Двигательная активность характеризуется тем что спортивный результат внешними движущими силами это
Классификация видов спорта
«Леветон Форте» рекомендован для циклических видов спорта, а также тех видов, где необходима выносливость, — футбол, хоккей, многоборья.
На сегодняшний день насчитывается более двухсот видов спорта. Существует два раздела классификации: олимпийская классификация и неолимпийская.
Олимпийская классификация видов спорта
Спортивная дисциплина — это вид отдельного соревнования, упражнение или комплекс упражнений определённого вида спорта (в редком случае разных видов спорта). Перечень дисциплин утверждается спортивными федерациями.
Соревновательная деятельность — это вид деятельности, в котором проводятся состязание спортсменов.
Олимпийская классификация видов спорта: 28 (41 дисциплина) летних и 7 (15 дисциплин) зимних.
Группа | Вид спорта |
1. Циклические виды спорта | Биатлон, велоспорт, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, конькобежный спорт, лёгкая атлетика, бег, бег на короткие или на длинные дистанции, бег с препятствиями, марафонский бег, эстафетный бег, спортивная ходьба, метания, метания диска, толкание ядра, прыжки, прыжки в высоту, прыжки в длину, тройной прыжок, лыжные гонки, лыжный спорт, плавание, подводный спорт, пятиборье современное. |
2. Скоростно-силовые виды спорта | Армреслинг, пауэрлифтинг, силовой спорт (культуризм), тяжёлая атлетика, фитнес, йога. |
3. Сложнокоординацонные виды спорта | Аэробика, водный слалом, спортивная гимнастика, перекладина, параллельные брусья, разновысокие брусья, равновысокие брусья, вольные упражнения, конь, кольца, прыжки, бревно, художественная гимнастика, горнолыжные дисциплины, кайтсёрфинг, вейкбординг, прыжки в воду, прыжки с трамплина, прыжок с шестом, скоростной спуск на байдарках, фигурная езда на велосипеде, фигурное катание на льду, роликобежный спорт, фигурное катание на роликах, синхронное плавание. |
4. Единоборства | Айкидо, бокс, борьба, глима, дзюдо, капоэйра, самбо, тайский бокс, тхэквандо, фехтование, ушу. |
5. Спортивные игры | Футбол, хоккей с шайбой, большой теннис, настольный теннис, американский футбол, биллиард, снукер, гольф, мини-гольф, велополо, водное поло, волейбол, конное поло, крикет, крокер, регби, хоккей на траве, хоккей с мячом, шахматы. |
6. Многоборья | Лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное многоборье и т.п. |
Классификация по характеру двигательной активности:
Классификация по характеру двигательной деятельности включает в себя следующие виды спорта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. ‘Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Все виды спорта, получившие в настоящие время широкое распространение, можно сгруппировать по определенным признакам.
Группировка видов спорта по определенному признаку называется классификацией. Существует несколько классификаций, группирующих виды спорта по различным признакам.
I. По особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся (Л.П. Матвеев 1977):
1 группа – виды спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена и выявляются в процессе соревнований (бокс, борьба, гимнастика, плавание, легкая атлетика, тяжелая атлетика, спортивные игры).
2 группа –виды спорта, основу которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (велоспорт, автоспорт, парусный спорт, бобслей).
4 группа –виды спорта, где сопоставляют результаты модельно-конструктивной деятельности спортсменов (авиамодельный, автомобильный спорт).
5 группа – виды спорта, где состязательная деятельность определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шашки, шахматы, бридж, нарды и т.п.).
6 группа – виды спорта, составленные из нескольких спортивных дисциплин, входящие в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, служебное многоборье и т. п.).
II. По структуре движений В.С. Фарфель группирует все виды спорта в 3 группы:
1 группа – виды спорта с циклической структурой движений – там, где идет постоянное повторение одного цикла, то есть после завершения цикла тело вновь оказывается в исходном положении, что дает возможность повторять двигательное действие слитно без остановок (плавание, беговые дисциплины, велоспорт, лыжные гонки, и т.п.).
2. группа – виды спорта с ациклической структурой движения – отличаются от предыдущих тем, что после осуществления двигательного действия тело оказывается в другом, по сравнению с исходным, положении, что исключает возможность многократного слитного повторения таких действий (гимнастика, акробатика, единоборства, спортивные игры).
3. группа – виды спорта с комбинированной, смешанной структурой движения – т.е. в которых присутствует циклическая часть движения и отличная от неё часть движения (прыжки с разбега, с шестом, метания и т.п.).
«Спорт в системе физической культуры. Классификация видов спорта. Спортивное движение»
Реферат по дисциплине:
«Спорт в системе физической культуры. Классификация видов спорта. Спортивное движение»
Климанов Илья Николаевич
1. Спорт как собственно-соревновательная деятельность с.4
2. Классификация видов спорта с.6
3. Спортивное движение с.11
4. Основные направления в развитии спортивного движения с.11
Список литературы с.15
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.
Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определённых физических упражнений и высокой двигательной активности.
Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и « спортсмен ».
1.Спорт как собственно – соревновательная деятельность
Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ее компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.
Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе:
— унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный характер;
— регламентацией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, (что закрепляется официальными и не официальными нормами спортивной этики, ряд из которых тоже приобрел международный характер, например в виде соответствующих положении Олимпийской хартии);
— организацией деятельности на основе системы соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требованием к достижениям.
Совокупность перечисленных признаков в их органическом единстве свойственно только спорту, что и дает основания только его называть собственно соревновательной деятельностью, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают, выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т.д.)
В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижением в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.
2.Классификация видов спорта
1. «Олимпийская квалификация»
2. Классификация видов спорта по характеру двигательной активности в соревнованиях (по Матвееву Л. П. 1977)
Виды спорта можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:
Выполнение спортом различных социальных функций определяет существование различных сфер спортивного движения. Это, прежде всего такие сферы, как массовый (базовый) спорт и спорт высших достижений (большой спорт), любительский и профессиональный спорт.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач, повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира и лидерство на Олимпийских играх.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.
Любительский спорт — это сфера, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности (учебой, работой, службой в армии и т. д.), т. е. спорт в этом случае не профессия.
Профессиональный спорт — это сфера, в которой двигательная спортивная деятельность, для человека является основным родом занятий, т. е. его профессией. В основе этой сферы лежит коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Профессиональный спорт существует в двух формах — спорта высших достижений и спорта показательного (например, соревнования по баскетболу в профессиональной лиге НБА и баскетбольный профессиональный цирк).
Кто же может считаться спортсменом? Спортсмен (от английского sportsman — человек спорта; честный, порядочный человек) — это человек, который систематически занимается избранным видом спорта и регулярно принимает участие в спортивных соревнованиях. Спортсмен высокого класса — это спортсмен, выступающий на крупнейших национальных и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания мастера спорта.
Спортивные звания и разряды регламентируются разработанной и периодически (каждые четыре года) пересматриваемой Единой всероссийской спортивной классификацией. Она представляет собой сборник нормативов и требований более чем по 110 видам спорта, выполнение которых спортсменом позволяет присвоить ему соответствующий спортивный разряд или звание.
Практикуется система присвоения разрядов от третьего юношеского до первого взрослого и званий кандидата в мастера спорта (КМС), мастера спорта (МС), мастера спорта международного класса (МСМК), гроссмейстера (в шахматах, шашках), заслуженного мастера спорта (ЗМС).
Показатели разрядных нормативов в классификации выражены в количественных мерах (например: кг, м, с, очки, баллы и т. п.). Показателями разрядных требований в ней являются определенные места, которые должен занять спортсмен или команда, определенное количество побед, одержанных спортсменом или командой над своими соперниками, масштаб соревнований. В одних видах спорта (например, в легкой атлетике, плавании и т.п.) применяются нормативы, и требования; в других же (например, игровые виды спорта, бокс, фехтование и т. п.) — только разрядные требования.
Единая всероссийская спортивная классификация стимулирует развитие спорта в стране через интерес занимающихся к повышению своей спортивной квалификации. Она также дает возможность количественной и качественной оценки состояния спорта в целом и отдельных его видов в масштабах страны, региона, города и т. д.
4.Основные направления в развитии спортивного движения.
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использование в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупные из являются:
— базовая физическая культура;
— профессионально прикладная физическая культура;
— «фоновая» физическая культура.
Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия, как по функциям, так и по структуре.
Многогранные способности, формирующиеся средствами различных видов физической культуры, а также специфическими средствами и методами, будучи включенными в профессиональную деятельность, социальное общение и научное познание, становятся необходимым компонентом, важнейшим условием дальнейшего всестороннего развития будущих специалистов различных видов их общественной жизнедеятельности.
Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения нормы, ее присущие. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнить и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификацией состава действий (вес снаряда, соперника и т. д.), условий из выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а на ряду с этим – и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретно социальных условий приобретает различные черты и формы.
1.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта
Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой спорт существовать не может. Она осуществляется в соревнованиях самого различного назначения, организуемых на основе последовательно повышаемого ранга с установкой на достижение возможно более высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима достаточно хорошо отлаженная система подготовки спортсмена, осуществляемая в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами, судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.
Все это позволяет говорить о том, что спорт это действеннейший фактор физического воспитания, подготовки человека к трудовой и другим необходимым видам деятельности. Спорт является важным средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов человека и общества, упрочения и расширения интернациональных связей.
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению на всех континентах земного шара множества отдельных видов спорта, которых насчитывают сейчас более 200. Только в нашей стране культивируются около 150 видов спорта, каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы, своими правилами соревнований.
Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Однако сам термин «вид спорта» и связанные с ним термины «спортивная дисциплина» и «вид программы соревнований» нуждаются в определенном уточнении, так как трактуются специалистами по-разному.
Поэтому за основу терминологии этих понятий следует взять формулировку из Олимпийской хартии.
Вид спорта – исторически сложившийся в ходе его развития конкретный вид соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая. Может включать один или несколько видов соревнований (спортивных дисциплин). Например, легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, конькобежный спорт, стрельба и другие.
Спортивная дисциплина – составная часть вида спорта, курируемая одной спортивной федерацией, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности. Например, в легкой атлетике: бег, ходьба, прыжки, метания; в борьбе: греко-римская и вольная борьба; лыжном спорте: гонки, двоеборье, прыжки на лыжах. Состоит из видов соревнований (отдельных дистанций, отдельных весовых категорий).
Вид соревнований – вид соревновательной деятельности в рамках отдельного вида спорта, в котором разыгрываются медали на отдельных дистанциях, в классах яхт, весовых категориях и т. д.
Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое распространение в мире, можно разделить по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (по Матвееву Л. П., 1977).
1 группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта.
2 группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).
Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.
4 группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.).
5 группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.).
6 группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
В спортивной практике существует и другая классификация, преимущественно относящаяся к первой группе видов спорта и основанная на особенностях проявления физических и технических способностей спортсмена. Она также состоит из 6 групп.
1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.
2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного продления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 мин (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).
3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная, художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).
4. Спортивные игры, как одиночные, так и командные.
5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).
6. Многоборья – состоящие из упражнений, относящихся к разным группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).
Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения общественнозначимых, личных и командных результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена. По-другому ее можно определить как сумму подсистем, отражающих систему соревнований, тренировки и дополнительных факторов, повышающих и оптимизирующих эффективность соревновательной и тренировочной деятельности.
Основной формой подготовки спортсмена в этой системе является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных занятий под руководством тренера-преподавателя и дополнительных, самостоятельных, проводимых под опосредованным его управлением.
Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Необходимо подчеркнуть, что соревнования в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов (команд) выступают и как средство эффективного экономического обеспечения подготовки.
Необходимым компонентом в системе подготовки спортсмена является система отбора и спортивной ориентации. Она направлена на выявление одаренных людей и определение перспективных направлений достижения высоких результатов на основе изучения задатков и способностей спортсменов, их индивидуальных особенностей.
Кроме спортивной тренировки и соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований.
Система подготовки спортсмена представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой в практической деятельности на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к максимальным достижениям.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «Школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
В связи с этим спортивная деятельность – это упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивный и соревновательный виды деятельности, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, т. к. во всех направлениях последнего (массовый, общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание – «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
В связи с этим, хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.