Дворянская усадьба что это такое
Усадьба дворянская
УСА́ДЬБА ДВОРЯ́НСКАЯ — комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 — 1-й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск-ве, часто это были специально обученные крепостные (напр., Аргуновы). Наряду с сельск. усадьбами существовали городские, строящиеся для высшей столичной аристократии и в провинциальных городах. В нач. 18 в. Д. Трезини были разработаны образцовые проекты регулярной усадьбы. Расцвет У. Д. начался с Манифеста о вольности дворянства (1785). К этому времени регулярные проекты уже устарели, и для классич. рус. У. Д. характерны англ. парки и усадебные дома в стиле классицизма, затем сменившиеся романтическими. Гостеприимство рус. дворянства привело к появлению в У. Д. мн. флигелей для размещения гостей. В гор. усадьбах флигели иногда сдавались; во флигелях хоз. дворов жила дворня. Т. к. население У. Д. достигало 200 и более чел., обеспеченные хозяева строили при доме церковь. Посвящение храма обычно было связано с патрональными святыми хозяев или с особо чтимыми семьей праздниками. Штат священнослужителей был близок дворян, семье — священник учил детей, в храме пел крепостной хор.
С усадеб. жизнью связан расцвет парковой арх., во многом обязанный А. Т. Болотову, публиковавшему советы по созданию англ. парков в попул. ж. «Экономический магазин, или Собрание всяких экономических известий, опытов, открытий». В парках ставились многочисл. беседки и павильоны, часто экзотической арх.
Кон. 18 в. — время расцвета любительского т-ра. Просвещенные вельможи строили спец. помещения для театр. представлений (Архангельское, Останкино).
Для этой эпохи характерно худож. оформление ч. интерьеров и фасадов хоз. построек, связанное с увлечением идеями Ж.-Ж. Руссо. Этим они вводились в эстетич. пространство. Но, как правило, хоз. постройки (конюшни, скотные дворы, кузницы, амбары и даже мелкие произв-ва) располагались на черном дворе.
Русская У. Д. была местом, где формировались личности мн. поколений, воспитывалась «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Она была источником достоинства, родовой гордости и «самостоянья человека». С разорением двор, родов и с отменой крепостного права У. Д. приходят в упадок, хотя известны отд. случаи создания классических усадеб и в позднейшее время. У. Д. описана во мн. произв. классической лит-ры: «Жизнь Званская» Г. Державина, «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Повести Белкина» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя, в романах И. Тургенева, «Войне и мире» Л. Толстого, «Обрыве» и «Обломове» И. Гончарова. Рус. У. Д. стала к нач. 20 в. символом «золотого века» отечественной культуры, и ностальгия по ней ощущается в живописи В. Борисова-Мусатова, рассказах И. Бунина, в «Вишневом саде» А. Чехова.
Главный дом дворянской усадьбы в Середниково под Москвой, где некоторое время жил М. Ю. Лермонтов
Усадьба как дом, передающийся из поколения в поколение
Родовая усадьба – это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые разные события жизни ваших предков. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха – всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, – малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой.
История возникновения фамильных поместий
Русская усадьба появилась почти семь веков назад. Еще в Древней Руси в любой деревне можно было встретить дом, который выделялся из прочих своей значимостью и размахом – таков прообраз родового поместья. Само слово «усадьба» происходит от глагола «усаживаться». Другими словами, усадьба становилась для человека домом и тем местом, где он «оседал», жил и «пускал корни».
Активное развитие «усадебная культура» получила в эпоху Петра I, после того как он раздал земли сподвижникам и своим приближённым. Но настоящий расцвет для поместий настал в первой половине XVIII века. Именно в это время, после указа Петра III «Об освобождении дворян от обязательной государственной службы», на всей европейской территории России стали появляться многочисленные родовые гнёзда. Дворяне покидали Москву и Петербург, перебирались в свои имения, где всё было создано для безбедной жизни и праздного существования. Образованность владельцев поместий, разбросанных по всей России, и увлечение русским и европейским искусством сделали их дома настоящими центрами культуры и просвещения в провинции. Но не будем забывать и о помещичьих домах, расположенных в черте города, которые превратились в не менее значимые исторические памятники: Шереметьево, усадьба Орловых, Голицыных, Кузьминки, Сокольники, Пашково, Бестужево-Рюмино и многие другие.
Постепенно складывается архитектура родовых поместий. Усадьбы больше не прячут за высокими заборами и строят из кирпича и из дерева, оштукатуренного под камень. Что касается внутреннего оформления дома, то оно тоже видоизменяется. Если раньше в русских избах столовую устраивали подальше от жилой части дома, то теперь зал становится главным помещением, расположенным в самом сердце усадьбы. Несколько комнат составляют единую парадную зону, остальные же скрыты от глаз гостей и принадлежат членам семьи.
Владелец усадьбы не без гордости демонстрировал свои владения. И было чем восхищаться: стены украшали китайские обои, роскошные картины и зеркала в богатых рамках, мраморные лестницы и каминные зоны, отделанные золотом и малахитом, изысканный художественный паркет ручной работы, на котором так приятно было танцевать вальс и мазурку. Встроенные лавки заменили стульями и креслами, которые легко позволяли превратить парадную залу в танцевальную и разместить собравшихся гостей за праздничным столом.
Хозяйственные помещения, так необходимые в каждом поместье, всё так же строили из дерева, реже – из камня, что позволяло в тёплое время года хранить продовольственные запасы. Но главной гордостью владельца усадьбы считался сад, особую прелесть которому придавали экзотические деревья и кустарники в кадках, подстриженные под причудливые формы животных, людей и геометрических фигур, а также витиеватые аллеи, заблудиться в которых было проще простого. Обязателен был фонтан, отделанный мрамором, изящные вазоны и каменные скульптуры, дополнявшие архитектурный ансамбль. Садовую территорию невозможно было представить и без построек, предназначенных для летнего отдыха и развлечений, – уютные беседки, скамейки, оранжереи, голубятни и гроты.
Как менялись фамильные поместья
Новые императоры и новые веяния в архитектурной моде, безусловно, привносили изменения в обустройство родовых усадеб. Так, в эпоху правления Елизаветы Петровны поместья значительно «выросли вширь». Внутреннее убранство комнат дополнилось новыми видами обоев и зеркалами, зрительно увеличивающими и без того немалые помещения. Старую мебель заменили на новую из красного дерева, привезённую из самой Англии. Фасады домов украшали лепными композициями, скульптурами, оконные проёмы обрамляли в пышные наличники, а крыши «прятали» за фронтонами и парапетами. Но всё так же для строительства главного дома и хозяйственных построек и отделки комнат используют исконно русские и, как бы мы сейчас сказали, экологически безопасные материалы: дерево, камень, бумажные обои, мрамор, гранит и другие полудрагоценные камни.
Устройство территории усадьбы в целом было одинаково для всех регионов России, но своевольная Москва всё же привнесла свои особенности в оформление поместья. Главный дом оставался в глубине участка, а подсобные строения обрамляли «передний» двор, отгороженный от улицы «прозрачным» забором.
Всё большую популярность для внутренней отделки парадных зал приобретают зеркала. Расположенные напротив окон и даже в простенках анфилад, они создавали ощущение бесконечного пространства. Примером тому служит сохранившееся до нашего времени подмосковное поместье Кусково. В стремлении «раздвинуть» стены широко используется приём художественной росписи. В парадных залах, кабинетах и спальнях изображают парковые пейзажи и природные сюжеты, которые по желанию хозяев дома легко скрывались за бархатными занавесами.
В конце XVIII века происходят заметные изменения в архитектурном решении родовых усадеб. Владельцы поместий постепенно отказываются от необозримых анфилад и часто расположенных окон, служивших источником холода зимой и излишней жары летом. Цветовое оформление парадных комнат становится спокойней и в то же время величественней. Особую атмосферу залу придают многочисленные декоративные вещи: живопись, драпировки, бра и люстры, небрежно оставленный томик стихов и изысканный чайный сервиз. Именно эти предметы интерьера и имели подлинную жизненную ценность, подчеркивая «характер» дома.
В последние года XVIII века загородная усадьба становится местом, где правит чистая и живая природа, тихая красота и умиротворение неспешно текущего быта. В поместье приезжают лишь близкие хозяевам гости, с которыми приятно провести интеллектуально-поэтический вечер, посмотреть представление домашнего театра или музицировать в четыре руки. Эта спокойная и проникновенная атмосфера родовых усадеб «вырастила» немало светлых умов России, заявивших о себе в следующем веке. Вот так и закончила своё существование эпоха расцвета дворянских поместий – подобно тому, как приходит к логическому концу приятный вечер, проведённый в кругу близких друзей.
Конец «пасторальной эпохи» и дачные сезоны
Точку в эпохе расцвета родовых усадеб поставила революция. Большая часть поместий была сожжена или разрушена, другие отданы на «благо народа» под дома отдыха, санатории и психоневрологические диспансеры. В непростое для русских людей время значимость усадеб была утрачена, их больше заботил вопрос выживания и нормального существования хотя бы в условиях города.
Новый этап загородной жизни, а точнее – дачной, наступил спустя почти полвека. Во времена правления Хрущева советским людям было позволено обзавестись собственным дачным участком размером в 6 соток. Но построить родовую усадьбу на столь небольшом участке земли не разрешали законы и постановления, которые отменил уже Брежнев, разрешив строить «избушки», площадь которых, тем не менее, не могла превышать 25 квадратных метров. В тот период дачный участок расценивался скорее как источник пополнения запасов продовольствия, что особенно стало важно в период дефицита продуктов в голодные 80-е. Что можно сказать о строительстве в то время? Мало кто изыскивал возможность построить дом, тем более хоть сколь-либо изысканный и эксклюзивный. Из строительных материалов были доступны лишь кирпич не очень хорошего качества, дерево и цемент. В комнатах ставили старую мебель, привозимую из городских квартир, и особо не заботились о дизайне и стиле помещения.
Современные родовые усадьбы
Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, показать, где их прапрабабушка приняла предложение будущего супруга, или то место, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство «семейного гнезда» – первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.
На сегодняшний день «усадьбой» можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, «хозяйским» домом, местом для отдыха и, как правило, бассейном и детской площадкой. Конечно, жизнь в современном «родовом гнезде» отличается от того, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно – жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть «модными» вот уже почти 200 лет.
Как и прежде, люди стремятся сделать своё «родовое гнездо», которое будет передаваться из поколения в поколение, необычным, особенным, или как теперь принято говорить – эксклюзивным. Именно поэтому будущие владельцы усадеб заказывают индивидуальные проекты домов, используют неординарные решения в области ландшафтного искусства, обращаются к профессиональным дизайнерам и выбирают участки, расположенные рядом с живописными водоёмами и лесными массивами. Фасад и внутреннее убранство дома могут быть выполнены в любом стиле, благо современные технологии строительства и отделки позволяют это сделать. Современный хай-тек, колониальный стиль, строгий модерн – выбор практически неограничен. Всё это позволяет обустроить особенный мир в соответствии со своим представлением о фамильном доме.
Современные владельцы «поместий» предпочитают дома, построенные и декорированные с использованием натуральных материалов: дерева, камня, экологически безопасной штукатурки, тканевых обоев и т.п. Это не только престижно, но и безопасно с экологической точки зрения. Безусловно, такая «игра» фактурой и текстурой материалов позволяет создавать уникальные интерьеры современных фамильных домов. И если раньше из-за больших окон жители старинных поместий мёрзли зимой и изнывали от жары в тёплое время года, то сегодня пластиковые окна и новейшие теплоизоляционные материалы позволяют реализовать любой проект дома, в котором будет тепло в холодное время года и прохладно летом.
Архитекторы и инженеры, проектирующие современные родовые усадьбы, уделяют очень большое внимание выбору теплоизоляционных материалов, ведь речь идет не о летнем дачном жилище, где семьи проводят ограниченное количество времени, а о доме для постоянного круглогодичного проживания. Так, в современном загородном строительстве нашла широкое применение природный материал, каменная вата ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС – благодаря своей экологической безопасности, негорючести и простоте монтажа. В качестве звукоизоляции часто применяют каменную вату ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС с высокими показателями звукопоглощения.
«Идея родовых усадеб позитивна»
Идея возрождения усадеб нашла одобрение и у Дмитрия Медведева. Ещё в 2007 году в своём открытом интернет-общении на вопрос «Что Вы думаете об идее восстановления фамильных поместий?» он ответил так: «Идея родовых усадеб позитивна. Это полезно как для страны в целом, так и для отдельного человека. Гораздо приятней жить на природе, чем в мегаполисе». Примерами возрождения усадебной культуры служат не только «поместья», расположенные вдоль Ново-Рижского, Рублево-Успенского и Дмитровского шоссе, но и за несколько тысяч вёрст от Москвы. Так, известный режиссёр и деятель культуры Никита Михалков построил свой фамильный дом в Нижегородской области. Именно эта земля принадлежала дворянам Кончаловским до революции. А после 2000 года Михалков стал облагораживать территорию усадьбы площадью ни много, ни мало 115 гектаров (а это почти 8 футбольных полей!). Из отборных брёвен были построены гостевые избы, дом для охраны, домовая церковь, княжеские палаты, конюшни и столовая для прислуги. Безусловно, «барская» жизнь накладывает свои обязательства, а потому Михалков не только проводит время в своём поместье, но и следит за порядком на вверенных ему землях.
Фамильная усадьба, безусловно, подчеркивает статус человека, его возможности. Но настоящее «родовое гнездо» создаётся не за счёт престижного места и эксклюзивной мебели, выписанной из Франции, а за счёт неповторимой ауры дома, его «души». Особую роль играют антикварные и фамильные вещи, сохранённые в каждой конкретной семье вне зависимости от того, как складывалась жизнь и был ли соблазн продать фамильную реликвию. Фотографии, иконы, ковры, старинная мебель и другие предметы интерьера с «историей» создают ту самую атмосферу «родовой усадьбы».
Эпоха урбанизации и «холодного» хай-тека постепенно уступает место комфортному и «живому» стилю жизни. Люди не хотят больше задыхаться в пыльных и загазованных мегаполисах – они стремятся к естественному, чистому и настоящему. Благо достижения цивилизации позволяют построить современное и совершенное жильё за пределами города в условиях первозданной природы. А как обустроить новое «родовое гнездо» и проводить свой досуг, вам подскажут опыт и традиции предков.
Дворянская усадьба что это такое
Материалы
ко второму изданию
Пензенской энциклопедии
Усадьбы дворянские — исторически сложившиеся территории с архитектурно-хозяйственным комплексом сооружений и природными объектами, необходимыми для уклада жизни, характерного для русского дворянства.
Бурное усадебное устройство в крае началось в конце XVIII века. В 1780-х годах в 797 помещичьих селах десяти уездов губернии числился 651 господский дом. В пореформенное время второй половины XIX века многие владельцы успешно встроились в новые капиталистические отношения и сохранили исторические усадьбы.
На начало XX века в губернии насчитывалось 1125 частновладельческих имений, в подавляющем большинстве дворянских и с усадьбами. Имеются сведения об около сорока усадьбах (имениях), называемых образцовыми и выдающимися с точки зрения экономического развития, в том числе пять самых крупных (пятнадцать-двадцать тысяч десятин земли):
Чернышевское графов Уваровых;
Знаменское, Большой Буртас тож, графа М. А. Келлер;
Никольское-Пестровка графа А. Д. Оболенского;
Господский дом усадьбы Никольское-Пестровка графа А. Д. Оболенского. Дореволюционная фотография
Никольское, Поим тож, графов Шереметевых;
Нижний Шкафт наследников светлейшего князя М. А. Воронцова графа Шувалова.
В Памятной книжке Пензенской губернии на 1911 год отмечены замечательные усадьбы:
с. Бессоновка — «прекрасная усадьба В. П. Дятковой» (урожденной Араповой);
с. Грабовка А. М. Устинова «с прекрасной оранжереей и роскошной барской усадьбой»;
Проект главного дома усадьбы А. М. Устинова в Грабовке, ныне с. Грабово Бессоновского района Пензенской области, архитектор В.А. Шрётер, 1884 г.
с. Ершово — «прекрасная усадьба Веригиных, ныне Челищева», бывшая графов Разумовских;
с. Лашма — «едва ли не самая образцовая сельхозяйственная экономия генерал-майора И. А. Арапова»;
с. Проказна — «одно из благоустроенных старинных барских имений»;
с. Пичилейка — «в 1850-60 у Смельского имелись прекрасные питомники с замечательными оранжереями»;
с. Рузаевка Струйских — «здесь в 18-м веке была первая частная типография в России»;
Усадьба Струйских в Рузаевке Пензенской губернии, ныне г. Рузаевка республики Мордовия. Дореволюционная фотография
с. Сыромяс — «в 1850-60 годах была большая шалевая фабрика Колокольцовых»;
с. Нижний Шкафт — «богатейшее промышленное имение наследников князя Воронцова графа Шувалова».
Таким образом, за полтора столетия тщанием и усердием дворянства край из «дикого поля ковыла» превратился в благоустроенную внутреннюю губернию, сохранявшую славу «дворянского гнезда» вплоть до 1917 года.
Страдная пора. Косцы. Картина работы художника Г. Г. Мясоедова, 1887 г. Холст, масло, 275×179 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Главной функцией помещичьих хозяйств было сельскохозяйственное производство. Благодаря созданию крупных хозяйств зерновое направление стало высокодоходным товарным производством края, хлеб экспортировался в другие губернии и за границу. Крупные и успешные совхозы и колхозы советской эпохи были организованы из бывших помещичьих образцовых хозяйств.
Важным вкладом поместий в развитие экономики края является его промышленное освоение. Особенно было развито производство муки, которым в Пензенской губернии, по преимуществу, занимались дворяне. Развитие получили винокуренные, позже спиртовые заводы с новейшей технологией (в с. Андреевка, Анненково, Оторма, Чернышево и другие), лесопильные заводы, суконные и полотняные фабрики.
Рекламная листовка воды «Кувака». Начало XX века
Имелось и особое производство. Во второй половине XVIII века редкое ковровое производство из шерсти своих овец и со своей краской из натуральных трав устроено в Иссе графом С. Р. Воронцовым, в Архангельском Симбухино тож М. А. Воронцовой, в Макаровке А. И. Полянским. Н. А. Мерлина с братьями Д. А. и Г. А. Колокольцовыми освоила производство двусторонних шалей ручной работы. Все эти фабрики просуществовали весьма незначительное время и были закрыты за убыточностью.
В то же время были созданы хрустальный и стекольные заводы А. Н. Бахметевым в Николо-Пёстровке (г. Никольск); во второй половине XIX века стекольные заводы в Нижнем Шкафте и Голицыно; сахарный завод княгини Долгорукой в Земетчине. В Каменке В. Н. Воейковым в начале XX века начата добыча минеральной воды «Кувака». Большая часть из этих хорошо организованных помещиками производств сохранилась до нашего времени.
В губернии существовало много хорошо поставленных конных заводов, из которых особо отмечались заводы Воейковых-Ладыженского (Завиваловка), Араповых (Проказна, Андреевка), Устиновой (Грабовка) и другие.
Строения конного завода Воейковых-Ладыженского в Завиваловке. Дореволюционная фотография
Благотворительные учреждения (больницы, кассы взаимопомощи, школы, училища, дома для престарелых, приюты и т.д.), содержавшиеся за счет помещиков, действовали практически во всех крупных усадьбах пореформенного времени (Земетчино, Лашма, Проказна, Николо-Пёстровка, Вазерки, Зубриловка, Владыкино и прочие).
Здание бывшей школы в Завиваловке. Современный вид. Автор фото: Александр Февралев, сайт lookmytrips.com
Рядом с крупными усадебными производствами в конце XIX века складывались поселки с домами для наемных рабочих и простейшими учреждениями обслуживания (Лашма Араповых, Нижний Шкафт Шуваловых и другие). Остались такие поселки в селах Андреевка, Пёстровка, Земетчино, Оторма.
Усадьба была местом жизни или длительного пребывания помещика и его семьи.
Жилой комплекс усадьбы включает в себя главный дом, служебные и хозяйственные постройки, часто церковь, парк (сад), пруд и пр. Усадьба и храм придавали селу неповторимый узнаваемый силуэт. Каждая усадьба, отражая личность владельца, имела оригинальный облик, в то же время, для провинциальных усадеб были характерны типологические черты.
Характерным для первой половины XIX века был въезд через хозяйственный двор; деревянный или каменный дом с мезонином (или без него) на две стороны, с балконом или террасой со спуском в парк; с разбитыми перед домом клумбами и цветущим кустарником (жасмин, сирень), за домом сад-парк с прудом или рекой, границы обозначались вётлами или цветущим колючим кустарником. Таковыми с некоторыми вариациями были усадьбы в Тарханах, Бузовлёво, Николо-Пёстровке (Иссинский район), Степановке и многие другие, сохранившиеся только в мемуарах.
Среди неординарных в архитектурном отношении можно выделить стиль московских усадебных хором XVII века в В. Аблязово Г. А. Аблязова. В стиле барокко главный дом в Рузаевке Н. Е. Струйского (оба не сохранились).
Большинство усадеб, о которых сохранились сведения, относятся к эпохе классицизма. Надеждино (1792-1795) и Зубриловка (1780-1790-е) — самые значительные аристократические резиденции в крае.
Vue du château de Nadejedino de S. A. le Prince A. B. Kourakine — Вид дворца князя А. Б. Куракина в Надеждино, ныне село Куракино Сердобского района Пензенской области
К началу XIX века относятся дома в Липовке (Протасьевой, Башмаковский район), Вазерки, Бессоновка (Салтыковых), Загоскино (Танеевка тож, Пензенский район, позже перестроен), Николо-Пёстровка, Беково.
В эпоху романтизма и историзма значительное распространение получил образ «замка», сохранявшийся на протяжении всего XIX века. Постройки отличаются по стилистике, но обязательной остается ведущая роль башни, черты готики (стрельчатые окна, машикули, пинакли, геральдические щиты): Беково — один из первых замков в крае (первая треть XIX века), Мещерское (Бернова), Оторма (Артыганьева, сочетание с русским стилем), Козловка (Троицкого, стилизация средневекового замка), Проказна.
Дом усадьбы Атрыганьевых в с.Оторма Земетчинского района Пензенской области. Источник фото: сайт рыболовно-охотничьего клуба «Тихий Омут»
Князевка А. С. Голицыной, Макаровский дом, Степановка тяготеют к кирпичному стилю.
Дом усадьбы Макарова в Беково Пензенской области. Современный вид. Источник фото: сайт Фонда сохранения культурного наследия «Достояние поколений»
Выдающимися образцами ренессансного палаццо являются главные дома в Грабовке, архитектор В. А. Шрётер, и Черкасском (возможно, один из ранних проектов П. С. Бойцова).
Главный дом в усадьбе Охотниковых в Черкасском Пачелмского района Пензенской области
Весьма интересны национально-романтическим течением модерна начала XX века деревянные с резьбой дома в Земетчине Долгоруковых и Старой Потловке Рихтер (1894) (оба не сохранились).
Неоклассицизм прослеживаются во дворце усадьбы В. Н. Воейкова в Каменке (1914).
Дворец усадьбы В. Н. Воейкова в Каменке Пензенской области. Современный вид. Источник фото: сайт goru.travel
Современный облик модерна представлен в главном доме усадьбы Завиваловка.
Главный дом усадьбы Завиваловка Каменского района Пензенской области. Автор фото — Л. В. Рассказова
Сады и парки. Первоначально, в конце XVIII века количество садов в губернии было незначительным. На 651 господский дом приходилось 118 садов, из них только 4 регулярных (Симбухино, Липяги, Калдусы, Соловцовка). Единственная в губернии в конце XVIII века оранжерея имелась в с. Архангельском, Маис тож, Столыпиных, в остальных усадьбах были теплицы.
В первой половины XIX века усадебные сады и парки приобретают определённый вид. В большинстве усадеб парк не существовал отдельно, а был одним из кварталов сада с прямыми пересекающимися аллеями, образующими квадраты, засаженные фруктовыми деревьями или цветами, или куртинами декоративных и экзотических кустарников и деревьев, или в них сохранялись вековые деревья-солитеры (липа, дуб, ясень, вяз). Аллеи и сады по периметру обсаживались чаще всего липами, клёнами, березами. Часто по дальней границе сада разводили «нарядные» кустарники: жёлтую акацию, боярышник, шиповник, черемуху, позже сирень. На протяжении более ста лет планировка провинциальных усадебных садов не менялась. Такими были сады в Ольшанке (Башмаковский район), Апалихе, Грабовке, Чертково (Бессоновский район), Широкоисе (Иссинский район), В. Аблязове, Бузовлёво (Лопатинский район), Знаменском, Рамзае (Мокшанский район), Черкасском, Никольском-Липягах (Пензенский район).
Пейзажных парков как таковых в среднепоместных усадьбах не было, если не считать за таковые извилистые дорожки, выводившие к различным полянкам или беседкам в глуши сада. Радиально-лучевые аллеи (элементы регулярного парка) зафиксированы только в двух дворцовых усадьбах: в Проказне — трезубец аллей, расходящихся по склону от главного дома; и в Надеждино — пять радиально-лучевых аллей, расходящихся от дворца, и каждая из них заканчивалась беседкой-храмом Любви, Дружбы, Уединения и т. п.
Храм Лады в парке имения князя А. Б. Куракина «Надеждино». Художник Причетников В. П. Холст, масло. 40х56 см. Тверская областная картинная галерея
Выдающимися образцами садово-паркового искусства являются парки Надеждино и Зубриловки. Надеждино уникально тем, что пейзажный парк по последней европейской моде появился здесь очень рано для провинции — в 1780-е. В Зубриловке, например, преобразование регулярного парка в пейзажный происходило в 1820-х.
Ко второй половине и концу XIX века относится создание дендропарков с экзотами в усадьбах Голыцыно графини Н. В. Толстой, Шугай у Свищёвки П. К. Шугаева, питомника с экзотами «Чернышевская дача» Ф. А. и И. А. Уваровых. У Сабуровых в усадьбе Белокаменка существовал отлично спланированный парк и сад с многочисленными (до 70) экзотами.
Липовая аллея парка в Белокаменке, ныне Колышлейского района Пензенской области. Автор фото — И. Агаева, сотрудник Пензенского краеведческого музея, источник фото: сайт Музеи Пензенской области
Старейшие по возрасту в Поволжье (около 200 лет) веймутовы сосны находятся в усадьбе Иконниковых-Галицких Теряевка (Неверкинский район).
К концу XIX века в богатых усадьбах появляются фонтаны (Николо-Пёстровка, Грабовка, Черкасское, Н. Шкафт).
Художественная жизнь. В конце XVIII века существовала уникальная частная провинциальная типография Н. Е. Струйского в Рузаевке, где издавались роскошные книги-подношения.
В начале XIX века был известен в губернии оркестр роговой музыки в усадьбе Широкоис (Иссинский района) И. Ф. Кошкарова, состоявший из 40 мальчиков. При капелле был профессиональный музыкант-учитель. «Подобной капеллы не было, конечно, в России». «Домашняя музыка» звучала у Ф. М. Колокольцова в усадебе Сыромяс (Городищенский район), в Надеждино, в Зубриловке, где наряду с русских песельниками выступали «труппы тирольцев, итальянцев, славян и других, все набранные из пленных солдат наполеоновской армии». В начала XX века в Николо-Пестровке князя А. Д. Оболенского существовал хор и духовой оркестр, художественно-литературный кружок, создан один из первых в России оркестр народных инструментов, которым руководил сын владельца.
Домашний спектакль в барском доме в начале ХIХ столетия. С гравюры того времени
Домашние театры, спектакли «к случаю», как правило, на именины и памятные семейные даты, были характерны для усадебного быта.
Владельцы усадеб внедряли и поддерживали художественные промыслы, которые, в отличие от народных, ориентировались на дворянскую культуру. У А. И. Полянского в Макаровке (ныне Республика Мордовия) в середине XVIII века плели шёлковые блонды из привозного шёлка и были золотошвейки. Вышивали бисером в усадьбе Беково, плели кружева в усадьбе Вазерки, художественным рукоделием занимались в усадьбе Каменка и других.
Библиотеки и художественные собрания. Самыми знаменитыми собраниями обладали Надеждино и Зубриловка. В губернии была известна легендарная библиотека и «кабинет гравюр» Ранцовых, пропавшие после революции 1917 года. В Макаровке Полянских в тайнике усадебной церкви долгое время хранился очень ценный архив рода Полянских, переданный по просьбе Императорского Московского Археологического Общества туда для разбора (1899).
Интерьер библиотеки помещичьего дома. Картина работы художника С. Ю. Жуковского. 1910-е гг. Холст, масло, 106х80 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
После открытия в Пензе общедоступной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова (1892) некоторые помещики дарили ей части своих усадебных собраний. Л. Л. Ховрина пожертвовала 882 книги из усадебной библиотеки, «довольно ценных», а также рукопись «Тамбовской казначейши» и другие стихотворения Лермонтова. Вдова поэта Н. А. Огарева-Тучкова подарила около 1000 книг, в т. ч. библиографические редкости и ценные иностранные книги начала XVIII века с атласами и альбомами чертежей из усадьбы Старое Акшено (ныне Мордовия). Княгиня М. А. Голицына (с. Крутец, Колышлейский район) в 1905-1912 годах передала всё свое богатое книжное собрание, несколько тысяч книг.
В имении Обуховых в д. Сияновка (Пензенский уезд) была огромная библиотека. В Грабовке библиотека состояла приблизительно из 1000 томов иностранной литературы и 300 рус. книг, а также много ценных вещей, статуй, картин, мебели, зеркал, бронзы. У А. А. Арапова в Проказне были книги, портретная галерея, в том числе знаменитый портрет В. Д. Римской-Корсаковой Ф. Винтерхальтера.
Варавара Дмитриевна Римская-Корсакова. Портрет работы художника Ф. К. Винтерхальтер, 1858 г. Холст, масло, 146х114 см. Картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза
Ценное собрание книг, древних рукописей, писем было у князя Б. В. Гагарина в Воейковке (Пензенский район).
После революции 1917 года большинство усадеб были разгромлены. Оставшиеся постройки ветшали и разрушались, или разбирались на стройматериалы местным населением. Три усадьбы стали музеями: музей-заповедник «Тарханы» с Апалихой и музей А. Н. Радищева.
В некоторых уцелевших господских домах помещались школы, больницы, социальные и административные учреждения, что приводило к их перепланировке, перестройке и частичной утрате исторического значения (Степановка, Чеботаевка, Козловка, Чирково, Загоскино, Князевка, Ст. Потловка, Поим, Оторма, Чардым, Ермоловка и многие другие).
К началу XXI века многие господские дома опустели, стали бесхозными и разрушаются. Редким исключением являются главный дом в Черкасском (школа, поддерживается сельской администрацией),
Главный дом усадьбы в Черкасском Пачелмского района Пензенской области в настоящее время занимает средняя общеобразовательная школа
в Грабовке (неврологический интернат),
В усадьбе Устиновых в Грабовке ныне размещен Грабовский психоневрологический интернат. Источник фото: сайт ГАУСО ПО «Грабовский психоневрологический интернат»
в Никольске (бизнес-инкубатор).
С февраля 2012 года в доме Бахметевых-Оболенских в Никольске Пензенской области находится бизнес-инкубатор. Источник фото: сайт goru.travel
Парки не используются, их обживают как незанятую территорию под частное строительство и огороды.
Бывший просек (аллея) парка усадьбы Надеждино князя А. Б. Куракина в селе Куракино Сердобского района Пензенской области. Современный вид. Автор фото: Рассказова Л. В.
В материалах Свода памятников истории и культуры, составлявшегося в 1970-1980-е, зафиксировано около шестидесяти усадеб разной степени сохранности, в основном, руины построек и остатки парков.
Десять усадеб или их отдельных частей внесены в реестр объектов культурного наследия как памятники культуры, из них четыре федерального значения: Зубриловка, Надеждино, Тарханы, Апалиха (входит в состав музея-заповедника «Тарханы»); шесть регионального значения: Грабовка, Каменка, Макаровская усадьба (бывшее с. Нарышкино, ныне Беково), Нижний Шкафт, Никольск, Проказна. Готовятся материалы на Черкасское.
Восемь бывших усадебных парков и территорий вошли в реестр особо охраняемых природных территорий как памятники природы регионального значения: Урочище Шугай, Дендрарий им. профессора Г. Ф. Морозова, Оболенский сад, Белокаменский парк, Дендроучасток пос. Сура (усадебный парк Шеншиных в с. Чирково, основанный в начале XIX века), Голицынский лесопарк, парки при усадьбах Надеждино и Зубриловка. Состояние парков-памятников, не говоря уж о других, оценивается как критическое. Изредка в некоторых проводятся небольшие расчистки, сборы валежника (Белокаменка, Надеждино).
Литература: Пензенская энциклопедия. Москва, 2001; Антонов И. С., Саволей Ю. П. Белокаменский парк. Пенза. 1984; Пономарев С. Ю. Старинные парки //С любовью к природе: сборник статей. Саратов. 1984; Чернявская Е. Н. Дворянские усадьбы Пензенского края// Земство. 1995. № 5 (9); Рассказова Л. В. «Кругом меня цвел Божий сад. » (Провинциальные усадебные сады)// Пензенский временник любителей старины. Вып. 14. Пенза, 2004; Рассказова Л. В. Национализация дворянских усадеб в Пензенской губернии (1917-1918)// Пензенское краеведение: опыт, перспективы развития. Материалы областной научной конференции. Т. 1. Пенза, 2005; Иванов А. И., Ойен Т., Скобанеев А. В. Проблема сохранения и развития старинных усадебных парков и дендрариев// Нива Поволжья. № 4. 2008. Пенза, 2008; Рассказова Л. В. «Дворянских гнёзд заветные аллеи…»// «Пенза — моя вдохновительница…» Пенза, 2009; Рассказова Л. В. Разгром дворянских усадеб (1917-1919): официальные документы и крестьянские практики// Общество — Среда — Развитие. Научно-теоретический журнал. №2 (15), 2010. Санкт-Петербург, 2010; Рассказова Л. В. Усадебные собрания Пензенской губернии: закономерности и особенности// Собирательство как феномен культуры: Материалы 12-х Боголюбовских чтений. Саратов, 2011; Рассказова Л. В. Образцовые дворянские усадьбы Пензенской губернии// Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Моя Малая Родина». Вып. 9. Степановка-Пенза, 2012; статьи Рассказовой Л. В. в издании: Русская усадьба: сборник ОИРУ: Усадебное обустройство в Пензенской губернии в конце XVIII — начале XIX вв. (вып. 7 (23). М., 2001); «Благоустроенная жизнь и доброе хозяйство есть наилучшая служба» (вып. 13-14 (29-30). М., 2008); Пензенские дворянские усадьбы в XXI в. (вып. 15. М., 2009); «Умение жить в деревне»: пензенские усадьбы и владельцы после Манифеста о вольности дворянства (вып. 19 (35). М.; Санкт-Петербург, 2014).