Двоим лучше чем одному

Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 4 Екклеcиаст, гл 4

И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто‐либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется.

Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!

Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Еккл. 4:9

Свт. Григорий Нисский

Ст. 9-10 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его

О девстве.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-12 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Лучше двое, чем один, коим награда добрая в труде их: ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. И горе одному, когда он упадёт, и нет другого, кто бы поднял его. И даже если спят двое, то и теплота будет у них; а один, как согреется? И если нападёт на кого один, то двое устоят против него; и тройная бечева не скоро рвется. После изображения забот и бедствий, постигающих того, кто мучит себя в приобретении богатства не имея определённого наследника, теперь речь обращается к сотовариществу и говорится, сколько добра в сообществе друзей и во взаимной поддержке: потому что и упавши один поднимается при помощи другого, и домашние дела ведёт и даже ночным отдыхом наслаждается лучше тот, кто имеет верного друга, чем тот, кто заботится только о приобретении богатства. И если против одного восстанет какой-либо более сильный враг, то его слабость поддерживается помощью друга. И насколько два лучше одного, если они соединены любовью, настолько еще более важно сообщество троих. Ибо истинная и не нарушаемая никакою завистью любовь, чем более возрастает в числе, тем более будет увеличиваться и в силе. Это – по толкованию простому.

Но так как касательно предыдущего места мы представили толкование его некоторыми в отношении ко Христу, то и дальнейшее должно быть рассматриваемо в том же духе. Лучше быть двоим, чем одному. Ибо, лучше иметь живущего в себе Христа, чем жить одному и быть открытым для козней врага. Награда за это сообщество непосредственно открывается в самой пользе общения. Ибо, если упадёт один, то Христос восставляет своего общника. И горе тому, кто, упавши, не имеет в себе восставляющего Христа! Если даже и уснёт один, т. е. если будет поражён смертью, но будет иметь с собою Христа, то согретый и оживотворенный Им, скоро оживёт снова. И если против человека восстанет сильный в нападении диавол, то противостанет ему человек, противостанет и Христос за человека своего, за общника своего. Это не потому, чтобы сила одного Христа против диавола была слаба, а потому, что человеку предоставляется свободная воля, и когда мы прилагаем свои усилия, то и Сам Христос бывает сильнее в борьбе. И если приидут и Отец, и Сын, и Дух Святый, то не скоро разрывается это сообщество. Но, если и не скоро разрывается, тем не менее однако же, иногда может разорваться. Ибо и у Иуды апостола была эта тройная бечева; но, так как после куска вошёл в него сатана, то бечева порвалась. Далее, относительно того, что говорит выше: «и даже, если уснут двое, то и теплота будет у них, а один, как согреется?» – приведём свидетельство из жизни Елиссея, что он простерся с мальчиком и уснул и согрел тельце его и, таким образом, оживил воскресшего (4 Цар. 4). Итак, если Христос не уснёт с нами и не почиет в смерти, то мы не можем восприять теплоты вечной жизни.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их

Источник

Глава 4

1. Печальные явления в жизни людей. 2–3. Притеснения. 4–6. Зависть и беспокойство. 7–12. Одиночество и скупость. 13–16. Непрочность человеческой привязанности. 17. Поведение богобоязненного человека.

В предшествующих главах, доказывая суетность человеческой жизни, Екклезиаст исходил, главным образом, из общих оснований. Теперь он подтверждает свою мысль на частных фактах, делающих счастье человека неустойчивым, временным, случайным.

Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй, что нравственно чуткий и впечатлительный Екклезиаст почувствовал отвращение к жизни и счел мертвых более счастливыми, чем живых, и еще более счастливыми тех, кто никогда не существовал и не был свидетелем злых дел на земле. Екклезиаст, конечно, не возводит в принцип превосходство небытия над бытием, но, подавленный созерцанием нравственного зла, изливает лишь свои чувства глубокого негодования и отвращения, подобно Иову ( Иов 3.10–13 ) и Иеремии ( Иер 20.18 ). В другом месте, спокойно рассуждая, он говорит, напротив, что лучше псу живому, чем мертвому льву ( Еккл 9.4 ).

До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия. «Ибо они не думают, что худо делают.» Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзость ю пред Господом» (ср. Притч 21.27 ).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Екклесиаст 4 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

1. Печальные явления в жизни людей. 2−3. Притеснения. 4−6. Зависть и беспокойство. 7−12. Одиночество и скупость. 13−16. Непрочность человеческой привязанности. 17. Поведение богобоязненного человека.

В предшествующих главах, доказывая суетность человеческой жизни, Екклезиаст исходил, главным образом, из общих оснований. Теперь он подтверждает свою мысль на частных фактах, делающих счастье человека неустойчивым, временным, случайным.

Еккл 4:1. И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет.

Еккл 4:2. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

Еккл 4:3. а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.

Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй, что нравственно чуткий и впечатлительный Екклезиаст почувствовал отвращение к жизни и счел мертвых более счастливыми, чем живых, и еще более счастливыми тех, кто никогда не существовал и не был свидетелем злых дел на земле. Екклезиаст, конечно, не возводит в принцип превосходство небытия над бытием, но, подавленный созерцанием нравственного зла, изливает лишь свои чувства глубокого негодования и отвращения, подобно Иову (Иов 3:10−13) и Иеремии (Иер 20:18). В другом месте, спокойно рассуждая, он говорит, напротив, что лучше псу живому, чем мертвому льву (Еккл 9:4).

Еккл 4:4. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!

Еккл 4:5. Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.

Еккл 4:6. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

Еккл 4:7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем;

Еккл 4:8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!

Еккл 4:9. Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:

Еккл 4:10. ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

Еккл 4:11. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?

Еккл 4:12. И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно — внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т. е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Еккл 4:13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;

Еккл 4:14. ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.

Еккл 4:15. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.

Еккл 4:16. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!

Екклезиаст приводит случай, доказывающий изменчивость и непостоянство человеческого счастья. Бедный, но умный юноша занимает место неразумного царя, не умеющего принимать советы. Все переходят на сторону юноши, но, увы, последующее поколение будет холодно и равнодушно к нему. «Лучше (tob) бедный, но умный юноша». Слово tob следует понимать в смысле «счастливее». Но это счастье непродолжительно. Оно — суета и погоня за ветром. Многие комментаторы видели в этих стихах намек на определенные исторические лица: одни — на Иосифа, другие — на Саула и Давида, третьи — на Иеровоама и Равоама и т. п. Но, вероятнее всего, Екклезиаст имел здесь в виду просто возможный случай, чтобы сильнее показать превратность человеческого счастья.

Еккл 4:17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия. «Ибо они не думают, что худо делают.» Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзостью пред Господом» (ср. Притч 21:27).

Источник

Двоим лучше, нежели одному

Двоим лучше чем одному. Смотреть фото Двоим лучше чем одному. Смотреть картинку Двоим лучше чем одному. Картинка про Двоим лучше чем одному. Фото Двоим лучше чем одному

07 июля, 2018
Пасторское слово

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их» (Екклесиаст 4:9)

Иметь взаимоотношения с кем-то – это богатство и благословение. Библия от корки до корки говорит о взаимоотношениях с Богом и взаимоотношениях между людьми. Взаимоотношениях в семье, с друзьями, в церкви и так далее. Взаимоотношения необходимая часть нашего земного существования. В начале творения Бог сказал «…не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). На протяжении истории человечества потребность в общении, в дружбе, в отношениях не исчезла. Особенно в наши дни, когда общение переместилось в виртуальную среду, еще больше ощущается нужда в живом общении лицом к лицу.

Но как известно отношения не строятся сами по себе. Ими необходимо заниматься. Прилагать старания, жертвовать временем, изменять себя ради взаимоотношений. Екклесиаст говорит «двоим лучше, чем одному». Лучше во всех областях. Он перечисляет преимущества «…если упадет один, то другой поднимет товарища своего… если лежат двое, то тепло им… если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него» (Екклесиаст 4:10-12). Взаимоотношения хорошо, но не легко. Необходимо прилагать старание в развитии отношений.

Взаимоотношения не терпят эгоизма. Они гибнут от сплетен, наговоров, унижений, превозношений. Царь Давид превозносит взаимоотношения в песни восхождения такими словами «как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове… как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» (Псалом 132:1-3). Здоровые взаимоотношения – это «экологически чистая среда» для нашего духа и души. Это исцеляющий бальзам. Но взаимоотношения не могут появиться ни с того ни с чего. Необходимо наше осознанное решение строить взаимоотношения как в семье, так и в церкви, так же и в обществе.

Построение взаимоотношений это процесс и к нему необходимо подходить с полной серьезностью. Разрушить взаимоотношения легко, построить их потребуется гораздо больше времени. Христианство без взаимоотношений немыслимо. Христос показал всем нам пример построения взаимоотношений основанных на безусловной любви. Возлюбил нас, принял нас, оправдал нас, назвал нас Своими друзьями и детьми. Остается верным по отношению к каждому из нас. Начни строить взаимные отношения с Господом и Его церковью, братьями и сестрами и получишь неописуемую радость и силу в своей жизни.

Старший пастор Павел Колесников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *