Джаназа намаз что это
Как совершать джаназа-намаз
Примите сердцем намерение на джаназа-намаз: «Я совершаю джаназа-намаз ради Аллаха в качестве дуа (мольбы) за умершего».
Имам произносит первый такбир («Алла́ху акьбар»), а коллектив (мусульмане, совершающие намаз за имамом) произносят такбир тихо, после чего произносят сана́:
سُبْحَانَكَ اللّٰهُمَّ وَبِحَمْدِكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَتَعَالٰى جَدُّكَ وَلَا إلٰهَ غَيْرُكَ
Субха́накялла́хумма ва бихамдикя ва таба́ракясмукя ва та’а́ля́ джаддукя ва ля́ иля́ха гойрукь.
Перевод: «Слава Тебе, Аллах, и хвала Тебе! Величественно Твое Имя, возвышена Твоя Мощь! Нет бога кроме Тебя».
Примечание 1: сана́ в джаназа-намазе зачастую приводят с дополнительными словами «ва джалля сана́укя». Это дополнение не из Сунны. Оно рекомендовалось некоторыми алимами, но никакого правила о необходимости его прочтения нет. Его можно произносить, а можно и пропустить.
Примечание 2: руки поднимают только на первый такбир. На последующие такбиры руки не поднимают, оставляя их сложенными как обычно в намазе.
Далее имам произносит второй такбир. Коллектив произносит такбир тихо, после чего произносят салават Ибрахима:
اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلٰى إبْرَاهِيمَ وَعَلٰى اٰلِ إبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيْدٌ مَجِيْدٌ، اَللّٰهُمَّ بَارِكْ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكَتْ عَلٰى إبْرَاهِيمَ وَعَلٰى اٰلِ إبْرَاهِيمَ إنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
Алла́хумма солли ‘аля́ Мухаммадив-ва ‘аля́ а́ли Мухаммадин кяма́ солляйта ‘аля́ Ибра́хи́ма ва ‘аля́ а́ли Ибра́хи́ма иннакя хами́дум-маджи́д. Алла́хумма ба́рикь ‘аля́ Мухаммадив-ва ‘аля́ а́ли Мухаммадин кяма́ ба́ракьта ‘аля́ Ибра́хи́ма ва ‘аля́ а́ли Ибра́хи́ма иннакя хами́дум-маджи́д.
Перевод: «О, Аллах! Прояви милость к Мухаммаду и семье Мухаммада, как Ты проявил милость к Ибрахиму и семье Ибрахима! Воистину, Ты – Достохвальный, Величественный. О, Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима! Воистину, Ты – Достохвальный, Величественный».
Затем имам произносит третий такбир. Коллектив произносит такбир тихо и далее произносит следующую мольбу:
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيْرِنَا وَكَبِيْرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا اَللّٰهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيْمَانِ
Алла́хуммагфирь лихаййина́ ва маййитина́ ва ща́хидина́ ва го́-ибина́ ва согы́рина́ ва кяби́рина́ ва закярина́ ва унса́на́. Алла́хумма ман ахъяйтаху́ минна́ фа ахйихи́ ‘аляль-исля́м, ва ман таваффайтаху́ минна́ фатаваффаху́ ‘аляль-и́ма́н.
Перевод: «О, Аллах! Прости живых из нас и мертвых из нас, присутствующих из нас и отсутствующих из нас, молодых из нас и старших из нас, наших мужчин и наших женщин! О, Аллах! В ком Ты поддерживаешь жизнь, сделай его живущим в качестве последователя ислама! А кого Ты умерщвляешь, сделай так, чтобы он умер верующим!» (Абу Дауд, Тирмизи)
Можно также произнести следующую мольбу:
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الْأَبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَمِنْ عَذَابِ النَّارِ
Перевод: «О, Аллах! Прости его и прояви к нему милость, убереги его и помилуй, благослови место, где он поселится, и расширь его вход, омой его водой, снегом и градом, очисть его от грехов, как очищают белую одежду от грязи! О, Аллах! Дай ему дом лучше, чем его дом, и семью лучше, чем его семья! О, Аллах! Допусти его в рай и защити от могильного наказания и мучений в Огне!» (Муслим. Сахих)
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لَهَا وَارْحَمْهَا وَعَافِهَا وَاعْفُ عَنْهَا، وَأَكْرِمْ نُزُلَهَا، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهَا، وَاغْسِلْهَا بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهَا مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الْأَبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهَا دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهَا، وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهَا وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهَا، وَأَدْخِلْهَا الْجَنَّةَ وَأَعِذْهَا مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَمِنْ عَذَابِ النَّارِ
Если человек эти мольбы не знает, можно произнести любую мольбу за умершего. Например:
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ
Алла́хуммагфирь ляху́ вархумху́.
Перевод: «О, Аллах! Прости его и прояви к нему милость!» (произносится за умершего мужчину).
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْ لَهَا وَارْحَمْهَا
Алла́хуммагфирь ляха́ вархумха́.
Перевод: «О, Аллах! Прости ее и прояви к ней милость!» (произносится за умершую женщину).
Если умер ребенок мужского пола, произнесите следующую мольбу:
اَللّٰهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَاجْعَلْهُ لَنَا أَجْرًا وَذُخْرًا وَاجْعَلْهُ لَنَا شَافِعًا وَمُشَفَّعًا
Алла́хуммадж’альху́ ляна́ фаратов-вадж’альху́ ляна́ аджрав-ва зухрав-вадж’альху́ ляна́ ща́фи’ав-ва мущаффа’а́.
Перевод: «О, Аллах! Сделай его (этого ребенка) предшественником для нас! Сделай его источником награды и сокровища для нас! Сделай его заступником за нас и тем, чье заступничество принимается!»
Если умер ребенок женского пола, произнесите следующую мольбу:
اَللّٰهُمَّ اجْعَلْهَا لَنَا فَرَطًا وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْرًا وَذُخْرًا وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَمُشَفَّعَةً
Алла́хуммадж’альха́ ляна́ фаратов-вадж’альха́ ляна́ аджрав-ва зухрав-вадж’альха́ ляна́ ща́фи’атав-ва мущаффа’ах.
Перевод: «О, Аллах! Сделай ее (этого ребенка) предшественницей для нас! Сделай ее источником награды и сокровищ для нас! Сделай ее заступницей за нас и той, чье заступничество принимается!»
Примечание: поскольку джаназа-намаз сам по себе является мольбой (дуа), нет никаких мольб, предписанных после него. Поэтому не следует спешить, произнося мольбу после третьего такбира, ведь это время для мольбы за умершего.
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «Совершая джаназа-намаз за умершего, будьте искренни в своей мольбе за него». (Абу Дауд)
После этого имам произносит четвертый такбир и совершает салямы. Коллектив тихо произносит такбир и совершает салямы. На этом джаназа-намаз завершен, и умершего нужно отнести для погребения.
Желательно образовать за имамом хотя бы три ряда.
Четыре такбира в джаназа-намазе обязательны. Если человек опаздывает на джаназа-намаз и пропускает такбир (или такбиры), ему сначала следует произнести пропущенные такбиры до совершения салямов.
Заупокойная молитва (Джаназа намаз)
По ханафитскому мазхабу джаназа намаз нужно обязательно совершать за умерших мусульман, кроме следующих категорий людей:
Кто наиболее достоин быть имамом в джаназа намазе
Совершение джаназа намаза является наиболее предпочтительной в следующей последовательности:
Совершение одного погребального намаза за нескольких и более покойников
Все четыре мазхаба сошлись в дозволенности совершить один джаназа намаз за более чем одного покойника. Однако совершение отдельного намаза за каждого покойного является более предпочтительным.
Арканы (обязательные части) джаназа намаза
По мазхабу Абу Ханифы джаназа намаз состоит из двух арканов:
Ният и салам
Намерения (ан-ният) является условием (шарт) джаназа намаза, а салам в конце молитвы относится к ваджибам намаза.
Сунны джаназа намаза
Желательными действиями джаназа молитвы являются:
Порядок совершения джаназа намаза
Джаназа молитву совершают в следующем порядке:
Читать аль-Фатиху по мазхабу Ханафи в джаназа намазе не надо.
Дуа читаемые в джаназа намазе и после него
Место, где должен стоять имам в джаназа намазе
Мнения ученых относительно место, где должен стоять имам в джаназа намазе разошлись. По мазхабу Абу Ханифа желательно, чтобы имам стоял напротив груди покойного, без разницы является ли покойный мужчиной или женщиной.
Что должен делать тот, кто опоздал на молитву за имамом
Если желающий помолиться не успел начать намаз вместе с имамом, то он будет действовать следующим образом: если имам произнес первый такбир и читает восхваления, или произнес второй такбир и читает салават Пророку, или произнес третий такбир и читает дуа, то желающий помолиться за имамом не будет произносить такбир во всех трех случаях, а подождет пока имам не произнесет следующий такбир, чтобы вместе с ним его произнести. Оставшиеся такбиры он должен восполнить сам, после того как имам даст салам. Однако если тело покойного быстро забирают, то восполнять пропущенные такбиры не надо. Если же человек успел на намаз, когда имам произнес четвертый такбир, то он не успел на эту молитву.
Если имам произнесет больше четырех такбиратов (например, пять) то молящиеся за ним не должны делать тоже самое, а будут ждать пока имам не даст салам, чтобы с ним завершить намаз.
Условия (шуруты) джаназа намаза
Для того чтобы намаз состоялся необходимы те же условия, что и для других намазов, а именно:
Условия обязывающие совершить над покойником джаназа намаз
Для того чтобы над покойником был совершен джаназа намаз он должен соответствовать следующим условиям:
Время совершения джаназа намаза
Нельзя совершать (грех) джаназа намаз в следующие пять периодов времени, на совершение намаза в которых пришел запрет в хадисах:
В остальное время можно совершать джаназа намаз.
Совершение над покойником намаза несколько раз, и после захоронения
Не желательным является совершение джаназа намаза еще раз, если первый намаз был совершен джамаатом. Если же первый намаз был совершен не джамаатом, то желательным является совершить его джамаатом до захоронения покойного. Если покойный был погребен без совершения джаназа намаза, то намаз можно совершить у его могилы.
Место совершение джаназа намаза
Совершать джаназа намаз можно в любом пригодном для молитвы месте. Однако совершать джаназа намаз на кладбище является не желательным. Также нежелательным является совершение джаназа намаза в мечети.
Достоинство джаназа намаза
В хадисах передается, что Пророк (с.а.с.) сказал:
«مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فَلَهُ قِيرَاطٌ، فَإِنْ شَهِدَ دَفْنَهَا فَلَهُ قِيرَاطَانِ، الْقِيرَاطُ مِثْلُ أُحُدٍ» – «Кто совершит намаз за умершего (джаназа намаз), получит награду в один къырат, а если он будет присутствовать при погребении усопшего (т.е. будет на похоронах, совершая намаз за покойного, провожая его до кладбища и присутствуя при захоронении), то получит вознаграждение в два къырата. А один къырат равен величине горы Ухуд». «Сахих Муслим», хадис №2193.
Джаназа-намаз по покойному согласно мазхабу имама Абу Ханифы
Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).
У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.
Первое – Ислам мёртвого, то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.
Второе – тахарат (чистота) тела и места умершего, то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.
Третье – нахождение покойного перед совершающими намаз за него.
Четвёртое – присутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой. Пятое – чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины. Шестое – чтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается.
Сунн джаназа-намаза – четыре. Первая – стояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана.
Вторая сунна – чтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.
Третья сунна – чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).
Четвёртая – чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение). По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).
Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)
А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.
При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».
Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.
Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.
Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).
Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.
Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.
Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.
Обряды
Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.
Погребальная молитва – это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином[1], то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.
Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле[2] поперек перед имамом.[3] Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя.[4] Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.
Последовательность совершения погребальной молитвы. [5]
— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, на уровне груди, сердца;[6]
— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После каждого такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;[7]
Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»;[8]
سُبْحَانَكَ اَللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ
وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»;[9]
Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:
«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».[10]
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ، وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ، وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ، وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ، وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ، وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ، وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ، وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ
Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:
«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».[11]
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ، وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ، وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ، اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ، وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ، اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تُضِلَّنَا بَعْدَهُ
Если покойным является ребенок или психически больной человек[12], то произносятся только следующие слова: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».[13]
اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا
Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, – в левую. На этом погребальная молитва завершается.
— имам стоит перпендикулярно телу покойного. Если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине тела покойной;[14]
— последовательно проговариваются четыре такбира. С каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей[15], и опускает их на грудь в области сердца.[16]
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;[17]
Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит: «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».[18]
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Затем читается сура «аль-Фатиха»:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘алямиин.
Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин.
Сыратал-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.[19]
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ
Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»[20], начав со слов восхваления Всевышнего: «Аль-хамду лил-ляях».[21]
Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих.[22]
Сказав четвертый такбир, говорит: «Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дах».[23]
اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ
Затем, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, – в левую.
На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения джаназа-намаза являются правильными и соответствующими Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
مَا مِنْ رَجُلٍ مُسْلِمٍ يَمُوتُ فَيَقُومُ عَلىَ جَنَازَتِهِ أَرْبـَعُونَ رَجُلاً لاَ يُشْرِكُونَ بِاللَّهِ شَيْئًا إِلاَّ شَفَّعَهُمُ اللَّهُ فِيهِ
«Если над мусульманином совершат погребальную молитву сорок, не приписывающих что или кого-либо в сотоварищи Господу, [то есть истинно верующих], то будет [через их присутствие и свидетельствование веры его, посредством участия в погребальной молитве над ним] прощено ему [то есть Господь простит ему прегрешения, но, безусловно, в меру желания Его и мудрости]» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Муслима).[24]
Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому будет прощение Всевышнего и райская обитель».[25]
ВРЕМЯ ЗАПРЕТНОЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПОГРЕБАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ.
В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение погребальных молитв запрещено.
‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[26];
— в то время, когда солнце находится в зените;
— во время заката солнца» (св. х. имама Муслима).[27]
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).[28]
На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв, в том числе и погребальной, в данные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым джаназа-намаз не относится.[29]
НАД КЕМ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА.
Погребальная молитва не совершается, по мнению богословов-ханафитов, над следующими категориями людей:
2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если – в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.
Убийца одного из своих родителей также заслуживает быть униженным в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, если он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается.[31]
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА НАД САМОУБИЙЦОЙ.
Что касается самоубийцы, то известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не стал совершать погребальную молитву над самоубийцей, преступником пред Творцом, показывая тем самым крайнее недовольство совершенным поступком и резкое осуждение его, но, при этом, не запретил другим совершение джаназа-намаза.[32]
Как богословы-ханафиты, так и богословы-шафииты считают, что самоубийцу канонически допустимо омывать и совершать над ним погребальную молитву, так как он не является преступником по отношению к другим.[33] Его пагубное преступление ограничено им самим и судьей над ним, отказавшимся от самого значительного господнего блага – жизни, является Сам Творец.
Аль-Хаттаби говорит в книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы».[34]
Аш-Шурунбулялий[35] оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, что является более верным».[36]
Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и уроком для других. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают».[38]
Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник».[39]
Из всего вышесказанного можно заключить: Посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) порой отказывался лично совершать погребальную молитву, как это было в случае с вором, самоубийцей, должником и прелюбодейкой. Но отказ его не был запретом для других, так как сподвижники Пророка совершали погребальную молитву и он, видя это, не запрещал им, а иногда даже сам приказывал провести ее (без него).[40] Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам о совершении погребальной молитвы явились причиной, что большая часть ученых-‘алимов говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Его в День великого Суда.
МЕРТВОРОЖДЕННЫЕ И ДЕТИ, УМЕРШИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Основным хадисом по данной теме является высказывание Пророка Мухаммада:
إِذَا اسْتَهَلَّ الصَّبِيُّ صُلِّيَ عَلَيْهِ وَ وُرِّثَ فَإِذَا لَمْ يَسْتَهِلَّ لَمْ يُصَلَّ عَلَيْهِ وَ لاَ يُوَرَّثُ
«Если были признаки[41], что ребенок родился живым [42], то над ним совершается погребальная молитва, и он принимает участие в делении наследства[43]. Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» (св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др.).[44]
Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживается мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является упомянутый достоверный хадис.[45]
Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где говорится, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу.[46] На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.
Однако, дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Творцу известна истина и подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.
Резюме. Если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва. Его заворачивают в полотно и придают земле.[47] Если больше четырех, и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается джаназа-намаз и затем его предают земле.[48]
МОРАЛЬНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА.
Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которые, если правильно поймут испытание Божие, то им воздастся бòльшим и в этой жизни и в вечности. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто похоронит троих детей своих[53] [то есть переживет их] тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» (хадис от Василя; св. х. ат-Табарани).[54] В одном из достоверных хадисов говорится также о двух детях.[55] Есть упоминание и о потере одного.[56] Также пророком Мухаммадом передаются слова Господа миров, смысл которых: «Если набожный раб Мой, потеряв очень дорогого для себя человека, обратиться ко Мне без упрека, с терпением и ожиданием воздаяния в вечности за столь тяжелое мирские испытание, то ему уготован только Рай!»[57]
Даже полное отсутствие возможности проявления чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары, будет восполнено в Раю – «Будут ходить вокруг них [обитателей Рая, которые были лишены отцовства и материнства в мирской жизни] вечные дети» (Св. Коран, 56:17); «Будут ходить вокруг них [обитателей Рая, которые не имели детей в мирской жизни] вечные дети. Тебе, при взгляде на них, покажутся они рассыпанными [прекрасными] жемчужинами» (Св. Коран, 76:19).
Наряду со всем сказанным нужно также не забывать, что Всевышний Аллах к хорошим людям милостив[58], плохих же – наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…
Да обережет нас Всевышний от гнева Своего, и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего. Амин.
[1] Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 29.
[2] Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 500.
[3] Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева – ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 209.
[4] Предстоятель-имам проговаривает вслух только каждый из четырех такбиров и приветствие по обе стороны. Говорит он это так, чтобы было слышно людям, стоящим за ним.
[5] Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность раздельно.
[6] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 226.
[7] Имя покойного называть необязательно.
[8] Перевод: «О Аллах, Ты далек от всех недостатков и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твое и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
[9] По примеру того «Салавата», что читается после «Ташаххуда» в завершении любого намаза.
[10] Перевод: «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».
[11] Перевод: «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»
[12] Дети (до наступления половой зрелости) и психически больные люди не несут ответа пред Всевышним за свои поступки. Их прегрешения не считаются грехом. Именно поэтому они не нуждаются в том, чтобы кто-либо молился за их прощение.
[13] Перевод: «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95.
[14] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 33.
[15] Там же. Т. 1, с. 300.
[16] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[17] Имя покойного называть необязательно.
[18] Перевод: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
[19] Перевод: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров, милость Которого безгранична и вечна, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался или тех, которые сошли с него».
[20] По примеру того «Салавата», что читается после «Ташаххуда» в завершении любого намаза.
[21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[22] Формулы молитвы идентичны тем, что были написаны в варианте по ханафитскому мазхабу.
[23] Молитва-ду‘а после четвертого такбира не является обязательной, в отличие от той, что после третьего. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 24, 27; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[24] Хадис и комментарий см.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин [Сады благонравных]. Каир: ас-Салям, 1999, с.139, хадис № 430. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 496, хадис № 8113, «хасан».
[25] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 320, хадис № 1029; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 618, хадис № 934.
[26] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20-40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 1, с. 519.
[27] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 167, хадис № 151.
[28] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893.
[29] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 501, 502.
[30] Данное утверждение обосновано действием имама ‘Али (да будет доволен им Творец). См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.
[31] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1508-1510.
[32] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]: В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993, т. 2, с. 369, раздел «Похороны» (китаб аль-джана’из), хадис № 55; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 269, хадис № 414.
[33] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1509.
[34] Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269.
[35] Хасан ибн ‘Али аш-Шурунбулялий (?-1659) – египетский богослов ханафитской школы. Выпускник университета «аль-Азхар». Был одним из тех, фетвам которого доверяли. Среди его многочисленных трудов известны «Маракы ас-са‘адат», «Нур аль-идах» и комментарий к ней «Маракы аль-фалях».
[36] См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.
[37] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 743.
[38] Там же. Т. 2, с. 743.
[39] Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269.
[40] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 819, раздел «Наказания» (китаб аль-худуд), хадис № 10; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 744; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269, хадис № 415.
[41] Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: Аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.], с. 60, хадис № 152.
[42] В арабско-русском словаре Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «истихляль новорожденного ребенка – это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.
[43] Ребенок родился живым и сразу умер. Но в промежутке между началом пятого месяца беременности его матери и до его смерти, кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства, в соответствии с положениями шариата, часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае, та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными, в соответствии с канонами деления наследства.
[44] С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников Пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1, с. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 1, с. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991, т. 2, с. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 2, с. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, часть 1, с. 95 и другие.
[45] Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 35; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 4, с. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 7, с. 93, 94.
[46] «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени – в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис №2179, «сахих».
[47] Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и придать земле. Погребальная молитва над ним не совершается См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1533.
[48] Там же. Т. 2, с. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.
[49] «Истинно верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он восхваляет Всевышнего Господа» См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9150.
[50] В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея на некоторое время был именно Хызыр (Более правильно – Хыдр (الخضر). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы Пророка Мухаммада. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 3-10.
[51] Можно сказать, что мол «почему Творец забирает то, что Сам же дал?» или «почему он не может дать сразу именно то дитя, которое будет благочестиво к родителям и покорно?». Истину знает только Создатель, но можно предположить – и это понимает любой верующий – что проходя через тяжелую потерю с пониманием, терпением и благоразумием; с учетом того, что находящееся вне наших сил (неизлечимость болезни, несчастный случай, природные катаклизмы и т.д.) подвластно только Богу, человек подходит к большему, более ценному, более важному. Ни одна потеря с проявленным при этом терпении не пройдет незамеченной: «даже иголка, что уколола тебя» – говорил Пророк Мухаммад. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8097, «хасан» и № 8098, «сахих».
[52] Через это повествование никак нельзя оправдывать преступное действие одного относительно имущества, чести или жизни другого. Посягательство на чужое, тем более жизнь другого, не могут быть оправданы, кроме как в случае, если они явились результатом судебного разбирательства за те или иные преступные действия. История с Хызыром может проецироваться в наших реалиях на такого рода действия, как несчастные случаи, внезапные смертоносные заболевания, стихийные бедствия и т.п.
[53] Как в детском возрасте, так и в зрелом. Но в детском возрасте особенно.
Родителю всегда крайне тяжело терять рожденное и выращенное им дитя, сколько последнему ни было бы лет. Человек верующий делает это смиренно, завершив миссию родителя данного ребенка приданием тела земле, уповая на волю Творца и ожидая воздаяния у Господа за столь нелегкое испытание.
[54] Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан». Такого же смысла есть несколько хадисов в сводах аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 374, хадисы № 1248-1251.
[55] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 629, хадис № 954.
[56] Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 329, хадис № 1062.
[57] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 2018, хадисы № 6424.
[58] Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношении к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то – как в этой жизни, так и в вечности.
Оставьте свои контакты,
и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.