозный покорил Болгарское царство. (Гримберг Ф.Л.«Рюриковичи или семисотлетие „вечных“ вопросов», М.: Московский лицей, 1997.308 с.).
Вот причем тут Казань
Название современной части Российской Федерации «Татарстан» («Татария») не является историческим, на самом деле Булгария (Волжская Болгария, Болгарское царство), так вот!
Академик Греков Б.Д. сформулировал вот такой тезис: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. «Татары: этнос и этноним», Казань, 1989г., стр. 9-12).
Русский историк Карамзин Н.М., которого даже многие называют великим, писал: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей.» («История государства Российского», СПб,1818, т.3, с.172). В частности, в отношении волжских болгар дело обстояло именно так. «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами». /История Казани, Книга I.-Казань, Татарское кн.изд-во.-1988. стр.40/.
А были ли татары?
Да были. Это были действительно кочевые племена, отнюдь не мирные. Они нападали, на них нападали. О татарах уже была статья на нашем сайте. Они долго досаждали китайцам, которые в итоге разбили татарское войско, было это в конце III века до н. э.
Сейчас на территории всей постсоветских стран проживают сообщества татар, у них есть традиции и своя память об истории. Но вот откуда эта история тянется — от степных кочевников или от тех самых болгар?!
А вот еще один художественный взгляд на события в истории древней Болгарии, когда в ней правил хан Аспарух. Фильм вызывает неоднозначные отзывы у историков. Ведь история всегда писалась и пишется по заказу политиков!
Потомки Кубрат хана на Дунае: как болгары перешли в новую веру и сменили титулы
Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 4
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», продолжает свой рассказ об истории Дунайской Болгарии (первую часть см. здесь, вторую — здесь, третью — здесь).
От шаманизма к христианству
Духи земли и воды призывались свидетелями святости клятвы. Над чашей произносилась клятва в которой обещалось, что пускай прольется кровь присягавшего как вода, если он не выполнит обещания. Вода проливалась на землю. Сакральными знаками были медальоны и перстни. Болгарские правители публично приносили жертвы в честь больших побед, как Крум в 813 году. Жертва приносилась в храме при молитве и в благодарность небу за победу. В Мадаре в надписи Омуртага указано, что «канасубиги правитель от Бога Омуртаг вместе с ичиргу бойла принес жертву Тангре». Вера болгар воспринималась как религия магов у ал-Масуди. По сути, у дунайских болгар был распространен шаманизм. Колобры во время обрядов входили в транс.
Ромеи же воспринимали болгар как часть своей ойкумены. Для них эти тюркские народы представлялись традиционными северными кочевыми варварами и воспринимались как меньшее зло по сравнению с зороастрийскими персами и арабами-мусульманами. Правителям болгар, как хану Великой Булгарии Кубрату, можно было давать титулы патриция и архонта, как ранее ромеи удостаивали этой чести готов. Но титул василевса им никогда не давали, поскольку так мог называться только император Византии.
Для обозначения болгарских ханов ромеи использовали термины архонт, кир, архегос, игемон. Правители Дунайской Болгарии после Крума Омуртаг и Маламир титуловали себя канасубиги, который некоторые ученые интерпретировали то как великий хан, то как командующий войсками. Ц. Степанов приводил полный титул Омуртага и Маламира и указывал, что рядом с тюркским титулом упоминалась византийская форма «правитель, данный от Бога».
Князь Болгарии Борис I
По мнению исследователя, болгары занимались imitatio imperii. Например, Пресиан имитировал титул византийского императора, заменив только ромеев на болгар. Омуртаг проводил централизацию и модернизацию страны. Он основал дворец в Плиске. Концепция власти правителя у болгар-язычников была близка к иранским (зороастрийская авестийская концепция власти монарха, санкционированной богом) и индийским соответствиям в древнем мире. Когда монарх утрачивал санкцию небес, его убивали, как например Телеца из рода Угаин. Монеты Омуртага и Маламира демонстрировали схожесть с изображениями византийских императоров на монетах. Имитировались ромейские медальоны. Таким образом, болгары имитировали как формулы, обозначавшие правителя, так и символы власти.
Ромеями серьезно рассматривалась возможность обращения болгар в христианство. Например, Иоанн Никиуский указывал на крещение Кубрата. Болгарские историки оценивают это как личную волю Кубрата, не обязательную для его сыновей. Перед образованием Дунайской Болгарии христианство уже было знакомо болгарам. Второй хан Дунайской Болгарии был удостоен титула кесаря за помощь ромеям в войне против арабов в 717 году. Нужно сказать, что этого хана беатифицировали, а также посвятили ему молитву. Однако долгое время болгары продолжали придерживаться традиционных культов.
При раскопках в ряде болгарских городов в находках Раннего Средневековья найдены храмы огня. В. Ванчкова отмечала, что вражда болгар с ромеями не была перманентной, а обострение отношений пришлось на время правления в Византии императоров Константина V Копронима и Никифора, которые вели наступательные войны против болгар. Ромеи рассматривали дунайских болгар как своеобразных полуварваров и полукочевников, которые ограждают ромеев от настоящих варваров. В земли болгар отправлялись церковные миссии для обращения в христианство язычников.
Нужно отметить, что в переписке хана Бориса с папой Николаем указано, что в этой стране были мусульманские книги, а один еврей проповедовал иудаизм. Продолжатель Феофана указывал, что болгары до Бориса уже принимали христианство, но не были тверды в вере. Более территориально близкая к ромеям Дунайская Болгария приняла христианство, причем из рук греков. Христианизировать болгар пытались и латинские иерархи. В 866, 868, 878 годах папа римский отправлял посольства к болгарам. Болгарский царь переписывался с папой римским и отправлял к нему посольства, но победу все-таки одержало христианство восточного обряда.
Царь Борис I шлёт послов к императрице Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века
Система титулов
В. Гюзелев отмечал, что брат Крума Кишин имел титул кавхана. Также упоминался бойла кавхан Иратаи. Эти данные отмечены на Хамбардийской надписи. В Дунайской Болгарии было два крыла. Одну часть возглавлял ичиргу бойла Тук, а иную — бойла кавхан Иратаис. Хан Крум стоял над ними. В первой надписи правления Маламира упомянут регент Исбул под титулом бойла кавхан. Титул кавхан сохранился и при царе Симеоне. Кавхан, как правило, руководил войском. В эпоху византийского императора Василия II Болгаробойцы кавханы уже носили христианские и славянские имена, например, Дометиан и Феодор. Даже соратник восставшего против ромеев Петра Деляна Тихомир получил титул кавхан. Повстанец Георгий Войтех происходил из рода кавханов. С славянизацией и христианизацией болгар тюркский титул бойла был заменен на болярин.
Бойлы упоминались в византийских источниках при описании кампании 773 года Константина Копронима против болгар, а также в сообщении о кампании Телерига в Верзитии. В иерархии болгарских должностей упомянут титул Чигот, который соответствовал византийскому термину спафарий. Титул же кавхан был равнозначен византийскому титулу логофет. В правление Симеона упоминался олгу таркан Феодор. Этому титулу, вероятно, соответствует византийский титул магистр. Касательно ичиргу бойлов, то ичиргу бойла Тук был известен по данным Хамбарлийской и Сулейманской надписей.
Вероятно, большинство этих титулов были у дунайских болгар в государстве, которое уже уподобилось империи ромеев. Среди других титулов упоминались жупаны племен, сетит багаин, юк багаин, бири багаин, юк бойла, ичиргу коловр. Ичиргу бойла принадлежала высшая судебная власть. Ичиргу бойла времени царя Бориса-Михаила носил христианское имя Петр, а при Симеоне — Георгий. В церковнославянской форме титул ичиргу бойла звучал как чъргубиля. Ичиргу бойла Георгий носил и иное имя Сурсубул, вероятно, тюркского происхождения. «Бойла» с языка дунайских болгар переводился как знатный, высокопоставленный, вельможа, а «ичиргу» как придворный. Ичиргу коловр — это предводитель племени, термин, соответствующий распространенному у славян титулу жупан, который, вероятно, проник к славянам через огурские племена. Ичиргу бойла осуществлял контроль над крепостями и внутренними провинциями.
Границы Болгарии при Борисе I
Отдельно стоит упомянуть о системе титулов. Их можно объединить в несколько групп. С компонентом бойла — бойла кавхан, бойла чегат, багатур бойла колобр, ичиргу бойла, юк бойла. С компонентом кан — канасубиги, канна бойла колобр, канна таркан, богатур кана, канна тикин. С компонентом багаин — багатур багаин, юк багаин, ичиргу багаин, сетит багаин, бири багаин. С компонентом таркан — буля таркан, жупан таркан, канна таркан, бори таркан, зера таркан, олгу таркан, калу таркан. С компонентом зитко — зитко мирос, зитко ичиргу буле. С компонентами ичиргу и юк — ичиргу бойла, ичиргу багаин, юк багаин.
Ц. Степанов отмечал, что перед крещением Бориса Дунайская Болгария фактически была каганатом, то есть империей по меркам евразийских кочевников. Такой титул правителя дунайских болгар зафиксировал в хронике Григория из Бара, которая более известна как «Летопись Попа Дуклянина». Что характерно, тот же термин упоминался в «Сказании о пророке Исае» и «Видении пророка Исаии», записанном на церковнославянском. Там упомянут Михаил каган.
Более поздний правитель Петр Делян назван царем каганом. Необходимо отметить, что в Болгарской апокрифической летописи, которая была частью «Видения пророка Исаии», Симеон был назван царем болгар и греков. В эпоху Симеона они претендовали на равный статус с Византийской Империей. В своей титулатуре болгарские правители просто заменили тюркский титул на эквивалентный термин «царь». Он был равный византийскому термину василевс (император).
Памятник Борису I в Плиске
В Восточной Европе правители Руси долгое время носили титул каган. Владимир и Ярослав продолжали называться каганами. Болгары переняли византийскую идеологию противопоставления себя соседям. В болгарских рукописях Хиландара христианская Болгария противопоставлялась государствам варваров — Обрьско (Аварский каганат) и Угорско (Венгрия). В болгарском апокалипсисе Мефодия Патарского Венгрия названа варварским царством, которое зовут Турци и Обри. Турками называли венгров византийские хронисты IX-X веков. Характерно, что и возобновленная кыпчаками, валахами и болгарами болгарская государственность титулировала себя царством. В Первом и Втором болгарских царствах была популярна идея о болгарах как об избранном народе наравне с греками и о Болгарии как о земле обетованной.
Выгодная религия
Решение принять христианство у Бориса было вполне рациональным шагом. Благодаря монотеистической религии он хотел укрепить свою власть. Походы против ромеев уже перестали приносить большие прибыли. Апогей могущества болгарских ханов уже прошел. Болгария не добилась победы в противостоянии с хорватами, и болгарское войско было разбито в Сербии. Кроме того, болгарам приходилось воевать с ромеями. Не стоит забывать, что с севера от Болгарии кочевали венгры, которые стали союзниками Византии. В враждебных с дунайскими болгарами отношениях пребывал правитель Великой Моравии. Дунайская Болгария буквально находилась в кольце врагов.
Болгарский хан вел переговоры о союзе с франками, обещая принять христианство западного обряда. Этот союз ромеи постарались нейтрализовать миром 864 года. После этого в Дунайскую Болгарию были отправлены миссионеры от константинопольской патриархии. Нужно сказать, что и до этих миссионеров христианство было широко распространено среди дунайских болгар, особенно на территориях Македонии и Болгарии на юг от Балканских гор. Христианство при Борисе было принято аристократией и правителем. Попытка язычников реваншироваться была подавлена. Большую роль сыграло то, что христианство проповедовалось им на доступном церковно-славянском языке, близком славянским диалектам, а не на чуждой латыни.
«Крещение болгаром». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассии (Ватиканский перепис, ХІV в.)
Во главе константинопольской патриархии тогда стоял Фотий, человек с широким кругозором. Впрочем, Борис хотел вынести для Дунайской Болгарии максимальную выгоду, балансируя между Римом и Константинополем. Большую пользу Дунайская Болгария вынесла из принятия христианства восточного обряда. Принятие его позволило окончательно консолидировать государство, и к концу IХ века тюркский компонент был поглощен славянским. От тюркского прошлого остался этноним, обозначавший государство Болгария, и названия титулов, а также некоторые традиции, как например, изображение знака Тангры на обрядовом хлебе в церквях. Некоторые языческие пережитки сохранились в фольклоре. Языческих богов болгары заменили культом христианских святых. В «Болгарской апокрифической летописи» не было резкого осуждения языческих обычаев, и просто отмечалось, что болгары были язычниками.
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам. Дунайские болгары часто использовали славян как вспомогательные силы в кампаниях против ромеев и помогали им, когда ромеи хотели отвоевать территории. Отход хорватских племен под сюзеренитет франков обусловил начало болгаро-франкских конфликтов. Паннония стала ареной соперничества между франками и болгарами. С образованием независимого Хорватского государства противоречия в Паннонии сгладились, а во время существования Великоморавского государства болгары были врагами франков.
Бурджаны в арабских источниках в большинстве случаев были дунайскими болгарами. Великодержавная политика Крума и Омуртага привела к включению в состав государства значительных территорий, населенных славянами. Христианизация была тем маркером, благодаря которому можно идентифицировать завершение процесса ассимиляции болгар славянами. Официальной идеологией в Дунайской Болгарии до христианства был культ правителя и вера в богов тюркского языческого пантеона Тангру и Умай. Болгары толерантно относились к христианству, иудаизму, исламу. Принятие христианства Барисом (Борисом-Михаилом) было обусловлено нуждами централизации государства и нуждами внешней политики.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».