Движение вверх о чем
Фильм «Движение вверх». Что правда, а что вымысел
В российских кинотеатрах идет фильм «Движение вверх» Антона Мегердичева, посвященный легендарному баскетбольному финалу Олимпиады-1972. Та игра стала одной из самых ярких в истории олимпийского баскетбола в том числе благодаря скандалу с переигранной концовкой поединка и трем секундам, за которые советской сборной удалось вырвать золото у непобедимых американцев. Фильм снят очень эффектно, пробуждая в зрителях чувство патриотизма, интерес к баскетболу и к нашей спортивной истории. Но при этом в адрес режиссера и сценаристов раздается и критика.
Вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова даже подали на создателей «Движения вверх» в суд за искажение исторической правды. Авторы картины не отрицают, что слегка приукрасили действительность, но не видят в этом проблемы – фильм является художественным, а не документальным, хоть в его основе и лежат одноименные мемуары Сергея Белова. Мегердичев полагает, что кино было обречено на некоторые искажения и выдуманные эпизоды ради повышения зрелищности. Что же в этой яркой картине не соответствует истине?
1. СТИЛЬ БАСКЕТБОЛА
Техника игры в «Движении вверх» адаптирована для современной массовой публики. Первое, что бросается в глаза – обилие бросков сверху («слэм-данков») и эпизод с разбитым щитом. Это красивая мистификация. В советском баскетболе традиции забивать сверху тогда не было, а в американском студенческом баскетболе слэм-данки запрещались правилами. Однако, по словам Мегердичева, его задачей было показать баскетбол как явление, а не слепо копировать стиль игры начала 1970-х. Для массового зрителя все это – нюансы, не влияющие на доверие к рассказанной на экране истории. Кроме того, баскетбол никто и никогда не снимал так, как Мегердичев, поэтому картинка изначально является непривычной для баскетбольных болельщиков.
2. ОПЕРАЦИЯ ДЛЯ СЫНА КОНДРАШИНА
Это, собственно, та самая линия, из-за которой режиссеру пришлось изменить фамилию главного тренера сборной СССР с Кондрашина на Гаранжина. У Владимира Петровича действительно был сын Юрий, с детства страдавший церебральным параличом. Однако тренер не планировал делать ему операцию за границей и не собирал на нее деньги. Соответственно, наставник не отдавал накопленные для сына средства на лечение Александра Белова и баскетболисты не компенсировали Кондрашину деньги из своих призовых в раздевалке. Вдове тренера удалось уговорить режиссера убрать из сценария эпизод, в котором Кондрашин ради сына нелегально торгует валютой, но в целом душещипательный сюжет, в котором очень мало правды, остался. Дабы избежать обвинений в клевете, авторы картины пошли на изменение фамилии тренера.
3. ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ Александра БЕЛОВА
Известно, что гениальный баскетболист Александр Белов скончался в 26 лет от редкого онкологического заболевания – саркомы сердца. Однако во время Мюнхена-1972 великому центровому было 20 лет, и его страшная болезнь еще не проявлялась. Диагноз, о котором говорится в фильме, относится к более позднему периоду жизни Александра. «В 1972-м Белов был абсолютно здоров, – признает режиссер. – Но в 1976-м он был уже болен. Это к вопросу о времени и месте. Но мы позволили себе поместить эту историю в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память величайших наших спортсменов».
4. МАТЧ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ ШПАНЫ
В фильме рассказывается о том, что, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова. Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м годах, сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.
5. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД США
Тренер сборной России в «Движении вверх» публично обещает обыграть в Мюнхене «непобедимых» американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал. Популярность баскетбольной сборной была намного меньше популярности хоккейной или футбольной команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет «Движения» об этом никто не догадывался.
6. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНДРАШИН И АНТИСОВЕТЧИК ПАУЛАУСКАС
Люди, знавшие Кондрашина уверяют, что фигура «железного человека», созданная в фильме, не соответствует действительности. Это, скорее, собирательный образ всех советских специалистов. Владимир Петрович же был необщительным и очень погруженным в себя. В то же время капитан сборной литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме диссидентом и русофобом, который готовил свой побег за границу. Это тоже собирательный образ «злобного прибалта», причем не из начала 1970-х, а из конца 1980-х. Об антисоветских настроениях реального комсомольца, а впоследствии – детского тренера Паулаускаса ничего неизвестно. Больше того, Паулаускас и в 1990-х тепло отзывался о советских временах в целом, и о русских людях – в частности.
7. ЛИНЗА ЖАРМУХАМЕДОВА И БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ БУДУЩЕГО
Центровой Алжан Жармухамедов действительно плохо видел, но первые линзы по индивидуальному заказу были изготовлены ему уже после Мюнхена. История с потерянными в ходе игры линзами произошла уже после Олимпиады-1972. Она передвинута вперед по времени волей сценариста, так же, как и болезнь Александра Белова. Еще один пример путешествия во времени – появление в Мюнхене в составе советской делегации баскетболистки – девушки Александра Белова. Такого не могло быть поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал в 1976 году, ну а включение в команду родных и близких спортсменов тогда не практиковалось.
Но несмотря на все эти исторические неточности, сам фильм стоит признать сверхуспешным. В нем много фактов и спорта, он вызывает сильные эмоции, великолепно снят и смотрится на одном дыхании.
А что касается приукрашенных сцен, то каждый создатель имеет на них право. Не правда ли.
Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются на 14.00-16.00 (мск) пятницы накануне спортивного уик-энда. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется в субботу до 14.00
В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.
Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.
Х/ф «Движение вверх» сюжет и описание
В субботу 23 февраля 2019 года на телеканале Россия-1 состоится телепремьера нашумевшего спортивного фильма «Движение вверх». Картину покажут в 20:25 вечера. Кто не смотрел фильм в кинотеатрах сможет посмотреть его бесплатно по ТВ.
Производство: Третий совместный проект телеканала «Россия» и студии ТРИТЭ Никиты Михалкова при участии ЦПШ
Продюсеры: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков
Режиссер-постановщик: Антон Мегердичев
Автор сценария: Николай Куликов
Оператор-постановщик: Игорь Гринякин
Художник-постановщик: Сергей Агин
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Иван Колесников, Александра Ревенко, Кузьма Сапрыкин, Жильвинас Тратас, Марат Башаров и др.
Кадр из фильма «Движение вверх»
Интересные факты о фильме «Движение вверх»
Содержание фильма «Движение вверх»
События фильма начинаются в 1970-м году. В сборной СССР по баскетболу меняют главного тренера. Новым наставником команды становится Владимир Гаранжин. Ранее он работал тренером ленинградского «Спартака». Как только Гаранжин вступает в должность, он меняет состав команды. Ранее в него входили преимущественно игроки клуба «ЦСКА», однако Гаранжин берет много игроков из других клубов.
Первым серьезным испытанием для команды Гаранжина становится Чемпионат Европы 1971 года. Сборная СССР становится победителем этого чемпионата. Но тренер замахивается на куда более высокие цели. Во время пресс-конференции он неожиданно для всех заявляет, что впереди Олимпийские игры в Мюнхене и на них сборная СССР собирается обыграть сборную США. Это заявление сильно пугает спортивных чиновников. В год 50-летия СССР они просто не могут допустить, чтобы команда провалилась на соревнованиях, так как от этого зависит – сохранят они свои должности или нет. А в возможную победу над сборной США никто не верит.
После столь амбициозного заявления Гаранжин в корне меняет подход к физическим тренировкам. Он начинает применять продвинутые западные методики. Но главная работа заключается не только в физической подготовке, ему нужно провести большую психологическую работу над командой, чтобы сами игроки поверили в то, что они смогут обыграть команду американцев, которые на тот момент обыгрывали всех своих соперников. Чтобы у сборной СССР появилась возможность попрактиковаться с серьезными соперниками, Гаранжин добивается того, чтобы для его команды устроили ряд товарищеский матчей за рубежом.
Возвращаясь на родину после одного из таких матчей, часть игроков сборной попадается на провозе контрабанды. Гаранжину четко дают понять, что если его команда проиграет, то по этому делу могут начать серьезное разбирательство. Также одной из проблем становится литовский баскетболист Модестас Паулаускас, который постоянно поднимает различные антисоветские темы в коллективе.
Во время серии товарищеский игр в США у Александра Белова случается приступ, и он просто падает на пол во время игры. В местной больнице сообщают, что Белову нужно длительное и серьезное лечение. Его дальнейшее участие в играх сборной становится под вопросом. Гаранжин все это время откладывает деньги на операцию для своего сына инвалида, которую ему надо сделать за рубежом, так как в СССР таких операций не делают. Однако, оценив всю ситуацию с Беловым, он жертвует все свои деньги на лечение игрока. Гаранжин продолжает тренировать команду и пытается внушить им мысль, что он смогут победить.
Чем закончился фильм «Движение вверх»
Наступает день финальной игры. В последний момент Гаранжин меняет состав игроков, которые выйдут на старте. Он пытается тактически переиграть команду, возглавляемую тренером Генрии Айбом. Команде Гаранжина удается серьезно вырваться вперед по очкам, однако американцы начинают играть жестко, много прессингуют и догоняют противника. За 6 секунд до финальной сирены сборная СССР ведет с разницей в одно очко. После вынужденного фола американцам впервые в матче удается вырваться вперед.
Когда остается всего 3 секунды до конца матча, сборная СССР только начинает разыгрывать мяч, как раздается сирена. Матч окончен. Сборная США начинает бурно праздновать свою победу. Но тут помощнику тренера, Сергею Моисееву, удается заметить, что с таймером явно была какая-то проблема. Вместо оставшихся трех секунд на нем осталась только одна секунда. А после этого таймер вообще стал показывать иное время. Моисеев требует, чтобы сборной СССР дали доиграть положенные три секунды. Выслушав просьбу помощника тренера, судьи выставляют на таймере три секунды и дают сборной СССР доиграть матч. За эти три секунды Иван Едешко делает длинный пас на Александра Белова, которому удается забросить мяч в корзину. Сборная СССР выигрывает со счетом 51:50.
После победы все игроки сборной, осознав, как много для них сделал Гаранжин, отдают все свои премии за финальную игру тренеру, чтобы тот мог оплатить операцию своему сыну.
Отсюда и ниже текст материала, включая все изображения, взятые оттуда же.
Вся правда о «Движении вверх»
К фильмам, снятым на основе реальных событий, чаще всего подход один — раз взялись, будьте добры верно подавать факты. А уж когда главным событием оказывается баскетбольный матч, который проходил не абы где, а на Олимпийских играх 1972 года (и к которому априори прилагаются видео- и аудиоматериалы), больше обычного тянет раскладывать по полочкам каждую минуту — да что там, секунду — знакового советско-американского спортивного противостояния.
Слэм-данки от игроков «красной машины»? Слёзы капитана команды в финале? Приступы у Александра Белова? Всё это в картине «Движение вверх» становится предметом самого тщательного разбора, даром что фанаты спорта и просто пытливые зрители часто отличаются на диво цепкой памятью. Особенно хорошо, если кто-то (например, один небезызвестный киносайт) уже сделал за вас всю чёрную работу и публикует подробный анализ событий фильма — что там правда, а что вымысел.
Не каждый знает, что «Движение вверх» — это в первую очередь автобиографическая книга Сергея Белова, знаменитого члена тогдашней сборной СССР, её капитана и комсорга. В «Движении вверх» он более чем подробно вспоминает собственный путь к баскетбольным вершинам и даёт тщательные характеристики товарищам по команде. С таким «багажом» фильму идти на риск художественного вымысла ещё сложнее. И дело здесь не только в прихоти его создателей.
Личная жизнь и время
Сюжетные линии фильма условно можно разделить на спортивные и личные — и если с первыми всё более-менее прозрачно, то вот частная жизнь никак не укладывается в кинематографические реалии. Например, фамилия тренера сборной СССР была вовсе не Гаранжин, а Кондрашин: её смена стала не прихотью режиссёра или сценариста, а условием родни, посчитавшей образы главного героя и членов его семьи даже позорными. Да, про то, что тренер взял скопленные на операцию сына деньги и отдал их на лечение игрока своей сборной, нигде не написано. Тем не менее, сын-инвалид у Кондрашина всё-таки существовал.
К протестам присоединились и со стороны Александра Белова — его вдова, возможно, была недовольна своим образом в фильме или тем, как обошлись с недугом мужа: на самом деле редкая болезнь сердца у Белова проявилась ближе к 1977 году и на матче мюнхенской Олимпиады ещё никак не сказывалась.
Владимир Петрович Кондрашин любуется своим родным «Спартаком» на чемпионате СНГ по баскетболу в 1992 году.
С другой стороны, создателям фильма приходилось довольствоваться временным отрезком примерно в год — от замены тренера Гомельского Кондрашиным до победы на Олимпиаде, тогда как история о людях, победивших сборную США на Играх 1972 года, этим периодом далеко не ограничивалась. Например, сцена с таможней, которая на первый взгляд кажется чуть ли не ироничной демонстрацией тогдашнего отношения советской власти к любому намёку на контрабанду, имеет прототип — в 1977 году у Александра Белова возник серьёзный конфликт с таможней, так как спортсмен зачем-то вёз в СССР. иконы. Отчасти этим объясняется Библия в чемодане Сергея Белова уже в самом фильме; ну и приятным дополнением к правдиво переданным фактам служит то, что Белов хорошо разбирался в религиозных текстах — и даже цитировал в своей книге Екклезиаста.
Этой же необходимостью уложить историю в короткий временной период, не превращая фильм в байопик одного игрока, можно объяснить и все моменты с Александром Беловым — начиная от его приступов и заканчивая американским госпиталем. Никак иначе, к сожалению, не передашь тот факт, что здоровый, невероятно талантливый игрок в баскетбол (на момент знаменитого матча ему был всего двадцать один год) умер уже в 1978 году от редкой, неизлечимой болезни сердца. Разве что в титрах написать — но эффект, разумеется, будет минимальный. Забавного в этом мало, но факт остаётся фактом: и второму Белову, Сергею, раньше времени приписали больные колени — конечно, такой недуг у него и в самом деле был, но играть в 1972 году ещё никак не мешал. В книге, кстати, целый раздел посвящён «прекрасной» медицине и её отдельным светилам, которые временами гробили на корню карьеры спортсменов-профессионалов. Например, один из вероятных участников судьбоносного матча не смог участвовать в нём именно из-за медицинской ошибки и личного упрямства врача — игрок Владимир Андреев получил травму мениска, удалили ему по ошибке другой, затем спровоцировали гангрену. Разумеется, спортивная карьера для Андреева закончилась — хорошо хоть, ногу удалось спасти.
Сергей Белов готовится выполнить свой коронный бросок в прыжке.
Одна фраза, сказанная Сергеем Беловым своим товарищам по команде, тоже перекочевала в фильм из раннего этапа его жизни: на слова о том, что с ним приятно играть, Белов ответил: «А мне с вами — нет» вовсе не в преддверии Олимпиады. Но вышло всё равно убедительно.
Пожалуй, самый неоднозначный персонаж фильма — Модестас Паулаускас — воплощает собой человека, недовольного СССР, но преданного своему делу и команде, что в итоге играет для него решающую роль. Надо ли говорить, что всего этого накала страстей с секретной машиной, родственниками в Германии и защитой со стороны Кондрашина не было? Более того, странно, что на фоне возмущения семей Кондрашина и Белова не появилось хоть какой-нибудь реакции самого Паулаускаса, который сейчас, кстати, жив-здоров. Может, дело здесь в условном согласии с необходимостью художественного вымысла — как ещё за столь короткий срок показать развитие персонажей и сплочение команды вокруг нового тренера? Да и предателем литовец в итоге не оказывается, а наоборот, помогает команде одержать победу. Эти допущения нередко сглаживаются достоверными деталями — например, тем, что Модестаса Паулаускаса и Сергея Белова на Олимпиаде разместили в одном номере с сопровождавшим команду КГБ-шником. Именно поэтому в фильме из его уст звучит упрёк, что он, в отличие от них, по чужим вещам не лазает.
Точно по такой же схеме работает и внешняя атрибутика — у Александра Белова нет его знаменитых бакенбард, зато у Сергея Белова вдруг появляются усы, которых в 1972 году не было и в помине. Владимир Кондрашин и Владимир Машков имеют минимум внешнего сходства, так же как Иван Едешко и сыгравший его Кузьма Сапрыкин. Именно с помощью продуманных мелочей создатели дают понять, насколько важна им самим эта история. За брошенной как бы между делом фразой Кондрашина-Гаранжина, мол, Зураб Саканделидзе мог бы бегать и быстрее, скрывается проверенная информация о том, что грузинский спортсмен пробегал стометровку за феноменальные одиннадцать секунд. А факт, что Сергей Белов занимался с мешком на спине, дабы увеличить высоту прыжка, абсолютно достоверный — более того, именно такие тренировки давали Белову возможность в игре забросить мяч сверху, пока противники пытались заблокировать его снизу.
Сверху: Алжан Жармухамедов (№ 7), Геннадий Вольнов (№ 13), Анатолий Поливода (№ 4), Иван Дворный (№ 12), Александр Белов (№ 14), Сергей Коваленко (№ 15, здесь почему-то в майке с № 9, как и у Ивана Едешко), Александр Болошев (№ 8). Снизу: Модестас Паулаускас (№ 5), Михаил Коркия (№ 11), Зураб Саканделидзе (№ 6), Иван Едешко (№ 9), Сергей Белов (№ 10).
Линзы, кстати, тоже были. Правда, их не доставал из ниоткуда Кондрашин, а вполне себе легально вытачивали в СССР из оргстекла, уже после победы в 1972 году. Потеря такой прямо во время матча была делом довольно частым: все останавливались и «ползали на пузе», ища драгоценную линзу Алжана Жармухамедова. А ещё носить их было настоящим мучением. Как можно играть и выигрывать в таких условиях, вообще непонятно.
Вот ещё одна забавная деталь: нетрудно догадаться, что никакой тренер в здравом уме не пустил бы игрока своей сборной на свадьбу в Грузию, вдобавок прихватив с собой всю команду. На самом деле это был тренировочный сбор в грузинском Сухуми в 1972 году. Единственная вольность по отношению к спортивной этике заключалась в том, что Кондрашин разрешил игрокам взять с собой семьи. Для того времени это было почти невероятным — и тем не менее, повлияло на команду благотворно. Скорее всего, здесь крылся какой-то тайный тренерский расчёт, потому что на ещё одних сборах перед Олимпиадой — в Москве — Кондрашин вообще разрешил спортсменам-москвичам ночевать дома.
Грузинские песни в олимпийской деревне Мюнхена, уже упоминавшийся выше «побег» Паулаускаса и скомканное выступление представителей СССР на конференции, где якобы хотели объявить о выходе сборной из соревнований, — мягко говоря, не совсем правда. И если первое выглядит уместным желанием раскрыть героев, которых называли «грузинским дуэтом», а второе — творческим вымыслом, то третье существует в основном для создания интриги. Зритель, который не читал от корки до корки книгу Белова и не вникал в подробности событий сентября 1972 года в Мюнхене, вполне может поддаться напряжению игроков и тренера: а вдруг придётся уехать, а вдруг не сыграем? На самом деле, инициатива могла исходить в первую очередь от олимпийского комитета: вставал вопрос о безопасности спортсменов, участии в соревнованиях людей еврейского происхождения (которые, естественно, были злы и напуганы) и в целом обстановке морального напряжения на Играх. Гибель всех взятых в заложники спортсменов усилила истерию среди немецкого руководства — известно, что ещё в ходе переговоров министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк предлагал обменять заложников на себя и получил от террористов отказ. Однако советское руководство не созывало никакую пресс-конференцию и не заявляло, что нападение на израильских спортсменов похоже на провокацию по отношению к СССР. Сборная Советского Союза, так же как и сборная Штатов, осталась в Мюнхене, чтобы уверенно выйти в финал.
Сорок минут жестокого противостояния команд СССР и США зрители «Движения вверх» получают практически в виде полноценной игры: даже хронометраж почти не пострадал. Табло, счёт, речь комментатора — всё это имитирует реальный матч, к тому же здесь творческие вольности создателей фильма практически исчезают. Тайм-ауты и замены, поведение судей и тренеров, драки на поле, выход игроков и их удаления происходят точно в соответствии с реальными событиями. Да, разумеется, от зрелищности современных баскетбольных приёмов совсем отказываться нельзя, но несомненно, последние секунды матча проходили именно так, как это показано в «Движении вверх». Даже плакал Сергей Белов в финале по-настоящему — точнее, его, по собственным воспоминаниям, «сотрясали сухие рыдания».
Во время матча и после победы.
Здесь в фильме снова налицо скрупулёзное внимание к деталям. Помощник тренера Сергей Башкин вместе с генеральным комиссаром ФИБА Уильямом Джонсом практически вырывает у судей право советской команды раз за разом переигрывать последние три секунды матча: то из-за неуслышанной просьбы Кондрашина о тайм-ауте, то из-за рано прозвучавшей сирены и неисправного табло. Сергей Белов мажет один из двух раз в штрафном броске. Иван Едешко даёт свой «золотой пас» Александру Белову, чтобы тот наконец забил уже американцам решающий мяч. Глава в книге Сергея Белова, посвящённая победе, называется «Секунды славы» — именно такое впечатление производит то, что творилось в эти три раза переигранные решающие мгновения.
По уровню проработанности материала «Движение вверх» спокойно может составить конкуренцию документальному кино; более того, фильм смотрится органично даже рядом со знаменитыми «О спорт, ты — мир» (1981) или «Спорт, спорт, спорт» (1970).
А ещё очень важно здесь, пожалуй, вот что: фильму, как и книге Сергея Белова, удалось избежать набившего оскомину присутствия политики в спорте. Парадоксально, но как на фоне актуальных олимпийских скандалов, так и в контексте чисто политического противостояния СССР и США «Движение вверх» смотрится очень легко. Говоря о Штатах, мы говорим о спортсменах; упоминая соперничество, имеем в виду борьбу профессионалов и личностей. Ничего лишнего, ничего надуманного и ничего лживого — просто движение вверх.